МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Радиационная, химическая и биологическая защита»
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Радиационная, химическая и биологическая защита»

Оценка 5
docx
21.03.2024
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Радиационная, химическая и биологическая защита»
методическая разработка РХБЗ.docx

 

Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Хабаровский государственный медицинский колледж»

министерства здравоохранения Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:

«Радиационная, химическая и биологическая защита»

 

Учебная дисциплина: Безопасность жизнедеятельности                        

 

Специальность 34.02.01 Сестринское дело базовая подготовка,

очная форма получения образования

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Составил: преподаватель Курбанов Марат Рефильевич 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

 

 

Рассмотренно на заседании ЦМК-3

Протокол №____________

от «__» _______________ 2020 г.

Председатель _________________

Утверждено на заседании

Учебно-методического совета

Протокол №____________

от «__» _______________ 2020 г.

___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Роль и востребованность предмета «Безопасность жизнедеятельности» постоянно растёт в связи с усложняющимися условиями международной обстановке в мире, негативным воздействием человека на окружающую среду и возрастающими угрозами военного и социального характера. Изучение данного предмета в Комсомольском-на-Амуре филиале КГБПОУ ХГМК неразрывно связано с освоением обучающимися основ военного дела, в соответствии с получением военно-учетной специальности.

Большое значения для повышения качества образования имеет организация образовательной среды, которая включает в себя занятия по дополнительным образовательным программам, военно-патриотические игры и соревнования по военно-прикладным видам спорта, посещение воинских частей и военных образовательных заведений.

Одним из основных разделов обучения воспитанниц по предмету БЖД, является раздел «Радиационная, химическая и биологическая защита», который относится к группе общевоенных дисциплин. Знания, полученные при ее изучении, в дальнейшем применяются в ходе занятий по дисциплинам тактической и тактико-специальной подготовки, проведении военно-спортивных игр и занятий по гражданской обороне.

Изучение данного раздела позволяет формировать у студентов представление о назначение, устройстве боевых свойствах и принципе действия различных видов оружия массового поражения, формирует у них уверенность и способствует повышению мотивации к изучению военного дела.

Основными видами занятий при изучении раздела являются лекции, групповые и практические занятия. Для повышения качества усвоения материала в ходе лекций следует широко, применять средства, направленные на повышение наглядности обучения.

На уроках обучающиеся получают основы знаний о технических средствах радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средствах индивидуальной и коллективной защиты и порядке их использования.

В ходе практических занятий студенты должны получить первичные практические навыки по подгонке, технической проверке и использованию индивидуальных средств защиты по сигналам оповещения о радиационном, химическом и биологическом заражении, приобретают первичные практические навыки по работе с приборами радиационной, химической и биологической разведки и контроля.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе всех видов учебных занятий, а итоговая аттестация проводится в форме опроса с оценкой.

В программе предмета «Основы военной службы» предусмотрены занятия по теме: «Радиационная, химическая и биологическая защита».

 

     В результате освоения данной темы обучающийся должен осваивать компетенции: ОК 1.- 14.; ПК 1.1.-1.3.; ПК 2.3.-2.5.; 3.1-3.3.

 

     Данная тема тесно связана с изучением последующего материала.

     Межпредметные связи:

ОБЖ, основы права, психология,  хирургия, терапия, инфекция,  основы реанимации,  фармакология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта практического занятия

 

Цель

Систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ) для формирования первичных военных знаний у студентов филиала КГБПОУ ХГМК

Задачи

1.     Отработать с воспитанницами вопросы начальной военной подготовки и их профессиональной ориентации.

2.     Сохранить преемственность в области получения военных знаний.

3.     Помочь воспитанницам в овладении первичными знаниями необходимыми для понимания важности изучения данного предмета.

4.     В рамках подготовки к дальнейшему изучению военных дисциплин познакомить обучающихся с приёмами и способами действий в условиях применения противником оружия массового поражения.

5.     Обеспечить воспитательное воздействие на обучающихся через создание условий для освоения основ военной подготовки.

 

осваивать компетенции:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

ОК  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

 

 

 

 

 

 

План проведения практического занятия

1. Современные обычные средства поражения.

Современные обычные средства поражения, их классификация и поражающие свойства. Высокоточное оружие и способы его применения.

Понятие оружия массового поражения, его виды и способы применения. Защита от обычных средств поражения.

2. Основные понятия о ядерном оружии.

Общие сведения о ядерном оружии. Определение ядерного оружия. Виды ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного оружия. Средства доставки ядерных боеприпасов. Способы и средства защиты от ядерного оружия.

3. Основные понятия о химическом оружии.

Общие сведения о химическом оружии. Определение химического оружия. Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Боевые свойства ОВ, пути воздействия их на организм человека. Способы защиты от поражения химическим оружием.

4. Основные понятия о бактериологическом (биологическом) оружии.

Общие сведения о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы и способы защиты от него. Биологическое оружие, его виды и поражающие факторы. Средства доставки и способы применения. Особенности и признаки применения биологического оружия. Средства защиты от бактериологического (биологического) оружия.

5. Средства индивидуальной защиты.

Назначение, устройство средств индивидуальной защиты. Подбор средств индивидуальной защиты по размеру и предназначению. Использование их и подаваемые при этом команды.

6. Подведение итогов.

Контроль усвоения теоретических знаний и овладения практическими навыками в использовании средств индивидуальной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современные обычные средства поражения.

 

Обычное оружие - это огневые и ударные средства, стрельба из которых ведется артиллерийскими, зенитными, авиационными, стрелковыми и инженерными боеприпасами и огнесмесями. По своему предназначению боеприпасы и системы обычных средств поражения могут быть разделены на несколько видов.

