Методическая разработка на тему: «Вклад математики в Великую Победу в войне 1941 – 1945 года»
Оценка 5

Методическая разработка на тему: «Вклад математики в Великую Победу в войне 1941 – 1945 года»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
08.04.2020
Методическая разработка на тему: «Вклад математики в Великую Победу  в войне 1941 – 1945 года»
Методичка по войне!.docx

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное

 учреждение «Кировский сельскохозяйственный техникум

имени дважды Героя Социалистического Труда А.Д.Червякова»

 

 

 

 

Методическая разработка

по теме

 

«Вклад математики в Великую Победу

в войне 1941 – 1945 года»

IMGP1041

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Князева Светлана Васильевна

г. Котельнич

2020

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….3

1.Математики – на защите Отечества………………………………….……..5

1.1  Имена математиков, вписанные в историю боевых сражений…………5

1.2  Подвиг механико-мате­матического факультета Московского

Университета……………………………………………………………..…….8

2. Математические задачи — для фронта………………………………….....9

2.1 Математика в артиллерии …………..……………………………………10

2.2 Математика в авиации………………………...…………………………..11

2.3 Математика в военно-морском деле…………………..…………………13  2.4  Статистика в военном производстве ……………………………………14

3.Математики, внёсшие вклад в победу над фашизмом …………………...16

4. Котельнич в годы Великой отечественной войны ……………………….19

4.1 Котельнич не был фронтовым …………………………………………...19

4.2 Образование Котельнича в годы войны …………………………………22

Заключение ……………………………………………………………………27

4. Информационные источники……… ……………………………………...29

5. Приложения………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что “каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня” (Ю. Фучик.)

Миновало уже  почти 75 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, с того дня, когда в каждый наш дом, в каждую семью пришло выстраданное в жесточайших боях с фашизмом счастье победы, счастье Мира. Но сколько бы их ни было позади, в благодарной памяти всех новых поколений навсегда останется беспримерный подвиг солдата, спасшего мир от «коричневой чумы» фашизма.

Готовясь празднованию очередной годовщины Великой Победы, мы снова и снова должны вспомнить, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны с той минуты, когда фашисты без объявления войны напали на нашу страну.

Слова Левитана, диктора радио в то время: «190 дивизий, 1000 самолётов, танков и орудий были брошены на нашу страну с одной целью - давить, сжигать, беспощадно уничтожать всё, что встретится на пути». Вспомним ещё раз жестокую арифметику той грозной войны: За шесть недель рассчитывала Гитлеровская Германия закончить войну с нашей страной.

«Россия должна быть ликвидирована!», - объявил Гитлер, «... заселить эту территорию, по крайней мере 100 млн. людей германской расы», уцелевших русских от уничтожения расселит в Южной Америке, 65% украинцев выслать с занимаемых территорий. 

Но 1418 дней боролась за свою свободу наша страна. Каждый день мы теряли 14104 соотечественника, каждый час погибало 588 человек, каждую минуту 10, каждые 6 секунд унесли одну человеческую жизнь.

20 миллионов жизней потеряли мы в этой войне. Если бы эти люди могли разом подняться и встать в одну шеренгу, то эта шеренга протянулась бы на 10 000 км.

Представьте, что вот на 54 параллели идёт железная дорога, и вы едете в поезде. 7-8 суток так пришлось бы ехать и когда вы не глянули в окно, вдоль насыпи стояли бы те, которых война срезала с земли, большие, маленькие и средние… 20 миллионов человек... Хотели бы вы почтить минутой молчания каждого из них? Это невозможно. Молчать пришлось бы 38 лет.

Фашисты разгромили 1710 городов, 70 тысяч сёл и деревень, Военные расходы всех стран участниц второй мировой войны составили 4 триллиона рублей. На эти деньги можно было бесплатно кормить 50 лет всё население земного шара. В час великих испытаний понятным и близким для всех стал призыв «Всё для фронта, всё для народа».

Окликаясь на него, тысячи людей нашей страны уходили добровольцами на фронт, туда, где решалась судьба Родины.

Огромная роль в победе нашего народа принадлежит и  науке, в частности, математике. Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвященных свой фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом.

Состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук, где учёные заявили, что отдадут « все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом».

Давая оценку вклада советских ученых в военное дело, президент Академии Наук СССР С. И. Вавилов написал: “Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки”. В значительной части эти мысли были результатом математического поиска или математической обработки изучаемых явлений.

Актуальность этой  работы состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни, молодое поколение знает о войне лишь из книг и кинофильмов. Немногие также знают о том,  как много ма­тематики дали фронту для победы, как их исследования помогали совер­шенствовать оружие, которое исполь­зовали воины в боях. А нам никак нель­зя забывать о том, что подвиг на­рода в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы побе­ды ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создава­лась и совершенствовалась военная техника. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.

Очень дорого обошлась эта победа для всего человечества. Полмиллиона жизней унесла бесконечно долгая, безмерно тяжёлая война. Мы всегда должны помнить, какой ценой завоёван Мир, цену Великой Победы.

 

 

1. Математики – на защите Отечества

Роль математиков велика не только в научных изобретениях для превосходства армии, но и в личном вкладе в Победу. Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Среди них были признанные учёные и только начинающие математики, учителя и студенты. Каждый из университетов потерял многих мо­лодых ученых, уже сумевших про­явить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны.Несомненно, что при этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Сколько математических замыслов осталось неосуществлёнными!

1.1 Имена математиков, вписанные в историю боевых сражений

Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973). Он храбро воевал и внёс много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР.

 В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико-математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник (1915 – 1972)

Осенью 1941г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов (1905 -1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико-множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Не смотря на слабое здоровье и бронь, он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.

 М. В. Бебутов (1913 – 1942) начал свою научную работу еще в студенческие годы. Его научные интересы были связаны с качественной теорией дифференциальных уравнений. Первая публикация относится к 1938г, а последняя опубликована посмертно в 1942 г. И все же, несмотря на такой ограниченный промежуток научной деятельности, М. В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941г. диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа.

Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А.А. Погорелов.

Иван Семенович Бровиков – доктор физико-математических наук. Участвовал в боях под Москвой, Старой Руссой, на Курской дуге, на Украине, в Румынии, Польше, Германии и Чехословакии, за что награжден орденом Красной Звезды и многими медалями.
Николай Владимирович Метельский будучи студентом физико-математического факультета Белорусского университета был подпольным работником, партизанским связным, а затем в составе гвардейской части принимал участие в освобождении Белоруссии и Польши, в боях в Германии, был ранен и контужен, имеет боевые награды.

Ирина Владимировна Баранова – доцент кафедры методики преподавания математики, декан математического факультета Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Её труд в годы ВОВ отмечен медалью «За доблестный труд в ВОВ».

