Методическая разработка программы по военно-патриотическому воспитанию
Оценка 4.6

Методическая разработка программы по военно-патриотическому воспитанию

Оценка 4.6
docx
16.11.2021
Методическая разработка программы по военно-патриотическому воспитанию
Программа.docx

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ратоборец»

1.1.          Пояснительная записка

1.1.1.   Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ратоборец» имеет социально-педагогическую направленность.

1.1.2.   Нормативно-правовое обеспечение программы

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ратоборец» основными нормативными документами являются:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

3. Постановление Главного санитарного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

4.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;

5.Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);

7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. № 3

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

9. Паспорт приоритетного    проекта      «Доступное         дополнительное образование для детей в Новосибирской области» (утвержден 21.07.2017 г.);

10. Локальные нормативные акты МКОУ ДО ДДТ.

 

1.1.3. Актуальность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ратоборец» носит гражданско-патриотический и общеразвивающий характер, способствуя формированию у детей духовно-нравственных установок и ценностных ориентаций гражданина и патриота, как своей малой Родины, так и страны в целом. 

В настоящее время вопросы гражданско-патриотического воспитания приобрели особую актуальность в связи с изменением социального и технологического уклада. Сегодня значительно увеличился разрыв между ценностями старшего и младших поколений, обострились проблемы межнациональных отношений, усложнилась картинна мира, в которой всё большее значение приобретает влияние доступной информации о жизненных позициях людей, об их убеждениях, идеалах, принципах познания и деятельности, часто противоречивых ценностных ориентациях и духовных ориентирах.

В тоже время, при определении актуальности воспитательных программ необходимо учитывать территориальную специфику, особенно специфику сельской местности, так как она имеет выраженное своеобразие по сравнению с городскими поселениями.

На современном этапе отличительными чертами жизни на селе продолжают оставаться: занятость населения в аграрном секторе, преобладание среди населения людей пенсионного возраста, ведение личных подсобных хозяйств, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, ограниченность в выборе формы досуга, культурной деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ратоборец»  создана для учащихся МКОУ Баклушевской СОШ имени Е.М. Дергай  и реализуется на базе МКОУ ДО ДДТ.  Село Баклуши находится в Юго-западной части Новосибирской области, в 45 км от районного центра с. Довольное. Ближайшая железнодорожная станция Каргат 155 км., областной центр г. Новосибирск в 350 км. За последние пять лет в селе отмечена тенденция к снижению численности населения, что делает актуальным создание условий для закрепления на молодёжи на территории поселения, в том числе за счёт формирования мотивации получения образования, востребованного в селе, что может обеспечить возвращение молодых специалистов на малую Родину по завершении обучения.

Образовательная инфраструктура  с.Баклуши включает в себя среднюю школу, детский сад, что в силу довольно узкого охвата, обостряет проблему занятости подрастающего поколения и, в первую очередь, подростков.

В 2012 году на базе МКОУ Баклушевская СОШ имени Е.М. Дергай, создан военно-патриотический клуб «Ратоборец». Деятельность военно-патриотического клуба получило поддержку администрации села, педагогического коллектива школы, родительской общественности  и вызвала огромный интерес учащихся.  Для обеспечения эффективного развития военно-патриотического клуба, с учетом требований времени  педагогом МКОУ ДО ДДТ разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ратоборец»  Актуальность программы обусловлена общими тенденциями развития общества и местной спецификой, связанной с социо-культурными и демографическими условия малого поселения.

1.1.4.   Отличительные особенности программы и новизна                   Особенностью программы является сочетание военно-спортивной подготовки, гражданско – патриотической, духовно – нравственной   и  социо – культурной деятельности, обеспечивающей формирование у воспитанников представлений об историческом пути развития российских территорий, навыков технического продуктивного творчества, закрепление у них интереса к изучению истории своей страны.

Новизна программы связана с реализацией системного подхода и сочетания трех взаимосвязанных системных направлений деятельности:

-военно-патриотического, которое предполагает начальную военную подготовку и освоение навыков сохранения жизни и здоровья в критических ситуациях;

-историко-поискового, в рамках которого реализуется деятельность, направленная на изучение истории и реализацию исследовательских проектов по освоению исторических традиций, в том числе связанных с военным делом;

-творческо-прикладного, связанного с освоением навыков ремесленного труда и обеспечивающего процесс реконструкции доспехов и вооружения, изученных в ходе поисковой деятельности.

1.1.5. Адресат программы

Программа ориентирована на учащихся  13-17 лет. Занятия проводятся на базе МКОУ Баклушевской СОШ им. Е.М. Дергай  согласно  утвержденному МКОУ ДО ДДТ календарному  учебному графику.  При реализации                     программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей данной возрастной группы.

Ø 1 год обучения учащиеся 13 - 15 лет;

Ø 2 год обучения учащиеся 14 - 16 лет;

Ø 3 год обучения учащиеся 15 - 17 лет.

Возрастная группа: 11 –13 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость. У подростков этого возраста повышается способность к регуляции поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной   деятельности       и контролировать         их     достижения.        Этот         период характеризуется     становлением     избирательности,     целенаправленности     восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Это период для становления нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость. Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к ценностям и окружающим.

