План-конспект урока гимнастики для учащихся 5 класса
Учитель физической культуры Кугаевская С.А.,
Тема урока: Туризм на уроках гимнастики.
Тип урока: Со спортивно-прикладной направленностью.
Технология: Игровая, формирование функциональной грамотности.
Цель урока: 1. Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в
игровой форме с единой сюжетной линией.
2. Выполнение двигательных действий в моделирующих жизненных ситуациях и
экстремальных условиях.
Задачи урока: I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1. совершенствовать выполнение акробатических упражнений, в равновесии на
бревне, в лазании;
2. учить применять приобретённые умения и навыки в жизни;
3. учить детей ориентироваться в лесу по местным признакам;
4. формировать знания о различных видах костров, способах их построения и
тушения.
II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
1 развивать физические качества;
2. применять очищающее дыхание для снятия усталости.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1. воспитывать смелость, терпение, взаимовыручку;
2. воспитывать культуру здорового образа жизни;
3. воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
IV. РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. развивать память, наблюдательность, внимание;
2. развивать познавательную и творческую активность.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические маты, скамейки, стенка, бревно, мостик, канат, палки,
препятствия, гантели по 1, 2 кг, подвесная перекладина, большие кубики, обручи,
маленькие кубики, свисток, секундомер.
Пособия: учебные карточки (картинки костров), ветка берёзы, след от сапога (бумажный).
Частные задачи |
Содержание |
Дозирование нагрузки |
Организационно- методические указания |
I. Подготовительная часть (15 мин) |
|||
1. Организовать детей. |
1) Построение, приветствие. 2) сообщение задач урока, формы его проведения и требование выполнения правил техники безопасности; 3) психологический настрой детей на предстоящее занятие. Речь учителя: «Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы отправимся в поход. Окружающей природой и естественными препятствиями, которые встречаются на пути туристов, нам послужит наш спортивный, гимнасти-ческие снаряды, инвентарь и обору-дование. Ваша задача включить своё воображение, представить себя в лесу и стараться применить полученные на предыдущих уроках знания и умения на практике. Я думаю вы отлично справитесь с заданием, активно повоо-бражаете, в пути будете внимательными, смелыми, терпеливыми, помогать друг другу. Надеюсь, вы получите хороший заряд бодрости».
|
20 сек 1 мин 20 сек
20 сек |
Обратить внимание на форму, причёски девочек.
Пояснить учащимся формы организации урока: фронтальная и поточным способом. |
2. Подготовить запястные, коленные и голеностопные суставы к работе в основной части урока.
3. Подготовить организм детей к работе в основной части урока.
4. Развивать внимание, гибкость, укреплять мышцы рук, ног, брюш- ного пресса, спины.
|
Ходьба 1) на носках, руки вверх; 2) на пятках, руки на поясе; 3) на внешней стороне стопы, руки в стороны, вращение кистями вперёд; 4) на внутренней стороне стопы, вращение кистями назад; 5) перекатом с пятки на носок, руки расслаблены;
Бег по кругу в колонне по одному с изменением направления; Ходьба 1) выполнение дыхательных упражнений; 2) получение скакалок, ходьба;
Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ) 1) перестроение в колонну по три после движения по кругу со скакалками;
ОРУ со скакалками 1) И.П. – ноги вместе, скакалка вчетверо, держать за концы внизу. 1 – подняться на носки, отставить левую ногу назад на носок, скакалку вверх, потянуться; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же. 2) И.П. – ноги врозь, руки вверх скакалка вчетверо вверху. 1 – наклон влево; 2 – И.П.; 3 – наклон вправо; 4 –И.П. 3) И.П. – стойка на коленях, руки вперёд, скакалка вчетверо, горизон-тально; 1 – 2 – поворот туловища влево; 3 – 4 – поворот вправо. 4) И.П. – ноги врозь, скакалка сзади внизу хватом сверху; 1 – шаг вперёд, руки со скакалкой назад вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же. 5) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперёд, скакалка вчетверо; 1 – мах левой ногой, согнутой в колене, вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – с правой ноги. 6) И.П. – скакалку развернуть, руки в стороны, наступить на середину скакалки левой ногой, правую назад вверх; 1 – 4 – держать равновесие. То же на другой ноге 7) И.П. – О.С., скакалка в четверо; 1 – переступить левой ногой; 2 – переступить правой ногой; 3 – поднять скакалку вверх сзади; 4 – перекинуть через голову и И.П. 8) И.П. – О.С., скакалка развернута.1 – 4 – прыжки на левой ноге; 1 – 4 – прыж-ки на правой ноге; 1 – 4 – на двух ногах вместе.
