Методическая разработка по дисциплине обществознание (включая экологию и право)

  • docx
  • 02.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка урока по дисциплине обществознание.docx

 

 

 

 

 

Номинация:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

 

Тема:

«ОБЩЕСТВО

КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»

 

 

                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка……….………………………………

3

2.

Список используемых источников …………………………..

29

3

Приложения …………………………………………………...

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОДБ.01.08 Обществознание (включая экономику и право) посвящена теме "Общество как динамическая система".

Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем. Данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Однако, материал, изложенный в учебной литературе, в основном носит общий характер. Следовательно, высокая значимость и недостаточная практическая разработанность темы, предполагает постоянный учет современных условий и определяют несомненную новизнуданнойметодической разработки.

Актуальность настоящей методической разработки заключается в идеи рассмотрения общества и социальных организаций в целом, как открытых развивающихся социальных систем. Этот вопрос всегда находился в центре внимания, постоянно дискутируется и уточняется.

Методическая разработка учебного занятия имеет практическую значимость, может быть применена для организации образовательного процесса по дисциплине ОДБ.01.08 Обществознание (включая экономику и право) для студентов всех специальностей.

Нами будут применены следующие формы обучения:

1.     фронтальная форма и работа в парах будут применены в ходе объяснения нового материала;

2.     самостоятельная форма работы студентов будет применена в ходе закрепления материала.

Будут применены следующие методы обучения:

1.     объяснительно-иллюстративный – в ходе объяснения нового материала;

2.     частично-поисковый – в ходе объяснения нового материала студенты будут выстраивать систему;

3.     интерактивные методы обучения – при закреплении материала.

В основе построения методической разработки лежитпринцип связи теории с практикой. Данный принцип выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях. В ходе занятия студенты будут преобразовывать окружающую нас действительность, моделируя систему общества с помощью бытовых предметов.

В ходе учебного занятиябудут примененыследующие педагогические технологии:

ü в ходе объяснения нового материала мы воспользуемсятехнологией моделирования «Бриколаж», которая позволит студентам быстро выстроить модель общества с помощью трансформации имеющихся под рукой материалов в новые формы и конструкции.

ü в ходе закрепления материала мы воспользуемсятехнологией «Bringyourowndevices»Принеси свой девайс»), что позволит нам оперативно проверить, насколько студенты усвоили материал занятия.

ü будут использованы информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):на этапе закрепления материала google-тесты и google-документы позволят оценить и организовать тестирование студентов (программа автоматически, перемешивает вопросы и варианты ответов теста, что обеспечивает индивидуализацию контроля знаний учащихся и минимизирует попытку воспользоваться чужими ответами); QR-коды обеспечат студентам быстрый доступ к информационным базам и позволят, в режиме реального времени, выполнить тестовое (на этапе учебного занятия) и домашнее задания; на этапе выдачи домашнего задания созданный учебный модуль в learningapps.org позволит студентам потренироваться в выполнении простых и сложных интерактивных заданий темы, закрепить новые знания.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

занятия по дисциплине ОДБ.01.08 Обществознание (вкл. экономику и право)

Автор

Аниканова Наталья Алексеевна

Специальность

Специальности технического профиля

Курс

Первый

Тема

2.1. Общество как сложная динамическая система

Тема занятия

2.1.1. Общество как динамическая система

Вид урока

Урок теоретического обучения

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

Дидактические цели:

1.     формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер;

2.     формирование умения моделировать динамическую структуру общества, анализировать, сравнивать и сопоставлять имеющиеся объекты, преобразовывать информацию и делать выводы.

Развивающие цели:

1.     способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных качеств студентов;

2.     содействовать формированию умения выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Воспитательные цели:

1.     формирование умений участвовать в диалоге;

2.     воспитание гуманности.

Методическая цель:

1.     Демонстрация технологии визуализации в процессе обучения.

Планируемые результаты

Личностные:

1.     готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

Метапредметные:

1.     умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

2.     готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

3.     умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении образовательных задач.

Предметные:

1.     сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2.     владение базовым понятийным аппаратом социальных наук.

Дидактическое обеспечение

Вербальныесредства обучения: рассказ, беседа.