Возрастная группа, 14-17 лет: ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Характерные черты:

Ø формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств; соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию;

Ø возрастание волевой саморегуляции;

Ø усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления;

Ø развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения;

Ø формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

Ø стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;

Ø пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия;

Ø проявление рационализма, практицизма;

Ø стремление к        получению профессии  –       основной   мотив познавательной деятельности;

Ø отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость;

Ø недостаточное осознание последствий своих поступков.

1.1.6.   Режим занятий, объем и сроки реализации программы

Военно-патриотическая программа «Ратоборец» рассчитана на 3 года обучения:

1 год обучения - 136 часов, 4 часа в неделю;

2 год обучения –136 часов, 4 часа в неделю;

3 год обучения –136 часов, 4 часа в неделю.

Учебный год с 1 сентября по 15 мая.

Форма занятий – очная.

Формы       и       режим        занятий      –       лекции, практические занятия, презентации,     поисковые    и     проектно-исследовательские     работы, благотворительные акции, показательные выступления.  мероприятия, музейные выставки, конкурсы и соревнования.

Каждое занятие продолжительностью 45 минут.

Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 в части определения рекомендуемого режима занятий.

Состав группы – постоянный, разновозрастный.

Оптимальная наполняемость учебных групп: от13 до 15 человек.

 

Программа первого года охватывает круг первоначальных знаний и навыков военной подготовки, предусматривает включение в деятельность клуба, усвоение основных принципов работы клуба, развитие дисциплинированности и ответственности курсантов.

Программа второго года расширяет знания курсантов в области военной подготовки и предусматривает практические занятия в мастерских предусматривающих несложные технические действия. На этом этапе возможно привлечение курсантов к участию в мероприятиях районного уровня, в т.ч. несению Вахты памяти, при условии отличных результатов в освоении программы.

Программа третьего года закрепляет полученные навыки и способствует реализации личности каждого курсанта в том или ином направлении деятельности военно-патриотического клуба. Наиболее успешные курсанты получают право отстаивать честь клуба на межрайонных и областных соревнованиях, все обучающиеся третьего года участвуют в показательных выступлениях, сами выступают организаторами мероприятий для младших школьников.

 

1.1.7.   Уровни реализации программы

Базовый уровень - обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей и подростков в изучении истории, географии, природы родного края и в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

 

 

1.2.          Цель и задачи программы

Цель программы - развитие у  подростков и юношества гражданственности, патриотизма, развитие и формирование чувства преданности своему Отечеству, гордости за ее прошлое, любви к своей Родине, выработка профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного долга.

Задачи программы:

Предметные

Ø изучение истории создания, традиции  русской армии  в средних веках   и современных Вооруженных Сил РФ;

Ø изучение истории создания средневековых рыцарских  доспехов;

Ø повышение образовательного и культурного уровня учащихся;

Ø воспитание чувства любви к родному краю, к природе;

Ø изучение истории и культуры малой Родины и Отечества;

Ø обучение действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;

Ø правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни;

Ø изучения комплекса физических упражнений;

Ø изучение основ и способов огневой  и  строевой подготовки

Ø разбирать и собирать АК, пользоваться противогазом.

Ø изучение фехтования, силовые упражнения.

Метапредметные:

Ø противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в подростковой и  молодежной среде;

Ø физического развития молодежи и детей, повышения привлекательности здорового образа жизни;

Ø развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;

Ø формировать потребность в самопознании и самореализации;

Ø формировать способы социального взаимодействия;

Ø участия в подготовке граждан к военной службе, популяризации работы в органах внутренних дел, других войск, воинских формирований и органов.

Личностные

Ø утверждение в сознании и чувствах обучающихся  патриотических ценностей,         взглядов     и       убеждений;

Ø уважения   к        культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;

Ø формирование восприятия учащимися общечеловеческих норм поведения и морали, разностороннее развитие как личности;

Ø желания вести здоровый образ жизни и активный отдых;

Ø формирование умения анализировать свои мысли, чувства, поступки и умение управлять ими;

Ø умение выполнять поставленную задачу самостоятельно.

1.3.          Содержание программы

1.3.1.Учебно-тематический план первого года обучения

 

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, просмотр демонстрационного материала, игра, ответы на вопросы по ТБ наблюдение

2

Строевая подготовка

22

4

18

Конкурс, наблюдение

3

Огневая подготовка

22

6

16

Анализ практического задания, наблюдение

4

Защита от химического и радиоактивного заражения

12

6

6

Блиц-опрос, наблюдение

5

Основы медицинских знаний

12

6

6

Анализ практического задания, наблюдение

6

Физическая подготовка

12

4

8

Сдача нормативов

7

Реконструкция доспехов и вооружения

12

4

8

Анализ практического задания, наблюдение

8

Историческое фехтование.     

14

2

12

Сдача нормативов, соревнование

9

Игра клинка.

14

2

12

Показательное выступление

10

Военные и культурные традиции.

