КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Диктант с дополнительными заданиями
Наедине с природой
Я сидел на лесной полянке, любовался зеленью лета. А вблизи, в овражке, игриво журчал ручеек. Светлый, чистый, прозрачный, он брал истоки из энергично бьющих ключей. Зачерпнешь в пригоршню родниковой водицы и видишь в ней кусочек синеющего неба, легкого белого облачка.
Мне захотелось пройти по течению говорливого ручейка. Его поверхность была словно вылитой из зеркального стекла. Он открывал взору всю свою чистоту до самого дна. Просто какое-то чудо: ведь ни днем, ни ночью не смолкает его поющая струя.
Я шел вдоль ручейка, а он все звонче журчал и журчал. В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки. В летнюю пору, в зной, вероятно, не один человек приклонил здесь колена, чтобы утолить жажду. Солнце играло в переливах воды, а ручеек искрился, асе пел и пел о разном: о радости лета, о радости жизни, рассказывая, как дорога родниковая водичка для всего живого.
Он нес свою воду в реку, но, вливаясь в ее мощный поток, замолчал. Мне стало грустно. (155 слов)
Дополнительные задания
1. Выпишите из текста одно сложное предложение и выделите в нем грамматические основы.
2. Найдите в тексте предложение с однородными членами и обобщающим словом, подчеркните их как члены предложения.
3. Заключите в овал в тексте два слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
4. В третьем абзаце найдите слова с чередованием гласных в корне, корни обозначьте.
5. Разберите по составу любое причастие и деепричастие.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
Изложение
Встречи с прошлым
Встречи с прошлым…
…Школа, в которой ты учился. Дом, в котором жил. Двор – асфальтовый пятачок
среди высоких стен. Здесь играли в «коцы», в «сыщиков и разбойников», менялись
марками, разбивали носы. Хорошо было. И, главное, просто. Носы быстро
заживали…
Но есть и другие встречи. Куда менее идиллические. Встречи с годами войны; с
дорогами, по которым ты отступал, с окопами, в которых сидел, с землей, где
лежат твои друзья. Но и в этих встречах – суровых и скорее печальных, чем
радостных, – бывают такие, что вызывают улыбку.
Я долго бродил по Мамаеву кургану. Прошло восемь лет с тех пор, как мы
расстались со Сталинградом. Окопы заросли травой. В воронках квакали лягушки.
На местах, где были минные поля, мирно бродили, пощипывая траву, козы. В
траншеях валялись черные от ржавчины гильзы, патроны…
Обойдя весь курган, я спускался вниз по оврагу к Волге. И вдруг остановился, не
веря своим глазам. Передо мной лежала бочка. Обыкновенная железная,
изрешеченная пулями бочка из-под бензина.
В октябре – ноябре сорок второго года передовая проходила по этому самому
оврагу. С одной стороны были немцы, с другой – мы. Как-то мне поручили
поставить минное поле на противоположном скате оврага. Поле было поставлено, а
так как вокруг не было никаких ориентиров – ни столбов, ни разрушенных зданий,
ничего, – я на отчетной карточке «привязал» его к этой самой бочке, иными
словами, написал: «Левый край поля находится на расстоянии стольких-то метров
по азимуту такому-то от железной бочки на дне оврага». Дивизионный инженер
долго потом отчитывал меня: «Кто же так привязывает минные поля? Сегодня бочка
есть, а завтра нет… Безобразие!…» Мне нечего было ответить.
И вот давно уже прошла война, и нет в помине ни Гитлера, ни минного поля, и
мирно пасутся по бывшей передовой козы, а бочка все лежит и лежит.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3
Выборочное изложение
Хранитель Пушкиногорья
Цель: формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ текста , отбор материала для сжатого изложения и рассказывать о стилевых особенностях портретного очерка.
Упр 141 учебника
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4
Изложение
Чистые пруды
Чистые пруды...
Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточие самого
прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого
печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.
Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого
одуванчика на зеленом окоеме пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые,
непрочные шарики, верности — двухцветное сродство иван-да-марьи. Мы ловили тут
рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая
серебряная плотичка. И это было чудом — поймать рыбу в центре города. А
плаванье на старой, рассохшейся плоскодонке, а смелые броски со свай в холодную
майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой, а потаенная жизнь
всяких жуков-плавунцов, стрекоз, рачков, открывавшаяся на воде, — это было
несметным богатством для городских мальчишек: многие и летом оставались в
Москве.
Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве,
желтой, красной, мраморной, листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали
огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами
пропитывались их горьким запахом...
Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, жившие на бульваре,
отказывали нам, обитателям ближних переулков, в высоком звании «Чистопрудных».
Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им
дано право ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и
строить снежные крепости. Смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным
берегам, беспощадно карались. Чистопрудные пытались создать вокруг своих
владений мертвую зону. Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто
пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос,
фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка — обычная расплата за
дерзость. И все же никто из нас не изменил привычному маршруту, никто не смирился
с жестким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли:
ведь достаточно было сделать маленький крюк, чтобы избежать опасности. Но даже
самые слабые из нас не делали уступки страху.
Мы выступили против чистопрудных единым фронтом. Ребята Телеграфного,
Мыльникова, поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкова,
Златоустинского переулков, наголову разбили Чистопрудных в решительной битве
возле кинотеатра «Колизей». Отныне пруд и аллеи бульвара стали достоянием всех мальчишек
округи, а от былой вражды не осталось со временем и следа. Смотрели твои окна
на бульвар или в тишину прилегающих переулков, ты равно считался чистопрудным
со всеми высокими правами, какое давало это звание... (382 слова) (По Ю. М.
Нагибину)
Перескажите текст подробно.
Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, почему Чистые пруды были для Ю. Нагибина
«средоточием самого прекрасного, чем было исполнено» его детство?»
Расскажите об улице вашего детства.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №6
Диктант
Из воспоминаний Шаляпина
В один поистине прекрасный день ко мне приехал Дягилев и сообщил, что предлагает мне ехать в Париж, где он хочет устроить ряд симфонических концертов, которые ознакомили бы французов с русской музыкой. Я с восторгом согласился принять участие в этих концертах, уже зная, как интересуется Европа русской музыкой и как мало наша музыка известна в Европе.
Когда я приехал в Париж и остановился в отеле, где жил Дягилев, я сразу понял, что затеяно серьезное дело и что его делают с восторгом. Дягилев сообщил мне, что интерес парижан к его предприятию очень велик и что хотя помещение для концертов снято в Большой опере, но положительно нет возможности удовлетворить публику, желающую слушать русскую музыку.
Успех концертов был солиден, и это подало нам мысль показать в будущем сезоне русскую оперу, например «Бориса Годунова». Мы ставили спектакль целиком, что невозможно в России вследствие цензурных условий. Сначала мы устроили генеральную репетицию, пригласив на нее избранное общество Парижа. Так же великолепно, как генеральная репетиция, прошел и первый спектакль. Артисты, хор, оркестр и декорации — все было на высоте. Минуты великого счастья переживал я благодаря искусству, страстно любимому мною. Любовь — это всегда счастье, но любовь к искусству — величайшее счастье нашей жизни!
(По М Горькому) (196 слов)
Задание
1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2. Составьте схему предложения, выделенного курсивом.
http://dicktanty.ru/diktant/ Диктанты. Ру. Сборник диктантов
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №8
Диктант
Было это в сороковом году, в последний день сентября. По прошествии стольких лет я иногда задаю себе вопрос: та ли жизнь — твоя, которую прожил? Юноша подобен путнику на перекрестке: три неведомые дороги впереди, одна, коротенькая, позади. За плечами опыт, как тощий вещмешок, из читанного, да слышанного, да из крохи виденного. Что подтолкнет путника к выбору: темный ли бор впереди, серый ли камень-валун, что приметой лежит на обочине, или гладкий тракт, кто знает.
Передо мной и моими товарищами было не три, а тридцать раз по три дороги, и мы вольны были выбирать. В этом смысле, может быть, и не на ту ступил. Но только — в этом! Главная дорога нам была уготована временем: наша юность вышла в путь в канун великого испытания, которое меньше чем через год сольет, спаяет жизнь всех поколений в одну судьбу — народную, и в этом выбора ни у кого из нас не было.
Так что, какую жизнь прожил — та и твоя, в той и разобраться надо.
(По И. Васильеву) (158 слов)
Задание
1. Выпишите одно бессоюзное сложное предложение.
http://dicktanty.ru/diktant/ Диктанты. Ру. Сборник диктантов
Итоговая контрольная работа по русскому языку
учени___ 9 класса МБОУ «Иваньково-Ленинская ООШ»
___________________________________________________
Тест
Часть 1.
Выполните тестовые задания
А 1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) звонкий
2) яркий
3) лестница
А 2. Значение какого слова определено неверно?
1) Антикварный – старинный и 1) Монотонный - однообразный
ценный по тону, интонации
2) Честолюбивый – содержащий 2) Игнорировать – откладывать
похвалу, одобрение на потом
3) Потомственный – коренной, 3) Дидактизм – наставительность,
исконный поучительность
А 3. Какое из слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
1) растительность 1) пригородный
2) прочитанный 2) рассмотрел
3) беспокойный 3) негромко
А 4. В каком предложении выделенное слово не является союзом?
1) Я знаю, что придумал ты. 1) Мы в мир пришли, чтоб радоваться
жизни.
