Методическая разработка «Особенности преподавания народно - сценического экзерсиса в разных возрастных группах детского хореографического коллектива»
Оценка 4.7

Методическая разработка «Особенности преподавания народно - сценического экзерсиса в разных возрастных группах детского хореографического коллектива»

Оценка 4.7
doc
16.02.2022
Методическая разработка   «Особенности  преподавания  народно - сценического  экзерсиса  в разных  возрастных группах детского хореографического коллектива»
возрастные особенности.doc

Методическая разработка

 

 

«Особенности  преподавания  народно - сценического  экзерсиса  в разных  возрастных группах детского хореографического коллектива»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народное искусство – это   чудесная  неиссякаемая сокровищница,  откуда   черпали  и будут  черпать  материал,  для  своего творчества  создатели  танцев.  Только  любя, понимая и зная народное искусство,   можно и пользоваться им,  и приносить  ему  пользу.  

        Танец – своеобразная  летопись  жизни  народа. Преобразования в жизни народа  отражаются   на  развитии   народного искусства. В хореографию приходят новые темы, сюжеты,  образы. За последнее время  сценический танец  заметно  обогатился  техникой,  стал  более  выразительным, сложным.  Но  по-прежнему в этих танцах  отражается душа народа, подчеркивается та или  иная манера  исполнения.

Одной из  сокровищниц  народного искусства  является  народный танец.

И, так  как    речь пойдет о   детском народном коллективе,  необходимо  отметить, что  народный танец является   одним  из  важнейших средств  эстетического  воспитания  детей.

        Работать с детьми – значить   ежедневно, ежечасно,  из  года в год  отдавать  ребенку    свой жизненный  душевный опыт,  формируя его личность, развитую  всесторонне и гармонично.

        Одним   из  звеньев воспитательного процесса в целом  можно  считать   урок  народно - сценического танца,  в котором  воспитание и обучение  неразделимы.

        Прогрессивная практика обучения  выделяет главные  направления  учебного процесса: «учить  нужно легко, приятно,   основательно», «учить нужно  доступно и прочно».

Исходя  из  этого, можно выделить   основные  принципы  процесса  обучения,  которые  необходимо  использовать в построении  урока  народно - сценического  танца:

1.            От простого -  к сложному;

2.            Доступность.

    Например, при  изучении  элемента  украинского танца - движение «бегунок»,  сначала разучиваем  это движение  по  кругу в  «чистом  виде», только после этого его можно  исполнять в  сочетании  с другими движениями:  различными поворотами,  положением рук,  и далее в более  сложных комбинациях.

Объяснять новый материал лучше  всего  просто,  четко, немногословно.

        В основе  урока  народно – сценического  танца  лежит построение   урока   классического  танца,  включающего в себя   экзерсис у станка и на  середине.

Учитывая особенности народного танца  в целом,  и урок строится несколько  иначе,  точнее  -  вторая половина урока.  Если  в классическом танце «середину» составляет adagio и allegro,  то  в народно - сценическом  - разучивание  отдельных танцевальных комбинаций и этюдов.  Порядок  упражнений у станка  устанавливается по принципу  чередования движений, тренирующих  различные  группы  мышц.

В  законченном  виде  урок  народно – сценического  танца  может  выглядеть так:

                1) demi  и grand plie.

                2) Скольжение  стопой по полу (battement tendu)

                3) Каблучные упражнения, которые вводят в работу пятку

    опорной ноги.

4) Маленькие броски (battement tendu jete)

5) Упражнение  с ненапряженной стопой (flic-flac)

6) Подготовка к «веревочке»

7) Низкие и высокие развороты колена (battement fondu)

8) Дробные   выстукивания

9)  Вращательные движения ногой (rond  de jambe)

10) Раскрывание  ноги на 90 градусов ( devoloppe)

11) Зигзаги

12) Большие броски работающей ногой на 90 градусов (grand

      battement tendu jete)

13) Упражнения  лицом к станку

14)  Прыжки

15) Присядки

Экзерсис на середине:

1.            Вращения

2.            Разучивание отдельных танцевальных комбинаций, движений

3.            Этюды

Но в такой форме  урок может  строиться  только в работе  со взрослым

коллективом,  так  как  детский  организм не  выдержит  такой нагрузки.

Из приведенного  выше  урока народно - сценического танца  необходимо  отобрать лишь те привычные  элементы  урока,  которые  ребенку по силам и помогают   выработать устойчивость,  координацию,  музыкальность, в то же  время,   сохраняя  общую  структуру  урока.  

Дети разных  возрастов  существенно  отличаются  друг от друга по степени умственного, нравственного и  физического развития. Учитывая  возрастные  особенности,  силы  и возможности детей  педагог - хореограф и  должен строить урок  народно – сценического танца предъявляя  каждому  возрасту  оптимальные  требования.

Известно, что   особенностью младшего возраста  является  его эмоциональная   активность, стремление к конкретной, сравнительно  непродолжительной деятельности. То есть для  младшего  возраста  урок можно построить на игровых элементах. В  этом  случае  любой  объясняемый  материал  будет   лучше  усваиваться, в  силу  психологических  особенностей  младшего детского возраста, то есть  способности к активной,  эмоциональной  конкретной деятельности. Нельзя долго заострять внимание  ребенка на отработке  одних и тех же  элементов. В данном случае  он устает  физически, рассеивается внимание. Ребенку   необходима  эмоциональная  разрядка, смена действий, смена  информации.

