Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области «Вольский технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
по учебной дисциплине «Основы материаловедения»
по теме: «Свойства различных текстильных материалов»
Разработчик:
мастер п/о, преподаватель
Саркисова Галина Павловна
2022
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Основы материаловедения» по теме «Определение свойства различных текстильных материалов», разработана для проведения урока в группах по подготовке профессии «Оператор швейного оборудования»
При проведении урока использована методика обучения, ориентированного на действие, - методика дидактических задач, что позволяет развивать самостоятельность, толерантность, умение работать в группах. Формировать знания по технологии определения свойства ткани, аналитические способности.
В методической разработке представлен: титульный лист, пояснительная записка, план урока, список литературы.
Использование данного материала на уроке, позволяет обучать умению осуществлять контроль качества выполняемых операций, способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения.
Данная методическая разработка рекомендуется для проведения уроков преподавателями теоретического обучения системы.
Тема урока «Свойства различных текстильных материалов»
Учебная дисциплина «Основы материаловедения».
профессия «Оператор швейного оборудования»
Тип урока: Комбинированный урок
Вид урока: проблемно- поисковый
Прогнозируемый результат (формируемые компетенции)
Используемые формы организации познавательной деятельности обучающихся:
обучение в группах
Методическая цель открытого урока:
Методика организации изучения теоретических знаний по УД
Тема урока: Свойства различных текстильных материалов.
Цели урока:
- Учебная: Создать условия для понимания темы урока. Заинтересовать обучающихся. Организовать осмысление мотивации обучения.
- Развивающая: формирование умений и навыков учебной практической и умственной деятельности; развитие познавательных процессов обучающихся
Развитие умения слушать, анализировать, видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.
- Воспитательная: Формирование положительной мотивации учебно-трудовой деятельности; Формирование творческого отношения к труду. Воспитание аккуратности, самостоятельности, любовь к профессии, развитие мотивации успеха.
Оборудование:
- Экран, ПК., мультимедиа
- Доска, мел.
- Карточки с тестовым заданием.
- Коллекция образов тканей: хлопка, шелка, габардина, джерси.
Раздаточный материал – на каждого обучащегося по 2-3 образца тканей. Ножницы
Межпредметная связь:
Технология изготовления швейных изделий
Технология ремонта и обновления одежды
Обучающиеся должны уметь:
-подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
-применять материалы при выполнении работ;
знать:
-общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
-общие сведения о строении материалов;
-общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов
Организационный момент: добрый день! Хочу вам представить себя!
Я преподаватель спецдисциплин Саркисова Галина Павловна.
Сегодня я буду проводить с вами урок по Учебной Дисциплине «Основы материаловедения»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||
Сообщение темы урока
Целеполагание
Актуализация опорных знаний, практических и умственных умений обучающихся
Формирование новых понятий и способов действия
Формирование навыков умственного труда
Проверка правильности выполненного теста
Формирование новых понятий и способов действия
Подведение итогов
Оценки за урок
Домашнее задание. |
Тема нашего урока: «Свойства различных текстильных материалов.» • Цель урока: научиться определять свойства ткани Задачи: • Изучить свойства ткани. • Научиться применять их при выборе ткани для изготовления одежды. • Познакомиться с новыми технологиями получения ткани и их свойствами Мы выбираем ткань. По какому принципу мы это делаем? Верно! Мы выбираем по принципу эксплуатации одежды в определённых условиях, поэтому ткань обладает определёнными свойствами, которые характеризуют ткань. Итак, о свойствах ткани. Вспоминаем: по происхождению какие волокна бывают? Натуральные волокна бывают, какого происхождения? А химические волокна тоже можно разделить? На какие? Скажите, как можно их различить на ощупь? Молодцы! Совершенно верно! При