Методическая разработка по музыке: «Колыбельные народные песни».
Оценка 5

Методическая разработка по музыке: «Колыбельные народные песни».

Оценка 5
docx
19.02.2024
Методическая разработка по музыке: «Колыбельные народные песни».
5. Методическая разработка по музыке.docx

Методическая разработка по музыке: «Колыбельные народные песни».

Тема: «Мамина колыбельная».

Цель: Познакомить учащихся с жанром семейно – бытовых песен «Колыбельная» и  развить интерес к изучению музыкального фольклора

Задачи:

  • Изучить жанр колыбельных песен.
  • Выявить  основные закономерности музыкального языка в колыбельных.
  • Раскрыть систему художественного образа материнского песнопения.
  • Научить ценить мудрую простоту и художественное совершенство лучших образцов народного искусства. 

Образовательные технологии:

  • Поисковые технологии (умение анализировать представленные на уроке иллюстрации, дать характеристику мелодии, различать колыбельные по видам)
  • Игровые технологии (укачивание кукол  и игрушек под свою колыбельную)

Ход урока:

1.      1. Организационный момент.

Преподаватель:  Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые гости нашего фольклорного класса. Тема сегодняшнего урока называется «Мамина колыбельная». 30 ноября  страна праздновала  Всемирный День Матери. В нашем поселке и в районе прошли мероприятия, посвященные всем мамам, ведь мама это начало всех начал, первое слово, которое произносит ребенок – это мама. Вот и в русской культуре  это исходная точка. Мы посвящаем этой теме наш урок.

2.      Основная часть.

     В старину, и даже 100 лет, и 50 лет назад народные методы воспитания детей были подчинены нравственности. Уже в младенчестве детям давалась большая информация о внешнем мире. Но главное – в это время дети обретали дар слова.

Многое можно понять в современной жизни, если вернуться к своим истокам, т.е. послушать тех, кто прошёл народную школу традиций.

     Раньше говорили: «Начинай воспитывать дитя, пока оно лежит поперёк лавки» (то есть с момента рождения). И были правы. А ещё говорили сказители, что «дитя слышит свою  матерь ещё во чреве её». И первое словечко для младенца – мамина колыбельная. Она начало всех начал, отправная точка в процессе постижения школы жизни, родной культуры. 

Картина Ивана Пелевина. Беседа по иллюстрации.

Домашним заданием было дать определение Колыбельной (ответы)

Слушание  Колыбельной песни в звукозаписи. Беседа, какие средства выразительности характерны колыбельной песне.

-Да, в колыбельных – материнское тепло, материнские биотоки, а сама мать в этот период жизни ребёнка – центр мирозданья. Колыбельная – и первое восприятие мира ребёнка, и предупреждение, и заклинание. В них слышится тревога матери за будущее своего дитяти, и она обращается (как в молитвах) за покровительством к Господу Богу, к Богородице, к Ангелу – хранителю.

Солистка  исполняет Колыбельную

 Преподаватель: 

– Как заклинание несли наши  предки по жизни, обращаясь к Господу: «Дай Бог детей, да дай Бог здоровых»

Солистка  исполняет Колыбельную.

Прподаватель:

Как показывает практика, дети быстро засыпают, убаюканные нежной материнской песенкой. При этом важно не только, о чем поётся в колыбельной, но и кто поёт колыбельную. Он творит во благо (к сожалению не всякое действо вокруг нас творится во благо).

Посмотрите на картину Юрия Кротова «Девочка играет с котятами» или на картине Ивана Пелевина тоже кошка сидит рядом с хозяйкой. Оказывается, наши предки клали в люльку новорождённому кота. Он согревал ребёнка, а иногда, говорят, и лечил, «напевая» ему свою кошачью песенку. Его образ дошёл до нас во многих колыбельных. 

Солистка  исполняет  колыбельную Котя – котенька,  коток

Преподаватель:

В таких песнях много уменьшительно – ласкательных суффиксов (котенька, деточку).

В других колыбельных осуждаются неблаговидные поступки кота:

«Не ходил бы ты, коток

Не ходил бы в погребок,

Не ходил бы в погребок

По сметанку, по творог»

Есть колыбельные, которые «выведут» ребёнка на родительское подворье, где живет Петушок – Золотой гребешок, Коровушка, лучший друг ребятни – собака Жучка.

Иллюстрации

Солистка  исполняет  колыбельную  Иркутской области «Баю баю зыбаю»

Прподаватель:

– Колыбельная сообщает младенцу о всех членах семьи:

«Мать пошла коров доить

А отец дрова рубить»

И о бабушке, и о дедушке, и даже о соседях

Солистка  исполняет колыбельную Иркутской области «Баюшки баюшечки, у дедушки в кадушечке»

Учащаяся: «А в материнских песенках есть и предупреждение, Н-р.:

«А баю, баю, баю

Не ложися на краю

Ненароком упадешь,

И головку расшибёшь»

Прподаватель:

– Да, верно, в других колыбельных другая опасность – Бабка Ежка. А есть колыбельные, которые учат понимать юмор:

«А кот, ты мой кот

Потерял свой лохмот

Кошка сенцы мела

И лохмот подняла

Кот кошке  купил 

Полу-сапожки

А она не носит

Модные просит»

 Такого типа колыбельные дают большие возможности для работы над словом. У детей расширяется запас слов, воспитывается интерес к слову. Проходят годы, а колыбельные не устаревают.

Я решила поговорить о колыбельных со своими родственниками, с коллегами из детского сада. У всех этот разговор вызывает живой интерес. Необычный разговор состоялся у нас с детьми средней группы в детском саду по следующей колыбельной:

Слушаем колыбельную (бабушки)

«А баю – баю, баю

Живёт мужик на краю.

Он ни беден, ни богат – 

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Все соломку едят.

Все соломку едят, все на матушку глядят.

Видео – просмотр детей из детского сада (рассуждения о колыбельной).

Преподаватель:

Не всё оказалось понятным детям в этой колыбельной. Они пытались осовременить услышанное.  Например: «Соломка – это сладкие палочки; Полна горница ребят – Дети это богатство в семье».

3.      Заключение

     Каждому периоду в жизни человека – своё. В период младенчества – мамина колыбельная. Из песни матери рождается великая песнь человеческой любви к своей семье, к родовому корню, к своей земле, к Отечеству.

Заканчивая наш урок, я хочу обратиться к вам, ребята. Любите, берегите народные традиции, чтобы передать их своим детям. Ведь вы наше будущее.

Оценка учащихся.


 

Методическая разработка по музыке: «Колыбельные народные песни»

Методическая разработка по музыке: «Колыбельные народные песни»

Господу Богу, к Богородице, к Ангелу – хранителю

Господу Богу, к Богородице, к Ангелу – хранителю

И головку расшибёшь» Прподаватель: –

И головку расшибёшь» Прподаватель: –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2024