Методическая разработка
«Мой лучший урок русского языка»
2024 год
Тема: «Окончание и основа слова»
Класс: 5
Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Задачи:
1. Углубить знание об окончании как изменяемой части слова и его ролью в предложении.
2. Ознакомление с окончанием как изменяемой части слова и его ролью в предложении.
3. Углубление представлений учащихся об особенностях окончания как части слова, которая служит для связи слов в предложении.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: осознают способы словоизменения, определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.
Метапредметные:
Позновательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации.
Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
Методы и формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод, индивидуальная работа в паре.
Оборудование – экран, компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, оценочные листы, магниты.
Демонстрационный материал – презентация по теме урока.
Основные понятия – основа слова, окончание.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка урока русского языка в 5 классе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Урок составлен по гуманитарному направлению (русский язык)
Тема урока: «Окончание и основа слова»
Методы и формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод, индивидуальная работа в паре.
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Краткая характеристика класса: принимая во внимание личные наблюдения, можно сделать вывод: большинство учащихся ходят в школу охотно; адекватны в поступках, поведении, доброжелательны в общении, участвуют в общественной жизни. Все дети в классе умеют читать. На уроках обучающиеся работают активно, помогая друг другу, справедливо оценивая свою работу и работу одноклассников, выполняя все требования учителя.
Программа, учебник – в работе используется программа по русскому языку для 5 класса. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и рабочей программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
(Русский язык. Рабочие программы).
Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. М., Просвещение,2014).
Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение, 2015
Учебным планом предусмотрено 5 часов в неделю.
Раздел учебника: Морфемика. Орфография. Культура речи.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Мотивация к учебной деятельности |
Вступительное слово учителя: - Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле?.. А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения! - Ребята, какое сейчас время года? - Какое настроение оно у вас вызывает? (слайд 1) - Нарисуйте свое настроение на полях. - Запишем число, классная работа. (Слайд 2)
|
Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, рисуют настроение, делают записи в тетрадях |
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Актуализация знаний
|
Ребята давайте посмотрим на экран (на слайд : -а, -ый, -ют, -ят, -и, - ая. (Слайд 3)) - Что перед вами? - А что такое окончание? - Что можно сделать с этими окончаниями? - Можно ли по окончанию определить часть речи? - Запишите слова на тему «Зима», используя эти окончания. Выделите окончания в каждом слове. (работа в паре). А теперь давайте проверим, что вы там записали.(Слайд 4) -Как называется часть слова без окончания? |
Работают в паре, придумывают и записывают слова, а затем осуществляют проверку по слайду, оценивают работу в паре. (Приложение)
|
Регулятивные (контроль, коррекция знаний).
|
Определение темы и целей урока. |
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Слайд 5) - Какие цели мы перед собой поставим? - Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени». |
Формулируют тему и цель урока, работают с оценочным листом. (Приложение) |
УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).
Познавательные (формулирование проблемы) |
Открытие нового знания. |
Работа с деформированными предложениями. (Слайд 6) - Ребята, а теперь я вам предлагаю выполнить новое задание. Посмотрите на слайд 6. И скажите, что это за задание? 1 вариант. В, январь, ударять, сильный, морозы. 2 вариант. Пушистые, снежинки, падать, на, земля. - Можно ли сказать, что это предложения? - Что нужно сделать, чтобы составить из этих слов предложения? - Посмотрите на тему и скажите, что мы сделаем еще. (проверка по слайду 7) - Сделайте вывод, для чего служат окончания в предложении. - Какие значения имеет слово? -Как вы думаете, какое значение заключено в окончании? В основе слова? |
Дети участвуют в диалоге, составляют предложения, выделяют окончания и основы, оценивают правильность выполнения работы, делают вывод.
|
Проблемное объяснение нового материала.
УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется роль окончаний в предложении). Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
Физминутка |
- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем. Какая же зима без снега. Вот
студеною зимой (Дети машут руками.) Даже
хитрая лиса. |
Выполняют физминутку |
|
Закрепление знания |
- Ребята, а теперь давайте выполним в учебнике упражнение 384. Но выполнять мы его будем по следующим критериям. - Давайте посмотрим на слайд (Слайд 8). Но последующим критериям оценивания. На «3» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу слова в именах существительных; На «4» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу в словах первых двух строчек; На «5» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу во всех словах текста.
- А теперь давайте проверим, как вы выполнили упражнение. - Поставьте на полях «+», если хотите, чтобы оценка пошла в журнал. - Поставьте на полях «-», если не хотите, чтобы оценка пошла в журнал. (Слайд 9). |
Работают с текстом, делают выводы (дифференцированная работа); комментируют оценку.
|
Коммуникативные (постановка вопроса)
Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)
Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
Контроль усвоения материала |
Работа с сигнальными карточками ДА - НЕТ. - Ребята давайте с вами поиграем, у вас на столах лежат сигнальные карточки ладошки красные и зеленые, я вам буду задавать вопросы, а вы будите подымать карточки. Красная ладошка значит – нет, а зеленая означает - да. - И так все готовы? Тогда начинаем. - Окончание – изменяемая часть слова? (Да.) - Окончание входит в основу слова? (Нет.) - Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.) - У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.) - С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.) - Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени». |
Участвуют в работе с сигнальными карточками, работают с оценочным листом
|
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) |
Рефлексия |
- Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего урока, - Скажите, что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Оставьте свой магнит у тех слов, которые вам больше подходят:
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придется потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться.
|
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. |
Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
Домашнее задание |
Упр. 379, создание карточки с деформированными предложениями (5 предложений) *нарисовать рисунок на тему «Зима» (Слайд 10) |
Записывают домашнее задание |
Личностные
|
Приложение 1
Оценочный лист
Ф.И. учащегося____________________________________
Оцени свою работу в паре:
Утверждение |
Полностью согласен |
Частично согласен |
Не согласен |
Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий |
|
|
|
|
При разногласиях я принимаю другое решение |
|
|
|
|
Большинство решений предложено мной |
|
|
|
|
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение |
|
|
|
|
Работать в паре труднее, чем одному |
|
|
|
|
Мне интереснее и полезнее работать в паре |
|
|
|
|
1. 2.
Приложение 2
Я ЗНАЮ: 1. для чего служит окончание -1 балл; |
|
|
Я УМЕЮ: 1. определять, что называется окончанием и основой слова– 2 балла; |
|
|
|
2. какое значение заключено в окончании и основе слова– 1 балл; |
|
|
||||
2. выделять окончание – 2 балла; |
|
|
||||
3. как выделить окончание в слове – 1 балл; |
|
|
3. выделять основу слова – 2 балла. |
|
|
|
4. как определить основу слова – 1 балл. |
|
|
Итого: |
|
|
Приложение 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.