Визуальные средства обучения: презентация, предметы и карточки в коробке, раздаточный материал.

Технические средства обучения: ПК с лицензированным программным обеспечением, мультимедийный проектор, веб камера, личный девайс студента – смартфон.

Организация образовательной среды

Методы (методические приемы)

Формы работы

Межпредметные связи

Средства обучения

Объяснительно-иллюстративный (получение знаний через экранное пособие – презентацию).

Частично-поисковый (построение модели общества как системы).

Интерактивные методы обучения (взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы)

Фронтальная, работа в парах, самостоятельная.

 

История, правоведение, безопасность жизнедеятельности.

Вербальныесредства обучения: рассказ, беседа.

Визуальные средства обучения: презентация, предметы и карточки в коробке, раздаточный материал.

Технические средства обучения: ПК с лицензированным программным обеспечением, мультимедийный проектор, веб камера, личный девайс студента – смартфон.

 

Ход урока

п/п

Этап урока

Время, мин

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результат

1

Организационный момент

5 мин

Приветствие.

Проверка готовности к работе.

Организация внимания студентов.

Приветствуют педагога.

Самостоятельно организовывают свое рабочее место.

Создание положительного эмоционального настроя, создание деловой обстановки.

2

Мотивация учебной деятельности

5 мин

Путем дополнительных, наводящих вопросов, помогает обучающимся сформулировать тему занятия

Разгадывают ребус-загадку.

Принимают участие в формулировании темы занятия.

Активизация познавательной деятельности студентов. Совместное формулирование темы.

3

Целеполагание

3 мин

Формулирование цели занятия.

Слушают и воспринимают, записывают в тетрадь.

Определение целей занятия

4

Изучение нового материала

35 мин

Излагается новый материал с применением словесных методов, сопровождаемых демонстрацией наглядных средств.

Внимательно слушают и понимают речь педагога. Конспектируют основные моменты темы. Рассуждают совместно с преподавателем по отдельным вопросам темы.

Формирование новых знаний.

5

Закрепление нового материала

25 мин

Организация работы в микрогруппах студентов по моделированию общества как системы.Оценивает правильность выполненных действий.

Объясняет порядок выполнения и организации тестирования.

Осуществляют работу в паре (группе).

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Выполняют тест в электронной форме.

 

Формирование умения моделировать динамическую структуру общества, анализировать, сравнивать и сопоставлять имеющиеся объекты, преобразовывать информацию и делать выводы.

6

Подведение итогов занятия

12 мин

Повторение основных определений. Вывод по выполнению целей занятия. Оглашение результатов работы студентов с выводом на экран.

Внимательно слушают преподавателя. Наглядно оценивают результаты своей работы.

Оценка работы студентов.

7

Домашнее задание

5 мин

Дает домашнее задание.

Внимательно слушают преподавателя.

Закрепление нового материала, применение теоретических знаний на практике

 


4. СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: ОДБ.01.08 Обществознание (включая экономику и право).

Тема: Общество как динамическая система.

Цели занятия:

Дидактические цели:

1.     формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер;

2.     формирование умения моделировать динамическую структуру общества, анализировать, сравнивать и сопоставлять имеющиеся объекты, преобразовывать информацию и делать выводы;

Развивающие цели:

1.     способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных качеств студентов;

2.     содействовать формированию умения выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Воспитательные цели:

1.     формирование умений участвовать в диалоге;

2.     воспитание гуманности.

Методическая цель:

1.     Демонстрация технологии визуализации в процессе обучения.

Задачи:

1. Актуализировать знания студентов о содержании понятий «система» и «общество», «подсистемы» и «элементы», «общественные отношения», «институты общества».

2. Создать условия для понимания сущности понятий элемент, подсистема и институты общества.

3. Вовлечь студентов в процесс моделирования структуры общества с помощью активных и интерактивных методов обучения.

4 Способствовать формированию навыков саморефлексии и самоконтроля полученных знаний.

Планируемые результаты

Личностные:

1.     готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

Метапредметные:

1.     умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

2.        готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

3.        умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении образовательных задач.

Предметные:

1.   сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2.     владение базовым понятийным аппаратом социальных наук.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок теоретического обучения.