|
1 мин 0,5 круга 0,5 круга
0,5 круга
0,5 круга
0,5 круга
1мин
30 сек 1 круг
30 сек
7 мин
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
3 раза
6 раз
по 2 раза
|
Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу или движется чуть впереди колонны, показывая упражнения. Во время вращения кистями, руки не опускать, кисть держать на уровне плеча. Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.
Задание дать направляющему перед бегом: менять направление через три круга, обегать препятствия и перепрыгивать их, отталкиваясь одной ногой. Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом на три счёта, опуская руки вниз, выполнить наклон, одновременно выдыхая ртом со звуком «У-У-Х!» на четыре счёта; выдох должен быть продолжительнее вдоха. Скакалки сложить в четверо и нести в правой руке. Перестроение выполнять по командам: «Налево через центр в колонну по три МАРШ!», « Интервал, дистанция два метра». Вести контроль над выполнением упражнений словесно и индивиду-ально. Мышцы рук напрягать, скакалку натягивать. Руки прямые, потянуться. Смотреть на скакалку.
Наклон ниже в вертикальной плоскости, руки не сгибать.
Повороты выполнять энергично, вперёд не наклоняться, на пятки не садиться.
Энергичный мах, вперёд не наклоняться.
Смотреть вперёд, удерживать равновесие, во время маха ногой достать коленом скакалку, руки не опускать, держать на уровне плеч. Прогнуться, безопорную ногу выше, держать равновесие. Скакалку натягивать вверх и в стороны. Смена ног по команде учителя.
При переносе скакалки через голову руки держать максимально прямыми (по возможности)
Скакалку вращать кистями, спину держать прямо, прыжки на носках.
|
5. Объяснение прохождения маршрута, подготовка мест занятий. |
Обратная команда в перестроении, ходьба по заданию.
Вы дача задания для прохождения туристического маршрута
Знакомство с видами костров и способами их построения
Подготовка маршрута |
30 сек
1 мин
1 мин
1 мин |
Скакалки повышать на крючок, построиться к лицевой линии в/б площадки. Маршрут нарисовать на доске мелом или на плакате с указанием воображаемого природного препят-ствия и соответствующего ему гимнастического упражнения. Спросить учащихся: «Кто ходил в походы с родителями, классом, разводили ли костры, какие?» Использовать красочный плакат, объяснить названия костров. Гимнастическое оборудование и инвентарь приготовить перед уроком, освободить середину зала для выполнения ОРУ, на уроке расставить по назначению (дети помогают)
|
II. Основная часть (21 мин) |
|||
1. Преодоление полосы препятствий: туристического маршрута. |
Полоса препятствий:
1) Преодоление поваленных деревьев и густых зарослей кустарников.
2) Подняться и спуститься с горы.
3) Пройти по кочкам в болоте.
4) Пройти через реку по узкому мосту, засыпанному камнями.
5) Преодолеть овраг с помощью подвешенного на дереве каната.
6) Пройти по узкой тропинке и выйти на полянку к берёзовой роще.
Изображение деревьев и животных:
· берёзовая роща – стойка на лопатках;
· ящерица – ползание по-пластунски;
· ёжик – кувырки вперёд слитно.
|
9 мин
2 мин |
Выполнение задания поточным способом. Любым способом перелезть через гимнастического коня, проползти под препятствиями в виде половинок обручей (3 шт), вновь перелезть через гимнастического козла и пролезть под такими же препятствиями (3 шт). Подняться любым способом по скамейке на гимнастическую стенку, пройти по стенке приставными шагами и скатиться вниз любым способом, выполняя мягкое приземление или кувырок. Прыжки из обруча в обруч (5-6 шт) выполнять с ноги на ногу. Подняться с помощью скамейки на гимнастическое бревно, пройти по нему, перешагивая набивные мячи, перенося ногу над мячом; соскок вперёд прогнувшись. Подняться на канат на 1-1,5 м, немного разбежаться и перепрыгнуть овраг (обозначить овраг мелом или постелить маты). Пройти по канату, разложенному на полу, стопу ставить параллельно канату, стараться не оступаться. Выйти к матам, расположенным в «дорожку» (4-5 шт). Вопрос детям: «Ребята, с помощью акробатических упражнений изобразите берёзовую рощу, ползущую ящерицу, убегающего ёжика». Берёзки стройные – туловище держать вертикально, носки оттянуты (выполнять фронтально на матах). При ползании таз и голову не поднимать (выполнять поточно). Выполнить 3-4 кувырка вперёд слитно в группировке; подбородок плотнее у груди, руки приставлять к голени во время переката через спину.