Осколочные боеприпасы служат для поражения людей. В них имеется большое количество (до нескольких тысяч) убойных элементов (шариков, иголок, стрелок и пр.) массой от долей грамма до нескольких граммов. Такие боеприпасы наносят множество ранений, особенно на открытой местности.

Фугасные боеприпасы предназначены для поражения промышленных, административных и жилых зданий, железнодорожных узлов, мостов, техники и людей. Основной поражающий фактор - воздушная ударная волна.

Кумулятивные боеприпасы поражают бронированные цели. Принцип их действия основан на прожигании преграды мощной струёй газов большой плотности с высокой температурой.

Бетоиобойные боеприпасы применяют для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов и других объектов, имеющих бетонное покрытие.

Боеприпасы объемного взрыва поражают воздушной ударной волной и огнем людей, здания, сооружения и технику. Принцип действия их заключается в распылении газовоздушных смесей с последующим подрывом образовавшегося облака.

Зажигательные боеприпасы предназначены для поражения людей, техники и других объектов. Принцип их действия основан на использовании высоких температур. Основу зажигательных боеприпасов составляют группы смесей и веществ

Наиболее эффективной огнесмесью считают напалм, состоящий из бензина (90-97 %) и порошка-загустителя (3-10 %). Напалм хорошо воспламеняется даже на влажных поверхностях, способен создавать высокотемпературный очаг (1000-1200 °С) с длительностью горения 5-10 мин. Он легче воды, поэтому плавает, сохраняя при этом способность гореть.

Пирогели горят со вспышками, при этом температура поднимается до 1600 °С и выше. Образующийся при горении шлак может прожигать тонкие листы железа.

Термитные составы - спрессованный порошок металлов (чаще алюминия) и окислов тугоплавких металлов. Горящий термит разогревается до 3000 °С. При такой температуре растрескиваются бетон и кирпич, горят железо и сталь.

Фосфор - полупрозрачное вещество, похожее на воск. Он способен самовоспламеняться, соединяясь с кислородом воздуха; температура пламени при этом составляет 900-1200 °С.

Воздействие зажигательного оружия на организм человека приводит прежде всего к ожогам различной степени. Кроме высокой температуры опасность для людей представляют задымленность, выделение окиси углерода и других продуктов горения.

К высокоточному оружию относят разведывательно-ударные комплексы (РУК) и управляемые авиационные бомбы (УАБ).

РУК предназначены для гарантированного поражения хорошо защищенных прочных и малоразмерных объектов минимальными средствами. Они объединяют два элемента: поражающие средства (самолеты, ракеты, оснащенные боеголовками самонаведения) и технические средства, обеспечивающие их боевое применение (средства разведки, связи, навигации, системы управления, обработки и отображения, информации, выработки команд). УДБ напоминают обычные бомбы, но отличаются от них системой управления и небольшими крыльями. Нацелены на поражение малоразмерных целей. В зависимости от вида и характера последних бомбы бывают бетонобойными, бронебойными, противотанковыми, кассетными и др.

Защиту от обычных средств поражения хорошо обеспечивают убежища, укрытия различного типа, щели. Можно прятаться в зданиях, траншеях, складках местности, в колодцах коллекторов.

Для снижения воздействия кумулятивных боеприпасов следует использовать экраны из различных материалов, расположенные на расстоянии 15-20 см от основной конструкции. В этом случае вся энергия струи расходуется на прожигание экрана, а основная конструкция остается целой.

Надежной защитой людей от зажигательного оружия служат защитные сооружения. Временной защитой могут считаться средства индивидуальной защиты и верхняя одежда. Деревянные сооружения для защиты от зажигательных веществ и смесей обмазывают глиной, известью, цементом или влажной землей; в зимнее время на них можно намораживать лед.

 

Новые виды оружия массового поражения

 

Мы считаем, что из числа возможных в ближайшем будущем новых видов ОМП наибольшую реальную опасность представляют лучевое, радиочастотное, инфразвуковое, радиологическое, и геофизическое оружие.

Лучевое оружие – это совокупность устройств (генераторов), поражающее действие которых основано на использовании остронаправленных лучей электромагнитной энергии или концентрированного пучка элементарных частиц, разогнанных до больших скоростей. Один из видов лучевого оружия основан на использовании лазеров, другими его видами являются пучковое (ускорительное) оружие.

Лазеры (означает - усиление света) представляют собой мощные излучатели электоромагнитной энергии оптического диапазона.

Принцип работы лазера основан на взаимодействии эл/магнитного поля с электронами, входящими в состав атомов и молекул содержащегося в нем рабочего вещества. Распространяется в пространстве в виде узко направленного луча и характеризуется высокой концентрацией энергии.

Поражающее действие лазерного луча достигается в результате нагревания до высоких температур материалов объекта, вызывающего их расплавления, повреждение сверхчувствительных элементов, ослепление органов зрения и нанесение человеку ожогов.

Действие лазерного луча отличается скрытностью (отсутствие внешних признаков в виде огня, дыма, звука) высокой точностью, прямолинейностью распространения, практически мгновенным действие. В тумане, при дожде, снеге и др. явлениях поражающее действие лазера существенно снижается.

Ускорительное оружие (пучковое). Поражающим фактором этого оружия служит высокоточный остронаправленных пучок насыщенных энергией заряженных или нейтральных частиц (электронов, протонов, нейтральных атомов водорода), разогнанных до больших скоростей.

