Методическая разработка Тема: «В.С. Высоцкий. Жизнь и творчество»

Методическая разработка Тема: «В.С. Высоцкий. Жизнь и творчество»

Медиа
Занимательные материалы +1
docx
Воспитательная работа +1
10 кл
02.12.2019
Методическая разработка Тема: «В.С. Высоцкий. Жизнь и творчество»
методичка Высоцкий.docx

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Новокузнецкий государственный

гуманитарно-технический колледж-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

 

 

Зарегистрировано в М/К

№ 417 от «26»  03. 2018 г

Методист:

Куропаткина Т.Ю. ____________

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Тема: «В.С. Высоцкий. Жизнь и творчество»

 

 

 

 

 

 

                                                              Разработала: Кузнецова И. Ю.,

                                                              преподаватель русского языка и                         

                                                              литературы

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2018 г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании МК

Протокол № ____ от «___» ________20__г.

Председатель МК

_______________ Л.Е. Исаева

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

_____________И.П. Лебедева

«___» ________20__г.

 

 

 

 

 

 

Рецензент:___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

 

3

 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

 

3

1. Биография В.Высоцкого

 

5

2. Творчество В. С. Высоцкого

 

16

3. В.С. Высоцкий в Новокузнецке

 

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

29

Список использованной литературы

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поэзию последних десятилетий отличает огромное разнообразие тем, ей присущ очень большой охват явлений, диапазон ее проблем исключительно широк. Это особенно наглядно видно на примере творчества Владимира Высоцкого. “Поющий нерв эпохи”, он писал обо всем, он был как бы лакмусовой бумажкой нашего общества. Казалось, ничто плохое не может ускользнуть от его пера, казалось, что он поставил себе цель - “до последней черты, до креста, спорить до хрипоты, а за ней - немота, убеждать и доказывать с пеной у рта, что не то это вовсе; не тот и не та ...”.

Существует много мнений об этом человеке, ходит ещё больше слухов, но лучше всему этому не верить, так как живут люди, которые лично знакомы были с Владимиром и знали буквально всё о нём: чем он дышит, чем живёт, что для него есть жизнь. И лучше спросить у них кто такой был Высоцкий, нежели слушать то, что не является правдой. Написано немало книг о творчестве Высоцкого и о его жизни, сколько показали передач, и сколько дискуссий прошло на тему обсуждения этой личности. Безусловно, тема Высоцкого на сегодняшний день является одной из лидирующих. Владимир Высоцкий интересен тем, что он являлся именно личностью, а не той пустой, серой массой, какая окружала его в большинстве своём. Его хотелось узнавать, в частности его мысли и почему он такой. В голове возникало и возникает много вопросов, но самым главным всегда останется один: что движет людьми, которые творят? Высоцкий никогда не соответствовал системе государства, в котором он жил. Хотя, если так сказать, это будет неправильно. Лучше будет так – государство не соответствовало размаху творчества поэта и композитора в одном лице. Поэтом и не был признан он в то время. Можно вспомнить, как многих поэтов не принимали, когда они были живы, а после их смерти спустя годы, о них заговорили.

Памяти о Владимире ждать не пришлось. Его и не забывали. О нём говорили всегда. Его тексты полны глубочайшего смысла. Их анализировать – это одно сплошное удовольствие. В творчестве Высоцкий видел способ донести до слушателей состояние жизни, в которой они все живут. Как можно сделать мир лучше, к чему стоит относиться серьёзней, а на что не обращать внимания. Большое творческое наследие, оставленное Высоцким, многих не оставляет равнодушными. Смысл его песен не всегда заметен после первого прочтения. Там даны ответы на такие вопросы как: что такое жизнь? Что такое человек? Правильно ли мы все живём, а если неправильно, то, как надо жить? На что надо изменить свой взгляд? На какие вещи? Ответы на эти вопросы никогда не лежат на поверхности, не формулируются ясно и чётко для восприятия. Поэтому людям предстоит немалая работа по изучению его творений. Жизнь Высоцкого проливает свет на истоки его личности, характера и творчества. Как известно, Владимир Семёнович был человеком одиноким, но всё – таки он творил, создавал то, что можно сейчас услышать, прочитать и даже посмотреть.

 

 

 

 

Методическая записка

    Данную методическую разработку можно использовать преподавателям гуманитарных дисциплин и студентам, при изучении темы: «Жизнь и творчество В.С. Высоцкого».  В ней рассматривается биография поэта, произведения В.Высоцкого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биография В.С. Высоцкого

Родился Владимир Высоцкий 25 января 1938 года в Москве. Первые годы своей жизни он жил с матерью – Ниной Максимовной. Интересно было узнать какими были эти годы и, как в них жили. Как и у всех детей довоенного рождения: самые скромные игрушки в коммунальной квартире с множеством соседей, а потому и массой впечатлений о людях, о быте, о жизни из разных историй, которые когда – либо были на слуху или были услышаны случайно, а, возможно, и происходили на глазах. Затем война.

Два года Володя жил с матерью в эвакуации. Поэтому первые познания жизни для будущего композитора были не очень радостные. Род Высоцких берёт своё начало из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии, ныне – Брестской области. Вероятнее всего фамилия связана с названием города Высокое, который находится в Каменецком районе Брестской области. Не будет лишним упомянуть о родословной музыканта, так как в его характере переплелись все черты его родственников. Дед Володи, Владимир Семёнович Высоцкий, – образованный человек, имел три высших образования – юридическое, экономическое и химическое. Бабушка, Дарья Алексеевна, – медицинский работник, многие годы отдала профессии косметолога. Страстная театралка, она особенно любила Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки, – не пропускала ни одной премьеры. Была счастлива тем, что внук избрал путь драматического актёра и поступил в Школу – студию МХАТ. Ей нравились его песни и то, как он их исполнял. Когда Володя приезжал в Киев – на гастроли с концертами или с Театром на Таганке, – он всегда приглашал бабушку. Она гордилась своим внуком.