|
2. Сбор хвороста, разжигание и тушение костра, ориентирование в лесу. |
Разжигание костра: Собирание хвороста для костра в эстафете с прохождением по камушкам в горном ручье, прыжками через небольшие препятствия: сучья, бугорки, впадины. По команде «Марш!» учащиеся преодолевают препятствия, берут по одному предмету, бегут обратно и кладут в обруч – место кострища.
Ориентирование в лесу по местным признакам (беседа у костра) Речь учителя: «Ребята, представьте себе, солнце спряталось за тучи, а нам надо возвращаться домой. Хорошо, что у нас есть и карта, и компас. Но нужно уметь ориентироваться в лесу и по местным признакам. Кто знает по каким признакам можно ориентироваться в лесу?» Тушение костра (беседа) «Теперь можно смело возвращаться домой, ориентироваться вы умеете, молодцы! Но прежде необходимо затушить костёр, каким образом?»
|
5мин
3 мин
2 мин |
Разделить класс на две команды, назначить капитанов. Капитаны помогают подготовить «место сбора хвороста»: положить деревянные бруски (по 5-6 шт), препятствия (по 3 шт). Наборы для «хвороста» приготовить до урока, положить в обруч гантели (по 4 шт), эстафетные палочки (по 4 шт), конусы (по 4 шт), кубики (по 4 шт), мячики (по 2 шт), скакалки по 2 шт) – на усмотрение учителя и наличие инвентаря. Можно предложить разные наборы. Когда весь хворост собран, разложить костёр, вид костра дети выбирают сами соответственно принесённым предметам. Побеждает та команда, которая быстрее наберёт хвороста и разожжет костёр. Дети сидят на матах, отдыхают и слушают учителя. Ориентирование: - по мхам и лишайникам (растут с северной стороны); - по муравейникам (расположены с южной стороны); - по веткам ( больше с южной стороны, меньше с северной).
Костёр можно забросать землёй, залить водой, разбросать головешки и др. Дети разбирают свои костры в пределах обруча и собираются в обратный путь. |
III. Заключительная часть (4 мин) |
|||
1. Восстановле- ние дыхания, снижение час- тоты сердеч- ных сокраще- ний.
2. Организо- ванное завершение урока.
|
1) Построение 2) Ходьба, остановка, перестроение в шеренгу. 3) Очищающая дыхательная гимнас- тика: через одну ноздрю.
1) Подведение итогов урока.
2) Рефлексия: - Какие впечатления от урока? - Какой участок пути был самым трудным? - Достаточна ли нагрузка? ощущается ли усталость, тяжесть в мышцах? - Что больше всего понравилось? - Что больше всего запомнилось? - Что узнали нового? - Пригодятся ли полученные на уроке умения и навыки в жизни? - Кто заметил в пути что-нибудь инте-ресное, необычное?
3) Домашнее задание. 4) Организованный уход из зала. |
10 сек 20 сек
По 2 акта
1 мин
2 мин
10 сек
|
Выполнять сидя на матах по-турецки фронтально. Объяснить детям, что это дыхание эффективно при усталости, помогает быстро восстановиться после нагрузки и научиться правильно дышать. Оценить работу учащихся на уроке, их познавательную и творческую активность, отметить самых внимательных, старательных, на кого можно положиться в трудную минуту – поощрить бумажными значками: спортивные мячи. Учитель для себя письменно фиксирует ответы учащихся.
Перед уроком прикрепить ветку берёзы к стенке, положить вырезанный из бумаги след по пол или нарисовать мелом – заметят ли их дети. Раздать карточки в названиями видов костров. Задание – нарисовать соответствующий костёр. |
Самоанализ урока
Тема данного урока: «Туризм на уроках гимнастики».
