«ОЛИМПИАДА ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ И ЭЛЕКТРОНИКЕ»
Введение
Для современного образования приоритетным является развитие творческой самостоятельности личности, воспитание активных людей.
Олимпиада – это соревнование в творческом применении знаний, умений и навыков необходимым в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Олимпиада по дисциплине «Электротехника и электроника» проводится в рамках недели и имеет своей целью: повторение учебного материала по дисциплине «Электротехника и электроника»» в нетрадиционной, занимательной форме; развитие познавательной активности и творчества обучающихся, наблюдательности и расширение технического кругозора.
Теоретические аспекты активизации образовательного процесса с помощью методических приемов, имеющих соревновательный характер, облегчают перевод обучающихся в субъектную позицию и помогают обрести потребности и способности саморазвития.
Олимпиада направлена на демонстрацию уровня теоретической и практической подготовки студентов; а также совершенствование учебной и внеучебной работы со студентами.
Основными этапами олимпиады являются: расчетные задачи, вопросы, требующие знания основных законов физики и электротехники.
Основной задачей преподавателя является создание условий для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; развития исследовательской компетентности обучающихся; повышения их интереса к изучаемому предмету.
Цель олимпиады:
- повышение качества подготовки специалистов, дальнейшего совершенствования мастерства студентов, закрепления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирования творческого роста.
Задачи олимпиады:
- повышение интереса к изучению предмета;
- формирование основ технической грамотности;
- совершенствование навыков самостоятельной работы;
- развитие самостоятельности;
- развитие профессионального мышления.
Задания олимпиады
Олимпиада по электротехнике включает выполнение теоретических заданий (расчетных и тестовых) по блокам: электрические цепи, однофазные цепи переменного тока, трехфазные тока, электрические измерения.
Содержание и сложность олимпиадных заданий соответствуют требованиям образовательного стандарта.
Расчетные задания |
1. Спираль электроплитки имеет сопротивление 97 Ом и подключена к сети напряжением 220 В. Какой ток проходит через спираль?
|
2. Катушка имеет активное сопротивление R = 100 Ом и индуктивность L = 2 Гн при частоте f = 50 Гц, напряжение цепи 220В. Какие индуктивное и полное сопротивления имеет катушка, а также полную, активную и реактивную мощности. Построить треугольник мощностей.
|
3. Зарисуйте схему последовательного соединения сопротивлений. Запишите формулу для расчета общего сопротивления при последовательном соединении сопротивлений
|
4. Запишите, как обозначается амплитудного значения тока?
|
|
Тестовые задания |
|
5. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ) |
|
Симметричная нагрузка соединена звездой. Линейное напряжение 380 В. Чему равно фазное напряжение? (обведите правильный ответ) |
380 В
250 В
220 В
|
6. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ) |
|
Класс точности прибора 1,0. Чему равна приведенная погрешность прибора? (обведите правильный ответ) |
1
1,5
1 %
|
7. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ) |
|
Чему равна стандартная частота переменного тока в России?
|
25 Гц
50 Гц
75 Гц
100 Гц
|
8. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ) |
|
Как включается в цепь вольтметр |
Последовательно
Параллельно
|
9. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ) |
|
Как включается в цепь амперметр |
Последовательно
Параллельно
|
10. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ) |
|
Что представляет собой постоянный ток в металлических проводниках? |
установившееся поступательное движение положительно заряженных ионов
установившееся поступательное движение отрицательно заряженных ионов
установившееся поступательное движение свободных электронов
установившееся колебательное движение свободных электронов
|
11. Вопрос предусматривает несколько вариантов ответов (обведите правильные ответы) |
Укажите источники электроэнергии |
электрический двигатель
аккумулятор
батарейка
генератор
кипятильник
лампа накаливания
|
12. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ) |
|
Укажите формулу для закона Ома для участка цепи |
I= U/R
I= E/ R +Ro
I= R +Ro / E
|
13. Вопрос с одним правильным ответом (обведите правильный ответ) |
|
Единицей измерения силы тока является |
Вольт
Ватт
Ампер
Ом
|
14. Вопрос предусматривает несколько вариантов ответов (обведите правильные ответы) |
|
электроэнергии аккумулятор
батарейка
генератор
кипятильник
лампа накаливания |
|
15. Обозначить название приборов против цифры 1 - 3 - |
|
2 - 4 - |
|
16. Определить схемы трехфазной обмотки трансформатора на рисунке:
|
а –
б - |
1. Спираль электроплитки имеет сопротивление 97 Ом и подключена к сети напряжением 220 В. Какой ток проходит через спираль?
|
Вариант ответа: I = U/R = 220/97 = 2.27 А.
