Методическая разработка НОД о родном крае "МОЕ ПРИДНЕСТРОВЬЕ" для детей старшего дошкольного возраста

  • docx
  • 24.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ------НОД мое приднестровье.docx

Методическая разработка НОД

для детей старшего возраста

 «Мое Приднестровье».

Образовательная область: «Социально-нравственное развитие».

                                             Разработчик: Чентолой Людмила Никитична,

МОУ «Бендерский центр развития ребенка «Гармония»,

                                         воспитатель, высшая квалификационная категория.

 

Цель. Расширить знания детей о родной стране (республике) в процессе коммуникативной и  игровой деятельности.

ХОД НОД

1 этап – МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ

Задачи: заинтересовать детей предстоящей деятельностью, определить тему деятельности.

Игровая мотивация дошкольников со стороны взрослого. Воспитатель показывает глобус и спрашивает детей: для чего он нужен и, почему он сегодня здесь появился?  Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель уточняет, что глобус - это уменьшенный макет нашей планеты.  Он может многое нам рассказать о разных странах. Посмотрите, как он вращается. Ему не терпится начать свой рассказ…  Хотите его послушать?

Воспитатель приглашает  детей разместиться полукругом около карты мира.

Дети разделены на команды по цветовым карточкам: «зеленые»,  «желтые», «красные», «синие», выбраны капитаны команд.

2 этап – ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ

Задачи: составить  план действий.

Воспитатель спрашивает у детей,  о чем может рассказать глобус, истории о чем мы можем сегодня  от него услышать? На помощь приходят картинки (глобус, карта мира, карта ПМР).

3 этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Задачи. Обучающие. Познакомить с географической картой мира и картой родной страны (ПМР).

 Развивающие. Расширить знания и представления детей о родной  стране –Приднестровье.

 Воспитывающие. Воспитывать  в детях чувство гордости за свою страну  и интерес к изучению родного края.

В-ль: Глобус, это уменьшенный макет нашей планеты. Вместе с ним мы сегодня рассмотрим карты.

Воспитатель вывешивает на доску карту мира и карту П М Р.

В-ль: Ребята, кто-нибудь знает, что изображено на этих картах?

Дети: Карта мира и карта нашей республики.

В-ль: Карта мира, это уменьшенное изображение нашей планеты.

В-ль. На какой планете мы живем?

Дети: На планете Земля.

В-ль: Сколько на Земле частей света? Давайте вместе их назовет и  покажем. (Дети называют и показывают).

В-ль: А где находится наша страна? (В Евразии.)

В-ль: Посмотрите на карту, здесь страна – Россия, а как называют людей, которые проживают в России?

Дети: Россияне.

В-ль: А вот Молдова. Люди, которые там проживают, называются…?

Дети: Молдаване, а еще у них молдавский язык,  на котором они разговаривают.

В-ль: Это страна, которая называется Украина, а как будут называться люди, которые там проживают?

Дети: Украинцы и они разговаривают на украинском языке.

В-ль: Вспомните, как называется наша республика и народ, который в ней проживает.

Ответы детей. Приднестровская Молдавская республика, а народ называется – приднестровцы.

В-ль: Ребята, обратите внимание, что каждая страна разная по размеру и отделена друг от друга границей. Посмотрите, какая большая Россия, сколько площади она занимает, и сколько, много городов. А вот Молдова, Украина у них площадь намного меньше. Кроме городов мы можем найти на карте и моря и океаны и реки. На этой карте мы можем найти даже реку Днестр.

Дети совместно с воспитателем находят реку Днестр.

В-ль: А какая река протекает в нашей республике?

Дети: Днестр.

В-ль: Правильно, значит, наша республика находиться на берегу реки Днестр и называется Приднестровье. Но на карте мира нашу республику рассмотреть сложно, потому что она не такая большая как Россия или Украина. Поэтому мы сейчас обратим внимание на другую карту.

Воспитатель с детьми подходит к карте Приднестроской Молдавской республики.

В-ль: Ребята, это карта нашей республики. Посмотрите, она вытянулась вдоль реки Днестр. На карте отмечены, города и даже села.  В нашей республике живут люди разных национальностей и молдаване и русские и украинцы.

Послушайте прекрасное стихотворение о нашей республике поэта Александра Вырвич.

Воспитатель читает стихотворение.


Земля моя, вдоль берега Днестра

Ты протянулась узкою полоской

И слышу я, как в пламени костра

Гудят твоих событий отголоски.

Земля моя, прекрасный южный край

Свободное родное Приднестровье!

