СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ |
Стр. |
|
1.1. |
Пояснительная записка. |
2 |
1.1.1. |
Направленность программы |
2 |
1.1.2. |
Актуальность программы |
2 |
1.1.3. |
Отличительные особенности программы |
2 |
1.1.4. |
Адресат программы |
3 |
1.1.5. |
Объем и сроки освоения программы |
3 |
1.1.6. |
Формы обучения |
3 |
1.1.7. |
Режим занятий |
4 |
1.2. |
Цель и задачи программы. |
5 |
1.2.1 |
Теоретико-методологическое обоснование программы |
6 |
1.2.2 |
Описание ценностных ориентиров содержания курса |
6 |
1.3. |
Содержание программы. |
5 |
1.3.1. |
Учебный план и его содержание |
7 |
1.4. |
Планируемые результаты. |
8 |
2. Комплекс организационно- педагогических условий. |
9 |
|
2.1. |
Календарный- учебный график. |
9 |
2.2. |
Условия реализации. |
10 |
2.3. |
Формы аттестации. |
11 |
2.4. |
Методическое обеспечение программы. |
11 |
2.5 |
Нормативно-правовое обеспечение. |
12 |
3. |
Список литературы. |
13 |
4. |
Приложение |
14 |
1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с:
• - Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Национальным проектом «Образование»:
• Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3):
• приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• приказом министерства образования Оренбургской области от 23 июля 2020 года № 01-21/979.
Программа является:
- по степени авторства: модифицированной;
- по цели обучения: познавательной;
- по содержанию: однопрофильной;
- по возрастным особенностям: разновозрастной (для обучающихся 8-9 лет);
- по контингенту обучающихся: общей;
- по временным показателям: рассчитана на 1 год;
-по организации образовательного процесса: индивидуально-групповое обучение
1.1.1. Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык» предназначена для обучения учащихся 2-х классов во внеурочное время, способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Программа составлена с учетом требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
1.1.2. Актуальность программы
Актуальность программы «Занимательный русский язык» определена тем, что данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
1.1.3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью Программы является то, что она адаптирована к условиям дополнительного образования и разработана для детей с разными стартовыми возможностями и для каждого воспитанника выстраивается индивидуальный план работы.
Имеется связь с другими программами. Элементы данной программы присутствуют в таких разделах общешкольной программы, как «Родной язык», «Русский язык», «Литературное чтение на родном языке», «Литературное чтение».
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
1.1.4. Адресат программы
Программа «Занимательный русский язык» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8-9 лет. Состав группы постоянный, набор свободный, до 8 человек. При работе по данной программе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Вид программы: модифицированная.
1.1.5 Объем и сроки освоения программы
Срок реализации программы – 1 год. Объем учебных занятий - 30 часов (1 час в неделю).
1.1.6 Форма обучения по программе «Занимательный русский язык»
Основной формой обучение является учебное занятие. Обучение по программе проводятся в форме аудиторных, дистанционных, комбинированных (аудиторных и дистанционных) занятий.
Дистанционная работа осуществляется с помощью применения электронных технологий. При дистанционном обучении в условиях ограниченного интернета и технологических средств допускаются занятия в любой доступной форме с использованием сотовой связи, видеозаписей уроков, Viber, Zoom, Whatsapp.
Комбинированная работа включает в себя сочетание технологий электронного обучения с традиционным преподаванием по расписанию в очном режиме, организуется в условиях мер эпидемиологической безопасности в образовательных учреждениях.
Формы проведения занятий
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми развивающих заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Основные виды деятельности учащихся:
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Основные методы и технологии.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
· развивающего обучения
· личностно ориентированного образования
· моделирующего обучения
· Здоровьесберегающая технология.
· ИКТ
· Коммуникативная технология
· Технология обучения в сотрудничестве
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
1.1.7. Режим, периодичность и продолжительность занятий.
Рабочая программа «Занимательный русский язык» предназначена для обучения учащихся 2-х классов во внеурочное время. Программа рассчитана на 1учебный год. Курс включает 30 занятий: одно занятие в неделю. Продолжительность занятий: 2 класс – 45 минут. При дистанционном обучении занятия с применением электронных технологий проводятся по 1 академическому часу (30 минут).
Динамические паузы, физминутки являются неотъемлемой частью каждого занятия и позволяют снять умственную усталость обучающихся. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Ø развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
Ø пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
Ø развитие мотивации к изучению русского языка;
Ø развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Ø совершенствование общего языкового развития учащихся;
Ø углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Ø формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Ø приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Ø развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
Ø учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
1.2.1 Теоретико-методологическое обоснование программы.
Базовые теоретические идеи:
1. Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.
2. Идея о феноменологии современного школьного возраста.
3. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного,
интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно
действовать и творить образовательного процесса.
4. Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций
выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений —инициатив,
творчества, интересов, самостоятельной деятельности.
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для младших школьников.
1.2.2. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
· формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
· освоение эвристических приемов рассуждений;
· формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
· развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
· формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
· привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
1.3.Содержание программы «Занимательный русский язык»
В процессе реализации программы «Занимательный русский язык» закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся со сложными словами, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления. Знакомятся с омонимами, фразеологизмами, пословицами.
Из области морфологии учащиеся получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях; о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые и сложные предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Содержание занятий 2 класс (30ч).
Содержание разделов программы
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.
1.3.1 Учебный план программы «Занимательный русский язык» 2 класс
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели. Учебный год представлен учебными периодами: учебные четверти в 1-4 классах.
Начало освоения |
Кол-во часов в неделю/ день недели |
Кол-во учебных недель |
Всего часов |
Дата окончания |
17.09.2020г |
1час/ пятница |
30 |
30ч |
13.05.2021г |
1.3.2. Учебно-тематический план
Раздел, тема |
Общее количество часов |
|
Фонетика |
2 |
|
Словообразование |
6 |
|
Лексика |
6 |
|
Морфология |
6 |
|
Пословицы и поговорки |
2 |
|
Игротека |
8 |
|
Итого: |
30 |
|
1.4. Планируемые результаты.
Личностные результаты
Ø умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ø любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
Ø интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Ø интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
Ø интерес к изучению языка;
Ø осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Ø самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Ø составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Ø работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ø перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Ø пользоваться словарями, справочниками;
Ø осуществлять анализ и синтез;
Ø устанавливать причинно-следственные связи;
Ø строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
Ø адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Ø высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ø договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Ø задавать вопросы.
Предметные результаты
Ø умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
Ø умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
Ø умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
Ø умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
Ø умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
2-й класс (30 часов)
№ п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
Время проведения |
Форма занятия |
1 |
Что мы знаем о звуках и буквах |
1 |
17.09 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
2 |
Что такое лексика? |
1 |
24.09 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
3 |
Однозначные и многозначные слова |
1 |
01.10 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
4 |
Игротека |
1 |
08.10 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
5 |
Слова-братья |
1 |
15.10 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
6 |
Слова- наоборот |
1 |
22.10 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
7 |
Пословица недаром молвится |
1 |
29.10 08.11 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
8 |
Игротека |
1 |
12.11 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
9 |
И снова пословицы, пословицы, пословицы, … |
1 |
19.11 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
10 |
Играем со словарными словами |
1 |
26.11 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
11 |
Анаграммы |
1 |
03.12 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
12 |
Игротека |
1 |
10.12 24.12 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
13 |
Секреты некоторых букв |
1 |
17.12 27.12 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
14 |
Шарады, анаграммы и метаграммы |
1 |
24.12 29.12 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
15 |
Еще раз о синонимах и антонимах |
1 |
14.01 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
16 |
Игротека |
1 |
21.01 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
17 |
Слова, обозначающие предметы |
1 |
28.01 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
18 |
Слова, обозначающие действие предметов |
1 |
04.02 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
19 |
Слова, обозначающие признаки предметов |
1 |
11.02 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
20 |
Игротека |
1 |
18.02 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
21 |
Текст, тема, главная мысль |
1 |
25.02 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
22 |
Заголовок- всему голова |
1 |
04.03 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
23 |
Работаем с фразеологизмами |
1 |
11.03 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
24 |
Игротека |
1 |
18.03 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
25 |
И снова пословицы |
1 |
08.04 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
26 |
Русские народные загадки |
1 |
15.04 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
27 |
Игротека |
1 |
22.04 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
28 |
Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы |
1 |
29.04 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
29 |
Какие слова русского языка помогают называть качества характера |
1 |
06.05 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
30 |
Игротека |
1 |
13.05 |
13.30-14.15 |
Очная, Дистанционная: Viber, ,Gugl-rlass |
|
Итого: |
30ч |
|
|
|
2.2 Условия реализации программы
Основным условием для занятий по Программе является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда: подготовка помещения, материально-техническое оснащение, дидактическое и методическое сопровождение.
2.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы «Занимательный русский язык» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
- отдельный класс;
- компьютер;
-учебные пособия;
- дидактический материал.
При дистанционном обучении используется: сеть Интернет, компьютер, ноутбук, онлайн-уроки, Zoom, Viber, Whatsapp.
2.2.2. Информационное обеспечение программы
Зрительный ряд: видео-ролики, схемы, иллюстрации, методические виды продукции (план открытых занятий, бесед, мероприятий, контрольных срезов).