12

2

10

Анализ практического задания, наблюдение

 

Итоговое  занятие

2

1

1

Тестирование.                     Анализ портфолио

 

Общее количество часов

136

38

98

 

 

1.3.2.   Содержание учебно-тематического плана первого года обучения

1                   Вводное занятие

Теория: Знакомство с программой первого года обучения. История клуба, учебного заведения. Ратная история древней и средневековой Руси. Практика: Боевые традиции армии и флота Российской империи. Великие полководцы и флотоводцы. Государственная и военная символика России. Служба в армии как почётная обязанность гражданина России.

2                   Строевая подготовка

Теория: история, виды, основы подготовки личного состава подразделения к совместным действиям.

Практика: Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строем. Повороты в движении. Отдание воинской чести. Выход из строя и подход к начальнику. Развернутый строй отделения.

 

3                   Огневая подготовка

Теория: Основы стрельбы. Явление выстрела. Начальная скорость и энергия пули. Отдача оружия. Полет пули в воздухе. Наводка и её элементы.

Пневматическая винтовка. Назначение, боевые свойства, устройство и работа пневматической винтовки. Устройство частей и механизмов винтовки и принадлежностей. Работа частей и механизмов винтовки. Осмотр винтовки и подготовка к стрельбе.

Практика: Приёмы стрельбы из пневматической винтовки. Правила стрельбы из винтовки. Изготовка к стрельбе. Производство стрельбы (выстрел). Прекращение стрельбы.

Уход за оружием, его хранение и сбережение. Общие положения. Особенности чистки и смазки малокалиберной винтовки. Хранение и сбережение оружия.

Приёмы метания ручных гранат. Правила метания гранат. Метание гранат из положения стоя, лёжа, с колена, в движении и в пешем порядке. Меры безопасности при обращении с гранатами.

 

4                   Защита от химического и радиоактивного заражения

Теория: Основные способы защиты населения при радиоактивном загрязнении (заражении). Оповещение об опасности радиоактивного загрязнения. Укрытие в защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях (ПРУ)), а при их отсутствии в зданиях с немедленной герметизацией окон, дверей, вентиляционных отверстий и т.п.

Практика: Тренировки по использованию средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов), а при их отсутствии ватно-марлевых повязок. Исключение потребления загрязненных продуктов и воды. Тренировки по эвакуации, населения с загрязненной территории. Тренировки по оцеплению, ограничению доступа на загрязненную территорию. Санитарная обработка людей, дезактивация одежды, техники, сооружений, транспорта и других объектов. Порядок действия и правила поведения людей в загрязненном радиоактивными веществами районе определяется радиационной обстановкой.

 

 

5                   Основы медицинских знаний

Теория: приобретение  необходимых знаний  для  предупреждения травм угрожающих жизни и состояния человека.  Овладеть теоретическими знаниями  оказания  помощи  при  несчастных  случаях. Упражнять  в  практическом  использовании  полученных  знаний  и  навыков  в  конкретных ситуациях. Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи.

Практика: оказание первой помощи при  различных  видах  ран  и  их  причин.  Отработка навыков оказания первой помощи. Виды травм и их характеристика. Характеристика различных видов кровотечений и их причины. Перевязочные  средства. Характеристика перевязочных материалов. Отработка  навыков  наложения  повязок. Солнечные и тепловые удары.

 

6                   Физическая подготовка

Теория: комплекс мероприятий, служащих для физического совершенствования в целях обеспечения их физической готовности к выполнению боевых задач и требований, обусловленных военной службой. Главные виды боевой подготовки личного состава. Формы физической подготовки, утренняя физическая зарядка, учебные занятия, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, утренняя физическая зарядка.

Практика: занятия по отдельным разделам физической подготовки

·        ускоренное передвижение (спортивная ходьба) и лёгкая атлетика (бег);

·        гимнастика и атлетическая подготовка;

·        лыжная подготовка;

·        преодоление полосы препятствий;

·        военно-прикладное плавание;

·        рукопашный бой;

·        спортивные и подвижные игры.

 

 

7                   Реконструкция доспехов и вооружения. 

Теория:   Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Виды и типы средневекового защитного вооружения, их назначение. Название частей доспеха и их защитные свойства. Способы плетения кольчуг.  Виды соединения лямелярного доспеха.

 

Практика:  изготовление пружин из проволоки и рубка колец из нее для изготовления кольчуги. Отработка навыков плетения кольчуги 4 в 1. Соединение пластин лямелярного доспеха при помощи кожаного шнурка.

 

        8.     Историческое фехтование.  

Теория:  Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию. История клинкового оружия, виды и типы мечей.

 

Практика: изучение стоек с одноручным мечом, изучение и отработка техники нанесения колющих, рубящих и режущих ударов при атаке, а так же способы защиты от них. Применение щита при атаке и защите. Изучение приемов и отработка их по обезоруживанию.

  

 

        9.       Игра клинка.

Теория: Введение в дисциплину – “игра клинка”, что входит, какие элементы будут изучаться, техника безопасности.

 

Практика: разминка, изучение и отработка базовых элементов дисциплины.

 

 

      10.    Военные и культурные традиции.

