1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ратоборец»
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ратоборец» имеет социально-педагогическую направленность.
1.1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы
При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ратоборец» основными нормативными документами являются:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
3. Постановление Главного санитарного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;
5.Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. № 3
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Новосибирской области» (утвержден 21.07.2017 г.);
10. Локальные нормативные акты МКОУ ДО ДДТ.
1.1.3. Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ратоборец» носит гражданско-патриотический и общеразвивающий характер, способствуя формированию у детей духовно-нравственных установок и ценностных ориентаций гражданина и патриота, как своей малой Родины, так и страны в целом.
В настоящее время вопросы гражданско-патриотического воспитания приобрели особую актуальность в связи с изменением социального и технологического уклада. Сегодня значительно увеличился разрыв между ценностями старшего и младших поколений, обострились проблемы межнациональных отношений, усложнилась картинна мира, в которой всё большее значение приобретает влияние доступной информации о жизненных позициях людей, об их убеждениях, идеалах, принципах познания и деятельности, часто противоречивых ценностных ориентациях и духовных ориентирах.
В тоже время, при определении актуальности воспитательных программ необходимо учитывать территориальную специфику, особенно специфику сельской местности, так как она имеет выраженное своеобразие по сравнению с городскими поселениями.
На современном этапе отличительными чертами жизни на селе продолжают оставаться: занятость населения в аграрном секторе, преобладание среди населения людей пенсионного возраста, ведение личных подсобных хозяйств, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, ограниченность в выборе формы досуга, культурной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ратоборец» создана для учащихся МКОУ Баклушевской СОШ имени Е.М. Дергай и реализуется на базе МКОУ ДО ДДТ. Село Баклуши находится в Юго-западной части Новосибирской области, в 45 км от районного центра с. Довольное. Ближайшая железнодорожная станция Каргат 155 км., областной центр г. Новосибирск в 350 км. За последние пять лет в селе отмечена тенденция к снижению численности населения, что делает актуальным создание условий для закрепления на молодёжи на территории поселения, в том числе за счёт формирования мотивации получения образования, востребованного в селе, что может обеспечить возвращение молодых специалистов на малую Родину по завершении обучения.
Образовательная инфраструктура с.Баклуши включает в себя среднюю школу, детский сад, что в силу довольно узкого охвата, обостряет проблему занятости подрастающего поколения и, в первую очередь, подростков.
В 2012 году на базе МКОУ Баклушевская СОШ имени Е.М. Дергай, создан военно-патриотический клуб «Ратоборец». Деятельность военно-патриотического клуба получило поддержку администрации села, педагогического коллектива школы, родительской общественности и вызвала огромный интерес учащихся. Для обеспечения эффективного развития военно-патриотического клуба, с учетом требований времени педагогом МКОУ ДО ДДТ разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ратоборец» Актуальность программы обусловлена общими тенденциями развития общества и местной спецификой, связанной с социо-культурными и демографическими условия малого поселения.
1.1.4. Отличительные особенности программы и новизна Особенностью программы является сочетание военно-спортивной подготовки, гражданско – патриотической, духовно – нравственной и социо – культурной деятельности, обеспечивающей формирование у воспитанников представлений об историческом пути развития российских территорий, навыков технического продуктивного творчества, закрепление у них интереса к изучению истории своей страны.
Новизна программы связана с реализацией системного подхода и сочетания трех взаимосвязанных системных направлений деятельности:
-военно-патриотического, которое предполагает начальную военную подготовку и освоение навыков сохранения жизни и здоровья в критических ситуациях;
-историко-поискового, в рамках которого реализуется деятельность, направленная на изучение истории и реализацию исследовательских проектов по освоению исторических традиций, в том числе связанных с военным делом;
-творческо-прикладного, связанного с освоением навыков ремесленного труда и обеспечивающего процесс реконструкции доспехов и вооружения, изученных в ходе поисковой деятельности.
1.1.5. Адресат программы
Программа ориентирована на учащихся 13-17 лет. Занятия проводятся на базе МКОУ Баклушевской СОШ им. Е.М. Дергай согласно утвержденному МКОУ ДО ДДТ календарному учебному графику. При реализации программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей данной возрастной группы.
Ø 1 год обучения учащиеся 13 - 15 лет;
Ø 2 год обучения учащиеся 14 - 16 лет;
Ø 3 год обучения учащиеся 15 - 17 лет.
Возрастная группа: 11 –13 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость. У подростков этого возраста повышается способность к регуляции поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижения. Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Это период для становления нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость. Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к ценностям и окружающим.
