Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Охрана труда» с использованием кейс-технологии
Оценка 4.8

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Охрана труда» с использованием кейс-технологии

Оценка 4.8
docx
09.12.2020
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Охрана труда» с использованием кейс-технологии
Методическая разработка учебного занятия.docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики «Новочебоксарский политехнический техникум»

Министерства образования и  молодежной политики Чувашской Республики



hello_html_m38c0bf1b.png



Методическая разработка учебного занятия

по дисциплине «Охрана труда»

с использованием кейс-технологии

Тема: «Охрана труда в профессии автомеханика»



 



Разработал:

преподаватель спецдисциплин

Петров И.П.

 

 

 

 

 

 

г. Новочебоксарск

 

Пояснительная записка

К инновационным оценочным средствам, которое в настоящее время получили распространение в учебном процессе, относятся кейс-измерители.

Метод кейсов (case-study, решение ситуационных задач) представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического решения.

Группе или отдельному студенту предлагается кейс-пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, которая содержит формулировку предлагаемого задания.

В кейс-методе используется диагностика ситуаций. По сути дела, она сводится к классификации проблемных ситуаций и выделению их существенных черт по основаниям классификации. Основная задача здесь заключается в том, чтобы из содержания кейса выделить все параметры конкретной проблемной ситуации.

При оценивании кейса не рекомендуется использовать 5-балльную систему, лучше 20-, 30- или 100-балльную.

Оценивание проводится по 2 позициям:

·         оценка участия в дискуссии по обсуждению кейса;

·         письменная работа, содержащаяся результаты анализа и выполнения кейса

 

Методическая цель: использование инновационных технологий в обучении охраны труда

Контингент обучаемых: студенты I-II курса по профессии «Автомеханик».

Время: 45 минут

 



Этапы занятия

1. Подготовительный этап

Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе дисциплины, задачи урока.

2.Ознакомительный этап

На данном этане происходит вовлечение студентов в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.

3. Основной (аналитический) этап

3.1.Энакомство студентов с содержанием кейса

1) вступительное слово преподавателя; распределение обучающихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

2) первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

3) второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2.Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

• анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

• выработка различных способов действия в данной ситуации — альтернатив;

• выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

• составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап

Заключительная презентация результатов аналитической работы (студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы); обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации; оценивание преподавателем работ студентов.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЕЙС

Описание ситуации

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Актуализация опорных ЗУН и мотивация состояний

Сообщение темы занятия и целевая установка.

Деление на группы по 4-5 студентов и выбор спикера в группах.

Раздача материалов.

3. Изучение и анализ ситуации:

Каждый из участников изучив кейс, начинает изучать информационный материал (справочники, учебники, литературу и т.д.) и представляет свой вариант решения и совместно оценивают, вырабатывают и выбирают оптимальное решение и готовятся к презентации.

4. Этап презентации решений по кейсу (до 3 мин. на каждого докладчика от группы) – 20 мин.

Решение кейса от каждой малой группы представляет 1 участник

Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен ответить или внести обоснованное возражение.

5. Этап общей дискуссии.

Проанализируйте описанную ситуацию:

1. Выявите причины, которые могут вызвать данную ситуацию.

2. К каким последствиям это может привести. Аргументируйте свой ответ.

6. Подведение итогов урока.

7. Задание на дом: составление презентаций по теме «Охрана труда в моей профессии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

 

О причинах взрыва АКБ

В процессе заряда на его заключительной стадии, в батарее начинается электролитическое разложение воды, содержащейся в электролите. При этом выделяются газы: водород и кислород. Часть выделяемого кислорода окисляет решетку положительных пластин, что приводит к ускорению ее коррозии. Водород и большая часть выделившегося кислорода выходят из электролита на поверхность, создавая видимость его кипения, и скапливаются под крышками в каждой ячейке аккумуляторной батареи. Если система газоотвода не забита грязью и нет других препятствий, через них эта смесь газов выходит наружу и легко рассеивается в окружающую среду. Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой смесь, которая при наличии искры или открытого пламени горит во взрывном режиме. Сила взрыва и его последствия целиком зависит от количества (объема) газа, скопившегося к этому моменту. Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора (нарушена работа регулятора напряжения) увеличивается интенсивность образования газа внутри аккумуляторной батареи и, следовательно, его выделение. При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объем под крышками ячеек АКБ. Скоплению газа около аккумуляторной батареи может способствовать утепление, применяемое некоторыми водителями, забывающими при этом о необходимости свободного удаления газовой смеси.

