Методическая разработка нетрадиционного урока литературы в 10 классе на тему: "Суд над Раскольниковым"
Оценка 4.8

Методическая разработка нетрадиционного урока литературы в 10 классе на тему: "Суд над Раскольниковым"

Оценка 4.8
docx
09.03.2024
Методическая разработка нетрадиционного урока литературы в 10 классе на тему: "Суд над Раскольниковым"
Открытый урок по литературе Суд над Раскольниковым (10 класс).docx

Тема урока: Суд над Р. Раскольниковым по роману

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Преподаватель: Саралиева Асет Руслановна

 

Цели урока. Повышение уровня мотивации учащихся с учетом особенностей изученного материала.

Образовательные. Практическое применение полученных знаний и решение творческих задач по теме «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Развивающие. Формирование внимания, воображения, мышления, памяти и речи в процессе творческого общения.

Воспитательные. Стандартизация умения работать в коллективе, формирование навыков внутренней культуры и коммуникативного общения в процессе творческой игры.

Тип урока. Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.

Форма урока. Урок - суд в форме деловой игры.

Методы: репродуктивный, проблемно-обобщающий, частично-поисковый.

Виды контроля: индивидуальный, устный.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, стимулирующий характер оценки, сочетание количественных и качественных оценок опроса.

Действующие лица деловой игры:

Судья

Присяжные

Родион Раскольников

Следователь Порфирий Петрович

Адвокат

Прокурор

Обвинитель

Защитник

Разумихин

Авдотья Романовна

Соня Мармеладова

Доктор Зосимов

Хозяйка квартиры Раскольникова

Свидригайлов

Лужин

Ход урока

Вступительное слово учителя: 

Здравствуйте, уважаемые гости, участники процесса!Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Ф. М. Достоевского. Он пройдёт в форме суда. Мы обобщим знания по роману «Преступление и наказание», раскроем суть теории Раскольникова и решим, достойна ли она существовать, выясним, какова позиция писателя по отношению к этой теории и попробуем разобраться: Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?

Дмитрий Мережковский сказал: «Вечный спор Ангела и Демона
происходит в нашей собственной совести».

Добро и зло – вечные ипостаси бытия. Можно ли логически оправдать принцип “добра” и “зла”? С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других?

Достоевский сказал однажды, что произведения Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Но, пожалуй, с еще большим правом мы можем отнести эти слова к произведениям самого Достоевского. Самые главные, самые трудные – непосильные – вопросы поднимает он в своем творчестве.

Писатель учит нас (в этом злободневность, современность и ценность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков. Роман Достоевского - это роман - предупреждение о том, что дело добра нельзя вести злом. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми. Стремление насильно сделать людей счастливыми влечет кровь и жертвы миллионов.

Согласитесь, что каждый хочет жить в мире, где нет насилия, войн, несправедливости. Но не каждый готов бороться за мир идеальный, гармоничный. Для этого надо жертвовать своим спокойствием, надо страдать за других, надо отдать свое сердце.

Прав ли Достоевский, утверждая: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца»?

Роман «Преступление и наказание» - роман вопросов и ответов. Сколько существует человечество, столько и существует попытка изменить мир, улучшить его. Но как это сделать? Возможно ли изменить мир путем писательского слова?

Попытку указать путь, по которому надо идти, предпринял и Ф.М. Достоевский в своём самом знаменитом романе «Преступление и наказание». И поставил он такие вопросы, на которые мы и сейчас не всегда найдём ответ, а если и ответим с позиции христианской морали, то всегда ли следуем ей? Почему совершаются преступления?

Сегодня мы переберём одну за другой все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба.

Итак, мы с вами начинаем урок-суд над главным героем романа «Преступление и наказание».

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Слушается дело Родиона Раскольникова по обвинению в совершении преступления – убийства Алены Ивановны, ее сводной сестры Лизаветы Ивановны, а также последовавшие за этим ряд косвенных преступлений: смерть неродившегося ребенка Елизаветы Ивановны, смерть матери Раскольникова, неперенесшей злодеяний, совершённых её любимым сыном, а также страдания невинного человека маляра – Николая.

Судья: Господа обвинители, защита, присяжные, мы начинаем слушание дела. Прошу вас всех быть объективными, корректными по отношению к обвиняемому, свидетелям и друг другу. Предлагаю заслушать самого обвиняемого Раскольникова Родиона Романовича с целью выяснения причин, повлекших за собой преступление. Прежде чем вынести приговор подсудимому, необходимо выяснить причины, толкнувшие его на преступление.

Оправдать убийство человека человеком нельзя ни в коем случае. Но можно объяснить причины данного преступления для того, чтобы общество, узнав о них, немедленно приступило бы к преобразованиям, которые бы уничтожили то, что приводит к ним.

Для того чтобы вынести справедливый приговор заслушаем показания обвиняемого, защитника, обвинителя, а также показания свидетелей.

Секретарь: Слово предоставляется государственному обвинителю.       