Формы обучения: фронтальная, работа в парах, самостоятельная.

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), «Принеси свой девайс» (Bringyourowndevices), «Бриколаж» (технология моделирования).

Методы:

Объяснительно-иллюстративный (получение знаний через экранное пособие – презентацию).

Частично-поисковый (построение модели общества как системы).

Интерактивные методы обучения (взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы).

Средства:

Вербальныесредства обучения: рассказ, беседа.

Визуальные средства обучения: презентация, предметы и карточки в коробке.

Технические средства обучения: ПК с лицензированным программным обеспечением, мультимедийный проектор, веб камера, личный девайс студента – смартфон.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Ход урока:

1.   Организационный момент.

Педагог приветствует учащихся. Подготовка студентов к работе.Организация внимания студентов.Проверка готовности к работе. Создание положительного эмоционального настроя.

Слайд 1

2. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня урок необычный. Преподаватель предлагает ребятам небольшую игру. Начать занятие мне бы хотелось с небольшой загадки. Посмотрите на слайд и попытайтесь отгадать какое слово объединяет все эти изображения? Что мы здесь с вами видим?

Слайд 2

Ответы студентов: мышечная система, кровеносная система, нервная система, общественная система, операционная система и т.п.

Действительно, в жизни встречается немало примеров со словом система. Например, человек - очень сложная биологическая система. Что включает эта система? (органы, кости, мышцы, нервы). А вот примером механической системы может являться обычный будильник. Эта механическая система включает в себя различные металлические детали, шестерёнки, стрелки, корпус и т.п. И все эти части занимая необходимое положение и должным образом взаимодействуя, представляют собой сложную механическую систему. Когда будильник работает, все части подвижны, он показывает точное время и вовремя звенит, то мы говорим, что в нем присутствует хорошая функциональная система.

Мы с вами на учебном занятии по дисциплине «обществознание». Что изучает эта дисциплина?

Ответ студентов: общество.

Имея эти два понятия, мы можем с вами сформулировать тему нашего занятия? (предположениястудентов).

Преподаватель выводит на экран и проговаривает группе тему урока: «Общество как динамическая система».

Слайд 3

Запишите тему урока в тетради.Как думаете, для чего Вам необходимо знать данную тему? (ответы студентов)

Совершенно верно. Вобщественной жизни мы с вами постоянно сталкиваемся с понятием системы.

Особую специфику социальной системе придает уникальность ее основного элемента - человека, обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своей деятельности, типа поведения, что придает развитию общества большую степень неопределенности, а, следовательно, и непредсказуемости.

3. Целеполагание.

Преподаватель формулирует цели занятия, выводит информацию на экран. Студенты, после пояснения педагога, записывают цели в тетрадях.

 

Слайд 4

Цель занятия:

1.     формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер;

2.     формирование умения моделировать динамическую структуру общества, анализировать, сравнивать и сопоставлять имеющиеся объекты, преобразовывать информацию и делать выводы.

4. Изучение нового материала.

Преподаватель знакомит студентов с планом учебного занятия.

Слайд 5

Преподаватель предлагает рассмотреть понятие системы наглядно.

Слайд 6

Выясняет степень усвоения и адаптации материала, изученного на других дисциплинах, с помощью вопросов:

·                   При изучении каких дисциплин вы сталкивались с понятием «система»?

Ответы студентов: в праве (судебная система), в информатике (информационная система), в экономике (банковская система, система национальных счетов) и т.п.

·                   Как вы думаете какой общий признак системы мы видим на представленном слайде?

Ответы студентов: динамика.

·                   Из чего состоит система?

Ответ студентов: элементы системы.

Скажите, что произойдет с системой если из нее убрать один из элементов? Например, из часов мы уберем батарейку или из кровеносной системы уберем сердце?

Ответ студентов: система перестанет работать

Таким образом, мы можем сделать вывод, что система это ... (предположения студентов).

В переводе с греческого «система» означает целое, то есть нечто состоящее из различных взаимосвязанных элементов или частей.Учитель исправляет (если были допущены) неточности в ответах учащихся и выводитсовместно сформулированное определение понятия системы на экран.

