Методическая разработка открытого урока по обществознанию на тему: «Права в обществе»
Оценка 4.6

Методическая разработка открытого урока по обществознанию на тему: «Права в обществе»

Оценка 4.6
docx
27.03.2023
Методическая разработка открытого урока по обществознанию на тему: «Права в обществе»
Открытый урок по обществознанию (9 класс) _Права в обществе_.docx

Методическая разработка открытого урока по обществознанию на тему: «Права в обществе»

Цель: повторить, обобщить и углубить правовые знания учащихся об основных отраслях права, правонарушениях и правовой ответственности, правах и свободах граждан РФ.

Задачи:

образовательные:повторить, обобщить и углубить, полученные в курсе 9 класса правовые знания учащихся об основных отраслях права; правонарушениях и правовой ответственности; правах и свободах граждан РФ.

развивающая - совершенствовать умения применить полученные знания на практике, работать в команде;

воспитательная - продолжить работу по воспитанию нравственной и правовой культуры учащихся, воспитание политически грамотного и активного гражданина.

Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием игровой технологии

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, сигнальные карточки, презентация- сопровождение урок)

План урока:

1.     Огр. момент. Вступление

2.     Представление команд

3.     Ознакомление с правилами

4.     Основ соревнования – 6 этапов

5.     Соревнования капитанов в блиц- опросе

6.     Подведение итогов. Рефлексия

7.     Выставление оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Учитель: Добрый день, ребята, гости. Сегодня мы с Вами проводим не просто урок, а турнир. На уроках мы говорили о политической системе государства,об участии человека в делах государства, и конечно же, о правах человека и гражданина.  Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Я хочу, чтобы этот турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни.

О праве говорили великие: « Не важно на чьей стороне сила, важно то, на чьей стороне право» (В.Гюго)

Как вы думаете, как же будет звучать тема нашего турнира?

Тема: «Право в обществе»

Задачи: уточнить и расширить свои знания о правах человека в обществе

Учитель: общепризнанным символом правосудия является Фемида; древнегреческая богиня права и законного порядка. Ее атрибутами являются весы, меч, мантия, повязка на глазах.

Фемиду изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят "российская Фемида", мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Весы находятся в левой руке богини – левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч – символ духовной силы, в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость.  Держащая его рука – правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".

Мантия – торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, правосудия. Важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное одежду для мирских дел

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Надеюсь, вы уважаете право, закон. Ибо без уважения к закону не построить правовое государство.

В ходе турнира вы будете получать баллы за правильные ответы, в конце которого мы подведем итоги и выставим оценки. В каждом туре 1 игрок отвечает 1 раз. (нельзя 2 раза ответить в одном туре, одному и тому же человеку)

Для начала давайте познакомимся с командами. 3 команды по 1 минуте (название, капитан, девиз)

Мы познакомились с командами и теперь переходим к нашему первому туру, который задаст нам настроение на сегодняшний турнир.

Наш первый тур –«Песенный»

Вам предлагается прослушать песни и необходимо определить о каком праве поется в песне. За каждую угаданную композицию, команда получает 1 балл.

1.     «Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.

2.     «Чему учат в школе» – Право на образование.

3.     «Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.

4.     «Чунга- Чанга» – Право на отдых. Право пользоваться благами.

5.     «В каждом маленьком ребенке» – Право на всестороннее развитие

Второй тур «Соотнеси понятие».

Настоящим юристам не обойтись без прочных теоретических знаний. В течение 2 минут командам необходимо соотнести понятия, изучаемые в курсе обществознания 9 класса, с их содержанием. (Команды работают с письменным заданием).

 1.

Конституция

А

Совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми

2.

Договор

Б

Общественно опасное, противоправное, наказуемое даяние

3.

Кодекс

В

Основной закон государства.

4.

Гражданин

Г

Устойчивая связь гражданина с государством

5.

Бипатрид

Д

Единый закон, в котором собраны нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений

6.

Преступление

Е

Лицо, обладающее всеми правами и обязанностями по отношению к собственному государству

7.

Гражданство

Ж

Форма принятия законов или решений наиболее важных вопросов государственной жизни путем народного голосования.

8.

Конвенция

З

Лицо, имеющее гражданство двух и более государств

9.

Право

И

Документ, направленный на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей

10.

