«Социальное партнёрство в сопровождении профессионального
сомоопределения обучающихся»
Методическая разработка
«Спортивный выбор»
Шуваткина Марина Викторовна
Учитель физической культуры
МБУ «Школа№70»
г. Тольятти, 2020г.
Методическая разработка
«Спортивный выбор»
Пояснительная записка
Социальное партнёрство в сопровождении профессионального сомоопределения обучающихся представлена в виде методической разработки на тему: «Спортивный выбор». Данная методическая разработка является авторской. В методическую разработку включен курс занятий, рассчитанный на учащихся 10-11 класса. Срок реализации курса 2 года, 18 часов.
Социальными партнёрами в сопровождении профессионального сомоопределения обучающихся по данному направлению являются: 1. Спортивный клуб «Атлант», МБОУ ДО «Свежий ветер» и танцевально спортивный клуб «Ритм». Все три организации проводят на базе нашей школы занятия: Спортивный клуб «Атлант» проводит на базе школы тренировки по самбо и дзюдо; МБОУ ДО «Свежий ветер» проводит на базе школы секцию волейбол; танцевально спортивный клуб «Ритм» проводит на базе школы бально - спортивные танцы.
Методическая разработка на тему: «Спортивный выбор», представляет собой объединенный единым замыслом целый комплекс профориентационных мероприятий, и призвана обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения учащихся.
В школе я работаю учителем физической культуры, имею звание Мастера спорта России по спортивной гимнастике. Считаю, что выстроить работу по самоопределению учащихся, а именно работу, связанную в будущем со спортом, невозможно без привлечения социальных партнеров. Сейчас специалисты по физической культуре и спорту работают везде: не только в специализированных организациях, но и во всех учебных заведениях, лагерях и других местах труда и отдыха людей. Неоценим вклад специалиста в работу по развитию физического мастерства, культуры и поддержанию здоровья людей.
Специфика и особенности профессии
У нас культивируется более ста видов спорта, непохожих один на другой. Поэтому разговор о сути профессии тренера может идти только в обобщенном виде и на примере некоторых. Как, скажем, тренера по шахматам сравнивать с тренером по боксу или лыжному спорту? помимо видовых различий, в деятельности тренера обычно просматривается и другой аспект -принадлежность к детскому, юношескому или взрослому спорту. Это, в свою очередь, предполагает специализацию и специфику, особые задачи, формы и методы тренерской работы.
Новизна методической разработки заключается в том, что ученики старшего звена школы в рамках общения с социальными партнёрами, со студентами, педагогами, тренерами, титулованными спортсменами, смогут познакомиться с профессиями, которые традиционно пользуются спросом на рынке труда. Знакомство с каждой из представленных профессий будет происходить не только через устный рассказ, но и при непосредственном участии самих детей. Например, для этого сначала их необходимо привлекать в качестве групповодов на уроке физической культуры, в качестве спортивных судей на соревнованиях. Затем по мере приобретения ими опыта руководства одноклассниками им можно поручать руководить спортивными кружками в младших классах. Проверив себя в этой деятельности, школьники будут сознательно делать выбор профессии учителя физической культуры.
Актуальность создания методической разработки состоит в том, что сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Поэтому очень важно привлекать социальных партнёров, чтобы помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии.
Не секрет, что при сохранении престижа высшего и средне - специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Отсюда происходит замена профессиональной карьеры коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Многих учащихся, даже имеющих склонность к педагогической деятельности, к сожалению, пугает пример учителя физической культуры с низким уровнем профессионального мастерства. Они не видят творческих потенциалов в этой профессии, она представляется им рутинной и мало престижной. С другой стороны, положительный опыт учителей физической культуры, имеющих высокий уровень профессионального мастерства, часто толкает учащихся на выбор профессии учителя физической культуры.
Цель методической разработки
Создание системы работы по профориентации школьников в сотрудничестве с социальными партнёрами, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом экономической ситуации в городе.
Задачи.
Образовательные:
Создание условий для изучения своих профессиональных предпочтений через знакомство с миром профессий и возможностью приобретения желаемой профессии.
Воспитательные:
Воспитание убежденности в необходимости развития черт характера, востребованных при получении выбранной профессии.
Развивающие:
Развитие интересов, наклонностей, способностей обучающихся, самооценки через включение в мероприятия по знакомству со спектром профессий.
Предполагаемыми результатами принципиально нового взаимодействия школы, с социальными партнёрами являются:
Наглядным результатом будет защита проектов на НПК в 11 классе.
С целью успешного профессионального самоопределения юных спортсменов организованы условия реального или мыслительно-игрового опробования ими различных видов спортивной деятельности, а также профессионального информирования людей о разных профессиях находящихся в рамках инфраструктуры спортивной деятельности. Важно информировать спортивную молодежь о наличии различных спортивных профессий - это значительно расширит их жизненный кругозор и будет способствовать принятию ими обоснованного решения о выборе своей будущей профессии.
