Творчество
Творчество основано на желании человека создать что-то, что до тебя никем не было создано. Или, хотя бы сделать по-новому, по своему, улучшить то, что уже существует.
Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, к прогрессу, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
ТВОРЧЕСТВО -
деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.
В современной научной литературе, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества (в науке, технике, искусстве), его психологические основы и т.п.
Среди подходов отечественных психологов к формированию творческих способностей детей можно выделить следующие:
- личностно-ориентированная позиция педагога (Вишнякова Н.Б., Исаев Е.И., Митина Л.М., Чудновский В.Э., Яковлева Е.Л.);
- развитие мыслительных процессов (Артемьева В.А., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Моляко В.А., Обухова Л.Ф., Поддьяков Н.Н., Смолярчук И.В., Чурбанова С.М);
- погружение в культуру художественной деятельности (Мелик-Пашаев А.А. и Новлянская З.Н., Полуянов Ю.А., Сметанина Н.В.);
- создание предметно-игровой среды (Новоселова С.Л., Петровский В.А., Ходырева Е.А., Шумунова Т.В.).
При обучении «НЕ ТВОРЧЕСКОМ» (ПО ШАБЛОНУ)
у человека вырабатываются стереотипы эмоционального реагирования, которые не соответствуют его истинному отношению к происходящему.
В условиях, когда человек лишен возможности выразить свое истинное отношение к событиям, ни о каком творчестве говорить не приходится;
в лучшем случае творчество осуществляется по принципу сублимации (сублимируются не только сексуальные влечения, как считал 3. Фрейд, но все эмоциональные реакции, отражающие истинное отношение человека к жизни).
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСВИЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения;
однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность;
неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;
основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий;
непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность и т.д.*
Постоянно подавляя себя
человек не может вырасти в творческую личность.
В соответствии с выученными стереотипами, он настойчиво пытается быть счастливым там, где он не может быть счастлив; он «выучен на несчастье»,
а творчество — это прежде всего счастье, переживание осмысленности своего существования.
Признаки, характеризующие педагогическое творчество как целостный процесс:
• наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;• социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;• наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;• наличие субъективных (личностных) предпосылок для творчества;• новизна и оригинальность процесса или результата.
Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 1.
Мотивы и ценностные ориентации
Стремление актуализировать и периодически усложнять творческие задачи и проблемы.
Стремление к максимальной творческой самореализации.
Глубокий творческий интерес к делу.
Стремление во что бы то ни стало решить поставленную творческую задачу.
Любознательность.
Оптимизм, вера в успех своего дела.
Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 2.
Нравственные качества
Стремление к нравственному самосовершенствованию.
Толерантность.
Нравственная культура.
Гражданские качества
Социальная активность.
Способность отстаивать свои права.
Демократизм.
Гражданское мужество.
Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 3.
Интеллектуальные и деловые качества
Креативность, творческий подход к делу.
Компетентность.
Профессионализм.
Системность мышления.
Критичность мышления.
Рефлексивность мышления.
Прогностичность мышления.
Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 4.
Особенности характера и поведения
Направленность на созидательную творческую деятельность.
Способность ставить и решать все более сложные задачи и проблемы.
Участие в инновационных процессах и проектах.
Трудолюбие.
Способность начатое дело доводить до конца.
Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 5.
Самоспособности и самопроцессы
Ясная, глубоко продуманная «Я-концепция» творческого саморазвития.
Способность к самопознанию.
Способность к самоактуализации.
Способность к самоопределению.
Способность к самоуправлению.
Способность к самосовершенствованию личностных и профессиональных качеств.
Способность к творческой самореализации.
В чём проявляется творчество педагога, воспитателя
Во-первых, творчество педагога проявляется в способности диагностировать психологическое состояние ребёнка, уровень его способностей, индивидуальные особенности его личности.
Во-вторых, педагогическое творчество — это способность предвосхищения, предвидения того, кем может стать ребёнок, в какую сторону разовьются его способности. В связи с этим педагог не имеет права на предвзятость.
В-третьих, творчество педагога состоит в том, чтобы видеть проявления творческих способностей. И необходимо внимательно наблюдать за всеми проявлениями творческого потенциала ученика.
В-четвертых, в процессе занятий необходимо использовать те приемы, которые будут наиболее эффективны для данного Ученика. В этом и состоит индивидуальный поход .
В-пятых, творчество педагога протекает «здесь и теперь». Оно состоит из импровизаций — мгновенных и точных поведенческих реакций на ситуацию, на ту или иную неожиданность в поведении ученика.
Выделяют несколько уровней педагогических инноваций:
1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;
2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических (социально-коммуникативных) технологий;
3) рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств социального воспитания и социального образования
Существует модель пяти уровней развития творчества:
«Ученический уровень» - осмысленное узнавание материала при его предъявлении в готовом виде и решение на этой основе типовых задач.
Алгоритмический уровень - самостоятельное применение выработанных умений в стандартных ситуациях (воспроизведение информации по памяти для решения типовых задач).
Преобразующий уровень - решение усложненных задач с применением нескольких алгоритмов, использование ранее изученного материала, межпредметных связей.
Эвристический уровень - решение нестандартных задач, результат умственной работы - личностно-значимое открытие.
Творческий уровень - постановка проблемы и ее решение, уровень научной работы, результат - общественно-значимое открытие.
В формировании творческой личности важную роль играет среда с «творческой заряженностью».
Именно среда обеспечивает легкость вхождения в самостоятельный творческий процесс, получения удовлетворения от результатов и процесса деятельности, меньшую усталость при большей активности и напряжении.
«Погружение» в в вариативную нерегламентированную среду способствует развитию «творческости», навыков диалогического общения, способностей к самостоятельности, саморазвитию.
