Тема: Краеведческая беседа: «Шипов лес – достопримечательность малой родины»
Цели: обобщать знания учащихся о значении растений в жизни человека, формировать интерес к окружающему миру, стремление беречь природу.
Оборудование: иллюстрации «лес, грибы, цветы».
Ход.
Орг. момент:
«Любовь
к родному краю, знание его истории —
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни.
Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д.С. Лихачёв
Сегодня мы поговорим о нерукотворном чуде из чудес – о нашей земле и о её природе.
- Наша планета продолжает оставаться величайшей тайной и чудом. Она хранит в себе самые таинственные загадки. Но мы сегодня поговорим только об одном из чудес природы.
На горе шумит.
Под горой молчит.
В шубе летом.
А зимой раздетый. (Лес)
(Иллюстрации леса и названия темы беседы, фонограмма «звуки природы»).
Но у нас с вами не просто лес, а Шипов лес.Своё название Шипов лес получил от англ. ship — корабль, когда в 1709 по указу Петра Великого из местной древесины начали строить корабли. Это самая крупная островная дубрава Черноземья. Из-за множества могучих дубов, лес этот кажется тёмным и мрачным. Кроны деревьев срастаются так плотно, что в дождливые дни неба и вовсе не бывает видно.
Шипов лес находится на территории Бутурлиновского и Павловского района Воронежской области. Это крупнейший широколиственный лес, который на 42 километра растянулся по правому берегу реки Осередь. Широкими безлесыми балками, называемыми в народе «проворотами», лес разделен на три крупных острова. Каждый остров имеет свое название: северный остров – Казенная дача, средний – Первая Корабельная дача, южный – Вторая Корабельная дача.
Именно Петр I при исследовании воронежских просторов приметил недалеко от Павловска пригодный для строительства флота лес с могучими деревьями, чей возраст иной раз превышал 400 лет! Пётр был восхищён качеством местного материала и особенностью его расположения, за что и назвал Шипов лес «Золотым кустом государства Российского» корабельным "Государевым Шиповым лесом".
Естественно, в ту пору много деревьев было уничтожено. Сильная вырубка леса продолжалась до 1770 года. Затем наступило затишье, а с 1810 до 1830 года случилось повторное наступление на дубраву. Однако в 1848 году было проведено первое благоустройство, и с этого момента начинается планомерное ведение лесного хозяйства в массиве. А в 1875-1879 гг. лесовод Н.К. Генко на ранее распаханных землях близ дубравы высадил первые искусственные насаждения.
С тех времен много старовозрастных дубов было вырублено. И с 1950 года Шипов лес отнесен к ценным лесным массивам, в которых запрещена рубка главного пользования, а самые старые дубравы объявлены памятниками природы.
«Идеальный» дуб – главная достопримечательность Шипова леса. Замечательное дерево в возрасте 170 лет возвышается к небу на высоту около 40 метров. Прямой ствол дуба венчает очень компактная крона. С 1969 года шиповский «идеальный дуб» признан памятником природы и используется исследователями как эталон. Однако, невзирая на трудности и непонятности последних лет, Шипов лес существует вполне хорошо. Привычными представителями фауны тут являются косули, кабаны, лесные куницы, дрозды, зяблики, сорокопуты, зеленушки, овсянки. Хозяйственные рубки почти прекратились, а вместо них вполне успешно проводятся регулярные восстановительные мероприятия.
- Да, лес полон сказок и главные их герои - лесные обитатели.
Лес – родной дом для многих животных, птиц, насекомых. Он даёт им кров и пищу. Жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью и даже зимой.
- Но главное в лесу что? (растения, деревья).
В нём, как и в наших домах, есть этажи. Лесные этажи называются ярусами. А ещё его называют «лесная фабрика». Давайте разберёмся, сколько этажей – ярусов имеет эта «фабрика» и кто в ней живёт.
Загадка: Вы всегда его найдёте
И в лесу и на болоте
Хоть на вид и неказистый
Мягкий, нежный, бархатистый(мох)
- На каком этаже «лесной фабрики» живёт это растение. Почему?
(Мхи небольшого роста, растут скученно, образуя коврики. Так им легче удерживать и собирать влагу, легче защищаться о дары и холода, сопротивляться вытаптыванию. Корней у мхов нет, есть только стебли и листья).
- Научное название мха «сфагниум», что в переводе означает – губка.
- Мох впитывает влаги в себя в 30-40 раз больше, чем весит сам.
- На этом же этаже-ярусе живут лишайники. Лишайники – это лесные первопроходцы. Они селятся в самых безжизненных, бесплодных местах. Отмирая, образуют перегной, на котором потом могут произрастать другие растения. Обычные лишайники живут 30-50 лет, некоторые до 100 лет. Но есть среди них долгожители, которые предпочитают валуны, скалы им по 4000 лет.
Загадка: Стоит лепёшка на одной ножке.
Кто мимо не пройдёт, всяк поклонится (гриб)
- На каком этаже «лесной фабрики» живут грибы. Почему?
(Если мхи стелятся по земле, то грибы приподнялись выше земли).
- «Лесные дива» - удивляют размерами и формами, так говорят про грибы. Они играют большую роль в жизни леса.
