Методическая разработка на тему: «Перелетные и оседлые птицы»

  • docx
  • 18.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Перелетные и оседлые птицы.docx

  Методическая разработка на тему:

«Перелетные и оседлые птицы»

 

 

 

                                                                              

                                                                                 Автор-составитель:

Трембовецкая Анна Юрьевна

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

Цель: расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и закрепить представления детей  о перелетных птицах;

Развивающие:

- развивать умственные способности, познавательную активность, внимание, логическое мышление;

Воспитательные:

              - воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к птицам.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование и материалы: ноутбук, видеоматериалы (познавательная информация, задания; физминутка; мастер-класс по созданию творческой работы «Птицы»), наглядное пособие (картинки птиц), раздаточный материал, цветной картон; половинка картона голубого цвета; ножницы, клей-карандаш или ПВА; линейка, простой карандаш.

 

План занятия:

1.Подготовка к работе на занятии (2-3 мин.)

2.Подведение к теме занятия (5−7 мин.)

3. Игра "Угадай птицу" (5-8 минут).

4. Основной этап. Теоретическая часть (5-8 мин.).

5.Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» (5-8 мин.).

6.Дидактическая игра «Кто чем питается?» (5-8 мин.).

7. Физминутка (3-5 мин.)

8. Игра «Голоса птиц» (5-8 мин.).

9. Перерыв (15 мин.)

10. Основной этап. Практическая часть (35-40 мин.).

11. Подготовка рабочего места (3 мин.)

12. Создание творческой работы ««Перелетные птицы»» (30−35 мин.).

13. Физминутка (3-5 мин.)

14. Итоговый этап (5 −8 мин.)

15. Рефлексия (2−3 мин.)

16. Заключение (2 −3 мин.)

17. Фотографии на память (2-3 мин.)

 

Ход занятия:

1.Подготовка к работе на занятии (2 мин.) Ребята рассаживаются по своим местам. Проверка готовности к занятию.  На столе педагога ноутбук (презентация, и готовая поделка).

 

2.Подведение к теме занятия (3 мин.)

Педагог:

Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения и плодотворной работы. (Приветствие)

Звучит музыка о птицах.

Педагог приветствует детей, проверяет их готовность к уроку.

Создает позитивный настрой: "Ребята, сегодня у нас очень интересный урок! Мы отправимся в увлекательное путешествие в мир птиц!"

           

           3.Игра "Угадай птицу" (5-8 минут)

Педагог загадывает загадки о птицах, дети отгадывают.

1. На шесте дворец. Во дворце певец. (Скворец)

2. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.  (Синичка)

3.Всю ночь летает, Мышей добывает. А станет светло — Спать летит в дупло. (Сова)

4.Не ворона, не синица, — Как зовётся эта птица? Примостилась на суку — Раздалось в лесу: «Ку-ку!». (Кукушка)

5.Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок — Получается прыжок. (Воробей)

6.Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни, и полёт Вошли в стихотворение. (Жаворонок)

 

4. Основной этап. Теоретическая часть (5-8 мин.).

Беседа:

"Какие птицы вам еще известны? (дети называют птиц).

"Где живут птицы?" (в лесу, в поле, в городе, на воде).

"Чем птицы отличаются от других животных? (у них есть крылья, они летают, у них есть клюв, они откладывают яйца).

"Сегодня мы познакомимся с двумя группами птиц: оседлыми и перелетными. Оседлые птицы - это те, которые остаются зимовать в тех местах, где они гнездились. А перелетные птицы - это те, которые улетают на зиму в теплые края, чтобы найти пищу.

* "Давайте посмотрим на эти картинки. (педагог показывает картинки с изображением оседлых (воробей, синица, голубь) и перелетных (ласточка, скворец, журавль) птиц)

* "Какие птицы вам кажутся оседлыми? А какие - перелетными? Почему вы так решили?" (дети высказывают свои предположения)

- Молодцы, правильно ответили.

         5.Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» (5-8 мин.).

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На странице расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

 Дидактическая игра

 

Педагог: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

А как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Педагог: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Кто чем питается?»

      6.Дидактическая игра «Кто чем питается?» (5-8 мин.).

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На странице расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

Дидактическая игра

 Педагог: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?

Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.

         7.Физкультминутка. (3-5 мин)

- Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка:  Летели птички, собой невелички. 

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели.  Дети бегут и машут руками.

- Молодцы!

8.Игра «Голоса птиц» (5-8 мин.).

Включаю аудиозапись «Голоса птиц».

- Какие звуки вы услышали?

Дети подражают голосам птиц:- Чик-чирик, Кар-кар……и т.д.

-Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот,  например:

Гуси – гогочут.

-  Воробей?

Дети: - чирикает.

 Дальше называю птицу, а дети называют какой звук  произносит  птица, если затрудняются, помогаю. Со всеми  детьми повторяем.

-Ворона – каркает.

- Дятел – стучит.

-Кукушка – кукует.

- Сова – ухает.

- Сорока – стрекочет.

-Соловей – поет.

- Голубь – воркует.

- Ласточка – щебечет.

- Журавль – курлычет.  И т.д.

( Можно добавить или убрать название  2, 3 птиц.)

- А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

9. Перерыв(15 мин.)

10. Основной этап. Практическая часть (40 мин.).

11. Подготовка рабочего места (3мин)

Дорогие дети! Вы немного отдохнули.

- А теперь давайте возьмем в руки цветную бумагу и сделаем аппликацию  (дети

подготавливают материалы и инструменты для работы).

12. Создание творческой работы «Перелетные птицы» (30−35 мин.).

1.Сложить мятые кусочки пополам и срезать верхние уголки, получатся кроны деревьев в осенней палитре. 2.Вырезать силуэты крон деревьев в симметричной технике. Приклеить силуэты деревьев на нижнюю часть листа, создавая, таким образом, прекрасный лес.

1.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-363210-1587628121.jpg2.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-363210-1587628193.jpg

3. Сложить белые прямоугольники пополам, обвести шаблон птицы простым карандашом, вырезать по контуру силуэты трёх птиц.

3.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-363210-1587628268.jpg   4.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-363210-1587628314.jpg

4.Приклеить одну половину силуэта птицы, вторую загнуть так, чтобы возник визуальный эффект размаха крыльев, а фигурки птичек приобрели объём. Сделать по краю крыла птицы неглубокие надрезы, дорисовать глазики и клювики.

5.Нарисовать фломастером стволы деревьев и веточки. Вырезать из бумаги белого цвета облака и приклеить.

5.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-363210-1587628384.jpg

- Молодцы! Вы отлично справились с этой работой.

13. Физминутка (5 мин.)

Ребята, Ваши творческие работы готовы... Давайте немного разомнемся

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

14. Итоговый этап (5 −8 мин.)

Ребята, все закончили работу? Молодцы! Давайте приведем в порядок свое рабочее место.

15. Рефлексия (2−3 мин.)

1. понравилось наше путешествие?

2.А что интересного запомнилось?

16. Заключение (2 −3 мин.)

Вот и подошло к концу наше занятие. Ну что ребята, понравились вам задания? Вы сегодня очень

старались, выполняли задания добросовестно, вы молодцы!

(Рассматривает готовые поделки детей. Хвалим каждого за прекрасно выполненную работу)

17. Фотографии на память (2-3 мин.)

Фото детей с рисунками.