Конспект урока по литературному чтению (обучения грамоте)
Класс: 1А
Программа: «Школа России»
Тема урока. Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить с новым звуком [ф] [ф']. и буквами Ф, ф, которые их обозначают.
Задачи:
Образовательные:
1.Учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.
2. Закреплять умение определять место звука в слове.
3. Учить печатать букву Ф, ф.
Воспитательные:
1. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.
2. Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память.
2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.
3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала.
I. Организационный момент.
Учитель: Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Ученики: Мы – дружные!
Мы – умные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В 1 классе учимся,
Всё у нас получится.
Учитель: Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей хорошее, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.
Учитель: Ребята, вы любите путешествовать?
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по морю на корабле. Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения и дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.
Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.
II. Артикуляционная гимнастика.
Учитель: Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться, необходимо провести звуковую зарядку.
Летела муха около уха Ж Ж Ж
Летела оса около носа С С С С
Ползла змея Ш Ш Ш
Скакала лошадка Цок Цок Цок
Рычал тигрёнок Р Р Р
Летел комар З З З
Молодцы, теперь отправляемся в путь. Схема нашего маршрута на доске. Полный вперед. На пути перед нами остров «Повторялкино».
III. Повторение изученного. Актуализация знаний.
Учитель: На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)
-Что можно сказать про гласные звуки? (Они поются, тянутся, в ротике нет препятствия)
-А про согласные? (В ротике есть препятствие: язык, губы, зубы)
-Согласные звуки бывают? (Глухие и звонкие, твердые и мягкие)
-Какие гласные показывают на твердость предшествующего звука? (а о у ы э)
-Какие гласные показывают на мягкость предшествующего звука? (я ё ю и е)
-Что мы можем сказать про буквы е ё ю я? (Если буквы е ё ю я стоят в начале слова или после гласной, или после ь и ъ знаков, то они будут обозначать два звука)
-Какие согласные всегда мягкие? (й ч щ)
-Какие согласные всегда твердые? (ж ш ц)
-Что мы знаем про ь и ъ знаки? (Они не обозначают звука)
Вы отлично справились с заданиями, теперь можно отправляться в плавание дальше.
Зрительная гимнастика
Закройте
глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).
Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям.
Впереди показался остров «Звукино».
IV. Знакомство со звуками [ф], [ф'].
Учитель: Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы.
-Какие одинаковые звуки встречаются в словах? (Звуки [ф] и [ф’])
-Кто догадался, какая тема нашего урока? (Звуки [ф] и [ф’] и буква, которая их обозначает)
-Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф] и [ф’]. Буквы Ф,ф.
-Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока
Познакомимся с ...
Будем учиться читать ...
(Мы познакомимся со звуками [ф] и [ф’] и буквой, которая их обозначает.
Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой)
Учитель: Ребята, что должно быть на каждом корабле, чтобы было ясно из какой мы идём страны? (Флаг)
-Под каким флагом мы пойдем с вами? (Флаг России)
-Из каких цветов состоит наш флаг? (Белый, синий, красный)
-Что они обозначают?
-Произнесите
слово «флаг» хором.
-Составьте схему слова флаг. (Выполняют задание на парте)
-Сколько в слове флаг слогов?
-Почему?
-Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
-Какой он гласный или согласный? (Согласный)
-Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит
из шума, не образует слог)
-Твердый или мягкий? (Твердый)
-Звонкий или глухой? (Глухой)
-Повторите, что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный, твердый, глухой)
Учитель: Отгадайте загадку
Днём он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. (Филин)
А кто такой филин? (Хищная птица из семейства совиных, днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, полевками и другими мелкими грызунами. Нападает филин на мелких животных. Терпеливо дежурит на своем посту. Часами он ожидает своей добычи)
-Произнесите это слово хором и поставьте ударение?
-Составьте схему к слову филин. (Выполняют задание на парте)
-Сколько слогов в слове филин? (два)
-Назовите первый слог? (фи)
-Назовите второй слог? (лин)
-Какой первый звук слышится в этом слове? ( Звук [ф’])
-Какой он гласный или согласный? (Согласный)
-Почему? (Он не
поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не
образует слог)
-Твердый или мягкий? (Мягкий)
-Почему?
-Звонкий или глухой? (Глухой)
-Повторите, что вы узнали о звуке [ф’]. (Согласный, мягкий, глухой)
V.
