Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
Ярославский политехнический колледж № 24
г. Ярославль
Методическая разработка «Сохраним память потомков»
Выполнил: преподаватель истории ЯПК № 24
Гайнутдинова Ирина Романовна
Телефон: 89607249161, электронная почта: irinamax1997@mail.ru
Методическая разработка для 11 класса или студентов 1 курса среднего профессионального образования
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы занятия |
Содержание |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Формы организации работы |
Формируемые умения, знания, компетенции |
Время, мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап (психологически настроить обучающихся на учебную деятельность) |
Добрый день! Я рада вас видеть на уроке истории. Надеюсь, что наш урок пройдет продуктивно, с пользой для вас, и вы узнаете много нового и ранее неизвестного вам. Для начала отметим отсутствующих |
Приветствует, организует внимание, проверяет готовность студентов к работе, отмечает отсутствующих. |
Студенты слушают преподавателя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала. Сообщают об отсутствующих. |
Организационная деятельность |
Позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности. Сотрудничество с педагогом. Умение слушать |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний (активизация знаний студентов, необходимых для изучения нового материала) |
На прошлом занятии мы с вами изучали тему «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Рассматривали Сталинградскую битву, операцию «Цитадель». Говорили о том, как проходил коренной перелом в ходе войны.
Проверим ваши знания.
Перед Вами карикатура. Что вы видите на ней? Как вы можете истолковать название плаката – «Потерял я колечко…»? О каком «колечке» говорится? |
Преподаватель выслушивает ответы студентов. Выявляет уровень знаний и определяет типичные недостатки в ответах. |
Студенты слушают преподавателя и выполняют задания. Тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. |
Предлагается студентам ответить на вопросы преподавателя |
Осуществляют актуализацию полученных знаний выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, используют речь для регуляции своего действия. Вступают в учебный диалог. Формируют самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап целеполагания (Определение темы и постановка цели урока) |
Молодцы, справились! Для того, чтобы определить тему нашего урока сегодня, я предлагаю вам разгадать ребус. У всех получилось разгадать ребус? Какое словосочетание у вас получилось? Верно! Это «Десять сталинских ударов» Таким образом, давайте сформулируем с Вами тему и цель нашего сегодняшнего занятия. И запишем их в тетрадь. Тема: Десять сталинских ударов. Цель учебного занятия: способствовать формированию представлений о событиях завершающего этапа Великой Отечественной войны, десяти сталинских ударов.
|
Направляет студентов к теме урока |
Слушают преподавателя, разгадывают ребус, отвечают на вопросы преподавателя, фиксируют в тетрадях тему урока. |
Учебная, познавательная деятельность студентов |
Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап мотивации (поставит познавательную задачу) |
Как мы понимаем, тема очень актуальна и важна в настоящее время. Так как важно знать и помнить историю своего народа, особенно в ходе Великой Отечественной войны. Как вы считаете, почему важно изучать эту тему? Комментарии студентов |
Приводит актуальные данные |
Студенты слушают преподавателя, выдвигают предположения, отвечают на вопросы. |
Фронтальная беседа |
Умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. Взаимодействуют с преподавателем во время фронтальной беседы. |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап «открытия новых знаний» |
Давайте рассмотрим подробнее «Десять сталинских ударов». В январе 1944 г. первый из «десяти сталинских ударов» был нанесён немецким войскам под Ленинградом. Далее была освобождена вся Правобережная Украина. В апреле и мае произошёл разгром немецких войск в Крыму. 6 июня союзниками был открыт второй фронт. Наступление Красной Армии на Карельском перешейке ознаменовалось прорывом «линии Маннергейма», где советские войска заняли Выборг и Петрозаводск. Финляндия была вынуждена выйти из войны. 23 июня в Белоруссии началась операция «Багратион». Немцы были разбиты в районе Витебска, Бобруйска, Могилёва, Орши. Была освобождена вся советская Белоруссия, часть Литвы и восточной Польши. В июле 1944 г. в результате наступления войск 1-го Украинского фронта был освобождён Львов. В августе 1944 г. на южном направлении в районе Кишинёва были разгромлены немецко-румынские войска. 22 дивизии противника были уничтожены. Рухнул весь южный фланг немецкой обороны. Из войны была выведена Румыния. Был освобождён Белград. Румыния и Болгария выступили против Германии. В сентябре-октябре были освобождены Эстония и Латвия. Осенью 1944 г. немецкие войска попали в окружение в Венгрии. В конце 1944 г. началось освобождение от немцев Норвегии.
