Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(9 класс, геометрия)
Автор:
Сорокина Надежда Станиславовна учитель математики
2022
Цели:
-уметь выполнять вычисления и преобразования;
-уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-уметь строить и исследовать простейшие математические модели.
планируемые результаты:
-личностные:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
-метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности);
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации. -предметные:
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков
геометрических построений;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера.
2
Используемый УМК и дополнительные пособия; ссылки на используемые ЦОР:
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
2. Математическая грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Т. А. Трофимова, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва:
Академия Минпросвещения России, 2021
3. Методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой.
4. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году основного государственного экзамена по математике.
5. УМК Геометрия. Л.С. Атанасян (7-9)
Используемое оборудование: компьютер, мультмедиа, интерактивная доска, учебная доска.
3
Технологическая карта урока общеметодологической направленности
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Результат |
1.Мотивация. 3 мин |
Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. |
Настраиваются на деловой темп урока. |
Самоопределение обучающихся к учебной деятельности |
На доске записана тема урока. «Практическое приложение подобия треугольников» - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
- Вот видите, как важно знать и уметь применять подобие треугольников. |
Возможные ответы обучающихся (что помним из 8 класса): - определение высоты предмета; - определение расстояния до недоступной точки; - задачи на построение; - при составлении планов, карт; - при выполнении архитектурных чертежей и чертежей различных деталей и др. |
||
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 12мин |
Активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. |
Воспроизводят и фиксируют навыки, знания и умения, требуемые для создания новой модели поведения. Фиксируют появившиеся затруднения при реализации пробного действия либо при его обосновании. |
Повторение изученного ранее материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены |
|
Повторим подобие треугольников, заполняя рыбный скелет (фишбоун). -Какие треугольники называются подобными? - Назовите признаки подобия треугольников. -Назовите признаки подобия прямоугольных треугольников.
-Рассмотрим, в какой ещё ситуации образуются подобные треугольники или как их использовать для решения проблем. -В нашем кабинете установлен проектор, с помощью которого, мы можем работать с интерактивной доской. Проектор полностью освещает интерактивную доску, но расположен не очень удобно, при работе на доске, мы попадаем в лучи проектора, образуя тень. Надо заменить проектор. Предполагается установить проектор на расстоянии 0,5м от экрана. С каким проекционным коэффициентом нужен проектор?
-Какая цель нашего занятия? |
Дают ответы на вопросы: Определение подобия треугольников
Три признака подобия треугольников.
Три признака подобия прямоугольных треугольников.
Фиксируют затруднение.
-Найти способ решения поставленной задачи |
Рыбный скелет Приложение 1 |
3.Закрепление 20 мин
12 мин |
Организует деятельность обучающихся по решению задачи. Организует работу по поиску способов разрешения проблемы, выбору оптимальных действий. |
Поиск разнообразных способов решения задач |
Обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти обучающихся |
Для решения нашей проблемы, рассмотрим и решим задачу «Проекционное расстояние»: Приложение 2 Задание 1/3 -Прочитайте текст, рассмотрите рисунки. -Прочитайте задание. -Что требуется найти в задании? -Как это расстояние называется в тексте -Что надо знать для решения задачи? -Что такое проекционный коэффициент?
-Чему равно проекционное расстояние? -Чему равна ширина проецируемого изображения? -А как же найти высоту экрана?
|
Заполняют хвост рыбьего скелета.
Читают текст.
Читают задание. -Расстояние от экрана до проектора. -Проекционное расстояние.
-Проекционный коэффициент -Это отношение проекционного расстояния к ширине проецируемого изображения. -КМ = 2,2м – проекционное расстояние -Ширина неизвестна, но известна высота - 89см = 0,89м -Отношение ширины экрана к высоте 16:9. Составим пропорцию:
89м АВ ≈ 1,6м |
Имеют представление о пропорциональности отрезков, составляют и решают пропорции по условию задачи
|
|
-Теперь можно найти проекционный коэффициент.
