Методическая разработка урока истории России в 8-м классе соответствует требованиям ФГОС второго поколения , основана на учебном планировании и программе Данилова А.А., Косулиной Л.Г. по истории России в 8-м классе средней общеобразовательной школы (2012г.)
Тема урока: «Отечественная война 1812 года». Данная тема в соответствии с учебным планом изучается на протяжении двух уроков. Данный урок является первым из двух.
Задачей урока является ознакомление учащихся с начальным периодом Отечественной войны 1812 года. Задачами данного урока являются нижеизложенные личностные, метапредметные и предметные цели.
Личностные- воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Метапредметные - развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные- развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по Отечественной войне 1812г.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые достижения:
· Усвоение определения понятий адъютант, инфантерия, бюджет, ополчение, флеши, фураж и основных событий: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.
· Формирование навыков планирования ответа
· Формирование у учащихся умения выделять главные события Отечественной войны 1812 года.
· Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
· Умение критического мышления обучающихся
· Умения формулировать и доказывать свою точку зрения
· Умений анализировать, сравнивать, обобщать
· Умение применять новые знания
· Развитие творческих, речевых способностей учащихся
· Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
· Развитие умения формулировать проблему
· Развитие умения групповой и парной работы
· Уважение к истории своего народа
· Воспитание уважение к противоположному мнению
· Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
· Воспитание интереса к предмету, к учению
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, контурные карты.
Основные события изучаемые на уроке: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине
Методическая разработка урока истории в 8 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель истории – Гамутило Ксения Аркадьевна
Школа – ГБУ РК «Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями
Класс – 8
Учебник – Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX века, 2013 год.
Тема урока: "Отечественная война 1812 года", 3-ий урок темы « Россия в первой четверти 19 века».
Цели урока:
Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по Отечественной войне 1812г.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые достижения:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, контурные карты.
Основные события изучаемые на уроке: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.
Технологическая карта урока
№ п/п |
Этап урока |
Формируемые УУД. |
Деятельность |
ЭОР |
Время (мин.)
|
|
учитель |
учащиеся |
|||||
1 |
Организационный момент Цель- – активизация учащихся. |
Уметь организовывать- ся к работе |
Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу. Проверка посещаемости. |
Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу. |
|
1 |
2 |
Проверка домашнего задания Цель- проверка усвоения пройденного материала. |
Уметь оценить выполненные задания |
Раздает листочки с заданиями по вариантам, открывает слайд 1. Через 6 минут предлагает поменяться листочками и провести взаимопроверку. Собирает листочки. |
Выполняют задание на листочках, меняются листочками. Проверяют ошибки товарища по парте, выставляют оценки. |
Презентация (слайд 2-6) |
7 |
3 |
Создание проблемной ситуации Цель- мотивировать учеников изучать Отечественную войну как важнейшее событие в истории России. |
Умение ставить учебные цели |
Организует обсуждение возникших затруднений: ? Посмотрите оглавлении учебника и найдите особенность в рассмотрении тем автором? ? Определите проблемный вопрос урока? |
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем ! Внутренняя политика Александра I делится на 2 части – до и после Отечественной войны! ! Почему ОВ 1812 года делит правления Александра I на две части! Цель урока: определить влияние ОВ 1812 года на политику Александра I и дальнейшее развитие России. |
|
2 |
4 |
Изучение нового материала Цель- изучить одно из важнейших событий истории России |
Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины |
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.
? Какие ещё условия содержал Тильзитский мирный договор?
? - Какие из условий были выгодны России, какие – нет?
Александр I начал царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, но силой обстоятельств был вынужден заключить союз с ней. Условия Тильзитского мирного договора были невыгодны России. Тильзитский мир был вынужденным, а, следовательно, непрочным. Очень скоро Россия начала нарушать условия этого мирного договора: не предпринимала активных действий против противника Франции Австрии, вела торговлю с Англией. В апреле 1811 г. произошёл разрыв франко-русского союза, и началась усиленная подготовка обеих стран к неизбежной войне. ! Если война началась, значит тому были свои причины. Одну из низх мы выявили – отказ России выполнять условия Тильзитского мира. Но были ли еще причины и цели Наполеона. |
Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки ! Россия признавала все завоевания Наполеона, заключала с Францией военный союз и обязывалась вступить в войну с Англией, присоединялась к «континентальной блокаде» Англии; Пруссия и герцогство Варшавское становились зависимыми от Франции государствами; России предоставляли свободу действий против Турции, Ирана и Швеции! ! + Франция не вела с Россией войну, - экономический кризис из-за разрыва отношений с Англией! Открывают учебники и самостоятельно записывают причины ОВ. 1. Отказ Александра выдать замуж за Наполеона сестру Анну. 2. Повышение таможенных пошлин на французские товары. Цели Наполеона: 1 – превращение России в зависимую от Франции страну 2 – отторжение части территории 3 – завоевание Индии с помощью России, чтобы ослабить Англию
|
|
9 |
5 |
Первичное применение нового знания Цель- уметь воспринимать наглядно-образное изображение, |
Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля |
! В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и его про-славленнне полководцы, покорившие всю Европу. Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием военного министра М. Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П. И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Организует работу по закреплению первичных знаний. ? в чем особенность первого этапа войны? (внимание на контурные карты) ? Для чего была выбрана именно такая тактика М. Барклаем – де –Толи, а позже и М.И. Кутузовым? |
Самостоятельно выполняют задания: изучают пункт 2, отмечают на контурных картах движение армии Наполеона и Александра I; делают записи в тетрадях об основных событиях и их результатах. 1-я армия – М. Б. Барклай де Толли 2-я армия – П. И. Багратион 3-я армия – А. П. Тормасов.