Теория: история создания и развития родного края. Введение в культурные и военные традиции. Праздники на Руси, народные гуляния. Народные игры – содержания и правила проведения. Значение “молодецких” игр в военной подготовке на Руси.

 

Практика: проведение народных игр, силовых “молодецких” игр и игр на взаимодействие.

 

 

 

 

Участие курсантов в мероприятиях по итогам первого года обучения

–театрализованное представление, посвященное дню Героев Отечества;

 –участие в соревнованиях, приуроченных к Дню Защитника Отечества;

–принятие Торжественной Клятвы  учащихся  клуба «Ратоборец».

 

 

1.3.3.   Планируемые результаты первого года обучения

 

 

Учащийся должен знать

 

ü Технику безопасности на огневой и физ. подготовке, элементы строя, обязанности перед построением и в строю, устройства АК и пневматической винтовки, правила поведения в ЧС природного и техногенного характера.

ü Технику безопасности по фехтованию, история России в средних веках, история родного края.

ü Технику безопасности при работе с ручным инструментом, история создания доспехов, материалы и инструменты для изготовления доспехов.

 

Учащийся долженуметь

 

ü Выполнять элементы одиночной строевой подготовки, разбирать и собирать АК, пользоваться противогазом.

ü Выполнять боевые стойки с одноручным мечом, атака и защита, элементы игры клинка

ü Пользоваться ручным инструментом, выбирать материалы, делать разметку и шаблоны.

 

Приобретенные навыки

 

ü Строевая стойка, шаг. Стрельба из пневматической винтовки, наложение повязок.

ü Базовый уровень по историческому фехтованию, силовые упражнения.

ü Составление тех. кары, изготовление заготовок, снятие мерок.

 

Опыт эмоционально-ценностных отношений:

 

-        устойчивое желание заниматься в военно-патриотическом клубе;

-        успешное овладение теоретическими и практическими разделами программы;

-        понимание своих возможностей и ограничений;

-        проявление самостоятельности и упорства в учебно-познавательной деятельности;

-        стремление к сотрудничеству с окружающими.

 

 

1.3.4.Учебно-тематический план второго года обучения

 

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, просмотр демонстрационного материала, игра, ответы на вопросы по ТБ наблюдение

2

Строевая подготовка

20

2

18

Конкурс, наблюдение

3

Огневая подготовка

22

6

16

Анализ практического

задания, наблюдение

4

Защита от химического и радиоактивного заражения

10

6

4

Блиц-опрос, наблюдение

5

Основы медицинских знаний

8

2

6

Анализ практического

задания, наблюдение

6

Физическая подготовка

14

4

10

Сдача нормативов

7

Реконструкция доспехов и вооружения

16

4

12

Анализ практического задания, наблюдение

8

Историческое фехтование.     

16

2

14

Сдача нормативов

9

Игра клинка.

14

2

12

Соревнование

10

Военные и культурные традиции.

12

10

2

Анализ практического задания, наблюдение

 

Итоговое занятие

2

 

2

Итоговое тестирование

 

Общее количество часов

136

40

96

 

 

1.3.5. Содержание учебно-тематического плана второго года обучения

1.  Вводное занятие

Теория: ознакомление с программой второго года обучения, установка на выполнение поставленных задач, ознакомление с конкурсами и мероприятиями предстоящего года. Техника безопасности.

 

 

2.  Строевая подготовка  

Теория: строевой устав, строи и управления ими – основные понятия. Строевые приемы без оружия – теоретическое обоснование строевых приемов, понятия и определения.

 

Практика: отработка практических навыков строевых приемов в составе подразделения – повороты на месте, в движении, перестроение в две шеренги, в колонны, размыкания строя, отдание воинского приветствия.

 

3.  Огневая подготовка

Теория: Инструктаж по технике безопасности, при проведении занятий по огневой подготовке. Назначение и боевые свойства ручных гранат. Тактическая подготовка, основные способы ведения боя. Современные приемы ведения боевых действий в условиях модернизации военной техники и новых технологий, а так же противодействие терроризму.

 

Практика: разборка и сборка автомата, метание гранат на дальность и в цель. Изготовка к стрельбе из положения лежа, стоя, с колена. Передвижение с оружием во время во время ведения боевых действий и выполнения задай специального назначения. Выполнение норматива по доставке боеприпасов и снаряжению магазинов.

 

4.  Защита от химического и радиоактивного заражения

Теория: Оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время. Средства коллективной защиты – убежища, их виды и типы, а так же помещения обеспечивающие функционирование убежищ. Противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Размещение и правила поведения в убежище.

 

Практика: Отработка норматива надевание противогаза.  Замена противогаза в зараженной местности, замена поврежденной части противогаза в зараженной местности и способы устранение повреждений частей противогаза в зараженной местности.

 

5.   Основы медицинских знаний

Теория: Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Первая помощь при бытовых отравлениях. Оказание первой помощи при отравлении различными сильнодействующими отравляющими веществами различного действия.

 

Практика: Наложение повязки на руку, на ногу, голову.  Оказание помощи при переломах,  иммобилизация, накладывание шин на разные части тела при переломах. Первая помощь при ожогах и обморожении. Первая помощь при бытовых отравлениях. Первая медпомощь при поражении ядовитыми веществами.