Креативность является свойством, которое актуализируется тогда, когда это позволяет окружающая среда.
КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды.
Поэтому для формирования креативности как глубинного свойства, выражающегося в оригинальном видении проблемы, необходимо осуществлять системное непрямое формирующее воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды.
Условия творческой деятельности
временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
сопряженность творчества взрослого с творчеством детей и других людей:
отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
атмосфера публичного выступления;
необходимость постоянного соотнесения стандартных приемов и нетипичных ситуаций.
1. Реализация принципов гуманистической психологии В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ
1.1. Восхищение каждой идеей ученика, аналогичное восхищению первыми шагами ребенка; оно предполагает: а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика; б) использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; в) максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей.1.2. Создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.1.3. Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.
2. Реализация принципов развивающего обучения (А.М. Матюшкин):
2.1. проблемность, диалогичность, индивидуализация.
2.2.Использование интеллектуальных задач, которые невозможно решить обычными способами.
2.3. Обмен мнениями и вопросами между членами группы, между группой и ведущим.
2.4. Принятие различных аспектов творческости
Благоприятной средой для развития творческих способностей может стать атмосфера музыкально-художественного и человеческого общения
У каждого существует «ненасыщаемая потребность» в живом общении, потребность слушать других людей, поделиться своими впечатлениями и творческими задумками. Такая среда создает вокруг ученика атмосферу доброжелательности, взаимного интереса и одухотворенности.
Ребёнок должен «купаться в море музыки, в море поэзии, в море цвета и форм, в море человеческих взаимоотношений».
Суть педагогического процесса состоит в том, чтобы это «море» было осмысленно педагогом.
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА играет исключительно важную роль в творческом развитии личности.
Э. де Боно
разработал несколько направлений развития мыслительных способностей как детей, так и взрослых, сочетая интуитивные и логические подходы к решению творческих задач.
Его методики очень удобны для использования родителями, поскольку простые упражнения с детьми можно выполнять в любое время - например, на прогулке, при поездке в транспорте.
Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3999
«Шесть шляп мышления»,
которые основаны на соотнесении цвета шляпы с отдельными этапами творческого процесса:
сбора информации,
генерации идей,
анализа идей,
поиска ресурсов для воплощения идей.
Предложенные Боно различные мини-алгоритмы решения творческих задач имеют свое буквенное обозначение (аббревиатуру), которая легко запоминается детьми на английском языке и служит им образной подсказкой при решении задач.
Упражнения для развития творческих способностей у детей на занятиях:
1. “Конструкция”
листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый.
2. “Три словечка”
Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, НАРИСОВАТЬ РИСУНОК, используя эти слова. Например:
Кот летел на самолете за мячом.
Кот играл мячом в самолете.
На мяче кот летел, как самолет. И т.д.
3. “Каракули”
Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть «какой образ видно” выделить его.
“Сочинение загадок но алгоритму”
Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета по таблице:
Какой? Что такое же? Алгоритм:
1. Выбрать объект,
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: “Какой?”
3. Заполнить правую часть таблицы: “Что такое же?”
4. Вставить слова -связки “….но не...”
5. Прочитать готовую загадку: Белый, по не снег, сладкий, но не мед.
5. “Рисовалка”
Двое детей берут одну ручку, ставят в центр листа и рисуют одновременно, что - то, что сказал им педагог на ухо (разное). И смотрим, что получилось.
6. “Рифмочка”
Подбери рифму к слову. Например: овечка - словечко - сердечко.
В ходе личностного становления
огромную роль играет образец – личность наставника-профессионала, на которую ориентируется ребёнок.
Для организации досуга, успешного обучения, воспитания сам наставник должен быть творческой личностью.
Создавая вокруг себя атмосферу увлеченности, влюбленности в своё дело, он раздвигает кругозор детей, раскрывает перед ними познавательное, этическое, эстетическое, творческое значение обучения и досуга.
Для подбора наиболее эффективных методов воздействия
организатору досуга, преподавателю необходимо знать о многообразии индивидуальных различий, которые проявляются в учебной деятельности :
уровень эмоционального отклика на информацию;
характер протекания мыслительных процессов (гибкость мышления,
наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу, критичность, самооценка);
уровень владения знаниями (полнота, глубина, умение самостоятельно их применять);
наличие и характер познавательных интересов (аморфные, стереотипные, широкие);
отношение к учению в целом (положительное, безразличное, негативное).
Критерии творческости
При обсуждении проблемы творческого поведения встает вопрос и о его критериях.
Под творческим понимают такое поведение, которое характеризуется:
безоценочным отношением к жизни;
возникающие жизненные ситуации не воспринимаются как хорошие или плохие, к ним не прикладываются оценочные критерии;
они воспринимаются просто как ситуации, требующие разрешения, т. е. проблемные ситуации.
Тем самым они не воспринимаются как результат прошлых действий, как награда или наказание.
Потребность в самовыражении
Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир, Э. Фромм и многих других),
потребность в самовыражении является одной из основных для человека.
Но, как и всякая другая потребность, она нуждается в адекватных способах удовлетворения и реализации.
А для человека адекватными формами удовлетворения потребности являются культурно выработанные средства.
С одной стороны
овладение этим является для общества гарантией того, что творческое самовыражение будет осуществляться в определенных культурно заданных рамках, не принося обществу вреда и не разрушая его основ.
С другой стороны
культурно выработанные средства представляют собой материал, используемый в творческом самовыражении.
Если усвоением культурно заданных образцов процесс личностного развития завершается, то это ведет к тупику — к омертвению, стереотипизации, шаблону.
Если же это усвоение является лишь этапом развития, за которым следует свободное и гибкое творческое использование средств для выражения собственной индивидуальности, то оно открывает практически безграничные возможности для личностного роста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.