Методическая разработка открытого урока в рамках профессионального модуля «Педагогическая деятельность» (третий курс).
Оценка 4.6

Методическая разработка открытого урока в рамках профессионального модуля «Педагогическая деятельность» (третий курс).

Оценка 4.6
doc
04.03.2020
Методическая разработка открытого урока  в рамках профессионального модуля  «Педагогическая деятельность» (третий курс).
план конспект открытого урока.doc

Методическая разработка открытого урока

в рамках профессионального модуля

«Педагогическая деятельность» (третий курс).

 

Преподаватель: Рыбакова Н.В.

Тема: «Концептуальные основы семейного воспитания».

Занятие № 2.2.

Тип занятия:  урок изложения нового материала.

Форма проведения: лекция.

Норма времени: 2 часа.

Цели урока:

Образовательные:

·       сформулировать основное представление о семье, жизненных циклах семьи;

·       создание условий для развития у студентов умения определять вид семейного воспитания, стратегии поведения людей в семьях с разными видами воспитания;

·       подвести к выводам о необходимости применения на практике полученных знаний и в случае необходимости добывать необходимые знания самостоятельно;

Развивающие:

·       создание условий для развития мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, умозаключения;

·       содействие развитию коммуникативных умений:

·       умение выслушивать чужую точку зрения, аргументировать свою;

Воспитательные:

·       воспитание уважения к индивидуальной точке зрения каждого человека;

·       воспитание культуры сотрудничества и сотворчества;

·       создание условий для активного взаимодействия участников;

Методическая:

·       создать условия для обмена опытом в работе с современными ТСО с преподавателями предметной цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин НГХУ.

Задачи:

·       подготовить студентов к работе на занятии, определить цели урока индивидуально каждым студентом; 

·       устранить в ходе устной проверки обнаруженные затруднения у студентов при изучении нового материала; 

·       установить правильность выполнения всеми студентами домашнего задания.

Формируемые компетенции:  ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ПК 2.4,ПК 2.5.

Средства обучения:

·       техническое оборудование для просмотра видеоматериала (ноутбук, проектор, экран, колонки для воспроизведения звука);

·       медиа-презентация;

·       иллюстрации (репродукции картин);      

·       видеоролик «Команда», «Что это?», «Рис».

Опережающее задание (домашнее задание прошлого урока):

Познакомится с видами воспитания, повторить определение «Воспитание», «Педагогический процесс».

Домашнее задание:

1.Сделать подборку репродукций картин художников, в творчестве которых присутствует тема семьи.

2.Классифицировать по циклам развития семьи, а затем определить какая форма семьи показана художником.

Этапы урока:

1.Организационный этап.

2. Этап актуализации субъективного опыта студентов.

3. Этап проверки домашнего задания.

4. Этап изучения новых знаний.

5. Этап закрепления изученного материала.

6. Этап информации о домашнем задании.

7. Этап подведения итогов учебного задания. Рефлексия.

 

Ход урока:

 

Этапы

 урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

Организационный этап

3 мин.

Постановка цели, создание ситуации, определение мотивации, сообщение алгоритма работы

Слушают, осмысливают цели, определяют необходимость дальнейшего изучения материала

2.

Этап актуализации субъективного опыта студентов

5 мин.

Предлагает студентам выделить жизненные циклы семьи на основе своего жизненного опыта

Определяют актуальность данной темы в своей будущей профессиональной деятельности, какую важную роль играют знания циклов развития семьи в профессии преподавателя

3.

Этап проверки домашнего задания

8-10 мин.

Предлагает студентам сообщить результаты изучения видов  воспитания.

Слушают ответы однокурсников,

 задают вопросы,

делают выводы об актуальности темы в педагогике

4.

Этап изучения новых знаний

45 мин

 

 

Просмотр видеофильма «Рис».

 

Предлагает выполнить задания по изучению нового материала.

Координирует и направляет деятельность студентов.

 

Предлагает в соответствии с планом  систематизировать  изученный и обработанный материал в ходе мультимедиа презентации. 

Заполняют таблицу «Жизненные циклы семьи».

  

Выполняют работу по изучению нового материала.

 

Поиск и формулировка ответов на вопросы преподавателя.

Запись материала в конспект.

5.

Этап закрепления изученного материала

7 мин

 Предлагает повторный просмотр видеофильма  «Что это?». Экспресс – опрос по материалу лекции, подготавливающий к сравнительному анализу.

 Заполняют таблицу, анализируют полученные результаты.

6.

Этап информации о домашнем задании

5 мин

Объясняет домашнее задание

Знакомятся с содержанием домашнего задания

7.

Этап подведения итогов учебного задания. Рефлексия

5 мин

Какой стиль семейного воспитания был в вашей семье, какие особенности вы отметили по итогам урока.

Отвечают на вопросы преподавателя

 

 

 

Краткий план-конспект занятия:

2 слайд.

Определение «семья», жизненный цикл семьи».

Семья, основанная на браке или кровном родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья рассматривается как динамическая система.

Развитие семьи называется семейным циклом.

Жизненный цикл семьи - закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования. Возникновение супружеской пары, рождение детей, их уход из семьи и т.п. естественным образом влекут за собой изменения в структуре семейного взаимодействия, меняют функции семьи, их содержание и иерархию.

На каждой стадии семья встречается с определенными задачами развития, от эффективности решения, которых зависит успешность прохождения ею последующих этапов.

Для каждой стадии жизненного цикла семьи характерны типичные проблемы и своя динамика изменений. Переходя от одного этапа к другому, семья становится более высокоорганизованной и сложной системой.

3-4 слайд.

Формы семьи.

Существует много классификаций форм семьи, мы же рассмотрим формы семьи, которые часто встречаются в нашей обычной жизни. Полная нуклеарная семья (двое родителей и дети). Неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья. 2-я форма - расширенная семья. Самый частый вариант - семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками объединенные одним общим хозяйством. 3-й вариант - большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведут совместное домашнее хозяйство, возглавляется фигурой патриархат или матриархат.

Просмотр видео-фильма «Рис».

5-11 слайд.

Стили воспитания.

Авторитарный стиль.

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь. Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. Как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.

 

 

 

Либеральный стиль.

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Родители─ либералы сознательно ставят себя на один уровень с детьми. Ребёнку предоставлена абсолютная свобода: ему следует всё постичь самому, без посторонней помощи, основываясь только на собственном опыте. Практически никаких ограничений на поведение детей не устанавливается. Реальную поддержку и помощь родители почти не оказывают. Но и больших успехов в жизни от своих детей либеральные родители не ожидают.

 

Демократический  стиль.

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Демократичные  родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении  и контролируют их выполнение.  Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.

12-20 слайд.

Периодизация семейного цикла

Термин «жизненный цикл» введен в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х годов XX века.

Одной из первых периодизаций жизненного цикла семьи является периодизация Дюваль (Duvall Е.М.), опубликованная в 1957 году. Существующие в настоящее время периодизации жизненного цикла семьи отличаются теми критериями, которые положены в основу выделения стадий (Васильева Э.К., 1975; Duvall E.M.,1957; П. Сорокин, А.И. Антонов, 1998 и др.).

Можно выделить следующие основные этапы полного цикла функционирования семьи с учетом типичных задач развития:

1. Добрачный период.

2. Заключение брака и возникновение супружеских отношений.

3. Рождение детей.

4. Возникновение детской подсистемы.

5. Введение детей во внесемейные институты.

6. Сложившаяся, зрелая семья.

7. Фаза, в которой дети покидают дом.

8. Стадия «опустевшего гнезда».

9. Завершающий этап жизни семьи: после ухода из жизни одного из супругов.

1. Добрачный период: от встречи и знакомства будущих супругов до заключения брачных отношений. Это этап возникновения эмоционального притяжения в паре, обнаружения сходства ценностей, ориентации. Прояснение ожиданий и притязаний относительно будущей совместной жизни. Решаются проблемы личностной идентичности, достижения эмоциональной и финансовой независимости от родителей, определения собственного социального статуса, развиваются навыки ухаживания и привлечения партнера.

2. Заключение брака и возникновение супружеских отношений. Основное содержание - выработка правил совместной жизни. Решаются проблемы власти: распределение сфер ответственности, выбор способов разрешения споров и конфликтов. Устанавливается баланс эмоциональной близости/отдаления. Приобретается опыт сексуального общения с партнером-супругом. Выстраиваются границы с родительскими семьями, родственниками, друзьями мужа и жены. Приобретаются навыки распределения семейного бюджета, организации досуга, ведения домашнего хозяйства. Подготовка к роли родителей.

Типичные проблемы данного этапа связаны:

-- с различием моделей семьи у супругов, обусловленные опытом жизни в родительских семьях;

-- с невозможностью в короткий период выработать модель собственной семьи, отказавшись от части личных стереотипов, убеждений, привычек;

-- с отсутствием или разницей в опыте сексуальных отношений;

-- с неготовностью или нежеланием иметь детей;

-- с финансовыми трудностями и необеспеченностью жильем;

-- с неизбежностью проведения огромного количества переговоров относительно жизни вдвоем.

3. Рождение первого ребенка. Появление первого ребенка требует освоения родительских ролей, перехода от диадных отношений к отношениям в треугольнике, в котором эмоциональная дистанция в отношениях мать--новорожденный значительно короче, чем в отношениях муж--жена, отец--ребенок. У мужчин появляется характерная ревность к ребенку из-за сверхвовлеченности матери. Заботливое отношение обоих родителей способствует формированию у ребенка чувства доверия к другим людям. При отсутствии заботы со стороны родителей ребенок становится вялым и заторможенным.

Освоение новой семейной функции, связанной с рождением и воспитанием ребенка, требует новой перестройки структуры семьи. Необходимы: изменения некоторых установившихся правил взаимодействия между супругами, ставших родителями, выстраивание новых отношений с бабушками и дедушками, перераспределение семейного бюджета, принятие новой иерархии ценностей: семья, ребенок, супруг, работа, друзья, родители, родственники. У супругов возникает проблема снижения интенсивности сексуальных отношений. Женщины переживают дефицит профессиональной самореализации, появляется зависть к «свободе» мужчин. Как следствие трудностей решения естественных задач этого периода, у супругов могут возникнуть неудовлетворенность друг другом, складывающимися семейными отношениями.

4. Возникновение детской подсистемы. Рождение второго и последующих детей вновь ставит перед семьей необходимость изменения сложившейся ситуации, переструктурирования способов межличностного взаимодействиями в семейной системе. Появление братьев, сестер означает возникновение самостоятельной подсистемы-детской (сиблинговой) со своими правилами и нормами. Между детьми естественным образом возникают отношения соперничества, конкуренции, сотрудничества, взаимопомощи и поддержки. Родителям предстоит установить баланс между осуществлением своей власти, заботой и ответственностью и принятием права каждого ребенка и сиблинговой подсистемы на автономию.

5. Введение детей во внесемейные институты: детские дошкольные учреждения, школу - ответственная задача семьи. Расширяется сеть внешних социальных контактов, требующих от супругов готовности, знаний и умений взаимодействовать с воспитателями, учителями, медицинскими работниками, руководителями кружков, тренерами, другими родителями и их детьми. Родители учат ребенка принятию социальных норм и правил тех групп, в которые он включается, решению возникающих там проблем взаимодействия со сверстниками, со статусными лицами. При решении задач социализации ребенка одновременно перед родителями встает важная экзистенциальная проблема - сохранение и развитие уникального своеобразия ребенка, признание его индивидуальности и неповторимости, принятие как сильных, та и слабых сторон его личности.

6. Сложившаяся, зрелая семья. Отличительной чертой этого этапа жизненного цикла семьи является четкая выраженность и взаимодействие разнонаправленных тенденций. Это период, обнаруживающий способность супругов к эмоциональной поддержке друг друга, успешность/ неуспешность профессиональной карьеры одного или обоих партнеров, выявляющий высокий/низкий экономический уровень жизни семьи, возможности проведения досуга, способы решения конфликтов и проблем, проявляющих степень психологической и сексуальной совместимости супругов.

Устоявшийся семейный уклад, привычный образ жизни и характер отношений между супругами, родителями и детьми создает атмосферу стабильности, упорядоченности в семье, что вызывает у супругов стремление сохранить статус-кво и провоцирует сопротивление всяческим изменениям. Возникает опасность стагнации отношений, выхолащивания из них эмоционального компонента. С другой стороны, появляется ощущение эмоционального пресыщения супругов друг другом, следствием чего становятся супружеские измены, сексуальные дисгармонии, попытки разводов по причине «разочарования в партнере».

Это период взросления детей, достижения хотя бы одним из них подросткового возраста. Обеспечение условий для физического и психического развитая ребенка воспринимается родителями как важнейшая задача. Необходимы новые правила в отношениях с взрослеющими детьми. Родителям придется находить такие способы взаимодействия которые бы сохранили контакт с подростком и в то же время, уважая его самостоятельность и право на автономию, предоставили ему возможность держать в секрете некоторые стороны своего опыта. В подростковом возрасте особое значение приобретает группа сверстников. Это отдельная субкультура со своими взглядами на секс, моду, проведение досуга, на политику, учебу, образ жизни, будущее. Сексуальные потребности, требования школы и конкурирующее влияние сверстников требуют от семьи способности приходить к соглашению по поводу самостоятельности и управления взрослеющими детьми.

7. Фаза, в которой дети покидают дом. Эта стадия жизненного цикла семьи начинается с того момента, когда первый (не обязательно старший) ребенок покидает семью, и длится до того времени, когда последний из детей оставляет родительскую семью. Этот этап насыщен изменениями: уход детей может сопровождаться пополнением и расширением семьи за счёт родителей супругов. Один из детей может создать собственную семью и возвратиться к родителям со своим супругом и ребенком или же ему потребуется помощь с их стороны для ухода за внуками. Именно на этот период приходится чаще всего смерть прародителей.

От сложившегося стиля взаимоотношений в семье во многом зависит, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям. Ригидный стиль, закрытость семьи увеличивают вероятность того, что даже нормальные, естественные изменения будут переживаться как кризис. Гибкость в отношениях и семейных правилах, сохранность уважения и чувства любви между супругами, открытость семьи к контактам с непосредственным социальным окружением помогают справиться с возникающими переменами.

Основной психологический смысл периода-расставание с детьми, признание их самостоятельности и автономии при сохранении эмоциональной связи с ними. Молодые люди, отделяясь от родительской семьи, должны в то же время поддерживать связь с нею.

8. Стадия «опустевшего гнезда». С уходом детей из семьи супруги решают не только задачу принятия неизбежности и естественности их отделения, но должны вновь научиться жить вдвоем, «глаза в глаза». Это период, когда родительские функции семья фактически выполнила, супружеские отношения вновь занимают доминирующую позицию. У многих супругов это счастливый период в жизни. Удовлетворенность супружеством на этом этапе жизненного цикла определяется, прежде всего, тем, насколько гармоничными были отношения супругов на предыдущих этапах. В тех семьях, где родительские и супружеские системы отношений не осознавались как автономные, сокращение родительских функций воспринимается как кризис. Оставшись без детей, супруги могут почувствовать себя чужими и одинокими.

Появление внуков приводит к необходимости освоить роли бабушек и дедушек, создать новые способы участия в жизни детей, правила взаимодействия с семьей невестки или зятя.

Важная задача этого периода - приспособление к уходу на пенсию. Факт ухода на пенсию по-разному переживается мужчинами и женщинами. Мужчины острее переживают утрату продуктивности и социальных связей. Женщины, продолжающие, вести домашнее хозяйство, активно выполняющие роль бабушки, уход на пенсию воспринимают как возможность больше времени уделять семье, своим детям, внукам. Семья для женщин традиционно имеет большую ценность, чем работа, профессиональная карьера.

Проблемы адаптации к уходу на пенсию связаны со снижением доходов, ухудшением здоровья, снижением сексуальной активности, утратой интересной, значимой работой, сужением круга социальных контактов, изменением привычного режима жизни. Трудности адаптации к уходу на пенсию может усугубить смерть супруга.

Утрата близкого человека знаменует наступление завершающего этапа жизненного цикла семьи. Связанная с утратой скорбь так или иначе затрагивает каждого члена нуклеарной и расширенной семьи. Наиболее тяжело переживает смерть супруга оставшийся в одиночестве супруг.

Роли бабушек и дедушек на последних этапах жизненного цикла семьи - одни из важнейших. Благодаря внукам, поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми, роли бабушек и дедушек помогают адаптироваться к уходу на пенсию, пережить утрату близкого человека. Роли бабушек и дедушек - важнейший жизненный ресурс пожилых людей. Совместно с внуками вновь проживается детство. Прародители получают возможность оценить собственные успехи и компенсировать свои неудачи в отношениях с внуками. Как и в жизни человека, в семье периоды стабильного развития чередуются с кризисными периодами, связанными с переходом от одной фазы жизненного цикла к другой. Именно в эти моменты семейная система наименее стабильна. В переходные периоды семья сталкивается с необходимостью существенных изменений во взаимодействии между ее членами, в организации семейной жизни.

Просмотр видео-ролика «Что это?».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).

2.                 Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический Проект, 2006. – 232 с. – («Психологические технологии»).

3.                 Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2004. – 416 с. – (Серия «Мастер-класс»).

4.                 Диагностика семьи. Методики и тесты. Учебное пособие по психологии семейных отношений / под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2004. – 736 с.

5.                 Дольто Ф. На стороне подростка / Пер. с фр. А.К.Борисовой. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 368 с. – (Серия «Психология детства: Классическое наследие»).

6.                 Дольто Ф. На стороне ребенка / Пер. с фр. Е.В.Баевской, О.В.Давтян. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 672 с. – (Серия «Психология детства: Классическое наследие»).

7.                 Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.

8.                 Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 992 с. – (Справочник практического психолога).

9.                 Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой и Ю.П.Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с.

10.            Сатир В. Психотерапия семьи. – «Речь», СПб., 2000. – 283 с.

11.            Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

12.            Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

13.            Эльячефф К., Эйниш Н. Дочки-матери. Третий лишний? / Пер. с фр. О.Бессоновой. – М.: Наталья Попова, «Кстати», Издательство «Институт общегуманитарных исследований», 2006. – 448 с.

 

Автор: Рыбакова Надежда Владимировна, преподаватель педагогики и психологии  КГБОУ СПО «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)»


Методическая разработка открытого урока в рамках профессионального модуля «Педагогическая деятельность» (третий курс)

Методическая разработка открытого урока в рамках профессионального модуля «Педагогическая деятельность» (третий курс)

Команда», «Что это?», «Рис».

Команда», «Что это?», «Рис».

Краткий план-конспект занятия: 2 слайд

Краткий план-конспект занятия: 2 слайд

Либеральный стиль. Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь

Либеральный стиль. Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь

Сложившаяся, зрелая семья. 7

Сложившаяся, зрелая семья. 7

Как следствие трудностей решения естественных задач этого периода, у супругов могут возникнуть неудовлетворенность друг другом, складывающимися семейными отношениями

Как следствие трудностей решения естественных задач этого периода, у супругов могут возникнуть неудовлетворенность друг другом, складывающимися семейными отношениями

В подростковом возрасте особое значение приобретает группа сверстников

В подростковом возрасте особое значение приобретает группа сверстников

Семья для женщин традиционно имеет большую ценность, чем работа, профессиональная карьера

Семья для женщин традиционно имеет большую ценность, чем работа, профессиональная карьера

Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации

Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020