Методическая разработка урока по русскому языку
Тема урока: «Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже»
4 класс
Автор: Холодилова С.Б.,
учитель начальных классов
ГБОУ «СОШ № 47
им. М.П. Ситко» г. Севастополя
2020
Цель: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имен существительных в дательном падеже.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: опорные схемы, картинки, слайдовая презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент
Я рада видеть каждого из вас
И пусть зима в окно прохладой дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс,
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли
гости. Поприветствуйте их.
- На уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка дарит хорошее настроение. У нас всё получится.
2. Проверка домашнего задания.
Упр.206 (с.113). Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют падеж имен существительных. Рассказ учителя (Р. п.), портрет инженера (Р. п.), испугал зайца (В.п.),
испугался медведя (Р. п.), увидел агронома (В. п.), дом хозяина (Р. п.), чириканье воробья (Р.п.), подвиг героя (Р.п.), спросил отца (В.п.), подарок для солдата (Р.п.).
3. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Минутка чистописания. Красиво писать – красоту творить.
Словарный диктант в ребусах. Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, апрель.
- Прочитайте строки из сказок.
Гости князю поклонились.
Воротился старик ко старухе.
Гости к пристани идут.
Вот пошёл он к синему морю.
- Откуда эти строчки?
А.С. Пушкин
“Сказка о царе Салтане…”, “Сказка о золотой рыбке…» Спишите предложения, у выделенных существительных определите падеж, выделите окончания. Что вы заметили? ( Все существительные стоят в дательном падеже, но имеют разные окончания).
Индивидуальная работа у доски, морфологический разбор существительного к пристани. (( К) пристани - сущ., ( к чему?), н.ф.- пристань, нариц., неодуш., ж. р., 3 скл., в Д.п., в ед.ч., втор. чл.)
4. Самоопределение к деятельности.
Прочитайте ключевые слова на карточках и посмотрите слайды ( по пригорку, к лесной тропинке, по широкому шоссе, по траве).
Кому? Чему? К, по. – е, - у, -ю, -и.
Определите с каким падежом нам предстоит сегодня познакомиться, про который герой стихотворения Георгия .Граубина Лежебокин сказал:
Такой падеж…
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Как вы думаете, о каком падеже идёт речь?
Кто может сформулировать тему нашего урока? ( Правописание окончаний существительных в дательном падеже). Сформулируйте задачи урока. ( Вспомнить признаки дательного падежа, научиться правильно писать безударные падежные окончания в дательном падеже).
5. Работа по теме урока.
Работа по учебнику. Упр.208 с.113
- Рассмотрите таблицу.
-Перечислите признаки дательного падежа.
-Какие окончания имеют существительные 1, 2 и 3 склонения в дательном падеже?
- Как определить, какую букву нужно писать в безударном окончании существительного в дательном падеже?
-Какие есть способы проверки написания безударных окончаний?
Вспомните алгоритм.
1. Определить склонение.
2. Определить падеж.
3. Вспомнить окончание существительного в этом склонении и падеже.
- Что делать, если вы забыли какую букву надо писать в окончании?
- Проверить безударное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже. (По опорным словам: 1 склонение – лиса, 2 склонение – конь, 3 склонение – степь)
Упр. 209 с.114. (Обсуждение устных вопросов и заданий в парах. Проверка.
-Назовите существительные в дательном падеже, которые встретились в предложении.
-Объясните, почему у них разные окончания. ( Это существительные разного склонения.)
- Письмо по памяти. Выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.
6. Физкультминутка.
– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.
Я буду называть имена существительные.
Если имя
существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
если имя существительное относится ко 2-му склонению, вы поднимаете
руки вверх;
если имя существительное относится к 3-му склонению, то приседаете.
Слова для физкультминутки: Лошадка (1), берег (2), молодость (3), ученик (2), парта (1), старость (3), степь (3), морковь (3), свёкла (1), огурец (2), велосипед(2), осень (3), лето (2), весна (1), зима (1), снежинка (1), метель (3).
7. Закрепление изученного материала. Работа в группах.
Ребята, сегодня на уроке русского языка вы побудете в роли исследователей. Поработаем в группах. Класс делится на четыре группы. Работа оценивается сигнальными карточками.
