Методическая разработка открытого урока по математике в 10 классе на тему:
«Степенная функция, ее свойства и график»
Тема урока: степенная функция, ее свойства и график.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Ø обобщить понятие степенной функции, ее свойств путем знакомства со свойствами и графиками различных (в зависимости от показателя степени) видов степенной функции;
Ø обозначить перспективу практического применения знаний о степенной функции.
Ø Образовательная цель: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний о степенной функции: виды, свойства и график.
Ø Воспитательная цель: создать условия для применения на уроке математики знаний, полученных в других предметных областях; развивать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели, а так же коммуникативные способности учащихся.
Ø Развивающая цель: продолжить развитие культуры умственной деятельности (анализ, синтез, классификация, планирование), математическая речь
Оборудование: компьютер, интернет ресурс DESMOS.COM, проектор с экраном, доска, учебник для ОО «Алгебра и начала математического анализа» Ш.А. Алимов.
Здравствуйте. Садитесь. Отложим все лишнее и настроимся на рабочий лад. Сегодня у нас урок по теме “ Степенная функция “.
Целью нашего урока является показать роль свойств степенной функции в процессе решения ряда математических, физических и экономических задач, а, следовательно, и роль этой функции и ее свойств в процессе сдачи ЕГЭ.
Для начала вспомним определение функции:
Вопрос 1: Что такое функция?
Ответ: Функция (отображение, оператор, преобразование) — соответствие между элементами двух множеств, установленное по такому правилу, что каждому элементу первого множества соответствует один и только один элемент второго множества.
Вопрос 2: Какие функции Вы знаете?
Ответ:
Ø Прямая пропорциональность.
Ø Линейная функция.
Ø Обратная пропорциональность.
Ø Квадратичная функция.
Ø Степенная функция.
Ø Показательная функция.
Ø Логарифмическая функция.
Ø Тригонометрические функции.
Ø Обратные тригонометрические функции.
Все выше перечисленные функции относятся к элементарным функциям.
Элементарные функции — функции, которые можно получить с помощью конечного числа арифметических действий и композиций из следующих основных элементарных функций. Каждую элементарную функцию можно задать формулой, то есть набором конечного числа символов, соответствующих используемым операциям. Все элементарные функции непрерывны на своей области определения.
Вопрос 3: Что называется графиком функции?
Ответ:
Ø Это геометрическое понятие в математике, дающее представление о геометрическом образе функции.
Ø В случае использования прямоугольной системы координат, график функции — это геометрическое место точек плоскости, абсциссы (x) и ординаты (y), которые связаны отображаемой функцией или проще множество точек координатной плоскости, абсциссы которых составляют область определения функции, а ординаты соответствующие значения функции.
Ø Изучение любой функции завершается построением графика этой функции.
Задание: Обратите внимание, на эскизе представлен некий пейзаж. Постарайтесь среди данных линий найти графики функций.
Вопрос 3: Так любое ли множество точек на координатной плоскости задает график функции?
Ответ:
Нет, только такое множество, где каждому значению аргумента соответствует только одно значение функции
Посмотрите, насколько значимо изучение функции! Как мы видим на эскизе, графики функций встречаются не только в математике, но и в природе (горы, леса, деревья) – все, что нас окружает, состоит из графиков функций.
Вопрос: А какие из этих линий относятся к графикам степенных функций?
Теперь давайте вспомним следующие функции, их графики и свойства:
y=x², y=x³, y=1/x ,y=√x или y=x½ , y=x
На рисунке изображены графики ряда степенных функций, обозначенные цифрами от 1 до 5). Давайте вспомним:
Ø названия графиков и их соответствие алгебраической записи функции;
Ø свойства изображенных функций (область определения, область значений, четность/нечетность).
Будем называть функцию, а вы же должны указать соответствующий ей график функции (или наоборот).
И так, мы вплотную приблизились к пониманию степенной функции.
3.1 Степенная функция — это функция вида y = xp , где p — заданное действительное число (показатель степени).
Ø К степенным функциям часто относят и функцию вида y=kxp , где k — некоторый (ненулевой) коэффициент.
Ø На практике показатель степени почти всегда является целым или рациональным числом.
Ø Если показатель степени — целое число, то можно рассматривать степенную функцию на всей числовой прямой (кроме, возможно, нуля).
Ø Графики степенной функции при натуральном показателе p (=n, принадлежит множеству N – натуральных чисел) называются параболами порядка n.
Ø При p=1 получается y=kx, называемая прямой пропорциональной зависимостью.
Ø Графики функций вида y=xn где n — натуральное число, называются гиперболами порядка n.
Ø При p=-1 получается функция y=x-1 или y=1/x называемая обратной пропорциональной зависимостью.
Ø Если p=1/n ,то функция есть арифметический корень степени n.
С помощью интернет ресурса DESMOS.COM (известный графический и математический калькулятор) наглядно демонстрируем графическое отображения степенных функций, которые будем рассматривать ниже.
Ø Ссылка на графический калькулятор: https://www.desmos.com/calculator?lang=ru
Ø Ссылка на руководство пользователя редактором DESMOS на русском языке:
https://desmos.s3.amazonaws.com/Desmos_User_Guide_RU.pdf
1. Если показатель p = 2n — четное натуральное число:
1.1. область определения — все действительные числа, т. е. множество R;
1.2. множество значений — неотрицательные числа, т. е. y ≥ 0;
1.3. функция четная;
1.4. функция является убывающей на промежутке x ≤ 0 и возрастающей на промежутке x ≥ 0.
