Методическая разработка "Проектирование ситуации развития личностной свободы младших школьников на уроке математики"
Оценка 4.7

Методическая разработка "Проектирование ситуации развития личностной свободы младших школьников на уроке математики"

Оценка 4.7
docx
математика
12.05.2020
Методическая разработка "Проектирование ситуации развития личностной свободы младших школьников на уроке математики"
Проектирование ситуации развития личностной свободы младших школьников на уроке математики.docx

Проектирование ситуации развития личностной свободы младших школьников на уроке математики.

S5300118

 

Одной из ведущих тенденций совер­шенствования системы образования в последние годы является усиление внимания к вопросам не только форми­рования у учащихся прочных знаний, умений и навыков, но и к условиям их личностного развития

Один из вариантов разработки личностно ориентированного образования в начальной школе основывается на понятии личностной свободы. В рам­ках этого подхода основным  направле­нием учителя является  создание на уроке условий, способствующих становле­нию и развитию таких личностных проявлений младших школьников, как самостоятельное целеполагание, осо­знанность и избирательность поведе­ния, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое, дивергентное мы­шление и др.

Решению данной проблемы способ­ствует проектирование учителем на уроке специальных ситуаций свобод­ного выбора, в ходе которых учащиеся имеют реальную возможность участ­вовать в постановке целей учебной дея­тельности, самостоятельно отбирать на­иболее целесообразные средства для до­стижения поставленных целей, в случае необходимости корректировать возни­кающие расхождения между целями и средствами, и т.д.

Матема­тика  2класс

В начале урока учитель в ходе беседы с учащимися выясняет, что на уроках  математики они, как правило,  выполняют задания следующего содер­жания:  решают задачи (обычные и по­вышенной трудности), примеры на сло­жение и вычитание, умножение и деле­ние, работают с величинами (переводят одни единицы измерения в другие), числами (нумерация) и геометрически­ми фигурами,  решают уравнения.

После такой коллективной рефлексии каждый ученик получает от учи­теля три листа с печатной основой. На втором и третьем листах подобраны задания рассмотренных выше видов,  которые сгруппированы в самостоя­тельные разделы:

 

1.                           

Примеры на «+» и «-»

385

642

768

769

769

842

532

683

931

 

514

286

175

231

141

235

287

495

376

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.              

Примеры на «*» и на «:» за 2 класс

(24:4+15:3)-36:4=

5*8-(24:3-18:3)=

27:3-16:4-18:9=

32:4+(21:3+28:4)=

(46+14):5+75:5=

(81-29):13+60:12=

91:13*8:14=

80:16*9:15=

72:12*9:27=

11+96:23*27=

65:13=

3*27=

90:5=

15*5=

48:16=

24*3=

 

3.              

Обычные  задачи

1. В одну столовую привезли 200 кг сахара в 4 мешках, а в другую сахар привезли в 6 таких же мешках. На сколько килограммов сахара больше привезли во вторую столовую, чем в первую?    

 

Ответ

2. В один магазин привезли 180 кг печенья в 9 ко­робках, а в другой магазин привезли печенье в 7 та­ких же коробках. На сколько килограммов печенья меньше привезли во второй магазин, чем в первый?     

Ответ

3. В овощной магазин привезли 320 кг фруктов. В первый день продали 60 кг, во второй день в 3 раза больше.  Сколько килограммов фруктов осталось продать?       

Ответ

4. В школьном фруктовом саду школьники собрали

 10 кг яблок, слив на 40 кг меньше, чем яблок, а груш   в 2 раза меньше, чем яблок и слив вместе. Сколько килограммов груш собрали в школьном саду?               

Ответ

5. С огорода собрали 300 кг моркови, свеклы на 100 кг меньше, чем моркови, а картофеля в 2 раза больше, чем моркови и свеклы вместе. Сколько килограммов картофеля собрали со школьного огорода?  

Ответ

4.              