изучении МДК технология изготовления швейных изделий и учебной практике необходимы ли вам знания о свойствах ткани для одежды! мы уже знаем, что швея в своей работе должна знать свойства не только волокон, но и тканей и уметь подбирать их в зависимости от вида работ. Слайд 1: Свойства ткани. В природе существует три основных вида свойств: Физико-механические, гигиенические, технологические. Слайд 2: К физико-механическим относятся такие свойства, как прочность, сминаемость и драпируемость. Давайте разберем подробней каждое свойство. Устойчивость ткани к стирке, воздействию солнечных лучей, к трению, к растяжению. Устойчивость ткани к стирке – это когда ткань после стирки не потеряла свою форму и цвет. Устойчивость ткани к воздействию солнечных лучей – ткань считается прочной, если при долгом нахождении на солнце не потеряла свой цвет, т.е. не выгорела. Устойчивость ткани к трению - любая одежда, которую мы носим постоянно, соприкасается с различными поверхностями, после чего могут образовываться потертости. Сминаемость- свойство ткани сминаться Драпируемость – это свойство ткани под собственным весом образовывать складки. В нашей лаборатории проведём экспертизу. 1.зажмём в руке кусочки ткани в течении 5-10 сек Какие ткани обладают большой сминаемостью? Если мы выбираем натуральные ткани, то должны быть готовы к тому что они обладают высокой сминиемостью. 2.выполним складки из образцов ткани. Какая ткань обладает лучшей драпируемостью Вопрос: В каких швейных изделиях мы можем применить это свойство? К гигиеническим свойствам относятся: гигроскопичность, пыле ёмкость, теплозащитность. Слайд3: Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу. Вопрос: Какая одежда по назначению должна обладать этим свойством? Какой же вывод мы можем сделать, познакомившись с этим свойством? Пылеемкость – это свойство ткани задерживать пыль на своей поверхности. Вопрос: Скажите, от чего же зависит пылеемкость? Теплозащитность – свойство ткани удерживать тепло выделяемое телом человека. Слайд4: К технологическим свойствам относятся: скольжение, осыпаемость нитей, усадка. Осыпаемость нитей на швах – это выпадение нитей из срезов ткани. Практический эксперимент: берем два образца ткани и пытаемся выдернуть нитки из срезов ткани. Сравнить образцы. Если нити легко удаляются, то ткань обладает высокой осыпаемостью, а если необходимо приложить усилие, то ткань обладает средней или малой осыпаемостью. Вывод: Вопрос учителя: Так при какой работе мы можем столкнуться с этим свойством? Преподаватель: Правильно. Значит когда мы раскраиваем ткань, имеющую высокую осыпаемость, то мы припуски на швы даем несколько больше чем обычно. Слайд5: Усадка – это свойство ткани уменьшаться в размерах после влажно-тепловой обработки.Мы знаем, что изделия из натуральных волокон «садятся» после стирки. Вопрос учителя: Если мы решили шить блузку из хлопчатобумажной ткани, о чем мы задумаемся? Учитель: Есть такой термин в технологии «декатировка» ткани – это отпаривание ткани горячим паром перед раскроем. Вывод: Вывод напрашивается сам по себе. Зная об этом свойстве, мы правильно подготовим ткань к раскрою. Скольжение – это свойство ткани сдвигаться во время раскроя. Практический эксперимент: У вас на столе лежат два образца ткани и ножницы. Сложите ткань пополам и попробуйте разрезать. Вопрос учителя: Какие трудности возникли при разрезании? Вывод: При выборе ткани с высокой степенью скольжения, нужно быть готовым к трудностям при обработке. Например, при раскрое лучше закалывать булавками, резать острыми ножницами. Мы с вами изучили различные свойства ткани. Давайте проведем небольшое тестирование. Впишите в правую колонку таблицы термин из приведенного списка, соответствующий его определению: пылеёмкость, гигроскопичность, драпируемость, скольжение, прочность, сминаемость, усадка
Критерии оценки: За каждый правильный ответ 1 балл : 7-6 баллов оценка «5»; 5- баллов оценка «4»;4 балла оценка «3»
