Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное
учреждение «Кировский сельскохозяйственный техникум
имени дважды Героя Социалистического Труда А.Д.Червякова»
Методическая разработка
по теме
«Вклад математики в Великую Победу
в войне 1941 – 1945 года»
Преподаватель: Князева Светлана Васильевна
г. Котельнич
2020
Содержание
Введение………………………………………………………………….…….3
1.Математики – на защите Отечества………………………………….……..5
1.1 Имена математиков, вписанные в историю боевых сражений…………5
1.2 Подвиг механико-математического факультета Московского
Университета……………………………………………………………..…….8
2. Математические задачи — для фронта………………………………….....9
2.1 Математика в артиллерии …………..……………………………………10
2.2 Математика в авиации………………………...…………………………..11
2.3 Математика в военно-морском деле…………………..…………………13 2.4 Статистика в военном производстве ……………………………………14
3.Математики, внёсшие вклад в победу над фашизмом …………………...16
4. Котельнич в годы Великой отечественной войны ……………………….19
4.1 Котельнич не был фронтовым …………………………………………...19
4.2 Образование Котельнича в годы войны …………………………………22
Заключение ……………………………………………………………………27
4. Информационные источники……… ……………………………………...29
5. Приложения………………………………………………………………….30
Введение.
Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что “каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня” (Ю. Фучик.)
Миновало уже почти 75 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, с того дня, когда в каждый наш дом, в каждую семью пришло выстраданное в жесточайших боях с фашизмом счастье победы, счастье Мира. Но сколько бы их ни было позади, в благодарной памяти всех новых поколений навсегда останется беспримерный подвиг солдата, спасшего мир от «коричневой чумы» фашизма.
Готовясь празднованию очередной годовщины Великой Победы, мы снова и снова должны вспомнить, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны с той минуты, когда фашисты без объявления войны напали на нашу страну.
Слова Левитана, диктора радио в то время: «190 дивизий, 1000 самолётов, танков и орудий были брошены на нашу страну с одной целью - давить, сжигать, беспощадно уничтожать всё, что встретится на пути». Вспомним ещё раз жестокую арифметику той грозной войны: За шесть недель рассчитывала Гитлеровская Германия закончить войну с нашей страной.
«Россия должна быть ликвидирована!», - объявил Гитлер, «... заселить эту территорию, по крайней мере 100 млн. людей германской расы», уцелевших русских от уничтожения расселит в Южной Америке, 65% украинцев выслать с занимаемых территорий.
Но 1418 дней боролась за свою свободу наша страна. Каждый день мы теряли 14104 соотечественника, каждый час погибало 588 человек, каждую минуту 10, каждые 6 секунд унесли одну человеческую жизнь.
20 миллионов жизней потеряли мы в этой войне. Если бы эти люди могли разом подняться и встать в одну шеренгу, то эта шеренга протянулась бы на 10 000 км.
Представьте, что вот на 54 параллели идёт железная дорога, и вы едете в поезде. 7-8 суток так пришлось бы ехать и когда вы не глянули в окно, вдоль насыпи стояли бы те, которых война срезала с земли, большие, маленькие и средние… 20 миллионов человек... Хотели бы вы почтить минутой молчания каждого из них? Это невозможно. Молчать пришлось бы 38 лет.
Фашисты разгромили 1710 городов, 70 тысяч сёл и деревень, Военные расходы всех стран участниц второй мировой войны составили 4 триллиона рублей. На эти деньги можно было бесплатно кормить 50 лет всё население земного шара. В час великих испытаний понятным и близким для всех стал призыв «Всё для фронта, всё для народа».
Окликаясь на него, тысячи людей нашей страны уходили добровольцами на фронт, туда, где решалась судьба Родины.
Огромная роль в победе нашего народа принадлежит и науке, в частности, математике. Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвященных свой фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом.
Состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук, где учёные заявили, что отдадут « все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом».
Давая оценку вклада советских ученых в военное дело, президент Академии Наук СССР С. И. Вавилов написал: “Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки”. В значительной части эти мысли были результатом математического поиска или математической обработки изучаемых явлений.
Актуальность этой работы состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни, молодое поколение знает о войне лишь из книг и кинофильмов. Немногие также знают о том, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях. А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.
Очень дорого обошлась эта победа для всего человечества. Полмиллиона жизней унесла бесконечно долгая, безмерно тяжёлая война. Мы всегда должны помнить, какой ценой завоёван Мир, цену Великой Победы.
1. Математики – на защите Отечества
Роль математиков велика не только в научных изобретениях для превосходства армии, но и в личном вкладе в Победу. Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Среди них были признанные учёные и только начинающие математики, учителя и студенты. Каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны.Несомненно, что при этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Сколько математических замыслов осталось неосуществлёнными!
1.1 Имена математиков, вписанные в историю боевых сражений
Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973). Он храбро воевал и внёс много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР.
В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико-математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник (1915 – 1972)
Осенью 1941г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов (1905 -1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико-множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Не смотря на слабое здоровье и бронь, он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.
М. В. Бебутов (1913 – 1942) начал свою научную работу еще в студенческие годы. Его научные интересы были связаны с качественной теорией дифференциальных уравнений. Первая публикация относится к 1938г, а последняя опубликована посмертно в 1942 г. И все же, несмотря на такой ограниченный промежуток научной деятельности, М. В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941г. диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа.
Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А.А. Погорелов.
Иван Семенович Бровиков – доктор физико-математических наук.
Участвовал в боях под Москвой, Старой Руссой, на Курской дуге, на Украине, в
Румынии, Польше, Германии и Чехословакии, за что награжден орденом Красной
Звезды и многими медалями.
Николай Владимирович Метельский будучи студентом
физико-математического факультета Белорусского университета был подпольным
работником, партизанским связным, а затем в составе гвардейской части принимал
участие в освобождении Белоруссии и Польши, в боях в Германии, был ранен и
контужен, имеет боевые награды.
Ирина Владимировна Баранова – доцент кафедры методики преподавания математики, декан математического факультета Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Её труд в годы ВОВ отмечен медалью «За доблестный труд в ВОВ».
