Методическая разработка по музыке: «Колыбельные народные песни».
Тема: «Мамина колыбельная».
Цель: Познакомить учащихся с жанром семейно – бытовых песен «Колыбельная» и развить интерес к изучению музыкального фольклора
Задачи:
Образовательные технологии:
Ход урока:
1. 1. Организационный момент.
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые гости нашего фольклорного класса. Тема сегодняшнего урока называется «Мамина колыбельная». 30 ноября страна праздновала Всемирный День Матери. В нашем поселке и в районе прошли мероприятия, посвященные всем мамам, ведь мама это начало всех начал, первое слово, которое произносит ребенок – это мама. Вот и в русской культуре это исходная точка. Мы посвящаем этой теме наш урок.
2. Основная часть.
В старину, и даже 100 лет, и 50 лет назад народные методы воспитания детей были подчинены нравственности. Уже в младенчестве детям давалась большая информация о внешнем мире. Но главное – в это время дети обретали дар слова.
Многое можно понять в современной жизни, если вернуться к своим истокам, т.е. послушать тех, кто прошёл народную школу традиций.
Раньше говорили: «Начинай воспитывать дитя, пока оно лежит поперёк лавки» (то есть с момента рождения). И были правы. А ещё говорили сказители, что «дитя слышит свою матерь ещё во чреве её». И первое словечко для младенца – мамина колыбельная. Она начало всех начал, отправная точка в процессе постижения школы жизни, родной культуры.
Картина Ивана Пелевина. Беседа по иллюстрации.
Домашним заданием было дать определение Колыбельной (ответы)
Слушание Колыбельной песни в звукозаписи. Беседа, какие средства выразительности характерны колыбельной песне.
-Да, в колыбельных – материнское тепло, материнские биотоки, а сама мать в этот период жизни ребёнка – центр мирозданья. Колыбельная – и первое восприятие мира ребёнка, и предупреждение, и заклинание. В них слышится тревога матери за будущее своего дитяти, и она обращается (как в молитвах) за покровительством к Господу Богу, к Богородице, к Ангелу – хранителю.
Солистка исполняет Колыбельную
Преподаватель:
– Как заклинание несли наши предки по жизни, обращаясь к Господу: «Дай Бог детей, да дай Бог здоровых»
Солистка исполняет Колыбельную.
Прподаватель:
Как показывает практика, дети быстро засыпают, убаюканные нежной материнской песенкой. При этом важно не только, о чем поётся в колыбельной, но и кто поёт колыбельную. Он творит во благо (к сожалению не всякое действо вокруг нас творится во благо).
Посмотрите на картину Юрия Кротова «Девочка играет с котятами» или на картине Ивана Пелевина тоже кошка сидит рядом с хозяйкой. Оказывается, наши предки клали в люльку новорождённому кота. Он согревал ребёнка, а иногда, говорят, и лечил, «напевая» ему свою кошачью песенку. Его образ дошёл до нас во многих колыбельных.
Солистка исполняет колыбельную Котя – котенька, коток
Преподаватель:
В таких песнях много уменьшительно – ласкательных суффиксов (котенька, деточку).
В других колыбельных осуждаются неблаговидные поступки кота:
«Не ходил бы ты, коток
Не ходил бы в погребок,
Не ходил бы в погребок
По сметанку, по творог»
Есть колыбельные, которые «выведут» ребёнка на родительское подворье, где живет Петушок – Золотой гребешок, Коровушка, лучший друг ребятни – собака Жучка.
Иллюстрации
Солистка исполняет колыбельную Иркутской области «Баю баю зыбаю»
Прподаватель:
– Колыбельная сообщает младенцу о всех членах семьи:
«Мать пошла коров доить
А отец дрова рубить»
И о бабушке, и о дедушке, и даже о соседях
Солистка исполняет колыбельную Иркутской области «Баюшки баюшечки, у дедушки в кадушечке»
Учащаяся: «А в материнских песенках есть и предупреждение, Н-р.:
«А баю, баю, баю
Не ложися на краю
Ненароком упадешь,
И головку расшибёшь»
Прподаватель:
– Да, верно, в других колыбельных другая опасность – Бабка Ежка. А есть колыбельные, которые учат понимать юмор:
«А кот, ты мой кот
Потерял свой лохмот
Кошка сенцы мела
И лохмот подняла
Кот кошке купил
Полу-сапожки
А она не носит
Модные просит»
Такого типа колыбельные дают большие возможности для работы над словом. У детей расширяется запас слов, воспитывается интерес к слову. Проходят годы, а колыбельные не устаревают.
Я решила поговорить о колыбельных со своими родственниками, с коллегами из детского сада. У всех этот разговор вызывает живой интерес. Необычный разговор состоялся у нас с детьми средней группы в детском саду по следующей колыбельной:
Слушаем колыбельную (бабушки)
«А баю – баю, баю
Живёт мужик на краю.
Он ни беден, ни богат –
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Все соломку едят.
Все соломку едят, все на матушку глядят.
Видео – просмотр детей из детского сада (рассуждения о колыбельной).
Преподаватель:
Не всё оказалось понятным детям в этой колыбельной. Они пытались осовременить услышанное. Например: «Соломка – это сладкие палочки; Полна горница ребят – Дети это богатство в семье».
3. Заключение
Каждому периоду в жизни человека – своё. В период младенчества – мамина колыбельная. Из песни матери рождается великая песнь человеческой любви к своей семье, к родовому корню, к своей земле, к Отечеству.
Заканчивая наш урок, я хочу обратиться к вам, ребята. Любите, берегите народные традиции, чтобы передать их своим детям. Ведь вы наше будущее.
Оценка учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.