Методическая разработка "Проектирование ситуации развития личностной свободы младших школьников на уроке математики"

  • docx
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проектирование ситуации развития личностной свободы младших школьников на уроке математики.docx

Проектирование ситуации развития личностной свободы младших школьников на уроке математики.

S5300118

 

Одной из ведущих тенденций совер­шенствования системы образования в последние годы является усиление внимания к вопросам не только форми­рования у учащихся прочных знаний, умений и навыков, но и к условиям их личностного развития

Один из вариантов разработки личностно ориентированного образования в начальной школе основывается на понятии личностной свободы. В рам­ках этого подхода основным  направле­нием учителя является  создание на уроке условий, способствующих становле­нию и развитию таких личностных проявлений младших школьников, как самостоятельное целеполагание, осо­знанность и избирательность поведе­ния, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое, дивергентное мы­шление и др.

Решению данной проблемы способ­ствует проектирование учителем на уроке специальных ситуаций свобод­ного выбора, в ходе которых учащиеся имеют реальную возможность участ­вовать в постановке целей учебной дея­тельности, самостоятельно отбирать на­иболее целесообразные средства для до­стижения поставленных целей, в случае необходимости корректировать возни­кающие расхождения между целями и средствами, и т.д.

Матема­тика  2класс

В начале урока учитель в ходе беседы с учащимися выясняет, что на уроках  математики они, как правило,  выполняют задания следующего содер­жания:  решают задачи (обычные и по­вышенной трудности), примеры на сло­жение и вычитание, умножение и деле­ние, работают с величинами (переводят одни единицы измерения в другие), числами (нумерация) и геометрически­ми фигурами,  решают уравнения.

После такой коллективной рефлексии каждый ученик получает от учи­теля три листа с печатной основой. На втором и третьем листах подобраны задания рассмотренных выше видов,  которые сгруппированы в самостоя­тельные разделы:

 

1.                           

Примеры на «+» и «-»

385

642

768

769

769

842

532

683

931

 

514

286

175

231

141

235

287

495

376

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.              

Примеры на «*» и на «:» за 2 класс

(24:4+15:3)-36:4=

5*8-(24:3-18:3)=

27:3-16:4-18:9=

32:4+(21:3+28:4)=

(46+14):5+75:5=

(81-29):13+60:12=

91:13*8:14=

80:16*9:15=

72:12*9:27=

11+96:23*27=

65:13=

3*27=

90:5=

15*5=

48:16=

24*3=

 

3.              

Обычные  задачи

1. В одну столовую привезли 200 кг сахара в 4 мешках, а в другую сахар привезли в 6 таких же мешках. На сколько килограммов сахара больше привезли во вторую столовую, чем в первую?    

 

Ответ

2. В один магазин привезли 180 кг печенья в 9 ко­робках, а в другой магазин привезли печенье в 7 та­ких же коробках. На сколько килограммов печенья меньше привезли во второй магазин, чем в первый?     

Ответ

3. В овощной магазин привезли 320 кг фруктов. В первый день продали 60 кг, во второй день в 3 раза больше.  Сколько килограммов фруктов осталось продать?       

Ответ

4. В школьном фруктовом саду школьники собрали

 10 кг яблок, слив на 40 кг меньше, чем яблок, а груш   в 2 раза меньше, чем яблок и слив вместе. Сколько килограммов груш собрали в школьном саду?               

Ответ

5. С огорода собрали 300 кг моркови, свеклы на 100 кг меньше, чем моркови, а картофеля в 2 раза больше, чем моркови и свеклы вместе. Сколько килограммов картофеля собрали со школьного огорода?  

Ответ

4.              

Трудные задачи

1. Из трехзначного числа вычли двузначное и получили единицу. Найдите уменьшаемое и вычитаемое.   

Ответ

2. На трех проводах сидело 24 воробья. Когда с пер­вого провода перелетели на второй 4 воробья, а со второго перелетели на третий 3 воробья, то на всех проводах воробьев оказалось поровну. Сколько воро­бьев сидело на каждом проводе первоначально?     

 

Ответ

3. На двух книжных полках было книг поровну. Когда с верхней полки переложили на нижнюю 24 книги, то на нижней стало в 5 раз больше книг, чем на верхней полке. Сколько книг было на каждой полке первоначально?    

 

Ответ

 

 

5.              

Величины

Поставь знак

<, > или =

5 т 8 кг…. 50ц8кг

2 час 30 мин….230 мин

3 мм 6 дм….53 дм

7 дм 6 см…706 мм

6 т 9 ц…. 6 т 900 кг

Вставь нужные числа

 

2 т 8ц=… кг

705 мм=….дм …. Мм

1 сут 20 час=… час

5 м 8 дм=…см

2 т 4 ц=….кг

 

6.              

Уравнения

Решим уравнения

Х+63=82

Х-15=48

93-х=77

Х-(34+28)=62

(47-29)+х=64

8*х=72

Х:6=7

56:х=8

Х*7=42-14

26-х=56:7

7.              

Геометрический материал

Посчитай, сколько на рисунке треугольников, и запиши ответ в окошко:

 

 

Посчитай, сколько на рисунке прямоугольников, и запиши ответ в окошко:

 

 

Одна сторона прямоугольника 6 см, а вторая – в два раза меньше. Найти периметр прямоугольника.

