Методическая разработка открытого урока истории в 9 «А» классе по теме: «Гражданская война в России» (повторительно-обобщающий урок)
Оценка 4.8

Методическая разработка открытого урока истории в 9 «А» классе по теме: «Гражданская война в России» (повторительно-обобщающий урок)

Оценка 4.8
docx
20.06.2021
Методическая разработка открытого урока истории в 9 «А» классе по теме: «Гражданская война в России» (повторительно-обобщающий урок)
Конспект открытого урока истории в 9 классе Гражданская война.docx

https://gerb-flag.ru/pic_subject%202/Derbent-gerb-bez-ramki_b.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город Дербент» «Гимназия Культуры мира»

Республики Дагестан

 


Ул. Оскара 26 г. Дербент РД 368600 тел. 4-24-10            факс: (8 240) 4-24-10

E-mail: gkm-18derbent@yandex.ru

 

Методическая разработка открытого урока истории

в 9 «А» классе

по теме: «Гражданская война в России»

(повторительно-обобщающий урок)

 

Разработала урок

учитель истории

Султанова  Раида Гусейновна

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

 Цели:

• Образовательная: систематизировать материал по теме. На основе повторения и обобщения изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами, создать целостное представление о Гражданской войне в России, как о национальной трагедии народа.

 

• Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с фактическим материалом, документами; развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; развивать умение высказывать свою точку зрения, аргументируя свои суждения. Способствовать становлению умения оценивать исторические явления.

 

• Воспитательная: показать глубину трагедии российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну. Воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям Отечественной истории. Усилить в сознание учащихся неприятие войны и силовых методов разрешения проблем в обществе. Воспитание патриотизма, толерантности, любви к родине.

 

Основные понятия: гражданская война, иностранная интервенция, «красный террор», «белый террор».

 

Персоналии:

 

А.В.Колчак, А.И. Деникин, М. В.Фрунзе, М. Н.Тухачевский, В. И.Чапаев, Н. Н.Юденич, Н.В. Врангель, Н. И.Махно.

 

Оборудование: портреты исторических персоналий, книги по Гражданской войне, раздаточный материал, документы, компьютер.

Эпиграф урока: «В каком сражаться стане?»

 

 

 

 

 

                                                       Ход урока.

 

I.Организационный     момент

II.Основная часть урока.

 

1.Стадия вызова.

Ребята доброе утро. Мы начинаем урок с чтения стихотворения М.Волошина «Гражданская война»

 

Они идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию

Другие, разнуздав стихию

Хотят весь мир пересоздать.

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас, тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами»

А я стою один средь них

В ревущем пламени и  дыма.

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

 

- Какие события нашли отражение в стихотворении?

«Что такое гражданская война?»

 

 

 


        период  острых                    способ  разрешения                 противостояние

        массовых                              противоречий  между               классов и

        столкновений.сторонами с  помощью             общественных

                                                         вооружённых сил.групп.

 

-  В чём социальный смысл стихотворения?

- Можно ли определить, кому из участников гражданской войны отдаёт предпочтение автор? Была ли в этом противостоянии «третья сила», оказавшаяся между молотом и наковальней?

  Белые, красные …. А какой цвет больше подходит «третьей силе»? (Зелёный т.к. ассоциируется с травой, ростками зерновых на полях. Зелёный цвет в понимании крестьян – цвет воли и свободы:

Сегодня мы с Вами еще раз перелистаем страницы нашего прошлого. Это незабываемые страницы. Гражданская война 1918 - 1921 годов в России продолжает оставаться одним из важнейших событий Отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, её последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.

Несмотря на достаточно большой временной период, отделяющий нас от тех событий, остается много вопросов, являющихся предметом споров историков, публицистов, всех людей, интересующихся историей своей страны. 

 

III. Вводный контроль основных понятий:

- Чем гражданская война отличается от других войн? В чем её главная особенность?

Гражданская война — это вооруженная, организованная борьба за власть между гражданами одного государства, их объединениями и группировками.

 Главные особенности  Гражданской войны в России: тесное переплетение с интервенцией, отсутствие четких временных и пространственных границ

 -Что такое интервенция? Назвать страны, принимавшие участие в интервенции России и показать на карте территории, которые они захватили.

 Интервенция - это насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью установления контроля или захвата территории.

В январе 1918г. Румыния захватила Бессарабию, Германия - Курскую. Воронежскую, Орловскую губернии.

Весной 1918г. В Мурманске, Архангельске, Владивостоке. Средней Азии появляются десанты стран Антанты и Японии. Турция вторгается на территорию Закавказья. Япония и США высадили десант на Дальнем Востоке. 

Учитель: Одним из актов Гражданской войны был террор

- Что такое террор?

Террор форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника

Выступления учащихся о «красном» и «белом» терроре.

 Причины и начало Гражданской войны.

