Методическая разработка "ПРоектная деятельность на уроке ОБЖ"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.08.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Метод. разработка Проектная деятельность на уроке ОБЖ (1).docx

 

 

                                                                       

                                               

                                     

 

 

 

Методическая разработка

«Проектная деятельность на уроке ОБЖ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Автор: учитель ОБЖ

                                                           

 

 

 

                                                       

Дзержинск

2023 г.

 

Пояснительная записка

Ранее уроки ОБЖ были построены в основном на преподавании готового материала, а задача обучающихся изучить материал учебника и ответить на вопросы. Современное же образование направленно на развитие творческих способностей ребенка, умения работать с информацией, самостоятельности мышления.

Повышению познавательной активности учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления, творческого потенциала способствуют применение на уроках ОБЖ в школе различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования. Использование этого метода, помогает ориентировать учащихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

Применение в образовательной области ОБЖ метода проектов крайне важно, так как это способствует интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся, ее самовыражению в практике проектной деятельности. Кроме этого, работа над проектом позволяет учащимся выработать определенные навыки и приобрести опыт в области ОБЖ.

Цель урока: формирование умения  использовать правила дорожного движения с целью  профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

 Задачи:

·          углубить знания о дорожной безопасности;

·          научить практическим навыкам безопасного поведения на дороге;

·          развить умения эффективного пользования правилами дорожного движения;

·          раскрыть и развить свои способности через погружение в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

·          сформировать у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения;

·          воспитать чувства коллективизма, сотрудничества, ответственности каждого перед своими партнерами;

·          воспитать внутреннюю культуру личности.

Предполагаемые результаты:

·          снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

·          повышение правовой культуры участников дорожного движения.

·          умение работать в группе.

Дети должны знать:

·          правила безопасного поведения на дорогах и ПДД;

·          требования к  культуре участников дорожного движения.

  Дети должны уметь:

·          высказывать свои мысли в процессе равноправной деятельности.

·          развивать принятие и понимание друг друга, толерантность, снисходительность.

·          ставить цели, планировать пути достижения.

Участники: 12-14 лет

Форма проведения: учебный проект

Продолжительность: 45 минут

Организация пространства: Работа групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование метода проектов на уроках ОБЖ

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС нового образовательного стандарта. Отвечая требованиям системно-деятельного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. 

Метод проектов – это комплексная деятельность, участники которой автоматически без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ученику обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе.

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Цели проектной деятельности.

Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.

Мини-проект на уроке ОБЖ

На уроках ОБЖ эффективно использовать метод учебного мини-проекта в рамках изучения раздела «Безопасность на дорогах».

Актуальность проблемы проекта состоит в том, что ситуация на дорогах очень напряженная – продолжают гибнуть люди, огромная доля из которых – дети. Поэтому, проект может вызвать интерес, творческий поиск.

Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить памятку, плакат или буклет для младших школьников по данной проблеме». На уроке обсуждается тема, и затем ребята разбиваются на 2-3 группы, выбирают для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации учащихся консультируются с преподавателем, обращаются к учебникам, а также выходят в интернет. Они ставят цель – создать конкретный продукт, и результат будет наглядным. Продуктом проекта являются наглядные раздаточные пособия для учащихся начальной школы.

Продукт проекта: памятка, плакат, буклет для младших школьников с призывами к безопасному поведению на дорогах, знанию ПДД.

Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту «не заметить».

Важное место в работе над проектом занимает его защита. Учителю необходимо научить детей презентовать свою деятельность, кратко и понятно излагать основные мысли, уверенно держаться перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Алгоритм оформления учащимися мини-проекта

Тема ____________________________

Проблема проекта

«Почему? »

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Целепологание

Задачи проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?» (мы это можем делать)

Выбор способов и методов - планирование работы

Результат

«Что получится?» (как решена проблема)

Ожидаемый результат

Результаты проектной деятельности могут быть представлены в виде:

Ø Письменной работы: эссе, реферат, синквейн, аналитические материалы,обзорные материалы, отчёты, стендовый доклад и др.;

Ø Творческой работы: прозаическое или стихотворное произведение, компьютерная

Ø Отчётных материалов: мультимедийные продукты.

Критерии успешности работы над проектом:

·          Достигнут конечный результат.

·          Создана активная команда участников проекта.

·          Результат проекта может быть использован другими учащимися.

·          Получено удовольствие от своей деятельности.

 

Этапы работы над мини-проектом

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

1. Предварительный

Определение темы, уточ­нение целей, исход­ного положения. Вы­бор рабочей группы. Анализ проблемы. Определение источ­ников информации. По­становка задач и вы­бор критериев оцен­ки результатов. Распре­деление ролей в команде.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Формирует за­дачи. Уточня­ют информа­цию (источни­ки). Выбирают и обосновыва­ют свои крите­рии успеха.

Мотивирует учащихся. Объяс­няет цели про­екта. Наблюдает.

2. Основной

Сбор и уточнение информации. Обсуж­дение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.

Работают с инфор­мацией. Прово­дят синтез и ана­лиз идей. Выпол­няют исследова­ние и работают над проектом. Офор­мляют проект.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.

3. Заключительный

Коллективная защита проекта. Оценка. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

 

Результат

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нестандартные формы занятий повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию интереса.

Включение школьников в проектную деятельность по ОБЖ помогает ориентировать их на понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

Работа над таким мини-проектом может показать, что нет «неуспевающих» детей. Каждый участник проекта проявляет себя на разных этапах реализации проекта.