МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа на тему: «Ленинградский День Победы»
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа на тему: «Ленинградский День Победы»

Оценка 4.6
docx
13.03.2020
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа на тему: «Ленинградский День Победы»
кл.час Ленинград.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого классного часа на тему: «Ленинградский День Победы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия: открытый классный час на тему: «Ленинградский День Победы»

 

 

Составитель: Киркова В.А. – преподаватель ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», специалист второй квалификационной категории, классный руководитель.

 

 

В методической разработке представлен сценарий открытого классного часа на тему: «Ленинградский День Победы»

 

 

Для классных руководителей средних профессиональных образовательных учреждений.


 

Дата проведения: «30» января  2020 г.

Место проведения: актовый зал колледжа

Участники: группы: обучающиеся второго курса колледжа

Цели:

методическая: совершенствовать методику проведения внеаудиторного мероприятия;

воспитательная: формирование положительной оценки духовного подвига нашего народа; воспитание патриотизма; уважения к истории, вырабатывать активную жизненную позицию;

развивающая: развивать логическое мышление и сообразительность, наблюдательность, память, воображение.

Вид занятия: внеаудиторное мероприятие.

Форма проведения: открытый классный час

Методическое обеспечение: методическая разработка, художественное оформление актового зала, инсценировки военного времени.

Техническое обеспечение: мультимедийная система.

       Данное мероприятие проводится в рамках программы патриотического воспитания обучающихся в колледже.

Выбор темы не случаен. 70 – летие снятия Блокады Ленинграда не только значимая для России памятная дата. В свете происходящих геополитических событий в мире, в Европе, России, Украине  слова Ольги Бергольц «Никто не забыт, ничто не забыто» приобретают особый смысл и значение, являются для нас камертоном, по которому мы сверяем нравственное состояние общества.

Каждый, присутствующий на классном часе «Ленинградский День Победы», пропустив через свою душу и сердце события тех опалённых войной лет, радость и боль, связанные с освобождением Северной столицы от немецко-фашистских захватчиков, поймёт, как ценен мир, как он хрупок.


 

(слайд 1, 2)

ВЕДУЩИЙ 1:

Сестра моя, товарищ, друг и брат, 
ведь это мы, крещённые блокадой!
Нас вместе называют ­ Ленинград, 
и шар земной гордится Ленинградом.

ВЕДУЩИЙ 2:

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне…

ВЕДУЩИЙ 1:

27 января Российское правительство объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час.

ВЕДУЩИЙ 2:

75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет той войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории.

Гитлер готовил ужасную участь Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года. (слайд 3)

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…  После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

Ударная мощь налетов вражеской авиации была невиданная. Только за один заход бомбардировщиков на город сбрасывалось до 1000 зажигательных бомб. От немецкой бомбежки сгорали продовольственные склады, большое количество зданий, в том числе имеющих культурную ценность. (видео слайд 4)

         8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

ВЕДУЩИЙ 1:

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. Вместе со взрослыми дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. (слайд 5)

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, опилок, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (слайд 6)

Кютинен Даниил Иванович - пекарь блокадного Ленинграда, умерший от истощения 3 февраля 1942 г. в возрасте 59 лет прямо на работе.

Умер, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба. Внесен в книгу памяти блокады Ленинграда. (слайд 7,8)

ВЕДУЩИЙ 1:

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. (слайд 9)

Смерть входила во все дома.  За первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. Вдумайтесь в эти цифры, только за первый год - 780 тысяч. За весь же период около 1,5,млн. человек.

ВЕДУЩИЙ 1:

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связывавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.  22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. (слайд 10)

ВЕДУЩИЙ 2:  

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, 
Дорогой жизни -  многих к многим.
Еще не знают на земле 
Страшней и радостней дороги.

Все, кто обслуживал ледовую трассу - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами. (слайд 11)

ЧТЕЦ:

(слайд 12)

И было так, на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк, 
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора, 
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони. 
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей 
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам

ВЕДУЩИЙ 1:    

         Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

ЧТЕЦ:

(слайд 13)

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина.

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот женщина везет куда-то мужа           (слайд 14 )
С застывшей серой маской на лице.
В руках бидончик - это суп и ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа,-
И город  снова в огневом кольце:
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело                     (слайд 15)
На охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, к вечеру добраться б :
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят Ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят:
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.