От отца, Семёна Владимировича Высоцкого, Володя так же перенял многое, включая внешность, но самое удивительное было то, что их голоса путали даже самые близкие родные и друзья. В молодости Семён Владимирович изучил азы игры на фортепиано, но дальше не пошёл. А вот петь песни, например, Вертинского, очень любил. Много лет спустя в одном из эпизодов фильма «Место встречи изменить нельзя» Володя спел песню Вертинского точно в манере отца и потом допытывался, узнал ли он себя. «Конечно, узнал», – ответил отец. Война разлучила Семёна Владимировича с сыном на долгих четыре года. Встретились они в июне тысяча девятьсот сорок пятого года в Москве, а затем они снова расстались. Но именно тогда старший Высоцкий подарил Володе свои майорские погоны. Этот факт преломился у него позже в «Балладе о детстве» в словах: «Взял у отца на станции погоны, словно цацки…». Жизнь у Нины Максимовны с Семёном Владимировичем не сложилась, и было решено, что Володя останется жить с отцом. Младший Высоцкий приехал в январе тысяча девятьсот сорок седьмого года в квартиру отца, где его вторая жена, Евгения Степановна Высоцкая – Лихалатова, стала для Володи второй матерью на несколько лет. Они с первых дней нашли общий язык. Воспитанием Володи полностью занималась Евгения Степановна, так как Семён Владимирович тогда служил в Германии и дома почти не бывал. Она и потакала желаниям Высоцкого младшего. Например, загорелось Володе заиметь «костюм, как у папы», и чтоб обязательно сапоги хромовые с тупым носком… Евгения Степановна обегала несколько ателье, чтобы найти мастера. Наконец форма была готова. Володя взял свои сапоги, поставил рядом с отцовскими и сравнил. Когда он увидел, что они совершенно одинаковые, радости его не было предела. В те годы у Володи стал проявляться характер. Евгения Степановна вспоминала, что, когда – то её муж принёс с охоты зайца, сын спросил у неё: «Зачем папа это сделал?» В другой раз Евгения Степановна утеплила Володе ботиночки мехом убитой на охоте серны. Носить он их не стал, устроив настоящий бунт: «Жмёт… Колет… Жжёт пятку…» Пришлось подарить ботинки соседскому мальчику… Отличался ли Володя от других детей? Нет. Разве что был более непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой и в играх, и проказах. Приходил он домой с ободранными коленками, было понятно, что играли «в войну». Обожжённые брови, копоть на лице доказывали, что не обошлось без взрыва то ли гранаты, то ли патронов. Плавать Володя научился рано. И речку Финнов, которая была тогда не полностью очищена от мин и снарядов, переплывал по нескольку раз. Семёну Владимировичу и его жене очень хотелось всегда, чтобы сын научился играть на фортепиано. Они даже специально пригласили учителя музыки.

По его словам, музыкальный слух у Володи был абсолютный. Но улица прямо – таки манила будущего музыканта. Тогда Евгения Степановна пошла на хитрость: она сама стала учиться музыке, как бы вызывая Володю на соревнование. Уже в детстве в его характере ярко проявлялась доброта. Родители купили ему велосипед. Он покатался немного и подарил его немецкому мальчику, объяснив: «Ты у меня живой, а у него нет папы…» Что тут было сказать… Эта черта сохранилась в Высоцком на всю жизнь.

Будучи взрослым, разъезжая по стране или бывая за границей, он привозил массу подарков родным, друзьям. А если подарков не хватало, отдавал то, что было куплено себе. Любил радовать людей, делать им приятное. Друзья и товарищи вспоминают, что Володя был не только добрым, но и очень ласковым и даже нежным. Он уважал старших, был преданным и верным дружбе, тактичным и воспитанным. Думается, что в этом немалая заслуга Евгении Степановны – она с детства воспитывала в нём эти замечательные человеческие качества. Володя не мог терпеть несправедливости, не выносил равнодушия людского, буквально лез на рожон, если видел, что обижают слабого. Не раз приходил с синяками из – за этого. Однажды он отдыхал в деревне Плюты на Днепре вместе с Виталием – сынишкой племянницы Евгении Степановны. Виталий заболел – у него поднялась температура. Рядом отдыхала семья, оба врачи. Посмотреть больного они отказались: мы, мол, на отдыхе. Володя «отомстил» им за это: когда те вечером сели пить чай у открытых окон, он залез на соседнее дерево и заулюлюкал, как Тарзан… Книгу Володя полюбил очень рано. Читал днём, читал ночью, под одеялом светя себе фонариком.… Любил пересказывать прочитанное. Память у него была блестящая. Мог с одного прочтения запомнить стихотворение. За какой – то час выучивал поэму. В школе учился хорошо, но не ровно. О детстве Высоцкого стоит рассказывать более подробно потому, что именно в этот период формировалось его мировоззрение, понимание жизни, которое сказалось потом прямо на его творчестве. Например, у Володи много песен на военную тему. И что интересно: фронтовики признают их автора своим, будто он ходил в атаки, сбивал «мессеры»… Откуда столь подробное знание деталей военного быта, столь глубокое проникновение в героику и трагизм войны? Сам Володя говорил, что эта тема в его стихах и песнях подсказана не только воображением, но и рассказами фронтовиков. Кто же они, эти люди? Как полагал Володин отец, серьёзный интерес к военным событиям у его сына пробудил его дядя – подполковник Алексей Владимирович Высоцкий. При каждой встрече сын ни на шаг не отходил от «дяди Лёши»…

 В Германии и потом в Москве в гости к отцу приходили его приятели. Володя слушал их беседы серьёзно, вдумчиво. Потом цеплялся с вопросами к «дяде Коле», «дяде Лёне», «дяде Феде», «дяде Саше». Одному из военных друзей отца, Николаю Михайловичу Скоморохову, Володя посвятил «Балладу о погибшем лётчике». Рассказы Сапкова, а также недавно умерших генерал – полковника Борисова и полковника Зернова тоже нашли своё отображение в песнях. К генерал – лейтенанту Фёдору Михайловичу Бондаренко, погибшему при аварии самолёта в тысяча девятьсот семьдесят третьем году, Володя даже ездил в конце шестидесятых годов в гости в город Архангельск. Там, в Доме офицеров, он выступал с концертами для военнослужащих гарнизона и их семей. И, думается, разговоры отца с сыном о войне не прошли для него бесследно. Из Германии в Москву Высоцкие вернулись в октябре тысяча девятьсот сорок девятого года. Володя продолжил учёбу в пятом классе новой сто восемьдесят шестой школы, которая размещалась, рядом с их домом в Большом Каретном переулке, где сначала была одна комната, потом прибавилась вторая в этой же коммунальной квартире. Семён Владимирович окончательно вернулся только в ноябре тысяча девятьсот пятьдесят третьего года, так как в Германии у него были незаконченные дела. Всё это время Володю продолжала воспитывать  Евгения Степановна. В периоды летних каникул Володя отдыхал на даче под Киевом  или у родных матери в городе Адлер. Кроме того, он гостил в семье брата отца Алексея Владимировича на Украине в городах Гайсин и Мукачево, а также ездил по принесённой Ниной Максимовной со службы путёвке в зимний пионерский лагерь в Подмосковье. Большой Каретный Володя не забывал никогда. Даже переехав вместе с матерью в полученную ими новую квартиру на проспекте Мира в доме номер семьдесят шесть, он продолжал приезжать в Большой Каретный, чтобы зайти в их квартиру номер четыре и навестить товарищей, живших в районе Самотечной площади. Из них особенно близкими ему были его одноклассники Владимир Акимов и Игорь Кохановский. Так же Володя не забывал старших своих товарищей – Анатолия Утевского и Левона Кочаряна, Василия Шукшина и Андрея Тарковского. В одной из заполненных им самодеятельных анкет на вопрос «Любимое место в любимом городе» Володя ответил: «Самотека. Москва». В молодости его отец немного занимался игрой на фортепиано, правда, дальше азов не пошел. А вот петь песни, например, Вертинского, Дунаевского и другие популярные в народе мелодии очень любил.

