Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31»
Методическая разработка
«Конспект непрерывной непосредственной
образовательной деятельности с детьми
среднего дошкольного возраста «Весне дорога!»
Гладская Алла Витальевна
Старший воспитатель
г.Михайловск, 2020 год
Аннотация к занятию.
Методическая разработка входит в цикл занятий по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста, раскрывает вопросы гуманного отношения к природе. Может быть полезно педагогам ДОУ.
Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме «Весне дорога». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки ранней весны, формируем умение составлять рассказ, опираясь на наглядность, происходит формирование психических процессов (памяти, внимания, речи, воображения) с использованием развивающих игр и упражнений, развитие мелкой моторики за счет работы по посеву семян в землю.
Занятие включает развивающие задания с применением большого количества наглядного материала.
Методы и приемы:
Словесные: загадки, вопросы, беседа, художественное слово, чистоговорки, составление предложений, рассказов по картине, прослушивание аудиозаписей, указания, поощрения.
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Практические: физминутка, выкладывание скворечника из палочек Кьюзенера.
Игровые: игровые упражнения: "Где грач?", "Закончи предложение", "Назовите ласково"
Технологии:
- Технология развивающего обучения;
- Здоровьесберегающая технология;
- Технология личностно-ориентированного взаимодействия
КОНСПЕКТ
непрерывной непосредственной образовательной
деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Весне дорога!»
Цель: Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.
Программные задачи:
Обучающие:
- углубить представления детей о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (Прочему тает снег? – потому что солнце стало пригревать сильнее. и т.д.)
- продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихи, музыка, заклички, загадки).
- формировать у детей первичные знания о сельскохозяйственных работах в поле ранней весной и о работе людей в городе ранней весной.
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
- развивать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- активизировать словарь за счет имен существительных: (ручей, сосулька, лучи, капель, проталина); имен прилагательных (ранняя, яркий, звонкий, сочная и др.); глаголов (журчит, трещит, темнеет, тает и др.).
- развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду
Воспитательные:
- воспитывать любовь к живой и неживой природе, желание сотрудничать.
Методы и приемы:
Словесные: загадки, вопросы, беседа, художественное слово, чистоговорки, составление предложений, рассказов по картине, прослушивание аудиозаписей, указания, поощрения.
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Практические: физминутка, выкладывание скворечника из палочек Кьюзенера.
Игровые: игровые упражнения: "Где грач?", "Закончи предложение", "Назовите ласково"
Культурные практики: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная.
Формы организации: фронтальная, парно-групповая
Формы реализации детских видов деятельности: путешествие, игра
Материал:
Конверт с письмом, тематические картинки с признаками весны, изображения птиц (грач, скворец, скворечник), макеты города, маска медведя, макет сельскохозяйственного поля, игрушки тракторов, салфетки, розетки с землей, стеки, семена пшеницы, ячменя, проса, овса. клубок, аудиозапись «Гул города», «Голос леса», «Голоса птиц», палочки Кюизенера,
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за изменениями в природе, беседы о ранней весне с рассматриванием иллюстрации, чтение и заучивание стихов о весне. Наблюдение во время прогулок за сезонными изменениями в природе, за птицами, за облаками, небом и т.д. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок на тему «Весна» и «Перелетные птицы». Рассматривание иллюстраций и фотографий по темам «Перелетные птицы», «Признаки ранней весны».
Ход образовательной деятельности
Дети и воспитатель стоят в кругу.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО! (обращаемся к гостям)
Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель».
Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно. (Дети слушают мелодию весенняя капель.)
Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?
Дети: О весне.
Воспитатель: – Почему вы …………………. так думаете?
Дети: – Потому, что в музыке слышна, как тают сосульки, (капель), а капель бывает весной.
Воспитатель: После холодной зимы, наступает весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы весну встречать!
- Ребята, я утром увидела, как к окну подлетела сорока и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?! (Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.)
- Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут приметы весенние,
Вдоль тропинка зовет.
Воспитатель: - Ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие? Не за грибами, не за цветами, а за весенними чудесами! (дети – «Да!») Скоро в городах, лесах и полях наступит весна. Я предлагаю сегодня вам встречать и зазывать раннюю весну! Ну что, в путь! А поможет нам путешествовать вот этот клубочек! Звучит музыка. Воспитатель наматывает клубок и подводит детей к макету города.
Воспитатель: (звучит аудиозапись гула машин) - Ребята, куда нас привел клубок? (в город). Почему вы решили, что это город? (слышен гул машин, высокие дома, перекрестки, много зданий и т.д.) Ребята, что люди делают весной в городе? (убирают мусор, осеннюю листву, белят деревья, сажают цветы).
-А для чего люди проводят такую работу? (чтобы было чисто, красиво, не было мусора, чтобы было чем дышать, люди проявляют заботу о своём городе)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, какие изменения происходят с приходом весны в городе!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю игру «Что можно, чего нельзя …» На слова, что можно делать, вы должны хлопнуть в ладоши, а на слова, чего нельзя делать, вы должны скрестить руки, изображая запрет!
Воспитатель зачитывает фразу:
- беречь клумбы;
- бросать мусор из окна;
- бросать мусор только в контейнер;
- переворачивать урны;
- ходить по скамейкам;
- беречь деревья, кусты во дворе;
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием! Ну что, продолжим наше путешествие! Воспитатель наматывает клубок и подводит детей к импровизированному лесу, рядом стоит мольберт с иллюстрациями весны.