Литературный ряд: специальная литература (учебные пособия и методическая литература).
При дистанционном обучении иметь: сеть Интернет, компьютер, ноутбук, сотовая связь.
2.2.3. Кадровое обеспечение программы
Право на реализацию Программы имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Образовательный процесс осуществляет преподаватель, имеющий высшее или среднее профессиональное педагогическое образование.
Программа может быть использована педагогами, имеющими специальное педагогическое образование
2.3. Формы аттестации и контроля
В качестве способов отслеживания результатов освоения обучающимися основных разделов Программы осуществляется поэтапный мониторинг умений, практических навыков, диагностика развития личностных качеств обучающихся,
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
· тестирование;
· практические работы;
· творческие работы;
· самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
· Олимпиадные задания
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
· поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
· 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
· 60-80% - уровень выше среднего;
· 50-60% - средний уровень;
· 30-50% - уровень ниже среднего;
· меньше 30% - низкий уровень.
2.4. Методическое обеспечение программы.
Материально – техническое – аудиторная доска с магнитной поверхностью, компьютер, медиа – проектор. Дидактические пособия. Стол и стул ученические.
Методическое обеспечение:
1) Акимова, М.К. Диагностика умственного развития детей/ М.К. Акимова. – СПб: Питер, 2006. - 840 с.
2) Волкова, Т. Н. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет/ Т.Н. Волкова. – Донецк: БАО, 2006. – 239 с.
3) Гейссельхарт, Р.Р. Память: тренировка памяти.
4) Ускова Г.А. Психолого – педагогическая диагностика младших школьников/ Г.А. Ускова. – М.: Академический проект, 2004. – 144 с.
5) Веселая грамматика. Волина В.В.- М.: Знание, 2009 год.
6) Занимательное азбуковедение. Волина В.В.- М.: Просвещение, 2010.
7)Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
Примечание (Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд) |
Лента букв, образцы письменных букв. |
Д |
Классный кабинет |
Комплект таблиц для начальной школы «Русский язык. Орфография» (12 таблиц) |
Д |
Классный кабинет |
Комплект таблиц для начальной школы «Русский язык. Предложение» (12 таблиц) |
Д |
Классный кабинет |
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, орфографический словарь. |
Ф/Д |
Классный кабинет |
Мультимедийный проектор |
Д |
Классный кабинет |
Экспозиционный экран |
Д |
Классный кабинет |
Компьютер |
Д |
Классный кабинет |
Сканер |
Д |
Классный кабинет |
Принтер лазерный |
Д |
Классный кабинет |
Информационно-коммуникационные средства
Цифровые образовательные ресурсы |
Ресурсы Интернета |
Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык |
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.); Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.); «Общий текст» (www. text. net. ru.) http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html - добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы. http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line. |
2.5. Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011.
2. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [электронный ресурс]:
https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/download/2752/. – Режим доступа: – Документы. – (Дата обращения: 18.08.2020);
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). – Режим доступа:
http://prospekt45.ru/uploads/kfiles/files/metod_po_razrabotke_DOOP.pdf. (Дата обращения: 5.09.2019);
4. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”.
– Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ - - (Дата обращения: 20.05.2020).
5. Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (приложение к письму Роспотребнадзора от 8 мая 2020 г. № 02/8900-2020-24). – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73905612/ (Дата обращения: 5.08.2020);
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [электронный ресурс]: – Режим доступа: https://base.garant.ru/71770012/ – (Дата обращения: 14.05.2020);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [электронный ресурс]: – Режим доступа: https://rg.ru/2018/12/03/minprosvescheniya-prikaz-196-site-dok.html. – Документы. – (Дата обращения: 18.01.2019);
8. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [электронный ресурс]: «Электронная газета». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html. – Документы. – (Дата обращения: 18.05.2018);
9. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)» [электронный ресурс]: – Режим доступа: http://39.rospotrebnadzor.ru/sites/default/files/sp_3.1_2.4.3598-20_.pdf – Документы. – (Дата обращения: 18.05.2020);
10. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]: Кодексы и законы РФ. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ – Законы. – (Дата обращения: 18.05.2020).
11. Федеральный проект «Успех каждого ребенка». – Режим доступа: http://майскийуказ.рф/upload/iblock/bd5/Uspekh-kazhdogo-rebyenka-_obnov.-red_.pdf. (Дата обращения: 19.11.2019);
3. Список литературы.