 

6.  Физическая подготовка

Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по физподготовке. Техника перетягивания каната. Виды и способы закаливание организма, влияние закаливания на сохранение и укрепления здоровья.

 

Практика: тренировка по легкоатлетическому виду спорта: бег – 60, 100, 3000 метров. Прыжки – в длину, в высоту. Перетягивание каната.

 

7.  Реконструкция доспехов и вооружения

Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Виды и типы щитов. Особенности  изготовления каждого типа средневекового щита.

 

Практика: Изготовление древнерусского щита каплевидной формы. Выпиливание щита из фанеры, склеивание фанеры клеем, изгибание щита под прессом. Обтягивание щита кожей, изготовление умбона. Декорирование путем разрисовки и покраски.

 

8.  Историческое фехтование.   

Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию. Особенности ведения боя двуручным мечем или мечем в полторы руки. Основные колюще, рубящие удары.

 

Практика: Боевые стойки с двуручным мечом. Постановка и движение ног. Смена боевых стоек при движении в разные стороны. Отработка ударов двуручным мечом на прямом и обратном ходе. Удары  по вертикали, горизонтали.  Поперечные удары.  Блокировка и защита от атаки противника. Работа в парах по отработке техники ведения боя.

  

9.  Игра клинка.

Практика: Техника безопасности при изучении специальной дисциплины. Изучение элементов связанных со сменой рук и отрыва меча от руки. Перехваты меча. Перебросы меча. Связка элементов между собой.

 

10.  Военные и культурные традиции.

Теория: Дни Воинской Славы. Великие полководцы страны. Битвы и сражения в истории России с древних времен до наших дней. Исторические события в жизни района. Люди, которыми гордится район, фронтовики и ветераны села.

 

Участие курсантов клуба в мероприятиях (2 год):

–участие в районных соревнованиях среди военно-патриотических клубов и объединений;

–написание исследовательских и творческих проектов;

–участие в профильной смене военно-патриотических клубов;

 

1.3.6. Планируемые результаты второго года обучения

 

Учащийся должен знать

ü Боевые свойства стрелкового оружия и гранат, порядок хранения и чистки оружия, коллективные средства защиты.

ü Россия в 1 и 2 Мировой Войне, герои НСО, народные игры и состязания.

ü Тех. безопасности при работе на станках, виды доспехов и вооружения.

 

Учащийся должен уметь

ü Выполнять строевые приемы в составе отделения, надевать ОЗК, накладывать шины и переносить пострадавших.

ü Выполнять боевые стойки с двуручным мечом, атака и защита, элементы” игры клинка”

ü Выполнять технологические операции по изготовлению доспехов- резать, сверлить, точить, рубить, шлифовать, клепать.

 

Приобретенные навыки

ü Движение строевым шагом, повороты в движении в составе отделения, выполнение нормативов по огневой подготовке на время, преодоление полосы препятствий.

ü Ведение боя с соперником, обезоруживание,

ü Работа на станках, порядок надевания и уход за доспехом

 

Опыт эмоционально-ценностных отношений

ü стремление к активной  социально-значимой деятельности,

ü выработка самодисциплины и самоконтроля;

ü интерес к истории своей страны и своей малой Родины;

ü ценностное отношение к труду;

 

 

 

1.3.7.    Учебно-тематический план третьего года обучения

 

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, просмотр демонстрационного материала, игра, ответы на вопросы по ТБ наблюдение

2

Строевая подготовка

18

2

16

Конкурс, наблюдение

3

Огневая подготовка

22

4

18

Анализ практического

задания, наблюдение

4

Защита от химического и радиоактивного заражения

10

4

6

Блиц-опрос, наблюдение

5

Основы медицинских знаний

8

2

6

Анализ практического

задания, наблюдение

6

Физическая подготовка

14

4

10

Сдача нормативов

7

Реконструкция доспехов и вооружения

16

4

12

Анализ практического задания, наблюдение

8

Историческое фехтование.     

16

2

14

Сдача нормативов

9

Игра клинка.

16

2

14

Соревнование

10

Военные и культурные традиции.

12

8

4

Анализ практического задания, наблюдение

 

Итоговое занятие

2

1

1

Тестирование.                     Анализ портфолио

 

Общее количество часов

136

34

102

 

 

Участие курсантов клуба в мероприятиях (3 год) :

–участие в показательных выступлениях;

 –участие в несении Вахты Памяти 9 мая;

–получение сертификата об освоении программы 

 

 

1.3.8. Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения

1.  Вводное занятие

Теория: Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на предстоящий год. Правила поведения  и техника безопасности на занятиях. Установка на выполнение поставленных задач, ознакомление с конкурсами и мероприятиями предстоящего года.

 

2.  Строевая подготовка

Теория: изучение основных положений Строевого устава ВС РФ  раздела “Строевые приемы и движение с оружием”

 

Практика: Одиночная подготовка - выполнение приемов  с автоматом из различных положений, предусмотренных уставом на месте. Выполнение приемов  с карабином из различных положений, предусмотренных уставом на месте. Повороты и движение с оружием. Отработка строевых приемов с оружием в составе подразделения.

