Методическая разработка открытого урока по теме: «Пищевые цепочки. Кто что ест?»
Оценка 4.6

Методическая разработка открытого урока по теме: «Пищевые цепочки. Кто что ест?»

Оценка 4.6
docx
23.01.2023
Методическая разработка открытого урока по теме: «Пищевые цепочки. Кто что ест?»
okr.mir_._pishchevye_tsepochki._kto_chto_est._3_klass.docx

Методическая разработка открытого урока по теме: «Пищевые цепочки. Кто что ест?»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель:расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, формирование понятия о пищевых цепочках и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе, формирование умения составлять пищевые цепочки

Личностные УУД:

Л1: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Л2:развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Л3:развитие умения работать в группах.

Познавательные УУД:

П1: развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

П2: развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

П3: развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему.

Регулятивные УУД:

Р1: формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

Р2: формировать умения оценивать свою деятельность;

Р3: формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные  УУД:

К1:формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

К2: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

К3: формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;

К4: формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения;

Планируемые результаты:учащиеся получат возможность научиться составлять цепи и сети питания животных.

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

 

Приветствие учеников. Психологический настрой.

Доброе утро, ребята. Ребята, сегодня нам на уроке понадобится хорошее настроение. Повернитесь к друг другу и улыбнитесь. У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь гостям и поприветствуйте их своей улыбкой. Настроились на урок. На уроках мы часто совершаем открытия, вот и сегодня, я надеюсь, что вы совершите открытие, с которым бы вам захотелось поделиться с окружающими. Успехов в работе!

Ученики улыбнулись, настроились на урок

 

Л1

Л2

Р1

2

Актуализация знаний

    - Прежде чем начать урок, необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

 

Сделаем вывод, что все ученые – зоологи классифицируют царство животных на виды. Давай перечислим эти виды животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери).

 

Сегодня на уроке мы тоже будем классифицировать животных. А вот по какому признаку, вы догадаетесь, прослушав сказку Николая Сладкова «Бежал Ежик по дорожке»

Обучающиеся дают ответы на вопросы учителя

 

 

 

 

 

Ученики слушают сказку

 

П1

П2

2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

 

- Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»

- Кем пообедал ёж?

- Какую ещё пищу ест ёж?

- Почему ёж испугался филина?

- Что понял еж?

- Как вы думаете, может ли филин есть семена растений? (нет, так как он хищная птица)

- Какими животными питается филин?

- Догадались ли вы, по какому признаку мы сегодня будем группировать (классифицировать) животных?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

(на экране тема)

Осмысляют, формулируют, предлагают решение

 

Группируют животных по способу питания

 

Учащиеся формулируют тему урока

П1

П2

К1

К4

3

Этап постановки проблемы

 

Использование методического приема развития критического мышления «Кластер».

На доске изображения животных. Ваша задача - соотнести этих животныхв группы по питанию, заполнив кластер, но прежде вспомним, какие группы бывают.

ЖИВОТНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску по центру)

Подсказка, вспомните, в конце 1 четверти в классе мы проводили праздник «Зов джунглей».

      - как называются животные, которые питаются растительной пищей? 

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

- как называются животные, которые в пищу используют других животных?

- ПЛОТОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

      - как называются животные, которые питаются насекомыми?

- НАСЕКОМОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

- как называются животные, которые ничем не брезгуют и в пищу используют растения животных?

- ВСЕЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску)

- Ответьте на вопрос, чем питаются разные животные?

(Животные питаются растениями и другими животными)

- Разделите животных по этому признаку

(Хищные – изображения тигра, лисы)

(Растительноядные – изображения зайца, лошади)

(Насекомоядные – изображения лягушки)

(Всеядные – изображения ежа, поросенка, скворца)

 

 

Составляют кластер

 

Извлекают, воспринимают, анализируют, сравнивают информацию

 

 

Обращаются к жизненному опыту

 

 

 

 

 

 

К3

П3

П2

4

Построение проекта выхода из затруднения

 

Беседа с учениками по вопросам:

- Говорят, что все живые существа связаны между собой цепью питания.  Как вы понимаете, что значит выражение – «цепь питания»? (данное понятие выносится на доску)

- Как вы понимаете лексическое значение слова «цепь»?