4. Приложение
I. Занимательные вопросы
1. У
коровы две, у собаки одна, у кошки одна. Сколько у носорога? (3,
это буквы «о»)
2. Поменяйте
местами «запутавшиеся» буквы:
· Без пруда не вытащишь и рыбку из труда. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
· Скоро скаска сказывается, да не зкоро дело делается. (Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается)
· Посмешишь, людей наспешишь. (Поспешишь, людей насмешишь)
· Сашу маклом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь)
· С хорошиг другом горы свернёшь, с плохим - моря хлебнёшь. (С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь)
3. У
коровы две, у кошки три, у собаки три. Сколько их у петуха? (8,
это количество букв: ку-ка-ре-ку)
4. Поставьте
перед каждым словом одну букв так, чтобы получилось новое слово,
например, город – огород: рубка, дар, клад, роль, усы, ход, ель,
уран, беда, роза.(трубка, удар, склад, кроль, бусы, вход, мель, буран,
ябеда, гроза)
5. У
коровы шесть, у козы четыре, у курицы шесть. Сколько у кошки? (5,
это количество букв)
6. Уберите
по одной букве из каждого слова так, чтобы получилось новое слово,
например, стон – сон: банк, пруд, всласть, краска, склон, полк,
тепло, беда, экран, горсть. (бак, пуд, власть, каска, слон, пол, тело,
еда, кран, гость)
7. Исправьте
ошибки:
· Я одела красивое платье и пошла гулять. (надела)
· На дороге стоял пожилой дуб. (На дороге стоял старый дуб)
· Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (Столяр сделал из сосны тумбочку с четырьмя ножками)
8. Подберите
слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество
точек равно количеству букв), например, вок(…)ив – зал, потому что эти
слова – вокзал и залив: бал(…)еда, у(…)ова, вам(…)амида,
ме(…)олад, пе(…)ол, беге(…)ор. (бес, гол, пир, шок, сок,
мот)
9. Из
двух (трех) слов составьте одно, например, кит + рана = картина:
сила + пень, кожа + ворон; липа + нота; вал + иго; мир + дно + оса;
око+ножка+сор). (апельсин, жаворонок, антилопа, иволга, смородина,
сороконожка)
10. Составьте
грамотное предложение, включающее в себя только эти слова: до, весеннем, над,
жаворонков, в, природным, сумерек, воздухе, голоса, самых, звенят, утра,
ковром, с, ярким (в весеннем воздухе над ярким природным ковром с утра
до самых сумерек звенят голоса жаворонков)
II. Упражнения на развитие мыслительных операций
1. Назовите
какие-нибудь три признака имени существительного, имени прилагательного,
глагола.
2. Чем
схожи и чем отличаются имя существительное и имя прилагательное?
3. Выделите
два слова, наиболее важных для слова перед скобками: алфавит (слог,
строка, буква, 33, порядок). (буква, порядок)
4. Расположите
последовательно в порядке возрастания слова: предложение, буква, слово,
слог, текст, абзац. (буква, слог, слово, предложение,
абзац, текст)
5. Исключите
лишнее слово:
приставка, предлог, суффикс, окончание,
корень. (предлог)
6. Назовите
группу слов: запятая, точка, двоеточие, тире. (знаки
препинания)
7. Найдите
три предложения, спрятанные в тексте: где и прячутся; при малейшей
опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; уже вполне
сформировавшиеся кенгурята; когда защищается; плывущие по
Ледовитому океану гагары хорошо знают; ядовитая змея кусает человека только
тогда. (уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей
опасности направляются к маминой сумке, где и прячутся; плывущие по Ледовитому
океану гагары хорошо знают, где Балтийское море; ядовитая змея кусает человека
только тогда, когда защищается)
8. Даны
три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое
слово, которое связано по смыслу с третьим так же, как первое со вторым,
например: Береза – дерево; Земля – ? (планета).
· Существительное – предмет; глагол – ? (действие, состояние)
· Кресло – мебель; имя прилагательное – ? (часть речи)
· Ноготь – палец; буква – ? (слово)
9. Расположите
последовательно, следуя образцу (детская меховая шапка, меховая шапка,
шапка, зимний головной убор, головной убор, вещь), слова и словосочетания:рукописная
заглавная буква; буква; заглавная буква; знак; рукописная заглавная буква . (рукописная заглавная буква , рукописная заглавная
буква, заглавная буква, буква, знак)
10. Вставьте
пропущенные буквы в слова:
а)
к |
|
р |
|
н |
д |
|
|
|
б |
л |
|
|
к |
а |
|
с |
у |
|
|
|
т |
|
|
п |
|
н |
а |
|
|
||
р |
е |
|
|
|
(карандаш, обложка, суббота, пенал, река)
б)
|
О |
Р |
О |
|
|
|
О |
Р |
О |
|
|
|
О |
Р |
О |
|
|
|
О |
Р |
О |
|
|
|
О |
Р |
О |
|
|
|
О |
Р |
О |
|
|
(борона, ворона, корова, корона, сорока, порода)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.