Проектирование ситуации развития личностной свободы младших школьников на уроке математики.
Одной из ведущих тенденций совершенствования системы образования в последние годы является усиление внимания к вопросам не только формирования у учащихся прочных знаний, умений и навыков, но и к условиям их личностного развития
Один из вариантов разработки личностно ориентированного образования в начальной школе основывается на понятии личностной свободы. В рамках этого подхода основным направлением учителя является создание на уроке условий, способствующих становлению и развитию таких личностных проявлений младших школьников, как самостоятельное целеполагание, осознанность и избирательность поведения, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое, дивергентное мышление и др.
Решению данной проблемы способствует проектирование учителем на уроке специальных ситуаций свободного выбора, в ходе которых учащиеся имеют реальную возможность участвовать в постановке целей учебной деятельности, самостоятельно отбирать наиболее целесообразные средства для достижения поставленных целей, в случае необходимости корректировать возникающие расхождения между целями и средствами, и т.д.
Математика 2класс
В начале урока учитель в ходе беседы с учащимися выясняет, что на уроках математики они, как правило, выполняют задания следующего содержания: решают задачи (обычные и повышенной трудности), примеры на сложение и вычитание, умножение и деление, работают с величинами (переводят одни единицы измерения в другие), числами (нумерация) и геометрическими фигурами, решают уравнения.
После такой коллективной рефлексии каждый ученик получает от учителя три листа с печатной основой. На втором и третьем листах подобраны задания рассмотренных выше видов, которые сгруппированы в самостоятельные разделы:
1. |
Примеры на «+» и «-» |
385 |
642 |
768 |
769 |
769 |
842 |
532 |
683 |
931 |
|
|||||||||
514 |
286 |
175 |
231 |
141 |
235 |
287 |
495 |
376 |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
2. |
Примеры на «*» и на «:» за 2 класс |
(24:4+15:3)-36:4= 5*8-(24:3-18:3)= 27:3-16:4-18:9= 32:4+(21:3+28:4)= (46+14):5+75:5= (81-29):13+60:12= |
91:13*8:14= 80:16*9:15= 72:12*9:27= 11+96:23*27= |
65:13= 3*27= 90:5= 15*5= 48:16= 24*3= |
|
|||||||||||||||
3. |
Обычные задачи |
1. В одну столовую привезли 200 кг сахара в 4 мешках, а в другую сахар привезли в 6 таких же мешках. На сколько килограммов сахара больше привезли во вторую столовую, чем в первую?
|
Ответ |
|||||||||||||||||
2. В один магазин привезли 180 кг печенья в 9 коробках, а в другой магазин привезли печенье в 7 таких же коробках. На сколько килограммов печенья меньше привезли во второй магазин, чем в первый? |
Ответ |
|||||||||||||||||||
3. В овощной магазин привезли 320 кг фруктов. В первый день продали 60 кг, во второй день в 3 раза больше. Сколько килограммов фруктов осталось продать? |
Ответ |
|||||||||||||||||||
4. В школьном фруктовом саду школьники собрали 10 кг яблок, слив на 40 кг меньше, чем яблок, а груш в 2 раза меньше, чем яблок и слив вместе. Сколько килограммов груш собрали в школьном саду? |
Ответ |
|||||||||||||||||||
5. С огорода собрали 300 кг моркови, свеклы на 100 кг меньше, чем моркови, а картофеля в 2 раза больше, чем моркови и свеклы вместе. Сколько килограммов картофеля собрали со школьного огорода? |
Ответ |
|||||||||||||||||||
4. |
Трудные задачи |
1. Из трехзначного числа вычли двузначное и получили единицу. Найдите уменьшаемое и вычитаемое. |
Ответ |
|||||||||||||||||
2. На трех проводах сидело 24 воробья. Когда с первого провода перелетели на второй 4 воробья, а со второго перелетели на третий 3 воробья, то на всех проводах воробьев оказалось поровну. Сколько воробьев сидело на каждом проводе первоначально?
|
Ответ |
|||||||||||||||||||
3. На двух книжных полках было книг поровну. Когда с верхней полки переложили на нижнюю 24 книги, то на нижней стало в 5 раз больше книг, чем на верхней полке. Сколько книг было на каждой полке первоначально?
