Методическая разработка "Отечественная война 1812г."
Оценка 4.8

Методическая разработка "Отечественная война 1812г."

Оценка 4.8
doc
25.03.2020
Методическая разработка "Отечественная война 1812г."
методическая разработка.doc

Методическая разработка урока истории России в 8-м классе соответствует требованиям ФГОС второго поколения  , основана на учебном планировании и программе Данилова А.А., Косулиной Л.Г. по истории России в 8-м классе средней общеобразовательной школы (2012г.)

Тема урока: «Отечественная война 1812 года». Данная тема в соответствии с учебным планом изучается на протяжении двух уроков. Данный урок является первым из двух.

            Задачей урока является ознакомление учащихся с начальным периодом Отечественной войны 1812 года. Задачами данного урока являются нижеизложенные личностные, метапредметные и предметные цели.

Личностные-   воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные - развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные-  развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по Отечественной войне 1812г.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые достижения:

  1. Образовательные:

·       Усвоение  определения понятий адъютант, инфантерия, бюджет, ополчение, флеши, фураж и основных событий: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине. 

·       Формирование навыков планирования ответа

·       Формирование у учащихся умения выделять главные события Отечественной войны 1812 года.

·       Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.

  1. Развивающие:

·       Умение критического мышления обучающихся

·       Умения формулировать и доказывать свою точку зрения

·       Умений анализировать, сравнивать, обобщать

·       Умение применять новые знания

·       Развитие творческих, речевых способностей учащихся

·       Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт

·       Развитие умения формулировать проблему

·       Развитие умения групповой и парной работы

  1. Воспитательные:

·       Уважение к истории своего народа

·       Воспитание уважение к противоположному мнению

·       Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

·       Воспитание интереса к предмету, к учению

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, контурные карты. 

Основные события  изучаемые  на уроке: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине

                                               Методическая разработка урока истории в 8 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель истории – Гамутило Ксения Аркадьевна

Школа – ГБУ РК «Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями

Класс – 8

Учебник – Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX века, 2013 год.

Тема урока: "Отечественная война 1812 года", 3-ий урок темы « Россия в первой четверти 19 века».

Цели урока:

Личностные   воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные  развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по Отечественной войне 1812г.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые достижения:

  1. Образовательные:
  • Усвоение  определения понятий адъютант, инфантерия, бюджет, ополчение, флеши, фураж и основных событий: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине. 
  • Формирование навыков планирования ответа
  • Формирование у учащихся умения выделять главные события Отечественной войны 1812 года.
  • Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
  1. Развивающие:
  • Умение критического мышления обучающихся
  • Умения формулировать и доказывать свою точку зрения
  • Умений анализировать, сравнивать, обобщать
  • Умение применять новые знания
  • Развитие творческих, речевых способностей учащихся
  • Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
  • Развитие умения формулировать проблему
  • Развитие умения групповой и парной работы
  1. Воспитательные:
  • Уважение к истории своего народа
  • Воспитание уважение к противоположному мнению
  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
  • Воспитание интереса к предмету, к учению

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, контурные карты. 

Основные события  изучаемые  на уроке: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Формируемые УУД.

Деятельность

ЭОР

Время

(мин.)

 

учитель

учащиеся

1

Организационный момент

Цель- – активизация учащихся.

Уметь организовывать-

ся к работе

Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу. Проверка посещаемости.

Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу.

 

1

2

Проверка домашнего задания

Цель- проверка усвоения пройденного материала.

Уметь оценить  выполненные задания

Раздает листочки с заданиями по вариантам, открывает слайд 1. Через 6 минут предлагает поменяться листочками и провести взаимопроверку. Собирает листочки.

Выполняют задание на листочках, меняются листочками. Проверяют ошибки товарища по парте, выставляют оценки.

Презентация

(слайд 2-6)

7

3

Создание проблемной ситуации

Цель- мотивировать учеников изучать Отечественную войну как важнейшее событие в истории России.

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений:

? Посмотрите оглавлении учебника и найдите особенность в рассмотрении тем автором?

? Определите проблемный вопрос урока?

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

! Внутренняя политика Александра I делится на 2 части – до и после Отечественной войны!

! Почему ОВ 1812 года делит правления Александра I на две части!

Цель урока: определить влияние ОВ 1812 года на политику Александра I и дальнейшее развитие России.

 

2

4

Изучение нового материала

Цель- изучить одно из важнейших событий истории России

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.

 

? Какие ещё условия содержал Тильзитский мирный договор?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

? - Какие из условий были выгодны России, какие – нет?

 

 

 

 

Александр I начал царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, но силой обстоятельств был вынужден заключить союз с ней. Условия Тильзитского мирного договора были невыгодны России. Тильзитский мир был вынужденным, а, следовательно, непрочным. Очень скоро Россия начала нарушать условия этого мирного договора: не предпринимала активных действий против противника Франции Австрии, вела торговлю с Англией. В апреле 1811 г. произошёл разрыв франко-русского союза, и началась усиленная подготовка обеих стран к неизбежной войне.

! Если война началась, значит тому были свои причины. Одну из низх мы выявили – отказ России выполнять условия Тильзитского мира. Но были ли еще причины и цели Наполеона.

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

! Россия признавала все завоевания Наполеона, заключала с Францией военный союз и обязывалась вступить в войну с Англией, присоединялась к «континентальной блокаде» Англии; Пруссия и герцогство Варшавское становились зависимыми от Франции государствами; России предоставляли свободу действий против Турции, Ирана  и Швеции!

! + Франция не вела с Россией войну, - экономический кризис из-за разрыва отношений с Англией!

Открывают учебники и самостоятельно записывают причины ОВ.

1.                     Отказ Александра выдать замуж за Наполеона сестру Анну.