Научный работник Алексей Иванович Бородин нелегкие армейские дороги прошел зенитчиком, командиром отделения, старшиной отдельной фугасной огнеметной роты. Воевал в составе отряда морской пехоты, работал в штабах Азовской и Дунайской военных флотилий. Ратный труд Алексея Ивановича отмечен орденом Отечественной войны и боевыми медалями.
Самсон Агабекович Дагбашян – преподаватель математики, Герой Социалистического Труда, народный учитель СССР, заслуженный учитель Армянской ССР, был призван в ряды Советской Армии в 1941 году. На Брянском фронте получил тяжелое ранение, лишился ноги и в конце 1942 года был демобилизован. Домой вернулся с орденом Отечественной Войны 2-й степени.
Великую Отечественную войну Сергей Федорович Рубанов встретил в рядах Советской Армии. Защищал Ленинград, находился в осажденном городе во время блокады. Был ранен. За подвиги награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени с несколькими медалями. После демобилизации в 1946 году вернулся к преподаванию математики.
Александр
Спиридонович Пчелко – учитель математики среднего звена. Ушёл добровольцем в
Народное ополчение.
Владимир Яковлевич Саннинский – кандидат
педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания
математики, с января 1942г. по май 1946 г. находился в рядах Советской Армии.
За участие в ВОВ награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За
оборону Сталинграда» и другими медалями.
В годы ВОВ, несмотря на тяжелое состояние здоровья, Сергей Евгеньевич Ляпин – известный математик и методист, сразу же вступил в состав вооруженных сил, занял пост начальника штаба одного из подразделений местной противовоздушной обороны.
Вместе с многими именами, заслуженно ставшими хрестоматийными сколько имён из миллионов тех не знаменитых, не отмеченных наградами и славой при жизни, которые в трудную минуту для отчизны до конца выполнили свой долг и отдали ей самое дорогое - жизнь!
Последний раз, проверив домашнее задание, простился на перемене со своими учениками учитель математики из далекого сибирского села на берегу Ангары Н.В. Бибиков. Он ушел на свой открытый урок; своим примером пробуждал гуманные чувства, верность высоким идеалам, любовь к родной земле. Коротки перемены у трудного ратного дела. Гвардии старший лейтенант Н.В. Бибиков отдавал их письмам к родным, ученикам и своему любимому занятию – рисованию. Война потребовала напряжения всех духовных и физических сил, переплавила абстрактные социальные, этические и моральные понятия в живые образы действительности. То что раньше воспринималось как аксиома, теперь надлежало доказать самой жизнью. Об этом много раздумий в письмах Бибикова Н.В. – волнующем документе своей эпохи.
«Очень хочется жить. Дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Хочется увидеть победу, прижать к шершавой шинели шелковистую головку сына. Я очень люблю жизнь и поэтому иду в бой. В бой за жизнь, за настоящую, а не рабскую жизнь. За счастье моих близких, моих детей, за счастье моей Родины. Я люблю жизнь, но щадить ее не буду. Жить как воин и умереть как воин – так я понимаю жизнь» (22 августа 1942г.).Через сколько сожженных деревень пришлось вести Н.В. Бибикову своих солдат! Горе обжигало лютой ненавистью к врагу, наполняло всепобеждающей любовью к родине.
«…Я понял, что такое Родина: это когда каждая хата под серым очеретом кажется тебе родной хатой и каждая старуха в селе – родной матерью. Родина – это когда каждый шаг немецкого кованого сапога по нашей земле – кровавый след в твоем сердце» (27 августа 1942 г.).Выбивая врага из деревни Голоски Каменец – Подольской области, Бибиков упал и навсегда остался в этой далекой от Ангары, но навечно кровной ему украинской деревне.
1.2 Подвиг механико-математического факультета Московского университета
Помимо преподавателей, аспирантов и студентов, получивших мобилизационные извещения уже в первые дни войны и попавших в регулярные воинские части, механико-математический факультет Московского университета дал 213 человек в 8-ю Краснопресненскую дивизию народного ополчения. Все они были зачислены в 975-и артиллерийский полк этой дивизии и после короткого обучения уже в августе заняли оборонительный рубеж на ржевско-вяземском направлении. В ополчение записались практически все студенты и аспиранты и подавляющее большинство ассистентов, доцентов и профессоров, в том числе и те, кто по возрасту и состоянию здоровья был освобожден от воинской службы. Позднее некоторые ополченцы были вычеркнуты из списков, так как они имели профессорские звания или степени доктора.
В начале октября положение на ельнинском направлении резко
обострилось, поскольку немцы сосредоточили здесь большие свежие силы и начали
наступательную операцию, В связи с этим командование фронтом передало 8-ю
Краснопресненскую дивизию из 32-й в 24-ю армию и срочно перебросило ее с подготовленных
позиций в район деревни Уварово, расположенной несколько южнее Ельни.
К сожалению, подготовленных позиций там не
оказалось и пришлось задерживать врага буквально «с марша». Дивизия выполнила боевую задачу: она задержала
врага на несколько дней и тем самым оказала значительную помощь обороне
Москвы. По сохранившимся сведениям это сражение дорого обошлось оккупантам:
около 45 тысяч солдат и офицеров они потеряли под Ельней в результате стойкой
обороны советских солдат. Но и мы заплатили за это дорогую цену: около трети
ополченцев 8-ой дивизии погибли в этих боях.
Среди них были аспиранты или уже защитившие диссертации А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман, В.II. Засухин, И.Р. Лепехин, X.М. Мильштейн, С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин и ряд других. Трудно переоценить тяжесть этой потери для страны и для советской науки.
Академик и директор Института механики МГУ Г. Г. Черный рассказывал, что 975-й артиллерийский полк 5 октября отбивал ожесточенные атаки наседавшего со всех сторон противника. Одно за другим выходили из строя орудия. Когда был отдан приказ об отходе на новую позицию, из них осталось лишь шесть.