- Ребята, куда на это раз нас привел клубок? (в лес) Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами звуков. Закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес? (Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы»)
Ответы детей: ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
Воспитатель: - Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Моделирование картины «ВЕСНА»
Воспитатель: – Посмотрите ребята, а в какой мы лес прилетели? В весенний или зимний?
Дети: - Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель: - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима.
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
Воспитатель: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце)
- А вы рада весеннему солнышку? Давайте его позовем, пусть согреет нас своим теплом.
Ребята, мы с вами знаем много закличек, давайте проговорим.
Дети проговаривают закличку «Солнышко»
Солнышко красное, гори, гори ясно.
В небо птичкой полети, нашу Землю освети,
В небо рыбкой поплыви, нашу Землю оживи,
Всех на свете ребятишек, обогрей, оздорови!
Воспитатель: Вот и выглянуло наше солнышко, стало теплее, светлее и веселее
Звучит звукозапись «голоса птиц».
Воспитатель: – Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Ребята, отгадайте птицу, которая первой прилетает весной?
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица….. (грач).
Воспитатель: Правильно, грач.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, каких еще весенних певцов мы с вами знаем? Послушайте загадку.
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его….(скворец)
Воспитатель:
Между веток новый дом
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (скворечник.)
- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из палочек Кюизенера на столе.
Воспитатель: Какие у нас получились замечательные домики для скворцов, а вы знаете, как называется домик у медведя? (берлога). Давайте представим, что мы с вами медвежата….
Физминутка (педагог на одного ребенка надевает маску медведя)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед, (наклоны)
Вот он по лесу идет (имитируем движение – ходьбу)
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки. (наклоны вперед)
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (сели на ковер)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Закончите предложение" Догадайтесь про что можно сказать?
- Теплое, яркое, ласковое, лучистое - солнце.
- Голубое, чистое, высокое, ясное - небо
- Грязный, рыхлый, черный - снег
- Веселый, звонкий, быстрый - ручей
- Ранняя, теплая, солнечная, долгожданная - весна
- Молодая, зеленая, мягкая, шелковистая – трава
Воспитатель: - Правильно, ребята! А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково»
Ручей - (ручеек)
Солнце - (солнышко)
Гнездо - (гнездышко)
Лист – (листик)
Птица – (птичка)
Дерево – (деревце) и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Ну что, продолжим наше путешествие! берет клубок и продолжает путь, обращает внимание детей на игрушки тракторов.
Воспитатель: – А вы знаете, что это такое? Где мы эти машины могли видеть? Для чего они нужны? Кто на них работает?
(Воспитатель подводит детей к макету «Поле») Ребята, вы знаете, какую работу делают трактора весной в поле?
Воспитатель: - Сейчас зима, все поля укрыты снегом, как пушистым одеялом. Но уже совсем скоро придет весна и солнце растопит снег, он превратится во что? Куда исчезнет вода? (Она впитается в почву.)
Дети по кусочку убирают фрагменты синтепона с макета, открывается поле.
Воспитатель: - На поля выйдут трактора, чтобы сделать землю пушистой, сохранить в ней влагу и посеять зерно. Как вы думаете, легко подготавливать землю, сеять хлеб и ухаживать за посевами?
- Теперь всю тяжелую работу делают машины, и главная среди них – трактор. А почему главная?
Дети: Он, как тягач, возит за собой все орудия, которыми обрабатывают землю. Трактор – вездеход, ездит и по дороге, и по вспаханному полю.
- Посмотрите, какие культуры засеваются на наших полях. Вы их знаете? (показ контейнеров с зерном: просо, ячмень, пшеница, овес).
Физминутка
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз.
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится, снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом (Имитируют движение руками)
Белоснежным серебром. (Присели на корточки)
Но когда придет весна (Встали, руки вверх и развести)
Хлеборобам не до сна,
Встанут, силушку разбудят (Показать силу мышц)
В поле выйдут трактора. (Ходьба на месте)
Воспитатель: - А сейчас мы с вами как агрономы и механизаторы будем засевать землю семенами. Каждый возьмет свою розеточку и будет закладывать зерно. У сеялки трактора землю разрезает сошник, а мы с вами палочкой будем проводить полоски и в эти полоски закладывать зерно. Только зернышки пшеницы нужно раскладывать по одному. Приступаем к работе. Дети засевают пшеницу в свои розеточки.
Какие замечательные поля получились у вас. Предлагаю разложить их на нашем макете поля.
Ребята, пришло время нам возвращаться в детский сад. А пока мы будем идти, давайте вспомним стихотворение о весне
Воспитатель и дети:
Улыбаются все люди (Идут по кругу.)
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна! (Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши.)
По лугу, лесу и полянке (Ритмично шагают на месте.)
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться (Взмахивают обеими руками к себе.)
Зовет, зовет, зовет!
Воспитатель: Ребята, а вы рады весне? Улыбнитесь, покажите, как вы рады весне. Наше путешествие закончилось. Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. Что вам запомнилось и понравилось в путешествии? (дети делятся впечатлениями о путешествии)
Планируемые результаты:
- дети углубят представления о сезонных изменениях в природе; сформируют навык устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- познакомятся с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихи, музыка, заклички, загадки).
- сформируют первичные знания о сельскохозяйственных работах в поле ранней весной и о работе людей в городе ранней весной.
- разовьют внимание, логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
- активизируют словарь за счет имен существительных: (ручей, сосулька, лучи, капель, проталина); имен прилагательных (ранняя, яркий, звонкий, сочная и др.); глаголов (журчит, трещит, темнеет, тает и др.).
- активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогами и сверстниками
- любят живую и неживую природу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.