Методическая разработка повторительно-обобщающего урока «Великая Отечественная война: год за годом» к 75-летию Победы над нацистской Германией и милитаристской Японией
Повторительно-обобщающий урок «Великая Отечественная война: год за годом» может проводиться в качестве занятия нетрадиционного типа по итогам завершения изучения раздела «СССР в годы Великой Отечественной войны» в 10-ом классе по линейной системе обучения с приглашением ветеранов или детей войны, тружеников тыла. Оно также может быть организовано как самостоятельное мероприятие во время проведения Недели обществоведческих дисциплин в школе. Данная тема актуальна всегда и особенно в годы юбилеев великой Победы.
В качестве опережающего задания учащиеся просто повторяют раздел, посвященный истории Великой Отечественной войны, и формируют команды для проведения конкурса. Выбирается капитан команды.
В мероприятии участвуют 2 команды по 5 человек. Зрителями и вместе с тем участниками являются одноклассники соревнующихся команд.
Конкурс проводит учитель истории. Он же является ведущим мероприятия. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или наиболее подготовленных учеников. Время проведения - один урок.
Цель проведения конкурса: в игровой форме проверить знания по истории Великой Отечественной войны; дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы, посвященной данной теме; воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Оборудование:
Название мероприятия определяет и его структуру: оно состоит из пяти этапов, содержательно соответствующих годам и событиям Великой Отечественной войны:
I этап |
II этап |
III этап |
IV этап |
V этап |
|
|
|
|
1945 год: Победа |
|
|
|
1944 год: Освобождение |
|
|
|
1943 год: Коренной перелом |
|
|
|
1942 год: Горечь новых поражений |
|
|
|
1941 год: Трагическое начало |
|
|
|
|
Каждому этапу мероприятия соответствует своя группа заданий, которые и выполняют участники команд и болельщики («группа поддержки»).
Структура урока
1. Вступительная часть. Ведущий (учитель) разъясняет цели, последовательность и формы проведения, представляет команды, жюри. Приветственное слово ветеранов.
2. Основная (игровая) часть. Интеллектуальная игра состоит из нескольких туров. Участники и болельщики выполняют различные задания, а жюри оценивает это, начисляя баллы.
3. Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд – победительниц или выставление оценок.
Игровая карта
Название тура, время |
Содержание |
Критерии выставления оценки |
Кол-во баллов |
1. 1941 г.: трагическое начало. (30 секунд для ответа на один вопрос) |
Участники команд отвечают на вопросы ведущего, направленные на выяснение усвоенных знаний о событиях этого периода войны. |
2 балла за правильный ответ, если команда даёт неверный ответ, то возможна помощь болельщиков. Тогда за правильный ответ начисляется 1 балл. Если данная команда или «группа поддержки» отвечают неправильно, то возможность выполнить задание по тем же критериям получает другая команда |
|
2. 1942 г.: горечь новых поражений. (3 мин. на выполнение задания) |
Команды получают одинаковые тестовые задания на листах и выполняют его, затем сдают жюри, которое быстро подводит итоги |
5 тестовых вопросов о событиях 1942 г. с одним правильным ответом. 1 балл за каждый правильный ответ. |
|
3. 1943 г.: коренной перелом (3 мин. на выполнение задания) |
Состязание капитанов. Им дается одинаковое задание, победитель выясняется в очном интеллектуальном поединке |
Победитель приносит 3 балла в «копилку» команды |
|
4. 1944 г.: освобождение (макс. 30 сек. на обдумывание) |
Команды действуют в режиме брейн-ринга. Им необходимо раньше соперников дать ответ на поставленный ведущим вопрос. Капитан извещает ведущего о готовности ответить поднятием руки. Если команды не дают знак готовности в отведенный период времени, ведущий «снимает» данный вопрос с конкурса |
За правильный ответ команда получает 2 балла. В том случае, если опередившая команда дает неверный ответ, то вторая может предложить свой вариант. Если он правильный, то опоздавшей команде прибавляется только 1 балл. |
|
5. 1945 г.: Победа (2 мин. для каждой команды) |
Блиц – турнир. Команда за отведённое время должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. |
За каждый правильный ответ - 1 б. |
|
Общее количество баллов:
Ход историко-познавательного мероприятия
Ведущий: Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических, но, безусловно, одновременно наиболее выдающейся и славной странице истории нашей страны – Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945 гг.
Нам предстоит поэтапно вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к великой Победе.
I этап. 1941 г.: трагическое начало.
Ведущий: 22 июня 1941г. нападением Германии на СССР началась Великая Отечественная война. Этот год был, несомненно, самым трагическим и страшным. «Жестокость является благом для будущего…Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью»,- так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну. Как же сложились для советского народа эти тяжелые дни?
Задание: Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего, направленные на выяснение знаний учащимися событий этого периода войны (30 секунд для ответа на один вопрос).
