Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: В.Берестов "Хитрые грибы"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: В.Берестов "Хитрые грибы"

Оценка 4.7
docx
28.03.2023
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: В.Берестов "Хитрые грибы"
Шпартько литература 2 - копия.docx

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет Литературное чтение

Класс

Автор УМК Школа России

Тема урока В.Берестов «Хитрые грибы»

Тип урока Урок открытия новых знаний

Вид урока: Смешанный

Цель урока Создание условий для получения знаний о стихотворении В.Берестова «Хитрые грибы»

Задачи для учителя:

Образовательные  познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом; учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное; отрабатывать навыки выразительного чтения; расширить знания о  грибах;

Развивающие развивать умения учащихся критически мыслить; развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательные воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.

Задачи урока для ученика:

на знание: знание сюжета стихотворения В.Берестова «Хитрые грибы».

на понимание: понимание смысла стихотворения В.Берестова «Хитрые грибы»

на применение: применение в ходе урока знаний, о грибах

на анализ: анализ двух разных по жанру текстов

на синтез: синтез знаний, полученных на предыдущих уроках.

на оценку: собственной деятельности на уроке

 

 

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом; учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное; отрабатывать навыки выразительного чтения; расширить знания о  грибах;

Ученик научится:

Познавательные УУД: определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение; определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

Регулятивные УУД: выполнять учебное действие по плану;

выполнять учебное задание в соответствие с целью;

осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания

Коммуникативные УУД: излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя план;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

 

Проявлять:

- интерес к народной сказке и её героям;

- позитивное отношение к чтению народных сказок.

 

 

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник, рабочие тетради

 

Ноутбук, электронная доска, проектор

Межпредметные связи

Русский язык

Организация пространства

Стандартное


Этапы урока

Название этапа

Деятельность

Учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивационный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выявление затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Первичное закрепление нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Рефлексия

-Добрый день, ребята!

Меня зовут Анастасия Андреевна я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверим готовность к уроку, посмотрим друг на друга, улыбнёмся, сядем за парты и приступим к работе.

Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Как вы думаете, для чего нужно читать и изучать литературные произведения?

 

 

 

-Сейчас мы с вами попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения  недостающими словами

- Какие мы должны вставить слова? (такие, чтобы получилась рифма)

Жёлтое солнце на землю глядит.

Жёлтый подсолнух за солнцем ….   .

Жёлтые груши на ветках ….   .

Жёлтые листья с деревьев … .

(следит, висят, летят)

-Прочитаем  медленно (хором)

- 1 ряд читает тихо

- 2 ряд читает  с увеличением громкости

- 3 ряд читает  с ускорением

- Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.

 

- Один листочек упал с дерева ко мне.

-  А на нём вопрос: «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (листопад)

- Чем ещё хороша осень?(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

- А тут ещё загадка для нас:

        И на горке, и под горкой,

        Под березой и под елкой,

        Хороводами и в ряд

        В шапках молодцы стоят. (Грибы)

-А кто из вас хоть раз в жизни собирал грибы? Какие чувства вы при этом испытывали? Расскажите.

-Какие грибы вы еще знаете?

- Как вы думаете,  о чём пойдёт речь сегодня  на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке?

 

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведениями о грибах.

Но для начала составим план работы:

1.Познакомимся со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы»

2. Познакомимся с научной статьей о грибах.

3.Сравним эти тексты и сделаем вывод.

4.Выполним проверочную работу.

-А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, который отправился в лес за грибами.

- Вам знакомо имя этого автора?

( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочтите название стихотворения В. Берестова , которое мы будем читать.

-Почему автор так назвал свое стихотворение?

Разве грибы могут быть хитрыми? Кого обычно называют хитрым?

А теперь проверим ваши предположения.

 

 

 

 

Внимательно послушайте стихотворение и подумайте почему автор дал именно такое название своему стихотворению.

