Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Красноармеец
Методическая разработка спортивного
праздника
«День
здоровья»
в летнем оздоровительном лагере
Подготовил:
Мангилев Юрий
Владимирович
Учитель физической культуры
п. Красноармеец 2021 г.
Пояснительная
записка
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему
собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.
Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного
развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему
ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях. Проблема
сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества.
Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни,
личной активности и улучшении здоровья.
Конкурсы и игры по-прежнему занимают значительное место в работе с детьми. Это
связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных
мероприятий, оригинальностью их проведения. Данная форма работы всегда
является выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты,
оригинальная подача материала, но и занятость детей в различных формах коллективной
и групповой работы при подготовке и выполнении заданий.
Краткая аннотация. Данная методическая разработка спортивного
праздника продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием здорового
образа жизни детей и проводится в летнем лагере в рамках летней
оздоровительной кампании. Задания рассчитаны на возраст участников 7-14 лет
с использованием валеологических, артикуляционных и динамических упражнений.
При составлении учитывалось вовлечение большего количества детей, их
максимальная активность во время проведения этого спортивного мероприятия.
Актуальность. Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества.
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья
детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют
созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с
детского возраста, поскольку именно в этот период у человека закладываются
основные навыки здорового образа жизни.
Инновационная направленность. Система
работы в летнем лагере включает не только организацию отдыха и досуга детей, но
и развитие их физического и духовного здоровья. При чём, важно не только
научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо,
чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Ведущим
фактором в летнем оздоровительном лагере является развитие мотивационной сферы
здорового образа жизни, где комплексно решаются задачи физического и
валеологического воспитания.
Цели:
1. Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и убеждённость в
здоровом образе жизни, потребность в нём – через участие в конкретных,
востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.
2. Повысить уровень знаний, способствующих сохранению и укреплению физического
и психического здоровья.
3. Формировать общественное позитивное мнение в пользу укрепления здоровья.
4. Содействовать развитию творческих способностей для объединения совместных
усилий в пользу здорового образа жизни.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
• пропагандировать здоровый образ жизни;
• расширить и активизировать спортивную жизнь воспитанников;
• всемерно использовать возможности для привлечения школьников к активной
жизни, укреплению здоровья и ведению ЗОЖ.
Используемые методы:
• словесный: выступления ведущих и участников мероприятия;
• наглядный: использование плакатов, фотографий, книг, рисунков на данную тему;
• практический: игровые задания, эстафеты, загадки.
Оборудование и оформление:
• спортивное оборудование для «Весёлых стартов»,
• тематические плакаты о спорте и здоровье,
• музыкальная аппаратура,
• выставка книг, посвященных ЗОЖ;
• плакат с девизом мероприятия:
«В лагерь пришел, не хмурь лица.
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!»
Методические рекомендации на подготовительный период:
1. Команды создаются еще при подготовке к мероприятию. Дети разбиваются на
команды, в состав которых входят представители от каждой группы. Игроки
придумывают заранее название и девиз своей команды. Все группы должны быть
готовы к торжественному открытию мероприятия.
2. Готовится группа для выступления в костюмированном музыкальном
представлении, в состав которой входят воспитанники среднего и старшего звена,
остальные – болельщики.
3. Вместе с ними к мероприятию готовятся болельщики. Коллективная работа перед
соревнованиями очень важна: дети почувствуют поддержку друг друга. Они готовят
плакаты с высказываниями в поддержку своих команд.
Участники: ведущие - вожатые 1 и 2, доктор Айболит, две команды
участников эстафеты, участники музыкального представления, болельщики,
жюри.
План мероприятия:
I. Торжественная линейка открытия Дня здоровья.
II. Основная часть мероприятия:
1. Утренняя зарядка "Делай как Я”.
2. Упражнение «Что такое физкультура».
3. Задание «Быть здоровым…»
4.
«Весёлые
старты» .
Представление команд.
а) конкурс «Беговая эстафета»;
б)конкурс «Собери картошку»;
в) конкурс «Планета земля»;
5.
