Методическая разработка _Олимпиада по электротехнике и электронике_

  • Мероприятия
  • pdf
  • 14.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка _Олимпиада по электротехнике и электронике_.pdf

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 «ОЛИМПИАДА ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ И ЭЛЕКТРОНИКЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для современного образования приоритетным является развитие творческой самостоятельности личности, воспитание активных людей.

Олимпиада – это  соревнование в творческом применении знаний, умений и навыков необходимым в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Олимпиада по дисциплине «Электротехника и электроника» проводится в рамках  недели и имеет своей целью: повторение учебного материала по дисциплине «Электротехника и электроника»» в нетрадиционной, занимательной форме; развитие познавательной активности и творчества обучающихся, наблюдательности и расширение технического кругозора.

Теоретические аспекты активизации образовательного процесса с помощью методических приемов, имеющих соревновательный характер, облегчают перевод обучающихся в субъектную позицию и помогают обрести потребности и способности саморазвития.

Олимпиада направлена на демонстрацию уровня теоретической и практической подготовки студентов; а также совершенствование учебной и внеучебной работы со студентами.

Основными этапами олимпиады являются: расчетные задачи,  вопросы, требующие знания основных законов физики и электротехники. 

Основной задачей преподавателя является создание условий для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; развития исследовательской компетентности обучающихся; повышения их интереса к изучаемому предмету.

 

Цель олимпиады:

-                повышение качества подготовки специалистов, дальнейшего совершенствования мастерства студентов, закрепления  знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирования творческого роста.

Задачи олимпиады:

-                повышение интереса к изучению предмета; 

-                формирование основ технической грамотности; 

-                совершенствование навыков самостоятельной работы; 

-                развитие самостоятельности;

-                развитие профессионального мышления.

Задания олимпиады

Олимпиада по электротехнике включает выполнение теоретических заданий (расчетных и тестовых) по блокам: электрические цепи, однофазные цепи переменного тока, трехфазные тока, электрические измерения.

Содержание и сложность олимпиадных заданий соответствуют требованиям образовательного стандарта.

 

Расчетные задания

1. Спираль электроплитки имеет сопротивление 97 Ом и подключена к сети напряжением

220 В. Какой ток проходит через спираль?

 

2. Катушка имеет активное сопротивление R = 100 Ом и индуктивность L = 2 Гн при частоте f = 50 Гц, напряжение цепи 220В.

Какие индуктивное и полное сопротивления имеет катушка, а также полную, активную и реактивную мощности. Построить треугольник мощностей.

 

3. Зарисуйте схему последовательного соединения сопротивлений.

Запишите формулу для расчета общего сопротивления при последовательном соединении сопротивлений

 

 

4.  Запишите, как обозначается амплитудного значения тока?

 

Тестовые задания

5. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ)

Симметричная нагрузка соединена звездой. Линейное напряжение 380 В. Чему равно фазное напряжение?

(обведите правильный ответ)

  380 В

 

  250 В

 

  220 В

 

6. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ)

Класс точности прибора 1,0. Чему равна приведенная  погрешность прибора? (обведите правильный ответ)

  1

 

  1,5

 

  1 %

 

7. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ)

Чему равна    стандартная частота переменного тока в России?

 

 

25 Гц   

   

50 Гц   

   

75 Гц    

  

100 Гц  

 

8. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ)

Как включается в цепь    вольтметр 

Последовательно

 

Параллельно

 

9. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ)

Как включается в цепь    амперметр 

Последовательно

 

Параллельно

 

10. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ)

Что представляет    собой постоянный ток в металлических проводниках? 

установившееся поступательное движение положительно заряженных ионов

 

установившееся поступательное движение отрицательно заряженных ионов

 

установившееся поступательное движение свободных электронов

 

установившееся 

колебательное движение свободных электронов

 

11. Вопрос предусматривает несколько вариантов ответов (обведите правильные ответы)

 

Укажите источники    электроэнергии

электрический двигатель

 

аккумулятор

 

батарейка

 

генератор

 

кипятильник

 

лампа накаливания

 

12. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ)

Укажите формулу для    закона Ома для участка цепи 

I= U/R

 

I= E/ R +Ro

 

I= R +Ro / E

 

13. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ)

Единицей измерения    силы тока является 

Вольт

 

Ватт

 

Ампер

 

Ом

 

14. Вопрос предусматривает несколько вариантов ответов (обведите правильные ответы)

Укажите потребители   электрический двигатель

 электроэнергии  аккумулятор

 

батарейка

 

генератор

 

кипятильник

 

лампа накаливания

15. Обозначить название приборов против цифры

                                                   

                  1 -                                                                              3 -     

                                                        

                   2 -                                                                                    4 -  

16. Определить схемы трехфазной обмотки трансформатора на рисунке:

 

 

 

  а –

 

   б -

 

Эталоны ответов

 

1. Спираль электроплитки имеет сопротивление 97 Ом и подключена к сети напряжением 220 В. Какой ток проходит через спираль?

 

Вариант ответа: 

I = U/R = 220/97 =  2.27 А.