Трудные задачи

1. Из трехзначного числа вычли двузначное и получили единицу. Найдите уменьшаемое и вычитаемое.   

Ответ

2. На трех проводах сидело 24 воробья. Когда с пер­вого провода перелетели на второй 4 воробья, а со второго перелетели на третий 3 воробья, то на всех проводах воробьев оказалось поровну. Сколько воро­бьев сидело на каждом проводе первоначально?     

 

Ответ

3. На двух книжных полках было книг поровну. Когда с верхней полки переложили на нижнюю 24 книги, то на нижней стало в 5 раз больше книг, чем на верхней полке. Сколько книг было на каждой полке первоначально?    

 

Ответ

 

 

5.              

Величины

Поставь знак

<, > или =

5 т 8 кг…. 50ц8кг

2 час 30 мин….230 мин

3 мм 6 дм….53 дм

7 дм 6 см…706 мм

6 т 9 ц…. 6 т 900 кг

Вставь нужные числа

 

2 т 8ц=… кг

705 мм=….дм …. Мм

1 сут 20 час=… час

5 м 8 дм=…см

2 т 4 ц=….кг

 

6.              

Уравнения

Решим уравнения

Х+63=82

Х-15=48

93-х=77

Х-(34+28)=62

(47-29)+х=64

8*х=72

Х:6=7

56:х=8

Х*7=42-14

26-х=56:7

7.              

Геометрический материал

Посчитай, сколько на рисунке треугольников, и запиши ответ в окошко:

 

 

Посчитай, сколько на рисунке прямоугольников, и запиши ответ в окошко:

 

 

Одна сторона прямоугольника 6 см, а вторая – в два раза меньше. Найти периметр прямоугольника.

Из палочек сложи фигуру:

Убери (зачеркни) две палочки так, чтобы на рисунке осталось 2 квадрата.

 

Учитель предлагает детям внима­тельно рассмотреть задания и выбрать для себя какое-то одно из них. После этого учитель обращает внимание на первую страницу розданных листов,  просит учащихся, исходя из того, ка­кое задание ими выбрано, определить основную цель работы на уроке (при­мерные цели перечислены в третьем столбике):

 

Вид  занятия

Я думаю, что с этим заданием справлюсь

Моя цель сегодня на уроке

Задания мне удалость выполнить

1.                   

 

Примеры на « + » и «-» трехзначных чисел в столбик

 

1. Потренироваться в вычислении при­меров на сложение и вычитание трех­значных чисел в столбик

 

 

2.                   

 

Примеры на « • » и «:» за 2-й класс

 

2. Потренироваться в вычислении при­меров на умножение и деление

 

 

3.                   

 

Обычные задачи

 

3. Улучшить свои умения решать обычные задачи

 

 

4.                   

 

Трудные задачи

 

4. Попробовать свои силы в решении более сложных задач на смекалку

 

 

5.                   

 

Величины

 

5. Поработать с величинами (сравнение и перевод одних единиц измерения в другие)

 

 

6.                   

 

Уравнения

 

6. Научиться без ошибок решать урав­нения

 

 

7.                   

 

Геометрический  материал

 

7. Освоить геометрические задания

 

 

 

Номер выбранной цели обводится кружочком. Тем самым каждый вид задания соотносится с определенной целью (первый и третий столбики приведенной выше таблицы). Однако ученику 2-го класса без помощи учи­теля пока еще трудно поставить перед собой учебную цель и вербализировать ее. Поэтому ему предложен более легкий вариант: выбрать из уже со­ставленного перечня возможных це­лей ту, которая ему более всего нра­вится. Тем самым учащиеся привлека­ются к самостоятельной постановке цели своей учебной работы на уроке.

