Методическая разработка по истории на тему: "Смутное время начала XVII века", составленная с использованием материалов библиотеки ЦОК
Оценка 4.9

Методическая разработка по истории на тему: "Смутное время начала XVII века", составленная с использованием материалов библиотеки ЦОК

Оценка 4.9
docx
31.01.2024
Методическая разработка по истории на тему: "Смутное время начала XVII века", составленная с использованием материалов библиотеки ЦОК
7_38_Смутное время начала XVII в..docx

Дата:

Класс: 7

Учитель:

Предмет: История

 

Тема: «Смутное время начала XVII в.»

 

1.             Контролируемые элементы содержания

 

·                Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Подъём национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Первое и Второе ополчения. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г

 

2.             Контролируемые умения

 

·                Развитие умений анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего

·                Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего

·                Развитие умений анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего

 

3.             Проверяемые элементы содержания

 

·                Приход к власти Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца

 

4.             Предметные умения

 

·                Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов

·                Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения

·                Определять современников исторических событий (явлений, процессов)

·                Отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез исторической информации

 

5.             Личностные результаты

 

·                Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

·                Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране

 

6.             Функциональная грамотность

 

·                Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

·                Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

·                Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

·                Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/8a186d1a

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

1.             Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

1.1         Мотивация на учебную деятельность

 

Разгадайте ребус и попробуйте определить тему урока

 

 

1.2         Актуализация опорных знаний

Прочитай определения исторических терминов. Обрати внимание на дополнительную информацию.

Интервенция  насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела какой-либо страны (с целью захвата территории, подавления национально-освободительного движения и т. п.).

 

Самозванство – незаконное присвоение себе чужого имени, звания с целью обмана (так, например, в России несколько человек выдавали себя за царевича Дмитрия , сына Ивана Грозного , с целью получения русского престола).

 

Смута – период в отечественной истории (1604—1618 гг.), когда в стране обострилась экономическая и политическая ситуация, разразилась первая в истории России гражданская война .

 

 

1.3         Целеполагание

 

Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?

 

 

2               Освоение нового материала

 

2.1         Осуществление учебных действий по освоению нового материала

 

Лжедмитрий I

Прочитай информацию о Лжедмитрии I и составь схему «Лжедмитрий I на пути к власти», отразив в ней основные даты, события и их участников.

В период нахождения у власти Бориса Годунова , когда страну охватили бунты и восстания, в Речи Посполитой появился молодой человек, который объявил себя спасшимся царевичем Дмитрием  — наследником Ивана Грозного. На самом деле это был беглый монах Григорий Отрепьев. О спасении царевича сказали польскому королю Сигизмунду III. 

Речь Посполитая была заинтересована в расширении своих владений за счет территории Русского государства, поэтому появление самозванца было весьма кстати. Сигизмунд обещал Лжедмитрию тайную поддержку, помог ему деньгами и разрешил набрать войско из шляхтичей. В обмен на это Лжедмитрий согласился после захвата русского престола передать Речи Посполитой Смоленскую и Северскую области, помочь Сигизмунду III овладеть шведским престолом, способствовать распространению католичества в русских землях. Для подкрепления своих обещаний он сам принял католичество.


Появление самозванца совпало с потерей веры в царя Бориса Годунова. Многие были готовы уверовать в «царевича Дмитрия» и стали активно переходить на сторону Лжедмитрия I. В 1604 году начался его поход на Москву. Борис Годунов направил против самозванца войско, завязались затяжные бои. Войско Лжедмитрия потерпело поражение, и вроде бы исход был очевиден, но случай сыграл свою роль.

 

Весной 1605 года неожиданно умер Борис Годунов, власть перешла к его 16-летнему сыну Федору. Путь на Москву для самозванства был открыт. Боярство свергло молодого наследника и примкнуло к Лжедмитрию.

Придя к власти в Москве, Лжедмитрий вернул из ссылки бояр, которые пострадали при Годунове (в том числе и Филарета ), в некоторых районах России отменил налоги, разрешил уход крестьян от помещиков. Выполнять обещания, данные Сигизмунду, не торопился, но стал активно поощрять польские порядки при дворе, носил польскую одежду. Поляки вели себя вседозволенно, нарушая русские обычаи. Огромное недовольство вызвала женитьба Лжедмитрия на католичке Марине Мнишек, дочери польского вельможи.