2) Коль спросишь, отвечу. 2) Деревня, в которой мы остановились,
была удивительной. 3) Когда совсем рассвело, мы 3) Мне нужно увидеться с ним, потому
продолжили путь. что многое хотелось бы обсудить.
А 5. В каком ряду во всех словах есть корни с чередующимися гласными?
1) загорелый, горевать, угарный 1) выберу, беретик, собирать
2) сравнивать, подровнять, равнение 2) маковый, обмакнуть, непромокаемый
3) росистый, выросли, подрастать 3) скачок, выскочил, скакать
А 6. Укажите верный вариант написания слов.
1 2 3 1 2 3
1) необдума…о нн н нн 1) серебря…ый н н нн
2) песча…ый н нн н 2) увере…ость нн нн н
3) копчё…ый н н нн 3) выполне…а н н нн
А 7. Какие из слов связаны способом
управление согласование
1) привольно дышится 1) на огромном расстоянии
2) из-за чернеющих вершин 2) виднеющийся вдалеке
3) войти в гостиную 3) выписываешь газеты
А 8. Какое из предложений является сложным? Знаки препинания не расставлены.
1) Пугачёв подал знак и меня 1) Солнце садилось где-то далеко и покрывая
тотчас развязали и оставили. багрянцем полнеба тонуло в синеве леса.
2) Командир внимательным взглядом 2) Солнце лучистое и огнистое то появлялось
окинул всю эту сияющую красоту и из-за туч то исчезало вновь.
не почувствовал её.
3) Осенью здесь по словам местных 3)Мне грустно и легко печаль моя светла…
жителей совсем уныло.
А 9. В каком ряду все союзы являются
сочинительными подчинительными?
1) что, да, ни - ни 1) если, как так и, когда
2) зато, да, однако 2) оттого что, словно, ввиду того что
3) однако, либо, в то время как 3) как будто, или, не то не то
А 10. Укажите сложное предложение, между частями которого не ставится запятая. Знаки препинания не расставлены.
1) Мы решили во что бы то ни стало 1) На поляне ярко пестрели цветы и благоухали
достать билеты на концерт и нам травы.
это удалось.
2)Летом полянки щедро раскрашены 2) Полосы света проникали в гущу трав и
пёстрыми цветами и чистый воздух кустарников и на одно мгновение берега
неподвижно стоит над землёй. вспыхивали сотнями красок.
3) Сердито бился дождь в окно и 3) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне
ветер дул протяжно воя. дышит ароматом.
А 11. На месте каких цифр в предложении должны быть поставлены запятые?
Явившись к полковому командиру (1) Вспоминаю (1) как лет (2) кажется (3) пять
и (2) получив назначение в прежний назад (4) мы с товарищем (5) приехавшим ко
эскадрон (3) Ростов испытал сознание мне в гости (6) долго шли по берегу моря.
того (4) что ему здесь хорошо (5)
как дома.
1) 3,4,5 1) 1,2,3,4,5,6
2) 1,2,3,4,5 2) 1,2,5
3) 1,3,4 3) 1,2,3,5,6
А 12. Определите тип сложного предложения.
Всё моё внимание было обращено В то время как мой товарищ остановился,
на верстовые столбы, которые я мелькнула перед моими глазами чья-то тень.
замечал издалека.
1) сложносочинённое 1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое 2) сложноподчинённое
3) бессоюзное 3) бессоюзное
Часть 2.
Внимательно прочитай те текст и выполните задания
Молодость – вся жизнь.
(1) Когда я учился в школе и в университете мне казалось, что взрослая жизнь будет совершенно иной и меня будут окружать совсем другие люди. (2) Но всё получилось иначе. (3) Круг знакомых возрос необычайно, но друзья молодости оказались самыми верными. (4) Подлинные друзья те, что приобретаются в молодости. (5) Об этом следует помнить. (6) Надо беречь друзей, ибо настоящая дружба помогает и в горе и в радости. (7) Горе человеку, если он один.
(8) Берегите молодость до глубокой старости. (9) Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы. (10) Привычки, воспитанные в молодости сохраняются на всю жизнь. (11) Навыки в труде – тоже. (12) Хорошие навыки облегчат жизнь, зато с дурными жить сложно.
(13) И ещё. (14) Есть русская пословица, которая учит беречь честь смолоду. (15) В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости: хорошие будут радовать, дурные не давать спать.
(По Д.С.Лихачёву)
В 1. Сформулируйте основную мысль данного текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 2. Из предложения 1 выпишите через запятую все грамматические основы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 3. Найдите в тексте сложноподчинённое (ые) предложение (ия) и выпишите его (их) номер (а).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 4. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью.
__________________________________________________________________________
В 5. Определите вид придаточного в предложении 4.
__________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.