№ п/п |
Вопрос |
Правильный ответ |
1. |
Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй? |
«Ост» |
2. |
Уже в июне 1941 г. появилось стихотворение, вскоре ставшее словами главной советской песни Великой Отечественной войны. Какая это песня? |
«Священная война» |
3. |
В июне 1941 г. советский летчик направил свой подбитый самолет на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик? |
Николай Гастелло |
4. |
Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий – «Север», «Юг», а как называлась третья? |
«Центр» |
5. |
На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? |
Боевая техника – танки, самолеты |
6. |
Уже в июне 1941 года из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как назывался этот процесс? |
Эвакуация |
7. |
В 1941 году в снабжении Красной Армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с» - спирт, сало и …». Что еще? |
Сухари |
8. |
Это был первый советский город, который, даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город? |
Ленинград |
9. |
Этот «большой ветер» по замыслу немецкого командования должен был привести к захвату крупнейшего города в СССР в 1941 году. Что это за «ветер»? |
Операция «Тайфун» (с китайского -«большой ветер») |
10. |
После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? |
Московская битва |
II этап. 1942 г.: горечь новых поражений.
Ведущий: После разгрома врага под Москвой, казалось бы, самое страшное уже позади, но в 1942 г. Красная Армия потерпела новые крупные поражения, а враг упорно продвигался вглубь нашей территории, занимая и разрушая города и села, неся с собой разорение и смерть. Что пришлось испытать и преодолеть советскому народу на этом этапе войны?
Команды получают листы с тестовыми заданиями: отметьте правильный вариант ответа и сдайте лист жюри (3 мин. на выполнение задания):
I. Разрабатывая план военных действий на весну-лето 1942 г., германское командование главным направлением своего наступления считало:
II. Самое тяжелое положение для Красной Армии летом-осенью 1942 г. сложилось на:
III. В трагические дни лета 1942 г. появился приказ наркома обороны № 227, который получил среди военнослужащих название:
2. «Ни шагу назад»
3. «Велика Россия, а отступать некуда»
4. «За Родину, за Сталина»
IV. Для руководства им был создан Центральный штаб во главе с Пономаренко. Чем он руководил:
V. Для разгрома врага под Сталинградом советское командование разработало план операции под кодовым названием:
Жирным шрифтом отмечены правильные варианты ответов.
III этап. 1943 г. Коренной перелом.
Ведущий: Выдержав два страшных года войны, СССР в 1943 г. сумел добиться в ней коренного перелома. Большую роль в этом сыграло и советское полководческое искусство генералов и высшего командного состава, которые разработали и осуществили грандиозные стратегические операции по разгрому врага на полях сражений в 1943 г.
Пришло время проявить себя и нашим капитанам (командирам) команд.
Задание капитанам команд (3 мин. на выполнение):
Впишите в таблицу как можно большее количество фамилий советских полководцев Великой Отечественной войны. После выполнения задания каждый из капитанов поочередно называет имена военачальников (по одному) из своего списка, не повторяя уже приведенные другим капитаном. Победителем становится тот, кто назвал фамилию полководца последним.
№ п/п |
Фамилия советского военачальника |
Отметка о приведении данной фамилии соперником |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4….. |
|
|
Победитель получает 3 балла.
IV этап. 1944 г.: освобождение.
Ведущий: Добившись коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, разгромив врага под Сталинградом и Курском, форсировав Днепр, в 1944 г. советские вооруженные силы занимались освобождением территории СССР и стран Европы от фашистских захватчиков.
Командам предлагается в ходе брейн-ринга (быстрее и правильно) ответить на вопросы ведущего о событиях 1944 г. (макс. 30 сек. для осуществления попытки ответить на вопрос)
Вопросы |
Правильный ответ |
1. В начале 1944 г. была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. А сколько дней она длилась? 2. В июне 1944 г. союзники СССР осуществили операцию «Оверлорд». Что она означала? 3. В честь этого полководца Отечественной войны 1812 г. была названа операция советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г. Кто этот полководец? 4. По-испански она означает «череп», и спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это? 5. Второй фронт был открыт только в 1944 г., но многим советским воинам удавалось «открывать» его лично еще раньше, причем делали они это с большим удовольствием. Что называли солдаты «вторым фронтом»? 6. Фашистские войска в 1941-1942 гг. потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идет речь? 7. К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944 г. они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое? 8. В 1944 г. советские войска сумели в основном освободить территорию СССР от врага. К государственной границе с какой страной раньше всего вышли части Красной Армии? 9. Эта страна в годы Второй мировой войны была союзницей Германии и воевала против Англии и США, но против СССР она своих войск не посылала. В 1944 г. она была освобождена советской армией. Какая это страна? 10. В теплое время года советские солдаты свертывали ее в трубку и носили через плечо, на привалах ее использовали и как подушку, и как одеяло. Ее называли «скаткой». Что это такое? |
900 дней, блокада Ленинграда
Открытие второго фронта в Европе Багратион
Каска
Американские консервы
Севастополь
Фашистские концентрационные лагеря
С Румынией
Болгария
Шинель |
V этап. 1945 г.: Победа.
Ведущий: Наступил 1945 – последний и решающий год Великой Отечественной войны. Подавив упорное сопротивление германской армии, советские войска победоносно ее завершили. Но Победа досталась очень дорогой ценой.