Отходить к лесу пришлось по открытому полю под огнем противника; еще четыре орудия были выведены из строя. Расчеты оставшихся двух орудий изготовились к бою, а пехота залегла рядом, на опушке, в наспех вырытых окопчиках. В это время разведка донесла, что вблизи от леса движется большая колонна противника — машины с солдатами, самоходные орудия, минометы, боеприпасы.
Было принято немедленное решение — атаковать наличными средствами беспечного противника. Наводчиком одного из орудий был Г.Г. Черный, другого — также мехматовец И.Степанов. Тщательное прицеливание, зала и оба снаряда разорвались в колонне.
Дальше бешеный огонь но противнику, разбитые машины, мотоциклы, уничтоженные солдаты. Однако растерянность врага прошла, и в ответ полетели снаряды и мины. Дуэль длилась до тех пор, пока у наших оставались снаряды.
Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.
Многие студентки после прохождения двухмесячных курсов медсестер были направлены в госпитали, медсанбаты и непосредственно на передовую. Кроме того, студентки университета откликнулись на призыв известной летчицы Героя Советского Союза Марины Расковой и стали штурманами и летчицами, в частности, 46-го гвардейского полка ночных бомбардировщиков. Летали эти летчицы на тихоходном и незащищенном от огня самолете «У-2», но наносили противнику весьма значительный ущерб. Пяти летчицам выпускницам мехмата было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот их имена: Е. Руднева, Е. Пасько, Р. Гашева, А. Зубкова, Е. Рябова. Была Героям Советского Союза — Л. Ратушная.
2. Математические задачи — для фронта
Мы должны преклоняться перед выдержкой, самоотверженностью и верностью
Отчизне, которую проявляли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом
вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом.
Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми
обладают математики.
Значение этого фактора особенно важно в наши дни, когда война стала, в первую
очередь, соревнованием разума, изобретательности и точного расчета. Дело в
том, что для военных действии привлекаются все достижения естествознания, а
вместе с ними и математика во всех ее проявлениях.
Создание атомного и ракетного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математических моделей и даже новых ветвей математики. Без таких предварительных математических исследований не создается ни одна техническая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее математический аппарат.
2.1 Математика в артиллерии
Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск – артиллерия без расчетов не мог бы существовать. На фронте были и специальные расчетные части. Еще в древности математические знания использовались в военном деле.
В знаменитом диалоге Платона “Государство” говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: “При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает”.
Исследованием артиллерийских систем занимались М. В. Остроградский (1801 —1862) и П. Л. Чебышёв (1821—1894), и последующие поколения ученых. Проблемы пристрелки, разработанные еще в XIX веке в связи с появлением новых типов артиллерии, потребовали в период Великой Отечественной войны дополнительных исследований и составления таблиц. Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решить. Ими занимались упорно как специалисты в области артиллерии, так и математики.
Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, область, которую накроет бомбовой удар. Такие таблицы были составлены еще до начала войны, но для самолетов, обладающих большими скоростями.
Во время войны выявилась полезная возможность использования тихоходных
учебных самолетов для ночных бомбежек. Были созданы специальные полки ночных
бомбардировщиков, но для них не было своевременно создано таблиц бомбометания.
Возникла срочная задача производства соответствующих расчетов. Таблицы были
созданы и они оказали несомненную помощь нашим летчикам и летчицам.
Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии,
повышения меткости стрельбы. Важная проблема - увеличить вероятность попадания
в цель при торпедном залпе. Возникла идея за счет искусственного рассеивания
увеличить эту вероятность. Этой задачей занялся один из крупнейших наших
математиков академик А.Н. Колмогоров. Ему удалось найти полное решение задачи
и довести его до практического использования.
Несомненно, что какую-то долю успехов наших моряков следует отнести и на счет этой решенной Колмогоровым задачи. Позднее его выводы были перенесены и на проблемы, связанные со стрельбой зенитной артиллерии по самолетам. Теория вероятностей позволила решить весьма важную задачу оборонного характера. Эта работа оказала серьезную помощь в повышении эффективности огня советской артиллерии.
Во время Великой Отечественной войны появилась еще одна проблема – обеспечение кучности боя и устойчивости артиллерийских снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент Академии наук СССР Четаев Н. Г. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки ствола орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете.
Профессор С.В.Бахвалов, известный геометр, разработал теорию приборов управления артиллерийским огнем.
Важная для ПВО задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также прочности тросов заграждения была решена профессором Х.А.Рахматулиным.
В начале войны молодые ученые мехмата А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».
Благодаря новаторским расчетам математиков в СССР была сделана лучшая в мире каска с очень сложной кривизной поверхности, обеспечившей ее наилучшую отражательную способность.
2.2 Математика в авиации
В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она также требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации.Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но и выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов.
В России над этими вопросами еще с прошлого века работал ряд ученых и в первую очередь Н. Е. Жуковский (1847 — 1921), названный В.И. Лениным отцом русской авиации.Он закономерно считается основоположником новой математической науки — аэродинамики, в которой ему удалось создать ряд сильных методов исследования и решить многочисленные актуальные задачи, основать большую научную школу, состоящую из ближайших учеников по университету и старейшему высшему техническому заведению Москвы — Московскому высшему техническому училищу.
Жуковский заложил основы Военно-воздушной академии, получившей впоследствии его имя, а также Центральный аэрогидродинамический институт. Это научное учреждение долгие годы работало под руководством одного из ближайших учеников и сотрудников Н.Е. Жуковского — С.А. Чаплыгина (1869 —1942) и объединили многих выдающихся исследователей — М. В. Келдыша (1911 — 1978).В.В. Голубева (1884 —1954), М.А. Лаврентьева (1900—1980) и др.
Теоретический отдел разрабатывал многие важные проблемы, в том числе и для военной авиации. Многие из этих разработок пригодились и были широко использованы для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавших повышенной маневренностью, скоростью, надежностью. Превосходные истребители А.С. Яковлева и С.А. Лавочкина, неуязвимые штурмовики С.В. Ильюшина, бомбардировщики В.М. Петлякова.
Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми
(или флаттера), представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов. Как
правило, самолет, попавший в состояние штопора или шимми (особые вибрации
самолета, приводившие к его разрушению) уже не могли из него выйти. Теорию
этих явлений создал М. В. Келдыш (впоследствии президент Академии наук СССР,
главный теоретик космонавтики).
Однако он пошел дальше и на основании теории сделал заключения о том, как
устранять эти явления. В результате практика полетов получила надежное
средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было
в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. Переоценить
результаты этих исследовании невозможно, поскольку они помогли не только
сохранить жизнь летчиков и самолеты, но и позволили летать на больших скоростях.
Роль математики в военном деле все возрастает. Обратимся к фактам. Математический институт академии наук СССР в 1943 году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.
Интенсивная творческая деятельность ученых МГУ в области аэродинамики накануне и в годы войны значительно укрепляли научную основу, на которую опиралось совершенствование нашей авиации. Большую роль в развитии авиации сыграли работы академика Н.Е. Кочина, отдавшего последние годы своей научной деятельности Московскому университету.
Значительным вкладом Н.Е. Кочина в победу явились разработка в 1941 – 1944 годах и решение комплекса задач «теории круглого крыла», в которых впервые было дано строгое решение для крыла конечного размаха, что давало возможность точно рассчитывать силы, действующие на крыло самолета во время полета. Н.Е.Кочинакадемик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полетов самолетов на малой высоте.
В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз.
Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.
2.3 Математика в военно-морском деле
Видную роль сыграли в годы войны математики Московского
университета. Существенное значение для решения некоторых практических задач имело
развитие в Московском университете одного из разделов математики - номографии,
изучающей теорию и способы построения особых чертежей-номограмм.
Номограммы позволяют значительно экономить время вычислений, максимально
упрощают расчеты ряда задач. Работу специального номографического бюро при
Научно-исследовательском институте математики МГУ возглавлял известный
советский геометр, Н. А. Глаголев. Номограммы, подготовленные в этом бюро,
применялись в военно-морском флоте, зенитной артиллерии, оборонявшей советские
города от налетов вражеской авиации.
Выдающийся математик Алексей Николаевич Крылов создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков; какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля.
Использование этих таблиц спасло жизнь многим людям, помогло сберечь огромные материальные ценности. Специальные бригады ученых-математиков занимались только расчетами. Сложнейшие задачи решались лишь с помощью логарифмических линеек и арифмометра.
Работая в области теории вероятностей, наши ученые-математики определили размеры каравана судов и частоту их отправления, при которых потери были бы наименьшими.
В осажденном Ленинграде великий математик Яков Исидорович Перельман прочитал десятки лекций воинам-разведчикам Ленинградского фронта, Балтийского флота и партизанам о способах ориентирования на местности без приборов.
2.4 Статистика в военном производстве
Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и автомобилей и многие миллионы артиллерийских снарядов. Имеется еще один аспект работы советских математиков на помощь фронту, о котором нельзя умалчивать — это работа по организации производственного процесса, направленная на повышение производительности труда и на улучшение качества продукции. Здесь столкнулись с огромным числом проблем, которые по самому их существу нуждались в математических методах и в усилиях математиков.
Затронем здесь лишь одну проблему, получившую наименование контроля качества массовой промышленной продукции и управления качеством в процессе производства. Эта проблема со всей остротой возникла перед промышленностью уже в первые дни войны, поскольку прошла массовая мобилизация и квалифицированные рабочие стали солдатами. Им на смену пришли женщины и подростки без квалификации и рабочего опыта.
Один из математиков вспоминает такой случай: мне пришлось быть на одном из приборостроительных заводов в Свердловске. Он изготовлял крайне необходимые приборы для авиации и артиллерии. У станков я увидел практически только подростков 13 — 15 лет. Увидел и также огромные кучи бракованных деталей. Сопровождавший меня мастер пояснил, что эти детали выходят за пределы допуска и поэтому непригодны для сборки.А вот если бы удилось собрать из этих «запоротых» деталей пригодные приборы, мы бы смогли сразу удовлетворить потребности на месяц вперед. Слова мастера не давали мне покоя. В результате общения с инженерами завода родилась мысль разбить детали на 6 групп по размерам, которые уже было бы возможно сопрягать между собой. В шестую группу входили детали совершенно непригодные для сборки.
Исследования
показали, что так собранные приборы оказались вполне пригодными для дела. Они
обладали одним недостатком: если какая-либо деталь выходила из строя, то ее
можно было заменять лишь деталью той же группы, из деталей которой собран прибор.
Но в ту пору и для тех целей, для которых были предназначены приборы, можно
было обойтись заменой приборов, а не деталей. Нам удалось успешно использовать
завалы испорченных подростками деталей.
Задача контроля качества изготовленной продукции состоит в следующем. Пусть
изготовлено N изделий, которые должны удовлетворять некоторым
требованиям. Скажем, снаряды должны быть определенного диаметра, не выходящего
за пределы отрезка [D1, D2], иначе они будут непригодны для стрельбы. Они
должны обладать определенной кучностью при стрельбе, иначе будут затруднения
при стрельбе по цели.
И если с первой задачей справиться легко — нужно замерить диаметры изготовленных снарядов и отобрать те из них, которые не удовлетворяют требованиям, то с другим требованием положение значительно сложнее. Действительно, чтобы проверить кучность стрельбы, необходимо провести стрельбы. А что же останется после испытаний? Испытания нужно произвести так, чтобы подавляющая часть продукции осталась пригодной для дальнейшего использования.
Столкнулись с основным требованием; по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всей партии. Методы, которые были для этой цели предложены, получили название статистических. Их теория берет свое начало с одной работы 1848 года академика М.В. Остроградского. Позднее этой задачей занимались профессор В. И. Романовский (1879 — 1954) в Ташкенте и его ученики. Во время войны их совершенствованием нанялся А.Н. Колмогоров и его ученики.
Задача, о которой только что было рассказано, обладает одним дефектом в самой её постановке: партия продукции уже изготовлена и нужно сказать, можно её принять или же следует её отвергнуть? Но, спрашивается, зачем же изготовлять партию, чтобы её затем браковать? Нельзя ли так организовать производственный процесс, чтобы уже при изготовлении поставить заслон для изготовления некачественной продукции?