Научный работник Алексей Иванович Бородин нелегкие армейские дороги прошел зенитчиком, командиром отделения, старшиной отдельной фугасной огнеметной роты. Воевал в составе отряда морской пехоты, работал в штабах Азовской и Дунайской военных флотилий. Ратный труд Алексея Ивановича отмечен орденом Отечественной войны и боевыми медалями.

Самсон Агабекович Дагбашян – преподаватель математики, Герой Социалистического Труда, народный учитель СССР, заслуженный учитель Армянской ССР, был призван в ряды Советской Армии в 1941 году. На Брянском фронте получил тяжелое ранение, лишился ноги и в конце 1942 года был демобилизован. Домой вернулся с орденом Отечественной Войны 2-й степени.

Великую Отечественную войну Сергей Федорович Рубанов встретил в рядах Советской Армии. Защищал Ленинград, находился в осажденном городе во время блокады. Был ранен. За подвиги награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени с несколькими медалями. После демобилизации в 1946 году вернулся к преподаванию математики.

Александр Спиридонович Пчелко – учитель математики среднего звена. Ушёл добровольцем в Народное ополчение.
Владимир Яковлевич Саннинский – кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики, с января 1942г. по май 1946 г. находился в рядах Советской Армии. За участие в ВОВ награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За оборону Сталинграда» и другими медалями.

В годы ВОВ, несмотря на тяжелое состояние здоровья, Сергей Евгеньевич Ляпин – известный математик и методист, сразу же вступил в состав вооруженных сил, занял пост начальника штаба одного из подразделений местной противовоздушной обороны.

Вместе с многими именами, заслуженно ставшими хрестоматийными сколько имён из миллионов тех не знаменитых, не отмеченных наградами и славой при жизни, которые в трудную минуту для отчизны до конца выполнили свой долг и отдали ей самое дорогое - жизнь!

Последний раз, проверив домашнее задание, простился на перемене со своими учениками учитель математики из далекого сибирского села на берегу Ангары Н.В. Бибиков. Он ушел на свой открытый урок; своим примером пробуждал гуманные чувства, верность высоким идеалам, любовь к родной земле. Коротки перемены у трудного ратного дела. Гвардии старший лейтенант Н.В. Бибиков отдавал их письмам к родным, ученикам и своему любимому занятию – рисованию. Война потребовала напряжения всех духовных и физических сил, переплавила абстрактные социальные, этические и моральные понятия в живые образы действительности. То что раньше воспринималось как аксиома, теперь надлежало доказать самой жизнью. Об этом много раздумий в письмах Бибикова Н.В. – волнующем документе своей эпохи.

«Очень хочется жить. Дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Хочется увидеть победу, прижать к шершавой шинели шелковистую головку сына. Я очень люблю жизнь и поэтому иду в бой. В бой за жизнь, за настоящую, а не рабскую жизнь. За счастье моих близких, моих детей, за счастье моей Родины. Я люблю жизнь, но щадить ее не буду. Жить как воин и умереть как воин – так я понимаю жизнь» (22 августа 1942г.).Через сколько сожженных деревень пришлось вести Н.В. Бибикову своих солдат! Горе обжигало лютой ненавистью к врагу, наполняло всепобеждающей любовью к родине.

«…Я понял, что такое Родина: это когда каждая хата под серым очеретом кажется тебе родной хатой и каждая старуха в селе – родной матерью. Родина – это когда каждый шаг немецкого кованого сапога по нашей земле – кровавый след в твоем сердце» (27 августа 1942 г.).Выбивая врага из деревни Голоски Каменец – Подольской области, Бибиков упал и навсегда остался в этой далекой от Ангары, но навечно кровной ему украинской деревне.

1.2 Подвиг механико-мате­матического факультета  Московского университета

Помимо преподавателей, аспиран­тов и студентов, получивших мобили­зационные извещения уже в первые дни войны и попавших в регуляр­ные воинские части, механико-мате­матический факультет Московского университета дал 213 человек в 8-ю Краснопресненскую дивизию на­родного ополчения. Все они были за­числены в 975-и артиллерийский полк этой дивизии и после короткого обу­чения уже в августе заняли оборо­нительный рубеж на ржевско-вяземском направлении. В ополчение за­писались практически все студенты и аспиранты и подавляющее большин­ство ассистентов, доцентов и профес­соров, в том числе и те, кто по воз­расту и состоянию здоровья был осво­божден от воинской службы. Позднее некоторые ополченцы были вычеркну­ты из списков, так как они имели профессорские звания или степени доктора.

В начале октября по­ложение на ельнинском направлении резко обострилось, поскольку немцы сосредоточили здесь большие свежие силы и начали наступательную опе­рацию, В связи с этим командова­ние фронтом передало 8-ю Красно­пресненскую дивизию из 32-й в 24-ю армию и срочно перебросило ее с под­готовленных позиций в район деревни Уварово, расположенной несколько южнее Ельни.
К сожалению, подго­товленных позиций там не оказалось и пришлось задерживать врага бук­вально «с марша». Дивизия выпол­нила боевую задачу: она задержала врага на несколько дней и тем са­мым оказала значительную помощь обороне Москвы. По сохранившимся сведениям это сражение дорого обо­шлось оккупантам: около 45 тысяч солдат и офицеров они потеряли под Ельней в результате стойкой оборо­ны советских солдат. Но и мы запла­тили за это дорогую цену: около трети ополченцев 8-ой дивизии погиб­ли в этих боях.

Среди них были аспиранты или уже защитившие дис­сертации А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман, В.II. Засухин, И.Р. Лепе­хин, X.М. Мильштейн, С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин и ряд других. Трудно переоценить тяжесть этой потери для страны и для советской науки.

Академик и директор Института механики МГУ Г. Г. Черный расска­зывал, что 975-й артиллерийский полк 5 октября отбивал ожесточен­ные атаки наседавшего со всех сто­рон противника. Одно за другим выходили из строя орудия. Когда был отдан приказ об отходе на но­вую позицию, из них осталось лишь шесть.

Отходить к лесу пришлось по открытому полю под огнем про­тивника; еще четыре орудия были выведены из строя. Расчеты оставших­ся двух орудий изготовились к бою, а пехота залегла рядом, на опушке, в наспех вырытых окопчиках. В это время разведка донесла, что вблизи от леса движется большая колонна противника — машины с солдатами, самоходные орудия, минометы, боеприпасы.

Было принято немедлен­ное решение — атаковать наличными средствами беспечного противника. Наводчиком одного из орудий был Г.Г. Черный, другого — также мехматовец И.Степанов. Тщательное прицеливание, зала и оба снаряда разорвались в колонне.

Дальше бешеный огонь но противнику, разби­тые машины, мотоциклы, уничто­женные солдаты. Однако растерянность врага прошла, и в ответ по­летели снаряды и мины. Дуэль длилась до тех пор, пока у наших оставались снаряды.

Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.

Многие студентки после прохожде­ния двухмесячных курсов медсестер были направлены в госпитали, мед­санбаты и непосредственно на пере­довую. Кроме того, студентки универ­ситета откликнулись на призыв из­вестной летчицы Героя Советского Союза Марины Расковой и стали штурманами и летчицами, в част­ности, 46-го гвардейского полка ноч­ных бомбардировщиков. Летали эти летчицы на тихоходном и незащи­щенном от огня самолете «У-2», но наносили противнику весьма значи­тельный ущерб. Пяти летчицам вы­пускницам мехмата было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот их имена: Е. Руднева, Е. Пасько, Р. Гашева, А. Зубкова, Е. Рябова. Была Героя­м Советского Союза — Л. Ратушная.

 

2. Математические задачи — для фронта

Мы должны преклоняться перед вы­держкой, самоотверженностью и вер­ностью Отчизне, которую проявля­ли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе мате­матиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, ко­торыми обладают математики.
Зна­чение этого фактора особенно важ­но в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием ра­зума, изобретательности и точного расчета. Дело в том, что для военных действии привлекаются все до­стижения естествознания, а вместе с ними и математика во всех ее прояв­лениях.

Создание атомного и ракет­ного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математи­ческих моделей и даже новых вет­вей математики. Без таких предва­рительных математических исследо­ваний не создается ни одна техни­ческая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее мате­матический аппарат.

2.1 Математика в артиллерии

Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск – артиллерия без расчетов не мог бы существовать. На фронте были и специальные расчетные части. Еще в древности математические знания использовались в военном деле.

В знаменитом диалоге Платона “Государство” говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: “При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает”.

Исследованием артиллерийских систем занимались М. В. Остроград­ский (1801 —1862) и П. Л. Чебышёв (1821—1894), и последующие по­коления ученых. Проблемы пристрел­ки, разработанные еще в XIX веке в связи с появлением новых типов артиллерии, потребовали в период Великой Отечественной войны до­полнительных исследований и состав­ления таблиц. Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим за­дачам, которые нужно было срочно решить. Ими занимались упорно как специалисты в области артиллерии, так и математики.

Проблемы бом­бометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, область, кото­рую накроет бомбовой удар. Такие таблицы были составлены еще до на­чала войны, но для самолетов, об­ладающих большими скоростями.

Во время войны выявилась полез­ная возможность использования ти­хоходных учебных самолетов для ночных бомбежек. Были созданы специальные полки ночных бомбарди­ровщиков, но для них не было сво­евременно создано таблиц бомбомета­ния. Возникла срочная задача про­изводства соответствующих расчетов. Таблицы были созданы и они оказали несомненную помощь нашим летчи­кам и летчицам.
Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема - увеличить вероятность попадания в цель при торпедном залпе. Возникла идея за счет искусственного рассеивания уве­личить эту вероятность. Этой зада­чей занялся один из крупнейших наших математиков академик А.Н. Кол­могоров. Ему удалось найти полное решение задачи и довести его до практического использования.

Не­сомненно, что какую-то долю успехов наших моряков следует отнести и на счет этой решенной Колмого­ровым задачи. Позднее его выводы были перенесены и на проблемы, связанные со стрельбой зенитной ар­тиллерии по самолетам. Теория вероятностей позволила решить весьма важную задачу оборонного характера. Эта работа оказала серьезную помощь в повышении эффективности огня советской артиллерии.

Во время Великой Отечественной войны появилась еще одна проблема – обеспечение кучности боя и устойчивости артиллерийских снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент Академии наук СССР Четаев Н. Г. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки ствола орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете.

Профессор С.В.Бахвалов, известный геометр, разработал теорию приборов управления артиллерийским огнем.

Важная для ПВО задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также прочности тросов заграждения была решена профессором Х.А.Рахматулиным.

В начале войны молодые ученые мехмата А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».

Благодаря новаторским расчетам математиков в СССР была сделана лучшая в мире каска с очень сложной кривизной поверхности, обеспечившей ее наилучшую отражательную способность.

2.2 Математика в авиации

В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она также требовала широ­кого использования математических расчетов для ее изготовления и эксп­луатации.Увеличение скорости поле­та самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но и выбора оптимального профиля фюзе­ляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов.

В России над этими вопросами еще с прошло­го века работал ряд ученых и в пер­вую очередь Н. Е. Жуковский (1847 — 1921), названный В.И. Лениным от­цом русской авиации.Он закономер­но считается основоположником но­вой математической науки — аэродинамики, в которой ему удалось создать ряд сильных методов иссле­дования и решить многочисленные актуальные задачи, основать боль­шую научную школу, состоящую из ближайших учеников по университету и старейшему высшему техническому заведению Москвы — Московскому высшему техническому училищу.

Жу­ковский заложил основы Военно-воздушной академии, получившей впоследствии его имя, а также Цент­ральный аэрогидродинамический ин­ститут. Это научное учреждение дол­гие годы работало под руководством одного из ближайших учеников и сотрудников Н.Е. Жуковского — С.А. Чаплыгина (1869 —1942) и объ­единили многих выдающихся иссле­дователей — М. В. Келдыша (1911 — 1978).В.В. Голубева (1884 —1954), М.А. Лаврентьева (1900—1980) и др.

Теоретический отдел разрабатывал многие важные проблемы, в том числе и для военной авиации. Многие из этих разработок пригодились и были широко использованы для создания новых систем истребителей, штурмо­виков и бомбардировщиков, обладав­ших повышенной маневренностью, скоростью, надежностью. Превосходные истребители А.С. Яковлева и С.А. Лавочкина, неуязвимые штурмовики С.В. Ильюшина, бомбардировщики В.М. Петлякова.

Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми (или флаттера), представлявших в ту пору основную опасность для авиато­ров. Как правило, самолет, попавший в состояние штопора или шимми (особые вибрации самолета, приво­дившие к его разрушению) уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал М. В. Келдыш (впо­следствии президент Академии наук СССР, главный теоретик космонавти­ки).
Однако он пошел дальше и на основании теории сделал заключе­ния о том, как устранять эти явле­ния. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели само­летов и летчиков по этим причинам. Переоценить результаты этих исследо­вании невозможно, поскольку они помогли не только сохранить жизнь летчиков и самолеты, но и позволили летать на больших ско­ростях.

Роль математики в военном деле все возрастает. Обратимся к фактам. Математический институт академии наук СССР в 1943 году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Интенсивная творческая деятельность ученых МГУ в области аэродинамики накануне и в годы войны значительно укрепляли научную основу, на которую опиралось совершенствование нашей авиации. Большую роль в развитии авиации сыграли работы академика Н.Е. Кочина, отдавшего последние годы своей научной деятельности Московскому университету.

Значительным вкладом Н.Е. Кочина в победу явились разработка в 1941 – 1944 годах и решение комплекса задач «теории круглого крыла», в которых впервые было дано строгое решение для крыла конечного размаха, что давало возможность точно рассчитывать силы, действующие на крыло самолета во время полета. Н.Е.Кочинакадемик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полетов самолетов на малой высоте.

В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз.

Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.