Слайд 7

Педагог предлагает определиться с термином «общество».

А что такое общество?

Ответы студентов: объединение людей; обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; система связей, взаимодействий и отношений между людьми и т.п.

Для чего общество нужно человеку?

Ответы студентов: люди не могут быть отделены от общества, потому что они являются такой же его частью как и частью природы; общество дает безопасность; мы можем встретить больше людей, получить больше информации и улучшить себя и т.п.

Выводит текст определения на экран.

Слайд 8

Мы будем сегодня рассматривать общество как сложную динамическую систему.

Так как общество - это система, то оно, как и другие системы состоит из отдельных элементов. При этом общество мы рассматриваем, как сложную динамическую систему. Динамика предполагает развитие, движение, различные изменения, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Преподаватель предлагает разобрать общество как систему на элементы. У Вас на столах находятся волшебные коробочки, я прошу Вас выбрать предметы, иллюстрирующие элементы общества как системы(приложение 1).Студенты выполняют задание. Педагог оказывает помощь, подсказывает, направляет.

Когда мы анализируем сложноорганизованные системы, подобные обществу, то используем понятие подсистемы.

Преподаватель дает определение (Слайд 9).

Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни (Слайд 10).

 

 

Слайд 9

Слайд 10

Основанием для разграничения этих сфер является удовлетворение базовых потребностей человека, которые определяют деятельность людей и отношения между ними.

Каждая подсистема имеет свои признаки. Преподаватель просит охарактеризовать сферы общественной жизни.

1. Экономическая подсистема это: производство и распределение товаров и услуг, товарно-денежные отношения, финансы.

2. Политическая подсистема это: все органы государственной власти; законодательная, исполнительная и судебная, политические партии, общественные организации, профсоюзы.

3. Социальная подсистема - это взаимосвязи и отношения социальных групп в обществе.

4. Духовная подсистема: культура, наука, образование, религия.

Все подсистемы общества тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Преподаватель предлагает определить сферы общественной жизни.

Слайд 11

Ответы студентов: экономическая подсистема, политическая подсистема, социальная подсистема, духовная подсистема.

Такое деление на 4 сферы является условным.

Общество как система состоит из различных подсистем, каждая подсистема имеет свои элементы.

Слайд 12

Таким образом, общество представляет собой гигантскую суперсистему систем, где все элементы системы взаимосвязаны.

Общество включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Сущность общества не в людях самих по себе, а в разнообразных отношениях, которые возникают между людьми. Важным условием жизни человека является коллективность. Человек, ведь, существо социальное и во взаимодействии с другими людьми нуждается не менее, чем в продуктах питания. Взаимодействие людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединения. Среди которых первичные коллективы, социальные группы, общественные отношения (Слайд 13).

Специфика общественных отношений заключается в том, что человек представляет в них определенные общественные группы (классы, профессии и т.п.). Такие отношения несут безличный характер.

Их сущность во взаимодействии конкретных социальных ролей, а не во взаимодействии конкретных личностей. Однако внутри системы без личностных общественных отношений люди неизбежно вступают во взаимодействие, в общение, где проявляются их индивидуальные характеристики. Межличностные отношения возникают и функционируют внутри каждого из видов общественных отношений и позволяютконкретным людям проявить себя как личность в актах общения и взаимодействия. Общественные и межличностные отношения - это единое целое, вторые существуют внутри первых (Слайд 14). Поэтому во всех групповых действиях их участники выступают, с одной стороны, как исполнители безличной роли, а с другой - как неповторимые человеческие личности, проявляющие свои индивидуальные психологические особенности.

Слайд 13

Слайд 14

С характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений связано понятие «социальный институт».

Как Вы понимаете данный термин? Что такое «социальный институт»?

Ответы студентов: социальнаяструктураилипорядокобщественногоустройства; системе управления.

Определений данного понятия несколько. Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Слайд 15

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Педагог приводит таблицу, в которой обозначены наиболее важные социальные институты каждой сферы общественных отношений (Слайд 16).

Социальные институты - постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

(Слайд 16

5. Закрепление нового материала.