Для осознания мотивов собственно­го выбора учитель предлагает уча­щимся поразмышлять над следующей таблицей (она также представлена на первой странице розданных ученикам дидактических материалов) и под­черкнуть в правом столбике наиболее приемлемый для себя вариант:

1. Я выбрал эти задания потому что:

  1. они мне нравятся больше остальных;
  2. я чувствую, что справляюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
  3. они легче остальных заданий;
  4. затрудняюсь ответить;

 

Прежде чем дети приступят к вы­полнению выбранных заданий, учи­тель просит каждого ученика спрогно­зировать, насколько успешно он смо­жет справиться с этими заданиями, и свое предположение зафиксировать крестиком на вертикальном отрезке, расположенном во втором столбце ря­дом с выбранным видом заданий (чем выше на отрезке расположен крестик, тем лучше прогнозируемый резуль­тат). Эта ситуация актуализирует раз­витие прогностической самооценки младшего школьника.

S5300132

После такой предварительной рабо­ты, направленной на стимулирование у младших школьников развития само­стоятельного целеполагания, осозна­ния собственных мотивов учебной деятельности, прогностической самооценки, учащиеся присту­пают к выполнению выбранных зада­ний. Этому отводится большая часть урока. Если кто-либо из учащихся бы­стрее других справится с выбранным заданием, то он может аналогичным образом выполнить еще одно задание из числа предложенных в раздаточном дидактическом материале.

На завершающем этапе работы учи­тель на каждую парту кладет лист с контрольными ответами для каждого задания. Учащиеся сравнивают свои решения с ответами и исправляют до­пущенные ошибки.

После этого учитель предлагает каждому ученику оценить успешность выполненной им на уроке работы и от­разить результаты в виде крестика на отрезке, но уже в четвертом столбике приведенной выше таблицы. Тем са­мым ведется работа по формированию у учащихся адекватной ретроспек­тивной самооценки

Деятельностная рефлексия сопро­вождается личностной рефлексией, направленной на анализ собственного продвижения на данном уроке в осво­ении учебного материала, и личност­ной самооценкой. Для этого учитель предлагает каждому ученику вы­брать и подчеркнуть во втором стол­бике наиболее подходящий вариант ответа, дополнив его определенным обоснованием:

 

2. Своей работой на уроке я:

  1. доволен (льна);
  2. не совсем  доволен (льна);
  3. доволен (льна) потому, что ___________

______________________________________

 

Актуализация деятельностно-личностной рефлексии и самооценки младших школьников позволяет пере­кинуть «мостик» на следующий урок и обоснованно спроектировать цель сво­ей будущей учебной работы:

 

3. На следующем уроке я поставлю перед собой цель:

 

 

Потому, что

 

 

Анализ содержания представлен­ной выше работы позволяет увидеть, что на данном уроке математики ак­центы смещаются с формирования у учащихся вычислительных умений и навыков (хотя такая работа на уроке также велась) на создание условий для полноценного развития внутрен­ней свободы младших школьников, ко­торая обеспечивается стимулировани­ем самостоятельного целеполагания и планирования собственной учебной деятельности, ее осознанной мотива­ции, деятельностной и личностной рефлексии, адекватной прогностичес­кой и ретроспективной самооценки.

Именно эти личностные новообразова­ния постепенно помогают младшему школьнику стать полноценным субъ­ектом своей собственной, неотчужденной

 

                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Проектирование ситуации развития личностной свободы младших школьников на уроке математики

Проектирование ситуации развития личностной свободы младших школьников на уроке математики

Обычные задачи 1. В одну столовую привезли сахара в 4 мешках, а в другую сахар привезли в 6 таких же мешках

Обычные задачи 1. В одну столовую привезли сахара в 4 мешках, а в другую сахар привезли в 6 таких же мешках

Геометрический материал

Геометрический материал

Я выбрал эти задания потому что: они мне нравятся больше остальных; я чувствую, что справляюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями; они легче…

Я выбрал эти задания потому что: они мне нравятся больше остальных; я чувствую, что справляюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями; они легче…

На следующем уроке я поставлю перед собой цель:

На следующем уроке я поставлю перед собой цель:
Скачать файл