Возрастная группа, 14-17 лет: ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Характерные черты:
Ø формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств; соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию;
Ø возрастание волевой саморегуляции;
Ø усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления;
Ø развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения;
Ø формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
Ø стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
Ø пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия;
Ø проявление рационализма, практицизма;
Ø стремление к получению профессии – основной мотив познавательной деятельности;
Ø отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость;
Ø недостаточное осознание последствий своих поступков.
1.1.6. Режим занятий, объем и сроки реализации программы
Военно-патриотическая программа «Ратоборец» рассчитана на 3 года обучения:
1 год обучения - 136 часов, 4 часа в неделю;
2 год обучения –136 часов, 4 часа в неделю;
3 год обучения –136 часов, 4 часа в неделю.
Учебный год с 1 сентября по 15 мая.
Форма занятий – очная.
Формы и режим занятий – лекции, практические занятия, презентации, поисковые и проектно-исследовательские работы, благотворительные акции, показательные выступления. мероприятия, музейные выставки, конкурсы и соревнования.
Каждое занятие продолжительностью 45 минут.
Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 в части определения рекомендуемого режима занятий.
Состав группы – постоянный, разновозрастный.
Оптимальная наполняемость учебных групп: от13 до 15 человек.
Программа первого года охватывает круг первоначальных знаний и навыков военной подготовки, предусматривает включение в деятельность клуба, усвоение основных принципов работы клуба, развитие дисциплинированности и ответственности курсантов.
Программа второго года расширяет знания курсантов в области военной подготовки и предусматривает практические занятия в мастерских предусматривающих несложные технические действия. На этом этапе возможно привлечение курсантов к участию в мероприятиях районного уровня, в т.ч. несению Вахты памяти, при условии отличных результатов в освоении программы.
Программа третьего года закрепляет полученные навыки и способствует реализации личности каждого курсанта в том или ином направлении деятельности военно-патриотического клуба. Наиболее успешные курсанты получают право отстаивать честь клуба на межрайонных и областных соревнованиях, все обучающиеся третьего года участвуют в показательных выступлениях, сами выступают организаторами мероприятий для младших школьников.
1.1.7. Уровни реализации программы
Базовый уровень - обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей и подростков в изучении истории, географии, природы родного края и в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - развитие у подростков и юношества гражданственности, патриотизма, развитие и формирование чувства преданности своему Отечеству, гордости за ее прошлое, любви к своей Родине, выработка профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного долга.
Задачи программы:
Предметные
Ø изучение истории создания, традиции русской армии в средних веках и современных Вооруженных Сил РФ;
Ø изучение истории создания средневековых рыцарских доспехов;
Ø повышение образовательного и культурного уровня учащихся;
Ø воспитание чувства любви к родному краю, к природе;
Ø изучение истории и культуры малой Родины и Отечества;
Ø обучение действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
Ø правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни;
Ø изучения комплекса физических упражнений;
Ø изучение основ и способов огневой и строевой подготовки
Ø разбирать и собирать АК, пользоваться противогазом.
Ø изучение фехтования, силовые упражнения.
Метапредметные:
Ø противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в подростковой и молодежной среде;
Ø физического развития молодежи и детей, повышения привлекательности здорового образа жизни;
Ø развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;
Ø формировать потребность в самопознании и самореализации;
Ø формировать способы социального взаимодействия;
Ø участия в подготовке граждан к военной службе, популяризации работы в органах внутренних дел, других войск, воинских формирований и органов.
Личностные
Ø утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
Ø уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
Ø формирование восприятия учащимися общечеловеческих норм поведения и морали, разностороннее развитие как личности;
Ø желания вести здоровый образ жизни и активный отдых;
Ø формирование умения анализировать свои мысли, чувства, поступки и умение управлять ими;
Ø умение выполнять поставленную задачу самостоятельно.