2.                     Повышение таможенных пошлин на французские товары.

Цели Наполеона:

1 – превращение России в зависимую от Франции страну

2 – отторжение части территории

3 – завоевание Индии с помощью России, чтобы ослабить Англию

 

 

9

5

Первичное применение нового знания

Цель- уметь воспринимать наглядно-образное изображение,

Формирование  умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

! В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пре­делы России. Их возглавляли сам император и его про-славленнне полководцы, покорившие всю Европу.

Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием военного министра М. Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П. И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.

Организует работу по закреплению первичных знаний.

? в чем особенность первого этапа войны? (внимание на контурные карты)

? Для чего была выбрана именно такая тактика М. Барклаем – де –Толи, а позже и М.И. Кутузовым?

Самостоятельно выполняют задания: изучают пункт 2, отмечают на контурных картах движение армии Наполеона и Александра I; делают записи в тетрадях об основных событиях и их результатах.

1-я армия – М. Б. Барклай де Толли

2-я армия – П. И. Багратион

3-я армия – А. П. Тормасов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

! Движение и русских и французских войск в одну сторону!

! Руководители русской армии заманивали французов вглубь России, понимая, что вести войну на чужой территории на много сложнее. К тому же, в помощь русской армии выступило народное ополчение.

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Самостоятельная работа в парах

Цель- умение работать с тестом учебника, помогать товарищу.

Умение работать  в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Открывает слайд 12: 26 августа 1812 год – Бородинское сражение. Показывает вопросы к данному подпункту и предлагает рассмотреть его в парах.

Просмотр анимированной карты и ответы на вопросы

-  В чём выгода выбранной Кутузовым позиции? (был затруднён обход русской позиции, т. к. справа её прикрывали обрывистые берега реки Колочи, а слева болотистые леса.  Французам надо было атаковать в лоб).

- Какие укрепления были построены? (Шевардинский редут, Багратионовы флеши, батарея Раевского)

- Для чего было необходимо сражение у д. Шевардино? (Русские имели возможность лучше подготовиться)

- Каким было соотношение сил противников? (равное, у России – преимущество в артиллерии)

- Что свидетельствует об упорстве сражающихся? (Багратионовы флеши 7 раз переходили из рук в руки)

- Каковы итоги сражения?

 Оценка сражения Наполеоном, Кутузовым и современными историками. (Слайд № 18)

- Какие точки зрения существуют на итог Бородинского сражения?

- Почему?

Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой.

 Слайд 12, анимированная карта

10

7

Коллективная работа с доской

Цель- умение работать источником, слушать мнение других, аргументация собственной позиции.

Умение работать с документом, применять полученные знания.

Организует работу с источником.

Анализ документа:

„С потерей Москвы не потеряна ещё Россия... Первой обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву отступить по Рязанской дороге... Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!“ (М. И. Кутузов)

Кутузов поставил вопрос: дать ли под стенами древней столицы еще одно сражение или отступить без боя?

Многие генералы настаивали на сражении. Барклай возражал: в случае неудачи армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города и произойдет катастрофа.

Как вы думаете, какое решение было принято?

Кутузов тоже не был доволен позицией, занятой русской армией. «Пока будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, — сказал он, — до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».. И закрыл совет.

На следующий день русская армия вышла из Москвы.

О том, чем закончится Отечественная войн 1812 года вы узнаете на следующемуроке.

 А сейчас повторим главное .

 

 Анализируют источник, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения.

Слайд 21.

4

8

Итог урока

Цель- закрепить изученный материал.

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока.

? Кто участвовал в Отечественной войне 1812 года?

? Каков был первоначальный план Наполеона? Почему его не удалось осуществить?

? Когда и где состоялось главное сражение Отечественной войны? Каковы его итоги?

? Каков вопрос решался на военном совете в деревне Фили? Какое решение было принято и почему?

 

Выставление оценок.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

 

2

9

Инструктаж домашнего задания

Цель- закрепить изученный материал.

 

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; параграф 4 читать, ответит на вопрос «Какова роль партизанского движения в Отечественной войны 1812 года». Дополнительное задание отдельным ученикам: подготовить доклад о В. Кожиной, Д. Давыдове, А. Сеславине, А. Фигнере.

Задают вопросы по тексту заданий

 

1

 

 

 

Приложение к плану урока «Отечественная война 1812 г.»

 

 

 

                                                           Перечень используемых на уроке ИКТ.

 

 

Название ресурса

Тип ресурса

Форма предъявления информации( изо, видеофрагмент)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Тильзитский мирный договор

ОМС

иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=23

2

Бородинская битва

ОМС

аним. карта, фрагмент презентации

http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Istoria.html

3,4

Совет в Филях

ОМС

иллюстрация, видеофрагмент

http://festival.1september.ru/subjects/7/

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока истории

Методическая разработка урока истории

Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя ; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними

Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя ; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними

Тема урока : " Отечественная война 1812 года", 3-ий урок темы «

Тема урока : " Отечественная война 1812 года", 3-ий урок темы «

Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

Технологическая карта урока № п/п

Технологическая карта урока № п/п

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

России выполнять условия Тильзитского мира

России выполнять условия Тильзитского мира

К тому же, в помощь русской армии выступило народное ополчение

К тому же, в помощь русской армии выступило народное ополчение

Кутузовым и современными историками

Кутузовым и современными историками

По ка будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, — сказал он, — до тех пор останется еще надежда с честью окончить…

По ка будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, — сказал он, — до тех пор останется еще надежда с честью окончить…

Инструктаж домашнего задания

Инструктаж домашнего задания

Методическая разработка "Отечественная война 1812г."

Методическая разработка "Отечественная война 1812г."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2020