Методическая разработка НОД
для детей старшего возраста
«Мое Приднестровье».
Образовательная область: «Социально-нравственное развитие».
Разработчик: Чентолой Людмила Никитична,
МОУ «Бендерский центр развития ребенка «Гармония»,
воспитатель, высшая квалификационная категория.
Цель. Расширить знания детей о родной стране (республике) в процессе коммуникативной и игровой деятельности.
ХОД НОД
|
1 этап – МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ |
|
Задачи: заинтересовать детей предстоящей деятельностью, определить тему деятельности. |
Игровая мотивация дошкольников со стороны взрослого. Воспитатель показывает глобус и спрашивает детей: для чего он нужен и, почему он сегодня здесь появился? Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель уточняет, что глобус - это уменьшенный макет нашей планеты. Он может многое нам рассказать о разных странах. Посмотрите, как он вращается. Ему не терпится начать свой рассказ… Хотите его послушать?
Воспитатель приглашает детей разместиться полукругом около карты мира.
Дети разделены на команды по цветовым карточкам: «зеленые», «желтые», «красные», «синие», выбраны капитаны команд.
|
2 этап – ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ |
|
Задачи: составить план действий. |
Воспитатель спрашивает у детей, о чем может рассказать глобус, истории о чем мы можем сегодня от него услышать? На помощь приходят картинки (глобус, карта мира, карта ПМР).
|
3 этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ |
|
Задачи. Обучающие. Познакомить с географической картой мира и картой родной страны (ПМР). Развивающие. Расширить знания и представления детей о родной стране –Приднестровье. Воспитывающие. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну и интерес к изучению родного края. |
В-ль: Глобус, это уменьшенный макет нашей планеты. Вместе с ним мы сегодня рассмотрим карты.
Воспитатель вывешивает на доску карту мира и карту П М Р.
В-ль: Ребята, кто-нибудь знает, что изображено на этих картах?
Дети: Карта мира и карта нашей республики.
В-ль: Карта мира, это уменьшенное изображение нашей планеты.
В-ль. На какой планете мы живем?
Дети: На планете Земля.
В-ль: Сколько на Земле частей света? Давайте вместе их назовет и покажем. (Дети называют и показывают).
В-ль: А где находится наша страна? (В Евразии.)

В-ль: Посмотрите на карту, здесь страна – Россия, а как называют людей, которые проживают в России?
Дети: Россияне.
В-ль: А вот Молдова. Люди, которые там проживают, называются…?
Дети: Молдаване, а еще у них молдавский язык, на котором они разговаривают.
В-ль: Это страна, которая называется Украина, а как будут называться люди, которые там проживают?
Дети: Украинцы и они разговаривают на украинском языке.
В-ль: Вспомните, как называется наша республика и народ, который в ней проживает.
Ответы детей. Приднестровская Молдавская республика, а народ называется – приднестровцы.
В-ль: Ребята, обратите внимание, что каждая страна разная по размеру и отделена друг от друга границей. Посмотрите, какая большая Россия, сколько площади она занимает, и сколько, много городов. А вот Молдова, Украина у них площадь намного меньше. Кроме городов мы можем найти на карте и моря и океаны и реки. На этой карте мы можем найти даже реку Днестр.
Дети совместно с воспитателем находят реку Днестр.
В-ль: А какая река протекает в нашей республике?
Дети: Днестр.
В-ль: Правильно, значит, наша республика находиться на берегу реки Днестр и называется Приднестровье. Но на карте мира нашу республику рассмотреть сложно, потому что она не такая большая как Россия или Украина. Поэтому мы сейчас обратим внимание на другую карту.
Воспитатель с детьми подходит к карте Приднестроской Молдавской республики.
В-ль: Ребята, это карта нашей республики. Посмотрите, она вытянулась вдоль реки Днестр. На карте отмечены, города и даже села. В нашей республике живут люди разных национальностей и молдаване и русские и украинцы.
Послушайте прекрасное стихотворение о нашей республике поэта Александра Вырвич.
Воспитатель читает стихотворение.
Земля моя, вдоль берега Днестра
Ты протянулась узкою полоской
И слышу я, как в пламени костра
Гудят твоих событий отголоски.
Земля моя, прекрасный южный край
Свободное родное Приднестровье!
Живи, земля, живи и расцветай
Добром, теплом, и светом, и любовью.
В-ль: Ребята, каждой команды определят символику названных стран: России, Молдовы, Украины и Приднестровья.
Д\И «Символика страны». Капитаны х команд выбирают картинку - флаг страны (перевернутую вниз изображением) и выкладывают на столе. Члены каждой команды находят соответствующее изображение и помешают рядом с флагом.
ПРИДНЕСТРОВЬЕ.
МОЛДОВА.

РОССИЯ.
УКРАИНА.