 

2. Катушка имеет активное сопротивление R = 100 Ом и индуктивность L = 2 Гн при частоте f = 50 Гц, напряжение цепи 220В. Какие  индуктивное и полное сопротивления имеет катушка, а также полную, активную и реактивную мощности. Построить треугольник мощностей.

 

XL= 62,8 Ом           

 

Z = 118 Oм              

 

S = 409 В-А

 

P    = 346 Вт

 

Q  = 217 В-А-р

На оси Х откладывают активную мощность Р, на оси Y – реактивную мощность Q, полная мощность S, соответствует гипотенузе в прямоугольном треугольнике.                                

3. Зарисуйте схему последовательного соединения сопротивлений.

Запишите формулу для расчета общего сопротивления при последовательном соединении сопротивлений

 

Ro = R1 + R2 .. + .. Rn

 

 

4.  Запишите, как обозначается амплитудного значения тока?

 

Вариант ответа: Im

 

 

Вариант ответа

 

5. Симметричная нагрузка соединена звездой. Линейное напряжение 380 В.

Чему равно фазное напряжение? (обведите правильный ответ)

 

    

 220 В

 

6. Класс точности прибора 1,0. Чему равна приведенная  погрешность прибора? (обведите правильный ответ)

 

  

  1 %

 

7. Чему равна    стандартная частота переменного тока в России?

 

   

50 Гц   

     

8. Как включается в цепь    вольтметр 

 

параллельно

 

9. Как включается в цепь   амперметр

 

последовательно

 

10. Что представляет    собой постоянный ток в металлических проводниках? 

 

установившееся поступательное движение свободных электронов

 

11. Укажите источники    электроэнергии

аккумулятор

 

батарейка

 

генератор

 

12. Укажите формулу для    закона Ома для участка цепи 

 

I = U/R

 

13. Единицей измерения    силы тока является 

 

ампер

 

14. Укажите потребители    электроэнергии

электрический двигатель

 

кипятильник

 

лампа накаливания

 

15. Обозначить название приборов против цифры

 

1  – киловаттметр

 

2  – амперметр

 

3  – вольтметр

 

4  - омметр

16. Определить схемы трехфазной обмотки трансформатора на рисунке:

 

а - треугольником

 

б  - звездой

Максимальный балл – 100

 

Критерии оценивания задания №1

Максимальный балл –  2 балла

-  результат ответа соответствует эталону – 2 балла

-  результат ответа не соответствует эталону – 0 баллов

 

Критерии оценивания задания №2

Максимальный балл – 71 балл

-  результат ответа соответствует эталону –  71 балл

-  результат ответа не соответствует эталону – 0 баллов

 

Критерии оценивания задания №3

Максимальный балл – 3 балла

-  результат ответа соответствует эталону – 3 балла

-  результат ответа не соответствует эталону – 0 баллов

 

Критерии оценивания задания №4

Максимальный балл –  1 балл

-  результат ответа соответствует эталону – 1 балл

-  результат ответа не соответствует эталону – 0 баллов

 

Критерии оценивания тестовых заданий   (№ 5 - № 16)

Максимальный балл –  15

Правильно выбранный вариант ответа, соответствующий эталону, соответствует 1-му   баллу.

 

            Заключение

 

В профессиональной деятельности преподавателя всегда есть возможность поиска, развития творческой самостоятельной личности, воспитания активных людей.

 Преподаватель  создает условия для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; развития исследовательской компетентности обучающихся; повышения их интереса к изучаемому предмету.

Представленные в методической разработке материалы по организации и проведению предметной олимпиады, как соревнование в творческом применении знаний, умений и навыков, могут быть рекомендованы преподавателям СПО.

 

 

 

 

 

Основные источники

 

1.       Бутырин, П.А., Толчеев, О.В., Шикарзянов .Ф.Н. «Электротехника»:      М.: Издательский центр «Академия»,2008, Серия: Начальное профессиональное образование.

2.       Катаенко, Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010.

3.       Бессонов, Л.А. Теоретические основы электротехники: учеб./ Л.А.Бессонов.-М.: Высшая школа,2008.-396 с.

4.       Евдокимов, Ф.Е. Теоретические основы электротехники: учеб./Ф.Е. Евдокимов.- М.: Academia,  2008.– 560с.     5.  Климов, В.И. Задачник по электротехнике и электронике: учеб. пособие / В.И. Климов.– М.: Academia, 2008.– 223с.

6.        Синдеев, Ю.Г.«Электротехника с основами электроники»: М, «Феникс»,2010, Серия: Начальное профессиональное образование.

7.        Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010. – 123 с.

8.        Новиков, П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия», Серия: Начальное профессиональное образование. 2008. – 235 с.: ил.

 

Дополнительные источники

 

1.    Касаткин, А.С., Немцов, М.В. «Электротехника», М, «Академия»,2008. – 234 с.

2.    Данилов И.А., Иванов П.М. «Дидактический материал по общей   электротехнике с основами электроники», М, «Академия»,2008. – 500 с.