Референдум

К

Международное соглашение по важному социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

В

И

Д

Е

З

Б

Г

К

А

Ж

 

Максимум: 10 баллов, за каждую правильную позицию

Третий тур «Чёрный ящик»

Нужно отгадать, что находится в ящике.
 Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

1. В ящике находится два документа, один из которых состоит из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс.)Второй, в переводе с латинского означает «установление», «устройство». (Конституция)

2.В Англии есть обычай: перед Новым годом украшать свои дома и подъезды венками из веток и листьев остролистника и омелы. Причем мужчины один день в году имеют право поцеловать каждую остановившуюся под таким украшением девушку. Один предприимчивый англичанин, чтобы поцеловать как можно больше девушек, украсил венками предмет, мимо которого ни одна девушка была пройти просто не в состоянии. Что же это за предмет? (Зеркало)

3.«Китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

- Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…

- Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. За этим питьем большое будущее.

Врач оказался прав: в наши дни его пьют миллионы людей». Что это? (чай)

Четвертый тур «Правовые акты»

Назовите правовые акты, в которых находятся данные статьи. (на слайде, где первая рука, тот и отвечает)

А) Всеобщая декларация прав человека
Б) Семейный кодекс РФ 
В) Конвенция о правах ребенка 
Г) Конституция РФ

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Всеобщая декларация прав человека.)

2.«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию». (Конвенция о правах ребенка.)

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». (Конституция РФ.)

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния». (Семейный кодекс РФ.)

5. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. (Всеобщая декларация прав человека.)

6.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.(Семейный кодекс РФ.)

7. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. (Конституция РФ.)

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятый тур работа с текстовым источником.

Текст № 1

Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих — «народ» и «власть» — представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть — явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.

...Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...

Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем, не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.

Задание 1. Выделите основную мысль данного текста.

Задание 2. Автор указывает, что власть существует в любом социуме. Опираясь на текст и знания из курсов истории и обществоведения, приведите два аргумента в поддержку этого вывода.

1) власть появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение;

2) наличие власти дает возможности для нормальной жизнедеятельности людей, соблюдения их прав.

Задание 3. Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечислены в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст №2.

Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3 – 21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22 – 27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.

(По материалам интернет-энциклопедии)

 

1. Выделите основный смысл текста.

2. Какие две группы прав человека названы в тексте? Объясните значимость одного любого права из каждой группы.

- гражданско – политические и социально – экономические права человека.

3. Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы?

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст 3.

Одна из древнеримских юридических формул гласит «Законы писаны для бодрствующих». В этой формуле заложен глубокий смысл. Законы издаются для людей. От них требуется сознательное следование этим законам, законопослушание. Но этого недостаточно. Люди не должны сидеть, сложа руки, в надежде на то, что в области законности все сложится само собой, они должны быть настроены на активную борьбу за законность.

И это относится не только к юристам — работникам полиции, судьям, прокурорам и т.д., но и ко всем людям. Ко всем нам! В противном случае, если все мы будем проходить мимо и тем более сами оставаться «юридически равнодушными», безразличными к праву и закону, никакая правозаконность не состоится, и общество будет скатываться к анархии и хаосу. Что здесь самое важное?

Есть тут два «ключика», которые делают человека юридически «бодрствующим». Первый из них: утвердиться в том, что каждый из нас обладает неотъемлемыми прирождёнными правами, с которыми обязаны считаться все окружающие, государство, любая власть. А в центре, в самой основе прав и свобод человека — его высокое человеческое достоинство. И второй «ключик»: это такое изменение нашего отношения к суду, в соответствии с которым именно правосудие должно рассматриваться в качестве оплота и надежной защиты каждого человека, его прирождённых прав и свобод.

Для того чтобы в государстве состоялась правозаконность, необходимо также изменение роли суда, который из казённого учреждения, где «судят» и «дают» срок, должен превратиться в помощника и спасителя, который и рассудит, и поддержит, и каждому воздаст должное.

(По материалам статьи С. С. Алексеева)

 

1. Автор, утверждает, что суд станет надёжным защитником прав и свобод человека, если будет не только судить, но и «превратится в помощника и спасителя, который и рассудит, и поддержит, и каждому воздаст должное». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) подтверждающие это мнение.

 

2. Назовите два условия, без которых, по мнению автора, не может состояться правозаконность? Проиллюстрируйте конкретным примером одно любое из них.

3. Чем, по мнению автора, характеризуется сознание «юридически бодрствующего» гражданина?

 

 

 

 

 

 

Учитель:в завершении нашего с вами турнира состоится шестой тур – «правовой блиц - опрос»

Каждый поднимает руку и быстро дает ответ.

