Методическая разработка на тему:"Беседа «За недобрым пойдёшь –на беду набредёшь».

  • docx
  • 18.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 06.02.24.docx

Беседа «За недобрым пойдёшь –на беду набредёшь».

Цель: Расширить представления  детей о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла.

Задачи:  уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», учить осмысливать и оценивать ситуацию, понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения; закрепить знания детей пословиц о добре и  зле.

- Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну серьезную проблему. С этой проблемой, я думаю, каждый из вас сталкивался хотя бы один раз в жизни. Но начнем мы с одного рассказа В. Осеевой. Рассказ называется «Плохо».

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не сделали! – удивились мальчики.

- Вот и плохо, - гневно ответила женщина.

Еще раз скажите, как называется рассказ?

И что же плохого сделали мальчики? Ведь они не напускали пса и никого не били? (Но они ничего и не делали, они остались равнодушны.)

- Как вы думаете, о чем мы вами будем говорить сегодня? (О равнодушии.)

Подберете, ребята, слова, близкие по значению к слову «равнодушие» (Безразличиечерствость, наплевательство, зло)

А теперь слова, противоположные по значению слову «равнодушие» (Отзывчивость, неравнодушие, сочувствие, сострадание, доброта)

- А какие можно подобрать близкие по значению слова – синонимы  к нашему слову “доброта”?

Доброта - отзывчивость, милосердие, сердечность, мягкость, ласка, душевность, нежность, забота.

 -Ребята, а теперь подумаем какие можно подобрать к нашему слову противоположные по смыслу слова - антонимы?

- Зло.

- Что же есть зло?

-Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье. Нанесение вреда людям. Когда человек поступает плохо, делает больно другим.

 - Ребята, а какого же человека можно назвать добрым?

 Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

 Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми.

 Добрый человек любит природу и бережет ее.

Любовь доброго человека, помощь его - согревает как нежное весеннее солнышко.

- Ребята, легко ли быть добрым человеком?

Верно, это тяжелой труд.

 -   В народе всегда относились к доброте по-особому. Русские люди всегда отличались добротой, честностью, заботливостью, милосердием. 

Много пословиц и поговорок на эту тему дошло до наших дней. Давайте  их вспомним.    (необходимо собрать пословицы)

 

 Добро не умирает,                                                             а зло пропадает

Добра желаешь,                                                                  добро и делай

Добро помни,                                                                     а зло забывай

Доброе слово лечит,                                                            а злое – калечит

Худо тому,                                                       кто добра не делает никому.

Доброе слово                                                                и кошке приятно.

Добро, сделанное тайно,                                            вознаграждается явно.

Добро творить –                                                                         себя веселить.

За недобрым пойдешь -                                                    на беду набредешь.

Злой плачет от зависти,                                                  добрый - от радости.

Не одежда красит человека,                                              а его добрые дела.

Доброта без разума                                                                   пуста.

Добрые слова                                                                     дороже богатства.

Не хвались серебром,                                                        а хвались добром.

Кто добро творит,                                                             тому Бог оплатит.

В ком добра нет,                                                               в том правды мало.

За добрые дела                                                                         добром платят.

 

 Воспитатель показывает самодельные чашечные весы

-На одну чашу весов мы будем класть «зло» (карточки с надписями: зависть, жестокость, жадность, убийство, война, ложь)

-А что нужно сделать, чтобы победить зло?

(Ответы детей)

 - Правильно, нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые поступки  и качества  вы знаете  ,найдите их среди карточек  и положите  их на чашу весов с добром.

 - Вот видите, ребята, как можно легко победить зло. Совершая даже капельку доброго дела, человек приносит неоценимую пользу во благо всего мира. Доброта – вещь удивительная.

Между добром и злом идет постоянная борьба.

Добро и Зло – два вечных спутника,

Идут по жизни с нами до конца.

Как разделить их, чтоб не мучиться,

И не болела по ночам душа.

Добро – такое теплое, как солнышко,

А зло – оно холодное, как лед.

 Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев?

-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ребёнка.) Куда злость движется дальше? Сначала она приводит в движение руки и ногиЛюди пускают в ход кулаки.

Потом движется в область шеи. Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем.

Зло часто оказывается сильнее.

  «В гневе человек теряет свой человеческий облик» .

- Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик?

В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Но главное , каких качеств больше, такой и человек. Но не только слова, но и дела должны быть добрыми

 ( Добрыми должны быть и поступки.)

  «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» .

 Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

 

- Я уверена, что вы всегда будете стараться в любой ситуации говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. Жизнь дана на добрые дела.

 

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

 

 

Добрым быть совсем – совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета

Молодцы. А теперь я расскажу вам одну историю.

 

Класс спускался по лестнице в вестибюль школы и вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнуть платье.

- Пожалуйста, скажите, что вы думаете о поступках этих ребят.

Кто себя проявил лучше всех? (Анализ ситуации в целом и поступков каждого героя в отдельности: Иры, Пети, Коли, Оксаны, детей на лестнице)

А что именно понравилось вам меньше всего?

(Грубость Иры или Коли; равнодушие окружающих, поведение Пети.)

Итак, мы решили, что в этой ситуации с лучшей стороны проявила себя Оксана. Но сочувствие-это ещё не всё. Подумайте, как следует. Вы считаете, что из тех ребят, которые прошли мимо, не было сочувствующего? (Может быть или были)

Но они что-нибудь сделали?

Умение проявить устойчивость, невосприимчивость ко всему дурному - это ещё полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к нарушению норм и правил поведения.

Вспомните, не случалось ли вам попадать в подобные ситуации. Или видеть несправедливость, равнодушие или, наоборот, сочувствие?

Приведите примеры. (Дети делятся опытом.)

Подведение итогов:

- В заключение я хочу рассказать вам одну басню. Она называется «Старый дед и внучек». (Рассказ педагога)

- Почему заплакали муж с женой?

- Почему дед «только вздохнул», когда невестка его ругала?

- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?

На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?

(Как аукнется, так и откликнется. Не делай того, чего не хотел бы, чтобы тебе сделали другие. И. т.д.)

Раз уж тему беседы вы формировали сами, то и вывод тоже сформируйте сами.

А теперь посмотрите на доску, вы видите портрет замечательной поэтессы Агнии Барто. У нее много замечательных стихов. Некоторые из них подходят к нашей теме.

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму

- Там жук живой!

- Откроем раму!

- Почему мы включили это стихотворение в беседу? А как вы поступили бы?

Вывод:

Нельзя быть равнодушными не только к человеку, но и ко всему живому. Мне кажется, мы с вами очень хорошо потрудились сегодня, и каждый сделал для себя вывод: «Равнодушие – враг доброго человека». А в нашем классе только добрые дети.


 

Посмотрите также