Много лет спустя в одном из эпизодов фильма «Место встречи изменить нельзя» Володя спел песню Вертинского точно в отцовской манере и потом допытывался, узнал ли отец себя. Узнал, конечно... Его отец родом из Киева.

 Жизнь у его отца с матерью не сложилась. И семья  решила: сын будет жить у отца.

Володя приехал к отцу в январе 1947 года, и его вторая жена, Евгения Степановна Высоцкая - Лихалатова, стала для него на многие годы второй матерью.

 

Уже в детстве в его характере ярко проявилась доброта. Эта черта сохранилась в Высоцком на всю жизнь. Будучи взрослым, разъезжая по стране или бывая за границей, он привозил кучу подарков родным, друзьям. А если подарков не хватало отдавал то, что было куплено себе. Любил радовать людей, делать им приятное.

Друзья и товарищи вспоминают, что Высоцкий был не только добрым, но и очень ласковым и даже нежным. Он уважал старших, был преданным и верным в дружбе, тактичным и воспитанным. Думаю, что в этом немалая заслуга Евгении Степановны - она с детства воспитывала в нем эти замечательные человеческие качества.

Владимир Высоцкий всегда не терпел несправедливости, не выносил равнодушия людского, буквально лез на рожон, если видел, что обижают слабого. Не раз приходил с синяками из-за этого. Книгу Володя полюбил очень рано. Читал днем, читал ночью, под одеялом светя себе фонариком... Любил пересказывать прочитанное. Память у него была блестящая. Мог с одного прочтения запомнить стихотворение. За какой-то час выучивал поэму. В школе учился хорошо, но не ровно.

 

В Большом Каретном прошли годы его отрочества, здесь он учился в школе с пятого по десятый класс, здесь «познал» жизнь двора и подсмотрел многих персонажей своих песен, особенно ранних. Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном. Где твои семнадцать бед? На Большом Каретном. Где твой чёрный пистолет? На Большом Каретном. «Чёрный пистолет» – это Семёна Владимировича  трофейный «вальтер» с рассверленным и залитым свинцом стволом. Володя как – то его обнаружил и играл «в войну» до тех пор, пока Евгения Степановна, опасаясь возможных неприятностей, не разобрала и не выбросила пистолет. Тяга к творчеству, к сочинительству у Высоцкого появилась, когда он учился в старших классах, уже в Москве. А толчком к творчеству явились всё же природный талант и книги. Круг интересов его был широк. То он читал историческую литературу, то русских или зарубежных классиков. В десятом классе начал посещать драмкружок в Доме учителя. Руководил кружком артист МХАТа В.И. Богомолов, который и заметил у Володи актёрские способности.

Тогда родители Высоцкого не думали, что из этого парня вырастет артист. Они больше хотели, чтобы он стал инженером. И он, видно поддавшись родительскому влиянию, поступил в Московский инженерно – строительный институт. Сдал первую экзаменационную сессию и, к огорчению родителей, бросил учёбу. Позднее они поняли, что не всё рассмотрели в душе сына…

Володя сам выбрал свою дорогу, свою крутую жизненную тропу, поступив в Школу – студию МХАТа. И шёл к своей мечте одержимо: «Я вышел ростом и лицом – спасибо матери с отцом, с людьми в ладу – не понукал, не помыкал, спины не гнул – прямым ходил, и в ус не дул, и жил как жил, и голове своей руками помогал…» В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году в Школе – студии МХАТ Володя познакомился с Изой Жуковой, которая там училась на третьем курсе, то есть на два курса старше его, а весной тысяча девятьсот шестидесятого года, в год окончания им Школы – студии, они стали мужем и женой. Жили очень дружно, но позже, работая в разных городах, расстались. В конце тысяча девятьсот шестьдесят первого года – на съёмках фильма «Семьсот тринадцатый просит посадки» – Высоцкий встретился с будущей матерью двух своих сыновей Людмилой Абрамовой, с которой в тысяча девятьсот шестьдесят пятом году официально оформил брак.

Семён Владимирович, Евгения Степановна, Нина Максимовна всегда хорошо относились к Изе и Люсе, старались помочь им в создании крепкой семьи. Сколько бы лет не проходило, они всегда сохраняли с ними самые добрые родственные отношения.   В конце 1961 года—на съемках фильма «713-й просит посадки»—Володя встретился с будущей матерью двух своих сыновей Людмилой Абрамовой, с которой в 1965 году официально оформил брак.

 Владимир был целеустремленным человеком, подходил к себе очень требовательно, трудился, что называется, на износ. Он обладал удивительной памятью, это помогало ему в учебе и в дальнейшем — в его поэтическом и артистическом творчестве.

В детстве у Володи со здоровьем было не все гладко. Врачи обнаружили шумы в сердце… Хотя в 16 лет они и сняли его с учета, но посоветовали беречь себя, уходить от лишних волнений.

В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Поляковой), ставшей его третьей женой. Именно в присутствии Влади у Высоцкого летом 1969 года случился тяжелый приступ – у артиста в горле лопнул сосуд, вызвавший кровотечение. Врачи боролись за его жизнь 18 часов.

Владимир Высокий очень любил Грузию и много раз бывал здесь – как на гастролях, так и в гостях у друзей. Именно в этой стране Высоцкий однажды чуть не утонул в стремительной реке Кура, шумно праздновал бракосочетание с Мариной Влади, общался с известными грузинскими скульпторами и художниками.

Союз между Высоцким и Влади был трудный. У Высоцкого остались дети от первого брака, и у Марины — тоже. Положение еще осложнялось и тем, что М. Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви. Жаль, что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте, это действовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный клубок чувств. Об этом говорится в песенном обращении к телефонистке международной станции 07. В этом монологе весь Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием любить сейчас, а не когда-нибудь в будущем:

Для меня эта ночь вне закона.
Я пишу — по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона,
Набираю вечное 07. —
Девушка, здравствуйте!
Как вас звать? Тома.
Семьдесят вторая! Жду! Дыханье затая!
Быть не может, повторите, я уверен — дома!
Вот! Уже ответили! Ну, здравствуй, — это я.
Когда же им удавалось все-таки встретиться, то они были просто
счастливы:
Не видел я другой такой руки,
Которая меня бы так ласкала…

Большая любовь вдохновляла Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально-поэтических произведений, которые обогатили своими мелодиями, содержанием, формой его песенное творчество:

Дом хрустальный на горе для нее.
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи.
Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые
и новые стихи:
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно…
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно…

Поэт не любил афишировать свою личную жизнь, и потому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие «по — читатели» его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. А он им отвечал:

…Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, — когда в нее плюют.

Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца, постоянно донимали глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных:

Я все вопросы освещу сполна,
Дам любопытству удовлетворенье.
Да! У меня француженка жена,
Но русского она происхожденья.
Нет! У меня сейчас любовниц нет.
А будут ли? Пока что не намерен.
Не пью примерно около двух лет.
Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.

Первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием, состоялось 15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению — была показана 56-минутная черно-белая передача "NoormeesTagankalt" ("Парень с Таганки").

Официальное признание Высоцкого как певца-профессионала состоялось 13 февраля 1978 года: приказом № 103 министра культуры СССР Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады. Спустя год Высоцкий дал большой концерт в Бруклинском колледже в Нью-Йорке. Примечательно, что в СССР по Центральному телевидению в годы жизни Высоцкого ни разу не показали ни его концерт, ни интервью.

Высоцкий, по воспоминаниям друзей, любил быструю езду на автомобиле и даже часто разбивал свои машины. Среди автомобилей Высоцкого были "Волга ГАЗ-21" серого цвета, ВАЗ-2101, Renault 16, привезенный им Мариной Влади из Парижа, а также два BMW — один серый, другой бежевый, привезенные Высоцким из Германии. В 1976 году у Владимира Высоцкого появился первый "Мерседес" 1975 года выпуска, цвета "голубой металлик", а в конце 1979 года на гастролях в Германии Владимир купил спортивное двухместное купе Mercedes 350 жёлто-коричневого цвета.

Несмотря на феноменальную известность Высоцкого при жизни, официальное признание к нему пришло только после смерти. В 1981 году усилиями Роберта Рождественского был опубликован первый крупный сборник произведений Владимира Высоцкого  "Нерв" и вышла первая полноценная ("диск-гигант") советская пластинка, как и положено большому поэту. В 1987 году ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР за исполнение роли капитана Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя" и "авторское исполнение песен".

Владимир Высоцкий выкуривал не меньше одной пачки сигарет в день и страдал алкогольной зависимостью на протяжении многих лет. В конце 1975 года на смену алкоголю пришли морфий и амфетамин. 16 июля он провел свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв), а 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился на публике в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета.

Результат его короткой, но непростой жизни, его одержимого труда—его наследие... Когда готовился к изданию первый сборник стихов «Нерв», то насчитали свыше шестисот стихотворений. Возможно, их отыщется больше.

Интересно, что изначально Волка в мультфильме "Ну, погоди!" должен был озвучивать Высоцкий, но сделать это ему не разрешила цензура, и его заменил Анатолий Папанов. Однако авторы мультфильма все же сумели оставить воспоминание о Высоцком в первом выпуске — отрывок фонограммы "Песни о друге" Высоцкого из фильма "Вертикаль" ("художественный свист" Волка) используется в сцене, когда Волк, закинув верёвку на антенну, взбирается по ней наверх на балкон к Зайцу. Этот же отрывок фонограммы песни Высоцкого звучит в выпуске 10-й серии — в сцене "страшного сна" Волка (где Волк и Заяц "поменялись местами").

У Владимира Высоцкого выросли два прекрасных сына. Они тоже люди творческих профессий. Старший—Аркадий, окончил сценарный факультет ВГИКа, младший—Никита, пошел по стопам отца: окончил театральную студню МХАТа, а после возвращения из армии работал в молодежной студии театра «Современник».

В ночь на 25 июля 1980 года, на 43-м году жизни, Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире от острой сердечной недостаточности. Но люди навсегда запомнят этого легендарного человека: поэта, певца и актера.

Последние две строки, которые Владимир Высоцкий написал 11 июня 1980 года: "Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним". В черновом автографе поэта сохранился вариант последней строки этого стихотворения: "Мне будет, чем ответить перед Ним".

Из жизни Владимир Высоцкий ушел во время проходивших в Москве XXII летних Олимпийских игр. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме двух сообщений в "Вечерней Москве" (о смерти и дате гражданской панихиды) и некролога в газете "Советская культура" в советских средствах массовой информации практически не печаталось. "Умер актер Владимир Высоцкий" такое объявление вывесили над окошком театральной кассы. Тем не менее, у Театра на Таганке собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней. При этом ни один из купивших билеты в театр, назад их не сдал.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Творчество В. С. Высоцкого

 

Что бы ни говорили родственники Высоцкого, его друзья, он всегда был одинок. Более одинок, чем многие себе представляли. У него был один друг – от студенческой скамьи до последнего дня. О существовании этой верной дружбы не имели и понятия многочисленные «друзья», число которых сейчас, после смерти поэта, невероятно возросло. Откуда взялся этот хриплый рык? Эта лужёная глотка, которая была способна петь согласные? Откуда пришло ощущение трагизма в любой, даже пустяковой песне? Это пришло от силы. От московских дворов, где сначала почиталась сила, потом – всё остальное. От детства, в котором были ордена на сандалии, хилые школьные винегреты, бублики «на шарап», драки за штабелями дров. Наверное, именно поэтому волна инфантилизма, захлестнувшая в своё время всё песенное творчество, никак не коснулась его. Он был рождён от силы, страсти его были недвусмысленны, крик нескончаем. Владимир Высоцкий страшно спешил. Будто предчувствуя свою короткую жизнь, он непрерывно сочинял, успев написать около шестисот песен. Его редко занимала конструкция, на его ногах – скороходах не висели пудовые ядра формы, часто он только намечал тему и стремглав летел к следующей.

Он был во всём сторонником силы – и не только душевно – поэтической, но и обыкновенной, физической, которая не раз его выручала и в тонком деле определении поэзии. В век, когда песни пишутся «индустриальным» способом: текст – поэт, музыку – композитор, аранжировку – аранжировщик, пение – певец, Владимир Высоцкий создал совершенно неповторимый стиль личности, имя которому – он сам и где равно и неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи. Каждый из компонентов имел свои недостатки, но, слившись вместе, они делали этот стиль неразрываемым и уникальным. В песнях у него не было ограничений – слава Богу, магнитная плёнка есть в свободной продаже. Он кричал свою спешную поэзию, и этот магнитофонный крик висел над всей страной – «От Москвы до самых до окраин».

За его силу, за его правду ему прощалось всё. Его песни были народными, и сам он был народным артистом, и для доказательства этого ему не нужно было предъявлять удостоверение. Нашим спортсменам нравились его песни, и уж конечно, не только те песни, которые непосредственно посвящены спорту. Эти песни помогали им в трудных спортивных встречах и, наверное, помогали не раз перенести горечь поражения, не позволяли отчаяться, придавали сил и воли к победе. Он написал много прекрасных песен о спорте и спортсменах. Может создаться впечатление, что он всерьёз занимался спортом, но это не так. Иногда жизнь требовала от Высоцкого по – настоящему заняться тем или иным видом спорта.