1.3. Содержание программы
1.3.1.Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Беседа, просмотр демонстрационного материала, игра, ответы на вопросы по ТБ наблюдение |
2 |
Строевая подготовка |
22 |
4 |
18 |
Конкурс, наблюдение |
3 |
Огневая подготовка |
22 |
6 |
16 |
Анализ практического задания, наблюдение |
4 |
Защита от химического и радиоактивного заражения |
12 |
6 |
6 |
Блиц-опрос, наблюдение |
5 |
Основы медицинских знаний |
12 |
6 |
6 |
Анализ практического задания, наблюдение |
6 |
Физическая подготовка |
12 |
4 |
8 |
Сдача нормативов |
7 |
Реконструкция доспехов и вооружения |
12 |
4 |
8 |
Анализ практического задания, наблюдение |
8 |
Историческое фехтование. |
14 |
2 |
12 |
Сдача нормативов, соревнование |
9 |
Игра клинка. |
14 |
2 |
12 |
Показательное выступление |
10 |
Военные и культурные традиции. |
12 |
2 |
10 |
Анализ практического задания, наблюдение |
|
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Тестирование. Анализ портфолио |
|
Общее количество часов |
136 |
38 |
98 |
|
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана первого года обучения
1 Вводное занятие
Теория: Знакомство с программой первого года обучения. История клуба, учебного заведения. Ратная история древней и средневековой Руси. Практика: Боевые традиции армии и флота Российской империи. Великие полководцы и флотоводцы. Государственная и военная символика России. Служба в армии как почётная обязанность гражданина России.
2 Строевая подготовка
Теория: история, виды, основы подготовки личного состава подразделения к совместным действиям.
Практика: Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строем. Повороты в движении. Отдание воинской чести. Выход из строя и подход к начальнику. Развернутый строй отделения.
3 Огневая подготовка
Теория: Основы стрельбы. Явление выстрела. Начальная скорость и энергия пули. Отдача оружия. Полет пули в воздухе. Наводка и её элементы.
Пневматическая винтовка. Назначение, боевые свойства, устройство и работа пневматической винтовки. Устройство частей и механизмов винтовки и принадлежностей. Работа частей и механизмов винтовки. Осмотр винтовки и подготовка к стрельбе.
Практика: Приёмы стрельбы из пневматической винтовки. Правила стрельбы из винтовки. Изготовка к стрельбе. Производство стрельбы (выстрел). Прекращение стрельбы.
Уход за оружием, его хранение и сбережение. Общие положения. Особенности чистки и смазки малокалиберной винтовки. Хранение и сбережение оружия.
Приёмы метания ручных гранат. Правила метания гранат. Метание гранат из положения стоя, лёжа, с колена, в движении и в пешем порядке. Меры безопасности при обращении с гранатами.
4 Защита от химического и радиоактивного заражения
Теория: Основные способы защиты населения при радиоактивном загрязнении (заражении). Оповещение об опасности радиоактивного загрязнения. Укрытие в защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях (ПРУ)), а при их отсутствии в зданиях с немедленной герметизацией окон, дверей, вентиляционных отверстий и т.п.
Практика: Тренировки по использованию средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов), а при их отсутствии ватно-марлевых повязок. Исключение потребления загрязненных продуктов и воды. Тренировки по эвакуации, населения с загрязненной территории. Тренировки по оцеплению, ограничению доступа на загрязненную территорию. Санитарная обработка людей, дезактивация одежды, техники, сооружений, транспорта и других объектов. Порядок действия и правила поведения людей в загрязненном радиоактивными веществами районе определяется радиационной обстановкой.
5 Основы медицинских знаний
Теория: приобретение необходимых знаний для предупреждения травм угрожающих жизни и состояния человека. Овладеть теоретическими знаниями оказания помощи при несчастных случаях. Упражнять в практическом использовании полученных знаний и навыков в конкретных ситуациях. Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи.
Практика: оказание первой помощи при различных видах ран и их причин. Отработка навыков оказания первой помощи. Виды травм и их характеристика. Характеристика различных видов кровотечений и их причины. Перевязочные средства. Характеристика перевязочных материалов. Отработка навыков наложения повязок. Солнечные и тепловые удары.
6 Физическая подготовка
Теория: комплекс мероприятий, служащих для физического совершенствования в целях обеспечения их физической готовности к выполнению боевых задач и требований, обусловленных военной службой. Главные виды боевой подготовки личного состава. Формы физической подготовки, утренняя физическая зарядка, учебные занятия, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, утренняя физическая зарядка.
Практика: занятия по отдельным разделам физической подготовки
· ускоренное передвижение (спортивная ходьба) и лёгкая атлетика (бег);
· гимнастика и атлетическая подготовка;
· лыжная подготовка;
· преодоление полосы препятствий;
· военно-прикладное плавание;
· рукопашный бой;
· спортивные и подвижные игры.
7 Реконструкция доспехов и вооружения.
Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Виды и типы средневекового защитного вооружения, их назначение. Название частей доспеха и их защитные свойства. Способы плетения кольчуг. Виды соединения лямелярного доспеха.
Практика: изготовление пружин из проволоки и рубка колец из нее для изготовления кольчуги. Отработка навыков плетения кольчуги 4 в 1. Соединение пластин лямелярного доспеха при помощи кожаного шнурка.
