Методическая разработка по естествознанию: Законы динамики
Оценка 4.9

Методическая разработка по естествознанию: Законы динамики

Оценка 4.9
pdf
27.10.2020
Методическая разработка по естествознанию: Законы динамики
Законы динамики.pdf

Уважаемые студенты! Представленная в файле информация предназначена для Вашей самостоятельной работы. Внимательно изучайте материал!

Дата занятия

05.10.2020 г.

Дисциплина 

ОУДб. 06   Естествознание

Изучаемая тема

 Практическое      занятие:      Изучение    клеток        растений         и животных       

 Практическое занятие: Сравнение строения клеток растений и животных.

Специальность

46.02.01 Дошкольное образование

Курс

2

Группа

ДО 24

Преподаватель

Ерофеева Евгения Геннадьевна 

Перечень заданий, которые студенту необходимо отправить на e-mail преподавателя

1. Письменные ответы на вопросы.

 

Используемые источники

Биология В.М.Константинов стр. 26-39   

Домашнее задание

Читать текст учебника, стр. 26-39

Выполнить письменно задания к практической работе

Выполнить письменно тестовые задания  

Требования       к оформлению документа

Выполненные задания оформляются письменно в тетради.    На     почту          преподавателю    присылаете         фото выполненного задания.

Файл называете:

 «05.10.2020  ДО 24 Естествознание  - Фамилия студента»; Формат файла: Word, PDF или JPG (картинка, фото) хорошего качества!

e-mail преподавателя

[email protected] 

 

В        теме        письма

необходимо указать

ДО 24 Естествознание  (за 05.10.2020) - Фамилия студента

Срок исполнения

05.10.2020

 

 

Содержание материала

1.        Теоретический материал по теме Изучение клеток растений и животных       

1.1.          Теоретический материал

1.2.          Практическое занятие: Изучение клеток растений и животных.

1.3.          Практическое занятие: Сравнение строения клеток растений и животных.

2.        Выполнение работы

3.        Тестовые задания

 

 

 

Теоретический материал

Тема: Изучение клеток растений и животных

Все живые организмы состоят из клеток. 

Клетка - элементарная единица строения, функционирования и развития живых организмов. 

Существуют неклеточные формы жизни - вирусы, однако они проявляют свои свойства только в клетках живых организмов. 

Клеточные формы делятся на прокариот и эукариот.

Открытие клетки принадлежит английскому ученому Р. Гуку, который, просматривая под микроскопом тонкий срез пробки, увидел структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их клетками. Позже одноклеточные организмы исследовал голландский ученый Антони ван Левенгук. Клеточную теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн в 1839 г. Современная клеточная теория существенно дополнена Р. Биржевым и др.

 

Основные положения современной клеточной теории:

1.     Все простые и сложные организмы состоят из клеток, способных к обмену с окружающей средой веществами, энергией, биологической информацией.

2.     Клетка — элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живого.

3.     Клетка — элементарная единица размножения и развития живого.

4.     В многоклеточных организмах клетки дифференцированы по строению и функциям. Они объединены в ткани, органы и системы органов.

5.     Клетка представляет собой элементарную, открытую живую систему, способную к саморегуляции, самообновлению и воспроизведению.

Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира.

 

Строение клетки. Клеточные органоиды.

 

Наука, изучающая строение и функции клеток, называется цитология.

Клетка - элементарная структурная и функциональная единица живого.

Клетки, несмотря на свои малые размеры, устроены очень сложно. Внутреннее полужидкое содержимое клетки получило название цитоплазмы.

Цитоплазма является внутренней средой клетки, где проходят различные процессы и расположены компоненты клетки — органеллы (органоиды).

 

  

  Клеточное ядро

Клеточное ядро — это важнейшая часть клетки. 

      От цитоплазмы ядро отделено оболочкой, состоящей из двух мембран. В оболочке ядра имеются многочисленные поры для того, чтобы различные вещества могли попадать из цитоплазмы в ядро, и наоборот.

      Внутреннее содержимое ядра получило название кариоплазмы или ядерного сока.

В ядерном соке расположены хроматин и ядрышко.

     Хроматин представляет собой нити ДНК. Если клетка начинает делиться, то нити хроматина плотно накручиваются спиралью на особые белки, как нитки на катушку.

Такие плотные образования хорошо видны в микроскоп и называются хромосомами.

 

  

Ядро содержит генетическую информацию и управляет жизнедеятельностью клетки.

Ядрышко представляет собой плотное округлое тело внутри ядра. Обычно в ядре клетки бывает от одного до семи ядрышек. Они хорошо видны между делениями клетки, а во время деления — разрушаются.

  

         Функция ядрышек — синтез РНК и белков, из которых формируются особые органоиды — рибосомы.

