Музейный урок «Тропами мужества»
Пояснительная записка
Актуальность: В наше современное время, когда в мире происходят новые исторические процессы, когда Америка и многие страны Европы недружественно, а иной раз агрессивно относятся к нашей Родине, когда фащизм и нацизм свирепствуют на Украине, мне как педагогу необходимо уделить особое внимание на формирование патриотических чувств у обучающихся.
В связи с этим необходимо на примерах и подвигах участников Великой Отечественной войны, интернациональных и локальных воин воспитывать у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма.
Тематическое направление: Гражданское и патриотическое воспитание
Тема воспитательного мероприятия: Музейный урок памяти. «Тропами мужества. Наши защитники».
Данное мероприятие соприкасается с модулем воспитательной программы классного руководителя и воспитательным модулем школы. В этом учебном году особое внимание уделено патриотическому воспитанию детей и молодежи в связи с чем данное мероприятие является особенно актуальным.
Целевая аудитория обучающиеся школы 5-11(11-18 лет)
Цель мероприятия: гражданское и патриотическое воспитание обучающихся на примерах жизни и подвигах наших защитниках.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся познавательный интерес к истории России.
- Расширять знания учащихся об истории Великой Отечественной войны, интернациональных и локальных воинах.
-Способствовать гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, воспитывать любови и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ее защитникам
- Развивать умения представлять свои проекты.
- Продолжить формирования навыков обсуждения проблем, развивать ценностные ориентиры и социальную активность обучающихся.
Планируемые результаты:
- Получение новых знаний обучающимися.
-Умение коммуникатировать друг с другом.
- Уважение к истории прошлого и настоящего.
- Формирование личной позиции.
-Испытывать гордость за свою страну.
Мероприятие планируется проводить в форме занятие-размышления, музейная экскурсия, презентация, представление проектов, диалог, викторина, Катак как это дает возможность показать на музейных стендах фотографии ветеранов, их награды и более полную информацию о жизненном пути. Так же обучающиеся смогут ознакомиться с биографиями земляков-участников локальных войн. Данное мероприятие полностью соответствует возрастным особенностям обучающихся. Именно с 5 по 11 класс у обучающихся формируется четкое понимание понятия патриота, гражданина, Родины. Приходит осознания причастности к тому, что происходит в стране и в мире. Данное мероприятие пробудит в обучающихся интерес к истории прошлого и настоящего. Даст возможность обучающимся проявить свои творческие способности в написании и сборе информации о своих земляках участниках военных действий, с целью пополнения материалов для музея. Каждый ученик получит возможность высказать свое мнение, принять участие в викторине, применить свои знания на практике.
Оформление мероприятия:
- Музыкальная заставка, песни в исполнении Марка Бернеса.
- Эпиграфы.
- Раздаточный материал (цитаты, русские пословицы и поговорки о героизме)
- Презентации обучающихся « Нюйцы-участники ВОВ и локальных конфликтов»
Оборудование:
-Проектор.
- Компьютер.
- Музейные стенды.
- Музыкальные записи.
Подготовка к мероприятию:
- Провести анкетирование « Что значит Родину любить».
- Подобрать цитаты по теме.
- Подобрать музыкальное сопровождение.
- Подготовка проектов обучающимися по теме «Великая Отечественная война», «Земляки-участники локальных конфликтов».
Основная часть.
План мероприятия:
1. Введение в тему
2. Экскурсия по экспозиции «Они сражались за Родину»
3. 4 судьбоносных сражения ВОВ
4. Защита проектов обучающимися
5. Анализ статьи
6. Викторина «Дорогами ВОВ»
7. Подведение итогов мероприятия
Ход урока:
1. Организационный момент, формирование эмоционального настроения ( звучит фонограмма песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.
2. Вступительное слово учителя: чтения стихотворения А. Твардовского «Прошла война»:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
Добрый день! – Какай главный праздник наша страна отмечает 9 мая?
Правильно, день Победы в Великой Отечественной войне. Кого можно назвать защитниками нашей Родины? Наше мероприятие посвящено защитникам нашей родины землякам-участникам ВОВ и локальных конфликтов. Давайте ребята вспомним славных защитников нашей Родины. Предлагаю вам экскурсию по экспозиции «Они сражались за Родину», напомню вам далекие годы ВОВ и локальных конфликтов современности, познакомимся с некоторыми участниками ВОВ и локальных конфликтов, запомните их имена. Ученица 6 класса, подготовила для вас экскурсию по этой экспозиции.
Выступление и представление экспозиции «Они сражались за Родину».
- Какая высшая награда была во время ВОВ?
- Назовите Героев Советского Союза, получивших эту награду в годы войны?
Перед вами фотографии ветеранов ВОВ и участников локальных конфликтов из нашего села и Ленского района.
Учитель: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Историки в этой войне выделили 4 главных сражения, которые решили исход всей войны. Это битва за Москву. Воодушевленные своими удачами в начале войны, фашисты рвались к Москве к сердцу нашей Родины. Наши защитники стояли на смерть и не пропустили врага. Великая битва за Москву началась в сентябре 1941года.План наступления на Москву был назван «Тайфун» и предполагал полное её уничтожение вместе с жителями. Защитники Москвы яростно защищали столицу своей Родины и доказали, что фашистскую армию можно победить.
Москва была спасена.
Второе грандиозное по своему значению сражение было за Сталинград. Какое название сейчас носит этот город? Наступление наших войск началось в ноябре 1942 года. А, ликвидация окружённой группировки происходила с 10 января по 2 февраля 1943 года. Битва за Сталинград продолжалась 200 дней. Имя « Сталинград» вписано золотыми буквами в историю нашего Отечества.