Из палочек сложи фигуру:

Убери (зачеркни) две палочки так, чтобы на рисунке осталось 2 квадрата.

 

Учитель предлагает детям внима­тельно рассмотреть задания и выбрать для себя какое-то одно из них. После этого учитель обращает внимание на первую страницу розданных листов,  просит учащихся, исходя из того, ка­кое задание ими выбрано, определить основную цель работы на уроке (при­мерные цели перечислены в третьем столбике):

 

Вид  занятия

Я думаю, что с этим заданием справлюсь

Моя цель сегодня на уроке

Задания мне удалость выполнить

1.                   

 

Примеры на « + » и «-» трехзначных чисел в столбик

 

1. Потренироваться в вычислении при­меров на сложение и вычитание трех­значных чисел в столбик

 

 

2.                   

 

Примеры на « • » и «:» за 2-й класс

 

2. Потренироваться в вычислении при­меров на умножение и деление

 

 

3.                   

 

Обычные задачи

 

3. Улучшить свои умения решать обычные задачи

 

 

4.                   

 

Трудные задачи

 

4. Попробовать свои силы в решении более сложных задач на смекалку

 

 

5.                   

 

Величины

 

5. Поработать с величинами (сравнение и перевод одних единиц измерения в другие)

 

 

6.                   

 

Уравнения

 

6. Научиться без ошибок решать урав­нения

 

 

7.                   

 

Геометрический  материал

 

7. Освоить геометрические задания

 

 

 

Номер выбранной цели обводится кружочком. Тем самым каждый вид задания соотносится с определенной целью (первый и третий столбики приведенной выше таблицы). Однако ученику 2-го класса без помощи учи­теля пока еще трудно поставить перед собой учебную цель и вербализировать ее. Поэтому ему предложен более легкий вариант: выбрать из уже со­ставленного перечня возможных це­лей ту, которая ему более всего нра­вится. Тем самым учащиеся привлека­ются к самостоятельной постановке цели своей учебной работы на уроке.

Для осознания мотивов собственно­го выбора учитель предлагает уча­щимся поразмышлять над следующей таблицей (она также представлена на первой странице розданных ученикам дидактических материалов) и под­черкнуть в правом столбике наиболее приемлемый для себя вариант:

1. Я выбрал эти задания потому что:

  1. они мне нравятся больше остальных;
  2. я чувствую, что справляюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
  3. они легче остальных заданий;
  4. затрудняюсь ответить;

 

Прежде чем дети приступят к вы­полнению выбранных заданий, учи­тель просит каждого ученика спрогно­зировать, насколько успешно он смо­жет справиться с этими заданиями, и свое предположение зафиксировать крестиком на вертикальном отрезке, расположенном во втором столбце ря­дом с выбранным видом заданий (чем выше на отрезке расположен крестик, тем лучше прогнозируемый резуль­тат). Эта ситуация актуализирует раз­витие прогностической самооценки младшего школьника.

S5300132

После такой предварительной рабо­ты, направленной на стимулирование у младших школьников развития само­стоятельного целеполагания, осозна­ния собственных мотивов учебной деятельности, прогностической самооценки, учащиеся присту­пают к выполнению выбранных зада­ний. Этому отводится большая часть урока. Если кто-либо из учащихся бы­стрее других справится с выбранным заданием, то он может аналогичным образом выполнить еще одно задание из числа предложенных в раздаточном дидактическом материале.

На завершающем этапе работы учи­тель на каждую парту кладет лист с контрольными ответами для каждого задания. Учащиеся сравнивают свои решения с ответами и исправляют до­пущенные ошибки.

После этого учитель предлагает каждому ученику оценить успешность выполненной им на уроке работы и от­разить результаты в виде крестика на отрезке, но уже в четвертом столбике приведенной выше таблицы. Тем са­мым ведется работа по формированию у учащихся адекватной ретроспек­тивной самооценки

Деятельностная рефлексия сопро­вождается личностной рефлексией, направленной на анализ собственного продвижения на данном уроке в осво­ении учебного материала, и личност­ной самооценкой. Для этого учитель предлагает каждому ученику вы­брать и подчеркнуть во втором стол­бике наиболее подходящий вариант ответа, дополнив его определенным обоснованием:

 

2. Своей работой на уроке я:

  1. доволен (льна);
  2. не совсем  доволен (льна);
  3. доволен (льна) потому, что ___________

______________________________________

 

Актуализация деятельностно-личностной рефлексии и самооценки младших школьников позволяет пере­кинуть «мостик» на следующий урок и обоснованно спроектировать цель сво­ей будущей учебной работы:

 

3. На следующем уроке я поставлю перед собой цель:

 

 

Потому, что

 

 

Анализ содержания представлен­ной выше работы позволяет увидеть, что на данном уроке математики ак­центы смещаются с формирования у учащихся вычислительных умений и навыков (хотя такая работа на уроке также велась) на создание условий для полноценного развития внутрен­ней свободы младших школьников, ко­торая обеспечивается стимулировани­ем самостоятельного целеполагания и планирования собственной учебной деятельности, ее осознанной мотива­ции, деятельностной и личностной рефлексии, адекватной прогностичес­кой и ретроспективной самооценки.

Именно эти личностные новообразова­ния постепенно помогают младшему школьнику стать полноценным субъ­ектом своей собственной, неотчужденной