Московское боярство опасалось за свое положение, и поэтому в мае 1606 года бояре во главе с Василием Шуйским организовали заговор против самозванца. Заговорщики ворвались в Кремль и убили Лжедмитрия I.

3               Применение изученного материала.

 

3.1         Систематизация знаний и умений

 

Рекомендации для учителя

Организуйте работу учащихся с изображениями. Озвучьте требования к рассказу: предложения должны быть распространенными, логично и последовательно связанными.

По завершении работы попросите нескольких учеников зачитать рассказы, предложите остальным оценить работы одноклассников. Сообщите учащимся критерии оценивания: дано поверхностное описание или в рассказе хорошо прослеживаются причинно-следственные связи, используются ли изученные термины и понятия, насколько логично и последовательно сформулированы предложения. 

Предложите учащимся подвести итог данного этапа урока, ответив на вопрос: почему Лжедмитрий I так быстро лишился престола? 

Попросите ответ на этот вопрос записать в тетрадь. 

Пример рассказа: 
Лжедмитрий I выдавал себя за царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного). Его настоящее имя — Григорий Отрепьев. В годы Смуты, заручившись поддержкой польского короля, организовал поход на Москву. В результате похода занял русский престол и стал проводить собственную политику. Политика вызвала недовольство среди русского боярства, особенно его женитьба на М. Мнишек. В 1606 году под руководством В. Шуйского был организован заговор против самозванца, который завершился убийством Лжедмитрия I.

На этапе составления рассказа о Лжедмитрии I можно организовать работу в мини-группах или в парах.

Рассмотри изображения в галерее. Выполни задание.

 

 

Какой исторический деятель объединяет все представленные изображения? Составь рассказ об этом деятеле, используя сюжеты картин (рассказ должен состоять минимум из 5–7 предложений).

 

4.             Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

Кейс «Смута стала неожиданностью для России или ее следовало ожидать?»

Используя различные исторические источники информации, выясни обстоятельства, которые привели к Смутному времени. Ответь на вопросы. 

Таким образом, в характере человека, воссевшего на престоле Рюриковичей, заключалась возможность начала Смуты, но продолжение ее и сильное развитие условливались другими обстоятельствами: болезнь прикинулась и сильно развилась в общественном теле, потому что тело это заключало в себе много дурных соков. Давно уже мы имели случай замечать неудовлетворительное состояние народной нравственности в Московском государстве.
<…>

Кроме дурного состояния нравственности, развитию смут в Московском государстве в описываемое время благоприятствовало еще одно обстоятельство. Мы упоминали о сильном развитии козачества во второй половине XVI века, видели и характер козаков. Беглец из общества потому ли, что общественные условия ему не нравились, или потому, что общество преследовало его за нарушение наряда, козак, разумеется, не мог согласить своих интересов с интересами государства, беспрестанно действовал вопреки последним.

1)             С. М. Соловьев

2)              

Так подготовлялась и началась Смута. Как вы видите, она была вызвана двумя поводами: насильственным и таинственным пресечением старой династии и потом искусственным ее воскрешением в лице первого самозванца. Насильственное и таинственное пресечение династии было первым толчком к Смуте.

3)             В. О. Ключевский

·                Какой вопрос, отраженный в приведенных фрагментах, интересовал историков? Запиши его в тетрадь.

·                Какие ответы на данный вопрос они предлагали? Составь перечень возможных ответов в тетради.

·                Как бы ты ответил на этот вопрос? Сформулируй свою позицию и обоснуй ее, подтвердив конкретными историческими фактами. 

·                Обратись к названию кейса «Смута стала неожиданностью для России или ее следовало ожидать?». Какую позицию ты бы занял при ответе на этот вопрос? Поясни.

 

5.             Подведение итогов, домашнее задание

 

5.1         Рефлексия

·                сегодня я узнал…

·                было интересно…

·                было трудно…

·                я выполнял задания…

·                я понял, что…

 

5.2         Домашнее задание. Подготовить сообщение по теме урока.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: Класс: 7 Учитель:

Дата: Класс: 7 Учитель:

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

Ивана Грозного. На самом деле это был беглый монах

Ивана Грозного. На самом деле это был беглый монах

Попросите ответ на этот вопрос записать в тетрадь

Попросите ответ на этот вопрос записать в тетрадь

Так подготовлялась и началась

Так подготовлялась и началась
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2024