Преподаватель организует самостоятельную работу студентов. Сегодня на уроке Вы работам в парах. Предлагаю предметы(элементы), которые вы ранее выбрали из коробочек, распределить в подсистемы, т.е. сферы общественной жизни и попытаться создать свои модели общества как динамической системы (Приложение 2).

Сопровождает деятельность учащихся наводящими вопросами:

- Покажите на вашей модели, где расположены: система, подсистемы, элементы подсистем общества, сферы общественной жизни?

- Кто или что является основным элементом Вашей системы?

- Возможно ли ту модель, которую Вам удалось построить назвать «системой»? Почему?

- В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

Педагог помогает моделировать, исправляет возникающие ошибки.

После успешного процесса моделирования, построенного на применении технологии «Бриколаж», осуществляется проверка усвоения нового учебного материала. Студенты под руководством педагога выполняют тестовое задание.

Преподаватель предлагает студентамиспользовать современную педагогическую технологию «Bringyourowndevices»(Принеси свой девайс). Для этого студентыдолжны воспользоваться своими смартфонами. В начале учебного года, студенты, изучающие предмет «Обществознание (включая экономику и право)» скачивают и устанавливают на своих смартфонах или любом другом доступном девайсе программу,считывающуюQR-код (если такая не установлена ранее). С помощью этой программы студенты считывают (сканируют) предложенные педагогом коды и переходят в программу,которая позволит в режиме реального времени выполнить тестовоезадание. Код (ссылка) изображены на экране и продублирован в раздаточном материале на столах у учащихся.

Слайд 17

Студенты начинают выполнять тест (Приложение 3). Преподаватель помогает в выполнении задания, если у кого-то возникли технические затруднения.

Используя google– таблицы, педагог имеет возможность, по указанной ссылке (Слайд 17), перейти в таблицу, где автоматически персональный компьютер фиксирует результаты выполненных студентами тестов (Приложение 4). При необходимости, данную информацию педагог может вывести на экран, для ознакомления студентов с результатами своей работы.

6. Подведение итогов занятия.

Итак, на сегодняшнем занятии мы узнали, что

- Общество представляет собой…

Ответ студентов: систему систем или суперсистему, состоящую из подсистем, общество - это сложная динамическая система.

- Система означает…

Ответ студентов: целое, состоящее из частей.

- Основными подсистемами общества являются …

Ответ студентов: экономическая, политическая, социальная и духовная.

- Все подсистемы общества ....

Ответ студентов: друг с другом взаимосвязаны.

Таким образом, поставленные,в начале учебного занятия, цели нами успешно достигнуты. Результаты вашей работы мы видим на экране. Педагог выставляет, полученные студентами оценки в журнал. Выдает домашнее задание.

7. Домашнее задание.

Слайд 18

Для закрепления изученной темы,вам дома необходимо выполнить несколько интерактивных заданий. Для этого вы можете воспользоваться своим смартфоном или любым другим удобным девайсом.На экране представлены QR-коды, содержащие задания.

Также на экране указан QR-код адресаперсонального сайта педагога,гдестуденты могут задать вопросы, возникающие при выполнении домашнего задания иотправить результаты своей работы для проверки.

Прощается со студентами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., 2017.

2.     Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: АСТ, 2017.

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

https://vk.com/video568701760_456239582

https://vk.com/video568701760_456239583

https://vk.com/video568701760_456239585

Приложение 3

Приложение 4

 

Приложение 5

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Основные термины темы:

СИСТЕМА – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

ОБЩЕСТВО – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные согласованными связями и процессами.

ПОДСИСТЕМА– промежуточный комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система

ЭЛЕМЕНТ – составляющая часть чего-либо.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это многообразные устойчивые повторяющиеся связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: экономическая, социальная, духовная, политическая.

Закрепление изученного материала (тестирование):

Домашнее задание:


1.     Кроссворд

https://learningapps.org/qrcode.php?id=py0gnm6ga20

 

2.     Упражнение «Найди пару»

https://learningapps.org/qrcode.php?id=ph33wbyzt20

 


http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Fuser%2Fanikanova-natalya-alekseevna&4&0Контакты педагога:

https://infourok.ru/user/anikanova-natalya-alekseevna

 
 


 


Скачано с www.znanio.ru