В-ль: Наша страна многонациональна, в ней живут люди многих национальностей. Но наибольшую часть составляют русские, молдаване и украинцы. Поэтому эти три языка приняты в нашей стране, как официальные, т.е. законные. Я предлагаю вам сыграть в игру «Национальные особенности».
Д/И « НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ». ЦЕЛЬ: учить детей различать национальные особенности русского, молдавского и украинского народов в процессе работы с перфокартами. Каждая команда получает перфокарту и выполняет задание. Затем команды обмениваются своими работами и проверяют друг друга.
![]()
В-ль: А еще в Приднестровье есть заповедные места. Послушайте, я вам о них расскажу.
«Заповедные места ПМР».
Заповедник - это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая государством, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений. Это неприкоснове́нный приро́дный ко́мплекс.
Исключительная роль заповедников заключается в сохранении и восстановлении редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов и др.
Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - это природными лабораториями. Немало ученых в течение десятилетий работают сотрудниками заповедника. Вдали от дома в дождь и вьюгу или под палящим солнцем они добывают тот научный материал, без которого невозможно сохранить редких зверей и птиц.
Если ехать по дороге Дубоссары – Рыбница, и остановиться на спуске к с. Гояны, то можно увидеть живописную картину. Водную гладь Ягорлыкской заводи, окруженную крутыми лесистыми холмами. Это пока единственный на территории Приднестровья государственный заповедник "Ягорлык".

Заказник Турунчук - еще одно красивое заповедное место в нашей республике.
Заказник- это участок территории или акватории, в пределах которого под особой охраной находится не весь природный комплекс, как в заповеднике, а лишь отдельные его элементы: растительность, все или некоторые виды животных и т.д.
Днестр проходит через весь Слободзейский район и возле села Чобручи образует рукав. Вода течет быстро, как бы перепрыгивает через огромный барьер, получаются такие перекаты. Здесь много рыбы: щука, ка карь, толстолоб, окунь, лещ)
Это место называется Турунчук. Рассматриваем иллюстрации.

Турунчук или Новый Днестр — река в
Молдавии (Приднестровье) и на Украине, рукав Днестра. Ширина 30 м при обычной
глубине до 6 м, а во впадинах — до 9 м.
Рукав Турунчук образовался в 1780-1785 г. вблизи приднестровского села Чобручи.
Каменная гряда образует при входе в рукав порог, шум воды которого слышен за
300—500 м. Большая часть берегов обрывистая и глинистая, они покрыты вербовым
лесом, разнотравьем. Турунчук — излюбленное место отдыха и рыбалки, здесь часто
проводятся соревнования рыбаков. Турунчук славится большим количеством
разновидности речных
рыб.
Физминутка. «Танец теней». Половина детей будут двигаться - они превращаются в любых животных из заповедника, а другие - их тенью. Под музыку «Улыбка» дети танцуют, а тени повторяют. Когда музыка прервется, все должны замереть в одинаковой позе (затем поменяться ролями).
В-ль: В нашей Приднестровской республике много городов. Давайте их найдем на карте.
Дети рассматривают карту, воспитатель показывает и называет города республики.
В-ль: Ребята, обратите внимание вокруг города, например Каменка, находятся села. Город Каменка главный, а села вокруг него образуют район – Каменский. Вот город Григориополь – район Григориопольский. А теперь я буду называть город, а вы будете говорить, как называется район: Дубоссары –(Дубоссарский), Рыбница – (Рыбницкий),
Слободзея –(Слободзейский), Днестровск- (Днестровский).
Но есть города, которые не образуют районов – это Тирасполь и Бендеры. Обратите внимание, что каждый район имеет свою границу.
В-ль: Итак, карта ПМР нам рассказала, какие города, и села на ней размещены и, пересчитав их, мы узнали, что в нашей республике 6 районов и два отдельных города. Всего в республике 8 городов. Хотите поиграть в игру «Города нашей республики».
Д/И «ГОРОДА НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ» .ЦЕЛЬ: Закрепить названия городов республики, познакомить с гербами и знаменательными местами этих городов; упражнять в соотнесении герба города и отдельно взятого места города.(2 города каждой команде).


В-ль:Назовите столицу нашей страны.
Дети: Тирасполь.
В-ль: Кто скажет, как называется наш город? (Воспитатель предлагает ребенку показать на карте и отметить флажком наш город). Мы жители г.Бендеры. Как нас можно назвать? (Бендерчане).
Воспитатель вешает карту: Это карта нашего города.
У Бендер есть свой гимн, герб. Герб — отличительный знак города (мы с ними уже знакомы). В-ль: Название Бендеры - не первое. Названия города менялись: Тигина; Тунгатай; ; Тяганакяч; Бендер.