Мы выбираем ткани используя их свойства, а можно ли заказать свойства для ткани? мы находимся в лаборатории которая создаёт новые ткани с необычными свойствами используя нанотехнологии. Нано» означает одну миллиардную (10-9) долю чего-либо. Именно таковы размеры отдельных молекул, на уровне которых происходит конструирование новых веществ с заданными свойствами. Другое название нанотехнологий — молекулярные технологии. Умная одежда. Идея интегрировать электронику в ткань возникла достаточно давно, но только развитие нанотехнологий позволило ее реализовать. Кроме того, появилась необходимость транслировать движения человека в виртуальную реальность. Ароматные ткани Ароматические вещества подвергаются нанокапсулированию и вводятся в волокнистый материал. Капсулы устойчивы к воздействию влаги, стирке и химчистке, заключенные в них ароматные вещества не испаряются и не разлагаются при действии окислителей. Активируются во время движения. «Космето-текстиль" - это текстиль, который содержит микрокапсулы с косметическими веществами (для увлажнения кожи - обыкновенный увлажняющий крем; для поглощения неприятных запахов, с витаминами или активными веществами для похудения) «Текстикаменты" происходит от слов "текстиль" и "медикаменты". Эти материалы оказывают анти-воспалительное, анти-инфекционное или анальгетическое воздействие. Футболки, шорты, повязки для суставов и поясницы. Антибактериальный текстиль: это ткани, содержащие специфичные молекулы, который останавливает размножение бактерий или грибков Нанотехнологии в текстиле для военных. Изначально технология была предназначена для производства противобаллистических жилетов, защищающих солдат от пуль и осколков. Нанотехнологии в текстиле для спортсменов. производители спортивной экипировки предлагают супер-современные гидрокостюмы и одежду для профессионалов в разных видах спорта. Такие костюмы из неопрена предназначены для пловцов, для любителей серфинга, бординга и лыж. Специальные покрытия обеспечивают тепло и прочность костюма, эластичный нейлон делает из них вторую кожу, напоминающую кожу морских животных, ещё её называют "быстрая кожа" потому что она имитирует кожу акулы, скорость и маневренность которой объясняется наличием зубчиков на её коже. «Самоочищающихся» текстильные материалы В разных странах широко проводятся исследования по созданию «самоочищающихся» текстильных материалов с помощью нанотехнологий. Задача исследователей – придать текстилю такой же эффект, какой свойственен живой природе: листьям растений, крыльям бабочек и насекомых, панцирям жуков. Наноэмульсии формируют на волокнах тонкую трехмерную поверхностную структуру, с которой вода, масло и грязь легко скатываются и смываются. Получаемый «супергидрофобный» эффект приводит к тому, что образующаяся на поверхности материала круглая капля способна скатываться с нее без следа при малейшем наклоне. Такие загрязнения, как пыль и сажа удаляются вместе с каплями воды, а материал приобретает эффект «самоочищения». Комфортный текстиль - это материалы, защищают от холода и осадков. и давая комфорт в любых климатических условиях. Шьют непромокаемые и одновременно "дышащие" вещи. Микро-отверстия в ткани выпускают наружу капельки пота, но внутрь жидкость уже не пропускают. Итак, сегодня наша опытно-техническая лаборатория успешно выполнила свои задачи. Мы получили интересные, обогащающие знания, которые можно использовать в повседневной жизни. Прекрасно! Наша лаборатория окончила свою работу. Благодарю за сотрудничество!
Достигли ли вы своих целей? Что больше всего понравилось? Вывод: изучили строение ткани и выявили: как строение волокна влияет на свойства ткани
Оценки за урок - ... Выставляют оценки Домашнее задание: По учебнику прочитать раздел: Свойства ткани ответьте на вопросы. |
Ответ: в зависимости от назначения, от погоды, от вида деятельности
С места ответ: натуральные и химические. Ответ: растительного и животного
Ответ: искусственные и синтетические Ответ: натуральные приятные, чувствуется тепло! А химические блестят и скользят в руке!
Ответ: да! Мы выбираем технические условия при пошиве и величины припусков при раскрое!
Ответ: натуральные
Ответ: шёлковая ткань
Ответ: вечерние платье, шторы.
Ответ: детская, летняя, для занятий спортом.
Ответ: чем ближе одежда к телу, тем большая гигроскопичность.
Ответ: От поверхности. Если поверхность ткани гладкая, то пыль с нее легко слетает, а если шероховатая, то ткань способна накопить в себе очень много пыли.
Ответ: Что же делать, чтоб избежать усадки?
Ответ Шелковый образец скользит при разрезании и доставляет трудности, а хлопчатобумажный хорошо разрезался
Самостоятельная работа учащихся
Дают ответы.
Выставляют оценки.