В таком состоянии (режиме работы) появление искры от неисправной электропроводки либо открытого огня (сигареты) опасно для аккумуляторной батареи - происходит взрыв и ее разрушение. Детали АКБ при разрушении могут причинить повреждения окружающим предметам и людям. Возникновение искры возможно также от проводов в местах их соединения с полюсными выводами аккумуляторной батареи. Если длительное время полюсные выводы АКБ и внутренняя поверхность наконечников не очищались от окислов, нарушается нормальный электрический контакт, возможно образование искр.
Образование искры возможно также между деталями внутри АКБ, когда уровень электролита ниже верхних кромок пластин. Таким образом, нарушение техники безопасности и режима обслуживания АКБ, длительная эксплуатация батареи на автомобилях с отклонениями технических показателей у изделий электрооборудования, служат причинами скопления, выделяющегося «гремучего» газа и провоцируют возникновение взрыва, приводящего к разрушению корпуса свинцовых стартерных аккумуляторных батарей. Такой взрыв может причинить вред человеку.

 

Ремонт и восстановление аккумулятора

Конструкция АКБ не предусматривает их ремонта в процессе эксплуатации в части замены блоков пластин в аккумуляторах, крышки или корпуса. Этого не делают даже на заводах-изготовителях. Если в новой АКБ обнаружен дефект, её утилизируют. Другое дело, если у АКБ незначительное повреждение пластмассовых корпуса или крышки, приведшее к течи электролита. Повреждения, не затронувшие целостность пластин и сепараторов в ячейках, поддаются ремонту с помощью тепловой сварки: поверхность места повреждения и фрагмент из аналогичной пластмассы одновременно нагревают до размягчения и плотно прижимают на 2-3 минуты. Затем, с помощью нагретого паяльника и специального пластмассового припоя обрабатывают края наложенного фрагмента. Трещины на корпусе и крышке можно заделать без наложения фрагмента, а только разогретым припоем. Если АКБ с поврежденным корпусом хранилась без электролита в поврежденной ячейке более недели, то после ремонта (и заливки электролита в ремонтную ячейку) такую АКБ необходимо подвергнуть двукратному заряду-разряду для восстановления работоспособности ремонтной ячейки.

Чаще всего повреждения корпуса происходят, если АКБ не закреплена на установочной площадке, острые борта которой повреждают корпус по основанию (днищу). Поэтому одно из условий для обеспечения ее нормальной работы - обязательное закрепление на рабочей площадке.

 

Указания мер безопасности.

1.1. Выделяющаяся при заряде батареи смесь водорода с кислородом ВЗРЫВООПАСНА. Поэтому КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ курить вблизи батареи, пользоваться открытым огнём, допускать образование искры, в том числе замыкать полюсные выводы аккумулятора.

1.2. Не наклоняйте батарею более чем на 45° во избежание вытекания электролита.

1.3. Электролит - агрессивная жидкость. При попадании его на незащищённые участки тела немедленно обильно промойте их водой, а затем 5% раствором соды и аммиака. При необходимости обратитесь за медицинской помощью.

1.4. Присоединение и отсоединение батареи от бортовой сети автомобиля должно производиться при отключённых потребителях. Вначале отсоединяется отрицательный вывод, затем - положительный; присоединение производится в обратном порядке.

1.5. Батарея должна быть надёжно закреплена в штатном гнезде автомобиля, соединительные клеммы плотно зажаты на полюсных выводах, а сами провода прослаблены.