 

3.  Огневая подготовка

Теория: Инструктаж по технике безопасности, при проведении занятий по огневой подготовке и при проведении стрельб. Повторение материала по темам тактико-технические характеристики вооружения ВС РФ.

 

Практика: разборка и сборка АК и ПМ, стрельба из пневматической винтовки, военизированная эстафета. Сдача зачетов по огневой подготовке.

 

4.  Защита от химического и радиоактивного заражения

Теория: Средства защиты кожи. Назначение, составляющие комплекта и  устройство общевойскового защитного комплекта.  Правила пользования ОЗК. Нормативы по надеванию ОЗК.   Команды, надевание и снятие комплекта. Индивидуальные противохимические пакеты. Состав и назначение комплекта.

Практика: отработка навыков надевания защитного комплекта. Выполнение норматива по надеванию ОЗК  в виде плаща. Выполнение норматива по надеванию ОЗК в виде комбинезона. Сдача зачета по РХБ заражению

 

5.  Основы медицинских знаний

Теория:  Причины, признаки и первая помощь при черепно – мозговой травме.  Причины, признаки  и первая помощь при травмах груди и живота. Причины, признаки и первая помощь при травматическом шоке. Экстренная реанимационная помощь. Необходимые условия, порядок проведения и ошибки при выполнении.

 

Практика: отработка навыков выполнения экстренной реанимационной помощи, пред кардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. Реанимирование в личном порядке и в составе группы. Сдача зачета по оказанию первой  помощи.

 

6.  Физическая подготовка

Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по физической подготовке.  Виды и варианты полосы препятствия. Способы и техника преодоления полосы препятствий.

Практика: Преодоление общевойсковой полосы препятствий. Преодоление веревочной полосы  препятствий. Сдача зачета по физической подготовке в соответствии с нормами ГТО.

 

7.  Реконструкция доспехов и вооружения

Теория:  Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Виды и типы древнерусского шлема, способы изготовления. Виды и типы наручей и поножей, назначение и способы изготовления.

Практика: Изготовление шаблонов для шлема, состоящего из нескольких частей.  Вырезание деталей, рихтование и сверление отверстий.  Соединение частей шлема заклепками. Виды и типы наручей и поножей. Изготовление шаблонов для наручей и поножей. Вырезание деталей, рихтование и сверление отверстий. Шлифование и зачистка деталей наручей. Соединение частей при помощи колец и шарниров. Изготовление и закрепление застежек и ремней.

 

8.  Историческое фехтование.     

Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию.

Практика:  Тренировка: удар – защита в парах.  Разбор и отработка приемов ведения боя. Приемы обезоруживания во время ведения боя.  Сдача зачета по историческому фехтованию.  Соревнование- турнир.

 

9.  Игра клинка.

Теория: Введение в дисциплину с элементами игры  двумя мечами. Особенности и техника безопасности.

 

Практика:  изучение и отработка навыков владения техники игры клинка двумя мечами. Восьмерки, девятки, перебросы на прямом и обратном хвате. Разработка собственных связок с элементами. Сдача зачета по технике владения клинком.

 

10. Военные и культурные традиции.

Теория: Символы воинской чести.  Служба в ВС по призыву и по контракту. Участие односельчан в военных конфликтах.

 

 

 

1.3.9.Планируемые результаты третьего года обучения

 

Учащийся должен знать

ü Современные ВС РФ, уставы ВС РФ, тактические приемы ведения боя.

ü Боевые традиции и символы воинской чести, дни воинской славы и памятные даты российской федерации

ü Назначение каждого элемента доспеха, историю русского вооружения.

 

Учащийся должен уметь

ü Выполнять строевые приемы с оружием, выполнять реанимационные действия,

ü Применять подручные средства в качестве самообороны, составлять связки элементов «Игры клинка»

ü Различать доспехи по видам и типам, изготавливать детали и собирать доспех

 

Приобретенные навыки

ü Строевая подготовка, обращение с оружием, пользование средствами защиты кожи и дыхания, оказания первой помощи.

ü Владение холодным оружием, способы защиты, нападения и обезоруживание

ü Технологии изготовления доспеха -кольчужного, чешуйчатого, пластинчатого.

 

Опыт эмоционально-ценностных отношений

ü стремление к активной преобразовательной деятельности, рационализаторской работе;

ü понимание командной ответственности и значимости личного вклада в общее дело;

ü готовность к несению срочной службы в рядах РА;

ü бережное отношение к историческим традициям своего народа.

 

 

1.4. Планируемые результаты по реализации программы:

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Предметные результаты:

ü знание основ строевой подготовки; умение выполнять обязанности перед построением в строю, выполнение строевых приёмов на месте и в движении;

ü знание правил ношения формы и знаков; строгое соблюдение правил ношения форменного оборудования;

ü понимание ключевых проблем патриотического воспитания;

ü приобщение к духовно-нравственным ценностям, её культуре и истории;

ü умение отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог, осмысленно воспринимать информацию на слух;

ü умение строить высказывания на темы, связанные с патриотической тематикой, создавать творческие работы, рефераты, проекты и мини-проекты.

