Методическая разработка
открытого занятия
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Назначение и общее устройство автомобилей»
2019
Цели занятия:
1. Изучить общее устройство автомобиля, классификацию автомобилей. Ознакомить курсантов с целями изучения дисциплины и историей развития автомобилестроения в Росси.
2. Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость.
3. Воспитывать у курсантов чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.
4. Формировать профессиональную компетенцию 4.2. Выполнять основные работы по техническому обслуживанию автомобильной техники, устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности.
5. Формировать общие компетенции ОК-1 – ОК-10.
Время: 2 часа
Место: кабинет по устройству и эксплуатации АТТ
Учебно - материальное обеспечение:
Плакаты: « Шасси автомобиля », «Классификация автомобилей »,
« Общее устройство автомобиля ».
Распределение времени занятия:
Вступительная часть5 мин
Проверка подготовки обучающихся к занятию10 мин
Учебные вопросы занятия:
1. Роль и место автомобильного транспорта в структурных подразделениях органов государственной охраны 25 мин;
2. Назначение, общее устройство автомобиля и классификация автомобилей 25 мин;
3. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем25 мин;
Заключение 5 мин
Содержание занятия
Вступительная часть
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
Изучение предмета должно дать обучающимся знания и умения для получения водительского удостоверения категории «С», а также знание основ эксплуатации автомобильной техники и умение проводить работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны
знать:
- назначение, общее устройство, взаимодействие и принципы работы основных механизмов, узлов и приборов автомобиля;
- правила дорожного движения и основы безопасности дорожного движения (ПДД и ОБДД);
- меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП;
- правила техники безопасности при эксплуатации автомобиля;
- положения об ответственности водителей и должностных лиц за нарушение ПДД;
- основы организации эксплуатации автомобилей;
- объем и порядок выполнения КО, ЕТО и ТО-1;
- причины ДТП и мероприятия по их предупреждению.
уметь:
- управлять грузовым автомобилем;
- соблюдать ПДД;
- выполнять основные эксплуатационные регулировки на автомобиле;
- оказывать медицинскую помощь пострадавшим при ДТП, соблюдать правила их транспортировки;
- проверить комплектность и техническое состояние автомобиля;
- обнаруживать неисправности автомобиля, возникающие в пути.
Дисциплина состоит из четырех разделов:
- устройство и основы эксплуатации автомобилей;
- правила дорожного движения;
- основы безопасности дорожного движения;
- вождение автомобиля.
В конце 2-го курса обучения, сдается экзамен, выдается свидетельство об окончании курсов подготовки водителей категории «С» с представлением для сдачи экзаменов комиссии ГИБДД.
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятияподготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации курсантов задавать вопросы, направленные на, самостоятельное уяснение устройства или функции механизмов,общее устройство транспортного средства.
– при рассмотрении первого вопроса, особое внимание следует уделить роли и месту автомобильного транспорта в войсках связи
– при рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание курсантов на назначение, и общее устройство автомобиля и классификация автомобилей
– при изучении третьего вопроса особое внимание следует уделитьназначению, расположению и взаимодействию основных агрегатов, узлов, механизмов и систем
подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив курсантам о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.
В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
1.Роль и место автомобильного транспорта в структурных подразделениях органов государственной охраны.
Вооруженная борьба с применением ракетно-ядерного оружия требует быстрого маневрирования войск, их молниеносного сосредоточения, рассредоточения или перегруппировки для успешного проведения стремительных операций на большую глубину. В связи с этим большое значение приобрело оснащение армии первоклассной автомобильной техникой, обеспечивающей высокий уровень оперативной и тактической подвижности войск.
Боевая и повседневная деятельность войск непрерывно связана с массовым использованием автомобилей. Армейские автомобили в настоящее время являются наиболее массовым видом техники, используемой в Вооруженных Силах. Если в Великую Отечественную войну основная часть автомобильной техники (до 75-80% от числа автомобилей на фронте) использовалась в тылу для подвоза материальных средств, то теперь большинство автомобилей обеспечивает боевые действия и находятся в боевых порядках войск.
Боевая деятельность всех видов Вооруженных Сил стала немыслима без использования огромного количества различных видов автомобилей, органически вросших во все комплексы вооружения, связи, инженерного, транспортного и различного технического оснащения войск.
Армейские автомобили используются для выполнения различных боевых и вспомогательных задач, для массовых перевозок грузов, личного состава. Во взаимодействии с различными другими видами транспорта автомобильная техника обеспечивает комплексные перевозки или связывает различные виды транспорта.
Автомобильная техника позволяет осуществлять гибкий маневр при транспортировке войск и грузов, имеет большие возможности для рассредоточения и укрытия. Повреждения одиночных машин не вызывает выхода из строя всего транспортного эшелона и больших задержек в движении, как например при использовании железнодорожного транспорта.