Обвинитель: Из показаний следствия видно, что подсудимый Родион Раскольников под предлогом сдать вещи под проценты проник обманным путем в квартиру Алены Ивановны и  убил старуху-процентщицу, трижды ударив её обухом топора по темени. Далее  господин Раскольников лишил жизни случайно оказавшуюся свидетелем преступления сестру потерпевшей  Елизавету Ивановну, 44 лет о роду. Подсудимый ударил женщину по черепу остриём топора, прорубив всю верхнюю часть лба почти до темени. Орудия преступления на месте обнаружено не было. Из квартиры подсудимым были похищены золотые вещи, в том числе золотые часы.

Судья:Предоставляем слово подсудимому Раскольникову Родиону Романовичу. У Вас есть что сказать по этому поводу? Признаёте ли Вы свою вину? Что вы расскажите о себе?

Секретарь: Слово предоставляется подсудимому.

Раскольников: Да. Я убил старуху-процентщицу и её сестру Лизавету.Я -Я, Раскольников Родион Романович, 23 года. Бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Оставил учебу из-за отсутствия средств. Я проживаю один в Петербурге, снимаю комнату в доме у Пяти Углов у госпожи Зарницыной.Находясь в трудном материальном положении, совершил преступление, за которым последовало ещё две смерти.Но меня довели до этого обстоятельства, в которых я оказался: во-первых, моё нищенское существование; во-вторых, тяжёлое

положение матери и сестры; в-третьих, я хотел помочь бедным людям, оказавшимся в таком же состоянии, как и я. Вы себе не представляете, как чувствует себя человек, который кругом должен, особенно перед хозяйкой, перед которой я испытывал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился, и оно меня охватывало всякий раз, когда я выходил на улицу, так как на лицах прохожих видел отвращение, насмешку или сострадание, унижавшие меня, хотя к ним я не испытывал никаких отрицательных чувств: мне было всё равно, какое впечатление производили мои лохмотья на уличную публику. Я был равнодушен! Во мне достаточно накопилось призрения к тем, кто, по моему мнению, заслужил этого. Я-Я,  не хотел их убивать. Это получилось случайно!!

Раскольников. Накануне убийства под левую мышку изнутри пальто пришил тесьму в виде петли; петля назначалась для топора. Я же не мог по улице нести топор в руках! Приготовил заклад. Впрочем, это был вовсе не заклад, а просто деревянная дощечка величиной с серебряную папиросницу, прибавил к ней тоненькую железную полосочку, связал накрепко, аккуратно завернул в чистую и белую бумагу. Это для того, чтобы на время отвлечь внимание старухи. В 7 часов вечера я отправился к дому Алены Ивановны. К половине 8-го я был уже у ворот.

По дороге меня никто не заметил, навстречу никто не попался. Три раза я позвонил в колокольчик, после третьего раза Алена Ивановна открыла дверь. Я вошел в квартиру. Хозяйка была одна. Она смотрела на меня злобно и недоверчиво. Я сунул ей заклад. Старуха оборотилась к окну, старалась развязать шнурок, тем временем я высвободил топор и ударил ее по голове, старуха упала.

Ключом, который я снял с шеи Алены Ивановны, я открыл укладку (она стояла под кроватью), увидел там драгоценные вещи, стал набивать им карманы. Также взял кошелек, он был туго набит.

Я схватил топор, выбежал из спальни и увидел, что среди комнаты стоит Лизавета. Она была вся белая как полотно и не в силах была крикнуть, она дрожала от страха. Я убил и ее.

Мне было страшно, я кинулся в прихожую. На кухне я увидел ведро с водою. Прямо в ведре я отмывал топор и руки. Ужас и отвращение росли во мне с каждой минутой.

Судья. Опишите подробно все вещи, похищенные вами, а также назовите сумму украденных вами денег.

Раскольников. Кошелек, золотые часы, браслеты, серьги, булавки… Не помню точно… Я не знаю, сколько денег лежало в кошельке… Я не заглядывал в него…

Судья. Куда, на какие цели вы потратили награбленное?

Раскольников. На награбленное хотел закончить университет, рассчитаться с долгами, помочь матери и сестре, устроить свою жизнь и до конца своих дней помогать бедным, этим искупив свою вину за преступление. Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную. Но краденым я не успел воспользоваться. Всё спрятал под камень на Вознесенском проспекте. Я не воспользовался всем этим. Деньги и украшения не были целью моего преступления.

Судья. Так что же склонило вас к смертоубийству и что побудило вас совершить грабеж?

Раскольников. Причиной всего скверное положение, нищета, беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью 3 тыс.рублей, которые рассчитывал найти у старухи-процентщицы. Я решился на убийство вследствие легкомысленного и малодушного характера, раздраженного лишениями и неудачами.

Я – я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.

Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.

Я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, ещё наклонен к сумасшествию. (Уж пусть всё зараз!) Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Вы ведь знаете, в какой конуре я живу. А знаете ли вы, что низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят. И я теперь знаю, что кто крепок и силен умом и духом ,тот над людьми и властелин! Кто много посмеет, тот и прав.

Я…я захотел осмелиться и убил…я только осмелиться захотел. Мне надо было узнать, вошь ли я, как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею.

Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту чёрт убил, а не я. Вот и вся причина.

Судья. Что побудило вас явиться с повинною?

Раскольников. Чистосердечное раскаяние.