Личностные результаты:

ü готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

ü гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

ü готовность к служению Отечеству, его защите;

ü принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

ü бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

ü осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты:

ü умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

ü умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

ü умение оценивать правильность выполнения познавательных задач, собственные возможности их решения;

ü  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

ü умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

 

 

2.2. Условия реализации программы:

1. Кабинет ОБЖ, где проходят занятия по предмету ОБЖ и теоретических занятий клуба «Ратоборец».  Кабинет оснащен стендами с государственными символами России, учебными стендами по основам безопасности, по основам медицинских знаний, стенды по основам военной службы и историко – патриотическими материалами.

2. Оружейная палата, где находится все боевое вооружение и доспехи клуба, сделанное все своими руками и содержащие в начищенном состоянии, готовы к эксплуатации.

3. Мастерская, где проводятся работа по изготовлению доспехов клуба. Мастерская оснащена всеми необходимыми инструментами и электроприборами, что позволяет выполнять любую необходимую работу.

4. Тир, для стрельбы из пневматической винтовки.

5. Лазерный тир с программным обеспеченьем,  лазерное оружие (пистолеты, автоматы, винтовки )

6. Спортзал с душевыми кабинками, тренажерный зал. На территории школы есть высотный и гимнастический городок, плац, для занятий по строевой подготовке, а также полоса препятствий. Занятия по историческому фехтованию проходят в спортзале.

7. Для практических занятий имеется: макет АК-74 – 1шт., пневматическая винтовка – 2 шт., солдатская каска – 3 шт., меч деревянный – 10шт., меч пластиковый – 7шт., меч поролоновый – 4 шт., шлем тренировочный – 4 шт., а также все необходимое туристическое оборудование.                                           

8. Наличие символики клуба: герб, гимн, стяг, форма одежды: головной убор в виде берета, шевроны двух видов и курсивы, текст  «Торжественной клятвы», древне - русские доспехи и оружие.

Кадровое обеспечение программы.                                                                             

Для успешной реализации программы    с учащимися занимается педагог дополнительного образования,  имеющий специальное (профильное) образование, специальные знания по предмету, квалификационную категорию. Педагог имеет опыт организации и проведения военно-патриотических игр, соревнований, профильных смен.

 

2.3. Формы аттестации

Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ратоборец» является:

Входная диагностика: проводится при наборе. Цель: изучение отношения ребёнка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребёнка. Форма контроля: собеседование.

Промежуточный контроль: проводится по окончании изучения темы, в конце полугодия, года. Цель: определение степени усвоения учащимися учебного материала, готовность к восприятию нового материала, выявление учащихся, отстающих или опережающих обучение; подбор наиболее эффективных методов и средств для дальнейшего       обучения.  Форма контроля: зачёт,   участие    в         соревновательной деятельности. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности, свидетельства. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:     аналитическая справка, участие в турнирах, соревнованиях, профильных сменах.

Итоговый контроль: проводится в конце обучения по программе. Цель: проверка освоения программы, определение изменения уровня развития качеств личности каждого ребёнка, его способностей, определение результатов обучения. Форма контроля: зачёт, участие в конкурсах, соревнованиях, профильных сменах, играх, турнирах. Формы отслеживания      и     фиксации      образовательных результатов:        грамоты,         дипломы, сертификаты, благодарности, свидетельства. Формы предъявления и демонстрации образовательных      результатов:        аналитическая      справка,         участие      в      турнирах, соревнованиях, профильных сменах.

 

В конце первого года учащиеся принимают торжественную клятву (Приложение 1), по итогам работы второго года принимают участие в показательных выступлениях. Лучшие, способные  учащиеся отмечаются памятными дипломами, грамотами, подарками. Все это способствует сплочению и сохранению состава военно-патриотического клуба «Ратоборец».

 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Для отслеживания и фиксации результатов освоения образовательной программы обучающимися используются:

Ø итоги диагностики;

Ø портфолио  учащихся;

Ø дневник проектов;

Ø журнал посещаемости;

Ø фото и видеозаписи  показательных выступлений  и театрализованных постановок.

Кроме того, систематически используются традиционные методы педагогической диагностики: наблюдение, анализ продуктов деятельности, письменные и устные опросы.

Формы и виды контроля

 

Раздел Программы

Формы контроля

Общефизическая подготовка

Практическое выполнение упражнений (правильность), сдача зачетов

Строевая подготовка

Практическое выполнение упражнений (правильность), сдача зачетов, смотры строя и песни

Основы выживаемости

Устный зачет, тестирование, зачет в условиях похода одного дня, игра на местности

Ориентирование и топография

Устный зачет, тестирование, зачет в условиях похода одного дня, игра на местности

Стрелковая подготовка

Устный зачет, сдача нормативов, контрольные соревнования

История Вооруженных Сил и силовых структур России

Собеседование, познавательные игры, викторины, проекты

 

2.4. Оценочные материалы

Основными методами оценки уровня освоения программы «Ратоборец» являются педагогическое наблюдение и тестирование.