! Движение и русских и французских войск в одну сторону! ! Руководители русской армии заманивали французов вглубь России, понимая, что вести войну на чужой территории на много сложнее. К тому же, в помощь русской армии выступило народное ополчение. |
|
7
|
6 |
Самостоятельная работа в парах Цель- умение работать с тестом учебника, помогать товарищу. |
Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь |
Открывает слайд 12: 26 августа 1812 год – Бородинское сражение. Показывает вопросы к данному подпункту и предлагает рассмотреть его в парах. Просмотр анимированной карты и ответы на вопросы - В чём выгода выбранной Кутузовым позиции? (был затруднён обход русской позиции, т. к. справа её прикрывали обрывистые берега реки Колочи, а слева болотистые леса. Французам надо было атаковать в лоб). - Какие укрепления были построены? (Шевардинский редут, Багратионовы флеши, батарея Раевского) - Для чего было необходимо сражение у д. Шевардино? (Русские имели возможность лучше подготовиться) - Каким было соотношение сил противников? (равное, у России – преимущество в артиллерии) - Что свидетельствует об упорстве сражающихся? (Багратионовы флеши 7 раз переходили из рук в руки) - Каковы итоги сражения? Оценка сражения Наполеоном, Кутузовым и современными историками. (Слайд № 18) - Какие точки зрения существуют на итог Бородинского сражения? - Почему? |
Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой. |
Слайд 12, анимированная карта |
10 |
7 |
Коллективная работа с доской Цель- умение работать источником, слушать мнение других, аргументация собственной позиции. |
Умение работать с документом, применять полученные знания. |
Организует работу с источником. Анализ документа: „С потерей Москвы не потеряна ещё Россия... Первой обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву отступить по Рязанской дороге... Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!“ (М. И. Кутузов) Кутузов поставил вопрос: дать ли под стенами древней столицы еще одно сражение или отступить без боя? Многие генералы настаивали на сражении. Барклай возражал: в случае неудачи армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города и произойдет катастрофа. Как вы думаете, какое решение было принято? Кутузов тоже не был доволен позицией, занятой русской армией. «Пока будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, — сказал он, — до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».. И закрыл совет. На следующий день русская армия вышла из Москвы. О том, чем закончится Отечественная войн 1812 года вы узнаете на следующемуроке. А сейчас повторим главное .
|
Анализируют источник, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения. |
Слайд 21. |
4 |
8 |
Итог урока Цель- закрепить изученный материал. |
Осуществлять познавательную рефлексию |
Подводит итог урока. ? Кто участвовал в Отечественной войне 1812 года? ? Каков был первоначальный план Наполеона? Почему его не удалось осуществить? ? Когда и где состоялось главное сражение Отечественной войны? Каковы его итоги? ? Каков вопрос решался на военном совете в деревне Фили? Какое решение было принято и почему?
Выставление оценок. |
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям |
|
2 |
9 |
Инструктаж домашнего задания Цель- закрепить изученный материал. |
|
Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; параграф 4 читать, ответит на вопрос «Какова роль партизанского движения в Отечественной войны 1812 года». Дополнительное задание отдельным ученикам: подготовить доклад о В. Кожиной, Д. Давыдове, А. Сеславине, А. Фигнере. |
Задают вопросы по тексту заданий |
|
1 |
Приложение к плану урока «Отечественная война 1812 г.»
Перечень используемых на уроке ИКТ.
№ |
Название ресурса |
Тип ресурса |
Форма предъявления информации( изо, видеофрагмент) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Тильзитский мирный договор |
ОМС |
иллюстрация |
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=23 |
2 |
Бородинская битва |
ОМС |
аним. карта, фрагмент презентации |
http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Istoria.html |
3,4 |
Совет в Филях |
ОМС |
иллюстрация, видеофрагмент |
http://festival.1september.ru/subjects/7/ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.