Он очень серьёзно относился к своей актёрской работе и, если ему надо было играть спортсмена, старался по возможности освоить новое дело, чтобы не привлекать дублёра. Так было при съёмках фильма «Штрафной удар», где ему требовалось овладеть мастерством фигуриста, гимнаста и наездника. Однако в молодости спортсменом он не был, а в последующие годы, кроме ежедневной утренней гимнастики, спортом занимался в той мере, в какой это было необходимо для его основной работы: работы актёра театра и кино. Эта общительность и интерес ко всему на свете как раз объясняют такое разнообразие в его песенном творчестве, ведь интерес этот не был поверхностным: Высоцкий разговаривал с людьми совсем не из вежливости, не снисходя до их проблем, а целиком погружаясь в эту жизнь и в эти проблемы. Он по – настоящему переживал всё это, представляя себя в роли рассказчиков, чувствовал себя бегуном на дистанции, боксёром на ринге, так же как и в работе над военным циклом он, заставший войну маленьким ребёнком, словно на самом деле бросался на таран вражеского самолёта, полз под пулями от траншеи к траншее, получал письмо от предавшей его любимой девушки и инвалидом возвращался к родному порогу. Эта глубина сопереживания и есть главная причина такого успеха его песен и ролей. Это и был его талант.

Одним из самых сильных впечатлений в его жизни было впечатление от гор. И это опять были съёмки. Так происходило всегда: Высоцкий не искал специально впечатлений, не гонялся за ними по стране – он ухитрялся замечать всё и везде. Всё новое, с чем он сталкивался, глубоко трогало его, он находил в каждом деле, в каждом человеке что – то интересное, ни на что не похожее и очень важное. Вот и на этот раз знакомство с горами, с альпинистами тронуло его на столько, что он сумел написать такие песни, как «Песня о друге» или «Вершина», хотя сам не бывал на серьёзных восхождениях, не рисковал жизнью, не терял в горах лучших друзей. Он просто смог примерить на себя то, что слышал от других, и то, что не слышал, но мог себе представить. Песни из кинофильма «Вертикаль» выходили на пластинках, звучали с экрана, наполняя не очень хорошую картину глубочайшим смыслом и болью. То, чему он сопереживал, он смог передать. Он войну сделал понятной для циников, так что у тех слёзы выступали на глазах. Он лётчикам объяснил про спортсменов, а спортсменам – про моряков. Он интеллигентам рассказал о жуликах, а жуликам – про интеллигентов. Он принёс такое взаимопонимание в жизнь людей, которого не добиться никакому документальному кинематографу, никакими популярными лекциями не добиться. Он был общенародный поэт, и в этом его самая главная победа.

Владимир был целеустремлённым человеком, подходил к себе очень требовательно, трудился, что называется, на износ. Он обладал удивительной памятью, это помогало ему в учёбе и в дальнейшем – в его поэтическом  и артистическом творчестве. Володя часто спал в сутки по четыре часа, сочинял преимущественно ночью, так как днём и вечером репетировал в театре, снимался в кино, выступал с концертами. Скорее всего, именно поэтому Высоцкому, благодаря его стремлению познать мир, удалось творить, жить ради творчества и, как бы это примитивно не звучало, радовать людей. Высоцкий испытывал в своём творчестве немало колебаний, но колебаний своих собственных, рождённых внутри себя. Он предчувствовал свою смерть и много писал о ней. Она всегда представлялась ему насильственной. Случилось по – другому: его длинное сорокадвухлетнее самоубийство стало оборотной стороной медали – его яростного желания жить. «Я прошёл всю войну, всякое видел. И могу сказать, что сын был храбрее меня, своего отца», – так говорил отец Высоцкого. И ведь действительно младший Высоцкий был храбрее и мужественнее многих. Почему? Потому что все видели недостатки и несправедливость, и чванство людей, нередко высокопоставленных. Но молчали. Если и говорили, то только в застолье да в коридорах между собой. А он не боялся высказывать всё, что об этом думает. И высказывал не с надрывом, а на пределе голоса и сердца.

Внешний эффект, поза не были присущи поэту, певцу и артисту Высоцкому – главным в своей жизни и своём творчестве он считал честность и мужество. Он был настоящим патриотом. Многие люди любили песни Володи. Хотя беспокойство за его судьбу не покидало их: в то время правда была не в моде.

Володя очень внимательно относился к родителям, особенно если кто – то из них болел. Был такой случай: Семёну Владимировичу делали серьёзную операцию, и пока она длилась, его сын находился в больнице, а Евгении Степановне, чтоб она не волновалась, позвонил лишь тогда, когда опасность миновала. Проснувшись после операции, Семён Владимирович увидел около своей кровати Владимира и врача. На вопрос Семёна Владимировича, когда же операция, Володя улыбнулся: «Папочка, поезд уже ушёл, всё нормально, а тебе сейчас надо спать». Результат его короткой, но непростой жизни, его одержимого труда – его наследие… Когда готовились издать первый сборник стихов «Нерв», то насчитали свыше шестисот стихотворений. Возможно, что их сейчас отыщется больше. Для большинства многие из песен Высоцкого не только служили источником хорошего настроения в минуты отдыха, но и часто заключали в себесвоеобразный настрой на работу, то есть реальную помощь. Но у медали, как говорится, две стороны… Владимир Высоцкий был отвратителен эстетам, выдававшим за правду милые картинки сочинённой ими жизни. Например: «… А парень с милой девушкой на лавочке прощается». Что отвечал Высоцкий: «Сегодня я с большой охотою распоряжусь своей субботою». Или: «Не могу я тебе в День Рождения дорогие подарки дарить…» Высоцкий: «… А мне плевать, мне очень хочется!» Он их шокировал и формой и содержанием. А больше всего он был ненавистен эстетам за то, что пытался говорить правду, ту самую правду, мимо которой они проезжали в такси или торопливым шагом огибали её на тротуарах. Это была не всеобщая картина жизни, но этот кусок был правдив. Это была правда его, Владимира Высоцкого, и он искрикивал её в своих песнях, потому что правда эта была невесела. Много россказней ходит о его запоях. Однако мало кто знает, что он был рабом поэтических «запоев» – по три – четыре дня, запершись в своей комнате, он писал как одержимый, почти не делая перерывов в сочинительстве. Владимир Высоцкий испытывал в своём творчестве немало колебаний, но колебаний своих собственных, рождённых внутри себя. Однако залётные ветры никак не гнули этот крепкий побег отечественного искусства. Ничьим влияниям со стороны, кроме влияния времени, он не подвергался и не уподоблялся иным бардам, распродававшим чужое горе и ходившим в ворованном терновом венце. У Высоцкого было много своих тем, он мучился скорее от «трудностей изобилия», а не от модного, как бессонница, бестемья. Владимир всю жизнь боролся с чиновниками, которым его творчество никак не представлялось творчеством и которые видели в нём всё, что хотели видеть, – блатнягу, пьяницу, истерика, искателя дешёвой популярности, кумира пивных и подворотен. Пошляки и бездарности издавали сборники и демонстрировали в многотысячных тиражах свою душевную пустоту, и каждый раз их лишь легко журили литературоведческие страницы, и дело шло дальше. В то же время всё, что делал и писал Высоцкий, рассматривалось под сильнейшей лупой.

Его неудачи в искусстве были почти заранее запрограммированы регулярной нечистой подтасовкой, но не относительно тонкостей той или иной роли, а по вопросу вообще участия Высоцкого в той или иной картине. В итоге на старт он выходил совершенно обессиленный. Что привлекало слушателей Высоцкого больше всего, так это то, что в песнях у Владимира каждый мог найти часть той жизни, которую он сам (то есть слушатель) переживает в своей душе, мог узнать свои мысли в завуалированных предложениях. Здесь, конечно, есть секрет, и этот секрет, который никогда не будет раскрыт, как бы хорошо искусствоведы ни изучили и ни разложили бы по буквам его творчество. Есть люди, которые присутствовали от первой до последней минуты при тех событиях, которые легли в основу той или иной его песни, слышали и видели то же, что и он. Это, конечно, тоже интересно, и об этом много ещё будет написано исследований и комментариев. Но так же как бойкие исследователи интимной жизни Александра Сергеевича Пушкина, как бы подробно они не изучали биографии женщин, которыми увлекался поэт, никогда не раскроют тайны гениальности строчек «Я помню чудное мгновенье», так и биографам Высоцкого никогда не удастся объяснить, как удалось поэту покорять сердца стольких людей такими простыми и короткими песнями. Талант – это всегда тайна. Все мы в какой – то период нашей жизни страдаем от слухов. Надо отмахиваться руками и ногами от всевозможных сплетен, которые вокруг распространяются, как облака пыли. Не надо находиться под огнём всех этих разговоров. «Несколько раз я уже похоронен, несколько раз уехал, несколько раз отсидел, причём такие сроки, что ещё лет сто надо прожить. Какие – то страшные казни мне придумывали. Мне говорят: «Но ведь бывают и хорошие слухи!» Я думаю: «Нет. Если хорошие – это сведения, сообщения или сюрпризы. Слухи и сплетни бывают только плохие, только, чтобы гадость сказать»». Трудно не согласиться с мнением Владимира на эту тему. Каждый для себя решает сам нравится ему тот или иной исполнитель. Высоцкий нравился простому народу за свою неповторимость, за оригинальность, за твёрдость взглядов и убеждений, за то, что он не боялся говорить правду. Не нравился он только тем, кто старался скрывать от людей то, что творится в жизни на самом деле. Тем, кто был не согласен с его мировоззрением. И всё – таки тех, кто любит Высоцкого за то, что он такой, гораздо больше, нежели тех, кто, не зная Владимира Семёновича, критикуют его по тем сплетням, что слышали или слышат. «… пришла горькая весть о безвременной кончине этого талантливого человека. В памяти всплыла мелодия наиболее полюбившейся мне песни «Он вчера не вернулся из боя». В словах этой песни с удивительной точностью и достоверностью передана грусть и душевная опустошённость, возникшая с потерей близкого человека, который был рядом, был привычен, неотделим и которого уже нет». Так написал о Высоцком Александр Иванченков, дважды герой Советского Союза, лётчик – космонавт СССР. Что же привело к концу жизни Владимира Семёновича Высоцкого? Ему адски мешала невиданная популярность, которой он когда – то, на заре восхождения, страстно и ревниво добивался и от которой всю остальную жизнь страдал. Случилось удивительное: многие актёры, поэты, певцы, чуть ли не ежедневно совавшие свои лица в коробку телевизионного приёмника – признанного распространителя моды, ни по каким статьям и близко не могли пододвинуться в популярности у артисту, не имевшему никаких званий, к певцу, издавшему скромную гибкую пластинку, к поэту, ни разу не печатавшему свои стихотворения в журналах, к киноактёру, снявшемуся не в лучших лентах.

Популярность его песен не знала равенства. Легенды, рассказывавшиеся о нём, были полны чудовищного вранья в духе «романов» пересыльных тюрем. В последние годы Высоцкий просто скрывался, репертуарный сборник Театра на Таганке, в котором печатаются телефоны всей труппы, не печатал его домашнего телефона. Он как – то жаловался одному из своих приятелей, что во время концертов в Одессе он не мог жить в гостинице, а тайно прятался у знакомых артистов в задних комнатах временного цирка шапито. О нём любили говорить так, как любят говорить в нашем мире о предметах чрезвычайно далёких, выдавая их за легкодостижимые. Тысячи полузнакомых и не знакомых называли его Володей. В этом смысле он пал жертвой собственного успеха. Что же до того, что Владимир Высоцкий всячески отмежевывался от движения самодеятельной песни, так об этом и говорить не стоит. Он сам за себя расплачивался и сам своё получал. Просто это было его личное дело. Сам Высоцкий говорил так: «В принципе я предпочитаю не рассказывать свою биографию, и не потому, что в ней есть нечто такое, что я хочу скрыть, нет, а просто потому, что это малоинтересно. Интересней говорить про то, что я успел сделать за это время, а не про то, что успел прожить». Часто у Высоцкого спрашивали, почему он такой грустный. Это был вопрос не из сентиментальности и заботы о его здоровье. Это совсем не так. В этом уверен и сам Владимир. Он абсолютно уверен, что семена падают в благоприятную почву: «А? Грустный? А чего особенно веселиться?!» Больше всего его раздражало в последнее время, что было не о чем писать. Всё изменилось. Хотя и было много времени для творчества, но ему не хотелось этим заниматься. Ему надо было сделать так, чтобы что – то отложилось в памяти. Он ничего не написал о Париже. «Я не знаю, как это поэты ездят в творческую командировку. Приедут – бах! – и цикл стихов. Мне вообще не хочется писать стихи про то, что я там увидел, потому что не очень сильно это понимаю. Надо пожить в стране, чтобы кое – что понять и иметь право про это написать. А у нас, значит, поэты возвращаются и отчитываются стихами о поездке, скажем, в Латинскую Америку. Мне это недоступно, я не понимаю». Он не мечтал ни о чём. Он только после школы мечтал – сыграть. А потом мечта стала реальностью. Он сыграл. Современника играть не мечтал. Спрашивал: «Чем Чехов хуже?» Его не волновала роль. Он хотел самовыразиться в роли, прожить, как в последний раз. Он не понимал в последние годы, что происходит в жизни. Кругом жадность, отсутствие твёрдой позиции у людей, что ведёт за собой очень много других пороков, когда он сам не знает не только того, чего он хочет от жизни, а когда он не имеет своего мнения или не может самостоятельно рассудить о предмете, о людях, о смысле жизни. Когда он повторяет то, что ему когда – то понравилось, чему его научили, либо когда он просто не способен к самостоятельному мышлению. Всё это стало в огромных количествах окружать Владимира. Натиск такого большого негатива начинает ломать человека изнутри, угнетать. И если говорить образно, то жизнь на орбите, несмотря на необычность условий всё – таки в своей основе остаётся для экипажа земной. Именно земной, с её привычным временным ритмом, каждодневной работой, общением с друзьями, родными, близкими. Но чем длительнее полёт, тем острее ощущается отсутствие того, что отбирает невесомость, – земных звуков, запахов, родной природы. Поэтому на борту корабля, а именно вашего дома, как своеобразная компенсация утраченных с невесомостью земных связей, часто звучит музыка, особенно песни любимых авторов. А Высоцкий не знал кто он. У него часто спрашивали: «Кем вы себя считаете: поэтом, актёром или композитором?» Ему всегда было трудно ответить на этот вопрос. Он думал, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми он занимался и пытался сделать из них синтез, – может быть, это какой – нибудь, новый вид искусства. Ведь каждое время делает новые виды. Не было же магнитофонов в девятнадцатом веке, была только бумага. А сейчас появилось телевидение. Так что он не мог прямо ответить на этот вопрос: «Может быть, всё это будет называться в будущем каким – то одним словом. И тогда я вам скажу: «Я себя считаю этим – то». Но сейчас пока этого слова нет». Владимир Высоцкий умер, так и не узнав, кем он являлся. Его родных и близких утешает официальное признание творчества сына, всеобщая любовь к нему. Свидетельство тому – издание многочисленных сборников его стихотворений и песен, серии авторских пластинок и книг с воспоминаниями о нём. Высоцкий предчувствовал свою смерть и много писал о ней. Она всегда представлялась ему насильственной. Случилось по – другому: его длинное сорокадвухлетнее самоубийство стало оборотной стороной медали – его яростного желания жить. Из – за того, что Владимир стал мало общаться с людьми, перестал интересоваться жизнью и всем тем, что его когда – то привлекало, он отвык от жизни. Он проживал свои последние годы, имея надежду на лучшее. Отвыкнув от людей, Высоцкий забыл о существующем вокруг. И только огонь в душе, ярое желание жить, оставить отпечаток своего сердца на этой Земле давали ему силы, веру. А главное – успех, которым он обладает сейчас. А что такое успех? Это светлая память о тебе, как о личности, которая даёт возможность людям начать верить в себя, верить, благодаря таким людям, как Высоцкий.