Физкультминутка
Учитель: На острове «Звукино» живут два веселых добрых человечка. Они очень любят играть и предлагают вам, ребята, поиграть с ними. (Учащиеся встают около своих парт, если в слове слышится твёрдый [ф] – приседают мальчики, если мягкий звук [ф’] – хлопают девочки).
Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф.
VI. Знакомство с буквами
Учитель: Наше путешествие продолжается, и мы попадаем на остров «Буковкино».
-Какой буквой мы будем обозначать звуки [ф], [ф'] ? Кто из вас знает имя новой буквы? (ЭФ).
-Ребята, а на что похожа буква «Ф»? (Ответы детей)
-А теперь, послушайте веселые стихи о букве «Ф».
Ученик: Филин
серый, филин cтapый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филинёнку дал флажок.
Филинёнок рад, рад,
Два фонарика горят.
Ученик: С
этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
Ученик: Ф надула свои щеки или встала руки в боки. Встаньте, пожалуйста, давайте изобразим, что говорится в стихотворении. (Встают и изображают букву Ф)
Учитель: Открываем тетради. Напечатайте большую и маленькую буквы Фф. Выполним раскраску и штриховочку.
А теперь потренируемся правильно произносить этот звук. В этом нам поможет чистоговорки:
Аф-аф-аф – в Африке живёт жираф.
Фа-фа-фа – мы пропели ноту «фа».
Фе-фе-фе – пишем буквы мы в графе.
VII. Работа по учебнику «Азбука»
Учитель: Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову «Читайкин».
-Открываем учебник на с. 71.
-Прочитайте слоги под схемами слов в красной рамке на с. 71 учебника.
-Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает мягкий согласный звук.
-Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает твёрдый согласный звук.
-Дополните их так, чтобы получилось слово.
фу-фуфайка, фуражка, футбол,
Фе-ферма, февраль, фен
Фы-фыркать, фотографы
Фи-фигура, фиалки,
Фа-фартук, факел, факир, фата, фаворит, фара
Фо-фокус, фотографии, фонарик, форма, фокусник
Фё-Фёкла, Фёдор
Чтение слов в азбуке на странице 71.
-Что общего у всех этих слов? (звук ф)
-Прочитайте слова, которые состоят из одного слога, из двух слогов, из трех слогов.
Учитель: Какие слова вам показались непонятными, трудными? (Фабрика, ферма, флот).
Фабрика – промышленное предприятие с машинным способом производства, выпускающее товары преимущественно лёгкой и пищевой промышленности.
Ферма – отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство.
Флот – это крупное соединение судов. Каким бывает флот? (морской, воздушный, парусный, речной).
VIII. Физкультминутка
Учитель: Наш путь лежит в бухту «Историческая».
Работа с иллюстрацией (с.70-71)
-Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите на рисунке? (Корабли, пароходы).
-Какие корабли? (Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка)
-Как одним словом назвать, то, что вы видите? (Флот – это крупное соединение военно-морских судов)
-Какие морские суда были раньше? (Лодка, парусник)
-Что о них можно сказать? (Одни современные, другие старинные).
-Какие современные морские суда изображены? (Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)
- А что вы ещё видите на иллюстрации? («Роза ветров» - компас, ориентир в водном пространстве)
Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина с.70
Учитель: Ветер
на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
-Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…»)
-Читаем про себя. Затем вслух.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался «Орел!» Особое внимание флоту стал уделять Петр I. Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.
Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:
«Природой здесь нам
суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе».
Учитель: Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства.
-А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»? (Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути)
Чтение вслух хором (отработка выразительности)
Учитель: Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.
IX. Закрепление пройденного.
Учитель: Ребята, нужно прочитать важное послание. Вот беда, буквы размыло водой. Возьмите карандаш и восстановите текст. (Текст напечатан на карточках. Дети работают в парах).
На к…ждом кора…ле есть …лаг.
Мы горди…ся своим могучим фл…том.
Наш флот х…дит по всем морям и …кеанам.
Проверка: читают по 1 предложению хором по рядам.
X. Итог урока.
Учитель: Наше путешествие и урок подходят к концу.
-С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
-Что вы о ней узнали?
-Что особенно запомнилось на уроке?
XI. Рефлексия.
Учитель: А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы!
У вас на столах лежат кораблики, мы должны их выпустить в море.
-Кому было интересно и понятно на уроке, раскрасьте кораблик яркими красками.
-У кого были затруднения, не поняли тему урока, раскрасьте кораблик тёмными красками.
А теперь давайте все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот. (Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой. Звучит песня « Экипаж - одна семья»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.