Методическая разработка открытого урока по литературному чтению в 1А классе на тему «Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф»

Методическая разработка открытого урока по литературному чтению в 1А классе на тему «Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф»

doc
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Обучение грамоте.doc

Конспект урока по литературному чтению (обучения грамоте)

Класс: 1А

Программа: «Школа России»

Тема урока. Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым звуком [ф] [ф']. и буквами Ф, ф, которые их обозначают.

Задачи:

Образовательные:

1.Учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.

2. Закреплять умение определять место звука в слове.

3. Учить печатать букву Ф, ф.

Воспитательные:

1.     Воспитывать коммуникативные качества учащихся.

2.     Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.

Развивающие:

1.     Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память.

2.     Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.

3.     Развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала.

Ход урока

I.        Организационный момент.

Учитель: Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Ученики: Мы – дружные! 

Мы – умные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В 1 классе учимся,

Всё у нас получится.

Учитель: Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей хорошее, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.

Учитель: Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по морю на корабле. Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения и дружбу.  Эти качества помогут  преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели.  Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.

Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.

II.         Артикуляционная гимнастика.

Учитель: Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться, необходимо провести звуковую зарядку.

Летела муха около уха  Ж Ж  Ж

Летела оса около носа  С С  С С

Ползла змея   Ш Ш  Ш

Скакала лошадка   Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок  Р Р Р

Летел комар З З З

Молодцы, теперь отправляемся в путь. Схема нашего маршрута на доске. Полный вперед. На пути перед нами остров «Повторялкино».

III.       Повторение изученного. Актуализация знаний.

Учитель: На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

-Что можно сказать про гласные звуки? (Они поются, тянутся, в ротике нет препятствия)

-А про согласные? (В ротике есть препятствие: язык, губы, зубы)

-Согласные звуки бывают? (Глухие и звонкие, твердые и мягкие)

-Какие гласные показывают на твердость предшествующего звука? (а о у ы э)

-Какие гласные показывают на мягкость предшествующего звука? (я ё ю и е)

-Что мы можем сказать про буквы е ё ю я? (Если буквы е ё ю я стоят в начале слова или после гласной, или после ь и ъ знаков, то они будут обозначать два звука)

-Какие согласные всегда мягкие? (й ч щ)

-Какие согласные всегда твердые? (ж ш ц)

-Что мы знаем про ь и ъ знаки? (Они не обозначают звука)

Вы отлично справились с заданиями, теперь можно отправляться в плавание дальше.

Зрительная гимнастика

Закройте глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).

Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям. 

Впереди показался  остров «Звукино».           

IV.        Знакомство со звуками [ф], [ф'].

Учитель: Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы.

-Какие одинаковые звуки встречаются в словах? (Звуки [ф] и [ф’]) 

-Кто догадался, какая тема нашего урока? (Звуки [ф] и [ф’] и буква, которая их обозначает)

-Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф] и [ф’]. Буквы Ф,ф.

-Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока

Познакомимся с ...

Будем учиться читать ...

 (Мы познакомимся со звуками [ф] и [ф’] и буквой, которая их обозначает.

Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой)

Учитель: Ребята, что должно быть  на каждом корабле, чтобы было ясно из какой мы идём страны? (Флаг)

-Под каким флагом мы пойдем с вами? (Флаг России)

-Из каких цветов состоит наш флаг? (Белый, синий, красный)

-Что они обозначают?

-Произнесите слово «флаг» хором.
-Составьте схему слова флаг. (Выполняют задание на парте)
-Сколько в слове флаг слогов?
-Почему?
-Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
-Какой он гласный или согласный? (Согласный)
-Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог)
-Твердый или мягкий? (Твердый)
-Звонкий или глухой? (Глухой)
-Повторите, что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный, твердый, глухой)

Учитель: Отгадайте загадку

Днём он молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает. (Филин)

А кто такой филин? (Хищная птица из семейства совиных, днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, полевками и другими мелкими грызунами. Нападает филин на мелких животных. Терпеливо дежурит на своем посту. Часами он ожидает своей добычи)

 -Произнесите это слово хором и поставьте ударение?

-Составьте схему к слову филин. (Выполняют задание на парте)

-Сколько слогов в слове филин? (два)

-Назовите первый слог? (фи)

-Назовите второй слог? (лин)

-Какой первый звук слышится в этом слове? ( Звук [ф’])

-Какой он гласный или согласный? (Согласный)

-Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог)
-Твердый или мягкий? (Мягкий)

-Почему?
-Звонкий или глухой? (Глухой)
-Повторите, что вы узнали о звуке [ф’]. (Согласный, мягкий, глухой)
V.  Физкультминутка

Учитель: На острове «Звукино» живут два веселых добрых человечка. Они очень любят играть и предлагают вам, ребята, поиграть с ними. (Учащиеся встают около своих парт, если в слове слышится твёрдый [ф] – приседают мальчики, если мягкий звук [ф’] – хлопают девочки).

Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф.

VI.  Знакомство с буквами

Учитель: Наше путешествие продолжается,  и мы  попадаем на остров «Буковкино».

-Какой буквой мы будем обозначать звуки [ф], [ф'] ? Кто из вас знает имя новой буквы? (ЭФ).

-Ребята, а на что похожа буква «Ф»? (Ответы детей)
-А теперь, послушайте веселые стихи о букве «Ф».

Ученик: Филин серый, филин cтapый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филинёнку дал флажок.
Филинёнок рад, рад,
Два фонарика горят.

Ученик: С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Ученик: Ф надула свои щеки или встала руки в боки. Встаньте, пожалуйста, давайте изобразим, что говорится в стихотворении. (Встают и изображают букву Ф)

Учитель: Открываем тетради. Напечатайте большую и маленькую буквы Фф. Выполним раскраску и штриховочку.

А теперь потренируемся правильно произносить этот звук. В этом нам поможет чистоговорки:

Аф-аф-аф – в Африке живёт жираф.
Фа-фа-фа – мы пропели ноту «фа».
Фе-фе-фе – пишем буквы мы в графе.

VII.  Работа по учебнику «Азбука»

Учитель: Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову «Читайкин».

-Открываем учебник на с. 71.

-Прочитайте слоги под схемами слов в красной рамке на с. 71 учебника.

-Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает мягкий согласный звук.

-Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает твёрдый согласный звук.

-Дополните их так, чтобы получилось слово.

фу-фуфайка, фуражка, футбол,

Фе-ферма, февраль, фен

Фы-фыркать, фотографы

Фи-фигура, фиалки,

Фа-фартук, факел, факир, фата, фаворит, фара

Фо-фокус, фотографии, фонарик, форма, фокусник

Фё-Фёкла, Фёдор

Чтение слов в азбуке на странице 71.

-Что общего у всех этих слов? (звук ф)

-Прочитайте слова, которые состоят из одного слога, из двух слогов, из трех слогов.

Учитель: Какие слова вам показались непонятными, трудными? (Фабрика, ферма, флот).

Фабрика – промышленное предприятие с машинным способом производства, выпускающее товары преимущественно лёгкой и пищевой промышленности.

Ферма – отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство.

Флот – это крупное соединение судов. Каким бывает флот? (морской, воздушный, парусный, речной).

VIII.  Физкультминутка

Учитель: Наш путь лежит в бухту «Историческая».

Работа с иллюстрацией (с.70-71)

-Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите на рисунке? (Корабли, пароходы).

-Какие корабли? (Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка)

-Как одним словом назвать, то, что вы видите? (Флот – это крупное соединение военно-морских судов)

-Какие морские суда были раньше? (Лодка, парусник)

-Что о них можно сказать? (Одни современные, другие старинные).

-Какие современные морские суда изображены? (Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)

- А что вы ещё видите на иллюстрации? («Роза ветров» - компас, ориентир в водном пространстве)

Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина с.70

Учитель: Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

-Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…»)

-Читаем про себя. Затем вслух.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался «Орел!» Особое внимание флоту стал уделять Петр I. Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:

«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе».

Учитель: Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства.

-А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»? (Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути)

Чтение вслух хором (отработка выразительности)

Учитель: Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.

IX.   Закрепление пройденного.

Учитель: Ребята, нужно прочитать важное послание. Вот беда, буквы размыло водой.  Возьмите карандаш и восстановите текст. (Текст напечатан на карточках. Дети работают в парах).

На  к…ждом  кора…ле   есть  …лаг.

Мы горди…ся  своим  могучим  фл…том.

Наш  флот х…дит  по всем морям и …кеанам.

Проверка: читают по 1  предложению хором по рядам.

X.   Итог урока.

Учитель: Наше путешествие и урок подходят к концу.

-С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

-Что вы о ней узнали?

-Что особенно запомнилось на уроке?

XI.  Рефлексия.

Учитель: А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей  дружной командой. Молодцы!

У вас на столах лежат кораблики, мы должны их выпустить в море.

-Кому было интересно и понятно на уроке, раскрасьте кораблик яркими красками.

-У кого были затруднения, не поняли тему урока, раскрасьте кораблик тёмными красками.

А теперь давайте все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот. (Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой. Звучит песня « Экипаж - одна семья»)


скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)