Министерство образования и науки Республики Казахстан
Лицей при КазГАСА
Методическая разработка открытого
урока по дисциплине
«Информатика»
на тему «Электронные таблицы»
Автор-составитель:
Ж.А.Стыкулова
Алматы, 2020
г.
Преподаватель информатики: Стыкулова Жадыра Абубакировна
Предмет: Информатика
Курс: 8
Тема урока: Электронные таблицы
Цели урока:
Образовательные:
1. познакомить учащихся с программным приложением MS Excel, предназначенным для обработки числовых данных;
2. сформировать знания о структуре электронных таблиц (ЭТ);
3. сформировать первичные навыки работы с электронной таблицей.
Развивающие:
1. Развитие логического мышления.
2. Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
3. Развитие у учащихся самостоятельности.
Воспитательные:
1. формирование ответственного отношения к интеллектуальному труду,
2. воспитание творческого подхода к работе.
Знания, умения, навыки:
1.Знать основные элементы и основные операции в ЭТ.
2.Уметь обозначать диапазоны в ЭТ, определять тип данных в ячейке, записывать формулу в указанной ячейке с помощью копирования ее.
3.Сопоставлять диапазон ЭТ и его обозначение, копировать формулы в ячейках ЭТ.
Основные понятия: Строка, столбец, ячейка, адрес ячейки, активная ячейка, тип данных ячейки, формула, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка.
Тип урока: комбинированный
Методы: частично - поисковый, практический .
Межпредметные связи: математика, экономика
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор
Ход урока
I. Организационный момент (1 минуты).
Цель этапа:
· преподаватель – проверить готовность учащихся к выполнению учебных действий;
· учащиеся – проверить свою готовность к учебной деятельности.
– Преподаватель приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию, отмечает отсутствующих, делить на группы, знакомит с предварительным планом работы.
II. Проверка домашнего задания -3 мин.
После того, как были проведены деление на микрогруппы, приступаем к проверке домашнего задания. Для этого студенты в малых группах должны отвечать на вопросы.
III. Актуализация знаний и умений учащихся. Предъявление учебной цели. (1 минут)
Цель этапа:
· преподаватель – организовать учебную деятельность учащихся, направленную на самостоятельный анализ данных; мотивировать познавательную активность студентов посредством вопроса для размышления; предъявить тему и учебную цель занятия;
· учащиеся – провести анализ первичных знаний по электронным таблицам, ответив на вопросы учителя; научиться правильно излагать свои мысли.
В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько то конфет, ты отдал какую то часть своему другу, сколько конфет осталось?
С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них, не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номера телефонов, кодовых замков, и т. д. и все это мы вычисляем в уме.
При несложных вычислениях мы используем калькулятор, а что делать, если вычисления сложные? Для этого используют специальную программу, называемую электронной таблицей либо табличным процессором. В пакете прикладных программ Office табличный процессор называется Microsoft Excel.
IV. Изучение нового материала (15 мин)
Цель этапа:
· преподаватель – организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению нового материала;
· учащиеся – в процессе самостоятельной работы познакомиться с новым материалом, оценить степень его новизны для себя; сделать обобщающие выводы.
Электронные таблицы – это программа для создания и использования документов с автоматическим расчётом вносимых данных. Здесь рабочее поле представлено в виде таблицы.
Документ, созданный в электронной
таблице называется рабочей книгой. Отдельными элементами книги являются листы.
Книга первоначально содержит три листа, но при необходимости листы можно
добавить с помощью команды Вставка/Лист.
Рабочее поле электронной таблицы состоит из столбцов и строк.
Каждый столбец имеет буквенное обозначение, начиная с буквы А, В,… (используются буквы латинского алфавита.) А каждая строка имеет свой номер 1,2,3,.... (используются арабские цифры)
На пересечении строки и столбца находится ячейка. Имя ячейки формируется по имени столбца и строки. Например, А1 – адрес самой первой ячейки. Ячейка, в которой находится курсор и выделена рамкой, называется активной.
Несколько выделенных ячеек образуют диапазон ячеек, который обозначается именем левой верхней ячейки и именем правой нижней ячейки, разделённых двоеточием. Например, А1:D4.
Как можно изменить внешний вид таблицы? Форматирование: границы, толщина и цвет линии; заливка ячейки, форматирование текста или выбрав в локальном меню команду «формат ячеек».
Основные информационные объекты электронной таблицы:
- число
- текст
- формула
- функция
Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный (выравниваются по правому краю ячейки). Специальный вид: дата, время, денежный.