Наша интеллектуальная баталия тоже вступает в завершающую стадию. В ходе блиц – турнира должна окончательно определиться команда-победительница.
Задание: команды по очереди должны дать за 2 мин. как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. Жюри начисляет по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Вопросы для проведения блиц - турнира:
№ |
Вопрос |
Ответ |
Отметка о правильности ответа |
1. |
Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г.? |
Битва за Берлин |
|
2. |
Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое? |
Генералиссимус |
|
3. |
Героями на войне становились не только люди, но и целые города и даже один оборонительный объект. Какой? |
Брестская крепость |
|
4. |
В наступлении на Берлин в 1945 г. 1-м Белорусским фронтом командовал Г.К. Жуков, а кто был командующим 1-м Украинским? |
И.С. Конев |
|
5. |
До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось еще 11, все они находили своих героев. Что это такое? |
Ордена |
|
6. |
Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария? |
Водрузили знамя Победы над рейхстагом |
|
7. |
«А. Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде… Чего? |
Наград |
|
8. |
Союзные или советские войска брали столицу Германии в 1945 г.? |
Советские |
|
9. |
Название советского танка КВ расшифровывалось как Климентий Ворошилов. А в честь кого был назван танк ИС? |
Иосифа Сталина |
|
10. |
Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? |
8 мая 1945 г. |
|
11. |
Кто был первым награжден главным советским военным орденом «Победа»? |
Г.К. Жуков |
|
12. |
В каком советском городе состоялся первый парад Победы? |
В Москве |
|
13. |
Дважды орденом «Победа» были награждены 3 человека – Жуков, Василевский… Кто третий? |
И.В. Сталин |
|
14. |
В этот союз борьбы против агрессоров в годы Второй мировой войны входило более 50-ти государств. Как он назывался? |
Антигитлеровская (антифашистская)коалиция |
|
15. |
В 1945 г. состоялись 2 конференции союзников по антигитлеровской коалиции. Вторая – в пригороде Берлина. А где проходила первая? |
Крым, Ялта |
|
16. |
Сколько дней шла Великая Отечественная война? |
1418 |
|
17. |
Каковы общие потери СССР в Великой Отечественной войне? |
Около 27 млн. человек |
|
18. |
Что завершилось раньше – Великая Отечественная или Вторая мировая война? |
Великая Отечественная |
|
19. |
Она началась 1 сентября, завершилась 2 сентября, а сколько лет она продолжалась? |
6 лет длилась Вторая мировая война |
|
20. |
С этой страной СССР в период Великой Отечественной войны имел договор о нейтралитете, а в 1945 г. объявил ей войну |
С Японией |
|
21. |
За годы войны их количество составило в Красной Армии -12 млн., а в германской -7 млн. человек? О ком идет речь? |
Потери убитыми |
|
22. |
Кто из крупных советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения? |
Г.К. Жуков |
|
23. |
Кто кроме У. Черчилля и Ф. Рузвельта на Крымской конференции представлял «большую тройку»? |
И.В. Сталин |
|
24. |
С кем СССР воевал дольше – с Германией или Японией в годы Второй мировой войны? |
С Германией |
|
25. |
За годы войны ими стали 11600 человек, 86 из них – женщины. Кто это? |
Герои Советского Союза |
|
26. |
В годы войны в Красной Армии их называли «младшие командиры». А как к ним стали обращаться вскоре после войны? |
Сержанты |
|
27. |
30 апреля 1945 г. в Берлине произошло 2 исторических события: водружено знамя Победы над рейхстагом. А какое второе? |
Самоубийство Гитлера |
|
28. |
Какое название получила международная организация для поддержания мира, созданная по решению Крымской конференции? |
ООН |
|
29. |
Какую европейскую страну советские войска освободили от фашизма последней? |
Чехословакию |
|
30. |
До войны этот город назывался Кенигсберг и принадлежал Германии, а после войны он отошел СССР. Как он стал называться? |
Калининград |
|
Подведение итогов. Награждение по номинациям: "Лучшая команда", "Лучший игрок", "Самый активный болельщик". Выставление оценок наиболее отличившимся учащимся.
Литература.
1. Букинич С.А. Деловые игры со старшеклассниками // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 1.
2. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. - М., 2001.
3. Головатенко А. Человек, общество, власть в условиях войны // История. 2005. №3
4. Иванова Г.Г. «Огненная дуга». Материалы к уроку и внеклассному мероприятию по истории Орловско-Курской операции //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 10.
5. Кислицына Л. П., Суслова Л.М. Познавательная игра для старшеклассников // Классный руководитель. 2004. № 8.
6. Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской // Классный руководитель. 2004. № 8.
7. Парамонова С.А., Зайцева Т.В. Блокадный Ленинград: литературно-историческая композиция //Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 9.
8. Петрович В. СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война // История. 2005. №1
9. Чернова М. Начало Великой Отечественной // История. 2004. №37
Мультимедиа-ресурсы
1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История Росси: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2002
2. От Кремля до Рейхстага. CD-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.