Конкурс
загадок (выступление доброго доктора Айболита)
г) конкурс «Бег в одном валенке»;
д) конкурс «Мяч под ногами»;
6. Задание «Найди единомышленников»
7. Конкурс загадок (выступление доброго доктора Айболита)
8.
«Веселые конкурсы»
-умывание
-зарядка-1
-зарядка-2 "Упражнение для легких”
-"Быстро в школу собирайся!”
- Конкурс пантомимы "Уборка квартиры”
9. Музыкальное представление (в актовом зале)
III. Подведение итогов .
IV.
Торжественная линейка.
Содержание мероприятия «День здоровья»:
I. Торжественная линейка
Вожатый 1: Внимание! Внимание! Здравствуйте, дети!
Вожатый 2: Не так давно мы встречались с вами здесь, на линейке, чтобы
торжественно отпраздновать начало сезона в нашем летнем оздоровительном лагере!
Сегодня у нас вновь праздник! Праздник спорта, праздник здоровья, молодости,
надежды - День здоровья!
Вожатый 1: Мы собрались для того, чтобы посмотреть какие вы ловкие,
смелые, быстрые и умелые.
Вожатый 2: Итак, внимание! Лагерь: равняйсь, смирно! Торжественная
линейка, посвящённая Дню Здоровья, объявляется открытой!
Начальник лагеря: - Доброе утро, дорогие ребята! С давних времен
хорошо известен абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения
долголетия - спорт, способ, требующий не дорогостоящих лекарственных
препаратов и технических приспособлений, а только воли
и некоторых усилий над собой.
Спорт - это наслаждение, именно он способствует развитию гармонии разума и
силы, помогает выработать благородство. Каждый в спорте черпает что-то свое.
Для одних это яркое зрелище, для других - средство общения, физического
совершенствования и укрепления здоровья. Третьи избирают спорт своей
профессией, делом жизни. Но, кем бы вы ни стали в будущем, ребята, спорт должен
оставаться вашим верным спутником в труде, в учебе, в творческих дерзаниях.
Спортом должны заниматься все. Не ставьте перед собой цель обязательно
побить мировой рекорд, поставьте перед собой более скромную задачу: укрепить
свое здоровье, быть сильными и ловкими. Этому и посвящён наш сегодняшний
праздник День здоровья в лагере, он продолжится на спортивных площадках, а я
пожелаю вам личных и командных спортивных побед, успехов и большого заряда
хорошего настроения! И пусть этот День здоровья станет стилем каждого вашего
дня!
Вожатый 2: Ребята, а что надо сделать перед тем как начать заниматься
спортом? Правильно, сделать разминку!
II. Основная часть мероприятия.
1. Утренняя зарядка "Делай как Я”.
Вожатый 1: На площадку по порядку
Становись скорее в ряд!
На зарядку, на зарядку
Приглашаем всех ребят!
Вожатый 2: Мы выходим на площадку,
Начинается зарядка.
Шаг на месте - два вперёд,
А потом на оборот.
С детьми проводится утренняя зарядка "Делай как я” под весёлую ритмичную
музыку.
Упражнения утреней зарядки /упражнения повторяются за вожатым/:
1. Ходьба на месте.
2. И.п. о. с., правая рука вверх.
1-2 рывки руками назад.
3- левая рука вверх
4-5 рывки руками назад
6- и.п.
3. И.п. о.с.
1-4 разноименные круговые движения руками.
4. И.п. о.с. прыжком ноги врозь, хлопок над головой.
О.с. То же, что 1 И . п.
5. И.п. о.с.
1 - Взмах правой, хлопок под ногой
2 - Взмах левой, хлопок под ногой.
3 - То же что 1
4 - То же что 2
6. И.п. о.с., руки на колени.
1-4 круговые движения в коленном суставе, руки на коленях
5-8 то же что 1-4
7. И. п. о.с.
1-4 прыжки на двух ногах с продвижением вправо
5- хлопок над головой.
6-7 то же что 1-4 только влево.
8. Бег на месте с различными движениями рук.
9. Ходьба на месте с высоким подниманием колен
10. Упражнение на восстановление дыхания.
