Методическая разработка
«Проектная деятельность на уроке ОБЖ»
Автор: учитель ОБЖ
Дзержинск
2023 г.
Пояснительная записка
Ранее уроки ОБЖ были построены в основном на преподавании готового материала, а задача обучающихся изучить материал учебника и ответить на вопросы. Современное же образование направленно на развитие творческих способностей ребенка, умения работать с информацией, самостоятельности мышления.
Повышению познавательной активности учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления, творческого потенциала способствуют применение на уроках ОБЖ в школе различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования. Использование этого метода, помогает ориентировать учащихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.
Применение в образовательной области ОБЖ метода проектов крайне важно, так как это способствует интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся, ее самовыражению в практике проектной деятельности. Кроме этого, работа над проектом позволяет учащимся выработать определенные навыки и приобрести опыт в области ОБЖ.
Цель урока: формирование умения использовать правила дорожного движения с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
· углубить знания о дорожной безопасности;
· научить практическим навыкам безопасного поведения на дороге;
· развить умения эффективного пользования правилами дорожного движения;
· раскрыть и развить свои способности через погружение в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
· сформировать у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения;
· воспитать чувства коллективизма, сотрудничества, ответственности каждого перед своими партнерами;
· воспитать внутреннюю культуру личности.
Предполагаемые результаты:
· снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
· повышение правовой культуры участников дорожного движения.
· умение работать в группе.
Дети должны знать:
· правила безопасного поведения на дорогах и ПДД;
· требования к культуре участников дорожного движения.
Дети должны уметь:
· высказывать свои мысли в процессе равноправной деятельности.
· развивать принятие и понимание друг друга, толерантность, снисходительность.
· ставить цели, планировать пути достижения.
Участники: 12-14 лет
Форма проведения: учебный проект
Продолжительность: 45 минут
Организация пространства: Работа групповая.
Использование метода проектов на уроках ОБЖ
Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС нового образовательного стандарта. Отвечая требованиям системно-деятельного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Метод проектов – это комплексная деятельность, участники которой автоматически без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ученику обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе.
Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
Цели проектной деятельности.
Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.
Мини-проект на уроке ОБЖ
На уроках ОБЖ эффективно использовать метод учебного мини-проекта в рамках изучения раздела «Безопасность на дорогах».
Актуальность проблемы проекта состоит в том, что ситуация на дорогах очень напряженная – продолжают гибнуть люди, огромная доля из которых – дети. Поэтому, проект может вызвать интерес, творческий поиск.
Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить памятку, плакат или буклет для младших школьников по данной проблеме». На уроке обсуждается тема, и затем ребята разбиваются на 2-3 группы, выбирают для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации учащихся консультируются с преподавателем, обращаются к учебникам, а также выходят в интернет. Они ставят цель – создать конкретный продукт, и результат будет наглядным. Продуктом проекта являются наглядные раздаточные пособия для учащихся начальной школы.
Продукт проекта: памятка, плакат, буклет для младших школьников с призывами к безопасному поведению на дорогах, знанию ПДД.
Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту «не заметить».
Важное место в работе над проектом занимает его защита. Учителю необходимо научить детей презентовать свою деятельность, кратко и понятно излагать основные мысли, уверенно держаться перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
Алгоритм оформления учащимися мини-проекта
Тема ____________________________
Проблема проекта |
«Почему? » |
Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проекта |
«Зачем?» (мы делаем проект) |
Целепологание |
Задачи проекта |
«Что?» (для этого мы делаем) |
Постановка задач |
Методы и способы |
«Как?» (мы это можем делать) |
Выбор способов и методов - планирование работы |
Результат |
«Что получится?» (как решена проблема) |
Ожидаемый результат |
Результаты проектной деятельности могут быть представлены в виде:
Ø Письменной работы: эссе, реферат, синквейн, аналитические материалы,обзорные материалы, отчёты, стендовый доклад и др.;
Ø Творческой работы: прозаическое или стихотворное произведение, компьютерная
Ø Отчётных материалов: мультимедийные продукты.
Критерии успешности работы над проектом:
· Достигнут конечный результат.
· Создана активная команда участников проекта.
· Результат проекта может быть использован другими учащимися.
· Получено удовольствие от своей деятельности.
Этапы работы над мини-проектом
Этапы |
Содержание работы |
Деятельность учащегося |
Деятельность учителя |
1. Предварительный |
Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. |
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. |
Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. |
2. Основной |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. |
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. |
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает. |
3. Заключительный |
Коллективная защита проекта. Оценка. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. |
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Результат
Заключение
Нестандартные формы занятий повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию интереса.
Включение школьников в проектную деятельность по ОБЖ помогает ориентировать их на понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.
Работа над таким мини-проектом может показать, что нет «неуспевающих» детей. Каждый участник проекта проявляет себя на разных этапах реализации проекта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.