Живи, земля, живи и расцветай

Добром, теплом, и светом, и любовью.


В-ль: Ребята, каждой команды определят символику названных стран: России, Молдовы, Украины и Приднестровья.

Д\И «Символика страны». Капитаны х команд выбирают картинку - флаг страны (перевернутую вниз изображением)  и выкладывают  на столе. Члены каждой команды находят соответствующее изображение и помешают рядом с флагом.

 

ПРИДНЕСТРОВЬЕ.       МОЛДОВА.  Картинка 59 из 569 Картинка 2 из 1914

РОССИЯ.  Картинка 4 из 154740  Картинка 1 из 73819                   УКРАИНА.  Картинка 9 из 61440  Картинка 11 из 16327

В-ль: Наша страна многонациональна, в ней живут люди многих национальностей. Но наибольшую часть составляют русские, молдаване и украинцы. Поэтому эти три языка приняты в нашей стране, как официальные, т.е. законные. Я предлагаю вам сыграть в игру «Национальные особенности».

Д/И  « НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ».  ЦЕЛЬ: учить детей различать национальные  особенности русского,  молдавского и украинского народов в процессе работы с перфокартами. Каждая команда получает перфокарту и выполняет задание.  Затем команды обмениваются своими работами и проверяют друг друга.

   Картинка 16 из 846       Картинка 2 из 53386      Картинка 395 из 70603Картинка 298 из 70604                   

  Картинка 3 из 846     Картинка 5 из 11640      http://ph.files.7ja.ru/7ya-photo/2011/3/29/1301360939296.jpg                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

 Картинка 5 из 31176  Картинка 5 из 7530  Картинка 39 из 179                                                                                                                                                                                                                                                    

 

  Картинка 2 из 360     Картинка 5 из 65829         Картинка 4 из 45691    

                                                                                                                     

В-ль: А еще в Приднестровье есть заповедные места. Послушайте,  я вам о них расскажу.

 «Заповедные места ПМР».

Заповедник - это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая государством, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений. Это неприкоснове́нный приро́дный ко́мплекс. 

Исключительная роль заповедников заключается в сохранении и восстановлении редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов и др.

Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - это природными лабораториями. Немало  ученых в течение десятилетий работают сотрудниками заповедника. Вдали от дома в дождь и вьюгу или под палящим солнцем они добывают тот  научный материал, без которого невозможно сохранить редких зверей и птиц.

Если ехать по дороге Дубоссары – Рыбница, и остановиться на спуске к с. Гояны, то можно увидеть живописную картину. Водную гладь Ягорлыкской заводи, окруженную крутыми лесистыми холмами. Это пока единственный на территории Приднестровья государственный заповедник "Ягорлык".

Картинка 51 из 92 Картинка 52 из 92

Заказник  Турунчук - еще одно красивое заповедное место в нашей республике.

Заказник- это участок территории или акватории, в пределах которого под особой охраной находится не весь природный комплекс, как в заповеднике, а лишь отдельные его элементы: растительность, все или некоторые виды животных и т.д.

Днестр проходит через весь Слободзейский район и возле села Чобручи образует рукав. Вода течет быстро, как бы перепрыгивает через огромный барьер, получаются такие перекаты. Здесь много рыбы: щука, ка карь, толстолоб, окунь, лещ)

Это место называется Турунчук. Рассматриваем иллюстрации.

 

http://www.pmr.ucoz.com/turunchuk/300px-Turunchuk1.jpg http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/14502935.jpg

Турунчук или Новый Днестр — река в Молдавии (Приднестровье) и на Украине, рукав Днестра. Ширина 30 м при обычной глубине до 6 м, а во впадинах — до 9 м. 
Рукав Турунчук образовался в 1780-1785 г. вблизи приднестровского села Чобручи. Каменная гряда образует при входе в рукав порог, шум воды которого слышен за 300—500 м. Большая часть берегов обрывистая и глинистая, они покрыты вербовым лесом, разнотравьем. Турунчук — излюбленное место отдыха и рыбалки, здесь часто проводятся соревнования рыбаков. Турунчук славится большим количеством разновидности речных рыб.                                                              

Физминутка. «Танец теней». Половина детей будут двигаться - они превращаются в любых животных из заповедника, а другие - их тенью. Под музыку «Улыбка» дети танцуют, а тени повторяют. Когда музыка прервется, все должны замереть в одинаковой позе (затем поменяться ролями).

В-ль: В нашей Приднестровской республике много городов. Давайте их найдем на карте.

