Методическая разработка "Современный анализ художественного произведения"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Современный анализ художественного произведения"

Оценка 4.9
docx
07.01.2022
Методическая разработка "Современный анализ художественного произведения"
Томенко Л.Н. Послекурсовое задание Художественный анализ п.docx

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №1 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

Рассмотрено на заседании ШМО 
гуманитарного цикла
24.11.2021
Руководитель ШМО 
Доценко Н.И.
Современный анализ художественного произведения
Учитель русского языка и литературы
Томенко  Л.Н.
2021

 

 


 


Аннотация: в разработке анализируются проблема выделения подходов к анализу художественного произведения на уроках литературы в связи с внедрением ГОС.

 

Современный анализ художественного произведения

Проблема научного анализа художественного произведения — одна из самых сложных и теоретически мало разработанных проблем. Методика анализа тесно связана с методологией литературоведения. В последнее время все чаще говорится о необходимости обобщения опыта литературоведческой науки, творческого усвоения достижений и преодоления ошибок прошлых лет.

В методике и школьной практике в настоящее время «сосуществуют» три основных пути литературного разбора: целостный, «по образам» и проблемный». Целостный анализ — это не то же самое, что изучение произведения в его целостности, в единстве содержания и формы. Каждый из путей анализа не только «разъединяет» произведение, но и «собирает» его как смысловое и структурное единство, только добивается синтеза разными способами. Целостный анализ, говоря словами М. А. Рыбниковой,— это анализ по ходу развития действия. В нем «построение анализа определяется сюжетом произведения, а единицей анализа, основным звеном его оказывается эпизод, сцена, глава». Анализ «по образам» в достаточной степени скомпрометирован в школьной практике, хотя в то же время имеет и свои положительные возможности, если в ходе разбора преодолевается замкнутость каждого отдельного образа и нити протягиваются от него ко всей структуре произведения. «Проблемный анализ... строится на сцеплении вопросов, каждый из которых решается в противоборстве, поединке мнений».
        Каждый из путей анализа имеет свои достоинства и в то же время ограничения. Целостный анализ может затруднять выход к общей концепции произведения. Он таит в себе «опасность растворения в тексте». Анализ «по образам», неправильно примененный, уводит от целостной стороны произведения, проблемный анализ может привести к «отрыву» от произведения, уходу от непосредственного эстетического переживания текста в область отвлеченных идей.

Остановимся конкретно на школьном анализе, существует три пути анализа.

1)     вслед за автором (по ходу действия);

2)    пообразный (в центре – образы);

3)    проблемно – тематический (выделение проблем и тем произведения); 

4)   смешанный (комплексный). (сочетающий в себе 2-3 пути)

Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути. 

 

 

Путь вслед за автором: 

1. Произведение изучается приближенно к первичному читательскому восприятию. Цель такого пути – углубить эмоционально – образное воздействие на ученика. 
2. Внимание учеников привлекается к опорным эпизодам, авторским ремаркам, отступлениям, и каждый эпизод рассматривается как этап в развитии авторского замысла и главной идеи произведения. 
3. В центре опорных эпизодов и авторских комментариев стоят характеры литературных героев, которые раскрываются по ходу развития сюжета. 
Рыбникова: «От поступка к характеру, от события к смыслу». 
4. Такие компоненты художественной формы, как авторские отступления, картины природы, язык героев, речь повествователя, не обособляются от целостного восприятия произведения, а рассматривают попутно, в процессе чтения или анализа опорных эпизодов. 
5. Философские, нравственные, эстетические проблемы произведения рассматривают в их свойственном возникновении в связи с конкретной ситуацией. 
6. Изучение произведения заканчивается выводом о его объективной идее и его современном значении. 
«+» этого пути: 
- естественный порядок разбора, повторение процесса чтения на высшем уровне позволяет следовать за развитием мысли автора и увидеть произведение в единстве формы и содержания; 
«-» этого пути: опасность растворения в тексте, превращение анализа в сплошное комментирование.

 

Пообразный путь наиболее привычен в школе и включает в себя: 
1. Произведение охватывается целиком и его идея раскрывается путем вычленения судьбы центрального героя; 
2. с связи с главным героем рассматриваются другие персонажи, группировка их по различным признакам (социальным, семейным и тд). 
3. идейно- художественная функция у произведения раскрывается через систему образов. 
4. выбор опорных героев, эпизодов. Определенное значение данного образа. 
5. одно из звеньев этого пути – организация прочтения произведения дома, организация самостоятельной работы над образом. 

      Характеристика литературного героя:

1. Биографические сведения; 

2. основные качества личности; 

3. поступки; 

4. взаимодействие с окружающими; 

5. портрет; 

6. речь; 

7. авторская характеристика; 

8. читательское отношение к герою. 

 

Образ героя (характеристика входит + дополнительно): 
1. работа писателем над образом; 
2. прототипы героя; 
3. разнообразные приемы раскрытия образа;
4. место персонажа в системе образов; 
5. типичность персонажа (если это реалистическое произведение);
6. суждение критиков; 
7. воссоздание персонажа в других видах искусства (фильмы, театральные постановки);
8. значение образа в истории литературы и в общественной жизни;
9. современное понимание образа. 

 

Прообразный путь соответствует задачам литературы, искусства. Это традиционный анализ, дает оптимальные результаты. Но в последнее время появляются штампы, начали боятся этого пути, делить героев на положительные и отрицательные. 

Проблемно – тематический путь. 
Путь вслед за автором – путь для средних классов. Проблемно

тематический путь – высший путь анализа, для старших классов, путь глубокого проникновения в произведение. 

1.      Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте. 

2.     Рассмотрение тематики и проблематики произведения в их системе и взаимозависимости.

3.     Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами. 

4.    Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов. 

5.     Анализ по проблемам и темам не означает отказа от анализа формы произведения. 

«+» этого пути: 
дает целостное представление о произведении, охватывает произведение с разных сторон. 
«-» этого пути:
можно опустить частности, детали. 

Приемы. 

Приемы изучения делятся на: 
- литературоведческие; 
- школьные; 

Литературоведческие приемы: 
 1) анализ композиции, сюжета, тематики, системы образов, портрета, пейзажа, интерьера; 
2) прием сопоставления (жизненный материал и вымысел): 
- прототипов и героев; 
- героев одного произведения; 
- героев разных произведений; 
- произведений одного писателя; 
- произведений разных писателей; 
- типы сознания писателей; 
- разные редакции одного произведения;
- произведения и постановку в театре или фильм. 
3) комментарии (историко-литературные и историко-культурные и тд). 
4) стилистический анализ. 
5) анализ в аспекте пространственных характеристик (где происходит, почему такое место). 

Школьные приемы (пользуются только учителя): 
1) выразительное чтение;
2) прием устного словесного рисования (предложила Черковская). Устное словесное рисование – это не просто пересказывание, то, что можно додумать, представить. 
3) чтение предварять живыми впечатлениями (предложен Рыбниковой). Часто при описании пейзажной лирики. 
4) пересказы (особенно творческие и пересказы с изменением лица). 
5) заочная экскурсия; 
6) инсцинирование; 
7) составление киносценария; 
8) скрытый анализ (рассматривание иллюстраций, рисование) . 

 

Существуют 3 пути анализа: 
1) вслед за автором (по ходу действия);
2) пообразный ( в центре – образы);
3) проблемно – тематический (выделение проблем и тем произведения); 
4) смешанный (комплексный). (сочетающий в себе 2-3 пути).

Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути. 

Путь вслед за автором: 
1. Произведение изучается приближенно к первичному читательскому восприятию. Цель такого пути – углубить эмоционально – образное воздействие на ученика. 
2. Внимание учеников привлекается к опорным эпизодам, авторским ремаркам, отступлениям, и каждый эпизод рассматривается как этап в развитии авторского замысла и главной идеи произведения. 
3. В центре опорных эпизодов и авторских комментариев стоят характеры литературных героев, которые раскрываются по ходу развития сюжета. 
Рыбникова: «От поступка к характеру, от события к смыслу». 
4. Такие компоненты художественной формы, как авторские отступления, картины природы, язык героев, речь повествователя, не обособляются от целостного восприятия произведения, а рассматривают попутно, в процессе чтения или анализа опорных эпизодов. 
5. Философские, нравственные, эстетические проблемы произведения рассматривают в их свойственном возникновении в связи с конкретной ситуацией. 
6. Изучение произведения заканчивается выводом о его объективной идее и его современном значении. 
«+» этого пути: 
- естественный порядок разбора, повторение процесса чтения на высшем уровне позволяет следовать за развитием мысли автора и увидеть произведение в единстве формы и содержания; 
«-» этого пути: опасность растворения в тексте, превращение анализа в сплошное комментирование. 

Пообразный путь наиболее привычен в школе и включает в себя: 
1. Произведение охватывается целиком и его идея раскрывается путем вычленения судьбы центрального героя; 
2. с связи с главным героем рассматриваются другие персонажи, группировка их по различным признакам (социальным, семейным и тд). 
3. идейно- художественная функция у произведения раскрывается через системуобразов. 
4. выбор опорных героев, эпизодов. Определенное значение данного образа. 
5. одно из звеньев этого пути – организация прочтения произведения дома, организация самостоятельной работы над образом. 

 Характеристика литературного героя: 
1. Биографические сведения; 
2. основные качества личности; 
3. поступки; 
4. взаимодействие с окружающими; 
5. портрет; 
6. речь; 
7. авторская характеристика; 
8. читательское отношение к герою. 

Образ героя (характеристика входит + дополнительно): 
1. работа писателем над образом; 
2. прототипы героя; 
3. разнообразные приемы раскрытия образа;
4. место персонажа в системе образов; 
5. типичность персонажа (если это реалистическое произведение);
6. суждение критиков; 
7. воссоздание персонажа в других видах искусства (фильмы, театральные постановки);
8. значение образа в истории литературы и в общественной жизни;
9. современное понимание образа. 

Пообразный путь соответствует задачам литературы, искусства. Это традиционный анализ, дает оптимальные результаты. Но в последнее время появляются штампы, начали боятся этого пути, делить героев на положительные и отрицательные. 

Проблемно – тематический путь. 
Путь вслед за автором – путь для средних классов. Проблемно – тематический путь – высший путь анализа, для старших классов, путь глубокого проникновения в произведение. 
1. Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте. 
2. Рассмотрение тематики и проблематики произведения в их системе и взаимозависимости.
3. Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами. 
4. Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов. 
5. Анализ по проблемам и темам не означает отказа от анализа формы произведения. 
«+» этого пути: 
дает целостное представление о произведении, охватывает произведение с разных сторон. 
«-» этого пути:
можно опустить частности, детали. 

Приемы. 
Приемы изучения делятся на: 
- литературоведческие; 
- школьные; 

Литературоведческие приемы: 
1) анализ композиции, сюжета, тематики, системы образов, портрета, пейзажа, интерьера; 
2) прием сопоставления (жизненный материал и вымысел): 
- прототипов и героев; 
- героев одного произведения; 
- героев разных произведений; 
- произведений одного писателя; 
- произведений разных писателей; 
- типы сознания писателей; 
- разные редакции одного произведения;
- произведения и постановку в театре или фильм. 
3) комментарии (историко-литературные и историко-культурные и тд). 
4) стилистический анализ. 
5) анализ в аспекте пространственных характеристик (где происходит, почему такое место). 

Школьные приемы (пользуются только учителя): 
1) выразительное чтение;
2) прием устного словесного рисования (предложила Черковская). Устное словесное рисование – это не просто пересказывание, то, что можно додумать, представить. 
3) чтение предварять живыми впечатлениями (предложен Рыбниковой). Часто при описании пейзажной лирики. 
4) пересказы (особенно творческие и пересказы с изменением лица). 
5) заочная экскурсия; 
6) инсцинирование; 
7) составление киносценария; 
8) скрытый анализ (рассматривание иллюстраций, рисование) . 

Пути. Существуют 3 пути анализа: 
1) вслед за автором (по ходу действия);
2) пообразный ( в центре – образы);
3) проблемно – тематический (выделение проблем и тем произведения); 
4) смешанный (комплексный). (сочетающий в себе 2-3 пути).ё
      Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути. 

Путь вслед за автором:

1.      Произведение изучается приближенно к первичному читательскому восприятию. Цель такого пути – углубить эмоционально – образное воздействие на ученика. 

2.      Внимание учеников привлекается к опорным эпизодам, авторским ремаркам, отступлениям, и каждый эпизод рассматривается как этап в развитии авторского замысла и главной идеи произведения. 

3.     В центре опорных эпизодов и авторских комментариев стоят характеры литературных героев, которые раскрываются по ходу развития сюжета. 
Рыбникова: «От поступка к характеру, от события к смыслу». 

4.    Такие компоненты художественной формы, как авторские отступления, картины природы, язык героев, речь повествователя, не обособляются от целостного восприятия произведения, а рассматривают попутно, в процессе чтения или анализа опорных эпизодов. 

5.     Философские, нравственные, эстетические проблемы произведения рассматривают в их свойственном возникновении в связи с конкретной ситуацией.

6.    Изучение произведения заканчивается выводом о его объективной идее и его современном значении. 
«+» этого пути: 
- естественный порядок разбора, повторение процесса чтения на высшем уровне позволяет следовать за развитием мысли автора и увидеть произведение в единстве формы и содержания; 
«-» этого пути: опасность растворения в тексте, превращение анализа в сплошное комментирование. 

Пообразный путь наиболее привычен в школе и включает в себя: 
1. Произведение охватывается целиком и его идея раскрывается путем вычленения судьбы центрального героя; 
2. с связи с главным героем рассматриваются другие персонажи, группировка их по различным признакам (социальным, семейным и тд). 
3. идейно- художественная функция у произведения раскрывается через систему образов. 
4. выбор опорных героев, эпизодов. Определенное значение данного образа. 
5. одно из звеньев этого пути – организация прочтения произведения дома, организация самостоятельной работы над образом. 

Характеристика литературного героя: 
1. Биографические сведения; 
2. основные качества личности; 
3. поступки; 
4. взаимодействие с окружающими; 
5. портрет; 
6. речь; 
7. авторская характеристика; 
8. читательское отношение к герою.

 

Образ героя (характеристика входит + дополнительно): 
1. работа писателем над образом; 
2. прототипы героя; 
3. разнообразные приемы раскрытия образа;
4. место персонажа в системе образов; 
5. типичность персонажа (если это реалистическое произведение);
6. суждение критиков; 
7. воссоздание персонажа в других видах искусства (фильмы, театральные постановки);
8. значение образа в истории литературы и в общественной жизни;
9. современное понимание образа. 

Прообразный путь соответствует задачам литературы, искусства. Это традиционный анализ, дает оптимальные результаты. Но в последнее время появляются штампы, начали боятся этого пути, делить героев на положительные и отрицательные. 

Проблемно – тематический путь. 

Путь вслед за автором – путь для средних классов. Проблемно – тематический путь – высший путь анализа, для старших классов, путь глубокого проникновения в произведение. 

1. Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте. 

2. Рассмотрение тематики и проблематики произведения в их системе и взаимозависимости.

3. Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами. 

4. Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов. 

5. Анализ по проблемам и темам не означает отказа от анализа формы произведения. 
«+» этого пути: 
дает целостное представление о произведении, охватывает произведение с разных сторон. 
«-» этого пути:
можно опустить частности, детали. 

Приемы. 
Приемы изучения делятся на: 
- литературоведческие; 
- школьные; 
Литературоведческие приемы: 
1) анализ композиции, сюжета, тематики, системы образов, портрета, пейзажа, интерьера; 
2) прием сопоставления (жизненный материал и вымысел): 

- прототипов и героев; 

- героев одного произведения; 

- героев разных произведений;

- произведений одного писателя; 

- произведений разных писателей; 

- типы сознания писателей; 

- разные редакции одного произведения;

- произведения и постановку в театре или фильм. 
3) комментарии (историко-литературные и историко-культурные и тд). 
4) стилистический анализ. 
5) анализ в аспекте пространственных характеристик (где происходит, почему такое место). 

Школьные приемы (пользуются только учителя): 
1) выразительное чтение;
2) прием устного словесного рисования (предложила Черковская). Устное словесное рисование – это не просто пересказывание, то, что можно додумать, представить. 
3) чтение предварять живыми впечатлениями (предложен Рыбниковой). Часто при описании пейзажной лирики. 
4) пересказы (особенно творческие и пересказы с изменением лица). 
5) заочная экскурсия; 
6) инсцинирование; 
7) составление киносценария; 
8) скрытый анализ (рассматривание иллюстраций, рисование)

Изучение эпических произведений в средних и старших классах.

 

Пути анализа

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М. А. Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения... Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение.        Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель.    Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали» (Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения). 

Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет собой роман, позволяет вместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров. Достоинства романа высоко ценил В. Г. Белинский. 
          Если роман представляет собой большое эпическое произведение, охватывающее значительное количество событий, действующих лиц, то рассказ основывается на изображении одного или нескольких фактов, характерного для определенных социально-исторических условий. Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в 5-8 классах. Повесть является средней эпической формой, она раскрывает смысл большего количества эпизодов и персонажей, чем рассказ. 
          Связать и сюжет, и другие элементы композиции, и образы, и приемы изображения, которыми пользуется писатель, с проблемами, которые волнуют его, и выбрать для решения этого наиболее оптимальный методический вариант — ответственная задача учителя. 
          Поскольку основным недостатком восприятия эпических произведений особенно после их самостоятельного чтения оказывается отсутствие целостности, то одной из задач анализа является воссоздание этой целостности, причем внимание к жанру произведения играет в решении этой задачи немалую роль. Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста, особенно в условиях обзорного изучения. 
          Важное значение в чтении и анализе текста имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности. 
          Совершенствование деятельности старшеклассников связано с увеличением их творческой самостоятельности в ходе анализа литературных произведений. Особое значение имеет постепенное усложнение заданий старшеклассникам, целенаправленное формирование умений и навыков: от наблюдений над особенностями стиля произведений русских писателей, от первоначальных выводов и обобщений, касающихся отдельных компонентов стиля, — к владению теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста. 
          Современной школе необходимы новаторские поиски учителя-словесника, серьезные раздумья о современном уроке литературы, о характере общения читателя с миром художественного произведения, наконец о характере общения учителя и ученика. 
          И учитель, и ученик живут в период напряженных творческих исканий всего общества, в период создания новых оценок пути, пройденного литературой и искусством, — все это не может не оказать влияния на формирование духовного мира молодежи. 
          В совместной деятельности учителя и ученика важно добиться усвоения содержания и общих принципов анализа, и владения теоретическими понятиями, и развития эмоционально-волевой сферы 
          В первую очередь следует обратиться мыслями и чувствами к автору произведения, к его мировосприятию, к его художественному мировоззрению. 
          Внимание к позиции автора, к его нравственным, гражданским и эстетическим идеалам помогает формированию нравственных чувств учащихся — причем именно в процессе чтения, целостного восприятия и анализа. 
          Повышение читательской культуры учащихся, углубление их непосредственного восприятия, необходимость сознательного отношения к науке о литературе, к школьному анализу требуют от учителя новых поисков вариантов содержания, задач, форм и методов проведения уроков и внеклассных занятий. В проведении анализа на первый план выдвигается умелое руководство деятельностью учащихся, обобщение результатов творческих самостоятельных работ, постановка проблемных вопросов, помогающих выделить в учебном материале главное, существенное.

 

Литература

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов// Педагогика №4. – М., 2009

2. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа / Л.Г. Бабенко. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.

3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.

4. Слюсарева Н.А. Лингвистика речи и лингвистика текста // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / Н.А. Слюсарева. - М.: Наука, 1982. – 278 с.

5. Технологии и методики обучения литературе: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Кохаповой. – М.: Флинта, Наука, 2011. – С. 111-116.


 

Методическая разработка "Современный анализ художественного произведения"

Методическая разработка "Современный анализ художественного произведения"

Аннотация: в разработке анализируются проблема выделения подходов к анализу художественного произведения на уроках литературы в связи с внедрением

Аннотация: в разработке анализируются проблема выделения подходов к анализу художественного произведения на уроках литературы в связи с внедрением

Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути

Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути

Характеристика литературного героя: 1

Характеристика литературного героя: 1

Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов

Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов

Существуют 3 пути анализа: 1) вслед за автором (по ходу действия); 2) пообразный ( в центре – образы); 3) проблемно – тематический (выделение проблем и…

Существуют 3 пути анализа: 1) вслед за автором (по ходу действия); 2) пообразный ( в центре – образы); 3) проблемно – тематический (выделение проблем и…

Определенное значение данного образа

Определенное значение данного образа

Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами

Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами

Пути. Существуют 3 пути анализа: 1) вслед за автором (по ходу действия); 2) пообразный ( в центре – образы); 3) проблемно – тематический (выделение проблем…

Пути. Существуют 3 пути анализа: 1) вслед за автором (по ходу действия); 2) пообразный ( в центре – образы); 3) проблемно – тематический (выделение проблем…

Определенное значение данного образа

Определенное значение данного образа

Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте

Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте

Школьные приемы (пользуются только учителя): 1) выразительное чтение; 2) прием устного словесного рисования (предложила

Школьные приемы (пользуются только учителя): 1) выразительное чтение; 2) прием устного словесного рисования (предложила

Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в 5-8 классах

Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в 5-8 классах

Внимание к позиции автора, к его нравственным, гражданским и эстетическим идеалам помогает формированию нравственных чувств учащихся — причем именно в процессе чтения, целостного восприятия и…

Внимание к позиции автора, к его нравственным, гражданским и эстетическим идеалам помогает формированию нравственных чувств учащихся — причем именно в процессе чтения, целостного восприятия и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2022