Радиочастотное оружие – такое оружие, поражающее действие которого основано на использовании эл/магнитных излучений сверхвысокой(СВЧ от 300 МГц до 30 ГГц) или чрезвычайно низкой частоты (ЧНЧ менее 100 Гц). Объектом поражения является живая сила. Вызываются повреждения (нарушения функций) жизненно важных органов и систем человека – мозг, сердце, нервная система и др., способны также воздействовать на психику человека, вызывать слуховые галлюцинации и др.

Инфразвуковое оружие – средства массового поражения, основанное на использовании направленного излучения мощных инфразвуковых колебаний с частотой ниже 16 Гц. Такие колебания могут воздействовать на центральную нервную систему и пищеварительные органы человека, вызывают головную боль, болевые ощущения во внутренних органах, нарушают ритм дыхания.

Радиологическое оружие – один из возможных видов ОМП, действие которого основано на использовании боевых радиоактивных веществ (БРВ). Это специально получаемые и приготовленные в виде порошков или растворов вещества, содержащие в своем составе радиоактивные изотопы обладающие ионизирующим излучением.

Основным источником получения БРВ служат отходы, образующиеся в работе ядерных реакторов.

Геофизическое оружие – совокупность различных средств, позволяющих использовать в военных целях разрушительные силы неживой природы путем искусственно вызываемых изменений физических свойств и процессов, протекающих в атмосфере, гидросфере и литосфере Земли. Создание в сейсмоопасных районах искусственных землетрясений, мощных приливных волн типа цунами на побережье морей, ураганов, огненных бурь, горных обвалов, оползней и др.

 

 

 

 

2. «Основные понятия о ядерном оружии»

Методическая цель: показ приёмов формирования военных знаний и учебных компетентностей обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных образовательных технологий.

Учебные вопросы:

1. Ядерное оружие. Принципы устройства ядерных боеприпасов.

2. Виды ядерных взрывов и их поражающие факторы.

3. Средства и способы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.  

 

1.          Ядерное оружие, принципы устройства ядерных, термоядерных боеприпасов.

 

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ - оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, которая выделяется при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер-изотопов водорода - дейтерия и трития в более тяжелые, например ядра изотопов гелия.

Ядерный взрыв способен мгновенно уничтожить или вывести из строя незащищенных людей, открыто стоящую технику, сооружения и различные материальные средства.

Теперь давайте рассмотрим, что собой представляет ядерное взрывное устройство и почему собственно говоря происходит ядерный взрыв. Демонстрируя схемы ядерных зарядов преподаватель объясняет их устройство и принцип действия.

Виды ядерных зарядов

1.  Атомные заряды

Действие атомного оружия основывается на реакции деления тяжелых ядер (уран-235, плутоний-239 и т.д.). Цепная реакция деления развивается не в любом количестве делящегося вещества, а лишь только в определенной для каждого вещества массе. Наименьшее количество делящегося вещества, в котором возможна саморазвивающаяся цепная ядерная реакция, называют критической массой. Уменьшение критической массы будет наблюдаться при увеличении плотности вещества. Делящееся вещество в атомном заряде находится в подкритическом состоянии.

В зарядах пушечного типа две и более частей делящегося вещества, масса каждой из которых меньше критической, быстро соединяются друг с другом в надкритическую массу в результате взрыва обычного взрывчатого вещества (выстреливания одной части в другую). При создании зарядов по такой схеме трудно обеспечить высокую надкритичность, вследствие чего его коэффициент полезного действия невелик. Достоинством схемы пушечного типа является возможность создания зарядов малого диаметра и высокой стойкости к действию механических нагрузок, что позволяет использовать их в артиллерийских снарядах и минах.

В зарядах имплозивного типа делящееся вещество, имеющее при нормальной плотности массу меньше критической, переводится в надкритическое состояние повышением его плотности в результате обжатия с помощью взрыва обычного взрывчатого вещества. В таких зарядах представляется возможность получить высокую надкритичность и следовательно, высокий коэффициент полезного использования делящегося вещества.

2.     Термоядерные заряды

Действие термоядерного оружия основывается на реакции синтеза ядер легких элементов. Для возникновения цепной термоядерной реакции необходима очень высокая (порядка нескольких миллионов градусов) температура, которая достигается взрывом обычного атомного заряда. В качестве термоядерного горючего используется обычно дейтрид лития-6 (твердое вещество, представляющее собой соединение лития- 6, дейтерия, дейтерия и трития H).

3.     Нейтронные заряды

Нейтронный заряд представляет собой особый вид термоядерного заряда, в котором резко увеличен выход нейтронов. Для боевой части ракеты "Лэнс" на долю реакции синтеза приходится порядка 70% освобождающейся энергии.

4. "Чистый" заряд

Чистый заряд - это ядерный заряд, при взрыве которого выход долгоживущих радиоактивных изотопов существенно снижен.

Само по себе ядерное устройство не может напрямую воздействовать    на противника. Для этого его нужно доставить к цели.

Средствами доставки ядерных боеприпасов могут являться:

баллистические ракеты (моно и кассетные боевые части),

крылатые и зенитные ракеты,

авиация

Ядерные устройства применяются для снаряжения авиабомб, фугасов, торпед, артиллерийских снарядов.

Мощность ядерных зарядов измеряется в тротиловом эквиваленте, т.е. в количестве тротила, взрыв которого равен по мощности взрыву данного ядерного боеприпаса.