-Читаю стихотворение

- Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Как называются тексты в которых передается настроение, чувства от автора читателю? (художественный текст)

Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

Словарная работа

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

(словами выставляются на слайде)

Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

Кто автор произведения?

-Что автор взял с собой в лес? Прочитайте.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом? (где-же)

-Прочтите выразительно это предложение.

5. Чтение вслух

- Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

Что мы должны передать при чтении? (чувства, настроение)

 

Работа с текстом «Грибы», с.77

- Скажите, а грибы- это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77

Первичное чтение,(с.77) по цепочке

– Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? ( Грибы – это не растения и не животные.)

– Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)

– О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)

– Дети, а кто является автором этого текста?

( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)

-Для чего эта статья размещена в энциклопедии?

– Кто знает, что такое энциклопедия?

– Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы.

- Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

- Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

На какие группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)

 

 

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращение головой)

Корпусом вращаем тоже-

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево)

Напоследок потянулись,

Вверх и в стороны прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Сеть на место)

 

– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

-Что в них общего? (тема)

- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

( Да, у них одна тема – грибы.)

– А чем они отличаются?

(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

Вывод:Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом

Где приобретенные знания нам пригодятся?

 

Ребята, сейчас мы с вами проведем небольшую самостоятельную работу.

1. Возле леска, на ___________

Украшая тёмный ____________

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый_______________

Слова для справок: опушка, бор, мухомор.

 

2. А на стареньком пеньке,

И особенно в _______________

Аж семьёй растут грибочки, Дружно, как солдаты,

Тянутся ______________________

Слова для справок: тенёк, опята.

 

3. Шоколадно-бурый ________________

К скользкой шляпке лист ____________

Воротник ажурный тонок.

Гриб такой зовут _______________.

Слова для справок: гриб, прилип, маслёнок.

 

4. Скромный, тоненький и ___________,

Этот гриб, поверьте, ________________.

Попадёт грибочек в _________________,

Всех в больницу ____________________.

Слова для справок: бледный, вредный, суп, увезут.

 

5. На ножках –белоснежках

Проснулись________________________

Хоть сыро им _______________________

Но всё ж приятно ножкам.

И шляпкам очень хрупким

В траве вполне __________________

 

Слова для справок: сыроежки, немножко, уютно.

 

6. Встали возле ________________

Жёлтенькие кнопочки.

Симпатичные ____________________!

Назовите их _____________________.

Слова для справок: тропочки, сестрички, лисички.

Теперь поменяйтесь тетрадями и оцените друг друга.

 

- Чему был посвящён наш урок?

С каким стихотворением познакомились сегодня? О чем оно?

Что мы еще с вами читали на нашем уроке?

Все ли было понятно на уроке?

Где можно применить новые знания?

Домашнее задание: Дочитать сказку дома и подготовить краткий пересказ.

 

-Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Слушают учителя, отвечают на его вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Отвечают на вопросы учителя, определяют цель урока.

Рассуждают о грибах, осени, осенних явлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют план работы. Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют стихотворение и научный текст. Читают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения физминутки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают тексты. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу. Оценивают себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать с использованием ранее изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом; учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное; отрабатывать навыки выразительного чтения; расширить знания о  грибах;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом; учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное; отрабатывать навыки выразительного чтения; расширить знания о  грибах;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.

Познавательные:

смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных

 

 

 

 

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.

Регулятивные: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею)

 

 

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:Уметь оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:

Способность к самооценке.

 

 

Приложения к уроку

 

 

Подпись учителя: _________/___________________________  Дата ____

Подпись методиста:_______/___________________________   Дата ____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет

Познакомить учащихся со стихотворением

Познакомить учащихся со стихотворением

Этапы урока Название этапа

Этапы урока Название этапа

Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения 5

Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения 5

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

Физминутка 6

Физминутка 6

Физминутка 6

Физминутка 6

Первичное закрепление нового знания 7

Первичное закрепление нового знания 7

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Мотивационный этап 2

Мотивационный этап 2

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: В.Берестов "Хитрые грибы"

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: В.Берестов "Хитрые грибы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2023