Методическая разработка на тему "Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников".
Оценка 5

Методическая разработка на тему "Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников".

Оценка 5
Руководства для учителя
ppt
русская литература
8 кл
26.12.2022
Методическая разработка на тему "Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников".
Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Современные дети не любят и не хотят читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины
ЧИтатенльские навыки.ppt

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников

Работа учителя
МКОУ Базарносызганской СШ №1
Смольниковой Л.А.

Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей

Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей

2


Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Современные дети не любят и не хотят читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению?

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению?

3

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению?

Чтение является сложным актом, который включает в себя: технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между из зрительными образами,…

Чтение является сложным актом, который включает в себя: технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между из зрительными образами,…

4

Чтение является сложным актом, который включает в себя:

технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между из зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.

процесс понимания смысла читаемого – извлечение его смысла, содержания.

Существует много причин, тормозящих скорость чтения

Существует много причин, тормозящих скорость чтения

5

Существует много причин, тормозящих скорость чтения. Среди них:

Природный темп деятельности
Регрессии
Отсутствие антиципации
Нарушения артикуляции
Неправильное дыхание
Малое поле зрения
Уровень организации внимания
Уровень развития памяти

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на технику чтения

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на технику чтения

6

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на технику чтения. Далее я кратко остановлюсь на каждой из этих причин и приведу примеры упражнений, помогающих устранить причины, тормозящие развитие и совершенствование технической составляющей процесса чтения.

Природный темп деятельности Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт

Природный темп деятельности Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт

7

Природный темп деятельности

Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет. Хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться.

Природный темп деятельности 1

Природный темп деятельности 1

8

Природный темп деятельности

1. Многократное прочтение
Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не переста­нет увеличиваться.

Природный темп деятельности 2

Природный темп деятельности 2

9

1. Природный темп деятельности

2. Молния
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

Природный темп деятельности 3.

Природный темп деятельности 3.

10

Природный темп деятельности

3. Буксир
Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного

Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного

11

2. Регрессии -

это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

Причины регрессий 1. Сила привычки

Причины регрессий 1. Сила привычки

12

Причины регрессий

1. Сила привычки
Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления.
Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребенок как можно быстрей начал читать целым словом, в то время как ребенок еще не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. И то и другое формирует привычку к регрессии. Кроме того, последний вариант способствует формированию привычки в дальнейшем всегда перечитывать длинные и трудные по написанию слова.

Устранение регрессий Это упражнение «Чтение с окошечком»

Устранение регрессий Это упражнение «Чтение с окошечком»

13

Устранение регрессий

Это упражнение
«Чтение с окошечком».
Для него Вам потребуется лист плотной бумаги, в котором вы вырежете небольшое окошечко. Вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см.С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие -«окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.

Устранение регрессий Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки

Устранение регрессий Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки

14

Устранение регрессий

Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться.
Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. Как я уже сказала, для того чтобы преодолеть силу привычки к регрессиям, необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо. Формирование новой привычки или переучивание -достаточно длительный процесс, ведь привычка - это автоматизированное действие. Поэтому нужно использовать «окошечко» постоянно при чтении текстов, заданных на дом.

Устранение регрессий Регрессии нарушают правильность чтения

Устранение регрессий Регрессии нарушают правильность чтения

15

Устранение регрессий

Регрессии нарушают правильность чтения. Но методика обучения чтению располагает немалым запасом средств, которые позволяют свести к минимуму регрессии и подчинить их смысловой стороне чтения.

1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
козы – косы трава – травы
ветер – вечер взбежал – вбежал

Устранение регрессий 2. «Найди лишнее слово» (Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

Устранение регрессий 2. «Найди лишнее слово» (Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

16

Устранение регрессий

2. «Найди лишнее слово»
(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

Шляпа шляпа шляпы шляпа
Стол столб стол стол
Дом дом дом ком
Галка палка палка палка
Лапа лапа лапа липа
Попал пропал попал попал

Устранение регрессий мишка мишка миска мишка мишка

Устранение регрессий мишка мишка миска мишка мишка

17

Устранение регрессий

мишка

мишка

миска

мишка

мишка

Устранение регрессий прямо прямо прямо криво прямо

Устранение регрессий прямо прямо прямо криво прямо

18

Устранение регрессий

прямо

прямо

прямо

криво

прямо

Устранение регрессий 3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику : вслух – глух – слух вьют – вьюн – вьюга

Устранение регрессий 3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику : вслух – глух – слух вьют – вьюн – вьюга

19

Устранение регрессий

3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух
вьют – вьюн – вьюга

Устранение регрессий 4. Чтение цепочек родственных слов : вода – водный – подводный лес – лесной – лесник - подлесок

Устранение регрессий 4. Чтение цепочек родственных слов : вода – водный – подводный лес – лесной – лесник - подлесок

20

Устранение регрессий

4. Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный
лес – лесной – лесник - подлесок

Устранение регрессий 5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию: ест – есть галка – галька угол – уголь

Устранение регрессий 5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию: ест – есть галка – галька угол – уголь

21

Устранение регрессий

5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть
галка – галька
угол – уголь

Устранение регрессий 6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста

Устранение регрессий 6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста

22

Устранение регрессий

6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Раз – ли – ва – лось разливалось
Пу –те -шест–во–вать путешествовать
За – швы – ря - ли зашвыряли

Устранение регрессий 7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом: поСКАкаЛи взлеТЕЛ

Устранение регрессий 7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом: поСКАкаЛи взлеТЕЛ

23

Устранение регрессий

7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи взлеТЕЛ
БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли

Антиципация Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово…

Антиципация Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово…

24

3. Антиципация

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому - смысловой догадкой.

Антиципация Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее

Антиципация Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее

25

Антиципация

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием.
В тоже время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации 1

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации 1

26

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации

1. Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022