Третье сражение было на Курской дуге, под Прохоровкой, когда наши войска опрокинули фашиста и погнали его на зад. Курская битва проходила с 5 июля по 23 августа. А 5 августа в городе Белгород был дан первый салют в честь победы наших войск над фашистами.
Четвёртое завершающее сражение- это битва за Берлин. Она проходила с 16 апреля по 8 мая 1945 года. Наши войска освободили не только СССР, но и всю Европу. И дошли до Берлина. Жителям Европейских государств стоит помнить о данных событиях и быть благодарными нашим солдатам.
Учитель: Многие Нюйцы- участники ВОВ, принимали участие во многих сражениях, кто- то вернулся домой с победой, а многие погибли ради Победы.
- Ребята, а кто из вас знает родственников участников ВОВ ? Сейчас вам представят свои проекты о ветеранах ВОВ учащиеся нашей школы.
Защита проектов.
- Как вы думаете, для чего наши деды и прадеды, не щадя своей жизни, боролись с фашистами?
-Ребята, а в наше время идут какие либо военные конфликты?
- Кто из нашего села, района участвует в СВО
Защита проекта земляки-участники СВО
-Какие чувства вы испытываете к нашим защитникам участникам СВО?
Учитель: Мне очень приятно, что вы ребята много знаете о истории своих родственников ветеранах и участников боевых действий. Главное в ваших проектах, живёт огромная гордость и великая благодарность к ветеранам и участникам боевых действий.
В наше современное время мы свами в силах сделать так, чтобы все знали и помнили героев прошлого и настоящего. Они не потеряли своего нравственного стержня, они боролись и будут бороться до последнего! За мирное небо над нашими головами!
В наше время многие пытаются переписать историю, искажают события, перекраивают факты. Многим не даёт покоя наша огромная территория и природные ресурсы. А не выученные уроки истории приводят к страшным трагедиям и очень сильно бьют по- настоящему. И эти удары по нашей самобытности, по нашей истории. Их цель: превратить нас в людей забывших своё историческое прошлое, а как известно без прошлого нет настоящего, а тем более будущего. Наша главная задача – знать и помнить события прошлого, анализировать события настоящего и осознавать, не допустить военных конфликтов в будущем. Люди отдавшие и отдающие свои жизни ради других людей, не должны оставаться в забвении.
Ученик читае стихотворение
«Как я люблю людей родной России» В. Сикоровского:
Как я люблю людей родной России! Их не согнули никакие беды,
Они тверды. Их вспять не повернёшь. И славить вечна вся земля должна
Они своею кровью оросили Простых людей, которым за победы
Те нивы, где сегодня всходит рожь. Я б звёзды перелил на ордена!
Учитель: работа и анализ цитат о патриотизме (распечатанные на листочках).
На долю нашего народа выпало много войн, но всегда русские люди выходили из них победителями.
- Какое человеческое качество позволило выстоять нашим защитникам?
Что вы понимаете под словом патриотизм?
- Как вы относитесь к этому качеству?
- Есть ли у вас пример для подражания? Если не секрет, кто?
- Кто такой патриот современной России? Тот, кто любит бриться на голо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он- патриот, или тот, кто считае службу в Российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить быт?
Патриотизм- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины (философский словарь).
Цитаты:
«Я на всё решусь, чтобы только ещё видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостояния» (П.И. Багратион).
«Главнейшими причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы: патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев…» (Н.Г. Чернышевский).
«Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всём лучшие, но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». (Н.М. Карамзин).
В последнее время стало модным ругать не давнее прошлое нашей страны. Но мне кажется, что ругать свою историю,- это всё равно, что придавать анафиме своих родителей. Я люблю свою страну такой какая она есть с её плюсами и минусами, но гожусь, что именно наш народ выстоял и победил в Великой Отечественной войне, горжусь, что именно наши ребята защитники участники Специальной военной операции на Украине, на передовой так же как наши деды и прадеды бьют фашистскую нечесть. Горжусь поэтами, писателями, художниками, артистами, которые внесли не оценимый вклад не только в нашу культуру, но и в культуру мирового сообщества. И очень хочется мира на земле, чтобы люди были счастливы, чтобы не было зла и насилия.
А сейчас ребята давайте подведём итог нашего мероприятия и ответим на вопросы викторины о «Время, события, люди в Великой Отечественной войне и локальных конфликтах». Вопросы:
Время
1. В этот день и год началась Великая Отечественная война.
2. В это время началось контрнаступление советских войск под Москвой.
3. В этот день и год началась СВО на Украине.
4. В этот день отмечается День Победы.
События
1. Это событие положило начало создания антигитлеровской коалиции.
2. Эта битва окончательно похоронила фашистский план молниеносной войны
3. Эта битва завершила коренной перелом в ходе Великой отечественной войны.
4. Это событие положило начало открытия второго фронта в Евпропе.
Люди
1. Кто носил звание маршала Победы.
2. Этот человек командовал окружённой группировкой противника под Сталинградом.
3. Кто из наших ребят земляков принимает участия в СВО
4. Именно он возглавил Государственный Комитет Обороны.
Подведение итогов.
Наше мероприятие подошло к концу, и я надеюсь, что оно было для всех нас полезным. Хочу пожелать вам быть такими же стойкими, сильными, мужественными как защитники прошлого и настоящего. Берегите себя и своих близких.
О, сделай, Господи, скорбь нашу светлою
Далёкой гнева, боли и мести,
А слёзы-тихой росой предрассветною
О нём, убиенном на поле чести.
Свеча ль истает, Тобой зажжённая?
Прими земную и, как невесте,
Открой поля Твои озарённые
Душе убиенного на поле чести.
Объявляется минута молчания в память о погибших воинах- защитников нашей Родины.
Домашнее задание: найти информацию о родственниках- участниках воин, боевых действий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.