В зависимости от мощности ядерные боеприпасы делят на калибры:

- сверхмалый (менее 1кТ);

- малый (от 1 до 10 кТ);

- средний (от 10 до 100 кТ);

- крупный (от 100 кТ до 1 МгТ);

- сверхкрупный (свыше 1 МгТ)  

В зависимости от задач, решаемых ядерным оружием, от вида и расположения объектов, по которым планируются ядерные удары, а также от характера предстоящих боевых действий ядерные взрывы могут быть осуществлены в воздухе, у поверхности земли (воды) и под землей (водой).

2. Виды ядерных взрывов и их поражающие факторы.

Виды ядерных взрывов:

воздушный (высокий и низкий);

наземный (надводный);

подземный (подводный);

высотный (космический).

Поражающие факторы ядерного оружия - физические процессы и явления, которые возникают при ядерном взрыве и определяют его поражающее воздействие.

Характер, степень и продолжительность воздействия поражающих факторов зависят от мощности ядерного боеприпаса, вида взрыва, расстояния от его эпицентра, степени защиты объектов, метеорологических условий, характера местности.

Основными поражающими факторами ядерного оружия являются: 

1.                     Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. Ударная волна, формирующаяся на ранних стадиях существования облака взрыва, представляет собой один из основных поражающих факторов атмосферного ядерного взрыва.  

2.                     Световое излучение - это поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовую, видимую и инфракрасную области спектра (которое длится обычно не более 10-15 сек.)  Источником светового излучения является светящаяся область взрыва — нагретые до высоких температур и испарившиеся части боеприпаса, окружающего грунта и воздуха.

При воздушном взрыве светящаяся область представляет собой шар, при наземном — полусферу.

Результатом действия светового излучения может быть воспламенение и возгорание предметов, оплавление, обугливание, большие температурные напряжения в материалах.

При воздействии светового излучения на человека возникает поражение глаз и ожоги открытых участков тела и временное ослепление, а также может возникнуть поражение и защищенных одеждой участков тела.

3.                     Проникающая радиация - представляет собой поток высокоэнергетичных нейтронов и гамма-квантов, образующихся непосредственно в ходе взрыва и в результате распада продуктов деления.

 Наряду с нейтронами и гамма-квантами, в ходе ядерных реакций образуются также альфа и бета-частицы, влияние которых можно не учитывать из-за того что они очень эффективно задерживаются на расстояниях порядка нескольких метров.  

 Интенсивность потока проникающей радиации и расстояние, на котором ее действие может нанести существенный ущерб, зависят от мощности взрывного устройства и его конструкции. Доза радиации, полученная на расстоянии около 3 км от эпицентра термоядерного взрыва мощностью 1 Мт достаточна для того чтобы вызвать серьезные биологические изменения в организме человека. Ядерное взрывное устройство может быть специально сконструировано таким образом, чтобы увеличить ущерб, наносимый проникающей радиацией по сравнению с ущербом, наносимым другими поражающими факторами (так называемое нейтронное оружие).

Поражение человека проникающей радиацией определяется суммарной дозой, полученной организмом, характером облучения и его продолжительностью. В зависимости от длительности облучения приняты следующие суммарные дозы гамма-излучения, не приводящие к снижению боеспособности личного состава: однократное облучение (импульсное или в течение первых 4 сут.) —50 рад; многократное облучение (непрерывное или периодическое) в течение первых 30 сут. — 100 рад, в течение 3 мес. — 200 рад, в течение 1 года — 300 рад.

4.                     Радиоактивное заражение - результат выпадения из поднятого в воздух облака значительного количества радиоактивных веществ. Три основных источника радиоактивных веществ в зоне взрыва — продукты деления ядерного горючего, не вступившая в реакцию часть ядерного заряда и радиоактивные изотопы, образовавшиеся в грунте и других материалах под воздействием нейтронов (наведённая активность).

Оседая на поверхность земли по направлению движения облака, продукты взрыва создают радиоактивный участок, называемый радиоактивным следом. Плотность заражения в районе взрыва и по следу движения радиоактивного облака убывает по мере удаления от центра взрыва. Форма следа может быть самой разнообразной, в зависимости от окружающих условий.

Радиоактивные продукты взрыва испускают три вида излучения: альфа, бета и гамма. Время их воздействия на окружающую среду весьма продолжительно.

С течением времени активность осколков деления быстро уменьшается, особенно в первые часы после взрыва. Так, например, общая активность осколков деления при взрыве ядерного боеприпаса мощностью 20 кТ через один день будет в несколько тысяч раз меньше, чем через одну минуту после взрыва. При взрыве ядерного боеприпаса часть вещества заряда  не подвергается делению, а выпадает в обычном своем виде; распад ее сопровождается образованием альфа – частиц.

Поражение людей и животных воздействием радиационного заражения может вызываться внешним и внутренним облучением. Тяжелые случаи могут сопровождаться лучевой болезнью и летальным исходом.

Поражения в результате внутреннего облучения появляются  в результате попадания радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания и желудочно-кишечный тракт. В этом случае радиоактивные излучения вступают в непосредственный контакт с внутренними органами и могут вызвать сильную лучевую болезнь; характер заболевания будет зависеть от количества радиоактивных веществ, попавших в организм. На вооружение, боевую технику и инженерные сооружения радиоактивные вещества не оказывают вредного воздействия.

5.                 Электромагнитный импульс - кратковременное (менее секунды электромагнитное  поле, возникающие при взрыве ядерного боеприпаса.