В апреле 1945 г. началась битва за Берлин. 30 апреля 1945 г. советские бойцы водрузили над Рейхстагом знамя Победы.
Великая Отечественная война закончилась для нашей страны 9 мая, когда в Чехословакии капитулировали остатки немецкой армии. Давайте систематизируем полученную информацию и заполним таблицу.
А теперь рассмотрим высказывание премьер-министра Великобритании. Как Черчилль характеризует вклад СССР в победу над Германией? С чем он связывает надежды на лучшее будущее? |
Направляет процесс познания. Зачитывает фрагмент речи У. Черчилля |
Слушают речь преподавателя, записывают таблицу в тетради. Отвечают вопросы по историческому источнику |
Активная, познавательная деятельность учащихся. Эффективность восприятия и осмысления новых знаний |
Умение слушать, самостоятельно находить информацию, принимать и сохранять учебную цель и задачи. |
15 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап закрепления материала |
У каждого студента есть облако слов. Давайте его рассмотрим с точки зрения нашей темы урока и выделим названия городов, которые были освобождены в ходе Десяти сталинских ударов в 1941-1945 гг. Какие операции встречаются? |
Курирует решение задания, проверяет самостоятельные решения студентов на местах. |
Осуществляют поиск слов |
Ознакомление с раздаточным материалом |
Умение выделять нужную информацию, сопоставлять с полученными на уроке знаниями |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Домашним заданием вашим будет – работа с картографическим источником. Вам необходимо рассмотреть карту Десяти сталинских ударов и подготовить рассказ по карте. |
Преподаватель объясняет домашнее задание |
Студенты записывают домашнее задание в тетради. Слушают, как правильно составлять рассказ по карте |
Организация беседы. Объяснение домашнего задания |
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап рефлексии |
Подведём итоги нашего занятия. Рефлексия у нас будет немного необычная. Данный метод называется «Всё в твоих руках» (А руки специалисту по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей очень нужны). А и к тому же тема нашего занятия достаточно серьезная и важная для нас. Так как это очень важно для нас чтить память своей страны. На листке бумаги представлена рука. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение. Большой палец – какие знание, опыт я получил сегодня? Указательный – Что я сегодня делал и чего достиг? Средний – какие задания понравились больше всего? Безымянный – каким было сегодня моё настроение? Мизинец – какие трудности испытал? Преподаватель оглашает оценки.
Спасибо за работу на занятии! |
Организует беседу. Подводит итоги. Слушает ответы студентов |
Заполняют методику «Всё в твоих руках» |
Подведение итогов. Самооценка |
Формирование самооценки на основе успешности учебной деятельности. |
7 |
Кукрыниксы. 1943 г. «Потерял я колечко…»
Ребус
ДЕСЯТЬ СТАЛИНСКИХ УДАРОВ
Фрагмент лекции
В январе 1944 г. первый из «десяти сталинских ударов» был нанесён немецким войскам под Ленинградом. Далее была освобождена вся Правобережная Украина. В апреле и мае произошёл разгром немецких войск в Крыму. 6 июня союзниками был открыт второй фронт. Наступление Красной Армии на Карельском перешейке ознаменовалось прорывом «линии Маннергейма», где советские войска заняли Выборг и Петрозаводск. Финляндия была вынуждена выйти из войны. 23 июня в Белоруссии началась операция «Багратион». Немцы были разбиты в районе Витебска, Бобруйска, Могилёва, Орши. Была освобождена вся советская Белоруссия, часть Литвы и восточной Польши. В июле 1944 г. в результате наступления войск 1-го Украинского фронта был освобождён Львов. В августе 1944 г. на южном направлении в районе Кишинёва были разгромлены немецко-румынские войска. 22 дивизии противника были уничтожены. Рухнул весь южный фланг немецкой обороны. Из войны была выведена Румыния. Был освобождён Белград. Румыния и Болгария выступили против Германии. В сентябре-октябре были освобождены Эстония и Латвия. Осенью 1944 г. немецкие войска попали в окружение в Венгрии. В конце 1944 г. началось освобождение от немцев Норвегии.
В апреле 1945 г. началась битва за Берлин. 30 апреля 1945 г. советские бойцы водрузили над Рейхстагом знамя Победы.
Великая Отечественная война закончилась для нашей страны 9 мая, когда в Чехословакии капитулировали остатки немецкой армии.