8. Историческое фехтование.
Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию. История клинкового оружия, виды и типы мечей.
Практика: изучение стоек с одноручным мечом, изучение и отработка техники нанесения колющих, рубящих и режущих ударов при атаке, а так же способы защиты от них. Применение щита при атаке и защите. Изучение приемов и отработка их по обезоруживанию.
9. Игра клинка.
Теория: Введение в дисциплину – “игра клинка”, что входит, какие элементы будут изучаться, техника безопасности.
Практика: разминка, изучение и отработка базовых элементов дисциплины.
10. Военные и культурные традиции.
Теория: история создания и развития родного края. Введение в культурные и военные традиции. Праздники на Руси, народные гуляния. Народные игры – содержания и правила проведения. Значение “молодецких” игр в военной подготовке на Руси.
Практика: проведение народных игр, силовых “молодецких” игр и игр на взаимодействие.
Участие курсантов в мероприятиях по итогам первого года обучения
–театрализованное представление, посвященное дню Героев Отечества;
–участие в соревнованиях, приуроченных к Дню Защитника Отечества;
–принятие Торжественной Клятвы учащихся клуба «Ратоборец».
1.3.3. Планируемые результаты первого года обучения
Учащийся должен знать
ü Технику безопасности на огневой и физ. подготовке, элементы строя, обязанности перед построением и в строю, устройства АК и пневматической винтовки, правила поведения в ЧС природного и техногенного характера.
ü Технику безопасности по фехтованию, история России в средних веках, история родного края.
ü Технику безопасности при работе с ручным инструментом, история создания доспехов, материалы и инструменты для изготовления доспехов.
Учащийся долженуметь
ü Выполнять элементы одиночной строевой подготовки, разбирать и собирать АК, пользоваться противогазом.
ü Выполнять боевые стойки с одноручным мечом, атака и защита, элементы игры клинка
ü Пользоваться ручным инструментом, выбирать материалы, делать разметку и шаблоны.
Приобретенные навыки
ü Строевая стойка, шаг. Стрельба из пневматической винтовки, наложение повязок.
ü Базовый уровень по историческому фехтованию, силовые упражнения.
ü Составление тех. кары, изготовление заготовок, снятие мерок.
Опыт эмоционально-ценностных отношений:
- устойчивое желание заниматься в военно-патриотическом клубе;
- успешное овладение теоретическими и практическими разделами программы;
- понимание своих возможностей и ограничений;
- проявление самостоятельности и упорства в учебно-познавательной деятельности;
- стремление к сотрудничеству с окружающими.
1.3.4.Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Беседа, просмотр демонстрационного материала, игра, ответы на вопросы по ТБ наблюдение |
2 |
Строевая подготовка |
20 |
2 |
18 |
Конкурс, наблюдение |
3 |
Огневая подготовка |
22 |
6 |
16 |
Анализ практического задания, наблюдение |
4 |
Защита от химического и радиоактивного заражения |
10 |
6 |
4 |
Блиц-опрос, наблюдение |
5 |
Основы медицинских знаний |
8 |
2 |
6 |
Анализ практического задания, наблюдение |
6 |
Физическая подготовка |
14 |
4 |
10 |
Сдача нормативов |
7 |
Реконструкция доспехов и вооружения |
16 |
4 |
12 |
Анализ практического задания, наблюдение |
8 |
Историческое фехтование. |
16 |
2 |
14 |
Сдача нормативов |
9 |
Игра клинка. |
14 |
2 |
12 |
Соревнование |
10 |
Военные и культурные традиции. |
12 |
10 |
2 |
Анализ практического задания, наблюдение |
|
Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
Итоговое тестирование |
|
Общее количество часов |
136 |
40 |
96 |
|
1.3.5. Содержание учебно-тематического плана второго года обучения
1. Вводное занятие
Теория: ознакомление с программой второго года обучения, установка на выполнение поставленных задач, ознакомление с конкурсами и мероприятиями предстоящего года. Техника безопасности.
2. Строевая подготовка
Теория: строевой устав, строи и управления ими – основные понятия. Строевые приемы без оружия – теоретическое обоснование строевых приемов, понятия и определения.
Практика: отработка практических навыков строевых приемов в составе подразделения – повороты на месте, в движении, перестроение в две шеренги, в колонны, размыкания строя, отдание воинского приветствия.