При ядерном взрыве в результате сильных токов в ионизованном радиацией и световым излучением воздухе возникает сильнейшее переменное электромагнитное поле, называемое электромагнитным импульсом (ЭМИ). Хотя оно и не оказывает никакого влияния на человека, воздействие ЭМИ повреждает электронную аппаратуру, электроприборы и линии электропередач. Помимо этого большое количество ионов, возникшее после взрыва, препятствует распространению радиоволн и работе радиолокационных станций. Этот эффект может быть использован для ослепления системы предупреждения о ракетном нападении.

Средства и способы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

Исходя из полученной информации давайте определим как можно защитить себя в случае   возможного применения ядерного оружия?

Для эффективной защиты от поражающих факторов ядерного взрыва необходимо чётко знать их параметры, способы воздействия на человека и методы защиты.

Укрытие личного состава за холмами и насыпями, в оврагах, выемках и молодых лесах, использование фортификационных сооружений, танков, БМП, БТР и других боевых машин снижает степень его поражения ударной волной.

Так, личный состав в открытых траншеях поражается ударной волной на расстояниях в 1,5 раза меньше, чем находящийся открыто на местности. Вооружение, техника и другие материальные средства от воздействия ударной волны могут быть повреждены или полностью разрушены. Поэтому для их защиты необходимо использовать естественные неровности местности (холмы, складки и т. п.) и укрытия.

Защитой от воздействия светового излучения может служить произвольная непрозрачная преграда. В случае наличия тумана, дымки, сильной запыленности или задымленности воздействие светового излучения также снижается. В целях защиты глаз от светового излучения личный состав должен находиться по возможности в технике с закрытыми люками, тентами, необходимо использовать фортификационные сооружения и защитные свойства местности.

Проникающая радиация не является основным поражающим фактором при ядерном взрыве, от неё легко защититься даже обычными средствами РХБЗ общевойскового образца. Наиболее защищёнными являются объекты — здания с железобетонными перекрытиями до 30см, подземные убежища с заглублением от 2-х метров (погреб, например или любое укрытие 3-4 класса и выше) и бронированная (даже легкобронированная) техника.

Основным способом защиты населения от радиоактивного заражения следует считать изоляцию людей от внешнего воздействия радиоактивных излучений, а также исключение условий, при которых возможно попадание радиоактивных веществ внутрь организма человека вместе с воздухом и пищей.

Защитные сооружения являются наиболее надежным средством защиты населения от аварий в районах АЭС, а также от ОМП и других современных средств нападения. Защитные сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме того, для защиты людей могут применяться простейшие укрытия.

1. Убежища - это специальные сооружения, предназначенные для защиты укрывающихся в них людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, а также от высоких температур и вредных газов, образующихся при пожарах.

 

2. Противорадиационные укрытия (ПРУ) обеспечивают защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности. Кроме того, они защищают от светового излучения, проникающей радиации (в том числе и от нейтронного потока) и частично от ударной волны, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду людей радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Устраиваются ПРУ прежде всего в подвальных этажах зданий и сооружений. Под ПРУ приспосабливают все пригодные для этой цели заглубленные помещения: подвалы, погреба (рис. 2), овощехранилища, подземные выработки и пещеры, а также помещения в наземных зданиях, имеющих стены из материалов, обладающих необходимыми защитными свойствами.

3. К простейшим укрытиям относятся щели открытые и перекрытые 

Щели строятся самим населением с использованием подручных местных материалов. Простейшие укрытия обладают надежными защитными свойствами. Так, открытая щель в 1,5–2 раза уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией, в 2—3 раза снижает возможность облучения в зоне радиоактивного заражения. Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, от ударной волны — в 2,5–3 раза, от проникающей радиации и радиоактивного излyчения — в 200—300 раз.

 

                  3. Основные понятия о химическом оружии.

 

Химическое оружие- это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. К нему относят боевые отравляющие вещества и средства их применения.

 

Отравляющие вещества (0В) - это химические соединения, способные поражать незащищенных людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать на длительный период местность и водоемы. Ими снаряжают ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАЛ). Используют 0В в капельно-жидком состоянии, в виде пара, газа и аэрозолей (туман, дым). В организм человека они проникают через органы дыхания, пищеварения, кожу и глаза.

 

Историческая справка. Химическое оружие впервые было применено в 1915 г. 22 апреля в 17 ч. со стороны немецких позиций появилась полоса серо-зеленоватого тумана. Через несколько минут его волна накрыла позиции французских войск. Находившиеся в траншеях солдаты и офицеры стали задыхаться. Ядовитый газ хлор обжигал органы дыхания, разъедал легкие. Итог: 15 тыс. человек пораженных, 5 тыс. погибших.

 

В 1935-36 гг. в войне с Эфиопией итальянцы провели 19 массированных химических нападений. Из числа 760 тыс. погибших воинов и жителей Эфиопии не менее 30% составили потери от химического оружия.

 

Химическое оружие применялось Японией во время войны против Кореи в 1937-43 гг. Также широко использовалось биологические средства и различные яды для отравления источников воды.

 

Нарушая международные соглашения США в 1951-52 гг применяли химическое оружие в Корее. В течение многих лет – во Вьетнаме и др. государств Индокитая. Только во Вьетнаме было израсходовано свыше 100 тыс. т химических веществ. От них пострадало около 2 млн. чел. была уничтожена растительность на 360 тыс. га обрабатываемых земель и около 0,5 млн. га лес.

 

В 1995 г. религиозная секта “Аум Синрикё” организовала химическую атаку в токийском метро. Зарин, которым травили граждан сектанты, был произведен самой организацией.

