История русской азбуки
Сотни веков язык существовал без письменности, да и сейчас немало бесписьменных языков.
Слайд
3. Многие народы пытались по-разному зафиксировать речь, используя для
этого палочки, бусины, камни. Учёные условно называют такой способ предметным
письмом.
Сегодня мы пользуемся начертательным способом письма. Как вы поняли, что
это значит?
Как вы думаете, каким образом могут быть расположены знаки на письме?
Слайд 4. Нам кажется естественным писать справа налево. Кроме русских, так пишут англичане, французы, немцы и многие другие народы. Однако существуют и другие способы.
Рассмотрим, как можно записать фразу «Жил-был у бабушки серенький козлик». (Переход по гиперссылкам к слайдам 42-46).
Слайд 5. Попробуйте сами записать фразу «Любишь кататься – люби и саночки возить», располагая знаки так, как это принято у китайцев, арабов и древних греков.
Итак, начертательное письмо – это письмо с помощью графических знаков, а самые привычные для нас знаки – это буквы.
Слайд 6. Давайте вспомним, что обозначают слова «алфавит» и «азбука».
Слайды 7-8. Однако буквенное письмо появилось не сразу. Важным этапом на пути к нему стало консонантное письмо. Как вы поняли, в чём его особенности? Чем отличается греческий алфавит, к которому восходят алфавиты всех европейских языков, от финикийского?
Слайды 9-11. Кириллица и глаголица. Чем отличались азбуки? Помните ли вы, кто являлся создателем славянской азбуки?
Слайды 12-13. Что вам известно о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия? Если вы хотите больше узнать об этом, перейдите по ссылке к сайту Википедии.
Слайд 14. Итак, славянская азбука названа в честь Кирилла. И вот тут кроется загадка. Как мы узнали в 10 и 11 вв. существовали две азбуки: и кириллица, и глаголица. Какую из них создал Кирилл?
По этому поводу до сих пор идут споры. И всё-таки большинство учёных придерживается мнения, что ученые мужи Константин Философ (после принятия монашества Кирилл) и его брат Мефодий «переложили» звуки славянского языка на пергамент с помощью той азбуки, которую сегодня принято называть глаголицей. Позднее (по-видимому в 893) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах.
Слайды 15-16. Чем кириллица отличается от современного алфавита? Обратите внимание, что каждая буква имела своё название.
Привычный
набор букв русской азбуки на самом деле не что иное, как «послание к славянам».
У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в
порядке алфавита, получится: «Азъ буки веде. Глаголъ
добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы
слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».
Один из вариантов перевода этого текста таков: «Я знаю буквы: письмо — это
достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте
мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте,
чтобы сущего свет постичь!»
Знаете ли вы, что такое толковая азбука?
Толковая азбука (азбучная молитва) – одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки – святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому, жившему на рубеже IX – Х веков.
Азбучные молитвы являются особой формой изложения религиозных истин, в удобной для запоминания форме. В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII – XVII вв.
Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.
Вот одна из таких азбучных молитв, обнаруженная среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки.
(Учитель может зачитать только фрагмент стихотворения).
Аз словом сим молюся Богу: |
Ты бо даеши
достойным силу, |
Слайды
17-30. За многие годы существования русская азбука
претерпела ряд изменений.
Рассмотрите слайды и запишите основные периоды этих изменений. С чьими именами
связано появление и исчезновение некоторых букв?
Слайды 31-32 наглядно иллюстрируют изменения русской азбуки.
Слайд 33. Подведём итоги изменений.
Слайд 34. (Переход по гиперссылке к слайдам 47-51). Задания для любознательных из истории языка.
Слайды 35-39. Интересная информация об алфавитах других народов.
3 этап. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали на уроке? О чём бы ещё хотелось узнать?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.