Беседа «За недобрым пойдёшь –на беду набредёшь».
Цель: Расширить представления детей о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла.
Задачи: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», учить осмысливать и оценивать ситуацию, понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения; закрепить знания детей пословиц о добре и зле.
- Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну серьезную проблему. С этой проблемой, я думаю, каждый из вас сталкивался хотя бы один раз в жизни. Но начнем мы с одного рассказа В. Осеевой. Рассказ называется «Плохо».
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не сделали! – удивились мальчики.
- Вот и плохо, - гневно ответила женщина.
Еще раз скажите, как называется рассказ?
И что же плохого сделали мальчики? Ведь они не напускали пса и никого не били? (Но они ничего и не делали, они остались равнодушны.)
- Как вы думаете, о чем мы вами будем говорить сегодня? (О равнодушии.)
Подберете, ребята, слова, близкие по значению к слову «равнодушие» (Безразличие, черствость, наплевательство, зло)
А теперь слова, противоположные по значению слову «равнодушие» (Отзывчивость, неравнодушие, сочувствие, сострадание, доброта)
- А какие можно подобрать близкие по значению слова – синонимы к нашему слову “доброта”?
Доброта - отзывчивость, милосердие, сердечность, мягкость, ласка, душевность, нежность, забота.
-Ребята, а теперь подумаем какие можно подобрать к нашему слову противоположные по смыслу слова - антонимы?
- Зло.
- Что же есть зло?
-Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье. Нанесение вреда людям. Когда человек поступает плохо, делает больно другим.
- Ребята, а какого же человека можно назвать добрым?
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми.
Добрый человек любит природу и бережет ее.
Любовь доброго человека, помощь его - согревает как нежное весеннее солнышко.
- Ребята, легко ли быть добрым человеком?
Верно, это тяжелой труд.
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Русские люди всегда отличались добротой, честностью, заботливостью, милосердием.
Много пословиц и поговорок на эту тему дошло до наших дней. Давайте их вспомним. (необходимо собрать пословицы)
Добро не умирает, а зло пропадает
Добра желаешь, добро и делай
Добро помни, а зло забывай
Доброе слово лечит, а злое – калечит
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово и кошке приятно.
Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно.
Добро творить – себя веселить.
За недобрым пойдешь - на беду набредешь.
Злой плачет от зависти, добрый - от радости.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому Бог оплатит.
В ком добра нет, в том правды мало.
За добрые дела добром платят.
Воспитатель показывает самодельные чашечные весы
-На одну чашу весов мы будем класть «зло» (карточки с надписями: зависть, жестокость, жадность, убийство, война, ложь)
-А что нужно сделать, чтобы победить зло?
(Ответы детей)
- Правильно, нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые поступки и качества вы знаете ,найдите их среди карточек и положите их на чашу весов с добром.
- Вот видите, ребята, как можно легко победить зло. Совершая даже капельку доброго дела, человек приносит неоценимую пользу во благо всего мира. Доброта – вещь удивительная.
Между добром и злом идет постоянная борьба.
Добро и Зло – два вечных спутника,
Идут по жизни с нами до конца.
Как разделить их, чтоб не мучиться,
И не болела по ночам душа.
Добро – такое теплое, как солнышко,
А зло – оно холодное, как лед.
Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев?
-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ребёнка.) Куда злость движется дальше? Сначала она приводит в движение руки и ноги. Люди пускают в ход кулаки.
Потом движется в область шеи. Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем.
Зло часто оказывается сильнее.
«В гневе человек теряет свой человеческий облик» .
- Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик?
В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Но главное , каких качеств больше, такой и человек. Но не только слова, но и дела должны быть добрыми
( Добрыми должны быть и поступки.)
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» .
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
- Я уверена, что вы всегда будете стараться в любой ситуации говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. Жизнь дана на добрые дела.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Молодцы. А теперь я расскажу вам одну историю.
Класс спускался по лестнице в вестибюль школы и вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнуть платье.
- Пожалуйста, скажите, что вы думаете о поступках этих ребят.
Кто себя проявил лучше всех? (Анализ ситуации в целом и поступков каждого героя в отдельности: Иры, Пети, Коли, Оксаны, детей на лестнице)
А что именно понравилось вам меньше всего?
(Грубость Иры или Коли; равнодушие окружающих, поведение Пети.)
Итак, мы решили, что в этой ситуации с лучшей стороны проявила себя Оксана. Но сочувствие-это ещё не всё. Подумайте, как следует. Вы считаете, что из тех ребят, которые прошли мимо, не было сочувствующего? (Может быть или были)
Но они что-нибудь сделали?
Умение проявить устойчивость, невосприимчивость ко всему дурному - это ещё полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к нарушению норм и правил поведения.
Вспомните, не случалось ли вам попадать в подобные ситуации. Или видеть несправедливость, равнодушие или, наоборот, сочувствие?
Приведите примеры. (Дети делятся опытом.)
Подведение итогов:
- В заключение я хочу рассказать вам одну басню. Она называется «Старый дед и внучек». (Рассказ педагога)
- Почему заплакали муж с женой?
- Почему дед «только вздохнул», когда невестка его ругала?
- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?
На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?
(Как аукнется, так и откликнется. Не делай того, чего не хотел бы, чтобы тебе сделали другие. И. т.д.)
Раз уж тему беседы вы формировали сами, то и вывод тоже сформируйте сами.
А теперь посмотрите на доску, вы видите портрет замечательной поэтессы Агнии Барто. У нее много замечательных стихов. Некоторые из них подходят к нашей теме.
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму
- Там жук живой!
- Откроем раму!
- Почему мы включили это стихотворение в беседу? А как вы поступили бы?
Вывод:
Нельзя быть равнодушными не только к человеку, но и ко всему живому. Мне кажется, мы с вами очень хорошо потрудились сегодня, и каждый сделал для себя вывод: «Равнодушие – враг доброго человека». А в нашем классе только добрые дети.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.