Дети рассматривают карту, воспитатель показывает и называет города республики.

В-ль: Ребята, обратите внимание вокруг города, например Каменка, находятся села. Город Каменка главный, а села вокруг него образуют район – Каменский. Вот город Григориополь – район Григориопольский. А теперь я буду называть город, а вы будете говорить, как называется район: Дубоссары –(Дубоссарский), Рыбница – (Рыбницкий),

Слободзея –(Слободзейский), Днестровск- (Днестровский).

Но есть города, которые не образуют районов – это Тирасполь и Бендеры. Обратите внимание, что каждый район имеет свою границу.

В-ль: Итак, карта ПМР нам рассказала, какие города, и села на ней размещены и, пересчитав их, мы узнали, что в нашей республике 6 районов и два отдельных города. Всего в республике 8 городов. Хотите поиграть в игру «Города нашей республики».

 

Д/И «ГОРОДА НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ» .ЦЕЛЬ: Закрепить названия городов республики, познакомить с гербами и знаменательными местами этих городов; упражнять в соотнесении герба города и отдельно взятого места города.(2 города каждой команде).

https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=838153765162&id=838153765162&plc=WEB&tkn=*5iIRp9p6HPzruPtwsSlXCvUkYMg

       Картинка 7 из 11       http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=351301108-71-72    Картинка 137 из 2779       Картинка 22 из 65  Картинка 1 из 453       

  Картинка 17 из 65   Картинка 2 из 3255             Картинка 44 из 3118  Картинка 5 из 46               Картинка 14 из 203 

                Картинка 1 из 37         Картинка 24 из 190         Картинка 78 из 1479        Картинка 1 из 190

В-ль:Назовите столицу нашей страны.

Дети: Тирасполь.

В-ль: Кто скажет,  как называется наш город? (Воспитатель предлагает ребенку показать на карте и отметить флажком наш город). Мы жители  г.Бендеры. Как нас можно назвать? (Бендерчане).

Воспитатель вешает карту: Это карта нашего города.

У Бендер есть свой гимн, герб. Герб — отличи­тельный знак города (мы с ними уже знакомы).                                                                                                                                                    В-ль: Название Бендеры - не первое.  Названия города менялись: Тигина; Тунгатай; ; Тяганакяч; Бендер.                                            

http://s46.radikal.ru/i113/1007/4e/97d4778455ff.jpg

  В-ль: Сегодня Бендеры – второй по величине и значимости город Приднестровья, крупный промышленный и культурный центр. Он расположен на площади  почти 100 км  (97,29 кв. км.)

 Наш город разделен на районы: Центр, Солнечный, Ленинский, Борисовка, Шелковый, Хомутяновка, Липканы, Варница, Кавказ, Северный, Протягайловка…

Каждый район включает в себя много улиц.  Вспомните, какие микрорайоны в нашем городе?

 В-ль: в нашем городе много памятных мест, давайте их назовем.

Д.И «Узнай и назови памятные места города». Уточнить и закрепить название памятных мест города. Каждый ребенок выбирает себе одну картинку, называет, что на ней изображено  и выкладывает на мольберт.

 http://bendery.su/Fotogalereia/1m.jpg

 http://bendery.su/Fotogalereia/2m.jpg

 http://bendery.su/Fotogalereia/3m.jpg

 http://bendery.su/Fotogalereia/4m.jpg

 http://bendery.su/Fotogalereia/5m.jpg

Мемориал
Памяти и скорби

Мемориал
Памяти и скорби

Мемориал
Памяти и скорби

Мемориал
Памяти и скорби

Мемориал
Памяти и скорби

http://bendery.su/Fotogalereia/10m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/20m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/8m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/22m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/6m.jpg

Мост через Днестр

Мост через Днестр

Памятник Славным борцам за власть Советов

Железнодорожный вокзал Бендеры-1

Летняя эстрада в парке "Октябрьский"

http://bendery.su/Fotogalereia/17m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/9m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/7m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/30m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/45m.jpg

Преображенский собор

Теплоход "Молдавия"

Памятник Жертвам холокоста

Памятник П. Д. Ткаченко

Памятник П. Д. Ткаченко

http://bendery.su/Fotogalereia/23m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/47m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/19m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/48m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/21m.jpg

Памятник Русской славы

Памятник Русской славы

ул. Лазо

ул. Ленина. Памятник
В. И. Ленину

Крепостной ров

http://bendery.su/Fotogalereia/16m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/15m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/26m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/14m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/24m.jpg

Республиканская картинная галерея

ул. Пушкина

Городской суд

Городская библиотека

Историко-краеведческий музей

 

 

http://bendery.su/Fotogalereia/11m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/29m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/13m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/43m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/12m.jpg

СВПЧ-2

Памятник "Слава героям-освободителям"

ул. Комсомольская.
Жилой дом

Памятник А. С. Пушкину

Русско-молдавская
школа-гимназия №1

http://bendery.su/Fotogalereia/28m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/38m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/33m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/32m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/18m.jpg

ул. Котовского

ул. Комсомольская. Кирпичная мостовая

Часовня в память убитых
1 апреля 1992 г.