Давайте вспомним девиз работы в группе:
«Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно!»
Задание для 1 группы.
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке; обрадовался (кому?) лисе, тётке, царевне.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён
существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте
пропущенные окончания. Объясните их написание.
Поклонились рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав… .
Задание для 2 группы.
Идёт (к чему?) к столу, к морю; обратился (к кому?) к петушку, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён
существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте
пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор…, молвит царевич…, плывут по неб… .
Задание для 3 группы.
Дивятся (чему?) печи, совести, храбрости;подошёл (к кому?) к матери, к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён
существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Тужит по дочер…, подошёл к пристан…, воротился к ноч… .
Задание для 4 группы.
1. Прочитайте. Раскройте скобки, употребив имена существительные в предложении в нужном падеже.
2. В каком падеже употребили данные слова?
Объясните, одинаковые ли окончания будут у имён существительных в форме дательного падежа?
3. Спишите, указав склонение данных имён существительных, выделите окончания.
Цыплят по (осень) считают. Пословица к (слово) молвится. К всякой (вещь) относись бережно. По (капля) – дождь, по (росинка) – роса. По (речь) узнают человека. Поступай всегда по (совесть).
Учитель по ходу выступления вывешивает на доске опорные сигналы.
|
Каждая группа подводит итог своей исследовательской работы. 1 группа Существительные 1 склонения в Д.п. оканчиваются на – е. 2 группа Существительные 2 склонения в Д.п. оканчиваются на – у, - ю. 3 группа Существительные 3 склонения в Д.п. оканчиваются на – и. 4 группа Окончания разные, потому что склонения разные. |
8.Рефлексия.
Самостоятельная работа по карточкам.
Вариант 1.
Вставьте правильные окончания у существительных.
Бежал по деревн…, подарил дочер…, скачет по дорожк…, гуляла по алле…, подошел к площад…, письмо сестр…, вернулся к пристан… .
Вариант 2. (для сильных учащихся)
Распределите данные словосочетания в три столбика.
Написать бабушке, подойти к учителю, гулять по площади, спускаться к морю, идти к гавани, подъехать к деревне, приблизиться к солнцу, плыть по Волге, радоваться жизни.
9.Подведение итогов урока. Тестирование.
1.Что называют склонением?
а) Изменение имен существительных по падежам;
б) Изменением имен существительных по родам?
2. Что является начальной формой имени существительного?
а) И.п. ед.ч.
б) В.п., ед.ч
в) И.п., мн.ч.
г) В.п.. мн.ч.
3.Какая группа слов относится к 1 склонению?
а) яблоко, лимон, помидор
б) слива, дядя, вишня.
4 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?
а) окно, автомобиль, товарищ б) зима, весна, суббота
5.Какая группа слов относится к 3 склонению?
а) морковь, печь, степь
б) снегирь, день, пень
6.Окончание -е пишется в слове:
а) в тетрад…
б) на площад…
в) в книг..
г) без шапк…
7. Укажите имена существительные в дательном падеже:
а) по дорожке
б) о празднике
в) к товарищу
г) к городу
д) экскурсия
Прочитайте. Определите, в каких словосочетаниях имя существительное употреблено в дательном падеже, выпишите соответствующую букву в столбике. Составьте из данных букв слово.
Какое слово у вас получилось? ( МОЛОДЕЦ).
-Чему вы научились сегодня на уроке?
-Что нового вы узнали об окончаниях существительных в дательном падеже?
-За что вы можете похвалить себя и своих одноклассников?
- Ребята, эта лесная красавица пришла к нам сегодня в гости.
Приближается Новый год. Давайте украсим нашу ёлочку. Возьмите зеленый шарик, если считаете, что вы очень хорошо научились определять безударные падежные окончания имен существительных.
-Возьмите желтый шарик, если считаете, что работали на уроке хорошо, но иногда нуждались в помощи.
-Возьмите красный шарик те, кому было интересно работать, но не может пока обойтись без помощи.
10. Домашнее задание упр. 211 с. 114.
Ребята, спасибо вам за урок. Вы сегодня очень хорошо работали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.