В конце зарядки все учащиеся громко говорят: "Молодцы” (З р.) и правой
рукой гладят себя по голове. Это говорит о том, что ребята отлично выполнили
зарядку.
Упражнение
«Что такое физкультура».
Вожатый 1: Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна,
От лени и болезней
Спасает нас она!
А ещё, ребята, сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны здорового
образа жизни. Повторяйте вместе со мной:
- Что такое физкультура? - Тренировка и игра.
Что такое физкультура? - "Физ" и "куль" и "ту" и
"ра".
Руки вверх, руки вниз - Это "физ".
Крутим шею словно руль - Это "куль".
Ловко прыгай в высоту - Это "ту".
Бегай полчаса с утра - Это "ра".
Занимаясь этим делом, будешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура. Вот что значит физкультура!
3. Задание «Быть здоровым…»
Вожатый 2: А теперь закончите фразу «Быть здоровым для меня означает…»
Вожатый бросает мяч каждому участнику, который скажет, что значит для него быть
здоровым, начиная фразу таким образом: «Быть здоровым для меня означает…»
Вожатый 1: Здоровье важно и актуально для каждого человека!
Вожатый 2: Вижу, вам не терпится поучаствовать в наших «Весёлых
стартах». В них будут участвовать две команды, следить за ходом поединка мы
попросили многоуважаемое жюри. /Представляет жюри./
Итак, начнем! В путь команды! Быстрой вам скорости!
4. «Весёлые старты»
Вожатый 2: Команды! Внимание! Для приветствия соперников стоять смирно!
- Представление команд:
Каждая команда представляет название команды, девиз, свою эмблему. (Игроки
демонстрируют эмблемы, названия своих команд, а также свой девиз.)
Конкурс оценивается в пять баллов. Жюри объявляет оценки.
Вожатый 1 приглашает к следующему этапу конкурса и объясняет, что нужно
делать. (В проведении конкурсов ведущим вожатым помогают другие вожатые в
лагере).
а. "Беговая эстафета”. Участник с кубиком бежит змейкой
(между колпачками) до стойки и обратно, передает кубик другому игроку.
б."Собери картошку”. Участник с ведром бежит до обруча, а до
обруча должен пролезть под барьером. Высыпает из ведра картошку (кубики) и
бежит, обратно пролезая под барьером. Другой участник делает то же самое, но
только собирает картошку ведро.
в."Планета земля” Участники по верху передают большой мяч
("Планета земля”) назад. Последний участник берет мяч и встает первым и
начинает передавать мяч назад.
Жюри оценивает команды и объявляет сумму баллов.
Вожатый 2: Ребята! Мы продолжаем наши конкурсы. И так следующий
конкурс... /Стук в дверь. Входит Доктор/. Ой! Что это? Кто это?
Доктор:
Добрый АЙБОЛИТ - бывалый врач,
Чуть услышит детский плач,
В ранний час и в полночь
Поспешит на помощь.
По дороге, по реке,
По опасным тропам,
С чемоданчиком в руке
И с фонендоскопом.
И его не устрашит
Ни мороз, ни тряска -
Он и в космос полетит
Делать перевязку.
Потому что он готов
Биться за здоровье!
Надо - так без лишних слов
Поделится кровью.
И повсюду повторять
Будет для порядка:
"Вы хотите крепким стать?
Делайте зарядку!”
- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я - Добрый Доктор АЙБОЛИТ.
Я сейчас загадаю вам загадки ( конкурс загадок, участвуют болельщики).
5. Конкурс загадок:
1. Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(Расческа)
2. Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
Не сею, не сажаю,
Сами вырастают.
(Волосы)
3. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца,
баран - барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого.
(Зеркало)
4. В нем две буквы "к”
Писать не забывайте,
Таким, как он, всегда бывайте!
(Аккуратный человек)
5. Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Она станет чище.
(Платяная щетка)
6. Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это, ребята?
(Мыло)
7. Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам.
(Зубная щетка)
Вожатый 2: Спасибо, доктор АЙБОЛИТ! А теперь после небольшого отдыха мы
можем продолжить наши «Веселые старты» :
г."Бег в одном валенке”. Участник на одну ногу надевает
валенок и бежит в нем до стойки и обратно.