 

 

 

3. В.С. Высоцкий в Новокузнецке

 

С 4 по 8 февраля 1973 года, у нас в Новокузнецке с творческим визитом находился Владимир Высоцкий.

За 4 дня пребывания в Новокузнецке Высоцкий дал по разным сведениям от 15 до 17 концертов! В качестве исполнителя поэт официально на сцене, мягко говоря, не приветствовался, поэтому, когда такая возможность все же выдавалась, он каждый раз использовал ее на полную катушку - не только у нас, но и в других городах.
Это, безусловно, сказывалось на здоровье. Все помнят историю с клинической смертью в Средней Азии. И у нас, по воспоминаниям очевидцев, уже в первый день у Высоцкого горлом пошла кровь и потребовалось вмешательство врача.

Помимо концертов, 7 февраля поэт посетил КМК, побывал в горячем цеху, а также пообщался с работниками завода в редакции газеты "Металлург" в здании профкома КМК.
В память об этих нескольких днях Высоцкого в Новокузнецке у нас имеется две мемориальные доски (на зданиях Драмтеатра и профкома КМК), экспозиция в музее Бардина, а также фестиваль авторской песни "Высоцкий в Новокузнецке", который ежегодно проходит с 2002 года.

А еще на память об этих днях осталось очень много фотографий Владимира Богачева, который сделал около 250 снимков.

    Пишут, что в начале того, 1973-го, года, у нашего Драмтеатра дела шли не очень, вот и было решено поправить финансовый кризис с помощью концертов в то время уже очень популярного исполнителя Владимира Высоцкого.
       1 февраля 1973 года Высоцкий в разговоре с Золотухиным (согласно его дневникам) указывал: «Лечу в Новокузнецк на три дня — 19 выступлений... У них там театр. Ушли три ведущих артиста, театр встал на репетиционный период... Управление культуры ихнее выбило меня, чтобы выполнить план и выдать зарплату труппе...»

График выступлений:

Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 4 февраля 1973 года
12ч., 15ч., 18ч., 21ч. (4 выступления)

Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 5 февраля 1973 года
12ч., 15ч., 18ч., 21ч. (4 выступления)

Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 6 февраля 1973 года
12ч., 15ч., 18ч., 21ч. (4 выступления)

Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 7 февраля 1973 года
12ч., 15ч., 18ч., 21ч. (4 выступления)

Новокузнецк, Редакция газеты "Металлург", 07 февраля 1973 года

Новокузнецк, драмтеатр им. Орджоникидзе, 08 февраля 1973 года
(1 выступление
)

 

ДОГОВОР
Мы, нижеподписавшиеся, зам. директора Новокузнецкого театра им. С.ОрджоникидзеАрнопольский Михаил Самуилович, именуемый в дальнейшем Театр и артист Московского театра драмы и комедии на Таганке Высоцкий Владимир Семенович, именуемый в дальнейшем "Автор", составили договор о нижеследующем:

1. Театр получает, а Автор обязуется подготовить спектакль под названием "Драматическая песня". В работу Автора входит: а) тексты 12 интермедий "О театре и кино". б) тексты 15 песен для спектакля.
в) музыка для 15 песен. 2. Авторское исполнение спектаклей на сцене Новокузнецкого театра в период с 4 по 7 февраля 1973 г. в количестве 17 спектаклей. 3. Театр обязуется оплачивать Автору следующее вознаграждение:
а) за тексты к интермедиям из расчета по 50 руб. за каждую интермедию - всего 600 руб. за 12 интермедий; 6) за тексты песен из расчета по 50 руб. за песню, всего 750 руб. за 15 песен; в) за музыку для песен из расчета 100 руб. за песню, всего 1500 руб. за 15 песен; г) за каждое выступление Театр оплачивает по 49 руб. 50 коп. за спектакль, а всего 841 руб. 50 коп. за 17 выступлений (из расчета театрального оклада 150 руб.). Разовая ставка 16 руб. 50 коп. приравнивается эстрадной ставке за гастрольный спектакль 16 руб. 50 коп. Х 3 - 49 руб. 50 коп. Сумма всего договора составляет 3693 руб. 50 коп. (Три тысячи шестьсот девяносто три руб. 50коп.).
4. Театр оплачивает Автору проезд от Москвы до Новокузнецка и обратно самолетом.
5. Театр оплачивает Автору номер "люкс" в гостинице в период выступления с 4 по 8 февраля 1973 г. включительно. Договор вступает в силу с момента подписания и расторжению не подлежит.

Юридические адреса сторон: Театр - г. Новокузнецк, Кемеровской обл.. Театр им. С.Орджоникидзе. Автор - Высоцкий Владимир Семенович, проживает г. Москва, ул.Шверника, д. 11, корп.4, кв.41.
Паспорт 1-СЕ N682669, выдан 91 о/м 15 декабря 1969 г. детей двое, год рождения 1962 и 1964.

