Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Борский государственный техникум»
Методическая разработка урока
по дисциплине: ОУД. 03 «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» и ЕН.01 «Математика»
На тему: «Понятие производной»
Подготовила:
Ситникова Н. С. – преподаватель
математики
с. Борское, 2019г.
Пояснительная записка.
Трудно назвать научную область, в которой бы не применялись математические методы изучения реальных объектов и процессов. Одним из важнейших разделов математики, используемых для описания и решения прикладных задач, является математический анализ. Примеры практических задач, дают нам ясное представление о значимости производной в области физики, геометрии, механики, биологии и экономики. Решение прикладных задач имеет большое воспитательное значение, так как воспитывает умение распознать то или иное математическое понятие в различных ситуациях и позволяет знакомить учащихся с математическим моделированием как методом научного познания окружающего мира.
В структуре изучаемой дисциплины ОУД.03 «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия», а также ЕН.01 «Математика» выделяется следующий раздел: «Математический анализ». Содержание раздела включает тему урока «Понятие производной».
В результате изучения данной темы студент должен
Знать:
-определение производной, формулы для отыскания производных;
-методы нахождения производных;
-формулы нахождения производных;
Уметь:
-находить производную по таблице формул отыскания производных;
-определять правило дифференцирования функции;
-применять методы дифференцирования при решении прикладных задач.
Тема урока: Понятие производной.
Образовательная цель:
-закрепление навыков вычисления производных;
-сформировать навыков и умений вычисления производной;
- познакомить учащихся с применением производной к решению некоторых физических и технических задач;
Развивающая цель:
- развивать внимание, память, речь, аналитическое и логическое мышление;
-развивать мотивацию познавательной деятельности.
-развитие умений логически мыслить и аргументировано отстаивать свои убеждения.
Воспитательная цель:
-воспитывать информационную культуру и культуру общения, готовить обучающихся к жизни в современном информационном обществе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: практическая работа
Методические приемы и методы.
-самостоятельная работа (тест);
-практический- решение прикладных задач;
- научности;
-наглядности;
-последовательности изложения материалов;
-преемственности;
-соревновательности.
Межпредметные связи:
- физика;
- информатика;
- русский язык и культура речи (правильность и содержательность изложения материала);
- иностранный язык (перевод терминов);
- история (обращение к историческому материалу).
Методическая цель: способы активизации мыслительной деятельности студентов
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка предназначена для изучения математики алгоритмическими методами.
В данной методичке систематизируются понятия предела и непрерывности функций в точке. Повторяются и углубляются знания по данной теме.
Теоретический материал разработки изложен в доступной форме, приводится достаточное количество примеров, что способствует лучшему усвоению учебного материала.
Методическая разработка предназначена для студентов техникума I-II курсов.
1. Непрерывность основных элементарных функций
Функция y
= f(x)
называется непрерывной
при данном значении х, если бесконечно малому приращению х
соответствует бесконечно малое приращение y,
то есть если
(рис.1).
Рис.1
2. Производная функции, её геометрический и механический смысл
Производной функции f(x) называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю.
(1)
1) Геометрический смысл производной
Пусть функция y = f(x), x Î [c; d] дифференцируема в точке x = a Î ]c; d[ (рис.2)
Рис.2
Производная функции y = f(x) в точке x = a равна угловому коэффициенту касательной, проведенной к графику данной функции в его точке с абсциссой x = a.
(2)
2) Механический смысл производной
Пусть материальная точка движется прямолинейно по закону S = f (t).
Мгновенная скорость прямолинейного движения материальной точки в момент времени t есть производная пути по времени.
V(t) = S¢(t) (3)
3. Формулы дифференцирования основных элементарных функций
Заданы функции u=f(x), v=j(x), c = const.
|
1) |
|
12) |
|
|
2) |
|
13) |
|
|
3) |
|
14) |
|
|
4) |
|
15) |
|
|
5) |
|
16) |
|
|
6) |
|
17) |
|
|
7) |
|
18) |
|
|
8) |
|
19) |
|
|
9) |
|
20) |
|
|
10) |
|
21) |
|
|
11) |
|
|
|
Пример
1. Найти производную
функции ![]()
Решение:
![]()
Пример
2. Найти производную
функции ![]()
Решение:
![]()

Пример 3. Найти производную функции y = x2(4x – 1)
Решение:
y = 4x3 – x2,
y¢ = 12x2 – 2x
Пример
4. Найти производную
функции ![]()
Решение:
![]()
Пример
5. Найти производную
функции ![]()
Решение:

Пример 6. Написать уравнение касательной к кривой y = 1 – 2x2 в точке ее А с абсциссой, равной 2.
Решение:
Найдем ординату точки А:
y = 1 - 2×22 = 1 – 8 = - 7
Искомая касательная находится среди прямых, определяемых уравнением y – y1 = k(x – x1).
Определим угловой коэффициент касательной по формуле k = y¢
k = (1 – 2x2)¢ = -4x
k = -4×2 = -8
Искомое уравнение примет вид:
y + 7 = -8(x-2)
y + 7 = -8x + 16
8x + y – 9 = 0
4. Сложная функция. Производная сложной функции
Сложной функцией называется функция вида y = F(f(x)). Её можно записать: y = F(u), где u = f(x).
Пример 1. Функция y = sin5x есть сложная, составленная из функций y=sin u, где u = 5x.
Пример 2. Функция
– сложная;
, где u = 1 – x3.
Пример 3. Функция
– сложная; y=ln u, где u = cos x
Производная сложной функции находится по формуле:
(2)
Производная сложной функции равна произведению производных функций, её составляющих.
Например:
![]()

Пример 4. Найти производную функции y = sin 5x
Решение:
Обозначим u = 5x. Получим y = sin u
![]()
![]()
![]()
По
формуле (2) имеем ![]()
Пример 5. Найти
производную функции ![]()
Решение:
Обозначим
. Получим y = sin u.
![]()

По
формуле (2) находим 
Пример 6. Найти
производную функции
.
Решение:

5. Производные высших порядков. Механический смысл второй производной
Производные высших порядков
Задана
функция y = f(x), которая
определена на интервале ]a;b[. Пусть
в каждой точке этого интервала она имеет производную
.
Производной второго порядка функции y = f(x)
называется производная от её первой производной:
.
Производной третьего порядка функции y= f(x)
называется производная от её второй производной:
.
Производной n-го порядка функции y = f(x)
называется производная от её (n-1)-й
производной:
.
Пример 1. Найти производную третьего порядка функции y=4x3 – 3x2 + 1.
Решение:

Механический смысл второй производной
Материальная
точка движется прямолинейно по закону S=f(t), тогда
скорость движения равна
(формула
(3)). Если движение неравномерное, то скорость v(t) также
есть функция времени. Поэтому можно рассмотреть скорость изменения скорости
движения, т.е. ускорение ![]()
Ускорение прямолинейно движущейся материальной точки равно производной скорости во времени или второй производной пути по времени.
Пример 2. Точка движется неравномерно прямолинейно по закону
S = 2t3 – 4t + 1. Найти величину ускорения в конце третьей секунды.
Решение:
![]()
![]()
Поставим
в
значение t = 3:
![]()
м/с2.
6. Производные обратных тригонометрических функций
Функции y=f(x) и x=F(y) называются взаимно обратными, если:
1) D(f) = E(F)
2) E(f) = D(F)
3) y0 = f(x0) x0 = F(y0),
где D – область определения;
E – область значений функции.
Теорема.
Если
производная
заданной монотонной
функции существует и не равна нулю, то производная обратной функции x(y)
определяется по формуле:

Доказательство.
Составим
отношение
. Так как функции y=f(x) и x=F(y)
непрерывны, то при Dx®0; Dy®0.
Поэтому
;
, (1)
что и требовалось доказать.
Пример 1. Найти
производную функции ![]()
Решение:
; x = sin y –
взаимно обратные функции
![]()
Итак,
(2)
Пример 2. Найти производную функции y = arccos x.
Решение:
и x=cos y –
взаимно обратные функции.
![]()
(3)
Пример 3. Найти производную функции y = arctg x.
Решение:
; ![]()

(4)
Пример 4. Найти производную функции y = arcctg x.
Решение:
; ![]()

(5)
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Башмаков М.И. Математика. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
2. Валуцэ И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов (на базе средней школы). - М.: Наука, 1980.
3. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. - М.: АСТ, 2006.
4. Алгебра и начало анализа, I и П ч. /Под редакцией Г.Н.Яковлева. - М.: Наука, 1978.
5. Геометрия, ч. I. /Под редакцией Г.Н.Яковлева. - М.: Наука, 1977.
6. Яремчук Ф.П., Руденко П.А. Алгебра и элементарные функции (справочник). - Киев: Наукова думка, 1976.
Дополнительная
1. Курс математики для техникумов, ч. I и П. /Под ред. Н.М.Матвеева. - М.: Наука, 1977.
2. Зайцев И.Л. Элементы высшей математики для техникумов.- М.: Наука, 1972.
3. Калкин Р.А. Алгебра и элементарные функции. - М.: Наука, 1969.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.