 

Характерными признаками применения отравляющих веществ являются:

• менее резкий, несвойственный обычным боеприпасам, звук разрыва бомб, снарядов и мин;

• облако газа, дыма или тумана в местах разрывов бомб, снарядов и мин или движущееся со стороны противника;

• темные исчезающие полосы позади самолетов и капли и туман от 0В на местности;

• маслянистые капли, пятна, лужи, подтеки на местности или в воронках от разрывов снарядов, мин и бомб;

• раздражение органов дыхания и глаз; понижение остроты зрения или потеря его

• посторонний запах, несвойственный данной местности;

• увядание растительности и изменение ее окраски.

 

По характеру токсического действия 0В подразделяют на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и психохимические.

ОВ нервно-паралитического действия (Ви-Икс, зарин) поражают нервную систему через органы дыхания, при проникновении в парообразном и капельно-жидком состоянии через кожу, а также при попадании в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и водой. Стойкость их летом - более суток, зимой - несколько недель и даже месяцев. Дня поражения человека достаточно очень малого количества этих 0В. Признаки поражения: слюнотечение, сужение зрачков (миоз), затруднение дыхания, тошнота, рвота, судороги, паралич.

ОВ кожно-нарывного действия (иприт) обладают многосторонним поражающим действием. В капельно-жидком и парообразном состояниях они поражают кожу и глаза, при вдыхании паров - дыхательные пути и легкие, при попадании в организм с пищей и водой - органы пищеварения. Характерная особенность иприта — наличие периода скрытого действия (поражение выявляется не сразу, а через 2 ч и более). Признаки поражения: покраснение кожи, образование на ней мелких пузырей, которые затем сливаются в крупные и через двое-трое суток лопаются, переходя в трудно заживающие язвы. Эти 0В, как правило, вызывают общее отравление организма, которое проявляется в повышении температуры, недомогании.

0В удушающего действия (фосген) воздействуют на организм через органы дыхания. Признаки поражения: сладковатый, неприятный привкус во рту, кашель, головокружение, общая слабость. После выхода из очага заражения эти явления проходят, и пострадавший в течение 4-6 ч чувствует себя нормально. В этот период развивается отек легких. Затем может резко ухудшиться дыхание; появятся кашель с обильным выделением мокроты, головная боль, повышенная температура, одышка, участится сердцебиение.

0В общеядовитого действия (синильная кислота и хлорциан) поражают человека только при вдыхании им воздуха, зараженного их парами. Признаки поражения: металлический привкус во рту, раздражение в горле, головокружение, слабость, тошнота, резкие судороги, паралич.

0В раздражающего действия (Си-Эс, адамсит и др.) вызывают жжение и боль во рту, горле и в глазах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания.

0В психохимического действия (Би-Зет) действуют на центральную нервную систему и вызывают психологические (галлюцинации, страх, подавленность) или физические (слепота, глухота) расстройства.

Совершенствование химического оружия привело к появлению бинарных 0В. Бинарные газы и смеси состоят из относительно безвредных компонентов, дающих при смешивании высокотоксичные 0В. Принцип действия бинарных 0В состоит в том, что во время выстрела разрушается перегородка между двумя нетоксичными компонентами, в результате чего происходит химическая реакция.

Учитывая, что основные воздействия ОВ на человека, происходят при попадании в глаза, на кожу, в дыхательные пути - значит нам их надо защитить. Наиболее простые защитные средства (ватно-марлевые повязки, респираторы, защитные маски из фильтрующих материалов и др.). Для предохранения поверхности тела и кожных покровов от поражения мы можем применять применяют защитные противохимические накидки и костюмы, а также водонепроницаемые защитные плащи, имеющиеся у населения, различные подручные средства, например, пальто, целлофановые изделия и др. К коллективным средствам защиты относятся специальные убежища, герметизированные и оборудованные фильтровентиляционными установками. Если обеспечить надежную герметизацию дома или других помещений, то они также могут служить защитой.

 

4. Основные понятия о бактериологическом (биологическом) оружии.

 

Бактериологическое оружие - это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряженные биологическими средствами. Оно предназначено для массового поражения людей, сельскохозяйственных животных и посевов.

Поражающее действие биологического оружия основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков) и вырабатываемых некоторыми бактериями ядов.

 

К царству бактерий относятся возбудители большинства наиболее опасных заболеваний человека - чумы, холеры, сибирской язвы, сапа. Вирусы являются возбудителями сыпного тифа, пятнистой лихорадки Скалистых гор, лихорадки цицикамуши. Грибки способствуют развитию тяжелых форм бластомикоза, гистоплазмоза и др. Некоторые микроорганизмы вырабатывают ядовитые токсины (сильнодействующие яды), вызывающие отравления и такие заболевания, как ботулизм и дифтерия.

Для поражения сельскохозяйственных животных могут применяться возбудители таких заболеваний, как чума крупного рогатого скота, свиней, а также некоторых болезней, опасных и для человека (сибирская язва, сап).

Для поражения сельскохозяйственных растений возможно использование возбудителей ржавчины злаков, картофельной гнили, грибкового заболевания риса, а также насекомых-вредителей, таких как колорадский жук, саранча, гессенская муха.

Способы применения бактериологического оружия:

- аэрозольный - заражение приземного слоя воздуха частицами аэрозоля распылением биологических рецептур;

внешний признак применения бактериологического оружия таким способом - туманообразное облако в виде следа, оставляемого самолетом, воздушным шаром;

-трансмиссивный - рассеивание искусственно зараженных кровососущих переносчиков болезней, которые затем через укусы передают людям и животным возбудителей заболеваний;

внешний признак - появление значительного количества грызунов, клещей и других переносчиков заболеваний;

- диверсионный - заражение биологическими средства ми воздуха и воды в замкнутых пространствах при помощи диверсионного снаряжения;

внешние признаки - одновременное возникновение массовых заболеваний людей и животных в границах определенной территории.