 

 

 

 

 

Работа аккумуляторной батареи

 

На автомобилях для пуска двигателя и питание электропотребителей при неработающем двигателе применяется аккумуляторная батарея. Особенностью работы автомобильной аккумуляторной батареи является питание стартера при пуске двигателя, для работы которого требуется большой ток.

Батарея является химическим источником питания. Основными элементами свинцовой аккумуляторной батареи являются электроды, которые помещены в корпус. Электроды представляют собой свинцовые решётки, ячейки которых заполнены химически активным веществом.

В положительных пластинах используется диоксид свинца (PbO2), а в отрицательных пластинах - губчатый свинец (Pb). Так же в аккумуляторе используется электролит, который представляет из себя раствор серной кислоты (H2SO4). 

Работа аккумуляторной батареи заключается в следующем. При заряде батареи электроны движутся к отрицательным пластинам, нейтрализуя ионы двухвалентного свинца, в результате чего на поверхность выделяется губчатый свинец. Под влиянием зарядного тока двухвалентные ионы свинца у положительных пластин окисляется в четырёх валентные, которые в результате химической реакции соединяясь с кислородом находящемся в электролите образуя двуокись свинца (PbO2). При разряде аккумуляторной батареи происходит обратный процесс.

 

Как может произойти взрыв в аккумуляторной батареи

Из теории по работе свинцовых автомобильных аккумуляторных батарей следует то, что их заряд протекает с распадом воды в электролите, на газ, состоящий из водорода и кислорода. Первая часть кислорода притягивается к жилам решёток положительной пластины, происходит её окисление и сокращение ресурса аккумулятора. Вторая часть выделившегося кислорода и водорода выходит из раствора наверх банок, при этом создается видимость кипения аккумулятора. Когда в отверстиях пробок нет грязи, то газ быстро уходит в окружающую среду.

Итак, причиной взрывов аккумуляторов может быть попадание в него или в канал газоотведения искры или огня, вследствие чего взрывается гремучая смесь кислорода, водорода и других газов. Вызвать взрыв способна и искрящаяся электропроводка, полюсные клеммы, и близко зажженная сигарета, а также пламя спички. Образоваться искра может также в деталях во внутренней области батареи, при уровне электролита намного ниже верхушек пластин. Мощность взрыва и его действия полностью зависят от объёма газа, образовавшегося к данному моменту в закупоренной оболочке.

 

Не выполнение каких правил приводит к взрыву аккумулятора

Так нарушения техники безопасности аккумулятора, при отклонении технического показателя электронного оборудования от норм, может послужить причиной взрывов и разрушений аккумуляторов, за счет образования гремучего газа в банках. Данный случай не гарантийный и не является причиной для замены батареи или возврата её полной стоимости, даже когда он произошел в период гарантийного срока.

Эксплуатация батареи в момент перезаряда, также может быть одной из причин образования под крышкой батареи взрывоопасного газа, являющегося следствием распада воды на кислород и водород. Для уменьшения риска взрыва многие заводы ставят на батарею фильтр — пламегаситель.

Из этого следует вывод, что из-за несоблюдения техники безопасности, неисправности электрооборудования авто и при отсутствии должного контроля над аккумулятором и есть причина взрыва батареи с разломом корпуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Графкина, М.В. Охрана труда Автомобильный транспорт: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / М.В. Графкина  Автомобильный транс. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 176 c.

ISBN  978-5-4468-3434-1

 

Глоссарий

Виды инструктажей

1. Вводный – предназначен для всех, кто будет трудиться или просто присутствовать на предприятии или его территории. Его проходят все сотрудники предприятия независимо от ранга и профессии, в том числе студенты-практиканты, подрядчики и даже сотрудники медпунктов и столовых.

2. Первичный – предназначен для трудящегося, который будет работать на конкретном рабочем месте, используя конкретное оборудование. Его перед допуском к работам проходят работники, учащиеся, практиканты. Этот инструктаж могут не проходить лица, профессии и должности которых перечислены в соответствующем приказе.