Такие методы были предложены и получили название статистических методов тенящего контроля. Время oт времени со станка берутся несколько только что изготовленных изделий и замеряются параметры их качества. Если все эти параметры находятся в допустимых пределах, то производственный процесс продолжается, если же хотя бы одно изделие выходит за пределы допуска, то подается сигнал о необходимой переналадке станка или о смене режущего инструмента. Какое отклонение параметра от номинала допустимо, чтобы вся партия была изготовлена качественно? Это требует специальных расчетов.
После окончания войны выяснилось, что аналогичные исследования проводили математики США, Они подсчитали, что результаты их работы принесли за годы войны стране миллиардную экономию. То же самое можно сказать и о работах советских математиков и инженеров.
3. Математики, внёсшие вклад в победу над фашизмом
Николай ГурьевичЧетаев:
Родился 23 ноября (6 декабря) 1902 года в с. Карадули (ныне Татарстан). Окончил Казанский университет (1924), в 1929, после окончания аспирантуры, был послан на стажировку в Геттинген - аэродинамический институт Геттингенского университета. Ученик Д. Н. Зейлигера.
Установил (1932—1936) постулат устойчивости. Показал (1945), что если невозмущенное движение консервативной системы устойчиво, то решения уравнения в вариациях имеют все характеристические числа, равные нулю.
Андрей Николаевич Колмогоров:
Родился 12 апреля 1903года в г.Тамбов. Выдающийся отечественный математик, доктор физико-математических наук, профессор Московского Государственного Университета (1931), академик Академии Наук СССР (1939).
Колмогоров, используя свои исследования по теории вероятностей, даёт определение наивыгоднейшего рассеивания снарядов при стрельбе.
Мстислав Всеволодович Келдыш:
Родился 29 января 1911года в Риге, советский учёный-инженер в области математики и механики, организатор советской науки. Академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943).
В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы.
Николай ЕвграфовичКочин:
Родился: 19 мая 1901 в Санкт-Петербурге. Закончил Петроградский (ныне Санкт-Петербургский) университет в 1923. Он преподавал математику и механику в Ленинградском Университете с 1924 по 1934 год.
Заложил основы теории качки корабля с учётом взаимодействия корпуса корабля и воды. В 1941-1944 впервые дал строгое решение задачи для крыла конечного размаха. Автор учебников по гидромеханике, векторному исчислению, соавтор и редактор 2-томной монографии по динамической метеорологии.
Сергей Алексеевич Христианович:
Родился 9 ноября 1908 в Санкт-Петербурге. Советский и российский учёный в области механики. Член-корреспондент (1939), академик (1943) АН СССР.
В годы Великой Отечественной войны совместно с Ф.Гантмахером, Л.Левиным и И.Слезингером Сергей Алексеевич выполнил чрезвычайно важную работу, результаты которой позволили в 2,5-3 раза сократить разброс оперенных реактивно-вращающихся снарядов для "Катюши", повысить их боковую кучность без существенных изменений конструкции и технологии.
Нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали. Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб! Среди них были и девушки-математики.
Антонина Леонтьевна Зубкова:
Родилась 12 октября 1920 в селе Семион Ряжского уезда Рязанской губернии, ныне Кораблинского района Рязанской области, в крестьянской семье. После окончания средней школы с золотой медалью в 1938 году без экзаменов поступила на механико-математический факультет МГУ. Советский штурман пикирующего бомбардировщика, гвардии капитан, Герой Советского Союза (1945).
Евгения Максимовна Руднева:
Родилась 24 декабря 1920 года в городе Бердянске, ныне Запорожской области Украины, в семье служащего. Окончила 3 курса механико-математического факультета Московского государственного университета в 1941 году. Занималась астрономией. Штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.
Евдокия Борисовна Пасько:
Родилась в селе Липенка Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области Киргизии в крестьянской семье. Украинка. В 1938 году окончила 10-й класс 25-й школы города Барнаула и поступила на мехмат МГУ. С четвёртого курса университета ушла добровольцем в армию. Окончила ускоренные штурманские курсы в авиационной школе города Энгельс. В действующей армии с мая 1942 года. Штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза.
В конце 1945 года старший лейтенант Пасько вышла в отставку. Вернулась и успешно окончила последние курсы мехмата МГУ, аспирантуру. Кандидат наук. Работала старшим преподавателем Московского высшего технического училища. Живёт в Москве.
Екатерина Васильевна Рябова:
Родилась 14 июля 1921 года в селе Гусь-Железный Рязанской области. Окончила среднюю школу. Поступила на механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Вскоре после начала Великой Отечественной войны добровольцем вступила в ряды Красной Армии.Советский лётчик, участница Великой Отечественной войны, штурман эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.
Руфина Сергеевна Гашева:
Родилась 14 октября 1921 года в селе Верхнечусовские Городки, ныне посёлок городского типа Чусовского района Пермской области. В 1941 году окончила 2 курса механико-математического факультета Московского государственного университета. Вступила в ряды Красной Армии. Штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза. (1945).
4. Котельнич в годы Великой отечественной войны.
4.1 Котельнич не был фронтовым
«Котельнич не был фронтовым в начале лета, в сорок первом.
Но по булыжным мостовым к военкомату вел резервы.
Отсюда юность уходила в видавших
виды сапогах.
За ней была Победы сила, ей равной не было в
веках!»
(М. Игошин)
Хочется рассказать и о вкладе своей малой родины – города Котельнича в общую победу над фашизмом. Да…Котельнич не был фронтовым, но вместе со всем своим народом он перенёс все тяготы войны и всеми своими силами и возможностями приближал день Победы. И у него в это нелёгкое время была своя арифметика.
С 1 сентября 1941 года в Котельниче была введена карточная система снабжения на хлеб, сахар, кондитерские изделия, а с 1 ноября – на мясо, рыбу, макароны. Вот так вспоминал то время бывший работник военно – пересылочного пункта Н. В. Шиляев: «Тяжёлое было время. Для рабочих и служащих отводились небольшие земельные участки для посадки картофеля и овощей. Были вскопаны все склоны оврагов и даже малопроезжие улицы. Вместо цветов на газонах был посажен картофель. Трудно было с топливом, не хватало дров».