2.3 Математика в военно-морском деле

Видную роль сыграли в годы войны математики Московского университета. Существенное значение для решения некоторых практических задач имело развитие в Московском университете одного из разделов математики - номографии, изучающей теорию и способы построения особых чертежей-номограмм.
Номограммы позволяют значительно экономить время вычислений, максимально упрощают расчеты ряда задач. Работу специального номографического бюро при Научно-исследовательском институте математики МГУ возглавлял известный советский геометр, Н. А. Глаголев. Номограммы, подготовленные в этом бюро, применялись в военно-морском флоте, зенитной артиллерии, оборонявшей советские города от налетов вражеской авиации.

Выдающийся математик Алексей Николаевич Крылов создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков; какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля.

Использование этих таблиц спасло жизнь многим людям, помогло сберечь огромные материальные ценности. Специальные бригады ученых-математиков занимались только расчетами. Сложнейшие задачи решались лишь с помощью логарифмических линеек и арифмометра.

Работая в области теории вероятностей, наши ученые-математики определили размеры каравана судов и частоту их отправления, при которых потери были бы наименьшими.

В осажденном Ленинграде великий математик Яков Исидорович Перельман прочитал десятки лекций воинам-разведчикам Ленинградского фронта, Балтийского флота и партизанам о способах ориентирования на местности без приборов.

2.4 Статистика в военном производстве

Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и автомобилей и многие миллионы артиллерийских снарядов. Имеется еще один аспект работы советских математиков на помощь фронту, о котором нельзя умалчи­вать — это работа по организации производственного процесса, направ­ленная на повышение производитель­ности труда и на улучшение каче­ства продукции. Здесь столкнулись с огромным числом проблем, которые по самому их существу нуж­дались в математических методах и в усилиях математиков.

Затронем здесь лишь одну проблему, получив­шую наименование контроля качества массовой промышленной продукции и управления качеством в процессе производства. Эта проблема со всей остротой возникла перед промыш­ленностью уже в первые дни войны, поскольку прошла массовая мобили­зация и квалифицированные рабочие стали солдатами. Им на смену приш­ли женщины и подростки без квали­фикации и рабочего опыта.

Один из математиков вспоминает такой случай: мне пришлось быть на одном из приборостроительных заводов в Свердловске. Он изготовлял крайне необхо­димые приборы для авиации и ар­тиллерии. У станков я увидел прак­тически только подростков 13 — 15 лет. Увидел и также огромные кучи бракованных деталей. Сопро­вождавший меня мастер пояснил, что эти детали выходят за пределы до­пуска и поэтому непригодны для сборки.А вот если бы удилось собрать из этих «запоротых» деталей пригодные приборы, мы бы смогли сразу удовлетворить потребности на месяц вперед. Слова мастера не давали мне по­коя. В результате общения с инжене­рами завода родилась мысль разбить детали на 6 групп по размерам, которые уже было бы возможно со­прягать между собой. В шестую груп­пу входили детали совершенно не­пригодные для сборки.

Исследования показали, что так собранные прибо­ры оказались вполне пригодными для дела. Они обладали одним недостат­ком: если какая-либо деталь выходи­ла из строя, то ее можно было за­менять лишь деталью той же груп­пы, из деталей которой собран при­бор. Но в ту пору и для тех це­лей, для которых были предназначены приборы, можно было обойтись заменой приборов, а не деталей. Нам удалось успешно использовать зава­лы испорченных подростками де­талей.
Задача контроля качества изготов­ленной продукции состоит в следующем. Пусть изготовлено N изделий, которые должны удовлетворять некото­рым требованиям. Скажем, снаряды должны быть определенного диамет­ра, не выходящего за пределы от­резка [D1, D2], иначе они будут не­пригодны для стрельбы. Они должны обладать определенной кучностью при стрельбе, иначе будут затруднения при стрельбе по цели.

И если с первой задачей справиться легко — нуж­но замерить диаметры изготовленных снарядов и отобрать те из них, которые не удовлетворяют требова­ниям, то с другим требованием поло­жение значительно сложнее. Действи­тельно, чтобы проверить кучность стрельбы, необходимо провести стрельбы. А что же останется после испытаний? Испытания нужно произ­вести так, чтобы подавляющая часть продукции осталась пригодной для дальнейшего использования.

Стол­кнулись с основным требованием; по испытанию малой части изделий на­учиться судить о качестве всей пар­тии. Методы, которые были для этой цели предложены, получили название статистических. Их теория берет свое начало с одной работы 1848 года академика М.В. Остроградского. Позднее этой задачей занимались профессор В. И. Романовский (1879 — 1954) в Ташкенте и его ученики. Во время войны их совершенствованием нанялся А.Н. Колмогоров и его уче­ники.

Задача, о которой только что было рассказано, обладает одним дефектом в самой её постановке: партия про­дукции уже изготовлена и нужно сказать, можно её принять или же следует её отвергнуть? Но, спраши­вается, зачем же изготовлять пар­тию, чтобы её затем браковать? Нельзя ли так организовать произ­водственный процесс, чтобы уже при изготовлении поставить заслон для изготовления некачественной про­дукции?

Такие методы были предло­жены и получили название статисти­ческих методов тенящего контроля. Время oт времени со станка берутся несколько только что изготовленных изделий и замеряются параметры их качества. Если все эти параметры находятся в допустимых пределах, то производственный про­цесс продолжается, если же хотя бы одно изделие выходит за пределы до­пуска, то подается сигнал о необ­ходимой переналадке станка или о смене режущего инструмента. Какое отклонение параметра от номинала допустимо, чтобы вся партия была изготовлена качественно? Это требует специальных расчетов.

После окончания войны выясни­лось, что аналогичные исследования проводили математики США, Они подсчитали, что результаты их рабо­ты принесли за годы войны стране миллиардную экономию. То же самое можно сказать и о работах советских математиков и инженеров.

 

3. Математики, внёсшие вклад в победу над фашизмом

Картинки по запросу "• Николай Гурьевич Четаев, фото"Николай ГурьевичЧетаев:

Родился 23 ноября (6 декабря) 1902 года в с. Карадули (ныне Татарстан). Окончил Казанский университет (1924), в 1929, после окончания аспирантуры, был послан на стажировку в Геттинген - аэродинамический институт Геттингенского университета. Ученик Д. Н. Зейлигера.

Установил (1932—1936) постулат устойчивости. Показал (1945), что если невозмущенное движение консервативной системы устойчиво, то решения уравнения в вариациях имеют все характеристические числа, равные нулю.

Картинки по запросу ",• Андрей Николаевич Колмогоров фото" Андрей Николаевич Колмогоров:

Родился 12 апреля 1903года в г.Тамбов. Выдающийся отечественный математик, доктор физико-математических наук, профессор Московского Государственного Университета (1931), академик Академии Наук СССР (1939).

Картинки по запросу ",• • Мстислав Всеволодович Келдыш фото"Колмогоров, используя свои исследования по теории вероятностей, даёт определение наивыгоднейшего рассеивания снарядов при стрельбе.

Мстислав Всеволодович Келдыш:

Родился 29 января 1911года в Риге, советский учёный-инженер в области  математики и механики, организатор советской науки. Академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943).

 В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы.

Картинки по запросу "Николай Евграфович Кочин:фото"Николай ЕвграфовичКочин:

Родился: 19 мая 1901 в Санкт-Петербурге. Закончил Петроградский (ныне Санкт-Петербургский) университет в 1923. Он преподавал математику и механику в Ленинградском Университете с 1924 по 1934 год.

Заложил основы теории качки корабля с учётом взаимодействия корпуса корабля и воды. В 1941-1944 впервые дал строгое решение задачи для крыла конечного размаха. Автор учебников по гидромеханике, векторному исчислению, соавтор и редактор 2-томной монографии по динамической метеорологии.

Картинки по запросу ",• • Сергей Алексеевич Христианович:фото"Сергей Алексеевич Христианович:

Родился 9 ноября 1908 в Санкт-Петербурге. Советский и российский учёный в области механики. Член-корреспондент (1939), академик (1943) АН СССР.

В годы Великой Отечественной войны совместно с Ф.Гантмахером, Л.Левиным и И.Слезингером Сергей Алексеевич выполнил чрезвычайно важную работу, результаты которой позволили в 2,5-3 раза сократить разброс оперенных реактивно-вращающихся снарядов для "Катюши", повысить их боковую кучность без существенных изменений конструкции и технологии.

Картинки по запросу ",• •Антонина Леонтьевна Зубкова: :фото"Нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали. Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб! Среди них были и девушки-математики.

Антонина Леонтьевна Зубкова:

Родилась 12 октября 1920 в селе Семион Ряжского уезда Рязанской губернии, ныне Кораблинского района Рязанской области, в крестьянской семье. После окончания средней школы с золотой медалью в 1938 году без экзаменов поступила на механико-математический факультет МГУ. Советский штурман пикирующего бомбардировщика, гвардии капитан, Картинки по запросу ",•  Евгения Максимовна Руднева::фото"Герой Советского Союза (1945).

Евгения Максимовна Руднева:

Картинки по запросу ",•  Евдокия Борисовна Пасько::фото"Родилась 24 декабря 1920 года в городе Бердянске, ныне Запорожской области Украины, в семье служащего. Окончила 3 курса механико-математического факультета Московского государственного университета в 1941 году. Занималась астрономией. Штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.

Евдокия Борисовна Пасько:

Родилась в селе Липенка Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области Киргизии в крестьянской семье. Украинка. В 1938 году окончила 10-й класс 25-й школы города Барнаула и поступила на мехмат МГУ. С четвёртого курса университета ушла добровольцем в армию. Окончила ускоренные штурманские курсы в авиационной школе города Энгельс. В действующей армии с мая 1942 года. Штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза.

Картинки по запросу ",• Екатерина Васильевна Рябова: фото"В конце 1945 года старший лейтенант Пасько вышла в отставку. Вернулась и успешно окончила последние курсы мехмата МГУ, аспирантуру. Кандидат наук. Работала старшим преподавателем Московского высшего технического училища. Живёт в Москве.

Екатерина Васильевна Рябова:

Родилась 14 июля 1921 года в селе Гусь-Железный Рязанской области. Окончила среднюю школу. Поступила на механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Вскоре после начала Великой Отечественной войны добровольцем вступила в ряды Красной Армии.Советский лётчик, участница Великой Отечественной войны, штурман эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.

Картинки по запросу "• Руфина Сергеевна Гашева: фото"Руфина Сергеевна Гашева:

Родилась 14 октября 1921 года в селе Верхнечусовские Городки, ныне посёлок городского типа Чусовского района Пермской области. В 1941 году окончила 2 курса механико-математического факультета Московского государственного университета. Вступила в ряды Красной Армии. Штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза. (1945).

 

4. Котельнич в годы Великой отечественной войны.

4.1 Котельнич не был фронтовым

«Котельнич не был фронтовым в  начале лета, в сорок первом.

Но по булыжным мостовым к военкомату вел резервы.

Отсюда юность уходила в  видавших виды сапогах.
За ней была Победы сила, ей равной не было в веках!»

(М. Игошин)

Хочется рассказать и о вкладе своей малой родины – города Котельнича в общую победу над фашизмом.  Да…Котельнич не был фронтовым, но  вместе со всем  своим народом он перенёс все тяготы войны и всеми своими силами и возможностями приближал день Победы. И у него в это нелёгкое время была своя арифметика.

С 1 сентября 1941 года в Котельниче была введена карточная система снабжения на хлеб, сахар, кондитерские изделия, а с 1 ноября – на мясо, рыбу, макароны. Вот так вспоминал то время бывший работник военно – пересылочного пункта Н. В. Шиляев: «Тяжёлое было время. Для рабочих и служащих отводились небольшие земельные участки для посадки картофеля и овощей. Были вскопаны все склоны оврагов и даже малопроезжие улицы. Вместо цветов на газонах был посажен картофель. Трудно было с топливом, не хватало дров».

В 1941 г. было призвано и отправлено в армию 9937 военнообязанных и призывников, а всего за годы войны – 51995 котельничан, из них 459 женщин. А каких  сынов он отправил на фронт!

  Многие котельничане сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе частей и соединений 131-й  Ропшинской стрелковой дивизии, 311-й Двинской стрелковой дивизии, 101-м минометном полку, в сформированной в Котельниче 109-й стрелковой  дивизии, переименованной в 5-ю стрелковую дивизию под командованием нашего земляка, Героя Советского Союза генерала-майора П.Т. Михалицына. Ордена Ленина, Красного Знамени, Суворова второй степени украсили её боевое знамя.    Не вернулись с войны почти 12000 воинов.

Среди котельничан – 12 героев Советского Союза!  Два полных кавалера орденов Славы! Восемь генералов!   (Приложение 1)
Котельнич принял из западных районов страны сотни эвакуированных семей, детей, особенно из Ленинграда. Детей из Ленинграда вывозили порой без ведома родителей. Эвакуированным было от двух до 14-ти лет. На территории Котельничского района было сформировано 12 детских домов для детей блокадного Ленинграда. (Приложение 2)

В годы войны в школах города Котельнича работали также эвакуированные учителя, среди которых были и математики:

Богданова Регина Вацлавовна(Украина), Коваленко Ирина Дмитриевна

 ( Украина), Конодо Елизавета Ивановна(Москва).

«В  войну Котельнич жил под мирным небом.

 А каких ей отдал сыновей!

   Был бойцом, хотя на фронте не был,

   Развернул здесь сеть госпиталей…» 

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в городе Котельниче работали 4 эвакогоспиталя. Число одновременно находящихся на излечении  раненых в эвакогоспиталях достигало 4000 человек, над ними была установлена шефская помощь, организаций города, комсомольцев и пионеров.  Десятки тысяч бойцов и командиров после излечения в эвакогоспиталях возвращались в строй и направлялись на фронт. Но, к сожалению, не всех раненых удавалось вылечить. 619 раненых умерли от ран, 319 в том числе захоронены на Братском кладбище. (Приложение 3)

375c04843554e158d73ef3e58289413a_XLВ нашем городе Котельниче во время войны  не свистели пули, не рвались снаряды, но он обеспечивал надёжный тыл. Деревообрабатывающий завод, выпускающий до войны мебель и стройдетали, перешёл на выпуск продукции по спецзаданию – снарядных ящиков. Протезно – костыльная мастерская работала на спецзаказах, артель «Швейпром» занималась пошивом и ремонтом обмундирования. Ремонтно – механический завод перешёл на изготовление оборудования к походным мастерским, ремонтировал моторы машин, а с 1944 года – танки и бронетранспортёры.

Котельничские железнодорожники обеспечивали безопасность и непрерывность железнодорожного конвейера на важнейшей коммуникации, питавшей фронт, какой была железная дорога, проходящая через Котельнич с Урала  на Москву и Ленинград. Самоотверженно работали наши колхозники. Только за 1941 – 1944 годы сельскими тружениками района было сдано сверх плана  в фонд Красной Армии 654 центнера зерна, 50 центнеров мяса, 844 тонн картофеля. В районе и городе развернулось патриотическое движение, вылившееся в добровольное внесение сбережений  в фонд обороны. Для ускорения разгрома врага трудящиеся внесли в фонд обороны 5 миллионов 848 тысяч рублей деньгами и на 24 миллиона рублей облигациями государственных займов. За годы войны котельничане собрали и бесплатно отправили Красной Армии 1036 полушубков, 1248 пар валенок, 1500 пар тёплых носков, 3600 пар рукавиц 2800 комплектов нательного белья, 1941 шапку, 1151 свитер.  Отправлено для фронта 9465 коллективных и индивидуальных посылок, несколько вагонов с подарками. Труженицы города отстирали и отремонтировали 95000 пар обмундирования. Шла подготовка лыжников для фронта.  [9, c.46]

В июне 1941 года в Котельнич была переведена из Украины Яновская военная школа авиационных механиков и стадион города стал её учебным аэродромом. На нём было установлено 10 истребителей ИЛ – 16 и 3 скоростных бомбардировщика «СБ».  Авиашкола разместилась в военном городке по улице Советской, спортивные занятия проходили в спортивном зале кооперативного  техникума. После учёбы курсантов отправляли на два месяца на стажировку на фронтовые аэродромы. Затем были экзамены, присвоение звания «сержант технической службы»  и служба на разных фронтах.  Всего за время пребывания в Котельниче автошкола подготовила около 1000 авиаспециалистов. [8, c.77]. (Приложение 4)

 

4.2 Образование Котельнича в годы войны

В 1934-1935 годах с введением всеобщего обязательного семилетнего образования и ростом числа школ-семилеток была создана широкая сеть учительских институтов. Не обошло это новшество и Котельнич, где в 1939 году на базе училища был образован Котельничский государственный учительский институт, имевший исторический и литературный факультеты. 22 июня 1941 года прозвучало грозное слово «война». Почти всем юношам – студентам института на второй день были вручены повестки о явке в военкомат. У кого их не было, пошли сами с просьбой отправить их на фронт. [8, c.70].(Приложение 5)

Вместе с ними на различные  фронты Великой Отечественной войны отправились 117 учителей школ города!

Восемь  из них – учителя математики:

Горев Алексей Александрович – школа №3,

Зеленов Дмитрий Иванович -  директор школы №2,

Колобов Кузьма Яковлевич – школа №15,

Косолапов Сергей Иванович, завуч, школа №2,

Неганов Илья Иванович, директор школы №1,

Павлов Павел Федосеевич – школа №15,

Савиных Александр Васильевич – школа №2,

Якимов Иван Андреевич – директор школы №15,

Заварина Анна Андреевна – директор Затонской школы, школа №1,

Куликов Александр Васильевич – директор школы № 16,

Кириллов Павел Андрианович – школа № 15.

Познакомимся с некоторыми из них подробнее.

 

 

 

Анна Андреевна Заварина (р. 1922)

Родилась в г. Котельниче, закончила школу №1, затем Кировское педагогическое училище. 21 июня 1941 г. Отшумел выпускной вечер в училище, а 22 июня она услышала страшную весть о начале войны. Направлена на работу в Бельский (ныне Фаленский) район, в сельскую школу. Учила ребят начальных классов, в среднем звене преподавала арифметику и немецкий язык. Кроме основных занятий в школе, море поручений: в подшефном колхозе за 5-7 км от школы собирала теплые вещи и деньги на военный заем, на строительство танков и самолетов, учила колхозниц сушить картофель. Летом наравне со всеми работала целый день в поле и на пришкольном участке. Отпусков не было. Трудно было и с питанием. Деревенских жителей выручали огороды, а учителей – зарплата да несколько килограммов муки в месяц. В августе 1944 г. А. А. Заварину мобилизовали в 34-ю запасную стрелковую дивизию на должность старшего писаря штаба. Отправляла на фронт команды из Кирова, Бобруйска и других городов. Последнюю для участия в Берлинской операции. Для отправки обученных солдат и сержантов необходимо было в срок оформить документы на 200-300 человек в срочном порядке. Приходилось работать до полуночи. Трудностей испытала достаточно, так как часто находилась недалеко от линии фронта.

С 1946 г. А. А. Заварина 18 лет проработала в Затонской школе учителем математики и начальных классов, в 1950 – 1953 гг. директором. Последние годы Анна Андреевна работала учителем в средней школе №1. Подорванное войной здоровье заставило оставить любимое дело и раньше выйти на пенсию. Награждена медалями: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 –1945 гг.», «За победу над Германией», «За трудовую доблесть». Одна из самых дорогих наград – знак «Отличник народного образования РСФСР». [8, c.32]

Павел Андрианович Кириллов (1919 – 1997)

Родился в д. Ярушниковы Котельничского района. Окончив семилетнюю школу, поступил в педучилище, после чего был направлен учителем начальных классов Гостевской семилетней школы. В 1939 г. Был призван в ряды Красной Армии и направлен для прохождения службы в 105-й Ленинградский Краснознаменный стрелковый полк на Дальний Восток.

Войну встретил в Приморском крае в звании старшины командиром взвода химзащиты. В 1942 г. его полк был переведен под Сталинград. Воевал на Сталинградском, затем на Донском фронте, четыре раза был ранен. В 1943 г. после госпиталя и короткого отпуска был назначен командиром артиллерийского взвода, а затем заведующим делопроизводством истребительно-противотанкового полка, с которым прошел по дорогам войны от Житомира через Польшу, Венгрию, Чехословакию, где и закончил войну. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»

После демобилизации работал учителем в школах района, а с 1953 г. Учителем математики, физики, астрономии в средней школе № 15. В 1956 г. Закончил заочно Кировский пединститут. Педагогические традиции семьи продолжили три сына Павла Андриановича и внучка. Общий педстаж семьи составляет 250 лет. [8, c.36]

Александр Васильевич Куликов (1913 – 1993)

Родился в г. Ярославле. После школы закончил свердловский рабфак. С 1932 г. Работал учителем математики и физики в школах Котельничского района – Ждановской, Боровской, Карпушинской. С началом Великой Отечественной войны мобилизован и направлен в Ярославское пулеметно-минометное училище. Через шесть месяцев был на фронте под Москвой вкачестве командира пулеметного взвода. В конце войны был тяжело ранен и после лечения госпитале в 1946 г. демобилизован. Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями. 27 лет проработал учителем, завучем и директором школы №16. [8,c.38]

Александр Васильевич Савиных (1913 – 1984)

Родился вс. Полом Кировской области. Закончил учительский институт. В 1938 г. начал свою педагогическую деятельность. В 1939 г. призван в армию. Служил на Дальнем Востоке, в Монголии, на границе с Китаем. В 1942 г. был переведен в г. Харьков, где в зенитной артиллерии занимался охраной освобожденных городов. Закончил войну в Венгрии, в Будапеште. Прошел пусть от рядового до офицера. Награжден орденом Боевого Красного Знамени и несколькими медалями. После демобилизации работал учителем математики в средней школе №2. Требовательный, знающий педагог, умел дать своим ученикам прочные и глубокие знания. Человек строгий и принципиальный, А. В. Савиных был членом профкома школы, возглавлял методическое объединение учителей математики, являлся представителем облоно в экзаменационной комиссии седьмых классов.

С 1964 г. Вместе с женой Клавдией Ивановной, учителем русского языка и литературы, работал в Затонской школе. Педагогический труд отмечен орденом Трудового Красного Знамени. [8, c.47]

Иван Андреевич Якимов (1905 – 1942)

Родился в крестьянской семье в Вожглальском районе. После окончания физико-математического факультета Вятского педагогического института работал в Слободском педтехникуме, затем директором Мурашинской школы. В 1938 г. назначен директором школы № 15 г. Котельнича.

В марте 1940 г. призван в Красную Армию. Участвовал в войне с белофиннами в составе 244 отдельной стрелковой дивизии. С 15 июля 1941 г. – в боях под г. Старая Русса в должности начальника штаба 922-го стрелкового полка. Первый помощник, капитан Артюхов, так характеризовал

своего начальника: «У него была цепкая память, развитая интуиция, он был талантливым начальников штаба, бесстрашным коммунистом, патриотом своей любимой родины». Погиб 22 марта 1942 г., выполняя приказ командира дивизии. 11 суток до этого дня полк совершал рейд по тылам фашистов, нанося ощутимые удары по противнику. Но в ночь с 21 на 22 марта крупная группировка фашистов просочилась в тыл 254 дивизии. Полк Якимова после выхода из вражеского тыла попал под пулеметный огонь фашистов. Только небольшой группе бойцов и командиров удалось вырваться из - под огня. Штаб со всеми документами остался на поле боя. [8,c.55]

Имя Ивана Андреевича Якимова высечено на обелиске, стоящем во дворе школы № 15, который был торжественно открыт 9 мая 1968 года.

Этот обелиск  и по сей день продолжает нести вахту памяти погибших. И всё так же с мраморной доски обелиска как наказ звучат слова чешского героя- патриота Юлиуса Фучика: «Не забудьте тех, кто пал за себя и за вас. Люди, помните! Памяти павших будьте достойны!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Результаты изучения литературных источников, анализа и систематизации материалов показали, как велик личный вклад признанных учёных и только начинающих математиков, учителей и студентов в победу, которые принимали участие в военных действиях, руководили отрядами, находились в окружении и блокаде. Также, из краеведческих источников, многое удалось узнать о  нашем городе Котельниче в годы войны, об учителях математики, ушедших на фронт, и преподававших в школах города в военное время.

Со времени Победы прошло почти 75 лет. Вторая мировая война оказалась, прежде всего войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделали также и  для восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математики.

Нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены, были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти тот путь, который уже был пройден США и их западными союзниками.

 К сожалению, и теперь положение в мире таково, что страны, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять огромное внимание укреплению обороноспособности своих стран. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Ведь каждый  из нас мечтает о мире, о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.

 Таким образом, я  считаю, что тема моей работы очень актуальна в наши дни, особенно для молодого поколения, так как она приближает математику к истории  нашей  страны, к жизни, показывает, что это не просто сухие цифры, ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни. Изучая математику можно становиться человеком с твердой волей, огромным трудолюбием и большой целеустремлённостью. Без математики, без её укоризненного знания, и притом весьма в широком объёме, не может быть ни хорошего штурмана, ни артиллериста, ни связиста, ни строителя, ни приёмщика военной продукции на заводах.

Именно поэтому  изучение математики необходимо, так как она соприкасается со всеми отраслями науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные источники

1.                 Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.

2.                 Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984.

3.                 Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, 1983.

4.                 Энциклопедический словарь юного математика для среднего и старшего школьного возраста. Савин А.П.. Издательство: «Педагогика», 1989.

5.                 Современная иллюстрированная энциклопедия «Математиков и информатиков». А.П. Горкин., Издательство: «РОСМЕН», 2007.

6.                 Колмогоров А.Н. Успехи математических наук. Май-июнь 1970. Т. XXV, вып. 3(153).

7.                 Крылов А. Н. Мои воспоминания. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963.

8.                 Н.А. Громазина, Соболева Л.А. Сборник «Котельнич. История и судьбы. Котельнич, 2005г. – 134 стр.

9.                 Вылегжанин А. Краеведческий сборник «Котельнич. Годы и люди».

10.             http://www.letunij.narod.ru

11.             http://www.prometeus.nsc.ru/science/schools/lyapunov/about/sketch.ssi

12.             http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1763

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Герои Советского Союза – Котельничане.

 

1. Михалицын Пётр Тихонович – командир 5-й Орловской стрелковой дивизии Белорусского фронта, генерал-лейтенант, уроженец Котельничского района.

2. Хитрин Василий Алексеевич – командир звена 29-го истребительного авиаполка Западного фронта, старший лейтенант, уроженец Котельничского района.

3. Зевахин Валентин Сергеевич – заместитель командира батальона 78-го гвардейского стрелкового полка Юго-Западного фронта, майор, уроженец г. Котельнича.

4. Матвеев Владимир Сергеевич – командующий артиллерией 9-го гвардейского стрелкового корпуса Белорусского фронта, генерал – майор, уроженец г. Котельнича.

5. Патрушев Иван Александрович – командир батарей СУ – 76 3-го Белорусского фронта, полковник, уроженец Котельничского района.

6. Разумов Александр Кириллович – командир 837-го стрелкового полка 2-го Белорусского фронта, полковник, уроженец Котельничского района.

7. Селезенев Анатолий Петрович – командир взвода 766-го стрелкового полка 1-го Белорусского фронта, капитан, уроженец Котельничского района.

8. Тырыкин Николай Степанович – помощник командира взвода 267-го гвардейского стрелкового полка  Степного фронта , гвардии старший сержант, уроженец Котельничского района.

 

9. Шатов Михаил Григорьевич – старший лётчик 7-го гвардейского штурмового авиаполка 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, майор, уроженец г. Котельнича.

10. Шестаков Алексей Андреевич - командир роты 294-го гвардейского стрелкового полка 1-го Украинского фронта гвардии капитан, уроженец Котельничского района.

11. Исупов Николай Антонович - заместитель командира батальона по политчасти 712-го стрелкового полка Центрального фронта, майор, уроженец Котельничского района.

12. Соколов Сергей Леонидович – маршал, почётный гражданин г. Котельнича.

На средней школе №1, где учился будущий маршал,  установлена мемориальная доска.

Полные кавалеры орденов Славы:

 

Морозов Николай Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толстобров  Яков  Еремеевич

     Генералы:

1.                 Ванеев Владимир Григорьевич

2.                 Баруткин Михаил Иванович

3.                 Головнин Михаил Ильич

4.                 Шабалин Семён Иванович

5.                 Глушков Владимир Исакович

6.                 Мурат Леонид Александрович

7.                 Шабалин Николай Иванович

8.                 Зыков Пётр Максимович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

На территории Котельничского района было сформировано
12 детских домов для детей блокадного Ленинграда. 

Воспитанники средней группы ленинградского детского дома №128 с воспитателями Т.И. Денисовой, Л.Ф. Претиной, Л.П. Зыриной, с Александровское (Котельничский р-н), 1942год.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в городе Котельниче работали 4 эвакогоспиталя. Число одновременно находящихся на излечении  раненых в эвакогоспиталях достигало 4000 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

619 раненых умерли от ран, 319 в том числе захоронены на Братском кладбище

 

 

 

 


 

Приложение 4.

В июне 1941 года в Котельнич была переведена из Украины Яновская военная школа авиационных механиков и стадион города стал её учебным аэродромом. За время пребывания в Котельниче автошкола подготовила около 1000 авиаспециалистов.

Приложение 5.

В 1939 году на базе училища был образован Котельничский государственный учительский институт. На фото первый и последний выпуск учительского института, почти все юношистуденты которого получили повестки и ушли на фронт.


 

Скачано с www.znanio.ru

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Кировский сельскохозяйственный техникум имени дважды

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Кировский сельскохозяйственный техникум имени дважды

Содержание Введение…………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………

Введение. Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена…

Введение. Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена…

Фашисты разгромили 1710 городов, 70 тысяч сёл и деревень,

Фашисты разгромили 1710 городов, 70 тысяч сёл и деревень,

Математики – на защите Отечества

Математики – на защите Отечества

М. В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов

М. В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов

Советской Армии. За участие в

Советской Армии. За участие в

Подвиг механико-мате­матического факультета

Подвиг механико-мате­матического факультета

В это время разведка донесла, что вблизи от леса движется большая колонна противника — машины с солдатами, самоходные орудия, минометы, боеприпасы

В это время разведка донесла, что вблизи от леса движется большая колонна противника — машины с солдатами, самоходные орудия, минометы, боеприпасы

Без таких предва­рительных математических исследо­ваний не создается ни одна техни­ческая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее мате­матический аппарат

Без таких предва­рительных математических исследо­ваний не создается ни одна техни­ческая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее мате­матический аппарат

Ему удалось найти полное решение задачи и довести его до практического использования

Ему удалось найти полное решение задачи и довести его до практического использования

Москвы — Московскому высшему техническому училищу

Москвы — Московскому высшему техническому училищу

Н.Е. Кочина, отдавшего последние годы своей научной деятельности

Н.Е. Кочина, отдавшего последние годы своей научной деятельности

Работая в области теории вероятностей, наши ученые-математики определили размеры каравана судов и частоту их отправления, при которых потери были бы наименьшими

Работая в области теории вероятностей, наши ученые-математики определили размеры каравана судов и частоту их отправления, при которых потери были бы наименьшими

Нам удалось успешно использовать зава­лы испорченных подростками де­талей

Нам удалось успешно использовать зава­лы испорченных подростками де­талей

То же самое можно сказать и о работах советских математиков и инженеров

То же самое можно сказать и о работах советских математиков и инженеров

Николай ЕвграфовичКочин: Родился: 19 мая 1901 в

Николай ЕвграфовичКочин: Родился: 19 мая 1901 в

МГУ. Советский штурман пикирующего бомбардировщика, гвардии капитан,

МГУ. Советский штурман пикирующего бомбардировщика, гвардии капитан,

Красной Армии.Советский лётчик, участница

Красной Армии.Советский лётчик, участница

А каких сынов он отправил на фронт!

А каких сынов он отправил на фронт!

Но, к сожалению, не всех раненых удавалось вылечить

Но, к сожалению, не всех раненых удавалось вылечить

В июне 1941 года в Котельнич была переведена из

В июне 1941 года в Котельнич была переведена из

Анна Андреевна Заварина (р. 1922)

Анна Андреевна Заварина (р. 1922)

Ленинградский Краснознаменный стрелковый полк на

Ленинградский Краснознаменный стрелковый полк на

Монголии, на границе с Китаем

Монголии, на границе с Китаем

Имя Ивана Андреевича Якимова высечено на обелиске, стоящем во дворе школы № 15, который был торжественно открыт 9 мая 1968 года

Имя Ивана Андреевича Якимова высечено на обелиске, стоящем во дворе школы № 15, который был торжественно открыт 9 мая 1968 года

Заключение Результаты изучения литературных источников, анализа и систематизации материалов показали, как велик личный вклад признанных учёных и только начинающих математиков, учителей и студентов в победу,…

Заключение Результаты изучения литературных источников, анализа и систематизации материалов показали, как велик личный вклад признанных учёных и только начинающих математиков, учителей и студентов в победу,…

Именно поэтому изучение математики необходимо, так как она соприкасается со всеми отраслями науки

Именно поэтому изучение математики необходимо, так как она соприкасается со всеми отраслями науки

Информационные источники 1.

Информационные источники 1.

Приложение 1. Герои Советского

Приложение 1. Герои Советского

Селезенев Анатолий Петрович – командир взвода 766-го стрелкового полка 1-го

Селезенев Анатолий Петрович – командир взвода 766-го стрелкового полка 1-го

Полные кавалеры орденов Славы:

Полные кавалеры орденов Славы:

Приложение 2. На территории

Приложение 2. На территории

Приложение 3 . В годы Великой

Приложение 3 . В годы Великой

Приложение 4. В июне 1941 года в

Приложение 4. В июне 1941 года в

Приложение 5. В 1939 году на базе училища был образован

Приложение 5. В 1939 году на базе училища был образован
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2020