При этом уровень технической, тактической, психологической подготовки и физического развития учащихся отслеживается методом педагогического наблюдения во время учебного поединка и на соревнованиях, уровень физической подготовки – путем сдачи нормативов.

При реализации программы используются следующие виды оценочных материалов:

·        викторина

·        дидактическая игра

·        кроссворд

·        нормативные таблицы

·        теоретические задачи и практическое применение знаний на местности

·        участие в соревнованиях

п/п

Норматив, ед. изм.

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

1

Надевание противогаза №1, сек.

7

9

11

2

Надевание ОЗК, сек.

80

90

100

3

Разряжение магазина автомата, сек.

7

9

11

4

Снаряжение магазина автомата, сек.

28

32

35

5

Разборка АК-74, сек.

12

17

23

6

Сборка АК-74, сек.

22

25

30

7

Отрывка окопа для стрельбы лежа, час

1 час 10 минут

1 час 25 минут

1 час 35 минут

 

Определение степени освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:  

·        10-15 баллов (33-49%) – низкий уровень освоения программы;

·        16-25 баллов (50-79%) – средний уровень освоения программы;

·        26- 35 балл (80-100%) – высокий уровень освоения программы.

 

Особенности организации образовательного процесса

Организационные формы обучения по данной программе преимущественно групповые.

Теоретические занятия сочетаются с практическими, на последние отводится преимущественное количество учебных часов. Предусмотрены такие формы практических занятий, как работа по реконструкции вооружения, овладения навыками конструированию и построению моделей, проведение и участие в соревнованиях, выставках технического творчества.

При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза.

Основные формы занятий:

·        встреча с интересными людьми и специалистами;

·        посещение воинских формирований;

·        беседы;

·        экскурсии;

·        викторина;

·        мини - соревнования;

·        поход выходного дня;

·        музейные занятия;

·        учебно-тренировочные сборы;

·        тренировочные мероприятия

·        соревнования: тренировочные, контрольные;

·        тестирование с выполнением контрольных нормативов.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ратоборец» 1

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ратоборец» 1

В тоже время, при определении актуальности воспитательных программ необходимо учитывать территориальную специфику, особенно специфику сельской местности, так как она имеет выраженное своеобразие по сравнению с…

В тоже время, при определении актуальности воспитательных программ необходимо учитывать территориальную специфику, особенно специфику сельской местности, так как она имеет выраженное своеобразие по сравнению с…

Новизна программы связана с реализацией системного подхода и сочетания трех взаимосвязанных системных направлений деятельности: -военно-патриотического, которое предполагает начальную военную подготовку и освоение навыков сохранения жизни…

Новизна программы связана с реализацией системного подхода и сочетания трех взаимосвязанных системных направлений деятельности: -военно-патриотического, которое предполагает начальную военную подготовку и освоение навыков сохранения жизни…

Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода

Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода

Каждое занятие продолжительностью 45 минут

Каждое занятие продолжительностью 45 минут

Родины и Отечества; Ø обучение действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях; Ø правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни; Ø изучения…

Родины и Отечества; Ø обучение действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях; Ø правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни; Ø изучения…

Название раздела, темы

Название раздела, темы

Огневая подготовка Теория: Основы стрельбы

Огневая подготовка Теория: Основы стрельбы

Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи

Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи

Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию

Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию

Технику безопасности при работе с ручным инструментом, история создания доспехов, материалы и инструменты для изготовления доспехов

Технику безопасности при работе с ручным инструментом, история создания доспехов, материалы и инструменты для изготовления доспехов

Огневая подготовка 22 6 16

Огневая подготовка 22 6 16

Практика: разборка и сборка автомата, метание гранат на дальность и в цель

Практика: разборка и сборка автомата, метание гранат на дальность и в цель

Практика: Изготовление древнерусского щита каплевидной формы

Практика: Изготовление древнерусского щита каплевидной формы

Выполнять строевые приемы в составе отделения, надевать

Выполнять строевые приемы в составе отделения, надевать

Реконструкция доспехов и вооружения 16 4 12

Реконструкция доспехов и вооружения 16 4 12

Защита от химического и радиоактивного заражения

Защита от химического и радиоактивного заражения

Историческое фехтование.

Историческое фехтование.

Владение холодным оружием, способы защиты, нападения и обезоруживание ü

Владение холодным оружием, способы защиты, нападения и обезоруживание ü

Отечеству, его защите; ü принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления…

Отечеству, его защите; ü принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления…

Занятия по историческому фехтованию проходят в спортзале

Занятия по историческому фехтованию проходят в спортзале

В конце первого года учащиеся принимают торжественную клятву (Приложение 1), по итогам работы второго года принимают участие в показательных выступлениях

В конце первого года учащиеся принимают торжественную клятву (Приложение 1), по итогам работы второго года принимают участие в показательных выступлениях

Оценочные материалы Основными методами оценки уровня освоения программы «Ратоборец» являются педагогическое наблюдение и тестирование

Оценочные материалы Основными методами оценки уровня освоения программы «Ратоборец» являются педагогическое наблюдение и тестирование

При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза

При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2021