3. Повторный – предназначен для всех лиц, которые проходили первичный инструктаж, если их не освободили от этой обязанности приказом в течение «межинструктажного» периода, т.е. не реже 1 раза в 3 мес

4. Внеплановый – предназначен для лиц, которые должны ознакомиться с новой информацией по ОТ, либо прерывали работы данного вида на 30 либо 60 календарных дней (больничный, другая деятельность, отпуск).

5. Целевой – предназначен для лиц, которые будут направляться на выполнение работ разового характера, либо требующих наличия особой документации (например, наряда-допуска).

Особенности каждого из инструктажей устанавливает ГОСТ 12.0.004-2015.

ССБТ – система стандартов безопасности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание ситуации

В одной из автотранспортных предприятий г.Новочебоксарска начали свою трудовую деятельность бывшие студенты политехнического техникума Егор и Павел. После прохождения вводного инструктажа их направили работать на один из участков предприятия. Егор,  имеющий 4 разряд автомеханика относился к своей работе всегда ответственно. А Павел, наоборот относившийся к учёбе посредственно не считал нужным строго соблюдать правила охраны труда и имел только 3 разряд автомеханика. В один из будничных дней, когда они проработали на данном предприятии 4 месяца их направили на один из участков по работе с аккумуляторными батареями. Во время кратковременного перерыва ребята решили покурить. Егор предложил Павлу пойти покурить в специально отведённое место для курения, помня что существует ССБТ, на что Павел ответил отказом и решил закурить в помещении для зарядки аккумуляторов. Когда он закурил и спустя время выкинул сигарету произошёл небольшой взрыв в помещении. Только по счастливой случайности Павел сильно не пострадал. Из за неожиданного хлопка взрыва Павел запаниковал и решив покинуть помещение побежал в сторону выхода из помещения и упав слегка поранил руку.

Вопросы(задание):

1.   Проанализируйте описанную ситуацию и выявите моменты, повлиявшие на возникновение данной ситуации.

2.    Почему Егор решил пойти курить в специально отведённое для этого место?

3.   Какие нарушения ОТ были допущены Павлом.

4.   Какие меры должна будет принять администрация предприятия в связи с взрывом в помещении предприятия?

5.   Из за несоблюдения какого вида инструктажа произошёл несчастный случай?

6.   Какой вид инструктажа проходят исключительно все работники предприятия при поступлении на работу?

7.   Какие виды инструктажей прошли последовательно Егор и Павел при поступлении на работу и какой вид инструктажа нужно было им пройти перед началом работ с аккумуляторными батареями?

 

 

Какие бывают виды инструктажей по охране трудаКакие бывают виды инструктажей по охране труда


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Пояснительная записка К инновационным оценочным средствам, которое в настоящее время получили распространение в учебном процессе, относятся кейс-измерители

Пояснительная записка К инновационным оценочным средствам, которое в настоящее время получили распространение в учебном процессе, относятся кейс-измерители

Указания по проведению анализа конкретной ситуации

Указания по проведению анализа конкретной ситуации

КЕЙС Описание ситуации Ход урока: 1

КЕЙС Описание ситуации Ход урока: 1

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ О причинах взрыва

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ О причинах взрыва

Если в новой АКБ обнаружен дефект, её утилизируют

Если в новой АКБ обнаружен дефект, её утилизируют

Работа аккумуляторной батареи

Работа аккумуляторной батареи

Так нарушения техники безопасности аккумулятора, при отклонении технического показателя электронного оборудования от норм, может послужить причиной взрывов и разрушений аккумуляторов, за счет образования гремучего газа…

Так нарушения техники безопасности аккумулятора, при отклонении технического показателя электронного оборудования от норм, может послужить причиной взрывов и разрушений аккумуляторов, за счет образования гремучего газа…

Глоссарий Виды инструктажей 1

Глоссарий Виды инструктажей 1

Описание ситуации В одной из автотранспортных предприятий г

Описание ситуации В одной из автотранспортных предприятий г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2020