Начало применений противником бактериологического оружия может быть определено с помощью приборов и по внешним признакам, к которым относятся: менее резкий в сравнении с обычным боеприпасом звук разрыва; образование при разрыве боеприпаса облака дыма или тумана; наличие в месте разрыва капель жидкости или порошкообразного вещества; темные полосы, оставляемые самолетом противника.

Для защиты населения от бактериологического оружия проводят комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий. Это экстренная профилактика, обсервация и карантин, санитарная обработка, дезинфекция зараженных объектов. При необходимости уничтожают насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).

 

5.     Средства индивидуальной защиты.

 

Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма на кожные покровы и одежду радиоактивных веществ. Они подразделяются на средства защиты дыхания и средства защиты кожи.

К первым относится фильтрующие и изолирующие противогазы, респираторы, а также ватно-марлевые повязки; ко вторым - одежда специальная изолирующая защитная, защитная фильтрующая и приспособленная одежда населения.

Средства защиты органов дыхания.

Противогазы являются наиболее надежным средством защиты органов дыхания людей. Они предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от вредных примесей, находящихся в воздухе.

Респираторы. Респираторы применяются для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли.

Противопыльная тканевая маска предназначена для защиты органов дыхания человека от радиоактивной пыли.

Ватно-марлевая повязка предназначается для защиты органов дыхания человека от радиоактивной пыли. Изготавливается она населением самостоятельно.

Противопыльные защитные очки используются для защиты глаз.

Все средства защиты органов дыхания надо постоянно содержать исправленными и готовыми к использованию.

Средства защиты кожи.

В условиях ядерного заражения возникает острая необходимость в защите всего тела человека. По назначению эти средства условно делятся на специальные и подручные.

Специальные средства защиты кожи

надежно защищают кожу людей от паров и капель радиоактивных веществ, полностью защищают от воздействия альфа - частиц и ослабляют световое излучение ядерного взрыва.

Фильтрующее средство защиты кожи - комплект защитной фильтрующей одежды. Основное назначение этого комплекта - защита кожных покровов человека от воздействия отравляющих веществ, находящихся в парообразном состоянии. Комплект обеспечивает, кроме того, защиту от радиоактивной пыли, находящийся в аэрозольном состоянии.

Простейшие средства защиты кожи служат массовым средством защиты всего населения и применяются при отсутствии специальных средств. К простейшим средствам защиты кожи относятся обычная одежда и обувь.

Плащи и накидки из хлорвинила или прорезиненной ткани, пальто из драпа, кожи, грубого сукна хорошо защищают от радиоактивной пыли. Для защиты ног рекомендуется использовать резиновые сапоги, обувь из кожи и кожезаменителей с галошами. Для защиты рук используют резиновые, кожаные перчатки, брезентовые рукавицы,

а для защиты головы и шеи - капюшон. Средством защиты может быть обычная одежда (белье, спортивные костюмы и др.), если ее пропитать мыльно-масляной эмульсией (2,5 л на комплект).

Демонстрируя средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи преподаватель объясняет их устройство и защитные свойства.

Медицинские средства защиты. Аптечка индивидуальная АИ-2 предназначена для оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях и ожогах, а также для предупреждения и ослабления воздействия ионизирующих излучений.

Радиозащитное средство № 1 (цистамин) размещено в двух восьмигранных пеналах розового цвета по шесть таблеток в каждом. Этот препарат принимают при угрозе облучения, но не ранее чем через 4-5 часов после первого  приема, рекомендуется принять еще 6 таблеток.

Радиозащитное средство № 2 (калий йодид- 10 таблеток) помещается

в четырехгранном пенале белого цвета. Принимать его нужно по одной таблетке ежедневно в течение 10 дней после выпадения радиоактивных осадков.

Демонстрируя аптечку АИ-2  преподаватель объясняет её устройство, защитные свойства и назначение препаратов.

 

Заключение

 

Особенностью войн XXI века являются массированное использование высокоточных средств поражения, активные действия диверсионно- разведывательных сил, нетрадиционные способы ведения вооруженной борьбы, поражение особо важных объектов экономики инфраструктуры.

Появление все более совершенных высокоточных средств поражения большой дальности будет создавать все большую угрозу для объектов тыла и населения. Военные действия приобретут значительно больший пространственный размах. В этих условиях будет возрастать необходимость защиты объектов и населения страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

На сегодняшний день наша планета опасно перенасыщена ядерным оружием. Все больше стран получают доступ к разработкам и использованию ядерных потенциалов. Зная современные виды вооружения, принципы их воздействия, особенности, поражающие факторы современного оружия мы установили:

- они могут быть использованы против человека;

- наряду с теми средствами поражения, которые были разработаны в ХХ веке, сегодня появляются новые современные средства массового поражения.

- в каком направлении должны вестись разработки в области защиты людей;

- как мы можем подготовиться к защите от современных видов вооружения и по возможности защититься от их поражающих факторов.

- от каких факторов необходимо организовать защиту объектов, имеющих опасные производства и как защитить людей.

Сегодня люди должны подумать о своем будущем, о том в каком мире они будут жить уже в ближайшие десятилетия.

 

6. Подведение итогов.