3. Огневая подготовка
Теория: Инструктаж по технике безопасности, при проведении занятий по огневой подготовке. Назначение и боевые свойства ручных гранат. Тактическая подготовка, основные способы ведения боя. Современные приемы ведения боевых действий в условиях модернизации военной техники и новых технологий, а так же противодействие терроризму.
Практика: разборка и сборка автомата, метание гранат на дальность и в цель. Изготовка к стрельбе из положения лежа, стоя, с колена. Передвижение с оружием во время во время ведения боевых действий и выполнения задай специального назначения. Выполнение норматива по доставке боеприпасов и снаряжению магазинов.
4. Защита от химического и радиоактивного заражения
Теория: Оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время. Средства коллективной защиты – убежища, их виды и типы, а так же помещения обеспечивающие функционирование убежищ. Противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Размещение и правила поведения в убежище.
Практика: Отработка норматива надевание противогаза. Замена противогаза в зараженной местности, замена поврежденной части противогаза в зараженной местности и способы устранение повреждений частей противогаза в зараженной местности.
5. Основы медицинских знаний
Теория: Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Первая помощь при бытовых отравлениях. Оказание первой помощи при отравлении различными сильнодействующими отравляющими веществами различного действия.
Практика: Наложение повязки на руку, на ногу, голову. Оказание помощи при переломах, иммобилизация, накладывание шин на разные части тела при переломах. Первая помощь при ожогах и обморожении. Первая помощь при бытовых отравлениях. Первая медпомощь при поражении ядовитыми веществами.
6. Физическая подготовка
Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по физподготовке. Техника перетягивания каната. Виды и способы закаливание организма, влияние закаливания на сохранение и укрепления здоровья.
Практика: тренировка по легкоатлетическому виду спорта: бег – 60, 100, 3000 метров. Прыжки – в длину, в высоту. Перетягивание каната.
7. Реконструкция доспехов и вооружения
Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Виды и типы щитов. Особенности изготовления каждого типа средневекового щита.
Практика: Изготовление древнерусского щита каплевидной формы. Выпиливание щита из фанеры, склеивание фанеры клеем, изгибание щита под прессом. Обтягивание щита кожей, изготовление умбона. Декорирование путем разрисовки и покраски.
8. Историческое фехтование.
Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию. Особенности ведения боя двуручным мечем или мечем в полторы руки. Основные колюще, рубящие удары.
Практика: Боевые стойки с двуручным мечом. Постановка и движение ног. Смена боевых стоек при движении в разные стороны. Отработка ударов двуручным мечом на прямом и обратном ходе. Удары по вертикали, горизонтали. Поперечные удары. Блокировка и защита от атаки противника. Работа в парах по отработке техники ведения боя.
9. Игра клинка.
Практика: Техника безопасности при изучении специальной дисциплины. Изучение элементов связанных со сменой рук и отрыва меча от руки. Перехваты меча. Перебросы меча. Связка элементов между собой.
10. Военные и культурные традиции.
Теория: Дни Воинской Славы. Великие полководцы страны. Битвы и сражения в истории России с древних времен до наших дней. Исторические события в жизни района. Люди, которыми гордится район, фронтовики и ветераны села.
Участие курсантов клуба в мероприятиях (2 год):
–участие в районных соревнованиях среди военно-патриотических клубов и объединений;
–написание исследовательских и творческих проектов;
–участие в профильной смене военно-патриотических клубов;
1.3.6. Планируемые результаты второго года обучения
Учащийся должен знать
ü Боевые свойства стрелкового оружия и гранат, порядок хранения и чистки оружия, коллективные средства защиты.
ü Россия в 1 и 2 Мировой Войне, герои НСО, народные игры и состязания.
ü Тех. безопасности при работе на станках, виды доспехов и вооружения.
Учащийся должен уметь
ü Выполнять строевые приемы в составе отделения, надевать ОЗК, накладывать шины и переносить пострадавших.
ü Выполнять боевые стойки с двуручным мечом, атака и защита, элементы” игры клинка”
ü Выполнять технологические операции по изготовлению доспехов- резать, сверлить, точить, рубить, шлифовать, клепать.
Приобретенные навыки
ü Движение строевым шагом, повороты в движении в составе отделения, выполнение нормативов по огневой подготовке на время, преодоление полосы препятствий.