д."Мяч под ногами”. Участники большой мяч передаю под ногами
назад. Последний берет мяч встает первым и делает то же самое.
Жюри подводит итоги конкурса.
6. Задание «Найди единомышленников»
Вожатый 1: Следующее упражнение «Найди единомышленников».
Капитану команды выдается листок. Задание – написать, какое правило (какое
действие) соблюдают дети для сохранения здоровья. Далее, общаясь с другими
участниками-зрителями он собирает подписи (отметки) тех, кто соблюдает те же
правила.
Примечания. Нельзя использовать отрицания, например, «Я не курю» и т.д.
Вожатый объявляет о том, что участники команд и зрители считают наиболее
важным для сохранения здоровья. Количество подписей подсчитывает жюри.
7. Конкурс загадок.
Доктор АЙБОЛИТ : А сейчас я вам снова загадаю загадки:
1. Он не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам он всегда
На зубы попадает.
(Зубной порошок)
2. Лег в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слез,
Не забудет он про нос.
(Носовой платок)
3. Вот такой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят...
(Душ)
4. Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
Помойся ты немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
(Полотенце)
5. Что полезно –
Всем известно?
А ответ найду легко.
По моей любимой чашке
Нарисованы ромашки,
Ну а в чашке - ...
(Молоко)
6. На снегу - две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то...
(Лыжи)
7. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие...
(Коньки)
Доктор АЙБОЛИТ :
И по такому случаю
Вам теперь поручим
Назвать сегодня лучших.
И им медали вручим.
Вручает медали победителям конкурса загадок
8. «Весёлые конкурсы»
Вожатый 2: А теперь проведём «Веселые конкурсы»
а. Умывание.
б. Зарядка-1. 4 человека собирают рассыпанные по полу спички, не
сгибая ноги в коленях.
в. Зарядка-2. "Упражнение для легких”. Надуть воздушный
шарик.
г. "Быстро в школу собирайся!”. 3 человека от каждой команды
одевают своих капитанов (шорты, майка, носки, кроссовки, шапка, шуба, шарф,
ранец).
д. Конкурс пантомимы. "Уборка квартиры”. Изобразить
какую домашнюю работу я делаю:
1. Подметаю пол.
2. Вытираю пыль с мебели.
3. Мою посуду.
4. Пользуюсь пылесосом.
5. Накрываю на стол.
6. Стираю и развешиваю белью.
Жюри подводит и объявляет итоги конкурса.
Мероприятие продолжается в актовом зале.
9. Костюмированное музыкальное представление «Витамины – это сила» . В
актовом зале звучит весёлая музыка.
Ведущий 1: Приветствуем всех, кто время нашёл
И на праздник здоровья пришёл!
Ведущий 2: Лето весёлое смотрит в окно,
В лагере нашем уютно и светло!
Ведущий 3: Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь
И набираем, естественно, вес!
Ведущий 4: Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух, нужны!
Звучит музыка, исполняется подвижный танец.
Вдруг один участник падает.
Ведущий 1: Да-а, вот это видно класс!
Стало плохо мне сейчас!
Передо мной всё закружилось,
В голове всё помутилось.
Ведущий 2: Так нельзя тебя бросать!
Надо доктора позвать!
Ведущий 1: Не хочу я докторов!
Я почти уже здоров!
Ведущий 3: У тебя ужасный вид.
Визит к врачу не повредит.
Ведущий 4: Послушай! У меня болели уши,
Так мне в день по три укола
Месяц медсестра колола!
И, как видишь, жив-здоров
И живу без докторов!
Ведущий 2: Без уколов можно жить -
Начинай таблетки пить.
Вот тебе таблеток куча -
Я купил на всякий случай.
(дает мешок, на котором написано: "Таблетки")
Ведущий 3: У меня есть пожеланье -
Занимайся обливаньем!
Я вот эту процедуру
Не меняю на микстуру.
И в мороз, и в жаркий день
Закаляться мне не лень!
(в руках тазик и полотенце)
Ведущий 4: Физкультура - вот рецепт!