|
2. Катушка имеет активное сопротивление R = 100 Ом и индуктивность L = 2 Гн при частоте f = 50 Гц, напряжение цепи 220В. Какие индуктивное и полное сопротивления имеет катушка, а также полную, активную и реактивную мощности. Построить треугольник мощностей.
|
Z = 118 Oм
S = 409 В-А
P = 346 Вт
Q = 217 В-А-р На оси Х откладывают активную мощность Р, на оси Y – реактивную мощность Q, полная мощность S, соответствует гипотенузе в прямоугольном треугольнике. |
3. Зарисуйте схему последовательного соединения сопротивлений. Запишите формулу для расчета общего сопротивления при последовательном соединении сопротивлений
|
Ro = R1 + R2 .. + .. Rn
|
4. Запишите, как обозначается амплитудного значения тока?
|
Вариант ответа: Im
|
|
Вариант ответа |
5. Симметричная нагрузка соединена звездой. Линейное напряжение 380 В. Чему равно фазное напряжение? (обведите правильный ответ)
|
220 В
|
6. Класс точности прибора 1,0. Чему равна приведенная погрешность прибора? (обведите правильный ответ)
|
1 %
|
7. Чему равна стандартная частота переменного тока в России?
|
50 Гц
|
8. Как включается в цепь вольтметр |
параллельно
|
9. Как включается в цепь амперметр
|
последовательно
|
10. Что представляет собой постоянный ток в металлических проводниках? |
установившееся поступательное движение свободных электронов
|
11. Укажите источники электроэнергии |
аккумулятор
батарейка
генератор
|
12. Укажите формулу для закона Ома для участка цепи |
I = U/R
|
13. Единицей измерения силы тока является |
ампер
|
14. Укажите потребители электроэнергии |
электрический двигатель
кипятильник
лампа накаливания
|
15. Обозначить название приборов против цифры
|
1 – киловаттметр
2 – амперметр
3 – вольтметр
4 - омметр |
16. Определить схемы трехфазной обмотки трансформатора на рисунке:
|
а - треугольником
б - звездой |
Максимальный балл – 100
Критерии оценивания задания №1
Максимальный балл – 2 балла
- результат ответа соответствует эталону – 2 балла
- результат ответа не соответствует эталону – 0 баллов
Критерии оценивания задания №2
Максимальный балл – 71 балл
- результат ответа соответствует эталону – 71 балл
- результат ответа не соответствует эталону – 0 баллов
Критерии оценивания задания №3
Максимальный балл – 3 балла
- результат ответа соответствует эталону – 3 балла
- результат ответа не соответствует эталону – 0 баллов
Критерии оценивания задания №4
Максимальный балл – 1 балл
- результат ответа соответствует эталону – 1 балл
- результат ответа не соответствует эталону – 0 баллов
Критерии оценивания тестовых заданий (№ 5 - № 16)
Максимальный балл – 15
Правильно выбранный вариант ответа, соответствующий эталону, соответствует 1-му баллу.
Заключение
В профессиональной деятельности преподавателя всегда есть возможность поиска, развития творческой самостоятельной личности, воспитания активных людей.
Преподаватель создает условия для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; развития исследовательской компетентности обучающихся; повышения их интереса к изучаемому предмету.
Представленные в методической разработке материалы по организации и проведению предметной олимпиады, как соревнование в творческом применении знаний, умений и навыков, могут быть рекомендованы преподавателям СПО.
1. Бутырин, П.А., Толчеев, О.В., Шикарзянов .Ф.Н. «Электротехника»: М.: Издательский центр «Академия»,2008, Серия: Начальное профессиональное образование.
2. Катаенко, Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010.
3. Бессонов, Л.А. Теоретические основы электротехники: учеб./ Л.А.Бессонов.-М.: Высшая школа,2008.-396 с.
4. Евдокимов, Ф.Е. Теоретические основы электротехники: учеб./Ф.Е. Евдокимов.- М.: Academia, 2008.– 560с. 5. Климов, В.И. Задачник по электротехнике и электронике: учеб. пособие / В.И. Климов.– М.: Academia, 2008.– 223с.
6. Синдеев, Ю.Г.«Электротехника с основами электроники»: М, «Феникс»,2010, Серия: Начальное профессиональное образование.
7. Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010. – 123 с.
8. Новиков, П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия», Серия: Начальное профессиональное образование. 2008. – 235 с.: ил.
1. Касаткин, А.С., Немцов, М.В. «Электротехника», М, «Академия»,2008. – 234 с.
2. Данилов И.А., Иванов П.М. «Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники», М, «Академия»,2008. – 500 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.