Заполните таблицу: «Десять сталинских ударов»
Дата |
Территория |
Январь 1944г. |
Ленинград |
|
|
|
|
Из речи У. Черчилля И. В. Сталину 27 сентября 1944 г. о вкладе СССР в победу
«Я был весьма рад, узнав… о той похвале, с которой Вы отозвались о британских и американских операциях во Франции. Мы весьма ценим такие высказывания, исходящие от Вождя героических русских армий. Я воспользуюсь случаем, чтобы повторить завтра в Палате общин то, что я сказал раньше, что именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины и в настоящий момент сдерживает на своём фронте несравненно большую часть сил противника».
Из речи У. Черчилля в Палате общин 28 сентября 1944 г.
«Мы никогда не должны забывать о неизмеримых услугах, которые Россия оказала в общем деле. Выстояв в течение долгих лет страданий, она сумела выбить жизнь из германского военного монстра… сдерживала и уничтожила большую часть противостоящих нам сил, чем все те, кто сражается с немцами на Западе. И она за эти долгие годы заплатила огромную цену. Именно на неё упала основная тяжесть борьбы в наземных сражениях. Будущее мира и, конечно же, будущее Европы зависит от сердечности, доверия и понимания содружества народов Британской империи, Соединённых Штатов и Советской России».
Задания
1. Как Черчилль характеризует вклад СССР в победу над Германией?
2. С чем он связывает надежды на лучшее будущее?
Облако слов
Найдите названия городов, которые были освобождены в 1944-1945 гг. в ходе десяти сталинских ударов. Какие операции здесь есть?
Карта «Десять сталинских ударов»
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
"Десять сталинских ударов"
№ Удара |
Название |
Итог операции |
Дата |
Главнокомандующие |
1-й |
Ленинградско-Новгородская |
Разгром группы армий «Север», снятие блокады Ленинграда, освобождение Ленинградской области |
14 января – 1 марта 1944 г. |
Ленинградский фронт – Л. А. Говоров Волховский фронт – К. А. Мерецков Прибалтийский фронт – М. М. Попов Краснознаменный Балтийский флот - В. Ф. Трибуц |
2-й |
Днепровско-Карпатская |
Освобождение Правобережной Украины |
24 декабря 1943 г. – 17 апреля 1944 г |
1-й Украинский фронт – Н. Ф. Ватутин 2-й Украинский фронт – И. С. Конев 3-й Украинский фронт – Р. Я. Малиновский 4-й Украинский фронт - Ф. И. Толбухин |
3-й |
Одесская Крымская |
Освобождение Одессы, Крыма |
1944 г. |
3-й Украинский фронт – Р. Я. Малиновский 4-й Украинский фронт – Ф. И. Толбухин |
4-й |
Выборгско-Петрозаводская |
Освобождение Карелии |
Лето 1944 г |
Ленинградский фронт – Л. А. Говоров Карельский фронт - К. А. Мерецков |
5-й |
Белорусская операция («Багратион») |
Освобождение Белоруссии |
23 июня - 28 июля 1944 г. |
1-й Белорусский фронт – К. К. Рокоссовский 2-й Белорусский фронт – Г. Ф. Захаров 3-й Белорусский фронт – И. Д. Черняховский 1-й Прибалтийский фронт – И. Х. Баграмян Координатор действий 1-го и 2-го Белорусских фронтов – Г. К. Жуков Координатор действий 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов - А. М. Василевский |
6-й |
Львовско-Сандомирская |
Освобождение Западной Украины |
13 июля – 29 августа 1944 г. |
1-й Украинский фронт – И. С. Конев 4-й Украинский фронт – И. Е. Петров |
7-й |
Ясско-Кишиневская Румынская |
Освобождение Молдавии |
Август 1944 г. 30 августа – 3 октября 1944 г. |
2-й Украинский фронт – Р. Я. Малиновский 3-й Украинский фронт - Ф. И. Толбухин 2-й Украинский фронт – Р. Я. Малиновский |
8-й |
Прибалтийская |
Освобождение Эстонии, Латвии, Литвы |
14 сентября – 24 ноября 1944 г. |
Ленинградский фронт – Л. А. Говоров 1-й Прибалтийский – И. Х. Баграмян 2-й Прибалтийский – А. И. Ерёменко 3-й Прибалтийский – И. И. Масленников Краснознаменный Балтийский флот - В. Ф. Трибуц |
9-й |
Восточно-Карпатская Белградская |
Освобождение Югославии и помощь Словацкому восстанию против Вермахта |
8 сентября – 28 октября 1944 г. 28 сентября – 20 октября 1944 г. |
1-й Украинский фронт – И. С. Конев 4-й Украинский фронт – И. Е. Петров Ф. И. Толбухин (СССР) И. Броз Тито и П. Дапчевич (Словакия) |
10-й |
Петсамо-Киркенесская |
Освобождение Норвегии |
7-29 октября 1944 г. |
Карельский фронт - К. А. Мерецков |
Краткая план-памятка для характеристики войн:
1. Название. Хронологические рамки
2. Причины и повод к началу войны
3. Участники