ü Ведение боя с соперником, обезоруживание,
ü Работа на станках, порядок надевания и уход за доспехом
Опыт эмоционально-ценностных отношений
ü стремление к активной социально-значимой деятельности,
ü выработка самодисциплины и самоконтроля;
ü интерес к истории своей страны и своей малой Родины;
ü ценностное отношение к труду;
1.3.7. Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Беседа, просмотр демонстрационного материала, игра, ответы на вопросы по ТБ наблюдение |
2 |
Строевая подготовка |
18 |
2 |
16 |
Конкурс, наблюдение |
3 |
Огневая подготовка |
22 |
4 |
18 |
Анализ практического задания, наблюдение |
4 |
Защита от химического и радиоактивного заражения |
10 |
4 |
6 |
Блиц-опрос, наблюдение |
5 |
Основы медицинских знаний |
8 |
2 |
6 |
Анализ практического задания, наблюдение |
6 |
Физическая подготовка |
14 |
4 |
10 |
Сдача нормативов |
7 |
Реконструкция доспехов и вооружения |
16 |
4 |
12 |
Анализ практического задания, наблюдение |
8 |
Историческое фехтование. |
16 |
2 |
14 |
Сдача нормативов |
9 |
Игра клинка. |
16 |
2 |
14 |
Соревнование |
10 |
Военные и культурные традиции. |
12 |
8 |
4 |
Анализ практического задания, наблюдение |
|
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Тестирование. Анализ портфолио |
|
Общее количество часов |
136 |
34 |
102 |
|
Участие курсантов клуба в мероприятиях (3 год) :
–участие в показательных выступлениях;
–участие в несении Вахты Памяти 9 мая;
–получение сертификата об освоении программы
1.3.8. Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения
1. Вводное занятие
Теория: Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на предстоящий год. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Установка на выполнение поставленных задач, ознакомление с конкурсами и мероприятиями предстоящего года.
2. Строевая подготовка
Теория: изучение основных положений Строевого устава ВС РФ раздела “Строевые приемы и движение с оружием”
Практика: Одиночная подготовка - выполнение приемов с автоматом из различных положений, предусмотренных уставом на месте. Выполнение приемов с карабином из различных положений, предусмотренных уставом на месте. Повороты и движение с оружием. Отработка строевых приемов с оружием в составе подразделения.
3. Огневая подготовка
Теория: Инструктаж по технике безопасности, при проведении занятий по огневой подготовке и при проведении стрельб. Повторение материала по темам тактико-технические характеристики вооружения ВС РФ.
Практика: разборка и сборка АК и ПМ, стрельба из пневматической винтовки, военизированная эстафета. Сдача зачетов по огневой подготовке.
4. Защита от химического и радиоактивного заражения
Теория: Средства защиты кожи. Назначение, составляющие комплекта и устройство общевойскового защитного комплекта. Правила пользования ОЗК. Нормативы по надеванию ОЗК. Команды, надевание и снятие комплекта. Индивидуальные противохимические пакеты. Состав и назначение комплекта.
Практика: отработка навыков надевания защитного комплекта. Выполнение норматива по надеванию ОЗК в виде плаща. Выполнение норматива по надеванию ОЗК в виде комбинезона. Сдача зачета по РХБ заражению
5. Основы медицинских знаний
Теория: Причины, признаки и первая помощь при черепно – мозговой травме. Причины, признаки и первая помощь при травмах груди и живота. Причины, признаки и первая помощь при травматическом шоке. Экстренная реанимационная помощь. Необходимые условия, порядок проведения и ошибки при выполнении.
Практика: отработка навыков выполнения экстренной реанимационной помощи, пред кардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. Реанимирование в личном порядке и в составе группы. Сдача зачета по оказанию первой помощи.
6. Физическая подготовка
Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по физической подготовке. Виды и варианты полосы препятствия. Способы и техника преодоления полосы препятствий.
Практика: Преодоление общевойсковой полосы препятствий. Преодоление веревочной полосы препятствий. Сдача зачета по физической подготовке в соответствии с нормами ГТО.
7. Реконструкция доспехов и вооружения
Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Виды и типы древнерусского шлема, способы изготовления. Виды и типы наручей и поножей, назначение и способы изготовления.
Практика: Изготовление шаблонов для шлема, состоящего из нескольких частей. Вырезание деталей, рихтование и сверление отверстий. Соединение частей шлема заклепками. Виды и типы наручей и поножей. Изготовление шаблонов для наручей и поножей. Вырезание деталей, рихтование и сверление отверстий. Шлифование и зачистка деталей наручей. Соединение частей при помощи колец и шарниров. Изготовление и закрепление застежек и ремней.
8. Историческое фехтование.
Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию.
Практика: Тренировка: удар – защита в парах. Разбор и отработка приемов ведения боя. Приемы обезоруживания во время ведения боя. Сдача зачета по историческому фехтованию. Соревнование- турнир.
9. Игра клинка.