|
Ответ |
|||||||||||||||||||
5. |
Величины |
Поставь знак <, > или = 5 т 8 кг…. 50ц8кг 2 час 30 мин….230 мин 3 мм 6 дм….53 дм 7 дм 6 см…706 мм 6 т 9 ц…. 6 т 900 кг |
Вставь нужные числа
2 т 8ц=… кг 705 мм=….дм …. Мм 1 сут 20 час=… час 5 м 8 дм=…см 2 т 4 ц=….кг |
|
|||||
6. |
Уравнения |
Решим уравнения |
|||||||
Х+63=82 |
Х-15=48 |
93-х=77 |
Х-(34+28)=62 |
(47-29)+х=64 |
|||||
8*х=72 |
Х:6=7 |
56:х=8 |
Х*7=42-14 |
26-х=56:7 |
|||||
7. |
Геометрический материал |
Посчитай, сколько на рисунке треугольников, и запиши ответ в окошко:
|
Посчитай, сколько на рисунке прямоугольников, и запиши ответ в окошко:
|
||||||
Одна сторона прямоугольника 6 см, а вторая – в два раза меньше. Найти периметр прямоугольника. |
Из палочек сложи фигуру:
Убери (зачеркни) две палочки так, чтобы на рисунке осталось 2 квадрата. |
||||||||
Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть задания и выбрать для себя какое-то одно из них. После этого учитель обращает внимание на первую страницу розданных листов, просит учащихся, исходя из того, какое задание ими выбрано, определить основную цель работы на уроке (примерные цели перечислены в третьем столбике):
№ |
Вид занятия |
Я думаю, что с этим заданием справлюсь |
Моя цель сегодня на уроке |
Задания мне удалость выполнить |
1.
|
Примеры на « + » и «-» трехзначных чисел в столбик |
|
1. Потренироваться в вычислении примеров на сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик |
|
2.
|
Примеры на « • » и «:» за 2-й класс |
|
2. Потренироваться в вычислении примеров на умножение и деление |
|
3.
|
Обычные задачи |
|
3. Улучшить свои умения решать обычные задачи |
|
4.
|
Трудные задачи |
|
4. Попробовать свои силы в решении более сложных задач на смекалку |
|
5.
|
Величины |
|
5. Поработать с величинами (сравнение и перевод одних единиц измерения в другие) |
|
6.
|
Уравнения |
|
6. Научиться без ошибок решать уравнения |
|
7.
|
Геометрический материал |
|
7. Освоить геометрические задания |
|
Номер выбранной цели обводится кружочком. Тем самым каждый вид задания соотносится с определенной целью (первый и третий столбики приведенной выше таблицы). Однако ученику 2-го класса без помощи учителя пока еще трудно поставить перед собой учебную цель и вербализировать ее. Поэтому ему предложен более легкий вариант: выбрать из уже составленного перечня возможных целей ту, которая ему более всего нравится. Тем самым учащиеся привлекаются к самостоятельной постановке цели своей учебной работы на уроке.
Для осознания мотивов собственного выбора учитель предлагает учащимся поразмышлять над следующей таблицей (она также представлена на первой странице розданных ученикам дидактических материалов) и подчеркнуть в правом столбике наиболее приемлемый для себя вариант:
1. Я выбрал эти задания потому что: |
|
Прежде чем дети приступят к выполнению выбранных заданий, учитель просит каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он сможет справиться с этими заданиями, и свое предположение зафиксировать крестиком на вертикальном отрезке, расположенном во втором столбце рядом с выбранным видом заданий (чем выше на отрезке расположен крестик, тем лучше прогнозируемый результат). Эта ситуация актуализирует развитие прогностической самооценки младшего школьника.
После такой предварительной работы, направленной на стимулирование у младших школьников развития самостоятельного целеполагания, осознания собственных мотивов учебной деятельности, прогностической самооценки, учащиеся приступают к выполнению выбранных заданий. Этому отводится большая часть урока. Если кто-либо из учащихся быстрее других справится с выбранным заданием, то он может аналогичным образом выполнить еще одно задание из числа предложенных в раздаточном дидактическом материале.
На завершающем этапе работы учитель на каждую парту кладет лист с контрольными ответами для каждого задания. Учащиеся сравнивают свои решения с ответами и исправляют допущенные ошибки.
После этого учитель предлагает каждому ученику оценить успешность выполненной им на уроке работы и отразить результаты в виде крестика на отрезке, но уже в четвертом столбике приведенной выше таблицы. Тем самым ведется работа по формированию у учащихся адекватной ретроспективной самооценки
Деятельностная рефлексия сопровождается личностной рефлексией, направленной на анализ собственного продвижения на данном уроке в освоении учебного материала, и личностной самооценкой. Для этого учитель предлагает каждому ученику выбрать и подчеркнуть во втором столбике наиболее подходящий вариант ответа, дополнив его определенным обоснованием:
2. Своей работой на уроке я: |
______________________________________
|
Актуализация деятельностно-личностной рефлексии и самооценки младших школьников позволяет перекинуть «мостик» на следующий урок и обоснованно спроектировать цель своей будущей учебной работы:
3. На следующем уроке я поставлю перед собой цель: |
|
|
|
Потому, что |
|
|
Анализ содержания представленной выше работы позволяет увидеть, что на данном уроке математики акценты смещаются с формирования у учащихся вычислительных умений и навыков (хотя такая работа на уроке также велась) на создание условий для полноценного развития внутренней свободы младших школьников, которая обеспечивается стимулированием самостоятельного целеполагания и планирования собственной учебной деятельности, ее осознанной мотивации, деятельностной и личностной рефлексии, адекватной прогностической и ретроспективной самооценки.
Именно эти личностные новообразования постепенно помогают младшему школьнику стать полноценным субъектом своей собственной, неотчужденной
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.