Обвинитель:  Меня удивили слова подсудимого «Я убил вошь». Что же, по-вашему, это человек-то вошь, который Вам не нравится, и Вы позволили себе убийство?

Раскольников: Да ведь и я знаю, что не вошь. Это всё не то, совсем, совсем тут другие причины.

Обвинитель:  Прошу пригласить в зал суда свидетеля обвинения, Порфирия Петровича.

Секретарь: В зал приглашается Порфирий Петрович.

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Порфирий Петрович: следователь Порфирий Петрович.

Порфирий Петрович. Уважаемый суд! Я постараюсь объяснить несколько запутанные показания преступника. Видите ли, Раскольников не совсем похож на обыкновенного убийцу, разбойника и грабителя. Убийство, совершенное господином Раскольниковым, можно определить как философское, ибо причины убийства исходят из его теории. Будучи студентом юридического факультета, Раскольников написал статью «О преступлении», которую два месяца назад, я внимательно прочитал в журнале «Периодическая речь», где меня удивила неожиданная философия автора данной публикации. В ней шла речь о делении всего человечества на сильные личности и простых людей, т.е. необыкновенных и обыкновенных. Причем, сильная личность характеризовалась тем, что позволяла себе совершать преступление, проливать кровь и не испытывать мук совести. Это и был ее отличительный признак. Простые люди должны были подчиняться этой сильной ЛИЧНОСТИ и быть для нее материалом для самоутверждения. Не так ли, господин Раскольников?

Раскольников. Да, я сделал пробу своей теории, хотел выяснить, тварь ли я дрожащая или право имею.

Порфирий Петрович. Когда я узнал о теории Раскольникова, то сразу же понял, что убийство совершил этот молодой человек, и решил, что он должен сам раскаяться в содеянном, переболеть совершенным, и дал ему время все понять и осознать. Когда в беседе он сказал, что может убежать, то я ему ответил: «Нет, Вы не убежите, а если и убежите, то сами воротитесь. Без нас Вам нельзя обойтись. Я уверен, что Вы «страданье надумаете принять», потому что страданье Родион Романыч, великая вещь»!После совершения убийства Родион Раскольников все еще верен своей «идее».

Я разгадал характер Раскольникова. Я не хотел допрашивать его «по форме», так как понимал, что поймать Родиона с помощью допроса «по форме» логически нельзя. Я делал ставку на живую и сложную душу, неподвластную уму Раскольникова. Вот почему вместо официального допроса — болтовня, хитрая и расчетливая. Моя цель — вывести Раскольникова из внутреннего равновесия, встревожить, поддержать в нем мучительно- неопределенное самочувствие, которое невыносимо для него.

Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать. Вот оно, коварство-то где-с!

Во время нашей третьей встречи Раскольников совершает «явку с повинной». Он совершит «явку с повинной» не ради формального наказания. Это-то ощущение «отъединенности от людей» делает невозможной для Раскольникова жизнь среди них и с ними. Это и есть та необходимость, которая заставляет его признаться.

Присяжный. Так значит, подсудимый, вы возомнили себя сильным мира сего, человеком необыкновенным, имеющим право убивать?

Раскольников. Да! Но ведь я убил глупую, бессмысленную, ничтожную, злую старушонку. Сто, тысячу добрых дел и начинаний можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно, для зарождения себе подобных, и ,собственно, на людей (необыкновенных), то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно разные: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны, большей частью они требуют в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи перешагнуть головы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь,- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее,- это заметьте.

Прокурор. Уважаемый суд! После сего монолога можно сомневаться в том чистосердечном признании, о котором недавно говорил подсудимый.

Адвокат: Опишите ваше психологическое состояние до, во время, и после преступления?

Раскольников: До преступления - грезы, все лежал, сердце страшно билось, забытье. Во время преступления - бледный, руки слабы, дрожат, едва себя чувствовал, как ощутил топор, тут и родилась сила. После преступления - полумертвый, как пьяный. Плохо помнил себя, чуть не падал, не в полной памяти, лихорадка, клочки мыслей, забытье.

Следователь. Раскольников - раб своей теории: теория родилась в его воспаленном мозге, поглотила, парализовала его волю, стала убивать и разрушать в нем личность.

Раскольников. Да, я не старуху убил, я себя убил.

Секретарь:. Для допроса вызывается доктор Зосимов.

Доктор Зосимов. Я доктор Зосимов, 27 лет, знаком с Раскольниковым через Разумихина. Заходил к Раскольникову несколько раз наблюдал за его здоровьем. Слишком известный феномен - исполнение дела иногда мастерское, прехитрейшее, а управление поступками, начало поступков расстроено и зависит от разных болезненных впечатлений. Похоже на сон. Так можно охарактеризовать состояние господина Раскольникова. Понимаете ли, самое преступление не могло иначе и случиться, как при некотором временном умопомешательстве, так сказать, при болезненной мономании убийства и грабежа, без дальнейших целей и расчетов на выгоду.

Адвокат. Вы можете засвидетельствовать ипохондрическое состояние Раскольникова, продолжавшееся длительное время?

Зосимов. Да, безусловно. И не только я.

Секретарь:. Для дачи показаний вызывается мадам Зарницына, хозяйка квартиры, которую снимал Раскольников.

Хозяйка квартиры. Я вдова Зарницына. Раскольников не платил за комнату, потому что не было денег.

Судья. Можете ли вы засвидетельствовать ипохондрическое состояние Раскольникова.

Хозяйка. Да. Странный всегда какой-то. Всегда молчит, словно пришибленный. А иной раз ляжет, упрется глазами в потолок, вроде как спит. А разве можно ль с открытыми глазами спать?

Адвокат. Родион Раскольников давно проживает в вашем доме, являясь квартиросъемщиком. Расскажите об условиях жизни вашего постояльца.

Хозяйка:Это крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имеет самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоими, и до того низкая, и все кажется, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствует помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал все, что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоит маленький столик.

Адвокат:Уважаемый суд! В этом «гробу» нельзя жить биографической жизнью, здесь можно только переживать кризис, принимать последнее решение! Можете ли еще что-нибудь добавить?

Хозяйка. Да! Когда мы жили еще в другом доме, во время пожара, ночью, Раскольников вытащил из уже загоревшейся квартиры двух детей маленьких, при этом Вильно обжегся. Сама видела.

Судья. Суд учтет этот факт.

Судья: Приглашается Авдотья Романовна Раскольникова

Дунечка:Меня зовут Авдотья Романовна Раскольникова. Кто, как ни я, знает Родиона лучше, ведь это мой брат, который вырос вместе со мной. С детства он был добрым, отзывчивым, любящим человеком. Он учился в Петербурге, и я старалась ему помочь в учебе деньгами, но это были лишь крохи.

Адвокат: Заметили ли вы что-то необычное, подозрительное в поведении брата?

Авдотья Романовна:Когда мы приехали с матерью в Петербург, то, увидев его, были сильно поражены, так он сильно изменился. Когда он нас увидел, он упал в обморок. В последующие дни Родя нас сторонился. Мы не понимали, что случилось с ним.

Адвокат:От кого вы узнали о преступлении, совершённом Родионом?

Авдотья Романовна:О преступлении брата мне рассказал господин Свидригайлов. Я была потрясена, думала, что это ложь. Свидригайлов пытался шантажировать меня этим преступлением, чтобы я ответила на его страсть. Мне даже пришлось стрелять в него. В тот же вечер состоялся наш самый памятный разговор с братом по душам. Из него я поняла, как сильна его гордыня и убежденность в правоте своего поступка. Он сказал, что идет признаваться, но не из-за чувства раскаяния и угрызения мук совести, а потому, что низок и бездарен. В ответ на мой аргумент, что ведь он «кровь пролил!» брат сказал, что все ее проливают и за нее венчают в Капитолии и называют благодетелем человечества. Он признался мне, что хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо этой глупости, он только хотел поставить себя выше остальных людей, но вот этого первого шага он и не выдержал. Он просил у меня прощения, считая, что его простить нельзя, просил не отходить от матери: на прощанье - передал мне портрет своей бывшей невесты, а потом ушел. Я поняла тогда, что он пошел к Соне Мармеладовой - она была ближе ему, чем я, и ему надо было набраться духовных сил, мужества и поддержки перед признанием и покаянием.

Судья:Какие вопросы будут к свидетелю?

Обвинитель:Евдокия Романовна, а Вы могли бы убить человека?

Дуня:Да. Это произошло, когда Свидригайлов пытался домогаться меня. Я вынула из кармана револьвер, взвела курок и держала его наготове. И когда я почувствовала, что он уже решился на это, я выстрелила. Пуля скользнула по его волосам и ударилась сзади в стенку. Но его это не остановило, он повторил попытку, я опять выстрелила, но револьвер дал осечку. Я защищала свою честь. Мне кажется, что каждая уважающая себя девушка поступила бы так же!

Адвокат: Авдотья Романовна, повлияло ли преступление Р. Раскольникова и его теория на ваше отношение к нему?

Авдотья Романовна: Нет, любой человек может согрешить словом, делом, помыслом. Самое главное - Покаяться, раскаяться и искупить свою вину.Каждый человек, самый падший, имеет право на второй шанс, на сострадание, понимание, любовь и заботу близких. Он остался моим братом, любимым и достойным сострадания.

Прокурор: Не повлияло ли на ваше отношение к брату смерть матушки и более близкое знакомство с его теорией «сильной личности». Ведь, согласно ей, вы с матушкой - «твари дрожащие», а он особенный человек, вы - толпа, а он ее правитель?

Авдотья Романовна:Я не знакома настолько глубоко и подробно с теорией моего брата, если по ней мы такие, а брат - сильная личность, имеющая право преступить закон, то жизнь показала, что муки его совести оказались сильнее этой теории.

Судья: Займите место в зале.

Судья: Приглашается свидетель – Разумихин Дмитрий Прокопьевич.

Разумихин:Здравствуйте, господа присяжные! Здравствуй и ты, Родя! Ещё недавно, разузнав об этом… О Боже! … Но прошу, люди добрые, поймите всю сложность случая. Нет, я не оправдываю Раскольникова, несмотря на нашу дружбу.