ВЕДУЩИЙ 2:  

Есть в Ленинграде  один дом. Это дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Её зовут Таня. Таня Савичева ведёт дневник. Записная книжка с алфавитом.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".

(презентация «Дневник Тани Савичевой», слайд 1)

Таня.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.       (слайд 2)

(После каждой записи гаснет свеча)

Бабушка умерла 28 января 1942 года в 3 часа дня.                          (слайд 3)

Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.                                  (слайд 4)

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года                         (слайд 5)

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 год                                  (слайд 6)

Мама… Мама умерла 13 мая 1942 года в 5 часов утра.                  (слайд 7)

Савичевы умерли.                                                                               (слайд 8)

Умерли все.

Таня (встаёт) Осталась одна Таня.

ЧТЕЦ:

Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок.
Все семейство Савичевых встало 
Перед нею
Вновь наперечет
И она
Буквально 
По два слова,
Пишет, как на крайней полосе
Савичевы 
Умерли. И снова
Умерли,

И добавляет
Все
За окном –
Весеннее дыханье,
А она
Сиротски 
Занесла 
В свой дневник:
«Осталась одна Таня»,
Даже не поставила числа

ВЕДУЩИЙ 1: 

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.

В Ленинградской области, недалеко от Всеволжска, расположен открытый в 1968 году мемориальный комплекс, носящий название «Цветок жизни». Он посвящен детям, погибшим в блокадном Ленинграде.

Памятник представляет собой комплекс, состоящий из трех частей: 15-метровый цветок, аллею Дружбы  и курган с восемью стелами-страницами, которые символизируют  записи из дневника-блокнота Тани Савичевой. Этот дневник стал символом Ленинградской блокады. (слайд 9)

ВЕДУЩИЙ 2: Дети войны – особая и страшная тема…

«Дети войны» (песня в исполнении Т.Гвердцители, слайд 16)

Девочка: (закутанная в шарф, платки выходит из зала с поленом на руке, имитируя сбор щепок, поднимается по ступенькам на сцену во время хроники)

Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за верёвку – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом перестали ходить туда. И мама говорила…

Мама: (во время слов девочки выходит на сцену, ёжась и кутаясь в шал)

Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём.

(Мама гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно разламывая кусочек хлеба и отщипывая от него. Девочка прижимается на миг к маме, берёт свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперёд к зрителям).

Девочка.

И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек. (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди).

Ученик 1. «Недалеко, на Обводном канале, была барахолка, и мама послала меня туда поменять пачку «Беломора» на хлеб. Помню, как женщина там ходила и просила за бриллиантовое ожерелье буханку хлеба».
Ученик 2. «В блокаду я ходила в детский сад на Каменном острове. Там же работала моя мама. ...Однажды один из ребят рассказал другу свою заветную мечту — это бочка с супом. Мама услышала и отвела его на кухню, попросив повариху придумать что-нибудь. Повариха разрыдалась и сказала маме: «Не води сюда больше никого... еды совсем не осталось. В кастрюле одна вода». От голода умерли многие дети в нашем саду — из 35 нас осталось только 11.».
Ученик 3: . «…Весна. Можно есть листья деревьев. Мы проворачиваем их через мясорубку и лепим лепешки. И у нас пухнут животы»

ВЕДУЩИЙ 1:

В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, не смотря, ни на что".

(слайд 17, 18)

Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

ЧТЕЦ

(слайд 19)

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто 
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки… -
После похорон.

(слайд 20)


 

ВЕДУЩИЙ 2

Но город продолжал жить! В осажденном вымирающем городе композитор Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Город продолжал жить и бороться.(слайд 21)

Звучит музыка (Седьмая симфония Д.Шостаковича)

ЧТЕЦ

Им холод кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей,
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает,
Не чувствуя рук, пианист…

Концерт начался!
И под гул канонады­
Она, как обычно, гремела окрест­
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её ошарашенный мир…
Вы так бы смогли
Если б вы умирали?..

(слайд 22 «Стук метронома».)

ВЕДУЩИЙ 1:   

А знаете ли вы ребята, что это? Это стук сердца, сердца города, который жив.