Основу автомобильного парка стали составлять многоцелевые полноприводные автомобили высокой проходимости. Из года в год во всех родах войск и видах Вооруженных Сил увеличивается количество сложных специальных колесных машин.
Шасси армейских автомобилей, как правило, являются базовым для установки вооружения и специального оборудования. В войсках правительственной связи, вся техника базируется на шасси автомобилей.
Полное использование характеристики автомобиля возможно только на основе твердого знания материальной части, принципа работы и правил технической эксплуатации, умения обнаружить и быстро устранить возможные неисправности механизмов и систем, знание правил применения эксплуатационных материалов.
Вывод.Автомобильная техника позволяет осуществлять гибкий маневр при транспортировке войск и грузов, имеет большие возможности для рассредоточения и укрытия. Повреждения одиночных машин не вызывает выхода из строя всего транспортного эшелона и больших задержек в движении.
Ответить на вопросы.
2.Назначение, общее устройство автомобиля и классификация автомобилей
Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог местности.
Автомобиль состоит из большого количества деталей, приборов, узлов и агрегатов.
Деталью называют неразделимый элемент, выполненный из целой заготовки (например: болты, шестерни, валы и т.д.). Детали, с которых начинается сборка узлов, механизмов или агрегатов, называются базовыми (блок цилиндров, картер коробки передач и т.д.).
Узел – это несколько деталей, соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других соединений (например: поршень с шатуном, кольцами и пальцем и др.).
Механизм – это подвижно связанные между собой детали или узлы, совершающие под действием приложенных сил определенные, заранее заданные движения (например: кривошипно-шатунный механизм, в котором поршень, соединенный с шатуном и коленчатым валом, совершает возвратно-поступательные движения).
Агрегат – это несколько механизмов или узлов объединенных различными соединениями в одно целое с базовой деталью (например: коробка передач, состоящая из корпуса с установленными в нем валами, зубчатыми колесами, подшипниками).
Система – это ряд узлов, механизмов, взаимодействующих между собой и выполняющих определенные функции в процессе работы (например: система охлаждения, зажигания и др.).
Все механизмы, агрегаты и системы, входящие в автомобиль делятся на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электрооборудование и дополнительное оборудование.
Классификация автомобилей
Автомобили классифицируются по :
-назначению;
-характеру использования;
-приспособленности к климатическим условиям.
Подвижный состав автомобильного транспорта разделяется на грузовой, пассажирский и специальный. К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили–тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.
К пассажирскому подвижному составу относятся автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы полуприцепы.
К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для различных нетранспортных работ и имеющие соответствующее оборудование или специальные кузова(санитарные, автомастерские, автокраны, радиостанции, автоцистерны, пожарные и другие.
Подвижной состав автомобильного транспорта |
Грузовой |
|
Пассажирский |
|
Специальный |
Прицепной состав |
Основной частью грузового подвижного состава являются грузовые автомобили.
По назначению их разделяют на автомобили общего назначения и специализированные.
Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов, кроме жидкостей (без тары).
Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида (самосвалы, автомобили-цистерны для цемента, нефтепродуктов и т.д.).
В армии выделяются автомобили общетранспортного назначения, используемые для перевозки грузов и автомобили многоцелевые - для перевозки грузов, личного состава, вооружения, для буксировки артиллерийских систем и прицепов.
Специальные автомобили предназначены для выполнения специальных работ или приспособленные для перевозки определенного вида грузов. На них монтируется оборудование, вооружение или устанавливается специальный кузов. Сюда относятся подвижные мастерские, радиостанции, топливозаправщики, краны и другие.
По проходимости различают автомобили дорожной (обычной),повышенной и высокой проходимости. Автомобили повышенной и высокой проходимости предназначены для работы в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. Наиболее распространенными являются автомобили дорожной проходимости.
По приспособленности к климатическим условиям автомобили делятся для эксплуатации в условиях умеренного, холодного (северного) и жаркого (тропического) климата. Для умеренного климата выпускают автомобили массового спроса в серийном исполнении. На базе этих автомобилей создают автомобили в северном и тропическом исполнении.
По характеру использования различают одиночные автомобили и автомобили-тягачи для буксирования прицепов и полуприцепов. Одиночные автомобили используют без прицепов и полуприцепов. Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.
По типу двигателя автомобили делятся на автомобили с дизельными, карбюраторными, газобаллонными и газогенераторными. Карбюраторные двигатели работают главным образом на бензине ,дизели – на дизельном топливе, газобаллонные - на сжатом или сжиженном газе, газогенераторные - на твердом топливе (древесина, уголь).
Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырёх цифр.
Первая цифра обозначает класс грузового автомобиля по полной массе.
Полная масса, т |
До 1,2 |
1,2-2 |
2-8 |
8-14 |
14-20 |
20-40 |
Свыше 40 |
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Вторая - его вид (3-бортовой, 4- тягач, 5- самосвал, 6- цистерна, 7- фургон, 8- резерв (пока не используется) и 9-специальный).
Третья и четвертая цифры означают номер модели автомобиля (от 01 до 99). Пятая цифра означает порядковый номер модификации.
Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.
Например: Грузовой автомобиль ЗиЛ-4331 означает: автомобиль изготовлен на заводе имени Лихачева, массой от 8 до 14 т., с бортовой, грузовой платформой, 31- номер модели; грузовой автомобиль КамАЗ-43105 означает: автомобиль изготовлен на Камском автомобильном заводе, массой от 8 до 14 т., с грузовой платформой, 10- номер модели, 5- номер модификации автомобиля.
Вывод. В Вооруженных Силах применяютсяавтомобили различных видов и марок, так как они используются для выполнения различных боевых и вспомогательных задач, для массовых перевозок грузов, личного состава.
Ответить на вопросы.
Грузовые автомобили |
|
По приспособленностик климатическим условиям |
|
|
Для жаркого климата |
|
|
||||||
|
||||||
Для холодного климата |
||||||
|
||||||
|
|
|||||
Для умеренного климата |
||||||
|
||||||
|
|
|||||
По характеру использования |
В составе автопоезда (тягача) |
|||||
|
||||||
|
|
|||||
Одиночные |
||||||
|
||||||
|
|
|
||||
По проходимости |
Высокой проходимости |
|||||
|
||||||
|
||||||
Повышенной проходимости |
||||||
|
||||||
|
|
|||||
Дорожной проходимости |
||||||
|
||||||
|
|
|
||||
По назначению |
Специализированные |
|||||
|
||||||
|
|
|||||
Общего назначения |
||||||
|
3.Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля.
Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Наибольшее распространение получили двигатели внутреннего сгорания.
Шасси, состоящие из трансмиссии (силовой передачи), ходовой части и механизмов управления.
Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданной передачи, ведущих мостов. Ведущий мост объединяет главную передачу, дифференциал и полуоси.
Сцеплениеслужит для кратковременного отсоединения вала двигателя от коробки передач при переключении передач и торможении, а также для плавного их соединения при трогании автомобиля.
Коробка передач позволяет преобразовывать крутящий момент, обеспечивает автомобилю движение задним ходом и длительное разъединение двигателя с трансмиссией
Раздаточная коробка служит для изменения крутящего момента передаваемого от двигателя на ведущие колеса и распределения его между ведущими колесами.
Карданная передача служит для крутящего момента от коробки передач, или раздаточной коробки к главной передаче.
Главная передача увеличивает крутящий момент, подводимый карданной передачей, и передает его на дифференциал под углом 90 градусов.
Дифференциалраспределяет крутящий момент между полуосями и позволяет им вращаться с различными скоростями на поворотах и в других случаях, когда колеса за одинаковое время проходят участки пути различной длины.
Полуосипередают крутящий момент от дифференциала на ступицы или непосредственно на колеса.
Ходовая частьпредставляет собой тележку, состоящую из рамы, осей, подвески, колес и ступиц. Рама является основанием для крепления всех агрегатов и деталей автомобиля. Оси служат для крепления колес. Подвеска (рессоры и амортизаторы) обеспечивают упругую связь между осями и рамой. Смягчая толчки, воспринимаемые осью от дороги.
Механизмыуправления служат для управления автомобилем .к ним относятся рулевое управление и тормозная система. Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота его передних колес и состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Тормозная система служит для принудительного снижения скорости движения автомобиля и удержания его на месте.
Кузов, устанавливаемый на шасси, предназначается для размещения груза. К кузову грузового автомобиля относятся платформа, для груза, кабина водителя, капот закрывающий двигатель, и оперение.
К дополнительному оборудованию относятся лебёдка, системарегулирования давления воздуха в шинах, подъёмник запасногоколеса
Вывод:Все агрегаты, детали и механизмы автомобиля взаимосвязаны, и выход из строя одного элемента неизбежно влечет за собой поломку другого.
Ответить на вопросы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. Передерий В. П. Устройство автомобиля [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.П. Передерий. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.:- (Профессиональное образование). - www.znanium.com
2. Стуканов В. А.Устройство автомобилей [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.- (Профессиональное образование). - www.znanium.com
3. Автомобильные эксплуатационные материалы. Лабораторный практикум : учеб. пособие / В.А. Стуканов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/939020
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.