Всему виной его глупая статья, которую Родя написал в недавнем времени. Конечно же, я видел её… Но, чёрт, я и представить себе не мог, как глубоко она осела в нём. Мне казалось, это просто очередная теория. А она завладела его сознанием и мучила…
Наполеон несчастный! Твоё чудовище тебя и сгубило!

Зачем, по-вашему, он это сделал? Неужто он следовал своей теории, помогая беднякам? Так ведь он, по статье своей, должен был бы их приносить в жертву своим великим делам, а не наоборот. Вам не кажется это парадоксальным?

Дамы и господа, забудьте про всё и всмотритесь в личность Раскольникова. Взгляните в его душу. Она полна прекрасного и пытается излечить его больной мозг. Этим я хочу сказать, что Раскольников виноват, но нельзя губить его жизнь, иначе это приведёт к гибели не только его разума, но и души…

Да и кем была эта старуха? Рассудите. Конечно, это не значит, что я одобряю такое убийство, упаси Бог. Я хочу сказать, что и она никому хорошего не сделала, а только обдирала бедных так, что наверняка тоже погубила не одну судьбу.

Уважаемые господа присяжные, поймите, что перед вами такой же человек, как и вы, а не какая-то тварь дрожащая…

Прокурор: Дайте, пожалуйста, характеристику Родиону Раскольникову.

Разумихин. Родион угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, все ему мешает, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватало. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то.

В бытность свою в университете из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному товарищу в течение полугода. Когда же тот умер, Родион ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, поместил старика в больницу, и когда тот умер, похоронил его.

Судья. Суд примет во внимание это.

Судья: Приглашается свидетельница Мармеладова Софья Семеновна.

Соня:Мое имя, Софья Семеновна Мармеладова. Род моих занятий известен всем участникам процесса, мне 18 лет. С обвиняемым я познакомилась при весьма драматических обстоятельствах. Когда он сопроводил по делу отца моего, находился тогда в нетрезвом виде весьма длительное время. Уходя, Раскольников оставил несколько медных монет на окне нашей комнаты, что в его бедственном положении было очень благородно. Следующая наша встреча - в день смерти моего отца, которого раздавило каретой. Раскольников тогда дал моей мачехе двадцать рублей на похороны. Раскольников был единственным человеком, который выслушал, сострадал и деятельно помог моему отцу и нашей семье. Раскольников нанес мне визит, очень странно себя вел. Тогда он сказал страшные слова, что в бога не верит, что у него мешается ум. А потом вдруг быстро наклонился к полу и поцеловал мне ногу. Он смотрел тогда на меня как сумасшедший. В ответ на мой протест, он сказал, что не мне он поклонился, а всему страданию человеческому. Тогда и вошло в мое сердце сострадание, жалость к нему, заблудшему. В ту же нашу встречу по его просьбе я читала ему Евангелие, притчу о воскрешении Лазаря, ведь после этого чуда многие уверовали во Христа. Я думаю, что с этого момента и началось в душе Р. Раскольникова духовное просветление, и это был первый его шаг к богу.

Адвокат: Почему он признался именно Вам в преступлении?

Соня:Р. Раскольников стал моим адвокатом перед лицом людей, моей семьи, когда меня оклеветал Лужин, обвинив в краже ста рублей. Да, много испытаний легло на мои плечи, но я не ропщу, ведь преступила я нравственные законы общества не себя ради, а ради брата и сестры, чахоточной мачехи, больного отца. И тот, кто безгрешен - пусть первый кинет в меня камень. Силы мне давал только бог, ведь его муки были сильнее моих. Раскольников увидел во мне родственную душу и поэтому рассказал о своем грехе - убийстве. Я не осудила его. Шаг за шагом искали мы вместе истину и выход из этого тупика. «Нет, - сказала я ему, - человек не вошь». И его холодное сердце начало постепенно светлеть и отходить от дьявола к богу. Ведь убил-то он прежде всего самого себя! Для него выход был один - страдание принять и искупить себя им. Я надела ему на шею кипарисовый крест и сказала, что теперь я с ним. Страдать мы будем вместе и крест свой понесем. Потом он был рядом со мной и в день смерти Катерины Ивановны, потом вместе с Авдотьей Романовной целый день ждали его в сильном волнении. Раскольников пришел вечером, сказал, что идет сознаваться, я перекрестила его - силы душевные свои ему передала. Я пошла следом за ним и видела, как целовал он землю с наслаждением и счастьем. Я уверена, что сила моей любви, вера в бога помогут ему в его нелегком пути обрести себя.

Адвокат. Можете ли вы засвидетельствовать тот факт, что Раскольников пожертвовал последние деньги свои на похороны отца вашего, господина Мармеладова?

Соня. Да, конечно. И на поминках присутствовал. И Катерина Ивановна уважала его.

Обвинитель: Я тоже хотел бы пригласить свидетеля, ранее не заявленного. Петра Петровича Лужина. Что связывает вас с подсудимым?

П.П. Лужин:У нас много общего, слишком уж сильно похожи наши способы достижения цели. Но цель-то у нас разная. У Раскольникова – это аргументировать свою причастность к сильным людям, повелевающим миром, у меня – употребить преимуществами этих людей без каких-либо доказательств. Вы только представьте, что будет, если все начнут пользоваться теорией: «Возлюби, прежде всех, одного себя, потому что все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои сделаешь как следует …» Раскольников понимал где-то сильно в душе, что я живу по таким же принципам, как и он, оттого я и стал ему противен. Он как бы видит наяву воплощение своей теории и уже наперед знал, что она провальна.