- Для чего они нужны в лесу?
- Что они делают? Какую работу выполняют?
(Ответы детей: Грибы перерабатывают растительные остатки, разрушают пни, поваленные деревья, опавшие сучья, опавшую листву. И, своего рода, являются санитарами леса.)
- Из чего состоит гриб? (плодовое тело и грибницы).
- Сколько лет живёт гриб? 5-6 дней или 1,5 недели).
- А сколько лет живёт грибница? (до 100 лет).
- Есть такое определение «тихая охота» - что подразумевается под этим понятием? (сбор грибов).
- И мы с вами сейчас отправимся на «тихую охоту», будем собирать грибы, а какие, вы сейчас узнаете.
Грибная угадайка
(за правильный ответ грибочек)
1. Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.(опята)
2. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это …(сыроежки).
3. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (подосиновик)
4. Плотный, крепкий, статный
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость все лисов!
Настоящий царь грибов! (белый)
5. Белой шляпки краешек
Влажен и мохнат.
Что в земле скрываешься?
В чём ты виноват?(груздь)
6. На опушках, просеках,
В сосенках и ёлочках.
Словно бы после дождя
Шляпки их всегда блестят. (маслята).
7. Шляпка вогнута воронкой,
Вкус приятный, запах тонкий.
Золотой, янтарный цвет.
И вкусней грибочков нет. (рыжики).
8. Если в рощу вы пойдёте,
Под берёзой меня найдете. (подберёзовик).
9. Виден издали он
В белой шапке … (шампиньон).
10. Дождик, я к тебе привык
Я собрат твой… (дождевик).
11. Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек.
Кружевной воротничок,
Он в лесу не новичок. (мухомор).
- Этот гриб возьмём в лукошко. Почему? Назовите, какие
ядовитые грибы ещё есть.
-Какие ещё растения заселяют второй этаж «лесной фабрики»? (травы).
- А эта загадка, о каких растениях:
Кто пчеле подарит мёд?
Кто на солнышке цветёт?
И головкою цветной
Нам качает головой. (цветы).
-А вот какие есть цветы -угадаем (иллюстрации цветов).
1. Знаем мы его с тобой,
Цветик тёмно-голубой,
И зелёный тонкий ствольчик-
Это верно … (колокольчик)
2. Из под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает (подснежник)
3. На зелёном шнурочке белые звоночки.
-Какие ещё цветы растут в лесу? (фиалка, ромашка, одуванчик, незабудка).
Загадка: 1. Он и мачеха и мать, как цветочек этот звать?
2. Тонкий стебель у дорожки
На конце его серёжки.
Нам он, как хороший друг
Лечит ранки ног и рук.
- К каким растениям относятся эти травы? (к лекарственным)
- Анаграмма. Расшифруйте анаграммы и вы узнаете ещё два лекарственных растения:
Ни-ду-ме-ца
К-ва-ра-пи
- Какие растения нашего леса занесены в «Красную книгу»?
(Чтение стихотворения под фонограмму):
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
(На доске вешаются золотые правила общения с природой, собирая цветы и ягоды).
(Дети читают стихотворение):
Глаза распахните!
Смотрите:
Растущая дико, цветёт земляника.
Не рвите!
И любку не рвите
Ночную фиалку.
Не делайте палку
На случай
Из маленькой ёлки колючей.
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница, ландыш.
Лесная гвоздика,
Цветите!
Не исчезайте,
Растущие дико!
- А мы с вами переходим на следующий этаж «лесной фабрики», на третий.
-Какие кустарники вы знаете? (орешник, лещина, фундук, иллюстрации кустарников).
Загадка: 1 .Я на розу так похож, разве что не так хорош,
Но зато мои плоды всем пригожи для еды.
(шиповник)
2.Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные бусы (рябина).
3. Весной белена,
Летом зелена,
Осенью калёная.
Зимой хвалёная (калина).
- Ягоды всех этих кустарников лечебные. Помогают от кашля. От давления. Содержат много витаминов и очень нужны людям.
(Читается стихотворение под фонограмму «звуки леса»):
Не обидишь леса вдруг
Будет он тебе, как друг.
Коли в лес с тобой придёшь,
То ты здесь друзей найдешь.
Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать -не сочтёшь.
Свято помни. Что лес -наша радость
Вместе с лесом и сам ты растёшь!
- И мы с вами поднимаемся на самый верхний ярус «лесной фабрики» -четвёртый.
-Какие растения занимают четвёртый ярус?
-Деревьев в лесу много, все они разные, а вот как называют все небольшие, молодые деревья леса? (подрост)
-А большие деревья леса? (древостой)
-Все древесные великаны в старину назывались выраями. Язык наших предков был ярок и образен. На их языке пирамидальный тополь назывался раина, ива-райда, сирень - рай-деревом. Какой общий корень у этих названий?(рай)Это означало, что людям возле деревьев было хорошо, они видели и ценили их красоту, пользу.
-Мне бы хотелось, что бы вы сами научились слушать не только ушами, но и сердцем. И шорох листьев, и шелест трав, и журчание ручейка, и пение птиц, чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес - это необыкновенное чудо природы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.