Больше двигайся давай!
Бегай, прыгай, приседай!
Мяч лови и мяч кидай!
Приготовился? На старт!
(кидает мяч больному)
Ведущий 1: Погодите! Видно нам не по пути.
Лишь подумаю про спорт,
Слёзы катятся на пол.
(падает)
ВСЕ: Врача! Врача!
Доктор АЙБОЛИТ: Здравствуйте, ребята!
Что случилось? Что болит?
Есть и йод, и вата.
Ведущий 1: Боли, доктор, в голове.
Помогите, доктор, мне,
У меня такая слабость -
Не хочу я даже сладость!
Доктор АЙБОЛИТ: Сейчас осмотр проведу,
Чем смогу - тем помогу.
Ручки слабые, ножки тоже...
Та-ак, на что ж это похоже?
Ну-ка, рот открой пошире:
Раз и два, и три, четыре.
Зубы все пока на месте.
Посоветуемся вместе.
Ведущий 2: Надо дать ему таблетки!
Ведущий 3: В нос закапать из пипетки!
Ведущий 4: Надо выпить порошок!
Ведущий 2: Антибиотиков - мешок!
Ведущий 3: Надо дать ему микстуры!
Ведущий 4: Справку дать от физкультуры!
Доктор АЙБОЛИТ: Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!
Ваши знания видны, но таблетки вам вредны!
Мне понятно, в чём вопрос! Это АВИТАМИНОЗ!
Витаминов не хватает! Витамины в теле тают!
ВСЕ: Ерунда! Не верим!
Выходят дети - Витамины.
Доктор АЙБОЛИТ: Познакомьтесь - витамины А, В, С, Д, К и Е.
Нынче к доброй медицине они покажут путь тебе.
Витамин А: Чтобы были вы красивы,
Витамин В: Чтобы не были плаксивы,
Витамин С: Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело!
Витамин К: Чтобы громче пелись песни,
Витамин Е: Жить чтоб было интересней,
Витамин Д: Нужно сильным стать, здоровым,
Есть творог, сметану, плов,
Соки пить и молоко.
Витамины (хором): Эти истины не новы!
Доктор АЙБОЛИТ: Витамины - это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
У тебя болезней нет!
Дам тебе такой совет:
Витамины потребляй
И здоровье прибавляй!
Ведущий 1: Вот спасибо, доктор, Вам!
Ведущий 2: Каждый должен думать сам,
Ведущий 3: Как болезни победить
Ведущий 4: И здоровье сохранить!
^ ВСЕ: Витамины - это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
Все, и взрослые, и дети!
Доктор АЙБОЛИТ:
Помните вы мой совет:
Круглый год - зимой и летом -
Без витаминов жизни нет!
Все вместе исполняют Гимн спорту (на мотив песни "Солнечный круг”)
Славный наш друг!
Верный наш друг!
Спорт помогает нам в жизни
С ним мы идем
Не устаем
Спорту мы славу поем.
Припев:
Пусть нам спорта мгновенья,
Дарят радость движения,
И душе вдохновение
Пусть всегда дарит спорт!
Все хором: Да здравствует спорт!
III. Подведение итогов.
Вожатый 1: Песня жить помогает,
Песня объединяет,
Создает настроенье она,
И спортивные песни,
Вдохновенны, чудесны.
Наполняют задором сердца.
Вожатый 2: Давайте вспомним и исполним песни о спорте.
IV. Торжественная линейка.
Список литературы
1. Абрамова Т. Вообрази себя здоровым. Будь здоров.- 1997. № 2.
2. Иванченко В. Гимнастика фараонов. Будь здоров. -1996. - NM.
3. Мудрость здоровой жизни: Афоризмы, пословицы, поговорки о здоровье. - М.:
Медицина, 1986.
4. Новикова Т. А., Кривотулова Е. В., Шишкина Н. В. Наследство Жана Нико: Пьеса
в пяти действиях. Биология в школе. - 1997. -№ 2.
5. Журнал «Биология в школе», 1990-2009. Раздел «Воспитательная работа»
6. Загадки от А до Я. Под ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство «Дидактика
Плюс», 1997 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.