«Трудности в обучении учащихся начальной школы»
(методическая разработка)
Учитель начальных классов:
Удухова Айшат Дайитбеговна
1.
Проблемы с письменными заданиями.
а) ПРОПУСК БУКВ В ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ.
Одна из причин возникновения этой проблемы - низкий уровень развитии фонематического слуха ребенка. Корни этой проблемы уходят еще в дошкольный период. Иногда родители не обращают особого внимания на чистоту произношения слов в речи ребенка, не поправляют его. В результате ребенок не может правильно дифференцировать некоторые звуки. Со временем это проявляется в неправильном написании слов или пропусках букв. Также у ребенка может быть слабая концентрация внимания. Он не способен долго сосредоточиваться во время письменной работы (диктанта).
б) НЕРАЗВИТОСТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ.
Часто родители жалуются, что вроде бы ребенок и проверил свою работу, а потом можно найти еще с десяток ошибок (в том числе и пропуски букв, о которых говорилось выше). Этому способствует несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). Также эта проблема может быть связана с низким уровнем распределения внимания. Проявляется это в следующем: проверяя слова, подходящие под какое-нибудь одно правило, он упускает из виду слова, написанные по другому правилу. Или, слушая текст, чтобы написать его под диктовку, ребенок сосредоточен на его запоминании, и ему не хватает внимания, чтобы еще и грамотность проверять.
2. Невнимательность и рассеянность.
Иногда учителя жалуются, что некоторые ученики в классе просто витают в облаках. Конечно, могут быть и личные причины невозможности сосредоточиться на объяснении материала, например, ссора с другом, проблемы дома. Но это также может быть связано и со снижением уровня концентрации, и устойчивости внимания, и с низким уровнем произвольности (т. е. у ребенка не хватает силы воли заниматься не слишком интересующим его предметом).
3.Трудности при решении математических задач
Всем известно, что среди детей встречаются и чистые гуманитарии, которым сложно понять математические построения. Но подобная проблема возникает, если у ребенка не сформировано умение ориентироваться на систему признаков или же снижен общий интеллект.
4. Затруднения при пересказе или устных ответах. Эта проблема чаще всего встречается у детей, у которых не сформировано умение планировать свои действия. Казалось бы, какая связь? Однако, чтобы правильно пересказать текст, надо сначала найти и выделить опорные моменты, по которым можно ориентироваться, воспроизводя прочитанное. Это как в жизни: чтобы довести дело до конца, надо уметь видеть промежуточные этапы, спланировать последовательность его выполнения. Если для ребенка в обиходе составление плана действий не является сложностью, то он легко сможет продумать, как перескажет текст или ответит устно. Низкий уровень логического запоминания (т. е. последовательности) и общего речевого развития также может добавить трудности во время пересказа параграфа. Если ребенок тревожен или имеет низкую самооценку, то для него устные ответы могут стать настоящим испытанием.
5.Домашняя и классная работы отличаются по качеству выполнения.
Наверное, многие из родителей не раз удивлялись такому несоответствию: за выполнение домашних заданий сыну/дочери ставят «отлично», а вот за классные работы выше тройки оценки так и не поднялись. В чем причина: ведь ребенок все понимает и дома уроки делает самостоятельно? А дело, скорее всего, в том, что дома ребенок выполняет упражнения в своем темпе, а в классе всем дается одинаковое время на выполнение задания. Просто ребенок медлителен, у него снижен темп деятельности. Второй причиной может послужить несформированность приемов учебной деятельности.
6.Постоянно просит учителей повторить задание.
Такая проблема часто возникает при нарушении внимания или из-за рассеянности ребенка. Или же снижен уровень кратковременной памяти. И та и другая причина не дает учащемуся сосредоточиться на инструкции и правильно ее запомнить.
8. Систематические опоздания на уроки.
Эта проблема может быть вызвана рядом причин. Во-первых, низкий самоконтроль самого ребенка. Он просто не ставит перед собой цели следить за временем и делать все в срок. Или у него не хватает силы воли пораньше вставать, чтобы вовремя выходить из дома. В результате он спит до последней минуты, ничего не успевает сделать и выбегает на занятия в последний момент. Во-вторых, в некоторых случаях семейные проблемы не дают ему быть внимательным ко времени, А иногда за такими «опозданиями» стоит и какая-нибудь вторичная выгода ребенка. Например, опоздание на контрольную, к которой не очень-то и готов. В результате учитель скажет переписать ее потом, а за это время ученик либо успеет подготовиться, либо узнает у друзей характер и способ выполнения заданий.
9. Страх перед опросом учителя и любой проверки знаний.
Основная причина - повышенная тревожность учащегося.. Тревожный ребенок имеет низкую самооценку и неуверен в себе. Поэтому для него любое предъявление себя - стрессовая ситуация. Также боязни отвечать способствуют авторитарный стиль воспитания, завышенные требования родителей или наказания за плохие оценки. Страх, что он может получить плохую оценку или не соответствовать ожиданиям учителя, парализует мышление подростка. В результате даже при хороших знаниях он не в состоянии предъявить их в полной мере.
Литература :
М.М.Безруких , С.П.Ефимова «Знаете ли вы своего ученика ?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.