ТЕАТР М.АрнопольскийАВТОРВ.Высоцкий

      Высоцкому нельзя было просто выйти и спеть, официально он значился как актер, а не певец. Поэтому выкрутились как смогли, проведя все это дело как спектакль "Драматическая песня". Выступления Высоцкого согласовывали на самом высоком местном уровне, в обкоме партии. Добро давал Афанасий Фёдорович Ештокин — 1й секретарь Кемеровского обкома партии, к счастью - поклонник творчества Высоцкого. Без этого могло и не получится. Такие были времена... Ажиотаж в Новокузнецке вокруг концертов Высоцкого был необыкновенный. На все концерты - аншлаги. Толпы народу у Драмтеатра в надежде добыть "лишний билетик".

Есть записи тех концертов. Записывал звукорежиссер    Борис Михайлович Басев.Вот что он вспоминает по этому поводу:
"Я первый концерт записал сразу, а все остальные дополнял, чтобы повторов не было. Дополнял песнями, не вошедшими в программу первого концерта. Жалею, конечно, что плёнку экономил. Что не записал всё. Но, что об этом теперь. Пустое. Записывал крадучись — при закрытых дверях. Окно закрывал тоже. Идиотизм полный! Но, тогда — это было геройством. И, ещё, каким! Втык я от Бараца (директора Драмтеатра) получил... Думал кранты. Хорошо, если не посадят. А тут его самого в оборот взяли... — это и спасло. Многим досталось за те концерты тогда".

Интермедии практически не записывались, лишь изредка и чаще всего частично. Некоторые песни звучат не полностью. Но хорошо, что есть вообще такая запись, учитывая то, в каких условиях она делалась. Невооруженным взглядом видно, что это традиционный для Высоцкого концерт, а то, что его назвали спектаклем, мало что меняет по сути.

 

    Высоцкий выступал в Новокузнецке с концертами с 4 по 8 февраля 1973 г. Эти гастроли отозвались не только ошеломительным успехом, сердечными встречами с поклонниками и неплохим гонораром, но серьезными проблемами — со здоровьем и с партией. Для Новокузнецка это стало грандиозным событием, для тех, кто лично общался с поэтом и певцом — возможно, лучшим воспоминанием жизни.Высоцкий в это время работал актером в Театре на Таганке. Актером, а не певцом и не автором-исполнителем. Его стихи и песни любили и знали все, но официально выступать, тем более – с гастролями, актеру не разрешалось. Высоцкий был под бдительным надзором, как балансирующий «на грани» политически нестабильный представитель «творческой интеллигенции». Поэтому каждое выступление готовилось в строжайшей секретности и постоянно находилось под угрозой срыва, да и вообще походило на шпионский детектив. В Новокузнецк Высоцкий прибыл для исполнения спектакля «Драматическая песня». Не придерешься — ведь он актер, а выступления проводились на сцене Драмтеатра. График концертов был поистине чудовищным. Высоцкий подписался давать по 4 концерта в день — с 12:00 до 24:00, рвать струны, горло и душу для зрителя.

Воспоминания сотрудницы театра:

«Высоцкий прилетел. Мы его разместили в гостинице. Ещё не показали театр — место проведения концертов. А он обращается вдруг и говорит: — Лялечка, мне плохо (меня в ту пору Ляля звали), вызывай врача. Вызвали врача. А у него — приступ с желудком и кровотечение. Быстро вызвали скорую, сделали ему укол и сказали, что работать ему сегодня нельзя. Он отлежался. Пришёл в театр и работал весь день на износ. Удивительно.

Запомнился Высоцкий безупречно подтянутым, как струночка всегда. В чёрном свитере, зелёных брюках с широким поясом, похожим на армейский, и — неизменно с гитарой. Высоцкий был удивительно был добр и предупредителен. Зрителям своим — отказать не мог, хоть и мокрый весь был, от усталости, от перенапряжения».

Но последствия для здоровья были не единственными негативными. Вот как описывал корреспондент NewYorkTimes  Хедрек Смит то, чем обернулась артисту поездка в Новокузнецк:

«Владимир Высоцкий, молодая кинозвезда и драматический актер, завоевавший множество поклонников среди молодежи своими хриплыми подпольными песнями, зачастую пародирующими советскую жизнь и государственное устройство, получил официальный нагоняй за проведение нелегальных концертов.

«Советская культура», новый культурный орган Центрального Комитета Коммунистической партии, подверг его в пятницу острой критике за нарушение правил проведения гастролей. (…) Он был особо обвинен в том, что дал 16 концертов за четыре дня в индустриальном городе Новокузнецке, в нарушении официальных инструкций, запрещающих более одного концерта в день. Он не был в списке артистов, которым разрешено давать сольные концерты, — было предъявлено дополнительное обвинение.

Он смог организовать эти концерты — и, по слухам, многие другие, не упомянутые в статье — используя, как отмечает «Советская культура» с явным неодобрением, «личные каналы» и заручившись «личной договоренностью с директором местного театра, Д. Барацем, в сговоре с районным департаментом культуры.»

«Они решили извлечь выгоду из популярности артиста, — добавила «Советская культура», — директор театра нарушил все законы и инструкции, предложив артисту «коммерческую сделку», а артист нарушил все этические нормы, согласившись на это, зная заранее, что он собирается заниматься халтурой».

Даты концертов не были приведены, хотя газета сообщила, что около 1000 человек переполняли зал на каждом представлении. Не были также раскрыты никакие карательные меры против г. Высоцкого, ведущего актера московского Театра на Таганке, где он играет Гамлета в наиболее современной версии классики. Но он уже попадал в беду ранее, и каждый раз ему удавалось выкарабкаться».

 

 

 

 

Заключение

Жизнь В.С. Высоцкого– это пример того, как человек находил себя, находил свои моральные ценности, учился на ошибках других, на историях, рассказах людей, как не падал духом в тяжёлых бытовых ситуациях, как воспитал в себе характер, стойкость, мужество, целеустремлённость, самостоятельность. Он познал через что нужно пройти, чтобы достигнуть всего этого. Ничто не должно мешать человеку идти к своей цели. Должны быть препятствия, но они не должны прервать путь достижения твоей задачи. Цель должна стать задачей. К ней нужно стремиться. В. Высоцкий прожил короткую, но яркую жизнь. Он написал больше 200 стихотворений, порядка 600 песен, поэму для детей, а также прозу и драмы, сценарии и киноповести. В общей сложности его перу принадлежит более 850-ти поэтических произведений. Как музыкант, он дал примерно полторы тысячи концертов в СССР и за рубежом.

В своих стихах и песнях поэт сумел передать склад ума и образ русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время его широту. Вот это все вместе, это поэтическое и в то же время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Влади М.В. (М.В. Полякова – Байдарова) Прерванный полёт / Влади М.В. Москва: Издательство «Прогресс», 1989. -175 стр.

2. Крылов А.Е. Владимир Высоцкий / Крылов А.Е. Москва: Издательство «Художественная литература», 1990. – 639 стр.

3. Сушко Ю.В. Владимир Высоцкий / Сушко Ю.В. Москва: Издательство «Художественная литература», 2009. – 544 стр.

 

Интернет ресурсы

1. http://www.km.ru/referats

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)