Адвокат:Какие вы преследовали цели, подложив Соне 100 рублей и обвинив её в воровстве? Зачем вы собирались жениться на Дуне?

.Лужин: Лишь для того, чтобы опорочить Раскольникова в глазах семьи, я готов был погубить даже Соню. Да я прямо говорил о том, что предпочитаю брать невесту «из бедных», чтобы было потом чем попрекать. Вот она реализация Раскольниковской теории в самом худшем ее проявлении.

Прокурор: Ваша честь, прошу вызвать в качестве свидетеля обвинения господина Свидригайлова.

Судья: Пригласите свидетеля. Назовите себя. Что вы можете сообщить по данному делу?

Свидригайлов:Я одним из первых услышал от самого Р. Раскольникова рассказ о его преступлении. Когда он признавался в убийстве старухи - процентщицы и Лизы Соне Мармеладовой, я находился в соседней комнате и подслушал этот разговор. С этого времени личность Р. Раскольникова, его взгляды и убеждения неожиданным образом глубоко заинтересовали меня. Я сам пришел к нему, что бы познакомиться и поговорить насчет его сестры Авдотьи Романовны, надеясь, что он убедит ее ответить на мои глубокие чувства, ведь без его рекомендации Авдотья Романовна и на двор бы меня не пустила. Хотя я ничьим мнением особенно не интересуюсь, да и Петербург мне знаком, ведь 8 лет назад я весело проводил время в компании шулеров, и сам таким был. Я просил Раскольникова о встрече с его сестрой, чтобы раскрыть ей глаза на низость души Лужина П. П., чтобы приложить все усилия против их брака, а также предложить в качестве восполнения морального ущерба Авдотье Романовне - десять тысяч рублей без всяких расчетов, ведь я ей принес немало неприятностей. Я встретился с Авдотьей Романовной, но прочитал в ее глазах и словах только ненависть, презрение и жалость. Я пытался ее шантажировать тем, что знаю все о преступлении брата, но это только оттолкнуло ее чистую душу от меня.

Судья: Что вы имели в виду, говоря Раскольникову, что между вами есть общая точка и вы одного поля ягоды?

Свидригайлов: Теория сверхчеловека господина Раскольникова, в которой говорится, что необыкновенная личность может преступить нравственный и уголовный закон, ради счастья людей, обагрив руки кровью, не будет испытывать мук совести была, жизненным правилом, правда от части, и у меня. Мой жизненный девиз: «можно совершить одно злодеяние, а потом совершить тысячу добрых дел».

В жизни моей злодеяний было немало: смерть крепостного Филлипа, шулерство, долговая тюрьма, женитьба - сделка, смерть жены, клевета на Авдотью Романовну и многое другое - это непрерывная цепь злодеяний, которые я надеялся загладить добрыми делами. Но их оказалось немного: наследство жены оставил детям, 10 тысяч Авдотье Романовне, средства на воспитание и образование детей Мармеладова, я не выдал полиции Р. Раскольникова. Все это так же, как и в душе и судьбе подсудимого переплелось воедино. Мне не дает покоя привидение жены, от денег Авдотья Романовна отказалась, Раскольников сам сознался в преступлении. Я не искупил свои грехи на земле, совесть, презрение людей не дают мне покоя, в бога я не верю, я пришел к выводу, что мне нет места среди людей. Да и у закона нет улик против меня, наказать меня он не может. Меня наказала моя совесть. И я сам приведу ее приговор в исполнение.

Уходит в волнении быстро из зала.

Прокурор. Вы согласитесь со мной в том, что созревание преступной идеи - уже преступление.

Одно преступление влечет еще ряд других: он убил ни в чем не повинную Лизавету, которая была беременной. Таким образом, Раскольников совершает 3-ое убийство: Алены Ивановны, Лизаветы и ее неродившегося младенца. Раскольников чуть не загубил маляра Миколку, которого задержали по подозрению. Психологической жертвой стала мать преступника Пульхерия Александровна, так и не оправившаяся от удара. Как известно, Лизавета - одна из жертв Раскольникова, была умалишенной. Подсудимый поднял топор на блаженную, юродивую. Смеяться над такими людьми грех, убивать - двойной грех!

Согласно его теории он должен защищать их, униженных и оскорбленных, но его мало интересует счастье других, его лишь волнует вопрос: кто он: «тварь дрожащая или власть имеющий»? Не чувство раскаяния привело Раскольникова к признанию, но ощущение собственной слабости.

Прошу суд вынести суровую меру наказания!

Обвинитель: Слова «убить» и «ограбить» могут направить мысль читателя по ложному пути. Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не для того, чтобы ограбить. И совсем не потому, что живет в нищете, что «среда заела». Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин? Человек в романе изначально свободен и сам совершает свой выбор. В полной мере относится это и к Раскольникову . Но он выбирает не труд, не какой другой путь выхода из создавшегося положения. Он находит более легкий путь для достижения цели, а так же проверяет и свою теорию. Он выбирает УБИЙСТВО – это результат его свободного выбора, убийство Алены Ивановны. За этим убийством последовало еще несколько смертей.