Когда шли налеты на город включали сирену, ручную сирену, после чего все должны были укрыться в убежище. И лишь когда опасность миновала, по радио и громкоговорителям звучал стук метронома, говоря о том, что город не сдался, а продолжает жить. Сердце стучит!

ВЕДУЩИЙ 2:

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. (слайд 23)

Но рабочих требовалось еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. (слайд 24)

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

ВЕДУЩИЙ 1:

Еще одним символом непобежденного Ленинграда стал Его Величество Трамвай. (слайд 25)

15 апреля 1942 года можно считать вторым Днем рождения Ленинградского трамвая. В этот день в блокадном, окруженном со всех сторон городе, было открыто  движение пассажирских трамваев. Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь!  У него было много «ролей». Трамвай играл важную роль в эвакуации города. На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железнодорожных станций. Трамваем эвакуировались и жители города до пунктов отправки эшелонов. (слайд 26)

В городе осуществлялись и санитарные трамвайные перевозки. (слайд 27). Ко многим больницам были проложены временные трамвайные линии. Город в холодную и голодную зиму 1941 – 1942 гг. практически не убирался. Весна – это потепление. А потепление грозило началом эпидемии. Автомобилей в городе практически не осталось, поэтому справиться с решением этого вопроса мог только трамвай, тем более в довоенное время грузовые трамвайные перевозки в городе были очень развиты. (слайд 28) Таким образом, с помощью трамвая и жителей город был очищен от зимних нечистот.

ВЕДУЩИЙ 2:

Для горожан запуск трамвая – это счастье, а для немецких войск – полный шок. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

Несмотря на блокаду, проезд в трамвае был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек, как и в довоенное время.

В настоящее время в память о блокадном трамвае, о Ленинградцах, ежегодно проходит «Блокадный рейс» на который из Музея Городского Электротранспорта выходят трамваи военного времени. (слайд 29)

ВЕДУЩИЙ 1:

Наконец, наступила весна 1942 года. Но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирая деревянные дома. (слайд 30)

ВЕДУЩИЙ 2:

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ прорвать блокаду! (слайд 31)

18 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска этих фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они освободили более 800 городов и деревень. Город  Ленинград полностью был освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. (слайд 32)

ВЕДУЩИЙ 1:

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало, 
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…

ВЕДУЩИЙ 2:

Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города.

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Минута молчания (метроном слайд 33)

ВЕДУЩИЙ 1:

Нам нужен мир на голубой планете.

Его хотят и взрослые и дети.

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне!

Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир навеки, навсегда!(слайд 34)

Звучит заключительная песня… (шарики в зал)


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия: открытый классный час на тему : «Ленинградский

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия: открытый классный час на тему : «Ленинградский

Дата проведения: «30» января 2020 г

Дата проведения: «30» января 2020 г

ВЕДУЩИЙ 1: Сестра моя, товарищ, друг и брат, ведь это мы, крещённые блокадой!

ВЕДУЩИЙ 1: Сестра моя, товарищ, друг и брат, ведь это мы, крещённые блокадой!

Фюрер решил стереть с лица земли город

Фюрер решил стереть с лица земли город

Кютинен Даниил Иванович - пекарь блокадного

Кютинен Даниил Иванович - пекарь блокадного

ЧТЕЦ: (слайд 12) И было так, на всем ходу

ЧТЕЦ: (слайд 12) И было так, на всем ходу

Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре -

Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре -

Скинь шапку, гражданин! Провозят

Скинь шапку, гражданин! Провозят

Бабушка умерла 28 января 1942 года в 3 часа дня

Бабушка умерла 28 января 1942 года в 3 часа дня

Осталась одна Таня», Даже не поставила числа

Осталась одна Таня», Даже не поставила числа

Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом перестали ходить туда

Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом перестали ходить туда

А. Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников

А. Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников

ВЕДУЩИЙ 2 Но город продолжал жить!

ВЕДУЩИЙ 2 Но город продолжал жить!

Стук метронома» .) ВЕДУЩИЙ 1:

Стук метронома» .) ВЕДУЩИЙ 1:

Эрмитажа до железнодорожных станций

Эрмитажа до железнодорожных станций

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирая деревянные дома

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирая деревянные дома

И победили человек и город!

И победили человек и город!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2020