4. Основные этапы. Крупнейшие сражения и их результаты
5. Выдающиеся личности (полководцы и герои)
6. Итоги (название мирного договора, год подписания, условия мирного договора)
7. Значение для государства и мировой истории
Краткая план-памятка для характеристики сражений:
Дата сражения
Место битвы, почему оно выбрано
Полководцы, численность армий
Ход сражения, формы боевых построений
Результат, влияние на ход войны в целом
Рефлексия «Всё в твоих руках»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Автор-разработчик |
Гайнутдинова Ирина Романовна |
Преподаватель истории ГПОУ ЯО Ярославского политехнического колледжа № 24 |
||
Группа, специальность |
13-14 т/о 23.03.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей |
|||
Учебный цикл |
Общепрофессиональный |
|||
Учебная дисциплина |
ОУДБ. 06 История |
|||
Междисциплинарные связи |
История, обществознание |
География |
||
Формируемые компетенции |
Общие компетенции |
Профессиональные компетенции |
||
ОК 2 ОК 5 ОК 4 ОК 9 |
ПК 1.1. ПК 2.3. |
|||
Требования к результатам освоения дисциплины |
Освоенные умения |
Усвоенные знания |
||
У 1 - Развитие умения генерировать идеи |
З 1 – Формирование представлений о Десяти сталинских ударах |
|||
У 2 - Выявлять причинно-следственные связи |
З 2 – Организация усвоения основных понятий по данной теме |
|||
У 3 - Искать аналогии |
З 3 – Формирование научного мировоззрения студентов |
|||
Раздел |
СССР в период Великой Отечественной войны |
10 часов |
||
Тема |
Десять сталинских ударов |
|||
Уровень освоения |
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) |
|||
Тип учебного занятия |
Комбинированный урок (урок актуализации знаний и умений, урок освоения новых знаний, урок комплексного применения новых знаний) |
|||
Формы и методы обучения |
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый Формы: фронтальная, индивидуальная |
|||
Образовательные технологии |
Презентация, мультимедиа-проектор, раздаточный материал |
|||
Цель учебного занятия |
Формирование представлений о Десяти сталинских ударах в ходе Великой Отечественной войны в 1944-1945 гг. |
|||
Задачи учебного занятия |
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
|
рассмотреть и исследовать крупнейшие операции 1944-1945 гг., познакомить с датами основных исторических событий заключительного периода войны: июнь-август 1944, февраль 1945, апрель-май 1945, 8 мая 1945; выяснить роль СССР в завершающем периоде войны; |
развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развивать навыки работы с информацией формировать навыки групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения, развивать умение работать с различными источниками информации, навыки работы в команде, самооценки своей деятельности. |
воспитывать патриотизм, национальное самосознание, активную гражданскую позицию, чувство сопричастности к жизни своей страны, уважительного отношения к мнению других, находить выходы их проблемных ситуаций. |
||
Планируемые результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
|
сформированность целостного представления о завершающем периоде Великой Отечественной войны. |
умение ставить и формулировать проблему; формирование навыков групповой работы, умения отстаивать свою точку зрения; уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера. |
сформированость мотивов к поиску новых знаний, формированию критического мышления; воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, национального самосознания; умение принимать решения, самоопределение в ситуации учебной деятельности. |
|
Используемые технологии |
Технология развития критического мышления средствами чтения и получения информации из разных источников (прием облако слов, работа с историческим источником), технология проблемного обучения (прием ключевой вопрос урока, разгадывание ребуса) |
|||
Основные термины |
Десять сталинских ударов, капитуляция |
|||
Источники информации |
А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. История России XX - начало XXI века. 11 класс. М. «Просвещение», 2019 г. Заключительный этап и итоги Великой отечественной войны https://foxford.ru/wiki/istoriya/zaklyuchitelnyy-etap-i-itogi-velikoy-otechestvennoy-voyny?ysclid=lvh1p64x1z190384291 |
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.