Защитник: Да, Раскольников виновен. Но только ли он виновен в совершённом преступлении? Оглянитесь, откройте глаза, посмотрите, в каких условиях живёт человек! Что он видит вокруг? Раскольников - это продукт эпохи. Рассмотрим пространство города, в котором ежедневно разыгрывается человеческая трагедия. На улицах Петербурга гибнет Мармеладов. Катерина Ивановна сходит с ума. Прибегает к самоубийству женщина на мосту. Петербург - это соучастник преступления, и городу-преступнику Достоевский противопоставляет спасительную христианскую пустыню. В каких условиях живёт подсудимый! В шкафу, в гробу! Он совершил преступление, так как хотел поправить свое материальное положение и помочь людям. Совершив преступление, он глубоко страдает, мучается, отделяет себя от людей. Эти муки - свидетельство того что в нем не погиб человек, жива совесть. Раскольников способен не только говорить о добре, но и делать добро (оставляет деньги Мармеладовым, дает последние гроши полицейскому, чтобы тот проводил пьяную девочку, спасает детей при пожаре, будучи бедным студентом, содержит больного отца умершего друга). Разве это не поступки хорошего человека? Опять-таки его человеколюбие диктует ему выбор жертвы. Это должна быть наименее «ощутимая» потеря для человечества, поэтому избирается существо, не только никчемное (вошь), но даже вредное. Раскольников поднимает топор на Алену Ивановну, чтобы осчастливить все человечество в конечном счете. В течение нескольких секунд в душе героя происходит сдвиг. Максимальный альтруизм переходит в предельный эгоизм (страх быть разоблаченным), и жертвой этого эгоизма, страха становится смиренная Лизавета. Раскольников в разговоре с Дуней говорит о том, что не понимает, почему «мучить правильною осадой - более почтенная форма». Значит, ради идеи на войне убивать можно? Раскольников видит несправедливость мира, где сильному все позволено. «Кто крепок и сильнее умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель. А кто больше всех может посметь, тот и всех правее!» - доказывает он Соне. И он решил посметь, заявить о себе, проверить, способен ли он на решительный шаг. «Ну и я задумал по примеру авторитета». Значит, идея Раскольникова родилась не на голом месте, источником ее стала сама жизнь. Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора моему подзащитному

Судья:Предоставляется последнее слово подсудимому. Что вы можете сказать в свое оправдание?

Раскольников:Уважаемые присутствующие, я совершил проступок, за который очень раскаиваюсь. Я – подлец! Но прошу вас обратить внимание на то, что в мире совершается очень много злодеяний. Почему лупить людей бомбами, правильной осадой более эстетично, чем то убийство, которое совершено мной? На меня, конечно же, сильно повлияли стечение обстоятельств, особенно письмо матери, семья Мармеладовых и девочка на бульваре. И следуя своему идеалу Наполеона, я решился на преступление, забыв, что я один из тех же «униженных и оскорбленных», кого хотел защитить. Я признаю свою ошибку и готов понести любое наказание. Прошу, господа присяжные, учесть мое чистосердечное раскаяние.

Литературный эксперт:Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага мира
захвачены богатыми дармоедами. А он молод, красив, умен, полон энергии. У него
есть мечта. Это мечта – переделать мир. Найти достойное место в этой жизни. Ради
осуществления этой мечты и была придумана эта античеловеческая по своей сущности
теория, для подтверждения которой был необходим этот эксперимент. К чему же он
приводит? К страшным душевным мукам. Он мечется по Петербургу, теряет сознание об одном упоминании об убийстве, теряет рассудок, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне. И так каждый день, час, минуту, каждое мгновение. И нет
конца этой боли….
  Он создал теорию. В чем заключается ее смысл?

Судья: Я хочу пригласить главного свидетеля этого преступления, автора романа «Преступление и наказание», Достоевского Федора Михайловича. Как вы относитесь к тому, что совершил ваш герой?

Достоевский:Конечно же, отрицательно. Я, как автор романа, постоянно наблюдал за состоянием души своего героя. Я хочу обратить ваше внимание на то, какая внутренняя борьба ни на минуту не утихает в Раскольникове. Его мучает не примитивный вопрос: убивать или не убивать, а всеохватная проблема: подлец ли человек, весь вообще род, те есть человеческий. Рассказ Мармеладова о великой Сониной жертве (своего рода Рафаэлевской «Мадонны»), письмо матери о судьбе сестры Дунечки, сон о Савраске, наблюдения за окружающей жизнью – все это вливается в общий поток сознания Раскольникова. Встреча с Лизаветой, воспоминания о недавнем разговоре в трактире студента и офицера об убийстве старухи-процентщицы подводят Раскольникова к решению. Все это первопричины  преступления.

Судья:Как вы, человек уважаемый и много испытавший в своей жизни, могли написать произведение, в котором ваш герой должен был пройти столько испытаний и, в конце концов, совершить убийство, разве это гуманно, чтобы один человек испытывал такие психологические нагрузки, ведь так легко и с ума сойти?