Масло-экстракционный завод

Церковь Иоакима и Анны

http://bendery.su/Fotogalereia/41m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/36m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/42m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/37m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/34m.jpg

ул. Ткаченко. Жилой дом

"Чёрный забор"

ул. Полоза

ул. Первомайская. "Турецкий дом"

ул. Московская. Памятник В. И. Ленину

http://bendery.su/Fotogalereia/31m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/49m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/50m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/51m.jpg

http://bendery.su/Fotogalereia/56m.jpg

Вход в
ЦПКиО им. М. Горького

Монстр (лев) в
ЦПКиО им. М. Горького

"Чёрный тюльпан"

Военная Алексакндро-Невская церковь

Петропавловский женский монастырь

 

 

 

 

 

 

В-ль: В нашем городе есть крепость. А еще крепости есть в республике. Послушайте об этом.

Что такое крепость.

Крепость - укрепления, защищающие город, населенный пункт или определенную территорию . Древние крепости нередко выдерживали очень долгое время нападения многочисленных войск.  Город в древние времена по необходимости должен был делаться крепостью; посему-то  построить город  - значило то же самое, что и воздвигнуть крепость. Укрепления в древние времена были очень просты; они состояли из одной или нескольких стен с бойницами и башнями по средине. Каменные стены строились настолько твердо и были так широки, что вдоль оных могли проезжать колесницы, и так иногда высоки, что на них в некоторых случаях было очень трудно взобраться даже по штурмовым лестницам. Нередко кругом крепостей тянулись рвы или канавы с водою. Ворота в крепостях укреплялись особенно сильно и охранялись особенно заботливо. Кроме наружных стен внутри некоторых крепостей находилось еще по нескольку башен, в которые спасались осажденные. Особые крепости строились в городах и селениях для защиты оных от грабежа и разбоя  и в горах, как места временного убежища, из которых при всяком удобном случае можно было делать набеги и нападения.

                Хотинская крепость. Фото.        http://www.ghidtur.md/files/photos/984/tour_12_1.jpg          http://www.terra-z.ru/wp-content/uploads/2011/04/146.jpg

Хотинская крепость      Сорокская крепость     Белгород  - Днестровская

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/25/942/25942974_96fa3e7d954c.jpghttp://pro-pmr.my1.ru/preview.jpghttp://ljplus.ru/img/s/a/sasza/scan0082_rt07_cr_rs_s15_50.jpg

Бендерская крепость

 

4 этап – РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

Задачи: проанализировать реализацию плана действий; дать оценку деятельности.

Рефлексия.

В-ль: Ребята,  с чем  мы сегодня  работали?

Дети:  Сегодня мы работали с картами.

В-ль: Карта мира рассказала нам о том, что в мире много разных стран, и больших и маленьких.  А как называется страна,  к которой мы живем.

Дети: Наша страна, называется Приднестровье.

В-ль: Вместе с картой Приднестровской Молдавской республики мы с вами совершили путешествие по нашей стране?

Дети: Да.

В-ль:  В этом путешествии  мы  познакомились с городами нашей республики, заповедными зонами, с крепостями и национальными особенностями народов нашей республики. Что вам понравилось больше всего?

О чем бы вы хотели узнать еще больше?

Дети самостоятельно рассматривают обе карты.

 

Организационный раздел.

Интеграция ОО: «Социально-нравственное развитие», «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,

чтение художественной литературы.

Предварительная работа:  беседы, слайдовые экскурсии, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений,  рисование,  сюжетно-ролевая творческая  игра «Путешествие по республике».

Материал: Картинки для составления плана действий, карта мира, карта ПМР, глобус, д\и «Национальные особенности», д\и Символика страны», иллюстрации крепостей ПМР и заповедных зон ПМР.

 

Непосредственно-образовательная деятельность окончена, но она имеет продолжение в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, на прогулке, во второй половине дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru