Цель. Дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну; познакомить с содержанием законов; рассказать о том, что Кон- ституция защищает права взрослых и детей.
Ход.
12 декабря в нашей стране отмечается праздник День Конституции Российской Федерации. Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразличны судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.
Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане России. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и об- судили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, дру- гие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так 12 декабря 1993 года была принята наша Конститу- ция.
В каждой стране существует определённая государственная символика: флаг, герб, гимн. Флаг Рос- сии выглядит так (иллюстрация): белый цвет - Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет - Отвага, битва за веру. Работа в парах. У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Рос- сийской Федерации. А не скажете ли вы, каким государствам принадлежат другие флаги?
Герб (иллюстрация): двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудро- сти. На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Всадник, поражающий змея - это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества. Работа в группах. Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Феде- рации. Ваша задача: найти недостающие детали. Вспомните правила работы в группе (Раздаются гербы с недостающими деталями).
Гимн: впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1. Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий. После вы- боров президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России. Гимн – это не просто му- зыка, это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства. У
каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины сни- мают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. Гимн России был написан композитором А.В. Алек- сандровым и поэтом С.В. Михалковым. Во время исполнения гимна все поворачивают голову в сторону Государственного флага. А вы хотите услышать гимн нашего государства? Слушание гимна (аудиоза- пись).
В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что - нельзя. Послушайте стихи в исполнении детей и попытайтесь определить, о каком праве гражданина России идёт речь.
«Права есть у взрослого и у ребенка» |
||
1 ученик. Права есть у взрослого и у ре- бёнка: Играть и учиться, мечтать и тру- диться, Помочь старику и погладить ко- тёнка, И чистой водой на рассвете умыться. (Каждый человек имеет право на труд, т.е. работу) |
2 ученик. Ребенок должен быть красивым, Веселым, сильным и счастли- вым. Поэтому хочу сказать: Ребенок должен отдыхать! (Пра- во на отдых) |
3 ученик. Всех детей учить должны, Детям знания нужны Это знать должны все дети И все люди на планете. (Право на бесплатное образование) |
У каждого из нас есть такие права: каждый человек имеет право на свободу слова, право на бесплат- ную медицинскую помощь, право на собственную неприкосновенность, право на неприкосновенность его жилья и имущества, право на свободу передвижения, право на медицинское обслуживание, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и др.
Музыкальная викторина. Скажите, о каком праве говорится в песне?
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету… (Право на свободу передвижения) Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад. Мы из глины мастерили И лошадок, и зайчат.
А теперь, а теперь,
Открывай нам, школа, дверь!.. (Право на бесплатное образование) На прививку, третий класс!
Вы слыхали? Это нас…. (Право на медицинское обслуживание) Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
И съела кузнеца…(Право на свободу и личную неприкосновенность) Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я! (Право на жизнь)
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на непри- косновенность жилища? (нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»). Кто воспользовался правом на сво- бодное передвижение? (лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города). В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в раб- стве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас). Кто пользуется правом свободного передвижения на традиционном летательном аппарате? (Баба Яга). Кто нарушил право на свободу и держал Кая в хо- лодном плену? (Снежная королева). Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил ги- гантский урожай? (дед из сказки «Репка»).
Итог. Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанно- сти граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины. Я предлагаю вам сейчас создать законы для нашего класса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.