МКУ «Балезинский детский дом»
Методическая разработка
по профориентационной работе
«А мы делаем так…»
Подготовили: Хачатрян Н.В., воспитатель
Васильева Е.А., воспитатель
Балезино – 2017
Одним из важнейших направлений работы воспитателя является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. У детей-сирот чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Это связано с тем, что они не опираются на опыт профессионального становления родителей, не имеют широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), которые позволяют ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно. Важнейшим средством профессионального самоопределения детей-сирот является целенаправленная работа, которая предполагает помощь в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.
Слайд 2
Профориентация строится на основе трех факторов:
· 1-й фактор включает в себя: профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Можно назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ» (желания воспитанника);
· 2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности: «ЧТО Я МОГУ» (способности, знания, умения, навыки);
· 3-й фактор включает в себя потребности общества: «ЧТО НАДО» (спрос на данную профессию).
Слайд 3
Цель работы по профориентации: подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности
Задачи:
1. Предоставление информации о мире профессий;
2. Формирование трудовых навыков и умений;
3. Воспитание положительного отношения к труду;
4. Формирование необходимых качеств личности;
5. Прослеживание выпускников в социуме.
В работе по профориентации в группе применяем различные формы и методы воспитательной деятельности.
Слайд 4
Одним из основных методов является диагностика, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность получения каждым воспитанником информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии.
Слайд 5-9; Слайд 10
Экскурсия – форма наглядного ознакомления воспитанников с производством, миром труда и профессионального образования.
Применяем как очные формы экскурсии, так и заочные, используя Интернет- ресурсы и книги.
Слайд 11
Встречи со специалистами - их цель возбудить у воспитанников уважение к людям различных профессий, интерес к профессиональной деятельности.
Беседа – ее цель более полно и глубоко рассказать об изучаемой профессии или проблеме, о профессиональных требованиях, о людях данной профессии, о возможностях рынка труда, профессиональных перспективах.
Слайд 12
Игра – одно из наиболее интересных занятий для воспитанников. На основе интереса легче сформировать положительный мотив и соответствующую активность. Игра формирует у детей умение ориентироваться в мире профессий.
Слайд 13-14
Трудотерапия (общественно – полезный труд, самообслуживание) – ее цель формирование общей положительной установки на труд и трудовой дисциплины, воспитание трудолюбия, ответственности, добросовестности.
Слайд 15
Занятие по интересам – цель создание условий для творческого развития способностей воспитанников.
Профессиональное самоопределение - процесс, влияющий на весь жизненный путь человека, и поэтому так важно не допустить ошибки в выборе будущей профессии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.