Тип урока: Урок со спортивно-прикладной направленностью.
Цель данного урока:
1. Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в
игровой форме с единой сюжетной линией.
2. Выполнение двигательных действий в моделирующих жизненных ситуациях и
экстремальных условиях.
Цель достигается при решении следующих задач:
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ:
1. совершенствовать выполнение акробатических упражнений, в равновесии на
бревне, в лазании;
2. учить применять приобретённые умения и навыки в жизни;
3. учить детей ориентироваться в лесу по местным признакам;
4. формировать знания о различных видах костров, способах их построения и
тушения.
II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ:
1 развивать физические качества;
2. применять очищающее дыхание для снятия усталости.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ:
1. воспитывать смелость, терпение, взаимовыручку;
2. воспитывать культуру здорового образа жизни;
3. воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
IV. РАЗВИВАЮЩИХ:
1. развивать память, наблюдательность, внимание;
2. развивать познавательную и творческую активность.
В задачах урока прослеживается взаимосвязь всех задач и мотивация для учащихся: на уроке необходимо применять знания и умения в моделирующих жизненных ситуациях – в туристическом походе. Задачи поставлены в соответствии с программой обучения по разделу «Гимнастика» и дидактическими принципами. На основе полученных на предыдущих уроках знаниях о технике выполнения гимнастических упражнений умения совершенствуются с целью приобретения прочного навыка и использования его на практике. Учащиеся развивают воображение, показывая деревья и животных с помощью гимнастических упражнений.
На различных этапах урока используются следующие методы: словесный (объяснение способов выполнения упражнений), наглядный (показ упражнения учителем, либо учеником), практический (выполнение упражнений учащимися), проблемно-поисковый (изображение учащимися животных). Таким образом, содержание урока, используемые методы оптимально соответствуют поставленным целям.
В процессе урока применяются разнообразные формы организации детей: фронтальная, поточным способом, индивидуально-групповая и, в то же время, игровая. Фронтальная форма используется в подготовительной части урока для подготовки организма учащихся к уроку, она удобна для учителя и учеников; поточное выполнение упражнений – в основной части урока во время преодоления полосы препятствий, индивидуально-групповая форма – в эстафете (учащийся выполняет индивидуальное задание и работает в группе). При такой форме организации учащиеся получают достаточную и необходимую физическую нагрузку, урок проходит на эмоциональном подъёме, дети проявляют активный интерес к выполнению заданий, развивают творческое воображение, внимание и память.
На каждом этапе урока используется текущий контроль учителя: корректировка техники выполнения упражнений, контроль дыхания, осанки, даётся словесная оценка работы учащихся, руководство назначенных ответственными в эстафетных командах, контроль над качеством построения костров, правильных ответах по способам ориентирования, что ведёт к созданию ситуации успеха.
Деятельность учителя заключается в организации урока и контроле. Деятельность учащихся направлена на формирование правильной осанки, развитие физических качеств, применение полученных знаний и умений на практике. Неоправданный простой учащихся на уроке не допускается: один вид деятельности сменяется другим, физическая нагрузка чередуется с умственной.
Логика выполнения упражнений на уроке рациональна и соответствует принципам обучения:
- последовательности (согласно сюжету),
- наглядности,
- сознательности и активности учащихся в прохождении туристического маршрута,
- доступности,
- взаимосвязи обучения с развитием и воспитанием,
- индивидуального и дифференцированного подхода.
Строго выдержана структура урока:
I – подготовительная часть (организация детей к уроку, подготовка их организма к работе в основной части урока);
II – основная часть (применение знаний и умений в моделирующих жизненных ситуациях в игровой форме, развитие физических и нравственных качеств);
III – заключительная часть (дыхательная гимнастика, подведение итогов урока, рефлексия, сообщение домашнего задания, организованное завершение урока).
По информационной ёмкости нагрузка на уроке высокая: учащиеся получают информацию о способах преодоления естественных препятствий с помощью гимнастических упражнений, способах ориентирования в лесу по местным признакам, способах построения и тушения костра, что соответствует сюжету и, в свою очередь, является хорошей мотивацией для качественной работы.
Использование вышеперечисленных форм и видов контроля на уроке позволяет достичь хороших результатов, эффективно и на эмоциональном подъёме провести урок. Данный урок можно оценить на «5» по пятибалльной шкале.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.