Задание №1. «Проблемное задание»

Проблема начала Гражданской войны является одной из наиболее дискуссионных. Одни историки считают, что Февральская революция привела к гражданской войне, другие -что началом послужили события Октябрьского переворота 1917 года. Третьи полагают, что началом войны следует считать весну 1918года.

 - Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?

Задание №2. Назвать основные причины Гражданской войны. Проанализировать их и выделить главную, аргументируя свой ответ.

Основные причины войны:

1. Обострение социальных противоречий в Российском обществе;

2. Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не могли стабилизировать обстановку после свержения самодержавия;

3. Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить своё господство;

4. Противоречия в лагере социалистических партий;

5. Вмешательство иностранных государств во внутренние дела России;

6. Социально-психологический аспект гражданской войны.

 

1.Работа в группах.   

А) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие белое движение.

Б) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие красное движение.

В) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие зелёное движение.

2. Анализ работы в группах.

 

Группы предъявляют свои результаты своей работы. Это краткие записки ответов на вопросы, схемы, тезисы, опорные конспекты.

Идёт обсуждение.

С помощью вопросов на выделение сущности проверить уровень усвоения материала.

 

1) Какой пункт программы белых, на ваш взгляд, мог бы привлечь, а какой оттолкнуть крестьянство?

2) Приведите наиболее сильный аргумент в пользу позиции красных.

3) Какая же сила предопределила исход? 

IV. «Люди войны».

Задание №3. Используя портреты, определите лидеров своих движений.

Задание№4. Работа с документами. Проанализируйте документы и назовите основные

идеи белых, красных, зеленых.

V. Характеристика основных этапов и событий Гражданской войны. Основные этапы Гражданской войны:

1 этап 25 октябрь 1917-май 1918 года - начало вооружённого гражданского противостояния под названием «Ограниченная война»;

2 этап май 1918-октябрь 1918 года- начало полномасштабной Гражданской войны;

3 этап ноябрь 1918-март 1919 года;

4 этап апрель 1919-апрель1920 года;

5 этап апрель-ноябрь 1920 года;

6этап- 1920-1922 год.

Выступления учащихся с характеристикой основных событий Гражданской войны.

I этап: с 25 октября 1917 года по май 1918 года - начало вооруженного гражданского

противостояния под названием «Ограниченная война».

Основные события I этапа:

Локальные очаги боевых действий по территории России, особенно в районах,

населенных казаками. Формирование вооруженных сил белых и красных. Разгон

большевиками и белыми эсерами учредительного собрания. Выход России на основе

Брестского мира из I мировой войны. Начало иностранной интервенции.

II этап: май 1918-октябрь 1918 года - начало полномасштабной Гражданской войны.

Основные события II этапа:

В конце мая начался антисоветский мятеж Чехословацкого корпуса, который

перебрасывался эшелонами из Пензы во Владивосток для последующей морской

транспортировки в распоряжение Антанты. В короткий срок белочехи и белогвардейцы

захватили огромную территорию от Поволжья до Дальнего Востока, где создали

различные антибольшевистские правительства.

К концу лета 1918 года % территории Советской республики контролировалось

белогвардейцами и интервентами. Советская республика оказалась в кольце фронтов: в Прибалтике, Белоруссии, на Украине находились германские оккупационные войска, в Донской области действовали белоказачьи части генерала Краснова, на Северном Кавказе наступала Добровольческая армия генерала Деникина, в Закавказье находились войска Германии и Турции; на Севере, в Среднем Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке - белогвардейцы и интервенты.

Главным в 1918 году был Восточный фронт. Он функционировал с 13 июня 1918 года до 15 января 1920года. Командовали Восточным фронтом - Муравьев Н.А.; С.С. Каменев; М.М. Лебедев; Н.В. Фрунзе и И.И. Вацетис; А.А. Самойло. В.А. Ольдероге.

В сентябре - октябре 1918 года в результате наступления Красной Армии на Восточном фронте были освобождены Казань, Симбирск, Самара. В октябре было отражено 2-е наступление Краснова на Царицын на Южном фронте.

III этап: ноябрь 1918-март 1919 года.

В результате поражения Германии и её союзников в I мировой войне и ухода их войск с оккупированной территории усилилась интервенция стран Антанты против  Советской  России. В ноябре англо-французские военные корабли с войсками прибыли в Севастополь, Новороссийск и Одессу. В ноябре - декабре английские войска заняли Баку и Батуми.

18 ноября 1918 года при подготовке Антанты адмирал А.В. Колчак совершил переворот в Омске, разогнал местное правительство, установил военную диктатуру и был провозглашен белым движением Верховным правителем России и Верховным

главнокомандующим.

В конце 1918 - начале 1919 года после аннулирования Брестского мира. Красная Армия в связи с уходом германских войск заняла значительную часть Литвы и Эстонии, Белоруссию и Украину, где была установлена Советская власть. Но в Прибалтике она просуществовала всего несколько месяцев.

В январе 1919 года Южный фронт красных нанес поражение казакам генерала Краснова, который после этого установил соглашение с генералом Деникиным.

В марте 1919 г. на Восточном фронте перешли в наступление войска Колчака

 (свыше 300 тыс. человек). Колчаковцы захватили Уфу и двинулись к Волге, на Симбирск и Самару, Восточный фронт вторично стал главным для Советской республики.

IV этап: апрель 1919-апрель1920 года (этап решающих сражений Гражданской

войны).

В апреле 1919 года советские войска Южного крыла под командованием Фрунзе начали контрнаступление против Колчака, в ходе которого были освобождены Бугуруслан, Белебей и Уфа. Колчаковские войска оказались отброшенными сначала к Уралу, а затем за Урал и окончательно разгромлены в начале 1920 года. Адмирал А.В. Колчак был взят в плен и казнен.

В апреле - мае 1919 года на Западном фронте было отражено первое наступление

генерала Юденича на Петроград. На юге наступление Красной Армии против Деникина продолжалось до апреля 1920 года. К концу 1919 года войска Антанты окончательно ушли из России.

V этап: апрель-ноябрь 1920 года.

Это завершающий этап Гражданской войны как вооруженного противоборства 

красных и белых. Особенностью этого этапа явилась советско-польская война.

В апреле 1920 года польские войска захватили Киев, но уже в мае он был освобожден советскими войсками. Осенью 1920 года основные события развернулись на Южном фронте. В ноябре войска Южного фронта прорвали укрепления белых на Перекопском перешейке и взяли Крым. На преобладающей части территории России Гражданская война завершилась, но еще продолжалась на окраинах.

VI этап: 1920-1922 год.

Красная Армия установила советскую власть в Закавказье и Средней Азии. На Дальнем Востоке война продолжалась до октября 1922 года.

Задание№6. 

Составление синквейна –    Террор      

 

1. Истребление

2. Кровавый, красный

3. Уничтожать, устранять, запугивать

4. Форма политического устрашения

 

 

VI Стадия размышления.

     Итак, крестьянство поддержало красных, и белые проиграли. Давайте послушаем А. Малинина «Кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа» Какова ваша собственная точка зрения на гражданскую войну?

- Задумайтесь, какие уроки после гражданской войны могли извлечь белые? (Могли осознать необходимость единства действий; необходимость согласованности; выдвижение более привлекательных и понятных массам лозунгов).

- А какие уроки могли извлечь красные? (Убедились, что самые жестокие действия способствуют достижению победы; разуверились в надеждах на быстрое осуществление мировой революции; осознали невозможность продолжать прежнюю экономическую политику).

- Какие уроки можем извлечь мы с вами сегодня? (Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия. В гражданской войне не бывает победителей, Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни. Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам).

 

Вывод: Гражданская война залила страну кровью, отравила общественное сознание ненавистью и злобой. И если история чему – либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоёв общества, от насилия и произвола, как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ».

Этот урок должен помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.

Ребята мы завершаем работу в нашей творческой лаборатории. Представьте, что вас как специалистов – историков, исследующих тему гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918 – 1920г. Каким бы вы хотели его видеть? Придумайте, и дома нарисуйте проект памятника жертвам гражданской войны в России?

 

VII Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему: «Трагедия Гражданской войны1918 -1921 гг. в России учит нас...».

 

VIIIРефлексия: Закончите предложения одним словом.

Сегодня я узнал ….

Мне было трудно ….

Теперь я могу ….

Меня удивило …

 

 

Директор МБОУ ГКМ                                   Юзбегов Н. З.

 

Зам.директора по УВР                              Агакеримова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://gerb-flag.ru/pic_subject%202/Derbent-gerb-bez-ramki_b.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город Дербент» «Гимназия Культуры мира»

Республики Дагестан

 

Ул. Оскара 26 г. Дербент РД 368600 тел. 4-24-10            факс: (8 240) 4-24-10

E-mail: gkm-18derbent@yandex.ru

 

 

Отзыв коллег на открытый урок

учителя истории

Султановой Раиды Гусейновны

по теме: «Гражданская война в России»

9а класс

Султанова Раида Гусейновна урок  построила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и обучающихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у обучающихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного, аргументированного ответа.

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу.

На основном этапе урока, работа выстраивалась по изучению исторических источников. При повторении полученных знаний постаралась разнообразить виды деятельности. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность обучающихся. Работа с историческими источниками была направлена на усвоение обучающимися умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов.

Применение мультимедийных технологий позволило использовать презентацию, наглядный материал, плакаты периода Гражданской войны.

На завершающем этапе урока, был представлен продукт урока – историческое сочинение, по разделам(частям).

Домашнее задание было дифференцированным.