 

Преподаватель дает оценку работы на уроке каждого обучающегося, отмечая правильные и интересные ответы, указывает характерные ошибки при обсуждениях и дает Задание на самоподготовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материальное обеспечение учебного занятия:

1.     типовое оборудование (столы, стулья, шкафы)

2.     аудиторная доска

3.     видеофильм по теме теоретического занятия, презентация по теме

4.     нормативно-правовые документы

5.     5 учебная литература

6.     раздаточный материал

7.     учебно-наглядные пособия по теме практического занятия

8.     противогаз ГП7, респираторы, ватно-марлевые повязки

9.     компьютер

10. мультимедийный проектор

11. экран

 

Список литературы

 

1.     Федеральный закон от 12.02.98г. № 28 – ФЗ “О гражданской обороне” (с изменениями и дополнениями от 22.08.04 №122ФЗ).

2.     Федеральный закон от 21.12.94 №68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (с изменениями и дополнениями от 22.08.04 №122ФЗ).

3.     Федеральный закон от 30.01.02 №1-ФКЗ “О военном положении”

4.     «Гражданская оборона»: под ред. Н.П.Оловянишникова – М.:Высш. школа, 1979 г.

5.     Каммерер Ю.Ю. «Защитные сооружения гражданской обороны» – М.:Энергоатомиздат, 1985 г.

6.     Костров А.М. «Гражданская оборона».М.: Просвещение, 1991.

7.     Журналы ОБЖ за 2011 г. - памятки по действиям при различных ЧС.

8.     Учебник для населения “Безопасность и защита населения в ЧС” изд. МЧС 2001г.

9.     Доклад на курсах ГО г. Саров. «Опасности, возникающие при ведении военных действий».

10. Учебник сержанта мотострелковых войск.- М.: Военное издательство, 2003.

11. Учебно-методическое пособие по подготовке подразделений к защите от радиоактивных и отравляющих веществ. - М.: Военное издательство, 2001.

12. Основы безопасности жизнедеятельности.  0 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2010.

13. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2007.


 

14. Скачано с www.znanio.ru

Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж» министерства здравоохранения

Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж» министерства здравоохранения

Рассмотренно на заседании ЦМК-3

Рассмотренно на заседании ЦМК-3

Пояснительная записка Роль и востребованность предмета «Безопасность жизнедеятельности» постоянно растёт в связи с усложняющимися условиями международной обстановке в мире, негативным воздействием человека на окружающую среду…

Пояснительная записка Роль и востребованность предмета «Безопасность жизнедеятельности» постоянно растёт в связи с усложняющимися условиями международной обстановке в мире, негативным воздействием человека на окружающую среду…

В результате освоения данной темы обучающийся должен осваивать компетенции :

В результате освоения данной темы обучающийся должен осваивать компетенции :

Технологическая карта практического занятия

Технологическая карта практического занятия

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

План проведения практического занятия 1

План проведения практического занятия 1

Современные обычные средства поражения

Современные обычные средства поражения

К высокоточному оружию относят разведывательно-ударные комплексы (РУК) и управляемые авиационные бомбы (УАБ)

К высокоточному оружию относят разведывательно-ударные комплексы (РУК) и управляемые авиационные бомбы (УАБ)

Распространяется в пространстве в виде узко направленного луча и характеризуется высокой концентрацией энергии

Распространяется в пространстве в виде узко направленного луча и характеризуется высокой концентрацией энергии

Основные понятия о ядерном оружии»

Основные понятия о ядерном оружии»

В зарядах имплозивного типа делящееся вещество, имеющее при нормальной плотности массу меньше критической, переводится в надкритическое состояние повышением его плотности в результате обжатия с помощью…

В зарядах имплозивного типа делящееся вещество, имеющее при нормальной плотности массу меньше критической, переводится в надкритическое состояние повышением его плотности в результате обжатия с помощью…

Виды ядерных взрывов: воздушный (высокий и низкий); наземный (надводный); подземный (подводный); высотный (космический)

Виды ядерных взрывов: воздушный (высокий и низкий); наземный (надводный); подземный (подводный); высотный (космический)

Поражение человека проникающей радиацией определяется суммарной дозой, полученной организмом, характером облучения и его продолжительностью

Поражение человека проникающей радиацией определяется суммарной дозой, полученной организмом, характером облучения и его продолжительностью

Электромагнитный импульс - кратковременное (менее секунды электромагнитное поле, возникающие при взрыве ядерного боеприпаса

Электромагнитный импульс - кратковременное (менее секунды электромагнитное поле, возникающие при взрыве ядерного боеприпаса

Защитные сооружения являются наиболее надежным средством защиты населения от аварий в районах

Защитные сооружения являются наиболее надежным средством защиты населения от аварий в районах

Ими снаряжают ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАЛ)

Ими снаряжают ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАЛ)

По характеру токсического действия 0В подразделяют на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и психохимические

По характеру токсического действия 0В подразделяют на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и психохимические

Учитывая, что основные воздействия

Учитывая, что основные воздействия

Начало применений противником бактериологического оружия может быть определено с помощью приборов и по внешним признакам, к которым относятся: менее резкий в сравнении с обычным боеприпасом…

Начало применений противником бактериологического оружия может быть определено с помощью приборов и по внешним признакам, к которым относятся: менее резкий в сравнении с обычным боеприпасом…

Противопыльные защитные очки используются для защиты глаз

Противопыльные защитные очки используются для защиты глаз

Заключение Особенностью войн

Заключение Особенностью войн

Материальное обеспечение учебного занятия: 1

Материальное обеспечение учебного занятия: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024