1.     Какой орган осуществляет правосудие? суд

2.     Кто является главой Российской Федерации (Президент РФ.)

3.   Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федераций, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.

4.   Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация.)

5.   Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо.)

6.     Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция.)

7.     Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет.)

8.     В каком возрасте можно получить Паспорт гражданина РФ? (14 лет)

9.     Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ.)

10.  Как называется тайное хищение имущества? (Кража.)

11. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

12. . Как в уголовном праве именуются лица, не достигшие 14 лет? Малолетние

13. Какое слово часто используют как синоним слова "право":- закон

14. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. – Преступление

15. Права человека и гражданина - это одно и тоже? – нет

16. Что означает слова "конституция" (constitutio) "устройство";

17. Кто занимается расследованием преступлений: Прокуратура РФ;

18. В каком правовом акте отражены основные нормы трудового права? (В Трудовом кодексе РФ).

 

Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель анализирует деятельность учащихся в ходе урока, выясняет, какие задания вызвали наибольшие затруднения.

Учащиеся проводят рефлексию: «Каков мой вклад в успех команды?»

Выставление оценок. Домашнее задание

 


Законы создаются для людей,

Чтоб чувствовать себя свободным в государстве.

Но нарушать закон ты, гражданин, не смей,

Иначе можешь ты виновным оказаться.

 Закон тебя вознаградит,

Коли ему ты будешь подчиняться.

И знай, что ты законом не забыт,

А преступать его, не стоит даже браться.


 Соотнесите понятие и содержание:

 1.

Конституция

А

Совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми

2.

Договор

Б

Общественно опасное, противоправное, наказуемое даяние

3.

Кодекс

В

Основной закон государства.

4.

Гражданин

Г

Устойчивая связь гражданина с государством

5.

Бипатрид

Д

Единый закон, в котором собраны нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений

6.

Преступление

Е

Лицо, обладающее всеми правами и обязанностями по отношению к собственному государству

7.

Гражданство

Ж

Форма принятия законов или решений наиболее важных вопросов государственной жизни путем народного голосования.

8.

Конвенция

З

Лицо, имеющее гражданство двух и более государств

9.

Право

И

Документ, направленный на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей

10.

Референдум

К

Международное соглашение по важному социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     В ящике находится два документа, один из которых состоит из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. Второй, в переводе с латинского означает «установление», «устройство». 

 

 

 

 

 

 

2.     В Англии есть обычай: перед Новым годом украшать свои дома и подъезды венками из веток и листьев остролистника и омелы. Причем мужчины один день в году имеют право поцеловать каждую остановившуюся под таким украшением девушку. Один предприимчивый англичанин, чтобы поцеловать как можно больше девушек, украсил венками предмет, мимо которого ни одна девушка была пройти просто не в состоянии. Что же это за предмет?

 

 

 

 

3.«Китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

- Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…

- Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. За этим питьем большое будущее.

Врач оказался прав: в наши дни его пьют миллионы людей». Что это?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А) Всеобщая декларация прав человека
Б) Семейный кодекс РФ 
В) Конвенция о правах ребенка 
Г) Конституция РФ

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». 

2.«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию».

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». 

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния». 

5. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

6.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

7. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка открытого урока по обществознанию на тему: «Права в обществе»

Методическая разработка открытого урока по обществознанию на тему: «Права в обществе»

Ход урока. Учитель: Добрый день, ребята, гости

Ход урока. Учитель: Добрый день, ребята, гости

Для начала давайте познакомимся с командами

Для начала давайте познакомимся с командами

Право И Документ, направленный на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей 10

Право И Документ, направленный на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей 10

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в

Пятый тур работа с текстовым источником

Пятый тур работа с текстовым источником

Текст №2. Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её…

Текст №2. Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её…

Текст 3. Одна из древнеримских юридических формул гласит «Законы писаны для бодрствующих»

Текст 3. Одна из древнеримских юридических формул гласит «Законы писаны для бодрствующих»

Учитель: в завершении нашего с вами турнира состоится шестой тур – «правовой блиц - опрос»

Учитель: в завершении нашего с вами турнира состоится шестой тур – «правовой блиц - опрос»

И знай, что ты законом не забыт,

И знай, что ты законом не забыт,

В ящике находится два документа, один из которых состоит из двух частей: общей и особенной

В ящике находится два документа, один из которых состоит из двух частей: общей и особенной

А) Всеобщая декларация прав человека

А) Всеобщая декларация прав человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023