-Можем ли мы ответить на вопрос задачи, достаточно ли данных?
-Как найти ширину нового экрана?
-Теперь у нас достаточно данных?
-Мы ответили на вопрос задачи? -Что надо записать в ответ? |
2,2 к =
-Нет, так как не известна ширина нового экрана, а только высота – 114см = 1,14м. -Отношение ширины экрана к высоте 16:9. Составим пропорцию: 16 А1В1 = 9 1,14 А1В1 ≈ 2м -Да, составим пропорцию: 2,2 К1 М1 = 1,6 2 К1М1 = 2,75м -Да. -Ответ надо записать в виде числа, округлив его до десятых. |
Ответ: 2,8 |
3 мин |
Задание 2/3 -Прочитайте задание. - Чем меньше проекционное расстояние проектора, тем меньше размер изображения.
-Если проекционное расстояние |
Читают задание. -Верно, так как КМ = 2,2м при ширине 1,6м, а К1М1 = 2,8м при ширине – 2м. 1,6<2 и 2,2<2,8 ИЛИ По тексту: «Чем больше проекционное расстояние проектора, тем больше размер изображения»
-Неверно, так как = 0,6, а не 1,8. |
Сравнивают числа, составляют отношение величин, имеют представление о пропорциональности отрезков. |
|
равно 1,7 м, а ширина экрана 3 м, то проекционный коэффициент равен 1,8.
- Если проекционное расстояние меньше ширины проецируемого изображения, то значение проекционного коэффициента больше 1 |
-Неверно, так как в предыдущем вопросе 1,7<3, но коэффициент 0,6<1 |
|
5 мин |
Задание 3/3 -Прочитайте задание. -Что требуется найти в задании?
-Посмотрите на рисунок 2, что вы видите?
-Подтверждает ли данные таблицы рисунок? -На каком расстоянии необходимо расположить проектор? -Нам поможет таблица? -Наши действия
-Докажите подобие треугольников на рисунке 2, по какому признаку? -Составим пропорцию:
|
Читают задание. -Диагональ проецируемого изображения -На рисунке 2 мы видим, как проекционное расстояние проектора влияет на размер изображения. -Перед нами подобные треугольники. -Да.
- На расстоянии 2,8м
-Да -Из подобия треугольников следует равенство отношений длин соответственных элементов. -Треугольники подобны по двум углам (пояснения) 3 2,8 = 75 х |
Распознают подобные треугольники в сложных ситуациях, применяют свойства подобных треугольников, составляют и решают пропорции по условию задачи, переводят из одних единиц в другие
Ответ: 70 |
4.Включение изученного в систему знаний 7 мин |
Обеспечивает в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Создание ситуации успеха для каждого обучающегося. |
Обоснование способов действий с формулированием проблем. Самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний.
|
Учебная деятельность на основе системы знаний об окружающей действительности. |
Вернёмся к нашей проблеме: В этом кабинете надо заменить проектор. Предполагается подвесить проектор на расстоянии 0,5м от экрана. С каким проекционным коэффициентом нужен проектор?
-Какие данные нам для этого нужны? -Что нам известно? -Как найти ширину экрана? -Самостоятельно найдите проекционный коэффициент проектора -Молодцы, вы сегодня славно потрудились! |
-Проекционное расстояние -Ширина экрана -Проекционное расстояние – 0,5м -Можно измерить рулеткой – 1,8м -Решают: к = |
Ответ: 0,28 |
|
5.Рефлексия учебной деятельности 3 мин |
Организует рефлексию. По результатам работы на уроке согласовывается домашнее задание. |
Фиксируют уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов. Оценивают свою работу на уроке. |
Осознание обучающимися способа преодоления затруднения и |
|
Заполните таблицу "Плюс-минусинтересно"
Домашнее задание: подобрать информацию о короткофокусных проекторах для образования, вариантах применения. |
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
самостоятельная оценка полученных результатов |
Приложение 1
Фишбоун (фото)
Приложение 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.