        В подростковом  возрасте  важно  учитывать  стремление к взрослости,  самостоятельности, более  четкому  осознанию  своих действий. Здесь  упражнениям  у станка  отводится примерно 1/3  урока, после чего можно переходить на  «середину». Урок  не должен быть монотонным, из каждого  его, пусть краткого  раздела, интересного ребенку именно  новизной,  надо извлечь пользу. Преподаватель сам  должен  решить  каков  удельный  вес  каждого  движения  в течение  урока,  и определить  соотношение  частей урока. Первые,  самые простые  движения  предвосхищают  более сложные и  необходимы для того, чтобы потом ребенок  правильно и красиво танцевал. Поначалу не надо  долго задерживать  внимание детей на одном движении. Слишком  долгое пребывание у станка  может    вызвать скуку  и даже  потерю интереса к   занятиям. «Середину» целесообразно начинать с некоторых упражнений, пройденных у станка. Здесь  большое внимание  уделяется координации  движения ног, с движениями корпуса и головы. Постепенно занятия на «середине» усложняются: соединятся  отдельные пройденные движения в небольшие этюды.

В детском  коллективе старшего  возраста  упражнения у станка  усложняются технически и  по  эмоциональной  окраске.  Время, отведенное для  занятий на  «середине» постепенно  увеличивается за счет  сокращения упражнений у станка. Упражнения, как у станка, так и на середине видоизменяются,  убыстряется  темп их выполнения,  этюды  становятся более  сложными. Все новые элементы  не  должны  «выдаваться» сразу, в течение  одного урока, надо очень  осторожно  дать  детям  возможность  освоить часть  элементов; затем на  время  отложить выученный материал, подменив его новым.  Правильность,  четкость,  точность выполнения элементов народного танца должны войты в подсознание ребенка,  зафиксироваться в его  мускульной памяти,  стать своего  рода рефлексом.  Только в этом случае можно создать нужные предпосылки  к  успешной работе над различными  танцевальными номерами.

Музыкальное содержание   урока – дело  первостепенной  важности. Именно в течение  последовательного ряда уроков  дети приучаются  к   своеобразному  мелодическому  мышлению.  Соответственно  для  среднего и старшего возраста музыка подбирается  более  разнообразная  с усложненным  ритмическим  рисунком и   мелодической  окраской. В детском  коллективе младшего  возраста  необходимо  выбирать предельно ясные мелодии,  яркие, образные, особенно на первых порах.  Музыкальное  сопровождение на уроках  должно  быть  органично  связано с выполняемыми  движениями, должно  соответствовать характеру  движений стилю и национальности, должно  быть четко  согласовано  с ритмом.

Все вместе взятое  воспитывает  и  музыкальную  культуру, и вкус детей, что  имеет не маловажное  значение в будущем.

Серьезное место  в построении  урока народно – сценического танца  в детском  коллективе  имеет и подбор  репертуара и    изучаемых национальностей, так  как  не  все  национальности  можно  брать для  изучения в детском  коллективе. Например,  элементы русского, белорусского  танца в детском коллективе  младшего возраста  будут  усваиваться  легче,  чем  элементы польского,  узбекского  танца. В  детском  коллективе  среднего и старшего  возраста   соответственно  репертуар  должен  расширяться.  Можно   уже  для изучения брать  элементы  украинского, татарского, башкирского  танца и других.

Дети способны  усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слово  педагога.

Все  вышесказанное позволяет  сделать  вывод,  что не  только к построению урока  народно – сценического  танца,  но и ко всей работе с детским  танцевальным  коллективом  в целом  нужно подходить   чутко, профессионально, грамотно,  учитывая  все  специфические особенности  детского  возраста,   с любовью к детям и к своей профессии.


Методическая разработка «Особенности преподавания народно - сценического экзерсиса в разных возрастных группах детского хореографического коллектива»

Методическая разработка «Особенности преподавания народно - сценического экзерсиса в разных возрастных группах детского хореографического коллектива»

Народное искусство – это чудесная неиссякаемая сокровищница, откуда черпали и будут черпать материал, для своего творчества создатели танцев

Народное искусство – это чудесная неиссякаемая сокровищница, откуда черпали и будут черпать материал, для своего творчества создатели танцев

В законченном виде урок народно – сценического танца может выглядеть так: 1) demi и grand plie

В законченном виде урок народно – сценического танца может выглядеть так: 1) demi и grand plie

В подростковом возрасте важно учитывать стремление к взрослости, самостоятельности, более четкому осознанию своих действий

В подростковом возрасте важно учитывать стремление к взрослости, самостоятельности, более четкому осознанию своих действий

Например, элементы русского, белорусского танца в детском коллективе младшего возраста будут усваиваться легче, чем элементы польского, узбекского танца

Например, элементы русского, белорусского танца в детском коллективе младшего возраста будут усваиваться легче, чем элементы польского, узбекского танца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022