 

Рибосомы участвуют в биосинтезе белка. В цитоплазме рибосомы чаще всего расположены на шероховатой эндоплазматической сети. Реже они свободно взвешены в цитоплазме клетки.

  

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) участвует в синтезе белков клетки и транспортировке веществ внутри клетки.

 

 

Значительная часть синтезируемых клеткой веществ (белков, жиров, углеводов) не расходуется сразу, а по каналам ЭПС поступает для хранения в особые полости, уложенные своеобразными стопками, “цистернами”, и отграниченные от цитоплазмы мембраной. Эти полости получили название аппарат (комплекс) Гольджи. Чаще всего цистерны аппарата Гольджи расположены вблизи от ядра клетки.

       Аппарат Гольджи принимает участие в преобразовании белков клетки и синтезирует лизосомы — пищеварительные органеллы клетки.

      Лизосомы представляют собой пищеварительные ферменты, “упаковываются” в мембранные пузырьки, отпочковываются и разносятся по цитоплазме.

       В комплексе Гольджи также накапливаются вещества, которые клетка синтезирует для нужд всего организма и которые выводятся из клетки наружу. 

 

      Митохондрии — энергетические органоиды клеток. Они преобразуют питательные вещества в энергию (АТФ), участвуют в дыхании клетки.

     Митохондрии покрыты двумя мембранами: наружная мембрана гладкая, а внутренняя имеет многочисленные складки и выступы — кристы.

  

 

В мембрану крист встроены ферменты, синтезирующие за счет энергии питательных веществ, поглощенных клеткой, молекулы аденозинтрифосфата (АТФ). 

        АТФ — это универсальный источник энергии для всех процессов, происходящих в клетке.

        Количество митохондрий в клетках различных живых существ и тканей неодинаково. 

Например, в сперматозоидах может быть всего одна митохондрия. Зато в клетках тканей, где велики энергетические затраты (в клетках летательных мышц у птиц, в клетках печени), этих органоидов бывает до нескольких тысяч. 

       Митохондрии имеют собственную ДНК и могут самостоятельно размножаться (перед делением клетки число митохондрий в ней возрастает так, чтобы их хватило на две клетки).

       Митохондрии содержатся во всех эукариотических клетках, а вот в прокариотических клетках их нет. Этот факт, а также наличие в митохондриях ДНК позволило ученым выдвинуть гипотезу о том, что предки митохондрий когда то были свободноживущими существами, напоминающими бактерии. Со временем они поселились в клетках других организмов, возможно, паразитируя в них. А затем за многие миллионы лет превратились в важнейшие органоиды, без которых ни одна эукариотическая клетка не может существовать.

 

Плазматическая мембрана

       Чтобы клетка представляла собой единую систему, необходимо, чтобы все ее части (цитоплазма, ядро, органоиды) удерживались вместе. Для этого в процессе эволюции развилась плазматическая мембрана, которая, окружая каждую клетку, отделяет ее от внешней среды. Наружная мембрана защищает внутреннее содержимое клетки — цитоплазму и ядро — от повреждений, поддерживает постоянную форму клетки, обеспечивает связь клеток между собой, избирательно пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит из клетки продукты обмена.

      Строение мембраны одинаково у всех клеток. Основу мембраны составляет двойной слой молекул липидов, в котором расположены многочисленные молекулы белков. Некоторые белки находятся на поверхности липидного слоя, другие - пронизывают оба слоя липидов насквозь.

  

 

Специальные белки образуют тончайшие каналы, по которым внутрь клетки или из нее могут проходить ионы калия, натрия, кальция и некоторые другие ионы, имеющие маленький диаметр. Однако более крупные частицы (молекулы пищевых веществ — белки, углеводы, липиды) через мембранные каналы пройти не могут и попадают в клетку при помощи фагоцитоза или пиноцитоза:

       В том месте, где пищевая частица прикасается к наружной мембране клетки, образуется впячивание, и частица попадает внутрь клетки, окруженная мембраной. Этот процесс называется фагоцитозом (клетки растений поверх наружной клеточной мембраны покрыты плотным слоем клетчатки (клеточной оболочкой) и не могут захватывать вещества при помощи фагоцитоза).

       Пиноцитоз отличается от фагоцитоза лишь тем, что в этом случае впячивание наружной мембраны захватывает не твердые частицы, а капельки жидкости с растворенными в ней веществами. Это один из основных механизмов проникновения веществ в клетку.

  

 

 

Когда в клетку путем фагоцитоза или пиноцитоза попадают различные питательные вещества, их необходимо переварить (т.е. белки должны разрушиться до отдельных аминокислот, полисахариды — до молекул глюкозы или фруктозы, липиды — до глицерина и жирных кислот). Чтобы внутриклеточное переваривание стало возможным, фагоцитарный или пиноцитарный пузырек должен слиться с лизосомой. 