(железные прутья, которые переплетены и не могут разорваться)

- Как вы считаете, мы, люди, должны знать о цепях питания животных?

- Давайте разберемся, что такое цепь питания и из чего она состоит?

- Сейчас вы будете работать в парах по карточке. Отметьте закономерность в каждой строке карточки.

1. В каком порядке всегда расположена цепь питания?

2. Подумайте, почему на всех цепях питания на первом месте находятся растения?

- Что находится на первом месте в цепочке питания? (растения). Значит, что растения – это первое звено в цепи питания животных. Кто, еще заметил этот факт?

-  Обратите внимание на то, кто расположен во втором звене пищевой цепи? (растительноядные животные)

-  Что вы можете сказать о тех, кто занимает третье звено цепи питания? (все остальные животные)

-   Ребята, а почему именно растения находится на первом месте в пищевой цепочке? (так как растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа), поэтому они всегда в цепи питания стоят на 1 месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах

 

Л1

Л3

П1

К2

К3

5

Реализация построенного проекта

 

Учитель обобщает сказанное учениками:

- Можно сделать вывод, что в любой цепи есть строгая последовательность. Поработайте в парах.Ваша задача – составить цепи питания животных.

 

1.Водоросли – рыба – белый медведь

2. Рябина – заяц – волк

3. Желудь – кабан – волк

4. Зерно – мыши – кот

5. Пшеница - мышь - ястреб

6.Осина – заяц - лиса

7.Картофель – колорадский жук - куропатка

 

- Скажите, было сложно составлять пищевые цепочки? Как связаны между собой звенья в цепи питания?

(строгой последовательностью)

- Подумайте и ответьте, ваши составленные цепи питания относятся к одному природному сообществу?

(в различных природных сообществах свои пищевые цепочки -  лес, водоем, поле, сад)

- Тогда делаем вывод, в разных природных сообществах разные цепи питания.

Каждая пара составляет пищевую цепочку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Л3

К4

6

Физкультминутка

 

 

Предлагаю немного отдохнуть. Давайте поиграем. Я буду называть животных. Если это животное относится к группе растительноядных – вы хлопаете в ладоши; если к группе плотоядных – топаете ногами; если животное относится к группе всеядных – садимся на место.

Панда, лев, слон, ворона, кузнечик, орел, медведь, акула, енот, крот.

Выполняют физические упражнения

 

Участвуют в игре

Р1

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поработаем с учебником.

- Откройте учебник на с.95. Найдите текст «Кто как приспособлен». Прочитайте текст и подчеркните только особенности животных.

- Какой вывод можно сделать из прочитанного?

(хищники приспособились добывать пищу, а растительноядные спасаться от хищников)

- Расскажите об особенностях плотоядных и растительноядных животных6? (зачитывают особенности животных)

Потренируемся  в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на с.55 №1.Выполните задание самостоятельно. Проверим выполнение.

(Ласточка, еж, ящерица – синий; сова, лиса, рысь – красный; ворона, кабан – желтый; заяц, лось - зеленый).

 

- Ребята, у меня возник вопрос, как вы считаете, есть ли в цепи питания конечное звено? (если вопрос вызвал затруднение)

- Ответ тесно связан с образованием почвы. Как образуется почва? (остатки растений и животных превращаются в перегной, а благодаря работе бактерий образуются из всего этого – минеральные соли)

- Тогда я повторю свой вопрос, есть ли в цепи питания конечное звено? (да, бактерии)

- Как можно назвать такой процесс? (круговорот цепей питания – понятие выносится на доску)

Работают с учебником

 

 

 

 

 

 

 

Работают в рабочей тетради

 

 

 

Участвуют в диалоге

 

 

 

 

 

 

П1

Л2

К3

8

Включение в систему знаний и повторений

 

Закрепление учебного материала в форме эксперимента.

