Методическая разработка открытого урока. Тема урока "Электронные таблицы"
Оценка 5

Методическая разработка открытого урока. Тема урока "Электронные таблицы"

Оценка 5
docx
08.05.2020
Методическая разработка открытого урока. Тема урока  "Электронные таблицы"
открытый урок Электронные таблицы.docx

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Лицей при КазГАСА

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого

урока по дисциплине

 «Информатика»

 

 на тему «Электронные таблицы»

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

                                                         Ж.А.Стыкулова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2020 г.

Преподаватель информатики:    Стыкулова Жадыра Абубакировна                      

Предмет:       Информатика                                                                                              

Курс:             8                                                                                

Тема урока:  Электронные  таблицы                  

Цели урока:

Образовательные:

1.    познакомить учащихся с программным приложением MS Excel, предназначенным для обработки числовых данных;

2.    сформировать знания о структуре электронных таблиц (ЭТ);

3.    сформировать первичные навыки работы с электронной таблицей.

Развивающие:

1.    Развитие логического мышления.

2.    Развитие у учащихся навыков самоконтроля.

3.    Развитие у учащихся самостоятельности.

Воспитательные:

1.    формирование ответственного отношения к интеллектуальному труду,

2.    воспитание творческого подхода к работе.

Знания, умения, навыки:

1.Знать основные элементы и основные операции в ЭТ.

2.Уметь обозначать диапазоны в ЭТ, определять тип данных в ячейке, записывать формулу в указанной ячейке с помощью копирования ее.

3.Сопоставлять диапазон ЭТ и его обозначение, копировать формулы в ячейках ЭТ.

Основные понятия: Строка, столбец, ячейка, адрес ячейки, активная ячейка, тип данных ячейки, формула, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка.

Тип урока: комбинированный                                                                           

Методы: частично - поисковый,  практический                                     .

Межпредметные связи: математика, экономика                                             

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор                              

Ход урока

I.                   Организационный момент (1 минуты).

Цель этапа:

·         преподаватель – проверить готовность учащихся к выполнению учебных действий;

·         учащиеся – проверить свою готовность к учебной деятельности.

– Преподаватель приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию, отмечает отсутствующих, делить на группы, знакомит с предварительным планом работы.

 

II.                Проверка домашнего задания -3 мин.

После того, как были проведены деление на микрогруппы, приступаем к проверке домашнего задания. Для этого студенты в малых группах должны отвечать на вопросы.

 

III.             Актуализация знаний и умений учащихся. Предъявление учебной цели. (1 минут)

Цель этапа:

·    преподаватель – организовать учебную деятельность учащихся, направленную на самостоятельный анализ данных; мотивировать познавательную активность студентов посредством вопроса для размышления; предъявить тему и учебную цель занятия;

·           учащиеся – провести анализ первичных знаний по электронным таблицам, ответив на вопросы учителя; научиться правильно излагать свои мысли.

В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько то конфет, ты отдал какую то часть своему другу, сколько конфет осталось?

С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них, не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номера телефонов, кодовых замков, и т. д. и все это мы вычисляем в уме.

При несложных вычислениях мы используем калькулятор, а что делать, если вычисления сложные? Для этого  используют специальную программу, называемую электронной таблицей либо табличным процессором. В пакете прикладных программ Office табличный процессор называется Microsoft Excel.

IV.      Изучение нового материала (15 мин)

Цель этапа:

·         преподаватель – организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению нового материала;

·         учащиеся – в процессе самостоятельной работы познакомиться с новым материалом, оценить степень его новизны для себя; сделать обобщающие выводы.

Электронные таблицы – это программа для создания и использования документов с автоматическим расчётом вносимых данных.  Здесь рабочее поле представлено в виде таблицы.

Документ, созданный в электронной таблице называется рабочей книгой. Отдельными элементами книги являются листы. Книга первоначально содержит три листа, но при необходимости листы можно добавить с помощью команды Вставка/Лист.
Рабочее поле электронной таблицы состоит из столбцов и строк.

Каждый столбец имеет буквенное обозначение, начиная с буквы А, В,… (используются буквы латинского алфавита.) А каждая строка имеет свой номер 1,2,3,.... (используются арабские цифры)

На пересечении строки и столбца находится ячейка. Имя ячейки формируется по имени столбца и строки. Например, А1 – адрес самой первой ячейки. Ячейка, в которой находится курсор и выделена рамкой, называется активной.

Несколько выделенных ячеек образуют диапазон ячеек, который обозначается именем левой верхней ячейки и именем правой нижней ячейки, разделённых двоеточием. Например, А1:D4.

Как можно изменить внешний вид таблицы? Форматирование: границы, толщина и цвет линии; заливка ячейки, форматирование текста или выбрав в локальном меню команду «формат ячеек».

Основные информационные объекты электронной таблицы:

- число

- текст

- формула

- функция    

Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный (выравниваются по правому краю ячейки). Специальный вид: дата, время, денежный.

Текст: буквы, цифры, пробелы, специальные знаки (выравниваются по левому краю ячейки).

Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними.

Изменить тип данных можно, выбрав в локальном меню команду «формат ячеек».

Правила записи формулы:

1.Формула начинается со знака =;

2.Адреса ячеек пишутся латинскими буквами;

3.Конец формулы отмечается клавишей Enter.

Что означает формула =А2+В2, размещенная в ячейке С2?

Содержимое ячеек А2 и В2 сложить, а результат разместить в ячейке С2. Посмотреть формулу можно в Строке формул.

Виды ссылок на адреса ячеек: относительные, абсолютные, смешанные.

Относительная адресация. При обращении к ячейке можно использовать такие ссылки как D3, А1:Н9 и т.д. Такая адресация называется относительной, т.е. Excel запоминает расположение ячеек, используемых в формулах, относительно текущей ячейки.

Абсолютная адресация. Если при копировании формул необходимо сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Абсолютная ссылка формируется с помощью знака $.

Запись $C$15 означает, что независимо от того, куда мы потом переместим формулу, она всегда будет искать значения, помещённые в ячейку С15.

Смешанная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходим.

Пример: $C15 или C$15, тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой – нет.

Копирование относительной ссылки:

вертикально (меняется номер строки),

горизонтально (меняется имя столбца),

по диагонали (меняется номер строки и имя столбца).

Копирование абсолютной ссылки: адреса заморожены, поэтому при копировании во всех трех направлениях, они не меняются.

Копирование смешанной ссылки:  замороженная ссылка не меняется, а относительная может меняться в зависимости от направления копирования.

Функция Excel - это заранее определенная формула, которая работает с одним или несколькими значениями и возвращает результат.

Наиболее распространенные функции Excel являются краткой записью часто используемых формул.

Например функция =СУММ(А1:А4) аналогична записи =А1+А2+А3+А4.

В предыдущем случае СУММ - это имя функции, а А1:А4 - аргумент. Аргумент заключается в круглые скобки.

Автосумма.

 

СУММ - Эта функция используется для суммирования значений в ячейках

СРЗНАЧ - Возвращает среднее арифметическое аргументов

МИН - Возвращает наименьшее значение в списке аргументов

МАКС - Возвращает наибольшее значение в списке аргументов

КОРЕНЬ - Возвращает положительное значение квадратного корня.

 

V.     Первичное закрепление изученного материала. (17 мин)

Цель этапа:

·         преподаватель – организовать деятельность, направленную на формирование обобщенных способов работы с электронными таблицами;

·         учащиеся – в процессе наблюдения над действиями  формировать умения работы с электронными таблицами.

Учащимся предлагается создать и заполнить документ «Расчет стоимости коммунальных услуг»

В этом документе вместе с преподавателем учащиеся записывают формулу расчета.  Рассчитывают строку Всего к оплате, используя функцию автосуммирования 

 

VI.   Гимнастика для глаз (1 мин)

Комплекс №1.

1). Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Повторить 4-5 раз.

2). Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до5). Повторить 4-5 раз.

3). Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4). Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перевести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

5). В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, 

столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1.

6). Повторить 1-2 раза.

 

VIII   Подведение итогов. Рефлексия. (1 мин)

Цель этапа:

·         преподаватель – подвести итоги занятия, дать оценку проделанной учащимися работе, создать условия для анализа учащимися своей учебной деятельности; 

·         учащиеся – осмыслить свою учебную деятельность на занятии.

 

Преподаватель подводит итоги деятельности учащихся на занятии, выставляет оценки, обосновывает их, дает рекомендации по устранению ошибок.

Карточка выхода-1 мин.

Студенты  должны ответить на вопросы:

 

«Сегодня мы познакомились с….. и научились…», «Наиболее трудным для меня оказалось…», «Знание электронных таблиц необходимо для…», «Наиболее полезной для меня оказалась информация о ...»

IX. Домашнее задание.

Цель этапа:

·         преподаватель – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;

·         учащиеся – записать д.з.; выяснить непонятные для себя моменты.

Домашнее задание: повторить конспект, создать и заполнить  таблицу

 

Ресторан "Казахстан"

Наименование

2011 год

2012 год

2013 год

Всего

Плов

79

81

69

 

Чекин

68

78

74

 

Борщ

92

66

57

 

Бесбармак

84

73

67

 

Максимальный показатель

 

 

 

 

Минимальный показатель

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Преподаватель информатики:

Преподаватель информатики:

Преподаватель приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию, отмечает отсутствующих, делить на группы, знакомит с предварительным планом работы

Преподаватель приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию, отмечает отсутствующих, делить на группы, знакомит с предварительным планом работы

Документ, созданный в электронной таблице называется рабочей книгой

Документ, созданный в электронной таблице называется рабочей книгой

Копирование смешанной ссылки: замороженная ссылка не меняется, а относительная может меняться в зависимости от направления копирования

Копирование смешанной ссылки: замороженная ссылка не меняется, а относительная может меняться в зависимости от направления копирования

В этом документе вместе с преподавателем учащиеся записывают формулу расчета

В этом документе вместе с преподавателем учащиеся записывают формулу расчета

VIII Подведение итогов. Рефлексия

VIII Подведение итогов. Рефлексия
Скачать файл