В 1941 г. было призвано и отправлено в армию 9937 военнообязанных и призывников, а всего за годы войны – 51995 котельничан, из них 459 женщин. А каких сынов он отправил на фронт!
Многие котельничане сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе частей и соединений 131-й Ропшинской стрелковой дивизии, 311-й Двинской стрелковой дивизии, 101-м минометном полку, в сформированной в Котельниче 109-й стрелковой дивизии, переименованной в 5-ю стрелковую дивизию под командованием нашего земляка, Героя Советского Союза генерала-майора П.Т. Михалицына. Ордена Ленина, Красного Знамени, Суворова второй степени украсили её боевое знамя. Не вернулись с войны почти 12000 воинов.
Среди котельничан – 12
героев Советского Союза! Два полных кавалера орденов Славы! Восемь генералов!
(Приложение 1)
Котельнич
принял из западных районов страны сотни эвакуированных семей, детей, особенно
из Ленинграда. Детей из Ленинграда вывозили порой без ведома родителей.
Эвакуированным было от двух до 14-ти лет. На территории Котельничского района
было сформировано 12 детских домов для детей блокадного Ленинграда. (Приложение
2)
В годы войны в школах города Котельнича работали также эвакуированные учителя, среди которых были и математики:
Богданова Регина Вацлавовна(Украина), Коваленко Ирина Дмитриевна
( Украина), Конодо Елизавета Ивановна(Москва).
«В войну Котельнич жил под мирным небом.
А каких ей отдал сыновей!
Был бойцом, хотя на фронте не был,
Развернул здесь сеть госпиталей…»
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в городе Котельниче работали 4 эвакогоспиталя. Число одновременно находящихся на излечении раненых в эвакогоспиталях достигало 4000 человек, над ними была установлена шефская помощь, организаций города, комсомольцев и пионеров. Десятки тысяч бойцов и командиров после излечения в эвакогоспиталях возвращались в строй и направлялись на фронт. Но, к сожалению, не всех раненых удавалось вылечить. 619 раненых умерли от ран, 319 в том числе захоронены на Братском кладбище. (Приложение 3)
В нашем городе Котельниче во время войны не свистели пули, не рвались снаряды, но он обеспечивал надёжный тыл. Деревообрабатывающий завод, выпускающий до войны мебель и стройдетали, перешёл на выпуск продукции по спецзаданию – снарядных ящиков. Протезно – костыльная мастерская работала на спецзаказах, артель «Швейпром» занималась пошивом и ремонтом обмундирования. Ремонтно – механический завод перешёл на изготовление оборудования к походным мастерским, ремонтировал моторы машин, а с 1944 года – танки и бронетранспортёры.
Котельничские железнодорожники обеспечивали безопасность и непрерывность железнодорожного конвейера на важнейшей коммуникации, питавшей фронт, какой была железная дорога, проходящая через Котельнич с Урала на Москву и Ленинград. Самоотверженно работали наши колхозники. Только за 1941 – 1944 годы сельскими тружениками района было сдано сверх плана в фонд Красной Армии 654 центнера зерна, 50 центнеров мяса, 844 тонн картофеля. В районе и городе развернулось патриотическое движение, вылившееся в добровольное внесение сбережений в фонд обороны. Для ускорения разгрома врага трудящиеся внесли в фонд обороны 5 миллионов 848 тысяч рублей деньгами и на 24 миллиона рублей облигациями государственных займов. За годы войны котельничане собрали и бесплатно отправили Красной Армии 1036 полушубков, 1248 пар валенок, 1500 пар тёплых носков, 3600 пар рукавиц 2800 комплектов нательного белья, 1941 шапку, 1151 свитер. Отправлено для фронта 9465 коллективных и индивидуальных посылок, несколько вагонов с подарками. Труженицы города отстирали и отремонтировали 95000 пар обмундирования. Шла подготовка лыжников для фронта. [9, c.46]
В июне 1941 года в Котельнич была переведена из Украины Яновская военная школа авиационных механиков и стадион города стал её учебным аэродромом. На нём было установлено 10 истребителей ИЛ – 16 и 3 скоростных бомбардировщика «СБ». Авиашкола разместилась в военном городке по улице Советской, спортивные занятия проходили в спортивном зале кооперативного техникума. После учёбы курсантов отправляли на два месяца на стажировку на фронтовые аэродромы. Затем были экзамены, присвоение звания «сержант технической службы» и служба на разных фронтах. Всего за время пребывания в Котельниче автошкола подготовила около 1000 авиаспециалистов. [8, c.77]. (Приложение 4)
4.2 Образование Котельнича в годы войны
В 1934-1935 годах с введением всеобщего обязательного семилетнего образования и ростом числа школ-семилеток была создана широкая сеть учительских институтов. Не обошло это новшество и Котельнич, где в 1939 году на базе училища был образован Котельничский государственный учительский институт, имевший исторический и литературный факультеты. 22 июня 1941 года прозвучало грозное слово «война». Почти всем юношам – студентам института на второй день были вручены повестки о явке в военкомат. У кого их не было, пошли сами с просьбой отправить их на фронт. [8, c.70].(Приложение 5)
Вместе с ними на различные фронты Великой Отечественной войны отправились 117 учителей школ города!
Восемь из них – учителя математики:
Горев Алексей Александрович – школа №3,
Зеленов Дмитрий Иванович - директор школы №2,
Колобов Кузьма Яковлевич – школа №15,
Косолапов Сергей Иванович, завуч, школа №2,
Неганов Илья Иванович, директор школы №1,
Павлов Павел Федосеевич – школа №15,
Савиных Александр Васильевич – школа №2,
Якимов Иван Андреевич – директор школы №15,
Заварина Анна Андреевна – директор Затонской школы, школа №1,
Куликов Александр Васильевич – директор школы № 16,
Кириллов Павел Андрианович – школа № 15.
Познакомимся с некоторыми из них подробнее.