Достоевский: Пусть на этот вопрос ответят другие.

Судья:приглашается эксперт по философии – Орешкина Е.Н.

Будучи автором романа «Преступление и наказание», сам, пройдя путем ошибок и заблуждений, искупив их страданиями каторги и отлучения от литературного труда, живя в девятнадцатом веке и незримо присутствуя при всех трагедиях века двадцатого, я обращаюсь ко всем людям со словами надежды и веры в то, что никакая, пусть самая идеальная теория, не в силах насильственным, а значит противоестественным путем, осчастливить человека, его душу, Россию и мир, сделать их добрее и гуманнее. Только поняв это, пережив, осознав свои заблуждения, отстрадав и раскаявшись, поймет человечество и сам человек всю глубину нравственной пропасти, в которую они ввергают себя, избрав этот путь. Возлюбив ближнего своего, как самого себя, приняв как нравственный закон жизни заповеди Иисуса Христа, прочувствовав величие его наследия, поймем мы, что и к счастью дорога ведет через страдания и самосовершенствование. Пусть трагическая судьба моего героя - Р. Р. Раскольников - станет для вас предостережением от многих бед, от людей, которые, возгордясь принесут страдания вам, вашим родным, России, Земле в целом. Нельзя осчастливить насильно, кровавым путем. Человечество придет к счастью только дорогой гуманизма и христианского братства.

Видите ли, господин судья, у человека, возомнившего себя властелином мира, а в ваше время XXI века, таких Раскольниковых оказалось много, начинается распад сознания, человек теряет разум, его охватывает то болезненная тревога, то панический страх, то полная апатия. Он уже не владеет своей мыслью, волей, чувствами. Он, теоретик и рационалист, старается убежать от ясного и полного понимания своего положения, и его «арифметика» оборачивается страшной ложью, преступление – полной бессмыслицей (задумал убить «вошь бесполезную», а убил-то и Лизавету – тихую, кроткую, ту же Сонечку). И поэтому он должен был пройти тяжелый путь психологической нагрузки, что, в конечном счете, должно было привести его раскаяться на перекресток, что, собственно говоря, и является крестом, припасть к оскверненной им земле, потому что все, что рождено на земле, дано Богом, и никто не имеет право забрать жизнь, подаренную им.

Судья: Приглашается литературный эксперт Дьякова З.Ф.

Секретарь: Приглашается судья для вынесения приговора.

Судья: Заслушав и обсудив дело по обвинению в убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны, её сестры Лизаветы, а также неродившегося младенца бывшим студентом университета Раскольникова Родиона Романовича суд постановляет: Учитывая явку с повинной, чистосердечное признание в содеянном злодеянии, а так же ввиду того, что преступление было совершено в болезненном состоянии, причиной которого явилось проживание в квартире, похожей на шкаф, скверное положение, нищета, беспомощность, желание поправить жизненное положение свое и близких ему людей, а так же частичное осознание антигуманности его теории, потерпевшей крушение, суд постановил: Приговорить студента Раскольникова Родиона Романовича к восьми годам каторжных работ. Учитывая его душевные муки, суд надеется на чистосердечное раскаяние преступника, на то, что он вновь вернётся к людям, суд верит в его духовное возрождение. 

Учитель: Урок закончен. Я благодарю всех присутствующих. Спасибо, что приняли участие в нашем необычном уроке. Я благодарю учащихся за добросовестную подготовку к уроку.

 

 

 


 

Тема урока: Суд над Р. Раскольниковым по роману

Тема урока: Суд над Р. Раскольниковым по роману

Согласитесь, что каждый хочет жить в мире, где нет насилия, войн, несправедливости

Согласитесь, что каждый хочет жить в мире, где нет насилия, войн, несправедливости

Вы себе не представляете, как чувствует себя человек, который кругом должен, особенно перед хозяйкой, перед которой я испытывал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился,…

Вы себе не представляете, как чувствует себя человек, который кругом должен, особенно перед хозяйкой, перед которой я испытывал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился,…

Я…я захотел осмелиться и убил…я только осмелиться захотел

Я…я захотел осмелиться и убил…я только осмелиться захотел

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно разные: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут…

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно разные: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут…

Хозяйка. Да! Когда мы жили еще в другом доме, во время пожара, ночью,

Хозяйка. Да! Когда мы жили еще в другом доме, во время пожара, ночью,

Наполеон несчастный! Твоё чудовище тебя и сгубило!

Наполеон несчастный! Твоё чудовище тебя и сгубило!

Раскольников пришел вечером, сказал, что идет сознаваться, я перекрестила его - силы душевные свои ему передала

Раскольников пришел вечером, сказал, что идет сознаваться, я перекрестила его - силы душевные свои ему передала

Да и у закона нет улик против меня, наказать меня он не может

Да и у закона нет улик против меня, наказать меня он не может

На меня, конечно же, сильно повлияли стечение обстоятельств, особенно письмо матери, семья

На меня, конечно же, сильно повлияли стечение обстоятельств, особенно письмо матери, семья

Богом, и никто не имеет право забрать жизнь, подаренную им

Богом, и никто не имеет право забрать жизнь, подаренную им
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2024