1.4.1.
Пример
функции с показателем p = 2n: y = x4, y =x16
2. Если показатель p = 2n - 1 — нечетное натуральное число:
2.1. область определения — множество R;
2.2. множество значений — множество R;
2.3. функция нечетная;
2.4. функция является возрастающей на всей действительной оси.
2.4.1.
Пример
функции с показателем p = 2n - 1: y = x5
и y=x17
3. Если показатель p = -2n, где n — натуральное число:
3.1. область определения — множество R, кроме x = 0;
3.2. множество значений — положительные числа y > 0;
3.3. функция четная;
3.4. функция является возрастающей на промежутке x < 0 и убывающей на промежутке x > 0.
3.4.1. Пример функции с показателем p = -2n: y = 1/x2 и y = 1/x16
4. Если показатель p = -(2n - 1), где n — натуральное число:
4.1. область определения — множество R, кроме x = 0;
4.2. множество значений — множество R, кроме y = 0;
4.3. функция нечетная;
4.4. функция является убывающей на промежутках x < 0 и x > 0.
4.4.1.
Пример
функции с показателем p = -(2n - 1): y = 1/x3 и y = 1/x17
5. Если показатель p — положительное действительное нецелое число:
5.1. область определения зависит от четности знаменателя;
5.2. множество значений зависит от четности знаменателя;
5.3. функция является возрастающей/убывающей в зависимости от четности знаменателя;
5.3.1.
Пример
функции с показателем p, где p — положительное действительное нецелое число: y =x1/3 и y= x4/3.
6. Если показатель p — отрицательное действительное нецелое число:
6.1. область определения — зависит от четности знаменателя и числителя, но x≠0;
6.2. множество значений — зависит от четности знаменателя и числителя, но y≠0;
6.3. функция является убывающей на промежутке x > 0.
6.3.1.
Пример
функции с показателем p, где p — отрицательное действительное нецелое число: y =x-4/3 и y= x -1/3.
4. Решение задач. Практика
4.1 Задача 1.
Рассмотрим задачу из физики (пример практического применения степенных функций):
На учебном полигоне произведён выстрел из зенитного орудия в вертикальном направлении. Требуется определить наибольшую высоту подъёма снаряда h, время подъёма t1 и время падения t2, если начальная скорость снаряда V0 = 400 м/с. Сопротивлением воздуха пренебречь.
Решение: (проводится совместно с учениками на доске).
Вопрос |
Ответ |
На доске |
Что дано в задаче? |
Начальная скорость снаряда V0 = 400 м/с, указано направление выстрела. |
Дано: V0 = 400 м/с.
|
Что нужно найти? |
Наибольшую высоту подъёма снаряда, время подъёма и время падения. |
Найти h, t1,t2. |
Записываем решение. |
Решение. |
|
Какой функцией выражается закон движения снаряда? |
Квадратичной функцией
|
g = 9.8 м/с. |
А что будет графиком данной функции? |
Графиком данной функции является парабола. |
Рисунок |
Куда будут направлены её ветви? |
Ветви параболы направлены вниз. |
|
Где, следовательно, будет наибольшая высота подъёма снаряда? |
Наибольшая высота подъёма снаряда будет в вершине параболы. |
|
Что необходимо знать для нахождения наибольшей высоты? |
Необходимо найти координаты вершины параболы. |
|
Что мы получим, подставив данные? |
|
|
Как найти время падения снаряда? |
Время подъёма снаряда соответствует интервалу возрастания функции и равно 41с. Время падения снаряды соответствует интервалу убывания функции и равно времени подъёма, так как график функции симметричен относительно прямой, проходящей через вершину параболы. |
|
Ответ: |
Ответ: h = 8.16 км; t1 = t2 ≈ 41c. |
4.2 Задача 2.
Рассмотрим задачу из экономики с использованием степенной функции:
Вкладчик поместил в банк 1000р. Банк ежегодно выплачивает вкладчику 3% от суммы вклада. Какую сумму денег s получит вкладчик через 2 года?
Решение: (проводится совместно с учениками на доске).
Вопрос |
Ответ |
На доске |
Что нам дано? |
Первоначальная сумма денег (s0), Число процентов, начисляемых банком в год (r), Число лет, в течении которых деньги находились в банке (T) |
Дано: s0=1000 r=3% T=2 года
|
Что нужно найти? |
Сумму денег (S) |
Найти: S-? |
Вычислим сумму по формуле сложных процентов (степенная функция) |
Подставим данные и найдем S |
Решение:
S= 1000 (1+0.03)2= =1000*(1.03)2= =1000*1.6=1060 р. |
Записываем ответ |
|
Ответ: S=1060 р. |
Подобрать задачи из жизни и других наук, в которых встречается степенная функция.
Глава II Степенная функция §6 №124 (четные номера), №176, 177
Сегодня на уроке мы еще раз показали, насколько многогранно, изысканно и красиво используются свойства степенной функции в процессе решения математических задач, а также задач из разделов физики, экономики, в природе, в технике и т.д. Подводим итог урока, оцениваем деятельность класса и отдельных учащихся, просим учащихся выделить удавшиеся моменты, выясняем, что вызвало наибольшую трудность.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.