 

Практическое занятие: Изучение клеток растений и животных.

Практическое занятие: Сравнение строения клеток растений и животных.

 

 

 

 

 

 

Выполнение работы:

1.         Дайте определение понятиям «клетка», «прокариоты», «эукариоты».

2.         Зарисуйте схему отличия животной от растительной клетки (представлена в теоретическом материале)

 

3.         Составьте таблицу «Общие структуры для эукариотических клеток».

 

 

 

 

Тестовое задание

Вариант 1                                                      Биология. Белки.

 

4.         Какие соединения являются мономерами молекул белка:

                А. глюкоза                                                           В. аминокислоты

                Б. глицерин                                                          Г. жирные кислоты.

 

2.                 Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белка:

                А. 20                                                                    В. 100

                Б. 30                                                                     Г. 200.

 

3.                 Какая часть молекул  аминокислот отличает их друг от друга:

                А. радикал                                                           В. жирная кислота

                Б. карбоксильная группа                                     Г. аминная группа.

 

4.                 Посредством какой химической связи соединены между собой аминокислоты  в молекуле белка первичной структуры:

                А. дисульфидная                                                 В. водородная.

Б. пептидная

 

5.                 Какие структуры молекул белка способны нарушаться при денатурации, а затем вновь восстанавливаются:

                А. первичная                                                       В. третичная

                Б. вторичная                                                        Г. четвертичная.

 

6.                 Каковы отличия ферментов от других белков?

А. являются катализаторами химических реакций Б. включают в свой состав витамины, металлы В. синтезируются на рибосомах.

 

7.                 Каковы главнейшие функции белков?

А. транспортная В. каталитическая Б. защитная       Г. строительная.

 

8.                 У белков существует 4 уровня организации. Что представляет собой первичная структура?

А. Глобулу

Б. Набор одиночных атомов

В. Спираль 

Г. Последовательность аминокислот

9.                 Что изображено на картинке

 

А.  Третичная структура белка

Б.  Вторичная структура белка

В.  Последовательность аминокислот

Г.  Шестеричная структура белка 

 

10.            Утрата белковой молекулой своей природной структуры – это ……..

 

 

 

 

Критерии оценивания практический работы

 

«5» (отлично) - даны полные ответы на все поставленные вопрос, выполнены рисунки

«4» (хорошо) - даны полные ответы на все поставленные вопросы, но допущены незначительные ошибки

«3» удовлетворительно – даны ответы не на все поставленные вопрос, нет рисунков  

 

Критерии оценивания тестового задания 

 

«5» (отлично) – все ответы верны

«4» (хорошо) – допущено 1-2 ошибки 

«3» удовлетворительно – допущено 3-4 ошибки  

 

 

Список источников для изучения темы

 

1.     Биология В.М.Константинов стр. 26-39

2.     Видео «Сравнение растительной и животной клетки» Доступно по ссылке https://youtu.be/pleomieMSmU

 

Уважаемые студенты! Представленная в файле информация предназначена для

Уважаемые студенты! Представленная в файле информация предназначена для

Практическое занятие: Сравнение строения клеток растений и животных

Практическое занятие: Сравнение строения клеток растений и животных

Клетки, несмотря на свои малые размеры, устроены очень сложно

Клетки, несмотря на свои малые размеры, устроены очень сложно

Ядро содержит генетическую информацию и управляет жизнедеятельностью клетки

Ядро содержит генетическую информацию и управляет жизнедеятельностью клетки

Аппарат Гольджи принимает участие в преобразовании белков клетки и синтезирует лизосомы — пищеварительные органеллы клетки

Аппарат Гольджи принимает участие в преобразовании белков клетки и синтезирует лизосомы — пищеварительные органеллы клетки

Митохондрии имеют собственную

Митохондрии имеют собственную

Этот процесс называется фагоцитозом (клетки растений поверх наружной клеточной мембраны покрыты плотным слоем клетчатки (клеточной оболочкой) и не могут захватывать вещества при помощи фагоцитоза)

Этот процесс называется фагоцитозом (клетки растений поверх наружной клеточной мембраны покрыты плотным слоем клетчатки (клеточной оболочкой) и не могут захватывать вещества при помощи фагоцитоза)

Практическое занятие: Изучение клеток растений и животных

Практическое занятие: Изучение клеток растений и животных

Выполнение работы: 1.

Выполнение работы: 1.

Составьте таблицу «Общие структуры для эукариотических клеток»

Составьте таблицу «Общие структуры для эукариотических клеток»

Тестовое задание Вариант 1

Тестовое задание Вариант 1

Г. Последовательность аминокислот 2

Г. Последовательность аминокислот 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2020