Я приглашаю к доске 4 учеников. Предлагаю построится в цепь питания по данным изображениям (яблоня, тля, божья коровка).  Как связаны между собой звенья в цепи питания? (строгой последовательностью). Соединим звенья в цепи с помощью мотка ниток.  Теперь, представьте, что развелось очень много пауков,а они большие любители божьих коровок, истребили практически всех божьих коровок на огороде. (Разрезаю нить)

- Что произошло? (одно звено выпало). Кчему приведет выпадение одного  звена цепи питания? (к трагедии)

 

- Ребята, я получила сообщение от ваших ровесников с полуострова Таймыр, который находится еще севернее, чем мы с вами, рассказывают, что основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась у них.

«У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили, что число больных оленей увеличилось в 15 раз!»

- Какой была основная ошибка жителей полуострова?

 (незнание того, что волки являются санитарами леса)

-  В начале урока мы задали вопрос. Должны ли мы, люди, должны знать о цепях питания животных?

 

- По незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

 

- Мы начинали свой урок с чтения сказки «Бежал ежик по дорожке», я хочу спросить:

 - Почему филин мог съесть ежа?

(Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти)

- Благодаря чему еж смог съесть улитку и лягушку, как ему удалось спастись от филина?

(Ёж бегает быстрее улитки и лягушки, свернулся в клубок и спрятался в укрытие)

- Какой вывод можно сделать?

(Что каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут)

 

 

 

Участвуют в эксперименте

 

 

 

 

 

 

Прослушивают аудиозапись

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики формулируют вывод

 

К4

К3

9

Домашнее задание

Т. С.56 №3 – потренироваться в составлении цепей питания.

Записывают домашнее задание

 

10

Рефлексия

 

Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?

 

Игра “Договори фразу”.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя……..…

 

 

- Ребята, кто из вас сегодня на уроке совершил открытие, которым можете поделиться с окружающими вашими друзьями, родителями?

Расскажите о нем по плану:

1.      Мы познакомились с новой классификацией животных по …

(типу питания).

2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….

-Растительноядных.

-Насекомоядных

-Хищников

-Всеядных

3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились…

(добывать себе пищу и спасаться от врагов).

 

- Ребята, кто считает, что мы достигли своей цели, отлично понял тему урока, сможет ее объяснить, прицепите прищепки на желтого ежика, кто считает, что он понял, но еще остались вопросы, прикрепляют к зеленой ежику, те, кто считает, что тема не раскрыта и он ничего не понял – красному ежику.

 

Земля вкруг Солнца вертится, 
И жизнь идет по кругу, 
А “стол” наш тем и держится, 
Что мы “едим” друг друга.
Чтоб в мире не было беды, 
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы, 
Но – один из четырех углов.

 

- Спасибо за урок! Урок окончен.

 

 

Оценивают себя

 

Участвуют в игре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают оценку собственной работе

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р2

Р3

 

 


 

Методическая разработка открытого урока по теме: «Пищевые цепочки

Методическая разработка открытого урока по теме: «Пищевые цепочки

УУД 1Мотивация к учебной деятельности

УУД 1Мотивация к учебной деятельности

Использование методического приема развития критического мышления «

Использование методического приема развития критического мышления «

Что находится на первом месте в цепочке питания? (растения)

Что находится на первом месте в цепочке питания? (растения)

Предлагаю немного отдохнуть. Давайте поиграем

Предлагаю немного отдохнуть. Давайте поиграем

Что произошло? (одно звено выпало)

Что произошло? (одно звено выпало)

Рефлексия Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?

Рефлексия Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?

Ты – царь природы, Но – один из четырех углов

Ты – царь природы, Но – один из четырех углов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2023