Теория: Введение в дисциплину с элементами игры двумя мечами. Особенности и техника безопасности.
Практика: изучение и отработка навыков владения техники игры клинка двумя мечами. Восьмерки, девятки, перебросы на прямом и обратном хвате. Разработка собственных связок с элементами. Сдача зачета по технике владения клинком.
10. Военные и культурные традиции.
Теория: Символы воинской чести. Служба в ВС по призыву и по контракту. Участие односельчан в военных конфликтах.
1.3.9.Планируемые результаты третьего года обучения
Учащийся должен знать
ü Современные ВС РФ, уставы ВС РФ, тактические приемы ведения боя.
ü Боевые традиции и символы воинской чести, дни воинской славы и памятные даты российской федерации
ü Назначение каждого элемента доспеха, историю русского вооружения.
Учащийся должен уметь
ü Выполнять строевые приемы с оружием, выполнять реанимационные действия,
ü Применять подручные средства в качестве самообороны, составлять связки элементов «Игры клинка»
ü Различать доспехи по видам и типам, изготавливать детали и собирать доспех
Приобретенные навыки
ü Строевая подготовка, обращение с оружием, пользование средствами защиты кожи и дыхания, оказания первой помощи.
ü Владение холодным оружием, способы защиты, нападения и обезоруживание
ü Технологии изготовления доспеха -кольчужного, чешуйчатого, пластинчатого.
Опыт эмоционально-ценностных отношений
ü стремление к активной преобразовательной деятельности, рационализаторской работе;
ü понимание командной ответственности и значимости личного вклада в общее дело;
ü готовность к несению срочной службы в рядах РА;
ü бережное отношение к историческим традициям своего народа.
1.4. Планируемые результаты по реализации программы:
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Предметные результаты:
ü знание основ строевой подготовки; умение выполнять обязанности перед построением в строю, выполнение строевых приёмов на месте и в движении;
ü знание правил ношения формы и знаков; строгое соблюдение правил ношения форменного оборудования;
ü понимание ключевых проблем патриотического воспитания;
ü приобщение к духовно-нравственным ценностям, её культуре и истории;
ü умение отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог, осмысленно воспринимать информацию на слух;
ü умение строить высказывания на темы, связанные с патриотической тематикой, создавать творческие работы, рефераты, проекты и мини-проекты.
Личностные результаты:
ü готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
ü гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
ü готовность к служению Отечеству, его защите;
ü принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
ü бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
ü осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
ü умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
ü умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
ü умение оценивать правильность выполнения познавательных задач, собственные возможности их решения;
ü владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
ü умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
2.2. Условия реализации программы:
1. Кабинет ОБЖ, где проходят занятия по предмету ОБЖ и теоретических занятий клуба «Ратоборец». Кабинет оснащен стендами с государственными символами России, учебными стендами по основам безопасности, по основам медицинских знаний, стенды по основам военной службы и историко – патриотическими материалами.
2. Оружейная палата, где находится все боевое вооружение и доспехи клуба, сделанное все своими руками и содержащие в начищенном состоянии, готовы к эксплуатации.
3. Мастерская, где проводятся работа по изготовлению доспехов клуба. Мастерская оснащена всеми необходимыми инструментами и электроприборами, что позволяет выполнять любую необходимую работу.
4. Тир, для стрельбы из пневматической винтовки.
5. Лазерный тир с программным обеспеченьем, лазерное оружие (пистолеты, автоматы, винтовки )
6. Спортзал с душевыми кабинками, тренажерный зал. На территории школы есть высотный и гимнастический городок, плац, для занятий по строевой подготовке, а также полоса препятствий. Занятия по историческому фехтованию проходят в спортзале.
7. Для практических занятий имеется: макет АК-74 – 1шт., пневматическая винтовка – 2 шт., солдатская каска – 3 шт., меч деревянный – 10шт., меч пластиковый – 7шт., меч поролоновый – 4 шт., шлем тренировочный – 4 шт., а также все необходимое туристическое оборудование.
8. Наличие символики клуба: герб, гимн, стяг, форма одежды: головной убор в виде берета, шевроны двух видов и курсивы, текст «Торжественной клятвы», древне - русские доспехи и оружие.
Кадровое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы с учащимися занимается педагог дополнительного образования, имеющий специальное (профильное) образование, специальные знания по предмету, квалификационную категорию. Педагог имеет опыт организации и проведения военно-патриотических игр, соревнований, профильных смен.
2.3. Формы аттестации
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ратоборец» является:
Входная диагностика: проводится при наборе. Цель: изучение отношения ребёнка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребёнка. Форма контроля: собеседование.