Текст: буквы, цифры, пробелы, специальные знаки (выравниваются по левому краю ячейки).
Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними.
Изменить тип данных можно, выбрав в локальном меню команду «формат ячеек».
Правила записи формулы:
1.Формула начинается со знака =;
2.Адреса ячеек пишутся латинскими буквами;
3.Конец формулы отмечается клавишей Enter.
Что означает формула =А2+В2, размещенная в ячейке С2?
Содержимое ячеек А2 и В2 сложить, а результат разместить в ячейке С2. Посмотреть формулу можно в Строке формул.
Виды ссылок на адреса ячеек: относительные, абсолютные, смешанные.
Относительная адресация. При обращении к ячейке можно использовать такие ссылки как D3, А1:Н9 и т.д. Такая адресация называется относительной, т.е. Excel запоминает расположение ячеек, используемых в формулах, относительно текущей ячейки.
Абсолютная адресация. Если при копировании формул необходимо сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Абсолютная ссылка формируется с помощью знака $.
Запись $C$15 означает, что независимо от того, куда мы потом переместим формулу, она всегда будет искать значения, помещённые в ячейку С15.
Смешанная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходим.
Пример: $C15 или C$15, тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой – нет.
Копирование относительной ссылки:
вертикально (меняется номер строки),
горизонтально (меняется имя столбца),
по диагонали (меняется номер строки и имя столбца).
Копирование абсолютной ссылки: адреса заморожены, поэтому при копировании во всех трех направлениях, они не меняются.
Копирование смешанной ссылки: замороженная ссылка не меняется, а относительная может меняться в зависимости от направления копирования.
Функция Excel - это заранее определенная формула, которая работает с одним или несколькими значениями и возвращает результат.
Наиболее распространенные функции Excel являются краткой записью часто используемых формул.
Например функция =СУММ(А1:А4) аналогична записи =А1+А2+А3+А4.
В предыдущем случае СУММ - это имя функции, а А1:А4 - аргумент. Аргумент заключается в круглые скобки.
Автосумма.
СУММ - Эта функция используется для суммирования значений в ячейках
СРЗНАЧ - Возвращает среднее арифметическое аргументов
МИН - Возвращает наименьшее значение в списке аргументов
МАКС - Возвращает наибольшее значение в списке аргументов
КОРЕНЬ - Возвращает положительное значение квадратного корня.
V. Первичное закрепление изученного материала. (17 мин)
Цель этапа:
· преподаватель – организовать деятельность, направленную на формирование обобщенных способов работы с электронными таблицами;
· учащиеся – в процессе наблюдения над действиями формировать умения работы с электронными таблицами.
Учащимся предлагается создать и заполнить документ «Расчет стоимости коммунальных услуг»
В этом документе вместе с преподавателем учащиеся записывают формулу расчета. Рассчитывают строку Всего к оплате, используя функцию автосуммирования
VI. Гимнастика для глаз (1 мин)
Комплекс №1.
1). Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4-5 раз.
2). Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до5). Повторить 4-5 раз.
3). Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4). Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перевести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
5). В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону,
столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1.
6). Повторить 1-2 раза.
VIII Подведение итогов. Рефлексия. (1 мин)
Цель этапа:
· преподаватель – подвести итоги занятия, дать оценку проделанной учащимися работе, создать условия для анализа учащимися своей учебной деятельности;
· учащиеся – осмыслить свою учебную деятельность на занятии.
Преподаватель подводит итоги деятельности учащихся на занятии, выставляет оценки, обосновывает их, дает рекомендации по устранению ошибок.
Карточка выхода-1 мин.
Студенты должны ответить на вопросы:
«Сегодня мы познакомились с….. и научились…», «Наиболее трудным для меня оказалось…», «Знание электронных таблиц необходимо для…», «Наиболее полезной для меня оказалась информация о ...»
IX. Домашнее задание.
Цель этапа:
· преподаватель – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;
· учащиеся – записать д.з.; выяснить непонятные для себя моменты.
Домашнее задание: повторить конспект, создать и заполнить таблицу
Ресторан "Казахстан" |
||||
Наименование |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Всего |
Плов |
79 |
81 |
69 |
|
Чекин |
68 |
78 |
74 |
|
Борщ |
92 |
66 |
57 |
|
Бесбармак |
84 |
73 |
67 |
|
Максимальный показатель |
|
|
|
|
Минимальный показатель |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.