В своей педагогической деятельности партнерство с учреждениями дополнительного образования и культуры и спорта использую как эффективную форму профориентационной работы. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Социальное партнерство школы с учреждениями дополнительного образования создает особую воспитательную среду в школе, которая способствует формированию у детей системы ценностей способности к моделированию своего жизненного и профессионального будущего. Воспитательная среда школы помогает детям определиться не только в том, «кем я буду», но и «каким я буду»
Наши социальные партёры помогают расширить профессиональный спортивный кругозор учащихся не только при помощи теории, но и привлекают детей к проведению соревнований, к организации судейства спортивных мероприятий, к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Помимо этого организуют встречи с титулованными спортсменами, которые общаются с ребятами и показывают мастер класс.
Спортивний клуб «Атлант», как уже говорилось выше, проводит тренировки на базе нашей школы по самбо и дзюдо. Сотрудничество со спортивным клубом « Атлант» помогает не только в самоопределении учащихся, но и служит хорошим подспорьем в подготовке учителей физической культуры к реализации проекта « Самбо в школу», как национального достояния России с целью приобщения школьников к изучению самбо. Организуются совместные тренировки по самбо. Целью является привлечение внимание учеников выпускных классов не только к спорту, но и к будущему выбору профессии
МБОУ ДО «Свежий ветер», проводит на базе нашей школы, секцию волейбол. Ребята становились несколько раз не только призёрами городского уровня, но и областного. Данный пример является хорошей мотивацией для старшеклассников при выборе профессии. Совместно с тренером мы организуем товарищеские игры между школьниками и студентами по волейболу. Женская сборная МБУ «Школа№70» провела серию показательных матчей для школьников 10-11 классов.
Танцевально спортивный клуб «Ритм» на базе школы проводит не только тренировки, но и спортивные праздники, соревнования, мастер классы. Руководитель клуба Победоносец С.А. с большим удовольствием приглашает ребят сотрудничать. Результат этой работы- вторым тренером танцевально спортивного клуба «Ритм» является наша ученица.
В этих условиях вовлечение в спорт детей и подростков приобретает большую ценность, потому что спорту принадлежит значительная роль в воспитании молодого поколения страны, так как в жизнедеятельности современной молодежи спорт занимает определенное место в структуре развивающего досуга и является многогранным общественным явлением, действенным фактором физического воспитания и важным социальным фактором в деле становления взрослеющей личности. Спорт оптимизирует личностное развитие, нивелирует недостатки выработки волевых, нравственных и других качеств подростков, содействует формированию моральных устоев: ответственности, взаимопомощи, уважения к окружающим людям. А также спорт приобщает к опыту социальных отношений, которые являются основой воздействия средств спорта на формирование личностных качеств.
Одной из задач профориентационной работы учителя физической культуры является агитация за свою профессию. Профессиональная ориентация школьников на эту профессию может осуществляться следующими путями: проведение бесед об особенностях труда учителя физической культуры; проведения месячника под девизом "Мы знакомимся с профессией учителя физической культуры"; организация встреч с учителями физической культуры, ведущими тренерами, студентами факультета физического воспитания и педагогических училищ; оформление витрин "Куда пойти учиться школьнику-спортсмену" и рассказ об учебных заведениях, где готовят учителей физической культуры; рекомендации книг и кинофильмов о спортивных педагогах, о воспитании юных спортсменов и школьников; передача школьникам знаний и умений, необходимых в работе учителю физической культуры; привлечение школьников к общественно-физкультурной работе в школе и приобретение ими знаний и навыков организаторской деятельности.
Исходя из выше всего сказанного я систематизировала материал и создала курс занятий с привлечением наших социальных партеров.
Данный курс представляется особенно актуальным, т.к. поможет учащимся овладеть современными знаниями в области физической культуры, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, ознакомиться с современными оздоровительными системами.
Целью курса является формирование интереса школьников к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорта, ознакомление с основными формами и видами его педагогической деятельности.
Задачи курса:
- формирование общих представлений о педагогической профессии в сфере физической культуры и спорта, раскрытие ее сущности,
- развитие интереса к педагогической профессии в сфере физической культуры и спорта,
- диагностика личностных качеств и мотивов профессионального выбора на этапе до профессионального образования,
- ознакомление с содержанием профессионального образования в области физической культуры,
- овладение знаниями по методике обучения двигательной деятельности, оздоровительной и спортивной тренировки,
- овладение начальными умениями и навыками педагогической деятельности,
- подготовка выпускников старших классов к осознанному выбору педагогической профессии в сфере физической культуры и последующему профессиональному образованию, исходя из индивидуальных склонностей и потребностей.
В содержании курса можно выделить две части:
- теоретическая (лекции, работа с учебниками, самостоятельная работа в домашних условиях),
- практическая (семинары, практикумы, проблемные ситуации, участие в проектах).
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- специфику профессиональной деятельности учителя физической культуры,
- основы методики обучения двигательной деятельности, оздоровительной и спортивной тренировки,
- средства развития физических качеств,
- особенности построения урока физической культуры, спортивной тренировки.
Курс рассчитан для учащихся 10-11 классов, срок реализации 2 года, 18 занятий.
Тематическое планирование
В результате освоения курса учащимся предлагается защита индивидуальных проектов (комплексов развития физических качеств, комплексов упражнений для коррекции телосложения) в целях повышения физической работоспособности, укрепления здоровья, улучшения внешнего вида с учетом условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Содержание курса
№ |
Тема |
Краткое содержание темы |
Ответственные |
1 |
Роль учителя физической культуры, особенности его педагогической деятельности.
|
1. Деятельность учителя физической культуры, личные качества учителя, его коммуникативная культура. 2. Диагностика личных качеств и мотивов профессионального выбора.
|
Учителя физической культуры, психолог |
2 |
Физкультурно –спортивный праздник» День здоровья»(5-9 классы) |
1. Привлечение учащихся 10-11 класса в проведении мероприятия. 2. Показательные выступления от Спортивного клуба «Атлант», Танцевально спортивного клуба «Ритм
|
Учителя физической культуры, социальные партнеры |
3,4 |
Основные формы физкультурно-оздоровительной работы.
|
1. Утренняя зарядка. Физкультминутки. Подвижные игры на переменах. 2. Привлечение учащихся 10-11 классов проведении утренней зарядки, физкультминутки, подвижных игр на переменах с младшими школьниками 3. Мастер класс, в проведении утренней зарядки, КМС по волейболу Иванникова Дарья. |
Учителя физической культуры, классные руководители, социальные партнеры |
5 |
Особенности занятий физическими упражнениями. Распределение школьников на медицинские группы.
|
1.Влияние физических нагрузок на организм. Подготовительная, основная, заключительная части урока. Основная, подготовительная, специальная медицинская группы.
|
Медицинский работник школы |
6,7 |
Основы методики спортивной и оздоровительной тренировки. Простейшие способы оценки тренированности.
|
1. Специфика занятий избранного вида двигательной активности. 2. Товарищеская игра между школьниками и студентами по волейболу . 3. Серия показательных матчей по волейболу для школьников 10-11 классов
|
Учителя физической культуры, социальные партнеры |
8 |
Соревнования по волейболу среди 5-9 классов. |
1. Помощь в судействе. 2. Помощь в проведении соревнований. |
Учителя физической культуры, социальные партнеры |
9 |
Мастер класс по самбо и дзюдо |
1. Основные правила самбо и дзюдо 2. Посещение мастер класса |
Учителя физической культуры, социальные партнеры |
9,1010 |
Проектная деятельность |
1. Основные правила написания проекта. Выбор темы проекта |
Учителя физической культуры |
11,12 |
Современные оздоровительные системы.
|
1. Шейпинг. Атлетическая гимнастика. Танцевальная аэробика. Аквааэробика. Калланетика. Пилатес. Бодибилдинг. Фитнес-йога. 2. Видео презентация детей 10-11 класс 3. Помощь в проведении соревнований по бально- спортивным танцам.
|
Учителя физической культуры, социальные партнеры |
13,14 |
Волонтёрство в спорте. Фестиваль ГТО |
1. Формирование группы волонтеров. 2. Помощь в проведении фестиваля ГТО 3. Оформление информационного стенда ГТО |
Учителя физической культуры, классные руководители |
15 |
Турнир по волейболу |
1. Помощь в организации проведения соревнований, в качестве секретаря, судей. |
Учителя физической культуры, социальные партнеры |
16 |
Мастер класс по самбо и дзюдо, с участием мастера спорта России по самбо Алексея Шуваткина. |
1. Лекция, беседа 2. Показ основныз спортивных приёмов борьбы |
Учителя физической культуры, социальные партнеры |
17 |
Самостоятельные занятия физической культурой.
|
Как правильно составить занятия по физической культуре. Индивидуальный двигательный режим.
|
Учителя физической культуры |
18 |
Защита проектов на НПК с участием тренеров по самбо, волейболу, спортивно-бальным танцам |
Прослушивание проектов |
Учителя физической культуры, завучи, социальные партнеры |
Заключение
В 10-11 классах мы акцентируем внимание на включение учащихся в действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профильного обучения и профессиональных проб, с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии. Социальное партнерство помогает нам и в совершенствовании форм организации обучения.
Результатом работы в этом направлении является то, что в нашей школе на данный момент работают 2 молодых специалиста, учителя физической культуры, окончивших нашу школу. ( Степанов М.О, Щелыкалин А.С.)
Всей своей работой мы делаем все для того, чтобы сформировать у наших детей целевую установку на получение образования на протяжении всей жизни, понимание, что рост мобильности, доступности и качества образования является важным условием роста статуса человека в обществе и что образование - это путь к достижению личностного и профессионального успеха.
Литература для учащихся
Литература для учителя
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.