Промежуточный контроль: проводится по окончании изучения темы, в конце полугодия, года. Цель: определение степени усвоения учащимися учебного материала, готовность к восприятию нового материала, выявление учащихся, отстающих или опережающих обучение; подбор наиболее эффективных методов и средств для дальнейшего обучения. Форма контроля: зачёт, участие в соревновательной деятельности. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности, свидетельства. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, участие в турнирах, соревнованиях, профильных сменах.
Итоговый контроль: проводится в конце обучения по программе. Цель: проверка освоения программы, определение изменения уровня развития качеств личности каждого ребёнка, его способностей, определение результатов обучения. Форма контроля: зачёт, участие в конкурсах, соревнованиях, профильных сменах, играх, турнирах. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности, свидетельства. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, участие в турнирах, соревнованиях, профильных сменах.
В конце первого года учащиеся принимают торжественную клятву (Приложение 1), по итогам работы второго года принимают участие в показательных выступлениях. Лучшие, способные учащиеся отмечаются памятными дипломами, грамотами, подарками. Все это способствует сплочению и сохранению состава военно-патриотического клуба «Ратоборец».
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Для отслеживания и фиксации результатов освоения образовательной программы обучающимися используются:
Ø итоги диагностики;
Ø портфолио учащихся;
Ø дневник проектов;
Ø журнал посещаемости;
Ø фото и видеозаписи показательных выступлений и театрализованных постановок.
Кроме того, систематически используются традиционные методы педагогической диагностики: наблюдение, анализ продуктов деятельности, письменные и устные опросы.
Формы и виды контроля
Раздел Программы |
Формы контроля |
Общефизическая подготовка |
Практическое выполнение упражнений (правильность), сдача зачетов |
Строевая подготовка |
Практическое выполнение упражнений (правильность), сдача зачетов, смотры строя и песни |
Основы выживаемости |
Устный зачет, тестирование, зачет в условиях похода одного дня, игра на местности |
Ориентирование и топография |
Устный зачет, тестирование, зачет в условиях похода одного дня, игра на местности |
Стрелковая подготовка |
Устный зачет, сдача нормативов, контрольные соревнования |
История Вооруженных Сил и силовых структур России |
Собеседование, познавательные игры, викторины, проекты |
2.4. Оценочные материалы
Основными методами оценки уровня освоения программы «Ратоборец» являются педагогическое наблюдение и тестирование.
При этом уровень технической, тактической, психологической подготовки и физического развития учащихся отслеживается методом педагогического наблюдения во время учебного поединка и на соревнованиях, уровень физической подготовки – путем сдачи нормативов.
При реализации программы используются следующие виды оценочных материалов:
· викторина
· дидактическая игра
· кроссворд
· нормативные таблицы
· теоретические задачи и практическое применение знаний на местности
· участие в соревнованиях
№ п/п |
Норматив, ед. изм. |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
1 |
Надевание противогаза №1, сек. |
7 |
9 |
11 |
2 |
Надевание ОЗК, сек. |
80 |
90 |
100 |
3 |
Разряжение магазина автомата, сек. |
7 |
9 |
11 |
4 |
Снаряжение магазина автомата, сек. |
28 |
32 |
35 |
5 |
Разборка АК-74, сек. |
12 |
17 |
23 |
6 |
Сборка АК-74, сек. |
22 |
25 |
30 |
7 |
Отрывка окопа для стрельбы лежа, час |
1 час 10 минут |
1 час 25 минут |
1 час 35 минут |
Определение степени освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
· 10-15 баллов (33-49%) – низкий уровень освоения программы;
· 16-25 баллов (50-79%) – средний уровень освоения программы;
· 26- 35 балл (80-100%) – высокий уровень освоения программы.
Особенности организации образовательного процесса
Организационные формы обучения по данной программе преимущественно групповые.
Теоретические занятия сочетаются с практическими, на последние отводится преимущественное количество учебных часов. Предусмотрены такие формы практических занятий, как работа по реконструкции вооружения, овладения навыками конструированию и построению моделей, проведение и участие в соревнованиях, выставках технического творчества.
При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза.
Основные формы занятий:
· встреча с интересными людьми и специалистами;
· посещение воинских формирований;
· беседы;
· экскурсии;
· викторина;
· мини - соревнования;
· поход выходного дня;
· музейные занятия;
· учебно-тренировочные сборы;
· тренировочные мероприятия
· соревнования: тренировочные, контрольные;
· тестирование с выполнением контрольных нормативов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.