При подготовке к домашнему заданию нацеливала обучающихся использовать различные источники информации.

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний.

Урок спланирован так , чтобы ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Раида Гусейновна способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера, обучающиеся активно работали на уроке. Прослеживалась смена видов деятельности. На протяжении всего урока осуществлялся контроль над деятельностью обучающихся на каждом этапе урока, делались выводы, обобщения.В заключении учащиеся сделали вывод, что в результате Гражданской войны Белое движение и интервенция потерпели неудачу, а Советская власть, заручившись поддержкой крестьянства, победила, установив «диктатуру пролетариата».Труд обучающихся был оценён, были выставлены положительные отметки.

 

 

Директор МБОУ ГКМ                                   Юзбегов Н. З.

 

Зам.директора по УВР                              Агакеримова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://gerb-flag.ru/pic_subject%202/Derbent-gerb-bez-ramki_b.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город Дербент» «Гимназия Культуры мира»

Республики Дагестан

 

Ул. Оскара 26 г. Дербент РД 368600 тел. 4-24-10            факс: (8 240) 4-24-10

E-mail: gkm-18derbent@yandex.ru

 

 

Отзыв родителей на открытый урок

учителя истории

Султановой Раиды Гусейновны

по теме: «Гражданская война в России»

9а класс

На этом открытом уроке целом учащиеся не бояться думать, а наоборот благодаря системе накопления оценки в течение урока активно этим пользуются, мыслят, рассуждают правильно и грамотно, за допускаемые ошибки поправляю аккуратно, чтобы потом у них всегда было желание высказаться по тому или иному историческому поводу.

Успех урока складывается также из уважения учащихся к учителю как к профессионалу и личности, поэтому внешний вид играет важную роль в педагогическом диалоге и контакте. Эмоциональный климат в классе оцениваем как благоприятный для успешного осуществления целей урока. Речь уверенна, четко поставлена и громкая, вместе с тем учитель не напрягал голоса и общение приятно. Жесты спокойные, никаких резкостей, плавные, педагог  прохаживал в классе для осуществления контроля за действиями учащихся на последних партах.Подача материала со стороны учителя не была однообразной, и сочетала в себе элементы лекционной подачи материала, обсуждению проблемных вопросов, комментированием записанного учащимся. Сверхзадача этого урока-реализовать творческий потенциал детей,ставить и решать познавательные задачи.Принимая  во внимание  психолого-педагогическую характеристику класса,учитывая свой стиль преподавания-методически-импровизационный, Раида Гусейновна  разработала урок, заложив в него цели дальнейшего профессионального роста. Название темы урока соответствует методической формулировке.Исходное событие-«вхождение в тему» соответствует  начальному этапу  общения.Выход на тему урока осуществлялся с помощью кроссенса, что позволило учащимся самим определить ее(ученики нашли связи между понятиями и смогли сформулировать тему урока).Этап усвоения новых знаний строился на работе в группах.На данном этапе акцент делался на продуктивный характер деятельности учащихся-работали с историческими документами, с понятийным аппаратом, с учебником.На этом этапе использовались исследовательские методы обучения,составление кластера.Ученики овладевали навыками самостоятельной работы,в т.ч.устной-для чего им были необходимы партнеры-ученики, учитель.

В рамках формирования универсальных учебных действий  данный    урок способствовал развитию коммуникативных учебных действий-таких как речевые,когда дети обсуждали составление кластера ,работа  в группах,в процессе усвоения исторических понятий. Составление кластера  носит метапредметный универсальный характер. Ну и конечно овладение ключевыми знаниями,умениями для решения практических задач(например выбора экономической модели развития государства)

 

Родители 9а класса


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

Оборудование: портреты исторических персоналий, книги по

Оборудование: портреты исторических персоналий, книги по

Белые, красные …. А какой цвет больше подходит «третьей силе»? (Зелёный т

Белые, красные …. А какой цвет больше подходит «третьей силе»? (Зелёный т

Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить своё господство; 4

Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить своё господство; 4

В конце мая начался антисоветский мятеж

В конце мая начался антисоветский мятеж

Уралу, а затем за Урал и окончательно разгромлены в начале 1920 года

Уралу, а затем за Урал и окончательно разгромлены в начале 1920 года

Этот урок должен помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество

Этот урок должен помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

Белое движение и интервенция потерпели неудачу, а

Белое движение и интервенция потерпели неудачу, а

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

В рамках формирования универсальных учебных действий данный урок способствовал развитию коммуникативных учебных действий-таких как речевые,когда дети обсуждали составление кластера ,работа в группах,в процессе усвоения исторических…

В рамках формирования универсальных учебных действий данный урок способствовал развитию коммуникативных учебных действий-таких как речевые,когда дети обсуждали составление кластера ,работа в группах,в процессе усвоения исторических…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2021