Записывают домашнее задание. |
Приложения
ТЕСТ
Вариант №1
Предмет: Материаловедение
Ф. И. учащегося____________________________________________
Вопросы |
Варианты ответов |
Правильный ответ |
1 |
2 |
3 |
1. Назвать натуральные волокна растительного происхождения |
1. Шерсть, шёлк 2. Хлопок, лён 3. Вискоза, ацетат |
|
2. Геометрические свойства тканей |
1. Длина 2. Ворсистость 3. Блеск |
|
3. Как определить направление нити основы и утка на ткани |
1. По степени окраски ткани 2. По степени растяжения ткани в долевом и поперечном направлении 3. По переплетению нитей |
|
4. Для чего необходима декатировка ткани |
1. Для улучшения внешнего вида ткани 2. Для усадки ткани перед раскроем 3. Для восстановления ширины ткани |
|
5. Сминаемость –это… |
1. Способность ткани в результате сжатия образовывать складки 2. Смещение и выпадение нитей из открытых срезов 3. Способность ткани образовывать складки |
|
6. Гигроскопичность-это… |
1. Способность ткани впитывать влагу 2. Способность ткани удерживать пыль 3. Способность ткани пропускать через себя воздух |
|
7. Электризуемость- это… |
1. Свойства материалов образовывать на своей поверхности комочки 2. Способность ткани накапливать на своей поверхности статическое электричество 3. Способность ткани сопротивляться изменению формы |
|
8. Колорит – это… |
1. Соотношение всех цветов, участвующих в расцветке тканей 2. Устойчивость ткани к многократным стиркам 3. Способность ткани пропускать водяные пары |
ЭТАЛОН ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Вариант №1
Предмет: Материаловедение
Вопросы |
Правильный ответ |
1 |
2 |
1. Назвать натуральные волокна растительного происхождения |
2. Хлопок, лён |
2. Геометрические свойства тканей |
1. Длина |
3. Как определить направление нити основы и утка на ткани? |
2. По степени растяжения ткани в долевом и поперечном направлении |
4. Для чего необходима декатировка ткани? |
2. Для усадки ткани перед раскроем |
5. Сминаемость –это… |
1. Способность ткани в результате сжатия образовывать складки |
6. Гигроскопичность-это… |
1. Способность ткани впитывать влагу |
7. Электризуемость – это… |
2. Способность ткани накапливать на своей поверхности статическое электричество |
8. Колорит – это… |
1. Соотношение всех цветов, участвующих в расцветке тканей |
Критерии оценки
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ – 0 баллов
1. 7-8 баллов - 5 (отлично) 2. 5-6 баллов – 4 (хорошо)
3. 3-4 балла - 3 (удовл.) 4. 2 балла – 2 (неуд.)
ТЕСТ
Вариант № 2
Предмет: Материаловедение
Ф. И. учащегося____________________________________________
Вопросы |
Варианты ответов |
Правильный ответ |
1 |
2 |
3 |
1. Назвать натуральные волокна животного происхождения |
1. Шерсть, шёлк 2. Хлопок, лён 3. Вискоза, ацетат |
|
2. Геометрические свойства тканей |
1. Ширина 2. Электризуемость 3. Драпируемость |
|
3. Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани |
1. По степени яркости и чёткости рисунка 2. По степени растяжения ткани в долевом и поперечном направлении 3. По степени воздухопроницаемости |
|
4. Назовите простые переплетения |
1. Полотняное 2. Усиленная саржа 3. Двухслойное |
|
5. Драпируемость ткани –это… |
1. Способность ткани сопротивляться изменению формы 2. Способность ткани выдерживать большие нагрузки 3. Способность ткани образовывать складки, фалды |
|
6. Воздухопроницаемость-это... |
1. Способность ткани впитывать влагу 2. Способность ткани удерживать пыль 3. Способность ткани пропускать через себя воздух |
|
7. Прочность на разрыв – это… |
1. Способность ткани сопротивляться изменению формы 2. Способность ткани накапливать на своей поверхности статическое электричество 3. Нагрузка при которой образец ткани разрывается |
|
8. Теплозащитность –это… |
1. Способность ткани сохранять тепло 2. Способность ткани пропускать водяные пары 3. Способность ткани впитывать влагу |
ЭТАЛОН ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Вариант № 2
Предмет: Материаловедение
Вопросы |
Правильный ответ |
1 |
2 |
1. Назвать натуральные волокна животного происхождения |
1. Шерсть, шёлк |
2. Геометрические свойства тканей |
1. Ширина |
3. Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани |
1. По степени яркости и чёткости рисунка |
4. Назовите простые переплетения |
1. Полотняное |
5. Драпируемость ткани -это |
3. Способность ткани образовывать складки, фалды |
6. Воздухопроницаемость-это |
3. Способность ткани пропускать через себя воздух |
7. Прочность на разрыв – это… |
3. Нагрузка при которой образец ткани разрывается |
8. Теплозащитность –это… |
1. Способность ткани сохранять тепло |
Критерии оценки
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ – 0 баллов
1. 7-8 баллов - 5 (отлично) 2. 5-6 баллов – 4 (хорошо) 3. 3-4 балла - 3 (удовл.) 4. 2 балла – 2 (неуд.)
Используемые учебники и учебные пособия:
Жихарев, А. П. Материаловедение: швейное производство - М.: Издательский центр «Академия», 2010 г., стр 128
1. Крючкова, Г.А. Технология и материалы швейного производства/Г.А. Крючкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 г., стр 174
2. Мальцева, Е.П. Материаловедение швейного производства/ Е.П. Мальцева. – М.: Изд. Центр « Академия»,2009 г.
3. Михайловская Р.И. Практическое шитье для начинающих – Ростов н/Д Феникс
2016г.
Используемая методическая литература:
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 – 256 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.