Анна Андреевна Заварина (р. 1922)
Родилась в г. Котельниче, закончила школу №1, затем Кировское педагогическое училище. 21 июня 1941 г. Отшумел выпускной вечер в училище, а 22 июня она услышала страшную весть о начале войны. Направлена на работу в Бельский (ныне Фаленский) район, в сельскую школу. Учила ребят начальных классов, в среднем звене преподавала арифметику и немецкий язык. Кроме основных занятий в школе, море поручений: в подшефном колхозе за 5-7 км от школы собирала теплые вещи и деньги на военный заем, на строительство танков и самолетов, учила колхозниц сушить картофель. Летом наравне со всеми работала целый день в поле и на пришкольном участке. Отпусков не было. Трудно было и с питанием. Деревенских жителей выручали огороды, а учителей – зарплата да несколько килограммов муки в месяц. В августе 1944 г. А. А. Заварину мобилизовали в 34-ю запасную стрелковую дивизию на должность старшего писаря штаба. Отправляла на фронт команды из Кирова, Бобруйска и других городов. Последнюю для участия в Берлинской операции. Для отправки обученных солдат и сержантов необходимо было в срок оформить документы на 200-300 человек в срочном порядке. Приходилось работать до полуночи. Трудностей испытала достаточно, так как часто находилась недалеко от линии фронта.
С 1946 г. А. А. Заварина 18 лет проработала в Затонской школе учителем математики и начальных классов, в 1950 – 1953 гг. директором. Последние годы Анна Андреевна работала учителем в средней школе №1. Подорванное войной здоровье заставило оставить любимое дело и раньше выйти на пенсию. Награждена медалями: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 –1945 гг.», «За победу над Германией», «За трудовую доблесть». Одна из самых дорогих наград – знак «Отличник народного образования РСФСР». [8, c.32]
Павел Андрианович Кириллов (1919 – 1997)
Родился в д. Ярушниковы Котельничского района. Окончив семилетнюю школу, поступил в педучилище, после чего был направлен учителем начальных классов Гостевской семилетней школы. В 1939 г. Был призван в ряды Красной Армии и направлен для прохождения службы в 105-й Ленинградский Краснознаменный стрелковый полк на Дальний Восток.
Войну встретил в Приморском крае в звании старшины командиром взвода химзащиты. В 1942 г. его полк был переведен под Сталинград. Воевал на Сталинградском, затем на Донском фронте, четыре раза был ранен. В 1943 г. после госпиталя и короткого отпуска был назначен командиром артиллерийского взвода, а затем заведующим делопроизводством истребительно-противотанкового полка, с которым прошел по дорогам войны от Житомира через Польшу, Венгрию, Чехословакию, где и закончил войну. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
После демобилизации работал учителем в школах района, а с 1953 г. Учителем математики, физики, астрономии в средней школе № 15. В 1956 г. Закончил заочно Кировский пединститут. Педагогические традиции семьи продолжили три сына Павла Андриановича и внучка. Общий педстаж семьи составляет 250 лет. [8, c.36]
Александр Васильевич Куликов (1913 – 1993)
Родился в г. Ярославле. После школы закончил свердловский рабфак. С 1932 г. Работал учителем математики и физики в школах Котельничского района – Ждановской, Боровской, Карпушинской. С началом Великой Отечественной войны мобилизован и направлен в Ярославское пулеметно-минометное училище. Через шесть месяцев был на фронте под Москвой вкачестве командира пулеметного взвода. В конце войны был тяжело ранен и после лечения госпитале в 1946 г. демобилизован. Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями. 27 лет проработал учителем, завучем и директором школы №16. [8,c.38]
Александр Васильевич Савиных (1913 – 1984)
Родился вс. Полом Кировской области. Закончил учительский институт. В 1938 г. начал свою педагогическую деятельность. В 1939 г. призван в армию. Служил на Дальнем Востоке, в Монголии, на границе с Китаем. В 1942 г. был переведен в г. Харьков, где в зенитной артиллерии занимался охраной освобожденных городов. Закончил войну в Венгрии, в Будапеште. Прошел пусть от рядового до офицера. Награжден орденом Боевого Красного Знамени и несколькими медалями. После демобилизации работал учителем математики в средней школе №2. Требовательный, знающий педагог, умел дать своим ученикам прочные и глубокие знания. Человек строгий и принципиальный, А. В. Савиных был членом профкома школы, возглавлял методическое объединение учителей математики, являлся представителем облоно в экзаменационной комиссии седьмых классов.
С 1964 г. Вместе с женой Клавдией Ивановной, учителем русского языка и литературы, работал в Затонской школе. Педагогический труд отмечен орденом Трудового Красного Знамени. [8, c.47]
Иван Андреевич Якимов (1905 – 1942)
Родился в крестьянской семье в Вожглальском районе. После окончания физико-математического факультета Вятского педагогического института работал в Слободском педтехникуме, затем директором Мурашинской школы. В 1938 г. назначен директором школы № 15 г. Котельнича.
В марте 1940 г. призван в Красную Армию. Участвовал в войне с белофиннами в составе 244 отдельной стрелковой дивизии. С 15 июля 1941 г. – в боях под г. Старая Русса в должности начальника штаба 922-го стрелкового полка. Первый помощник, капитан Артюхов, так характеризовал
своего начальника: «У него была цепкая память, развитая интуиция, он был талантливым начальников штаба, бесстрашным коммунистом, патриотом своей любимой родины». Погиб 22 марта 1942 г., выполняя приказ командира дивизии. 11 суток до этого дня полк совершал рейд по тылам фашистов, нанося ощутимые удары по противнику. Но в ночь с 21 на 22 марта крупная группировка фашистов просочилась в тыл 254 дивизии. Полк Якимова после выхода из вражеского тыла попал под пулеметный огонь фашистов. Только небольшой группе бойцов и командиров удалось вырваться из - под огня. Штаб со всеми документами остался на поле боя. [8,c.55]
Имя Ивана Андреевича Якимова высечено на обелиске, стоящем во дворе школы № 15, который был торжественно открыт 9 мая 1968 года.