В-ль: Сегодня Бендеры – второй по величине и значимости город Приднестровья, крупный промышленный и культурный центр. Он расположен на площади почти 100 км (97,29 кв. км.)
Наш город разделен на районы: Центр, Солнечный, Ленинский, Борисовка, Шелковый, Хомутяновка, Липканы, Варница, Кавказ, Северный, Протягайловка…
Каждый район включает в себя много улиц. Вспомните, какие микрорайоны в нашем городе?
В-ль: в нашем городе много памятных мест, давайте их назовем.
Д.И «Узнай и назови памятные места города». Уточнить и закрепить название памятных мест города. Каждый ребенок выбирает себе одну картинку, называет, что на ней изображено и выкладывает на мольберт.
|
|
|
|
|
|
|
Мемориал |
Мемориал |
Мемориал |
Мемориал |
Мемориал |
|
|
|
|
|
|
|
Мост через Днестр |
Мост через Днестр |
Памятник Славным борцам за власть Советов |
Железнодорожный вокзал Бендеры-1 |
Летняя эстрада в парке "Октябрьский" |
|
|
|
|
|
|
|
Преображенский собор |
Теплоход "Молдавия" |
Памятник Жертвам холокоста |
Памятник П. Д. Ткаченко |
Памятник П. Д. Ткаченко |
|
|
|
|
|
|
|
Памятник Русской славы |
Памятник Русской славы |
ул. Лазо |
ул.
Ленина. Памятник |
Крепостной ров |
|
|
|
|
|
|
|
Республиканская картинная галерея |
ул. Пушкина |
Городской суд |
Городская библиотека |
Историко-краеведческий музей |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
СВПЧ-2 |
Памятник "Слава героям-освободителям" |
ул.
Комсомольская. |
Памятник А. С. Пушкину |
Русско-молдавская |
|
|
|
|
|
|
|
ул. Котовского |
ул. Комсомольская. Кирпичная мостовая |
Часовня в
память убитых |
Масло-экстракционный завод |
Церковь Иоакима и Анны |
|
|
|
|
|
|
|
ул. Ткаченко. Жилой дом |
"Чёрный забор" |
ул. Полоза |
ул. Первомайская. "Турецкий дом" |
ул. Московская. Памятник В. И. Ленину |
|
|
|
|
|
|
|
Вход в |
Монстр
(лев) в |
"Чёрный тюльпан" |
Военная Алексакндро-Невская церковь |
Петропавловский женский монастырь |
|
|
|
|
|
|
В-ль: В нашем городе есть крепость. А еще крепости есть в республике. Послушайте об этом.
Что такое крепость.
Крепость - укрепления, защищающие город, населенный пункт или определенную территорию . Древние крепости нередко выдерживали очень долгое время нападения многочисленных войск. Город в древние времена по необходимости должен был делаться крепостью; посему-то построить город - значило то же самое, что и воздвигнуть крепость. Укрепления в древние времена были очень просты; они состояли из одной или нескольких стен с бойницами и башнями по средине. Каменные стены строились настолько твердо и были так широки, что вдоль оных могли проезжать колесницы, и так иногда высоки, что на них в некоторых случаях было очень трудно взобраться даже по штурмовым лестницам. Нередко кругом крепостей тянулись рвы или канавы с водою. Ворота в крепостях укреплялись особенно сильно и охранялись особенно заботливо. Кроме наружных стен внутри некоторых крепостей находилось еще по нескольку башен, в которые спасались осажденные. Особые крепости строились в городах и селениях для защиты оных от грабежа и разбоя и в горах, как места временного убежища, из которых при всяком удобном случае можно было делать набеги и нападения.

Хотинская крепость Сорокская крепость Белгород - Днестровская



Бендерская крепость
|
4 этап – РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ |
|
Задачи: проанализировать реализацию плана действий; дать оценку деятельности. |
Рефлексия.
В-ль: Ребята, с чем мы сегодня работали?
Дети: Сегодня мы работали с картами.
В-ль: Карта мира рассказала нам о том, что в мире много разных стран, и больших и маленьких. А как называется страна, к которой мы живем.
Дети: Наша страна, называется Приднестровье.
В-ль: Вместе с картой Приднестровской Молдавской республики мы с вами совершили путешествие по нашей стране?
Дети: Да.
В-ль: В этом путешествии мы познакомились с городами нашей республики, заповедными зонами, с крепостями и национальными особенностями народов нашей республики. Что вам понравилось больше всего?
О чем бы вы хотели узнать еще больше?
Дети самостоятельно рассматривают обе карты.
Организационный раздел.
Интеграция ОО: «Социально-нравственное развитие», «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,
чтение художественной литературы.
Предварительная работа: беседы, слайдовые экскурсии, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, рисование, сюжетно-ролевая творческая игра «Путешествие по республике».
Материал: Картинки для составления плана действий, карта мира, карта ПМР, глобус, д\и «Национальные особенности», д\и Символика страны», иллюстрации крепостей ПМР и заповедных зон ПМР.
Непосредственно-образовательная деятельность окончена, но она имеет продолжение в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, на прогулке, во второй половине дня.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.