Этот обелиск и по сей день продолжает нести вахту памяти погибших. И всё так же с мраморной доски обелиска как наказ звучат слова чешского героя- патриота Юлиуса Фучика: «Не забудьте тех, кто пал за себя и за вас. Люди, помните! Памяти павших будьте достойны!»
Заключение
Результаты изучения литературных источников, анализа и систематизации материалов показали, как велик личный вклад признанных учёных и только начинающих математиков, учителей и студентов в победу, которые принимали участие в военных действиях, руководили отрядами, находились в окружении и блокаде. Также, из краеведческих источников, многое удалось узнать о нашем городе Котельниче в годы войны, об учителях математики, ушедших на фронт, и преподававших в школах города в военное время.
Со времени Победы прошло почти 75 лет. Вторая мировая война оказалась, прежде всего войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделали также и для восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математики.
Нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены, были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти тот путь, который уже был пройден США и их западными союзниками.
К сожалению, и теперь положение в мире таково, что страны, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять огромное внимание укреплению обороноспособности своих стран. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Ведь каждый из нас мечтает о мире, о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.
Таким образом, я считаю, что тема моей работы очень актуальна в наши дни, особенно для молодого поколения, так как она приближает математику к истории нашей страны, к жизни, показывает, что это не просто сухие цифры, ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни. Изучая математику можно становиться человеком с твердой волей, огромным трудолюбием и большой целеустремлённостью. Без математики, без её укоризненного знания, и притом весьма в широком объёме, не может быть ни хорошего штурмана, ни артиллериста, ни связиста, ни строителя, ни приёмщика военной продукции на заводах.
Именно поэтому изучение математики необходимо, так как она соприкасается со всеми отраслями науки.
Информационные источники
1. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.
2. Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984.
3. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, 1983.
4. Энциклопедический словарь юного математика для среднего и старшего школьного возраста. Савин А.П.. Издательство: «Педагогика», 1989.
5. Современная иллюстрированная энциклопедия «Математиков и информатиков». А.П. Горкин., Издательство: «РОСМЕН», 2007.
6. Колмогоров А.Н. Успехи математических наук. Май-июнь 1970. Т. XXV, вып. 3(153).
7. Крылов А. Н. Мои воспоминания. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963.
8. Н.А. Громазина, Соболева Л.А. Сборник «Котельнич. История и судьбы. Котельнич, 2005г. – 134 стр.
9. Вылегжанин А. Краеведческий сборник «Котельнич. Годы и люди».
10. http://www.letunij.narod.ru
11. http://www.prometeus.nsc.ru/science/schools/lyapunov/about/sketch.ssi
12. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1763
Приложение 1.
Герои Советского Союза – Котельничане.
1. Михалицын Пётр Тихонович – командир 5-й Орловской стрелковой дивизии Белорусского фронта, генерал-лейтенант, уроженец Котельничского района.
2. Хитрин Василий Алексеевич – командир звена 29-го истребительного авиаполка Западного фронта, старший лейтенант, уроженец Котельничского района.
3. Зевахин Валентин Сергеевич – заместитель командира батальона 78-го гвардейского стрелкового полка Юго-Западного фронта, майор, уроженец г. Котельнича.
4. Матвеев Владимир Сергеевич – командующий артиллерией 9-го гвардейского стрелкового корпуса Белорусского фронта, генерал – майор, уроженец г. Котельнича.
5. Патрушев Иван Александрович – командир батарей СУ – 76 3-го Белорусского фронта, полковник, уроженец Котельничского района.
6. Разумов Александр Кириллович – командир 837-го стрелкового полка 2-го Белорусского фронта, полковник, уроженец Котельничского района.
7. Селезенев Анатолий Петрович – командир взвода 766-го стрелкового полка 1-го Белорусского фронта, капитан, уроженец Котельничского района.
8. Тырыкин Николай Степанович – помощник командира взвода 267-го гвардейского стрелкового полка Степного фронта , гвардии старший сержант, уроженец Котельничского района.
9. Шатов Михаил Григорьевич – старший лётчик 7-го гвардейского штурмового авиаполка 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, майор, уроженец г. Котельнича.
10. Шестаков Алексей Андреевич - командир роты 294-го гвардейского стрелкового полка 1-го Украинского фронта гвардии капитан, уроженец Котельничского района.
11. Исупов Николай Антонович - заместитель командира батальона по политчасти 712-го стрелкового полка Центрального фронта, майор, уроженец Котельничского района.
12. Соколов Сергей Леонидович – маршал, почётный гражданин г. Котельнича.
На средней школе №1, где учился будущий маршал, установлена мемориальная доска.
Полные кавалеры орденов Славы:
Морозов Николай Александрович
Толстобров Яков Еремеевич
Генералы:
1. Ванеев Владимир Григорьевич
2. Баруткин Михаил Иванович
3. Головнин Михаил Ильич
4. Шабалин Семён Иванович
5. Глушков Владимир Исакович
6. Мурат Леонид Александрович
7. Шабалин Николай Иванович
8. Зыков Пётр Максимович
Приложение 2.
На территории Котельничского района было сформировано
12 детских домов для детей блокадного Ленинграда.
Воспитанники средней группы ленинградского детского дома №128 с воспитателями Т.И. Денисовой, Л.Ф. Претиной, Л.П. Зыриной, с Александровское (Котельничский р-н), 1942год.
Приложение 3.
В годы Великой Отечественной войны
1941-1945 гг. в
городе Котельниче работали 4 эвакогоспиталя. Число
одновременно находящихся на излечении раненых в эвакогоспиталях достигало 4000
человек.
619 раненых умерли от ран, 319 в том числе захоронены на Братском кладбище
Приложение 4.
В июне 1941 года в Котельнич была переведена из Украины Яновская военная школа авиационных механиков и стадион города стал её учебным аэродромом. За время пребывания в Котельниче автошкола подготовила около 1000 авиаспециалистов.
Приложение 5.
В 1939 году на базе училища был образован Котельничский государственный учительский институт. На фото первый и последний выпуск учительского института, почти все юноши – студенты которого получили повестки и ушли на фронт.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.